Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Ливерий Воронов
Слово на литургии в неделю всех святых
Опубликовано:
Христианское чтение. 1996. № 11. С. 95-97
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
Ведь и нас породил Бог в жизнь вечную от воды и Духа в таинстве крещения...
Ведь и нас удостоил Господь пренебесной чести и радости вкушать и освящаться от Божественной Трапезы Тела и Крови Христовых...
Ведь и для нас, — если только пребудем верными Господу, — уготованы на небесах такие блага, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
Но радуясь вместе с Церковью уготованному нам блаженству, не забудем и того, что в Царство Небесное, Царство славы Божией не войдет ничто нечистое (Откр. 21, 27), и что нет и не может быть ничего общего между светом и тьмою, между Христом и Велиаром (2 Кор. 6, 14—15).
«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9) — говорит св. апостол Павел. А как часто, к сожалению, своими греховными сквернами мы удаляем от себя Благодать Духа Святаго — этот залог и надежду нашего спасения, и сами себя делаем повинными Страшному суду Правды Божией.
«Если отвергшийся закона Моисеева... — говорит ап. Павел, — без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа Благодати оскорбляет?» (Евр. 10, 28—29).
Да не будет же этого с нами, дорогие и возлюбленные о Господе братия и сестры.
Убоимся оскорблять живущего в нас Духа Божия делами беззакония.
Будем возгревать в себе дары благодати Божией усердной и благоговейной молитвой.
Будем стремиться только к тому, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно» (Фил. IV,8).
Будем стараться, чтобы во всей жизни и делах наших являлись плоды живущего в нас Духа Святаго: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).
Да будет всегда первым желанием и первой радостью нашей — почерпать от источников спасения, т. е. в Церкви Христовой, во святых храмах Ея, Живую воду Благодати Всесвятаго Духа Божия.
Да звучит немолчно и во устах и в сердце нашем святая умиротворяющая душу молитва:
«Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сын и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и все-лися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь.
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ
17 июня 1979 г.
1 * очтн два месяца прошли с того дня, когда, после трудов и
подвигов Великого Поста, мы встретили всерадостный праздник Светлого Христова Воскресения. За это время мы как бы вновь пережили многие великие события как из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, так и из жизни основанной Им святой Церкви.
Список этот можно продолжать и продолжать. Архивы хранят сведения о многих других репрессированных членах Собора. Об убиенных своих членах Собор совершал моления в перерывах между рабочими заседаниями. Многим из них путь крестоношения и страданий был уготован по завершении работ третьей сессии Собора. Наша задача собрать имеющиеся сведения о мучениках и об исповедниках как ценный фактический материал для истории нашей Церкви и для назидания ныне живущих членов Церкви. Это для нас жития святых совсем недавно живших, творивших и подвизавшихся.
Если посмотреть на Поместный Собор 1917—1918 гг. со стороны условий, в которых протекали его труды, то, как это видно уже из предыдущего, они были чрезвычайно сложными. Большая часть занятий Собора проходила в неблагоприятных условиях правления страной атеистами. По существу, с января 1918 г. был взят курс на уничтожение Русской Православной Церкви. Новые власти этого не скрывали. Данная их позиция относительно веры и Церкви вытекала из их идеологии и предусматривалась программой. Лидеры прикрывали демагогической фразеологией свои действия. Государственный аппарат новой власти по всем направлениям сразу же приступил к выполнению программы. Осуществлял он это во главе с идеологическими институтами со всей жестокостью и цинизмом. Многое Собор испытал уже на себе. Несмотря на это Собор интенсивно работал, старался противостоять доступными средствами мощному натиску темных сил, решая вопросы как внутреннего устроения Церкви, так и необычной текущей жизни общества. Разработки Собора многочисленны и исключительно важны по содержанию. Во многом они не потеряли своего значения и для наших дней. Собор имел возможность по своему составу решать назревшие ранее и вновь возникшие вопросы церковной жизни взвешенно, компетентно и вдохновенно.
Из Деяний Собора по вопросам внутренней церковной жизни важное значение имеют: восстановление соборности в Русской Православной Церкви, преобразование Высшего Церковного Управления, епархиального управления, начал жизни прихода, духовных школ, принципов миссионерской работы, духовного просвещения народа и др. Не все принятые Постановления Поместного Собора 1917—1918 гг. удалось осуществить. Из-за неблагоприятных условий многое осталось невостребованным. Думается, однако, что переживаемое нами время создает условия для того, чтобы мы вспомнили о завещанных нам Собором трудах. Так, труды Поместного Собора 1917—1918 гг. по устроению церковного управления уже положены в основу Устава Русской Православной Церкви, принятого Поместным Собором в 1988 году, который был созван по случаю 1000-летия нашей Церкви. В докладе, предварявшем проект Устава, сказано: «Проект настоящего Устава поставлен в преемственную связь с «Определениями Собора 1917— 1918 гг.» (Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6—9 июня 1988 г. Материалы. Издание Московской Патриархии, 1990, стр. 381).
Мы слышали ликующие пасхальные песнопения. Мы были участниками торжественных богослужений в дни праздников Вознесения Господня и Пятидесятницы. И сердца наши были полны радости, ибо Церковь чтением Слова Божия, своими молитвами и духовными назиданиями поддерживала и укрепляла наши упования на исполнение Божественных обетований о нашем бессмертии и будущем вечном пребывании со Христом в Царстве Его славы.
В первый день св. Пасхи устами великого вселенского учителя и святителя св. Иоанна Златоуста Церковь призывала нас на время отложить всякую печаль и даже мысли о нашей греховности и недо-стоинстве. «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь выне, — говорила она в тот светлый день. — Все насладитесь пира веры; все вос-приимпте богатство благости. Пусть никто не плачет о своих прегрешениях, ибо от гроба воссияло прощение. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?»
А недавно, на великой вечерне праздника Пятидесятницы, мы слышали ободряющие нас слова другого вселенского учителя и святителя св. Василия Великого: «Когда мы, рабы Твои, Господи, исходим из тела и приходим к Тебе, Богу нашему, — то это не смерть, но лишь переход, преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость».
Но вот ныне, в первый воскресный день по Пятидесятнице, в день памяти Всех Святых, просиявших верой в грядущего или уже пришедшего Искупителя, а также подвигами благочестия, мы стоим на пороге нового периода церковного года, на пороге нового богослужебного крута, когда Церковь снова напоминает нам о том, что жизнь на земле — это не только пасхальная радость, но и непрестанный целожизненный подвиг ради очищения от греха, ради достойного приготовления себя к будущей жизни в вечном Царстве Божием.
С завтрашнего дня начнется новый пост, так называемый Петров пост, который в этом году будет продолжаться три с половиной недели н закончится пред праздником святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. И каждому из нас уместно, пусть не так напряженно, как это было в Великом Посту, но все же с достаточной внутренней собранностью вспомнить о своей греховной испорченности и вновь возбудить в себе дух покаяния, сердечного сокрушения и усердной молитвы о прощении и об исцелении наших греховных язв и недугов.
Совершая сегодня благодатную молитвенную память Всех Святых, от века Богу угодивших, задумаемся над самым понятием святости и над тем, в каком смысле употребляет это слово Священное Писание и св. Церковь, говоря о жизни христианина.
Св. апостол Павел во многих своих посланиях называет свех верующих, уже принявших святое крещение, «призванными святыми» (Рим. 1,7; 1 Кор. 1,2) или «святыми и верными братиями во Христе Иисусе» (Кол. 1,2). А св. апостол Петр говорит всем верным, рассеянным по различным странам: «вы — род избранный ... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2,9).
Такой способ обращения к верующим, принявшим таинство св. крещения, т. е. наименование всех их «святыми», имело целью напомнить, что все они принадлежат к святому Телу Церкви Христовой, все освящены святостью Главы этого Тела Господа Иисуса Христа и напоены Духом благодати (1 Кор. 12,13; Евр. 10,29), и потому обязаны всячески хранить себя в нравственной чистоте и избегать всего, что несовместимо со святостью Церкви.
«Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Сол. 4,7),— внушает св. апостол Павел верующим фессалоникийцам. «По примеру
призвавшего вас Святаго, — говорит св. апостол Петр, — и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1, 15—16). Здесь он приводит на память верующим слова Самого Господа, несколько раз сказанные Им еще в дни Ветхого Завета чрез пророка Божия Моисея.
Первые христиане с великим усердием старались поступать достойно Бога, во всем угождая Ему (Кол. 1, 10), так что Апостол имел основание сказать Римлянам: «ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6, 22).
Однако, впоследствии многие христиане стали забывать о высоте своего призвания к чистой и святой жизни. Стало проявляться грехов пое своеволие. Начались ненужные споры о первенстве. Появилось небрежное отношение к святыне. Христианскую свободу некоторые ста-л обращать в повод для оправдания своего соблазнительного поведения. Дух ревности о вере и благочестии стал постепенно ослабевать, вопреки призывам Апостола: «Духа не угашайте... Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Сол. 5. 19. 21—22).
И тогда св. Церковь для блага самих верующих стала чаще напо-чппать нм уже не столько об их освященном состоянии, сколько о том, по в собственном и строгом смысле свят один лишь Господь. И эту истину все мы исповедуем теперь за каждой Божественной Литургией, когда в ответ на возглашение возносящего Св. Агнец предстоятеля: ч.Святая святым!» — единодушно восклицаем: «Един свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца!»
Святость же, к которой Господь призывает всех нас и которая состоит в неустанном уподоблении Божественному Первообразу и в живом общении со Всесвятым Богом, имеет свое истинное выражение в личности и жизни тех лишь людей, которые, пламенея верой, много потрудились в борьбе с грехом и с помощью благодати Божией преуспевали в делах любви и милосердия.
Как истинно святых Божиих Церковь прославляет и ублажает святых праотцев, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, святителей, преподобных и праведных подвижников благочестия, в особенности же Пресвятую Пречистую Преблагословенную Приснодеву и Богородицу Марию, твердо веруя в силу их молитвенного предстатель-ства пред Богом за тех, кто, находясь в подвиге веры, живо чувствуя свою немощь и недостоинство, просит их о помощи и заступлении.
Испросим же у Всещедрого Бога благословения на предлежащий нам подвиг поста и молитвы. Будем помнить, что Господь, призывая пас к святости, не требует от нас невозможного. Он ждет от нас не столько нашей праведности, сколько смирония и чистоты сердца, делающих нас способными к искреннему и глубокому раскаянию и исправлению. Ведь, по словам пророка Исаии, «вся праведность наша— как запачканная одежда» (Ис. 64,6). Сердца же сокрушенного п смиренного Бог не уничижит (Псал. 50, 19).
И в этот день, посвященный Церковью памяти Всех святых, от века Богу угодивших, прославим их подвиги и труды, прося их молитвенного о нас пред Господом предстательства. «Предтече Господень, Апостолов двоенадесятице, святии вси с Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам!» Аминь.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.