Научная статья на тему 'Слово на литургии (1980)'

Слово на литургии (1980) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово на литургии (1980)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово на литургии (1980)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 169-172

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Спроси себя, возлюбленный о Господе брат и сестра:

Носишь ли ты на груди своей данный тебе при крещении нательный крестик?

Молишься ли утром и вечером своему невидимому наставнику — тзоему Ангелу-хранителю?

Подражаешь ли в твоей жизни подвигам и добродетелям того св. угодника Божия, имя которо носишь?

Вспоминаешь ли в молитвах давших за тебя обеты Богу твоих восприемников?

Спроси себя, наконец, воистину ли ты сочетался Христу? Не изменил ли Ему, не ниспал ли опять в скверное и мерзкое рабство диаволу?

Спроси себя, и тебе станет ясно, что не напрасно Св. Церковь учредила святые посты как время покаяния, слезного сокрушения о нашем падении, как время исправления.

«Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании,— говорит Господь устами пророка Иоиля. — Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (Иоиль 2, 12—13).

Перестанем же, возлюбленные, истощать и искушать долготерпение Божие. Проникнемся сознанием нашего крайнего духовного убожества и недостоинства. И в предстоящие дни поста обновим нашу душу глубоким и сердечным покаянием в наших безчисленных грехах.

Пусть каждый из нас от всего сердца скажет Распятому за нас Господу Иисусу Христу:

«Согренгих, беззаконновах и неправдовах пред Тобою, Преблагий Владыко! Преступих спасительная Твоя заповеди и священный обеты моя, яже во святем крещении пред св. Твоим жертвенником, пред Ангелы же и человеки сотворих. Преобидех честную Кровь Завета Твоего, еюже освятихся... Духа благодати обезчестих, страшнаго же и пре-естественнаго сыноположения небрегох...» (из акафиста Иисусу Сладчайшему).

«Милостив буди ми, Владыко и Судне мой. Не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истинного покаяния настави...» (молитва Господу Иисусу Христу Распятому из акафиста Божественным страстем Христовым).

Скажем также и Споручнице нашего покаяния Пресвятой и Пречистой Деве Марии:

«Не попущай, Пречистая, отныне волн моей совершатися, не угодна бо есть. Но да будет воля Сына Твоего и Бога Моего», благая и совершенная, и во мне грешнем. Аминь.

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ

Храм Ленинградской Духовной Академии 7 декабря 1980 г.

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (/ Сол. 5, 16—18).

одном из своих посланий св. апостол Павел дает такое наставление христианам^ «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова* о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5, 16—18).

Итак, радость, молитва и благодарение — вот характерные черты христианина, который верен апостольским заветам и стремится исполнять волю Божию.

Чему же мы должны всегда радоваться? О чем непрестанно молиться? И как за все благодарить?

В жизни нашей бывают не только радости, но и печали. А иногда постигают нас скорби и разного рода испытания. Неужели и несмотря на это мы должны всегда радоваться? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, как поступали в таких случаях сами Апостолы, которые учили не только словом,но и собственным примером. «Нас огорчают,— говорит о себе и о других благовестниках слова Божия ап. Павел,— а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6, 10). Будучи узником в Риме, он же пишет христианам города Колоссы: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых (Кол. 1,24).

Значит, и мы должны уметь радоваться всегда. «Радуйтесь всегда в Господе, — настаивает св. апостол Павел, — и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4,4). А апостол Иаков, брат Господень, говорит даже так: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение ... чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1, 2—4).

Только мы должны ясно сознавать, что Апостолы говорят не о той обычной, житейской радости, которая сейчас приходит и сейчас уходит, которая зависит от случайных обстоятельств и не является устойчивым настроением нашего духа. Нет. Они говорят о радости непреходящей, о радости свыше, которая есть великий дар милости Божией,— дар, который нужно беречь и возгревать в себе и который может возрастать в нас по мере нашего духовного роста.

Св. Василий Великий, разъясняя особенности подлинной радости христианина, говорит, что «Апостол приглашает всегда радоваться не всякого, но того, кто подобен ему самому» (О благодарении. — ЖМП, 1978, № 12, с. 27), подобен Апостолу, который мог сказать о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 19—20).

Чему же радоваться призывает нас святая Апостольская проповедь? «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» (1 Петр. 1, 3—4). — Вот предмет нашей великой радости! Теперь, после того, как Господь Иисус Христос искупил нас Своей Кровью, воскрес из мертвых, вознесся на небо и седит, облеченный нашим человеческим естеством, одесную Бога и Отца, мы уже не отчужденные и враги по расположению к злым делам (Кол. 1,21), не чада гнева (Еф. 2,3), но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2,19), и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3, 3).

«О сем радуйтесь, — продолжает Апостол, — поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений» (1 Петр. 1,6).

Мы часто обращаемся к Господу с различного рода просьбами, особенно в затруднительных обстоятельствах, когда нам угрожает какая-нибудь неприятность. Но при этом замечаем, что такие молитвы наши не всегда исполняются.

Иногда же, в суете жизни, мы ленимся и забываем молиться Господу, и поступаем, даже не вспомнив о Нем, полагаясь сами на себя. И как часто при этом, стремясь к чему-нибудь, мы не имеем успеха.

Св. апостол Иаков так говорит по этому поводу: «Желаете — и не имеете... потому что не просите; просите и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4, 2—3). Из последних слов Апостола можно заключить, что иногда молитва наша остается неуслышанной для нашей же собственной пользы. Господь как бы говорит нам тогда: «Не знаете, чего просите»!

Что же нам делать, если мы даже «не знаем, о чем молиться как должно» (Рим. 8,26)? — Самым высоким образцом молитвы служит молитва Господня, которой Сам Господь Иисус Христос научил Своих слушателей — молитва «Отче наш». В ней мы просим о действительно необходимом и в то же время смиренно вверяем себя любви и милосердию нашего Небесного Отца, когда говорим с полным доверием к Нему: «да будет воля Твоя».

Можно молиться и своими словами, как кто умеет. Но великий русский подвижник епископ Феофан Затворник дает на этот случай сле-дуюищй мудрый совет: «Когда просим у Господа чего-либо из земных благ, то нужно иметь в уме: Господи, даруй мне это, если только оно полезно для моего спасения» (ЖМП, 1978, 6, 38).

Непрестанно творить молитву устами не всегда возможно для нас по немощи нашей. Зная это, святые отцы поясняли, что непрестанная молитва в более широком смысле слова означает постоянное сердечное благоговейное памятование о Боге, мысленное поставление себя пред Богом при каждом нашем решении или поступке и твердую надежду нашу на Бога во всех случаях жизни.

Господь дал нам жизнь и все, что мы имеем: разум, волю, способную стремиться к добру и отвергать зло, сердце, способное любить и радоваться. Каждый из нас неоднократно ощущал на себе действие благодеющей десницы Божией: когда выздоравливал после тяжелой болезни, когда встречал любовь и поддержку со стороны других людей, когда находил радость и утешение в храме Божием.

Господь соделал нас участниками Своего спасительного Нового Завета, удостоил нас стать членами Его Тела — Его святой Церкви, и в благодатных ее таинствах дал нам залог вечной жизни, вечного спасения. Как же мы должны быть благодарны Ему за все эти дары Его любви к нам!

Но спросим себя: как нужно благодарить Господа, чтобы это благодарение наше было действительно угодной Ему жертвой хвалы (Евр. 13, 15), приятным Господу благоуханием? И где нам найти самые лучшие, самые возвышенные слова для выражения нашей благодарности?— Ответ на эти вопросы может быть только один: научиться благодарению и возносить благодарение мы можем и должны в Церкви и вместе с Церковью.

Самое великое священнодействие Церкви — Божественная Литургия— даже называется «Евхаристией», т. е. благодарением. Благодарение это возносится к престолу Всевышнего не от отдельных людей, не от отдельной общины верующих, но от всей совокупности разумных созданий Божиих, составляющих земную и небесную Церковь. Вместе с нами невидимо молятся и воссылают свое благодарение Господу все прославленные Им святые и лики небесных бесплотных сил Божиих.

Именно при совершении Св. Евхаристии мы со дерзновением приступаем «ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12, 22—23).

Когда молящиеся в храме слышат пение торжественных гимнов хвалы: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу, и Сыну, и Свя-тому Духу, Троице Единосущней и нераздельней», или «Свят, свят, свят'Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея», или «Тебё поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи...», то предстоятель (епископ или священник) с великим благоговением от лица, всей Церкви произносит так называемую Евхаристическую молитву.

В ней, словами великих отцов и учителей Церкви, возносится благодарение Богу за все Его дивные дела и бесчисленные благодеяния: за сотворение мира и человека, за непрестанное промышление о них, за милосердие к падшему человеческому роду, за искупительный подвиг, страдания и крестную смерть Единородного Воплотившегося Сына Божия и за все известные и оставшиеся неизвестными блага, дарованные людям.

Это вселенское благодарение переходит затем в священное воспоминание Тайной Вечери, при котором силой и действием Святого Духа совершается величайшее таинство преложения хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, которые и предлагаются участникам Св. Евхаристии в качестве Божественной Трапезы «во оставление грехов и в жизнь вечную».

По освящении Св. Даров предстоятельствующий от лица всей Церкви совершает радостное благодарственное воспоминание всех святых, от века Богу благоугодивших, и особенно Пресвятой Пречистой Пре-благословенной Богородицы и Приснодевы Марии. Затем также от лица всей Церкви Христовой он молится о всех живых с их многочисленными и многообразными нуждами, и о упокоении всех христиан православных, в вере скончавшихся.

Все присутствующие в храме православные (клирики и миряне) являются участниками Св. Евхаристии. Здесь каждый из нас молится и учится молиться не в одиночку, не за себя только самого, но за всех и за вся, единой семьей, прославляя Бога едиными устами и единым сердцем. «Хочешь ли знать, — говорит св. Иоанн Златоуст, — как велика сила молитвы, совершаемой в Церкви?... Не так слышит тебя Господь, когда ты молишься сам по себе, как тогда, когда делаешь это вместе с твоими братьями, потому что здесь единодушие, согласие, союз любви» (ЖМП, 1956, № 4, с. 36).

Итак, чтобы исполнить завет Апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите», — сама Церковь предлагает нам наилучшее и наиболее надежное средство: она приглашает нас с усердием и благоговением участвовать в священнодействии Божественной Литургии.

И если мы будем как можно чаще пользоваться этим приглашением, то участие в Св. Евхаристии научит нас и спасительной богоугодной молитве, и самому совершенному благодарению, и соделает нас причастниками той истинной радости, о которой Господь говорил Своим ученикам: «и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16,22). Аминь.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.