Научная статья на тему 'Слово на литургии в неделю 18-ю по Пятидесятнице'

Слово на литургии в неделю 18-ю по Пятидесятнице Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово на литургии в неделю 18-ю по Пятидесятнице»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово на литургии в неделю 18-ю по Пятидесятнице

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 133-136

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ 18-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

6 октября/23 сентября 1974 г.

опте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его» (Пс. 9, 12). «Он соделал великое; да знают это по всей земле» (Ис. 12,5). Так в полном единодушии и единомыслии призывают каждого верующего не только прославлять в песнопениях и славословиях, но и исповедывать пред лицом всего мира Божие величие, Божию славу и Божию милость богодухновенные пророки Давид и Исаия.

Вскоре по вознесении Господа и Спасителя на небо святые Апостолы— эти бывшие рыбари, соделанные «ловцами человеков», — поведали человечеству о виденных ими великих делах Божиих (Деян. 2, 11), а слова их проповеди, пленявшей множество людей в послушание Христу (2 Кор. 10,5), пронеслись до пределов вселенной (Пс. 18,5).

Вслед за Апостолами и все множество святых угодников Божиих, живших в разные времена и в разных условиях, посвятили свою земную жизнь, исполненную подвигами веры и христианской любви, благословенному делу прославления и исповедания Триединого Бога, со-делавшего во Христе Иисусе Господе нашем спасение посреди земли (Пс. 73, 12).

Святая Церковь не перестает и никогда не перестанет прославлять трупы и подвиги этих великих и самоотверженных благовестников, отмеченных печатью особого божественного избранничества. Но, возбуждая в наших сердцах чувство горячен благодарности к ним, она стремится внушить и всем нам, возлюбленные, что мы также должны, з меру наших сил и возможностей, при содействии всесильной благодати Божией быть участниками вселенского непрестанного благовест-зизания о Христе.

Святой Апостол Петр, обращаясь ко всем христианам, к каждому аз нас, уверяет нас в том, что мы поистине «род избранный ... люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2,9).

Можно ли, зная о том, как возлюбил Бог мир — возлюбил так, «что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16), — можно ли сделать эту животворную истину лишь своим личным достоянием и пс желать поделиться ею с каждым, кто имеет очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать?! Если бы мы стали поступать так, то разве не уподобились бы тому нерадивому человеку, который, получив талант, «пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф. 25, 18)?

Если простодушная женщина евангельской притчи, потерявшая драхму, т. е. небольшую монету, а затем нашедшая ее, движимая обычной общительностью, созвала своих подруг и соседок, дабы они порадовались вместе с нею, то ужели мы, призванные к нелицемерному братолюбию (1 Петр. 1,22), замкнемся в самих себе и пс позаботимся о том, чтобы приобщить к радости о Боге Спасителе нашем и другие души, ради которых пришел на землю и пострадал на кресте Искупитель и Господь наш?!

Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий неоднократно говорил о своих проповедях: «Мало быть верующим, нужно быть исповедником своей веры», — и напоминал при этом слова Господа: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред

Отцем Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (ЖМП, 1947, 5; Мф. 10,32).

Разумеется, нужно очень ясно представлять себе, что значит испо-ведывать Господа Иисуса Христа. Это отнюдь не значит навязывать кому бы то ни было свои христианские убеждения или показывать свою ревность не по разуму, вступая в споры и пререкания с людьми иных убеждении. «Если бы кто захотел спорить, — говорит св. апостол Павел, — то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11,16). Исповедывать Христа значит свидетельствовать свою веру, свою преданность Господу тогда, когда этого действительно требуют обстоятельства, причем свидетельствовать не в запальчивости и раздражении, а в духе, свойственной истинному последователю Христову любви и кротости. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3, 15).

Если нет для христианина большей радости, чем радость благо-вестника, который видит, что слово истины Христовой, подобно семени, падает на добрую почву и приносит обильный плод веры в чьем-нибудь сердце, то нет для христианина и ничего более печального, как убеждаться в невозможности плодоношения там, где человек сознательно и решительно затворяет свое сердце и не хочет откликнуться на спасительный зов Божий.

Нет большего горя для верующей матери, бесконечно любящей своего сына или дочь, когда она видит их неверующими, а себя чувствует совершенно бессильной победить это неверие и сделать их счастливыми чадами Царства Божия. Сколько слез прольют иногда за долгие годы очи этих матерей-страдалиц! Сколько тайной и невыразимой нравственной муки испытают они в сердце своем ради горячо любимых, но неразумных детей, которым подчас и в голову не приходит оценить всю глубину этого целожизненного материнского подвига!

Когда мы видим тяжело больного человека, которому не в силах помочь, то сердце наше исполняется жалостью и состраданием. И конечно никому никогда не придет в голову упрекнуть тяжело больного за его болезнь, хотя бы даже эта болезнь и была результатом его собственного неразумного поведения. А у медиков существует даже особая присяга, которую принимают начинающие свою практику врачи. В этой присяге они дают обещание проявлять в отношении к больным человеколюбие, чуткость, приветливость, заботливость и терпение.

Но разве неверующий человек, который и слышать не хочет о Боге и самое благовестие о Нем считает чем-то вредным и опасным для себя, не есть такое именно достойное искреннего и глубокого сожаления тяжело больное существо, считающее себя к тому же совершенно здоровым и отвергающее поэтому любую попытку оказать ему помощь?! Если же так, то сколько любви, терпения, заботливости, такта должно быть проявлено по отношению к такому человеку со стороны истинного христианина или христианки, чтобы не раздражить его и тем не усугубить его и без того тяжкую болезнь!..

В житии святого Василия Великого рассказывается об обращении ко Христу некоего иудея именем Иосифа. Это был очень опытный врач, который, обладая замечательным искусством врачевания, имел и дар такой наблюдательности, что мог по состоянию тяжело больного безошибочно предсказать день, а иногда и час его смерти. Св. Василий очень любил этого человека и старался посредством бесед

с ним привести его к вере Христовой. Но Иосиф на все увещания отвечал, что хочет умереть в топ вере, в которой был с детства воспитан. Однажды после горячей молитвы за своего друга св. Василий сказал Иосифу: «Знай, друг мой, что ни я, ни ты не умрем, прежде нем ты не станешь христианином!»

Между тем дни жизни св. Василия были сочтены: час отшествия его ко Господу приближался. Когда Иосиф пришел навестить больного, св. Василий спросил его: «Что ты думаешь о моем состоянии?» И--гиф ответил: «Владыка, уверяю тебя, что ты не доживешь до утра». Тогда святитель задал ему такой вопрос: «А что ты скажешь, если я останусь жиг. и завтра встану с одра болезни?» Иосиф ответил: «Это совершенно невозможно. И если бы это случилось, то даю слово, что я принял бы твою веру».

На следующее утро, укрепляемый силой Божией, св. Василий встал с постели и послал за Иосифом. Тот отправился к св. Василию, буту ч и совершенно убежден, что увидит его уже умершим. Изумление его при виде полного сил и бодрости святителя было столь велико, тго он воскликнул: «Поистине велик Бог христианский!» — и тотчас изъявил готовность креститься. Св. Василий совершил Божественную Лггургшо и затем собственноручно крестил своего друга, нарекши ему имя Иоанн. После того как исполнилось его заветное желание и неве-ровавший друг его стал христианином, св. Василий, радуясь о Господе, начал готовиться к своему отшсствию. Мирная кончина его последо-зада к вечеру того же для.

Так великая любовь святителя к нехрнстпанину и его дерзновенная молитва о спасении души своего ближнего совершила великое чудо. Конечно, никто из нас не гложет и не должен мечтать о том, чтобы и по нашим молитвам Господь совершал явные и видимые чудеса обращения к истинной вере людей, не знающих Христа. Но указание на любовь к ближнему и на молитву за него как на самый надежный путь привлечения -к вере Христовой сохраняет все свое значение и для нас и для нашего времени.

Приме]) неотступной молитвы о спасении заблудшихся, молитвы, подтверждающей истинность слов Господних: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7,7), мы можем видеть в жизни блаженного Августина и его матери Моники. Блаженный Августин, великий отец Церкви, прежде чем всецело обратиться на путь служения Богу и Его святой Церкви, долго блуждал по бездорожью пустой и суетной жизни: сначала он предавался беспечным, а подчас и греховным удовольствиям легкомысленных юношей, затем стал участником еретической общины манихеев. Мать его, блаженная Моника, много скорбела и непрестанно молилась о спасении души своего заблудшего сына. Она часто просила верующих поговорить с се сыном, надеясь на благотворное влияние таких бесед. Просила она об этом п одного доброго православного епископа. Но тот с мудрой прозорливостью отказался от этого. Он видел. что из разговора с самоуверенным юношей ничего хорошего не подучится: вследствие мнимой победы над собеседником у него лишь еще более воспламенится гордость. «Оставь его и молись о нем Богу,— сказал епископ. — Бог Сам откроет ему, в чем состоит его заблуждение». Но Моника продолжала со слезами просить помощи епископа. Тогда он ответил ей знаменитыми словами, которые она и приняла как голос с неба: «Иди и живи так, как я сказал. Не может быть, чтобы погиб сын стольких слез».

Слова епископа сбылись в свое время. Августин, на которого исключительно благотворное влияние оказало знакомство его с великим святителем западной церкви святым Амвросием Медиоланским, в конце концов твердо стал на путь истинного благочестия. Блаженная Моника имела счастье отойти ко Господу е сознанием полностью нспол-

Но не каждому из нас дано подобное счастье — увидеть воочию искреннее и полное обращение ко Господу, к благочестивой христианской жизни дорогих сердцу заблудшихся ближних наших. Нередко причиной этому бывает или наша собственная рассеянная и далекая от идеала нравственного совершенства жизнь, или недостаточное усердие в молитвах. Иногда же терпеливое ожидание момента, когда Господь, не хотящий смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33,11), победит Своей любовью его сопротивляющуюся волю, является задачей и спасительным крестом всей нашей жизни. В этом случае мы становимся подобными смиренному 1! трудолюбивому труженику евангельской притчи, который «бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4, 26—28).

Будем же всегда помнить и эго евангельское назидание, и апостольские увещания к непрестанной молитве и спасительному терпению. Будем чаще вспоминать ту безмерную любовь и заботу, которой Сам Господь лелеет и окружает каждое Свое создание, дабы даровать ему спасение и жизнь вечную. Пророк Божий Исаия так говорит нам об этой божественной любви и заботе: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, го Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15).

Завещанный же нам труд любви по отношению к ближним, труд молитвы, благовестия и исповедания, да не будет казаться нам напрасным и бесполезным. Когда утомленные безрезультатной ловлей рыбы Апостолы услышали повеление Господне, данное Симону: «от-плывы на глубину, и закиньте сети свои для лова», то они сказали устами Петра: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали: но по слову Твоему закину сеть». И «сделавши это, — говорит Евангелист, — они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лк. 5, 4—6).

Пусть же этот слышанный нами сегодня евангельский рассказ послужит и нашему назиданию в вере и нашему утешению в трудностях и испытаниях нашей жизни. Наше христианское плодоношение есть не наша заслуга, которая давала бы право всегда видеть ощутимые результаты наших трудов. И потому в надежде на неоскудевающую любовь и милость Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа станем, не ожидая ни награды, ни быстрого и очевидного успеха, смиренно исполнять заповеданное нам, руководствуясь святыми словами Апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия о Христе Иисусе» (1 Сол. 5, 16—18). Аминь.

СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ

СВ. АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА

Храм Ленинградской Духовной Академии 9 октября/26 сентября 1973 г.

о имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Отличительным свойством истинного христианина является, как свидетельствует нам об этом Слово Божие, постоянная, никогда не ис-136

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.