ЗНиТТЕГвТОСК/РНОТАЗвТОСК
Любовь и мужество
— Отец Валериан, 13 декабря 2012 года вам вручили международную общественную награду Андрея Первозванного «Вера и верность». В ответном слове вы вспомнили полководца Олоферна, погибшего от руки женщины, которой увлекся.
— Я сказал о двух вещах — о любви и мужестве. Ведь фонд, который меня представил к награде, носит имя святого всехвального апостола Андрея Первозванного, символизирующего мужество. Когда Иоанн Предтеча, Креститель Господень, сказал «се Агнец Божий», за Христом пошли два ученика. В Священном Писании назван апостол Андрей, но пошли-то двое: второй, по Преданию, был Иоанн Богослов, апостол любви.
Альфа и омега всего бытия — это любовь. Но в конце существования человечества будут особенно важны две добродетели — любовь и мужество. Естественно — вера: «Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8).
Дело все в том, что любовь, как добродетель, требует подвига. А для подвига необходимо мужество. Это понятие
Протоиерей
ВАЛЕРИАН
(Кречетов),
настоятель храмов Покрова Богородицы и Новомучени-ков и Исповедников Российских в селе Акулово Московской области
у нас не совсем правильно объясняют, предполагая, что мужеством обладают герои битв, люди, совершающие геройские поступки. Но вопрос этот очень непростой. И еще Сократ спрашивал своих учеников: что такое истинное мужество? Когда ему привели примеры всевозможных отважных поступков, он сказал, что мужественный — человек, сильный в борьбе с вожделениями и пожеланиями.
В Ветхом Завете есть классический пример: ассирийский военачальник Олоферн, который с многотысячным войском намеревался взять город-крепость Ветилую, как «спящую птицу в гнезде»: но накануне явилась иноплеменница Иудифь, и Олоферн потерял голову сначала в переносном смысле, а потом в физическом — она ему отрубила эту голову. Военачальник окончил свою жизнь не на поле брани, а на похотливом ложе. И вот об этой-то истине и говорит Церковь устами своих святых: истинное мужество заключается в борьбе со своими грехами. Потому что когда нет труда, стремления, тогда человек, даже совершающий какие-то большие дела, может на малом пострадать. Как бесславно окончил свою жизнь Олоферн.
И наоборот, истинная любовь, нежная и хрупкая, обладает сверхъестественной силой.
Мне всегда вспоминается, как однажды перед Праздником Пасхи нам оказали благодеяние и заасфальтировали небольшую площадку у церковного дома. И уже после Пасхи, когда солнышко пригрело, я вышел и увидел удивительное зрелище: черная площадка быстро прогрелась и вспучилась бугорками. Асфальт был поднят, взломан одуванчиками. Хрупкий цветочек, трубочка нежная, взломала асфальт. Мне как-то представилось, что это и есть символ любви, которая кажется совсем незаметной, хрупкой, слабой, но обладает невероятной внутренней силой.
И вообще цветы, как замечательно сказал один архиерей — это символ рая, оставленный на земле Богом. Это действительно некий символ чистоты и целомудрия. Архангел Гавриил, явившийся к Матери Божией на Благовещение, изображается с цветком. Есть такой образ — «Неувядаемый Цвет». Потому что в раю-то он — неувядаемый. А здесь напоминает нам о временности земной жизни и о вечности будущей.
Один человек, очень доброй матери сын, к несчастью, выпивал. Звали его Иван. «Ваня-то пьет от доброты», — говорил о нем отец Сергий (Орлов), наш старец. Друзья, товарищи — и он вместе с ними, опять и опять. А потом ему говорят: надо лечиться. Поскольку он добрый, то не стал сопротивляться: «Ну давайте лечиться». Ему сделали укол, а он потерял сознание. И восемь суток был без сознания. Потом пришел в себя, увидел свою маму: «Мама, мамочка, страдалица ты наша... Знаешь, мама, какой Бог сильный и какой Он добрый? Если Он оставит меня на этой Земле, я никогда не буду пить. Если б кто знал, какое пьянство смрад, никогда бы эту гадость в рот не брал». И спрашивает: «Мама, а знаешь, какие там добрые дела?» «Нет, сынок, — она отвечает, — не знаю». «Там добрые дела — как сад, полный цветов. И нет, — говорит, — ничего на этом свете лучше, чем жить в мире и делать добро». Такие простые слова сказал. Он в этот день и умер. Господь его забрал, когда душа его обратилась к Богу.
Основа всей жизни — это, конечно, все-таки любовь — в высшем, чистом смысле. У нас понятие «любовь», к несчастью, употребляется в разных контекстах. Греки очень серьезно относились к этому, они разделяли несколько
понятий. Та любовь, о которой идет речь в Евангелии, — духовная, Божественная. Очень хорошо сказал сербский архимандрит Иустин (Попович), который, кстати, умер на Благовещение: «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман».
К истинной глубокой любви и нужно стремиться. Она, собственно, и есть жизнь, все остальное — временное.
Брак в отношениях
— Батюшка, у нас сейчас полстраны живет в гражданских браках — по любви.
— Это не любовь в истинном смысле. По крайней мере, с одной, а то и с обеих сторон.
— А может гражданский брак к любви привести?
— Тут вопрос непростой, потому что не сожительство приводит к любви, а внутреннее изменение самого человека. Есть такое изречение: от человека — подвиг веры, от Бога — дар любви. То есть в истинном смысле любовь это дар Божий.
Настоящее чувство не проходит. Есть классический литературный пример — Татьяна Ларина и Онегин. Хотя он оказался не очень хорошим человеком, убив на поединке друга, но она, может быть, видела в нем что-то благородное. Татьяна, когда уже вышла замуж, сказала: «Я вас люблю (к чему лукавить?), / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». То есть чувство у нее осталось. Когда-то отец Иоанн (Крестьянкин) сказал одной рабе Божией: «Увлечение, как правило, греховно, а чувство свято».
Чувство остается, если оно есть, — прежде всего в законном браке. Но иногда случается, что живут-живут, а потом — раз, понесло в другую сторону. Истинного чувства-то не было, а было другое. Или же это чувство оскудело. По какой причине, вопрос непростой. Но о любви Господь сказал: «.по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Враг старается разрушить союз любви, увлекая человека в грехи. Человек терпит-терпит, а потом устает, любовь начинает ослабевать, и он ищет утешения, отрады какой-то.
— Так вот молодежь и проверяет в гражданском браке — сколько сможет терпеть.
— А что проверять, если он с одной проверяет, потом с другой, с третьей, с четвертой? Ну, потом допроверяет-ся, жизнь кончится, нигде ничего не нашел, и она ничего не нашла. А что проверяли — то, чего не было? А была одна плотская жизнь.
Видите в чем дело, любовь, если она есть — она есть. Это как человек, когда голоден — ест, не копаясь в пище. Истинной любви не свойственно жить в себе. Человек ищет, к кому проявить эту любовь, кого полюбить до конца.
— Но как не ошибиться?
— Молиться нужно, чтобы Господь указал. Больше ничего. И когда небо молчит, не надо ничего предпринимать. Я просто молился, хотел служить Богу. И Господь все устроил. Были чувства, мысли. Но Господь отодвигал, отводил и привел к тому, к чему привел. И вот когда меня награждали, самого главного-то и не сказали, что мне Господь послал семь человек детей и 33 внука, сейчас ждем 34-го. Вот свидетельство того, что Господь благословил. Конечно, естественно, венчались, все это, как подобает. Но самое главное — благословение Божие, воля Божия.
Нас отец учил так: «Не ходи в тот дом, где есть девушка, на которой ты не собираешься жениться». Сам отец когда-то пришел к своему духовнику, протоиерею Владимиру Воробьеву, и попросил: «Батюшка, мне нравится девушка. Благословите.» — ходить в тот дом. А духовник сказал: «Выкинь ее из головы, она тебе не пара». «Она, — отвечает отец, — хорошая девушка». — «Кристальной души человек. Но тебе она не пара». Через три года она умерла.
Последнее слово науки — первое слово Библии
— Отец Валериан, как вы относитесь к теории теле-гонии, которая говорит о влиянии первого мужчины на будущих детей женщины? Обычно приводят такой пример: у женщины, которая когда-то встречалась с чернокожим мужчиной, но через несколько лет вышла замуж за своего соотечественника, потом родился чернокожий внук. Однако теория телегонии была отвергнута официальной наукой.
— От того, что ее не признают, ничего не меняется. Что значит «отвергли», когда есть Ветхий Завет, где описан закон ужичества: брат умершего был обязан восстановить его семя, взяв в жены его бездетную вдову (Втор. 25:5-10). Рождающийся ребенок был сыном первого мужа. Древние знали это. Это существует. Последнее слово науки — первое слово Библии.
— Эта теория распространяется на мужчин?
— Скорее всего — да, какая-то «обратная связь» существует. Как говорит апостол Павел, «совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею» (1 Кор. 6:16). Есть такой пример, очень серьезный, описанный у старца Паисия Святогорца. В Греции один юноша собрался жениться, все вроде уже решили, хотя родители были против. Он какое-то время держал себя, а потом совершил насилие над ней и — отвернулся. Господь ее как-то утешил, она потом вышла замуж, родились дети. А у него, несмотря на то что судьбу он свою устроил, дети не рождались. Он молился, пришел на Афон, и старец его спросил: а ты никого не обидел? Он признался. Старец сказал: «Пока она тебя не простит, детей у тебя не будет». И он умолял ее о прощении. А она говорила: «Когда я тебя просила, ты не послушался меня.» Он был богатым, сделал вклады в детский дом, принес чеки. И она наконец его простила. Только после этого у него стали рождаться дети.
— То есть связь, скорее, духовная?
— Духовная связь, да. Но душа и тело связаны между собой воедино.
— А можно от такой негативной связи избавиться?
— Не делать так. А тем, кто так поступил, — каяться. Покаяние исправляет. У пророка Давида первый ребенок Вирсавии, которую он взял у Урии, умер. Но Соломон-то родился. Хотя кое-что унаследовал: «рачитель премудрости — рачитель блудных жен», как пишет святой Андрей Критский. Соломон в угоду женщинам поклонялся идолам.
— Батюшка, а какое определение можно дать целомудрию?
— Целомудрие — это девственная чистота души и тела.
— А как оно воспитывается?
— Воспитывается целомудрие, прежде всего, конечно, Церковью. Потому что Церковь, Таинства, дают силу духу,
«Истинная любовь, нежная и хрупкая, обладает сверхъестественной силой».
\ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (134) 2013
83
«Когда нет цельности семьи, нет цельности государства. Из цельных семей состоит цельное государство. А израз-розненных семей — разрозненное».
ФОТОСОЮЗ
очищают душу. В семье, естественно, важным является поведение родителей и старших. Самое страшное явление — когда нецеломудренное, развратное поведение дает печальный пример младшим. Но по Промыслу Божию просто непостижимо иногда, что дети порой, видя, насколько все это отвратительно, начинают ненавидеть грех и стремятся к чистоте.
— Вы как-то рассказывали, что в вашей семье вообще не говорили о темах, связанных с плотскими отношениями. Но, наверное, про ту же телегонию можно рассказывать подросткам?
— В каком-то возрасте нужно. Отец должен говорить с мальчиками, а мать — с девочками.
— А как выглядит целомудренный человек? Можно его определить по внешнему виду?
— Это довольно явная чистота и простота — прежде всего в лице и в глазах. Ведь глаза — это зеркало души. Как человек смотрит на мир — какими глазами? Для чистого — все чисто. Это как взгляд ребенка — ясный, обезоруживающий. Или глаза старцев, в которых светятся такая чистая любовь и доброта.
— А каковы плоды целомудрия?
— «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). И венец всего, как преподобный Серафим сказал, — стяжание благодати Святого Духа.
Смертельное оружие
— Батюшка, еще одна своеобразная тенденция — женщины не хотят выходить замуж. Живут в одиночестве, иногда с детьми. Но без мужей.
— К несчастью, это часто связано с плотоугодием и леностью. Потому что любой настоящий брак предполагает соответствующий подвиг, выполнение обязанностей — заботу о муже, о детях. Многие и живут как содержанки, хотя
есть законные жены. Сожительствуют, а детей иметь не желают. Но и жены иногда тоже не желают детей. Печальное
явление такое, ведь основное назначение женщины — быть помощницей мужу, продолжать человеческий род. А она от этого предназначения отходит и живет иногда за плату — как наложница. Конечно, ненормально все это. Были наложницы в Ветхом Завете: у Соломона — 600 жен, 800 наложниц.
— И в итоге это привело к разделению царства на Иудейское и Израильское, начались войны...
— Потому что когда нет цельности семьи, нет цельности государства. Из цельных семей состоит цельное государство. А из разрозненных семей — разрозненное. Это естественно.
— Дети расплачиваются за нецеломудрие родителей?
— Конечно. Когда Спасителю привели бесноватого отрока, «спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства» (Мк. 9:21). Святые отцы объясняют это неверием родителя.
Ученики все это слышали и, когда увидели слепорожденного, стали интересоваться: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2).
Когда мы получаем по наследству генетическое, как говорят, здоровье, какие-то качества, то с удовольствием это принимаем. Было бы несправедливым, если бы человек не получал и другого. Занимаясь чем-то, совершая какие-то поступки, мы несем ответственность и за себя, и за то, что будет после нас.
Известно, что в водке есть вещества, которые влияют на человеческий мозг. Но на взрослые индивидуумы это действует не так сильно, как на детей. Чем больше люди грешат, тем больше болезней.
— Во время Великой Отечественной войны один немецкий врач сказал, что страну, в которой так много целомудренных девушек, победить невозможно.
Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Увлечение, как правило, греховно, а чувство свято».
— Раскрывая это изречение, можно сказать: не нужно устраивать войну, можно лишить народ целомудрия — и эта страна будет побеждена. Сущность целомудрия — духовная. Немецкий врач говорил о девственности, но это уже некий признак, девственность все-таки напрямую связана с целомудрием.
Хотя иногда может сохраняться девственность, но не быть целомудрия. Есть такой пример, когда игуменья увидела одну девушку, монахиню, после смерти в аду. Оказывается, она девство не потеряла, но предавалась нецеломудренным мечтаниям. Поэтому все равно ее натура была повреждена.
— Социолог Питирим Сорокин в середине XX века пришел к выводу, что все сексуальные революции сопровождаются упадком культурной и политической жизни и в конце концов приводят к политическим потрясениям.
— А дело все в том, что в культурной и политической жизни очень важна умственная деятельность. Совсем дурак ничего не может. Но нецеломудренное поведение сказывается на умственных способностях. Такое распространенное печальное явление, как малакия (грех рукоблудия — в древности, в Ветхом Завете; онанизм. — Ред.), действует на психику, человек тупеет. «Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый» (Прем. 4:12).
Ум меняется, человек похотливый перестает соображать. Все без исключения пьяницы постепенно деградируют — одни быстрее, другие медленно.
Революция 1917 года была порождена такой же революцией потери нравственности, которая началась еще раньше. А что нынешняя революция породит дальше — это уже покажет время.
— В 1996 году Билл Клинтон подписал закон, согласно которому США начали воплощать в жизнь программу с красноречивым названием «Обучение воздержанию». Оказывается, Америка, пережив сексуальную революцию, серьезно озаботилась состоянием нравственности.
— Там тоже, видимо, верующие люди есть. Какого уж направления, не знаю, но просто думающие. Истина себя защищает. Мир не без добрых людей, как говорится, они везде есть. Это вещи довольно очевидные, в общем-то...
— Но почему самые очевидные вещи люди не понимают?
— Некоторые не понимают, другие даже не хотят об этом думать. Потому что боятся понять. Если ты поймешь, ты должен как-то к этому относиться. Нужно менять жизнь. Рабство греху, похотливость, от которой человек не хочет избавиться, как раз и закабаляют его. Он становится рабом, и голова уже не соображает.
Господь говорит: «.если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32).
Поэтому надо держаться за веру, за Церковь, за церковные устои, стараться с Божией помощью в своей семье как-то воплощать эти идеалы — это то, ради чего жизнь будет продолжаться до Второго пришествия.
№7 В июльском номере журнала
2013 «Прямые инвестиции»
Аквакультура добычи черной икры
Вниманию организаций
Ознакомиться с журналом и приобрести электронную версию можно по адресу: www.park.ru. Тел.: 8(495) 234-02-22.
Подписаться на журнал можно через редакцию.
1, Название организации
2. Адрес для доставки Индекс
Область/республика
Город, поселок
Улица
Дом | квартира | офис
Доп. информация
3. Ответственный за подписку Ф.И.О.
Тел.
4. Количество экз.
5. Начало подписки (отметьте месяц) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 месяц 2013 г.
6. КПП
7. ИНН плательщика
8. Юридический адрес
9. БИК банка плательщика
10. Банк плательщика
11. К/с банка плательщика
12. Р/с банка плательщика
Оформите заявку, пришлите в редакцию для оформления счета на оплату.
Факс: 8(495) 637-90-29 отдел подписки.
Также подписку можно оплатить в любом отделении Сбербанка РФ.
Стоимость подписки на 1 мес. в г. Москве -120 руб., в других регионах России -140 руб.
ЗАО «Инвест Медиа», ИНН 7710404219; КПП 773301001, р/с 40702810438040105462,
Московский банк ОАО «Сбербанк России», г. Москва, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225.
При оформлении через отделение Сбербанка укажите адрес получателя, начало подписного периода. Копию оплаченной квитанции пришлите по факсу: 8(495) 637-90-29 отдел подписки.
Подписка по почте оформляется по каталогам.
Каталог агентства «Роспечать» - индекс 82180, 82540.
Объединенный каталог «Пресса России» - индекс 44343, 44348.
Каталог российской прессы «Почта России» - индекс 11381. В Москве подписку можно оформить в агентстве «Интер-почта», тел.: 8(495) 500-00-60, 580-95-80.
Российский Private Banking начал процедуру выбора юрисдикций, альтернативных Кипру