Научная статья на тему 'Слово на день Преображения Господня'

Слово на день Преображения Господня Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово на день Преображения Господня»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово на день Преображения Господня

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 104-107

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

деланию и исправлению, указующего цель нашего совершенствования, ведущего нас к небесному Царствию и нескончаемой жизни.

Сам Господь наш Иисус Христос есть истинный «Свет миру» (Иоан. 8, 12), просвещающий всякого человека, приходящего в мир (Иоан. 1,9). Кто последует за ним, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Этот благословенный свет Христов ярко сияет нам со страниц Священного Писания. Здесь как бы огненными буквами начертано для нас вечное слово Божие, этот «светильник ногам моим и свет стезям моим» (Пс. 118,105). Благодать Духа Святого просвещает нас в таинствах, священнодействиях и молитвах церковных.

Но как часто пелена тумана, возникающая от нашей плотской и греховной жизни, застилает наши очи от этого спасительного небесного света, и мы уподобляемся тем слушателям Господа, о которых Он говорил: «они своими глазами смотрят, и не видят» (Мк. 4, 12). И что еще хуже, как часто мы сами смыкаем глаза свои, чтобы не видеть непереносимого обличающего нас божественного света, подобно тем, о ком, при другом случае, говорил Господь наш Иисус Христос: «Делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличи-лись дела его, потому что они злы» (Ин. 3,20).

Вспомним же, возлюбленные, в этот святой день и апостольскую жажду пребывания со Христом, звучащую в словах Петровых: «хорошо нам здесь быть...», и вразумляющий нас голос Небесного Отца, в послушании, духовном преображении и последовании Его Единородному Сыну указующий нам единственный верный путь к царству славы, где «праведники воссияют, как солнце» (Мф. 13,43), и будут вечно пребывать в блаженном общении с Триединым Богом.

И пусть свидетельством нашего желания «со Христом быти» (Фил. 1,23) и нашим ответом на этот вразумляющий голос будет твердая решимость — пребывать в Церкви, в этом доступном для всех «селении Господа сил», наш труд по очищению своего сердца и исправлению своей жизни и пламенная молитва о просвещении нас светом благодати Христовой для разумного следования за Христом, пока, по слову апостола, «не начнет рассветать день» невечернего Царства славы Божией и «не взойдет утренняя звезда» полного духовного преображения и обновления в сердцах наших (2 Петр. 1, 19).

«Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы. Светодавче, слава Тебе!» Аминь.

СЛОВО

НА ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху, ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же про-поводят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние» (Кондак праздника).

и росто и в то же время возвышенно говорит нам о событии Преображения Господня Слово Божие устами трех апостолов и евангелистов: Матфея, Марка и Луки.

На последнем году Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос начал постепенно приоткрывать перед Своими учениками завесу будущего и посвящать их в страшную тайну Своих искупительных Страдании.

Впервые эго произошло во время пребывания Спасителя близ города Кесарии Филипповой.

Идя дорогой, Господь обратился к ученикам Своим с вопросом: «За кого люди почитают Меня?» «Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 13—16).

Приняв это вдохновенное исповедание веры и дав ап. Петру и другим апостолам обетование об их высокой роли и правах в устрояе-мон Им Церкви, Господь «начал открывать ученикам Своим, что Ему додж но идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, п в третий день воскреснуть» (Мф. 16,21).

Эго откровение опечалило учеников, и ап. Петр сделал даже попытку отговорить Своего Учителя от предстоящего Ему подвига, за что и должен был выслушать строгое обличение.

Но желая облегчить скорбь апостолов, Господь открыл им, что некоторые из них удостоятся вскоре, еще здесь на земле, прежде кончины своей, увидеть Царствие Божие, пришедшее в силе.

Через шесть дней после этих слов Господь возвратился в пределы Пошлей и приблизился к горе, носившей название Фавор. День уже склонялся к вечеру, и Христос-Спаситель, имевший обыкновение ночи посвящать уединенной молитве, оставил народ под горою и, взяв лишь трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, взошел вместе с ними на гору.

Я не буду рассказывать о самом событии Преображения: оно хорошо известно каждому христианину и о нем напомнит евангельское чтение.

Обращу ваше внимание лишь на то, что избранниками, призванными видеть, а потом и засвидетельствовать перед миром великое чудо и откровение Славы Божией, явленное на Фаворе, оказались три Апостола, обладавших особыми духовными качествами и дарованиями.

По изъяснению богомудрых отцев и учителей Церкви эти три Апостола воплощали в себе три важнейших христианских добродетели, без которых никому невозможно увидеть Царствие Божие.

Ап. Петр был проникнут живой и горячей верой. Он первый среди апостолов исповедал Христа Сыном Бога Живаго. Сам Господь открыл ему, что вера эта подвергнется тяжкому испытанию, но что она все же устоит и в конце концов восторжествует, ибо Он, Господь, молился о нем, «да не оскудеет вера его».

Ап. Иаков, как показало его будущее, носил в глубине души своей драгоценное сокровище твердой надежды на Бога, на Его Промысел, па Его всесильную Помощь. Он, как известно, был первым из лика апостольского мучеником и подклонил свою вьпо под меч Надежды ради Израилевы, т. е. за своего возлюбленного Учителя и Господа Иисуса Христа.

Наконец, ап. Иоанн Богослов пламенел той божественной любовью ко Господу, чрез которую соделался наперсником Христовым на Таиной Вечери, а затем был удостоен чести усыновления Пречистой Деве Богородице.

Им, этим трем ближайшим ученикам Христовым, исповеднику, мученику и девственнику, была поверена великая небесная тайна о том, что Христос есть не только Сын Человеческий, но и Единородный Сын Божий, Богом Отцом Возлюбленный, несущий в Себе Отчее благово-

ленпе и потому в каждом Его слове и деле достойный чести и славы, благоговения и беспрекословного послушания.

Эта тайна была доверена нм для того, чтобы в страшные часы Голгофскнх страданий они, представляющие собой будущую Церковь Христову, не упали духом, не потерялись, не отчаялись, но уразумели бы вольное страдание, поняли бы, что их Божественный Учитель принес Себя в Жертву не напрасно и не по ошибке, а исполняя извечное премудрое Отчее и Свое собственное Божественное предначертание.

... Прошло несколько месяцев, и Господь Иисус Христос волею, нас ради, испил до дна горькую чашу безмерных страданий и приобщился смерти, вися на Древе Крестном.

Мы знаем, что еще в Гефсиманском саду перед лицом иудейской стражи ученики Иисуса, оставивши Его, бежали.

У подножия Креста мы не видим апостола Петра, еще так недавно выражавшего свою готовность сопровождать своего Учителя и в темницу и на самую смерть, а теперь троекратно и с клятвой отвергша-гося от Него. Мы не видим и ап. Иакова Зеведеева. Подобно всем другим ученикам, они были подавлены скорбью, измучены страхом и сознанием неотвратимой гибели всех своих чаяний и упований.

Перед лицом Крестной смерти Сына Божия содрогнулась не только бездушная тварь, поколебалась не только земля, померкло не только солнце. Нет, этого мало. Поколебалась вера и померкла надежда на небесную помощь у самых верных, у самых близких учеников Христовых.

Но не поколебалась и не померкла, а все превозмогла и победила святая, могучая, никогда не престающая любовь. Как бы от лица всего апостольского сонма, более того-—от лица всего возлюбившего Христа человечества, у подножия Креста Господня как верный страж и свидетель присутствовал вместе с Пречистой Девой Марией один из трех очевидцев Фаворской славы — апостол любви, св. евангелист Иоанн Богослов.

Какой дивный урок на все времена человеческой истории! На пути к небесноГ! славе Церковь Христова может переживать моменты тягчайших испытаний. Может поколебаться вера многих, может ослабеть надежда на помощь свыше. Но Божественная Любовь все победит, все превозможет и всегда отстоит дело Правды Христовой.

По воскресении Христовом свв. апостолы, укрепляемые Благодатью Духа Святого, возвестили всему миру о том, что Крестные Страдания Господа были точным и совершенным исполнением того, что еще за восемьсот лет предсказал великий пророк Божий Исаия. Они всюду проповедали, что Христос Сын Божий в Своем Божественном истощании действительно «был презрен и умален пред людьми. Oil взял на Себя наши немощи и понес наши болезни».

Его современники думали, что «Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно».

И в этой бессмертной проповеди Апостольской огромное значение имело живое воспоминание о виденной ими Фаворской славе, как об очевиднейшем доказательстве добровольности Искупительной Христовой Жертвы.

Возносясь мысленно на Фаворскую гору, где Свет Божества об-лисгал некогда учеников Христовых, не забудем, возлюбленные, что и мы с вами призваны быть свидетелями и хранителями Правды Божией в мире.

Кто бы ты ни был: старец или юноша, сильный или немощный, простец или ученый, но если ты христианин — помни, что и ты должен быть участником великого дела Божия. А дело Божие, дело Церкви 106

Христовой состоит в том, чтобы через века и тысячелетия пронести немеркнущий светоч Правды Божией, чтобы всем людям, жаждущим Истины, возвестить о безмерной спасающей Любви Божией, о доброзольном Страдании за всех нас Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны помнить, что все мы, христиане, по слову ап. Петра, суть род избранный, призванный возвещать совершенства Господа, Призвавшего нас из тьмы язычества в чудный Свой свет.

И если мы уклонимся от содействия этому великому делу, если не будем служить ему «словом, житием, любовью, верою, чистотою», то имена наши могут оказаться вычеркнутыми из Книги Жизни.

Да просветит же Господь наши маловерные и малодушные сердца светом Славы Своей, возсиявшей некогда на горе Фаворской. Да наполнятся они чистой любовью к Источнику Света и Правды — к Триединому Богу, Живущему во Свете неприступном. И да свершится с нами но милости Божией то, о чем мы так часто молимся и просим Господа в молитве Гго часа:

«Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир! Да знаменается на нас Свет лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный...». Аминь.

СЛОВО НА УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

1956 г.

о имя Отца и Сына и Св. Духа!

«О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается и лествица к небеси гроб бывает...»

Такими сладкозвучными словами своего песнопения Св. Церковь Христова привлекает ныне наше внимание к священному и славному событию преставления Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приенодевы Марии.

Она внушает нам с благоговением и трепетом сердечным созерцать дивное чудо, великое таинство веры, она возводит наш христианский смысл к высотам, едва доступным для разума, к пониманию сокровеннейших предначертаний Божиих, лежащих в основе домостроительства нашего спасения.

Есть замечательное соответствие, как бы глубокая внутренняя связь между двумя наиболее почитаемыми Церковью Богородичными праздниками, а именно преславным Благовещением о зачатии и воплощении от Приенодевы Марии Бога-Слова, Господа нашего Иисуса Христа, и всечестным Успением Пресвятыя Богородицы.

И Благовещение, и Успение отмечены знаками величайшего благоволения Божия к Деве Марии. Там архангел Гавриил вещает Ей свя-тыя «благовещения глаголы» и вручает, как Избраннице Божией, ветвь с благоухающими райскими цветами. Здесь тот же архангел Гавриил благовествует Ей радость скорого отшествия к возлюбленному Сыну и Господу и вручает, как Царице и Владычице, светоносный скипетр царский.

И Благовещение, и Успение суть события дивного прославления и возвеличения Пресвятой Девы Марии. Там Она удостоилась откровения о предназначении быть Матерью Господа. Здесь Она возвеличена как Царица неба и земли «всех тварей небесных и земных высшая явлыиаяся».

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.