Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Ливерий Воронов
Слово на литургии в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Опубликовано:
Христианское чтение. 1996. № 11. С. 143-145
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
вообще взаимные отношения строятся на принципе неуклонного соблюдения двуединой заповеди о любви к Богу и к ближним, — заповеди, которая составляет непреложную основу всего Божественного нравственного закона.
Любовь к Богу и к ближним требует подвига, ответственных решении, а иногда и глубокой перестройки всей жизни христианина, перемены наших понятий, нравов и привычек. Но если мы хотим быть подлинными христианами, действительно счастливыми и способными показать путь к счастию другим людям, то мы должны к делу нашей веры и к терпению упования на Господа нашего Иисуса Христа присоединять труд любви, без которого немыслимо истинное следование за Христом.
Древнее предание повествует, что когда св. апостол Иоанн достиг глубокой старости и уже не мог, как прежде, произносить продолжительные поучения, он обычно заканчивал свои краткие наставления словами: «Детки, любите друг друга». И когда некоторые спрашивали его, зачем он так часто их повторяет, он отвечал: «Это заповедь Господня, и если соблюдаете ее, то и довольно».
Пусть же эти святые слова чаще звучат в наших сердцах, как бессмертное завещание благостного старца и великого апостола любви. Пусть они побуждают нас к усердным молитвам о мире всего мира, о спасении всех людей, ближних и дальних, и вдохновляют нас на подвиг любви, в качестве награды за который обещано нам блаженство вечной жизни и непрестающая радость о Христе Иисусе Господе нашем. Ампш>.
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (/ Ии. 4, 16).
егодня святая Православная Церковь благоговейно совершает память одного пз самых близких и самых верных учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа — память святого славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Не многих нарочито нарекла Церковь своими Богословами. Кроме апостола Иоанна она соединила это наименование с именами лишь двух угодников Божиих: с именем великого вселенского учителя и святителя Григория, архиепископа Константинопольского, председателя Второго Вселенского Собора, и с именем дивного духоносного подвижника конца X — начала XI веков преподобного Симеона.
Что же такое, однако, богословие? Еще и еще раз задуматься над этим вопросом особенно уместно сегодня, в день, когда наша духовная школа, призвавшая быть училищем веры и благочестия, празднует здесь, в своем святом храме, священную память «богословия начальника», своего небесного покровителя.
Слово «богословие» не однозначно. Оно употребляется в нескольких различных смыслах. Богословием мы называем, например, неко-
1 !3
торые изучаемые в нашей школе дисциплины, как то: богословие основное, богословие догматическое, нравственное и другие. При этом мы пользуемся трудами видных ученых богословов, достойных уважения тружеников, имена которых нередко золотыми буквами вписаны в летопись истории как нашей отечественной, так и мировой богословской науки.
По это высококвалифицированное с чисто научной точки зрения, учёное, «дипломированное» богословие, несмотря на всю его важность и оснащенность научными средствами, нс есть однако нечто самодовлеющее. Оно имеет свои истоки, своп корни в богословии святоотеческом, которое выражено в догматических определениях святых Вселенских Соборов, в единодушно исповедуемых Отцами истинах веры, в богослужебном творчестве Церкви. Это богословие, составляющее важнейшую часть живого потока священного церковного предания, имеет несравненно более высокую ценность. Оно заключает в себе подлинно церковное понимание Божественного Откровения и отклик на него со стороны богопросвещенного разума и благодатию Духа Святого очищенного сердца великих подвижников веры, богомудрых пастырей и учителей Церкви.
Поэтому каждый, кто хочет стать настоящим православным богословом, отнюдь не пренебрегая данными пауки и богатым опытом ученых богословов, будет все же в первую очередь следовать мудрому совету великого святителя св. Кирилла, архиепископа Александрийского, который говорил: «Самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых Отцов, постараемся принять их за главное руководство и, испытывая самих себя: в вере ли мы, паши собственные рассуждения будем сколько возможно тщательнее сверять с их верными и непорочными мыслями».
Но и сами святые Отцы, эти вернейшие хранители Священного Предания, с величайшим вниманием и усердием приникали к источникам еще более высокого б о г о д у х н о в е н н о г о апостольского богословия, которое есть не творчество человека, хотя бы и богопро-свещенного, но воистину живое и действенное слово Божие (Евр.4, 12), хотя и выраженное в наших человеческих словах и понятиях.
Одним из дивных образцов этого нанвысшего, апостольского богословия являются те священные книги, которые написаны великим апостолом любви святым евангелистом Иоанном Богословом.
Невозможно в кратком слове не только раскрыть всю глубину его учения о Боге, о мире, о цели нашего существования, но и сделать сколько-нибудь достаточный по полноте обзор его священного богословия. И потому не дерзая на это, напомню лишь о немногом.
Святой апостол Иоанн возвещает нам, что Бог есть любовь»
(1 Ин. 4,8.16) и что Он «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.16).
Святой апостол Иоанн учит нас, что мы, любя мир, как дело рук Божиих, любя людей, как носителей образа Божия, всегда должны помнить и о том, что некогда прекрасный первозданный чистый и осиянный славой Божией мир ныне, после грехопадения, лежит во зае (1 Ин. о, 19).
У человека, преданного греху, нередко главное содержание его жизни составляют постыдные удовольствия, неудержимое стремление к стяжательству, к приобретению все новых и новых тленных сокровищ мира сего, а также эгоизм и тщеславие. Апостол напоминает нам, что все это, то есть, «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца (т. е. от Бога), по от мира», лежащего во зле (1 Ин. 2, 16).
Впрочем, как свидетельствует об этом апостол Иоанн, Господь сказал о Себе: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12,47). Гек: же так говорит о Себе чистый п безгрешный Господь, то может ли, смеет ли осуждать другого человека, даже пребывающего во грехе, хрнс":паппп, который сам отнюдь не безгрешен. Ведь мы,— как научает пас апостол, — «если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих жшя, и истины пот в пас» (1 Ин. 1,8).
Зная о греховном состоянии мира и памятуя о собственной нашей I реховностн, мы должны прежде всего сами стремиться к очищению своей души через покаяние. «Если исповедуем грехи наши, то Он (Господь наш), будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит пас от всякой неправды» (1 Ин. 1,9).
Мы должны 1акже уметь ясно отличать самый грех, как просгуп-локпе против нравственного закона, как путь к смерти духовной в отчуждении от Бога, — от человека грешника. Ибо кроме «греха к смерти», т. е. упорного и нераскаянного служения греху, есть, по апостолу, к «грех нс к смерти»—когда человек к а к бы пленен грехом и при этом сам тяжко страдает от ощущения этой плепенности. И апостол обращается к нам с таким увещанием: «Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1 Пн. -Г 16}.
'Христианки призван к деятельной любви и к служению ближним. П’т,' говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» I ! Ин. -1,20). Не вражда и ненависть, а только любовь может делать в мире Божие дело, служить созиданию мира между людьми, помогать . юлим уразуметь их назначение, избрать путь жизни с Богом, а не сметь в удалении от Пего.
Любовь, о которой говорит святой апостол Иоанн, — это, конечно, кс та любовь, которой часто называют обыкновенные естественные земные привязанности или случайную близость между людьми, а то и просто необузданную страсть. Нет, это — любовь Божия, чистая, светлая, жертвенная, делающая человека способным свободно и радостно полагать «душу свою за друзей своих» (Ин. i5, 13).
Именно такая любовь создаст вес лучшее в человеческой жизни. Именно она созидает счастливые и Богом благословенные семейства. Именно она может сделать участником подлинно христианского миротворчества. Именно ее имеет в своем основании христиански осознанный и Церковью освященный патриотизм с его самоотверженным служением Богом да нова ной Родине.
Ныне мы собрались вокруг нашего общего богодухновенного Учится - - апостола, который непрестанно учил о любви, который и во дни старости, когда уже не мог произносить продолжительные поучения, часто повторял своп любимые слова: «Детки, любите друг друга!» И,
■оъяспяя, почему так часто говорит об этом, отвечал: «Это заповедь Господня, и если будете исполнят!) ее, то н довольно».
Булем же чаще вспоминать и полагать в сердце своем это священное апостольское назидание. Ныне же помолимся нашему небесному покровителю святому анетолу и евангелисту Иоанну Богослову, чтобы он испросил нам у Господа ту милость, чтобы и мы, в меру данных каждому из пас сил и возможностей, смогли воплотить в своей жизни хотя бы частичку той святой любви, которой он сам научился у своего Божественного Учителя. И тогда жизнь наша станет содержательной и радостной, будет жертвой богоугодной и благоуханием приятным. возносимым во славу Триединого Бога любви, во славу Святой Единосущной Животворяще!! и Нераздельной Троицы: Отца, п Сына, и Святаго Духа. Аминь.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.