Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Ливерий Воронов
Слово в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Опубликовано:
Христианское чтение. 1996. № 11. С. 136-140
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
Но не каждому из нас дано подобное счастье — увидеть воочию искреннее и полное обращение ко Господу, к благочестивой христианской жизни дорогих сердцу заблудшихся ближних наших. Нередко причиной этому бывает или наша собственная рассеянная и далекая от идеала нравственного совершенства жизнь, или недостаточное усердие в молитвах. Иногда же терпеливое ожидание момента, когда Господь, не хотящий смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33,11), победит Своей любовью его сопротивляющуюся волю, является задачей и спасительным крестом всей нашей жизни. В этом случае мы становимся подобными смиренному 1! трудолюбивому труженику евангельской притчи, который «бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4, 26—28).
Будем же всегда помнить и эго евангельское назидание, и апостольские увещания к непрестанной молитве и спасительному терпению. Будем чаще вспоминать ту безмерную любовь и заботу, которой Сам Господь лелеет и окружает каждое Свое создание, дабы даровать ему спасение и жизнь вечную. Пророк Божий Исаия так говорит нам об этой божественной любви и заботе: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, го Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15).
Завещанный же нам труд любви по отношению к ближним, труд молитвы, благовестия и исповедания, да не будет казаться нам напрасным и бесполезным. Когда утомленные безрезультатной ловлей рыбы Апостолы услышали повеление Господне, данное Симону: «от-плывы на глубину, и закиньте сети свои для лова», то они сказали устами Петра: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали: но по слову Твоему закину сеть». И «сделавши это, — говорит Евангелист, — они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лк. 5, 4—6).
Пусть же этот слышанный нами сегодня евангельский рассказ послужит и нашему назиданию в вере и нашему утешению в трудностях и испытаниях нашей жизни. Наше христианское плодоношение есть не наша заслуга, которая давала бы право всегда видеть ощутимые результаты наших трудов. И потому в надежде на неоскудевающую любовь и милость Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа станем, не ожидая ни награды, ни быстрого и очевидного успеха, смиренно исполнять заповеданное нам, руководствуясь святыми словами Апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия о Христе Иисусе» (1 Сол. 5, 16—18). Аминь.
СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ
СВ. АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА
Храм Ленинградской Духовной Академии 9 октября/26 сентября 1973 г.
о имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Отличительным свойством истинного христианина является, как свидетельствует нам об этом Слово Божие, постоянная, никогда не ис-136
сикающая радость. «Братия мои возлюбленные и вожделенные...— говорит своей филиппийской пастве св. апостол Павел,— радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4, 1.4). «Всегда радуйтесь!»— пишет он же христианам города Фессалоники (1 Сол. 5, 16).
И это были не одни лишь идеальные призывы и благопожелания любящего апостольского сердца. Каждый, кто со вниманием читал священную книгу Деяний Апостольских, где описываются первые дни Церкви Христовой, или кто знакомился с историей первых веков христианства, хорошо знает и невольно приходит в изумление от того, как при самых различных, подчас чрезвычайно трудных обстоятельствах умели всегда радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить Бога верные последователи Христа Спасителя.
Эта удивительная радость стала возможной на земле лишь потому, что люди, многие века блуждавшие в потемках духовного неведения, свиделп наконец в событиях воплощения, искупления и воскресения Христова восход вечного Солнца Правды (Мал. 4,2), озарились светом евангельского учения и согрелись живительными лучами излившейся на них Божественной любви.
Дохристианский мир не знал подлинной радости и устойчивого чира. Одним из главных источников душевной тревоги, беспокойства и неудовлетворенности человека, поглощенного интересами лишь земного бытия, служит сознание мимолетности земной жизни. «Что такое жизнь ваша?---говорит св. апостол Иаков. — Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4, 15). Ведь как бы ни заботился человек о своем долголетии, как бы ни старался экономно расходовать свою жизненную энергию, но по-прежнему остается в силе сказанное еще древним пророком: «дние лет наших в нихже седмьде-сят лет, а те же в силах, оемьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс. 89, 10).
Чтобы заглушить в себе эту тревогу, одни бросаются в водоворот развлечений, в своего рода погоню за тенями, тратят лучшую часть своей жизни на то, чтобы как-нибудь «провести время», израсходовать его, щедро и бездумно расточая это великое сокровище, о котором ап. Павел говорит: «смотрите, поступайте осторожно ... дорожа временем» (Ефес. 5, 15—16); они упускают при этом из виду сказанное Господом и Спасителем нашим о том, что делать добрые дела, приобретать нетленные ценности для вечной жизни можно только до тех пор, «доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9, 4).
Другие, более вдумчивые люди, не находя радости и счастья в избытке жизненных удовольствий, стараются жить более рассудительно и целесообразно. Они усиленно трудятся, развивают свой ум, стремясь приносить пользу другим, совершают благородные, жертвенные поступки. Однако и они нередко испытывают непреодолимое чувство тоски п разочарования, чувство, так сильно выраженное горькими словами нашего великого поэта: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?»
От дохристианского мира дошло до нас немало свидетельств о господствовавшем в нем безрадостном настроении. Каким разочарованием хышат, например, слова знаменитого римского философа I века: «Цепь всякого любомудрия — научить презирать жизнь»! Каким холодом и какой душевной пустотой веет от надгробных языческих надписей вроде следующей: «Я был нечто и стал теперь ничто»!
...Шли века за веками, сменялись поколения за поколениями, приходили и уходили великие человеческие цивилизации, титаническими усилиями человеческого разума изменялся лик Земли, совершенствовались фопмы человеческого общежития и человеческих взаимоотношений. . . Но для человека, мыслящего по-земному, пред лицом неуст-
ранимого факта всеобщей смертности всегда оставались трагической п мучительной реальностью слова Премудрого Екклесиаста: «Сказал я в сердце своем о сынах человеческих ... что они сами по себе (т. е. вне общения с Богом)—животные: потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти ... все произошло из праха и все возвратится в прах» (Еккл. 3, 18—20).
Но с тех нор, как сумерки язычества сменились светлым и ярким дне'-; христианства, стало возможным иное, радостное и жизнеутверждающее восприятие мира и истории. Даже земная кратковременная жизнь засверкала и заискрилась обилием красок, получила свой подлинный глубокий смысл, из юдоли скорби и отчаяния превратилась в благословенное поле деятельности, в место, предназначенное для раскрытия лучших сторон человеческого существа, для мужественных подвигов, и великих свершений на благо человечества. Но что еще важнее: человек стал наследником подлинного, не только отвлеченно понимаемой), но самого реального личного бессмертия, и извечный враг человеческой радости — смерть лишилась своего жала, ибо человек узнал, что смерть — это не прекращение бытия, не обращение в ничто всех надежд и стремлений, а лишь последнее на пути человеческого совершенствования нравственное испытание пред наступлением иной, нескончаемой жизни. Зная это, христианин, искренне преданный делу своего последования за Христом, может ныне с чистой совестью сказать вместе с Апостолом: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1,21).
Дорогие братия и сестры!
Ныне, в этот светлый праздничный день, мы, как чада Святой Православной Церкви и как служители христианского просвещения, благоговейно чтим память одного из самых верных учеников и последователей Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа — память святого славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова, возвестившего нам вечную радость о жизни в Боге и с Богом. Ему, зрителю неизреченных откровений, другу и наперснику Христову, обязаны мы драгоценными сокровищами христианского богословского ведения. Его Святая Церковь нарекла «Апостолом любви», с его личностью соединила свою непоколебимую уверенность в истине усыновления Пречистой Богоматери Ее Божественным Сыном всего христианского рода.
Не достало бы времени и не хватило бы сил говорить подробно о богословии великого Апостола. Невозможно исчерпать и выразить точным научно-богословским языком всю сущность и глубину его возвышеннейших умозрений, невозможно изъяснить величие тайны, им проповеданной, — тайны, раскрыть которую дано лишь Церкви и притом на основе всего ее опыта, всей ее минувшей, настоящей и грядущей истории... Но некоторые возвещенные апостолом и евангелистом Иоанном истины столь важны и в то же время столь просты и доступны нашему пониманию, столь дороги нашему религиозному чувству, что нельзя не упомянуть о них, говоря о его апостольской пропо-иечн и служении.
«Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего ради очищения нас от грехов наших... Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил пас» (1 Ни. 4, 8—10.19).
Древний мир не был в полном неведении о Боге. Что возможно знать о Нем естественному человеческому разуму, было известно и
язычникам, Мо как показывает история религий, свидетельствующая об их религиозном опыте, Божество чаще всего представлялось им страшной и даже губительной силой, требующей умилостивления посредством жертв, в том числе и человеческих. И только немногие лучите представители язычества возвышались до более высокого представления о Божестве, наделяли его более человечными чертами и чтили тот «Неведомого Бога», о жертвеннике которому упоминал в своей знаменитой речи, произнесенной в афинском ареопаге, св. апостол Павел (Деян. 17,23).
Представления о Боге в ветхозаветном избранном народе были, конечно, гораздо более чистыми и возвышенными. Однако и они не возвышались до мысли о том, что Бог есть «любовь и самое существо любви» (митр. Филарет), и потому древние израильтяне не знали и той великой и радостной истины, которая открылась только в христианстве и которую возвещает нам в своем соборном послании св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии ... Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3,2.1).
Дарованное нам усыновление, дающее нам право обращаться к Богу, как к нашему Небесному Отцу, позволяет нам надеяться на милосердие Божие и тогда, когда по немощи воли мы оказываемся не на высоте христианского призвания и впадаем в те или иные грехи. «Бели исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи паши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1,9).
Свидетельствуя о безграничной .любви Божией к Его творению и особенно к человеку, как носителю образа Божия, Апостол утверждает однако, что эта любовь не относится безразлично к расположению нашего сердца, к нашему нравственному настроению. Он со всей определенностью указывает на три великие препятствия к нашему духовнонравственному совершенствованию, становящиеся преградой для изливающейся на нас любви Божией. Эти три препятствия суть: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Иоан. 2,16). И понятно, что Церковь Христова особенно ценит стяжание добродетелен, противоположных этим трем порокам, ценит развитие и укрепление в нас целомудрия, воздержания и смирения.
Христианство не есть одно лишь учение. Как Христос есть «Путь, п Истина, и Жизнь» (Ин. 14,6), так и подлинное христианство есть следование за Христом, верность евангельской истине и общение с бессмертным источником благодатной жизни. И величайшим, радостнейшим фактом нашего религиозного бытия является то, что на земле существует носительница этой благодатной жизни — Святая Христова Церковь, таинственное тело Христово, средоточие всего потребного для жизни и благочестия (2 Петр. 1,3). И ее, эту величайшую и спаситель-непшую на земле реальность, св. апостол н евангелист Иоанн Богослов изобразил нам под видом Божественной Лозы, ветвями которой мы являемся и в отрыве от которой «не можем творитм ничесоже» (Ин. 15,5).
Прославляя великого благовестника, возвестившего нам «вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1,2), написавшего свое Евангелие и свои послания, чтобы мы, веруя в Господа Иисуса Христа, Сына Божия», имели жизнь во имя Его» (Ин. 20,31) и чтобы чрез это «радость наша была совершенна» (1 Ин. 1,4), постараемся стать достойными этих великих истин и радостнейших обетований.
Будем усердно и благоговейн-о приникать к вдохновенным словам проповеди, наставлений и увещаний великого старца (2 Ин. 1,1) и «богословов начальника», проникаясь ответной любовью к возлюбившему пас Богу, удостоившему нас быть Его детьми, вселившему в серд-
цп наши животворную надежду на бессмертие. Будем ценить и поспи* тывагь в себе дух целомудрия, воздержания и смирения.
В особенности же станем просить у Апостола любви, чтобы он своими дерзновенными к Богу молитвами исходатайствовал и нам священный дар любви к ближним и дальним, дабы, любя братьев наших не словом или языком только, но делом и истиною, полагая друг за друга души свои, мы поистине перешли из смерти в жизнь (1 Ии. 3, 14.16.18), став наследниками блаженного царства любви и мира великого Бога и Спаса Владыки и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВ. АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА
9 октября/26 сентября 1977 г.
аждыи человек на земле хочет и стремится оыть счастливым и радостным. Но далеко не всегда мы хорошо понимаем, что такое истинное счастье и что такое подлинная радость. И потому наши стремления к счастью нередко обращаются в погоню за призраками, а радость гак легко сменяется унынием, тоской и разочарованием.
А между тем жажда счастья и потребность в радости — это не какое-то суетное желание, не каприз нашей омраченной грехом природы. Нет, это врожденные и дарованные нам Богом устремления, составляющие неотъемлемую принадлежность нашего существа, созданного по образу и подобию Божию.
Сам Господь, наш Творец, Промыслитель и Спаситель, хочет, чтобы мы были подлинно счастливы и здесь, на земле, и в будущей вечной жизни. Он зовет нас к самой высокой степени счастья, которую Его божественное слово именует блаженством. Он указывает нам верные пути к этому высочайшему счастью. Он предлагает нам надежные способы его достижения, и Свои заповеди блаженства завершает словами: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 3—12).
Сегодня, в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова хочется снова и снова говорить о счастье, о радости, о полноте жизни, к которой все мы призваны волею Всещедрого и Вееблажен-ного Бога и Спасителя нашего, почерпая на этот раз преимущественно от источников мудрости великого «богословов начальника» и «зрителя неизреченных божественных откровений».
Возлюбленный ученик Господа Иоанн, сын Зеведеев, прожил долгую жизнь, в которой познал и радости и скорби. Светлые годы близкого общения с Божественным Учителем скоро сменились для него трудами и подвигами апостольского благовестил о Христе Распятом и Воскресшем, пастырскими заботами о верующих и многими тяжкими нравственными испытаниями, вплоть до исповедничества за имя Христово.
Но и в самые трудные годы своей жизни св. Иоанн был счастлив и блажен в своем действовании (Иак. 1,25). Да и мог ли, несмотря на все болезни и труды своего апостольского служения, быть когда-либо несчастлив тот, кто удостоен был возлежать на персях своего Учителя п Господа на Тайной Вечери, кто был усыновлен Пречистой Деве Богоматери Ее умиравшим на кресте Божественным Сыном, кто имел уте-
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.