Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Ливерий Воронов
Слово на литургии в день памяти преставления св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Опубликовано:
Христианское чтение. 1996. № 11. С. 140-143
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
цп наши животворную надежду на бессмертие. Будем ценить и поспи* тывагь в себе дух целомудрия, воздержания и смирения.
В особенности же станем просить у Апостола любви, чтобы он своими дерзновенными к Богу молитвами исходатайствовал и нам священный дар любви к ближним и дальним, дабы, любя братьев наших не словом или языком только, но делом и истиною, полагая друг за друга души свои, мы поистине перешли из смерти в жизнь (1 Ии. 3, 14.16.18), став наследниками блаженного царства любви и мира великого Бога и Спаса Владыки и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВ. АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА
9 октября/26 сентября 1977 г.
аждыи человек на земле хочет и стремится оыть счастливым и радостным. Но далеко не всегда мы хорошо понимаем, что такое истинное счастье и что такое подлинная радость. И потому наши стремления к счастью нередко обращаются в погоню за призраками, а радость гак легко сменяется унынием, тоской и разочарованием.
А между тем жажда счастья и потребность в радости — это не какое-то суетное желание, не каприз нашей омраченной грехом природы. Нет, это врожденные и дарованные нам Богом устремления, составляющие неотъемлемую принадлежность нашего существа, созданного по образу и подобию Божию.
Сам Господь, наш Творец, Промыслитель и Спаситель, хочет, чтобы мы были подлинно счастливы и здесь, на земле, и в будущей вечной жизни. Он зовет нас к самой высокой степени счастья, которую Его божественное слово именует блаженством. Он указывает нам верные пути к этому высочайшему счастью. Он предлагает нам надежные способы его достижения, и Свои заповеди блаженства завершает словами: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 3—12).
Сегодня, в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова хочется снова и снова говорить о счастье, о радости, о полноте жизни, к которой все мы призваны волею Всещедрого и Вееблажен-ного Бога и Спасителя нашего, почерпая на этот раз преимущественно от источников мудрости великого «богословов начальника» и «зрителя неизреченных божественных откровений».
Возлюбленный ученик Господа Иоанн, сын Зеведеев, прожил долгую жизнь, в которой познал и радости и скорби. Светлые годы близкого общения с Божественным Учителем скоро сменились для него трудами и подвигами апостольского благовестил о Христе Распятом и Воскресшем, пастырскими заботами о верующих и многими тяжкими нравственными испытаниями, вплоть до исповедничества за имя Христово.
Но и в самые трудные годы своей жизни св. Иоанн был счастлив и блажен в своем действовании (Иак. 1,25). Да и мог ли, несмотря на все болезни и труды своего апостольского служения, быть когда-либо несчастлив тот, кто удостоен был возлежать на персях своего Учителя п Господа на Тайной Вечери, кто был усыновлен Пречистой Деве Богоматери Ее умиравшим на кресте Божественным Сыном, кто имел уте-
шение проявлять сыновнюю заботу о Ней, вплоть до самого Ее блаженного успения?!
И мы легко можем понять, что именно опыт огромного лично испытанного счастья, опыт блаженной жизни во Христе соделал св. апостола и евангелиста Иоанна верным свидетелем и провозвестником того счастья, которое может испытать, и той радости, к которой может приобщиться еще здесь, на земле, не говоря уже о будущей блаженной жизни, каждая верующая душа, если только, отвергнув путь греха и порока, она решится неуклонно следовать за Христом.
«Возлюбленные! мы теперь дети Божии ... Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная... И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна ... Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 3,2; 2,25; 1, •!; 5, 20).
Желая стать счастливым, человек использует для достижения этой цели разные способы. Обычно он заботится о приобретении как можно большего количества знаний, опыта, полезных навыков. Снискивая себе уважение своим умением трудиться и создавать общественные ценности, он не забывает и о том, чтобы как можно лучше устроить личное и семейное благополучие. С христианской точки зрения это вполне естественно и похвально, если, конечно, человек общей пользе по предпочитает свою личную выгоду, если не обращает благородное дело служения другим людям в способ эгоистического самоутверждения.
Но опыт показывает, что даже при наличии вполне достойных мотивов жизнь в обстановке внешнего благополучия далеко не всегда дает человеку истинное и глубокое внутреннее удовлетворение. Самых напряженных усилии и самых добрых намерении нередко бывает недостаточно для подлинного счастья человека. А иногда, среди, казалось бы, полного благополучия, душу человека начинают разъедать сомнения и разочарования, особенно при различных жизненных невзгодах и.;:! при мысли о неизбежности приближающейся смерти. И незольно возникает вопрос: неужели нет в мире такой силы, которая могла бы сделать человека счастливым в любых условиях: в радости и в горе, при удачах и при неудачах, независимо от личных успехов и от каких бы то пи было иных внешних обстоятельств?
Св. апостол Иоанн Богослов в своем учении о Боге, о мире и человеке ласт ясный и утвердительный ответ на этот вопрос. ЕСТЬ такая сила, и притом сила единственная п ничем другим не заменимая, которая может сделать человека истинно счастливым и радостным в любых условиях, озаряя все его существование неземным светом, согревая его душу благодатной теплотой, и вливая в его сердце неоску-левпюшую бодрость и энергию. Сила эта — ЛЮБОВЬ!
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8)—таково важнейшее в нравственном отношении свидетельство возлюбленного ученика Христова. Два самых главных догмата христианства — догмат Троичности и догмат Боговоплощения н Искупления — становятся наиболее близкими и доступными нашему разумению в свете учения о Боге как о Триипостас-ном Боге любви.
Слова первосвяшеннической молитвы Господа Иисуса Христа: «да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17,21), согласно богомудрому разъяснению святых отцов и учителей Церкви, ясно указывают на то, что существенным содержанием внутренней жизни Божества является неразрывное единение взаимной любви между Тремя Лицами Св. Троицы.
По -л-а высочайшая божественная любовь не замыкается сама г» себе. Она проявляет себя и в отношении к созданному Богом миру. Она изыскивает способ спасти человека и после того, как чрез грехопадение он лишился способности быть в блаженном общении с Bosom— Источником жизни, света и радости. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Таина искупления велика и необъятна, но нравственный смысл ее вполне доступен нашему уму и сердцу. Искупление было актом беспримерного самопожертвования, который ради нас и ради нашего спасения благоволил совершить воплотившийся Единородный Сын Божий. И только чрез всецелое благодарное принятие этой великой жертвы Богочеловека, в которой открылась нам безмерная любовь Божия, можем мы спастись, т. е. преодолеть порабощающую нас силу греха, начать ходить в обновленной жизни (Рим. 6,4) и стать сынами воскресения (Лк. 20,36).
Господь Иисус Христос, чистый и безгрешный, пришел в мир, чтобы разрушить дела тьмы: вражду, ненависть, жестокость: все, что является прямым отрицанием любви и потому несовместимо с радостью и разрушительно для счастья человека. Он пришел, чтобы Своей небес-поп чистотой, безукоризненностью Своих поступков, всецелой правдивостью победить и обезоружить мировое зло. Он совершил это в Своей личной земной Богочеловеческой жизни, «во дни плоти Своей» (Евр. 3,7), но Он продолжает совершать это и теперь в событиях повседневной человеческой жизни и в событиях мировой истории чрез тех, кто «берет крест свой и идет за Ним» (Мф. 16,24).
Как Вождь некоего великого духовного воинства, Он Сам возглавляет всемирную борьбу со злом, — борьбу, которая окончится лишь г» конце времен пред наступлением будущего века. Он, сказавший некогда ученикам и апостолам: «мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16,33), ныне каждому добровольному и деятельному участнику этой борьбы подает невидимые, но могущественные благодатные силы для победы над злом и грехом — будь то в личной, семейной или общественной жизни.
Любовь Божия есть поистине величайшая нравственная сила. Изливаясь в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5,5), она вселяет г, нас совершенную радость и возбуждает в нас ответную благодарную и деятельную любовь ко Христу, нашему Божественному Искупителю.
Любовь к Богу невозможна без любви к людям. «Мы, — говорит св. апостол Иоанн,— имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4,21). «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4,20).
Любовь к людям может выражаться многими и различными способами. Это и родительская любовь, которая заботится не только о внешнем благополучиц детей, но и об их достойном нравственном воспитании. Это и забота о процветании Родины, о безукоризненном выполнении своих гражданских обязанностей и патриотического долга. Это и содействие развитию добрых отношений между людьми и народами. Это и поддержка усилий, направленных на устранение всего, что создает угрозу жмзни людей и миру на земле.
Любовь — это лучшее украшение человеческой жизни. Сколько счастья и радости излучает из себя жизнь той семьи, или такого человеческого сообщества, в котором не слышно сквернословия или гнилых слов взаимного недоброжелательства, где царит верность, чистота, целомудрие, где славится и с любовью призывается имя Божие, где молитва становится первейшей духовной потребностью человека, где все
вообще взаимные отношения строятся на принципе неуклонного соблюдения двуединой заповеди о любви к Богу и к ближним, — заповеди, которая составляет непреложную основу всего Божественного нравственного закона.
Любовь к Богу и к ближним требует подвига, ответственных решении, а иногда и глубокой перестройки всей жизни христианина, перемены наших понятий, нравов и привычек. Но если мы хотим быть подлинными христианами, действительно счастливыми и способными показать путь к счастию другим людям, то мы должны к делу нашей веры и к терпению упования на Господа нашего Иисуса Христа присоединять труд любви, без которого немыслимо истинное следование за Христом.
Древнее предание повествует, что когда св. апостол Иоанн достиг глубокой старости и уже не мог, как прежде, произносить продолжительные поучения, он обычно заканчивал свои краткие наставления словами: «Детки, любите друг друга». И когда некоторые спрашивали его, зачем он так часто их повторяет, он отвечал: «Это заповедь Господня, и если соблюдаете ее, то и довольно».
Пусть же эти святые слова чаще звучат в наших сердцах, как бессмертное завещание благостного старца и великого апостола любви. Пусть они побуждают нас к усердным молитвам о мире всего мира, о спасении всех людей, ближних и дальних, и вдохновляют нас на подвиг любви, в качестве награды за который обещано нам блаженство вечной жизни и непрестающая радость о Христе Иисусе Господе нашем. Ампш>.
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (/ Ии. 4, 16).
егодня святая Православная Церковь благоговейно совершает память одного пз самых близких и самых верных учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа — память святого славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Не многих нарочито нарекла Церковь своими Богословами. Кроме апостола Иоанна она соединила это наименование с именами лишь двух угодников Божиих: с именем великого вселенского учителя и святителя Григория, архиепископа Константинопольского, председателя Второго Вселенского Собора, и с именем дивного духоносного подвижника конца X — начала XI веков преподобного Симеона.
Что же такое, однако, богословие? Еще и еще раз задуматься над этим вопросом особенно уместно сегодня, в день, когда наша духовная школа, призвавшая быть училищем веры и благочестия, празднует здесь, в своем святом храме, священную память «богословия начальника», своего небесного покровителя.
Слово «богословие» не однозначно. Оно употребляется в нескольких различных смыслах. Богословием мы называем, например, неко-
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.