Научная статья на тему 'Слово на литургии в день праздника в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»'

Слово на литургии в день праздника в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово на литургии в день праздника в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово на литургии в день праздника в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 173-176

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ

В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНАМЕНИЕ»

10 декабря/27 ноября 1978 г.

«Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем!»

L- >~1 рославляя сегодня Заступницу усердную рода христианского пред честным Ее образом «Знамение», Русская Православная Церковь напоминает нам о древнем событии из истории нашего Отечества: о чудесном избавлении осажденных врагами новгородцев, которые в постигшем их тяжком бедствии обратились к Пресвятой Богородице с усердными молитвами о помощи и заступлении.

Междоусобные воины, часто происходившие на Руси, еще мало затронутой благотворным влиянием христианской веры, были, как свидетельствуют летописцы, очень жестокими и причиняли народу огромные бедствия. Особенно страдала, конечно, побежденная сторона: победители жгли города и села, уничтожали посевы, расхищали имущество жителей, творили бессердечную расправу над населением, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Такая участь ожидала и новгородцев, осажденных в 1170 году войсками суздальцев и их союзников. Объятые страхом новгородцы искали спасения в молитве: она совершалась во всех храмах города, которые были открыты день и ночь. Возглавлял молящихся тогдашний архисписком Новгородский Иоанн, причисленный впоследствии к лику святых Церкви Российской.

Архиепископу было открыто, что город будет спасен, если на городскую стену поднимут икону Пресвятой Богородицы, находившуюся в одной из новгородских церквей. Когда это было исполнено, одна из вражеских стрел вонзилась в святую икону. В тот же момент ужас напал на осаждавших, их окутала какая-то необычная тьма, и они в смятении стали поражать друг друга. Видя это, новгородцы отворили городские ворота и, устремившись на противника, одержали над ним быструю и полную победу. Город был спасен.

Для жителей древнего Новгорода и для их ближайших потомков, естественно, 'была особенно дорога память об этом историческом эпизоде со всеми его подробностями и результатами. Для религиозного же сознания многих последующих поколений русских людей, равно как и для нас, не меньшее или даже преимущественное значение имеет глубокий внутренний смысл этого события.

Прежде всего, в сознании православных верующих русских людей издревле живет подкрепляемая чудесными явлениями твердая уверенность в том, что священная земля нашей Отчизны находится под непрестанным милостивым покровительством Царицы Небесной. Ее дивное предстательство пред Богом многократно спасало народы нашей страны от вражеских нашествий, избавляло многих от внезапной смерти, возвращало воинов с поля битвы в родные семьи по молитвам их верующих матерей. И святая Церковь наша, исповедуя в одном из своих замечательных песнопений, что «небесе и земли Царица, от святых срод-них наших умоляемая, доныне землю Русскую покрывает», усердно взывает к Ней: «О, Владычице Державная! не престани и на будущее время во утверждение на Руси Православия милости и чудеса изли-вати до века».

Но и в мирные времена Матерь Божия помогает нам «низлагать ополчения сопротивных», то есть побеждать невидимых врагов нашего спасения: прогонять нечистые помыслы, искоренять порочные навыки, противостоять греховным соблазнам, угашать «раскаленные стрелы лука зато» (Ефес. 6, 16).

Водь помимо кровопролитных войн, происходивших и все еще, к сожалению, происходящих на земле, в мире беспрерывно совершается великая незримая, но напряженнейшая духовная война, фронт которой проходит через каждое человеческое сердце. Это — всеобъемлющая и многообразная в своих проявлениях борьба между добром и злом, между любовью и ненавистью, между стремлением к праведности и служением греху. И в этой духовной борьбе каждый из нас, призванный быть «добрым воином Иисуса Христа» (2 Тим. 2,3), имеет дивную Помощницу и Покровительницу в лице Божией Матери, Которую Святая Церковь именует «избранной Воеводой», «нерушимой стеной и предстательством», «лукавых духов Прогонительницей».

Вспоминая о чудесном знамении от иконы Пресвятой Богородицы, задумаемся о самом понятии «чуда» и о значении чудес в жизни христианина. Иногда думают, что чудо — это необходимое средство для возбуждения веры, то есть такое сверхестественное явление, которое для того и совершается, чтобы поразить воображение человека и заставить его поверить в то, чего раньше он никак не хотел признать. Так мыслящие о чудесах, и особенно люди малоцерковные, идут иногда и дальше, делая для себя такой вывод: «Поверю в чудеса лишь в том случае, если сам, своими глазами, увижу чудо».

Вспомним однако, что сказал Господь Иисус Христос апостолу Фоме, удостоившемуся осязать раны на Его воскресшем теле: «ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ии. 20,29). Значит, уверовать можно и не видя! И хотя видение чудесного явления поражает, конечно, увидевшего и может убедить его в действительности того, что он прежде считал невероятным, однако такое вйдение, телесными очами по своему нравственному достоинству уступает видению очами веры.

Впрочем, апостол Фома хотя и говорил пред тем, что не поверит в воскресение Господа, пока не увидит на руках Его ран от гвоздей и не вложит перста своего в эти раны, но сердце его уже жаждало веры, и потому эта вера при явлении ему Спасителя вспыхнула ярким огнем и вылилась в пламенное исповедание: «Господь мой и Бог мой!»

(ст. 28).

Совсем иное может произойти тогда, когда чудо совершится на глазах людей, чьи сердца разъедены сомнениями, чей ум полон предубеждений и недоверия. Такими были евангельские книжники и фарисеи, о которых, повторяя оказанное Духом Святым чрез пророка Исаию, св. апостол Павел говорил: «огрубело сердце людей сих, и учнами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Деян. 28,27). Такого рода люди, как уверяет нас притча о богатом и Лазаре, «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16,31).

Господь не творил чудес для того, чтобы приводить в изумление скептиков и маловеров. Однажды в Назарете Спаситель произнес проповедь о цели пришествия Мессии и возвестил, что время этого пришествия уже наступило. Но одни из слушателей соблазнились тем, что Он —сын плотника и родственник хорошо известных им бедных назаретских поселян — прилагает слова пророка Исаии к Своей деятельности; другие же дали понять, что ждут от Него чуда как доказательства Его мессианского достоинства. И вот, евангелисты сообщают нам, что Господь «не мог совершить там никакого чуда... по неве-

рию их; только, на многих больных возложив руки, исцелил их» (Мк. 6,5; Мф. 13,58).

И здесь мы подходим к самому существу понятия «чудо». Чудо есть откровение любви Божией, явление Божественного милосердия к человеку-грешнику, смиренно надеющемуся на помощь свыше, готовому принять эту помощь с искренней верой и благодарностью.

В разные времена и для разных людей и человеческих поколений чудеса могут совершаться по-разному. Но во всех случаях чудо — это превосходящее все ожидания человека таинственное и благотворное воздействие силы Божией на него, на его ум, сердце, на всю его жизнь, — воздействие, которое с неопровержимой для него лично убедительностью дает ему возможность ощутить присутствие Бога, Его близость, любвеобильное и полное отеческой заботы прикосновение бла-годеющей десницы Божией.

Приснопамятный святитель митрополит Московский Филарет, отвечая на вопрос, всегда ли совершаются чудеса или только в некоторые времена, говорил: «Как всегда есть Бог, так всегда есть и чудеса; ибо как всегда Бог существует, так всегда же и действует... а дела Божии и есть, в сущности, чудеса». «Кто Бог велий, яко Бог наш,-— восклицает псалмопевец. — Ты еси Бог творяй чудеса!» (Пс. 76, 14—15).

Разве не чудом в истории человечества является само христианство— религия любви, нравственной чистоты и высочайшего духовного совершенства! Свет Христовой истины светит уже двадцать веков, просвещая всякого человека, приходящего в мир, светит в славе и в уничижении. и тьма греховная — по слову евангелиста — не объяла его (Ин. 1,5).

Каждый из нас имеет полную возможность очами веры видеть чудные дела Божии в жизни Святой Церкви Христовой, в ее святых храмах, которым Господь благоволил даровать благодать Своего особенного, спасительно-действующего присутствия.

«Наши храмы, — говорит святитель Филарет, — святы тем же самым, чем дивна и небоподобна горница Тайной Вечери Господней, ибо сюда и поныне приходит Христос приобщать верующих Тела и Крови Его. Здесь по-прежнему сходит на Церковь Дух Святой, освящая служителей слова и таинства и тайнодействия, ими совершаемые» (Слова и речи, т. 4. М., 1882, с. 15—16).

В храме чудодействует и постоянно звучащее здесь слово Божие, и всецерковная молитва, в которой участвуют и бесплотные Небесные Силы, и сонм праведников, достигших совершенства, возглавляемый Преблагословенной Девой Марией, величайшее чудо Богоматеринства, чистоту и святость Которой, а также чудотворную силу Ее ходатайства и заступления за просящих Ее помощи, поистине весь род христианский «недоумеет восхвалити по достоянию».

Но и не только в храме, а и у себя дома, и на всяком месте православный христианин может удостоиться чудесного озарения Божественной благодатью чрез смиренное призывание имени Божия, чрез сердечную молитву и благоговейное размышление о жертвенной к нам любви Христовой. «Хочешь всякий день видеть чудо? — говорит святитель Тихон Задонский. — Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом» (Цветник духовный. М., 1903, с. 33).

Вникая с молитвой и размышлением во все, с нами происходящее, каждый из нас может усмотреть в своей прошедшей жизни не одно знамение милости Божией. И чем больше мы оберегаем свое сердце от порочных движений, чем старательнее избегаем всякой самоуверенности, нетерпеливости и ропота, тем все более и более очевидной для нас становится чудодействующая сила Божественного о нас Промышления.

И что особенно важно, самое спасение наше для будущей вечшж жизни может совершиться только чудесным образом. Никакими собственными усилиями не .можем мы до конца победить залипающий нас грех и облечься в чистые одежды христианских добродетелей, без которых нельзя войти в Небесное Царство. И только Божественная благодать может очистить, убелить и переплавить (Дан. 12, 10) все наше пораженное грехом существо ради нашей веры в Искупителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Будем же, по слову Апостола, чаще испытывать самих себя, в вере ли мы (2 Кор. 13,5). И если вера наша еще слишком немощна и потому мы еще недостаточно чутки к знамениям милости Божией, то станем усерднее прибегать к непрестанно чудодействующему во спасение наше Господу, прося Его сначала вместе с Апостолами: «умножь в нас веру» (Лк. 17,5), а затем — с богодухновенным Псалмопевцем: «сотвори со мною знамение во благо» (Пс. 85, 17). Аминь.

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ

В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ

19 декабря 1977 г.

реди многих светил, украшающих духовный небосклон Вселенской Христовой Церкви, одной из самых ярких и прекрасных звезд первой величины сияет, радуя наш мысленный взор, дивный образ великого Угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая.

Знают его и молятся ему повсюду — на востоке и на западе, в странах холодного севера и знойного юга, призывают его на помощь в скорбях и бедствиях на суше и на море, воссылают ему свои благодарения люди разных вероисповеданий и даже разных религий.

Еще в седой древности один благочестивый описатель жития Святителя Николая писал: «Приди на Русь, и ты увидишь, что нет такого города или села, где не были бы явлены чудеса святого Николая, и рассказать обо всем их множестве посредством писания невозможно»..

Нет и ныне на святой земле Русской такого храма, где бы не было чтимой иконы великого Святителя. С какой любовью устремлены на его благостный лик взоры молящихся, которые с глубокой верой и твердой надеждой обращаются к нему, прося его помощи и заступления! И каким воодушевлением полны слова столь любимого тысячами православных верующих людей акафиста: «Слышаша ближнии и дальний величие чудес твоих, преблаженне Николае!... проповедует мир весь тебе . . . скораго в бедах заступника!».

Чем же заслужил Святитель Николай столь великое дерзновение пред Богом? Чем стяжал великую славу отзывчивого и сострадательного помощника всем, сущим в бедах и напастях? Без сомнения, высокой святостью и чистотой своей жизни, посвященной ревностному служению Богу и делам христианского милосердия.

Святитель Николай, архиепископ малоазийского города Миры Ликийские, являет нам высокий пример личной добродетельной христианской жизни и замечательный образец пастырского служения.

С ранних детских лет душа его стремилась к общению с Богом, и Он со всем усердием посвящал себя различным подвигам благочестия. Он имел сильную любовь к храму, строго исполнял все церковные

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.