Научная статья на тему '\ живая Россия \ исцеление расслабленных'

\ живая Россия \ исцеление расслабленных Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
44
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ живая Россия \ исцеление расслабленных»

Исцеление расслабленных

Дмитрий СИМОНОВ, Ольга КАМЕНЕВА

Бытовое благополучие в век информационных технологий, отсутствие физического труда, привычка не отдыхать, а «расслабляться» оборачиваются устойчивым состоянием расслабленности. Однако стихийные бедствия, которыми был богат минувший год, заставили многих задуматься, оценить простые и важные вещи, которые мы обычно не замечаем, — как воздух, пока он есть. Мы беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в с. Акулово Московской области.

Как в народе, так и в природе

— Отец Валериан, природные бедствия, пожары, засухи всегда воспринимались как наказание от Бога за людские грехи. Что можно сказать о катаклизмах

минувшего года? «Господь вопло-

— Существует история человечества, зафиксирован- тился и родился ная в Библии. И согласно Священному Писанию, ничего для того, чтобы просто так в мире не происходит. Откуда возникают мыс- человек мог вили, что природные явления связаны с тем, как мы живем? деть свой Перво-Здесь можно вспомнить три момента Ветхого Завета: это образ, взирать Всемирный потоп (более убедительного примера нет), земными очами история городов Содома и Гоморры и голод 3,5 года на то, как нужно во времена пророка Илии. Все эти эпизоды связаны с от- поступать».

ступлением человека от Бога. Как сказано о людях, которые были перед Потопом, «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане плоть суть» (Быт. 6:3).

И поэтому, естественно, то, что совершается в природе, имеет какой-то духовный смысл. Да и вообще-то все имеет духовный смысл. Господь сотворил человека и насадил рай, чтобы тот возделывал его, трудился там. Когда же человек преступил заповедь Божию, то Господь изгнал его из рая и сказал: «Проклята земля в делах твоих, со скорбию будешь питаться от нее... терние и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3:17-18). Господь сотворил все доброе, когда же произошло грехопадение, появилось вредоносное (тернии и волчцы — это всевозможные ядовитые растения). Творение несет на себе печать венца Творца — человека. Поэтому, когда люди уподобляются своему Творцу — насколько это возможно, сказано, что «будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:18). А когда человек начинает отступать дальше от Творца и погрязать в грехе, для него становится все больше вредного, например всевозможные аллергии, невосприятие растений.

Первые звери, согласно открытию науки, были травоядными. После того как человек отпал от Бога и произошли первые убийства, животные тоже стали убивать друг друга, появилась кровожадность. Но мы знаем, что преподобный Сергий, преподобный Серафим спокойно кормили медведей, пустынники египетские общались со львами, есть множество других примеров, когда творение преображалось — постепенно, по мере того, как менялся сам человек.

Но это растительный и животный мир. А Потоп или огонь, который попалил Содом и Гоморру, — это стихии. Стихии тоже начинают вести себя угрожающе, жестоко; и как человек взбунтовался против Бога, стихии бунтуют против людей, все действительно отражает духовное состояние человека.

В природных явлениях — раньше и теперь — наблюдаются очень интересные вещи. Когда люди вели себя более сдержанно, не было, может быть, столь широкого распространения нынешнего состояния — агрессивно-революционного, существовала как бы плавная смена времен года, можно было заметить определенные закономерности. Скажем, если в такой-то день курица «напьется воды» на улице — значит, весна будет дружная. Если в другой день идет дождь — лето должно быть влажное, если дождя нет — значит, сухое, жаркое.

Один человек, серьезно задумывающийся над тем, что происходит, как-то сказал, что теперь невозможно понять, кто как себя поведет. Раньше, когда существовали жизненные принципы, воспитание, можно было представить себе психологию людей, спрогнозировать — что

будет происходить. Когда же человек стал непредсказуемым, импульсивным, таким, что не знаешь, чего от него ждать, то же самое стало происходить и с природой. Теперь и приметы не сбываются, переворачивается все.

Одним словом, все, начиная с венца творения — человека, выходит из подчинения Творцу, ведет некую самостоятельную жизнь. Но, строго говоря, самостоятельности в таких природных проявлениях особо-то и нет. Всему есть какие-то причины.

Отчего возникает разница давлений, циклоны, все эти физические явления? Господь в Библии спрашивает: можешь ли ты указать источники ветра? Откуда ветер начинается? Первопричина многих явлений лежит за гранью нашего понимания. Почему возникают внезапные смерчи, ураганы, землетрясения? Животные часто чувствуют приближение бедствий, но все равно стихии, как правило, обрушиваются внезапно, символизируя собой состояние всего человечества, — когда люди ведут себя, как говорится, неадекватно.

Но вот тут-то мы как раз переходим в духовную область, потому что на самом деле причина у всего этого есть. Человек находится под воздействием иного мира: ему приходит мысль, а приходит она откуда-то, часто возникает состояние какого-то недовольства, раздражения. Говорят, что кто-то не в духе. Это состояние тоже откуда-то находит.

В сущности, согласно Библии, в природе происходит примерно то же самое. Есть естественный процесс смены времен года, всякие температурные изменения, долгота дня, угол нагрева земной поверхности и т. д. А существует воздействие невидимой силы. В Книге Иова прямо описан спор за душу Иова.

«Господь говорит сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его,

Рождество в Богоявленском кафедральном соборе в Москве

РИА-НОВОСТИ

и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей» (Иов 1:8-12).

И вот кому-то пришла мысль, кто-то позавидовал богатству Иова, разбойники напали на его стада — овец, волов, угнали их. А потом, когда дети его пировали, из пустыни налетел вихрь, ураган, обрушил дом и убил всех. «.Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:20-21).

— Получается, что не только от жизни людей зависят засухи и ураганы?

— От жизни людей зависят.

— Но Иов был праведным, и все равно его постигло несчастье.

— Пример Иова говорит о том, что бедствия имели духовную причину. Господь сказал сатане: «всего можешь коснуться, но душу не трогай». И дьявол поразил его бедствиями, смертью детей, проказой. Но здесь уместен вопрос не «за что?», а «для чего?». Ответ на него дает Евангелие, когда ученики Спасителя увидели слепорожденного и стали рассуждать о причинах его бедствий: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:2-3).

Все-таки в основном причиной бед являются грехи людей или их родителей. Ведь когда Хам непочтительно отнесся к отцу своему — Ною, проклятие легло на его потомство. Но есть и третий момент — когда на человеке являются дела Божии. Это кому-то за что-то, а тут для чего-то.

В частности, в момент прекращения существования Земли, когда произойдет какой-то катаклизм, бедствия будут посланы человечеству за что-то, за грехи: «.тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:21-22).

То есть что-то произойдет только для того, чтобы избранных освободить от страшной жизни. Ибо им-то самим будет очень тяжело.

— Минувшим летом тяжелее всего было в Москве: 40° жары, горящие торфяники, дым на улице, в домах — как в фильме ужасов. Смертность москвичей возросла в несколько раз.

— В десять раз — по некоторым лечебным заведениям; это статистика, которую не публиковали. Я просто слышал из первых уст. Конечно, вопрос экологический очень серьезный. То, что дальше будет происходить и до чего дело дойдет, трудно себе представить. В первую оче-

«Москвичам нужно все-таки какие-то запасные аэродромы обустраивать, чтобы можно было куда-то выезжать, приходить в себя». На фото:лето 2010 года в Москве.

редь, люди столкнутся с кислородным голоданием. Потому что в среднем за сутки в Москве автомобили сжигают 2 млрд кубометров воздуха. А когда горели леса, это был уже не воздух, которым можно дышать, а углекислый газ, отходы горения. Получалось, что мегаполис наш — как некая душегубка.

— Какие выводы из случившегося можно сделать?

— Выводы очень простые. Раньше люди понимали: лес дает кислород. Это же ботаника, которую проходят в школе. И когда вырубали деревья, то обязаны были выкорчевывать пни и делать новые посадки. До сих пор еще встречается лес, который стоит стройными рядами. Это как раз остатки того принципа, который был заложен при леспромхозах, работавших в тесном содружестве с лесхозами.

— Интересно, что последний Лесной кодекс по сути дела упразднил должность лесника. А когда загорелись леса, оказалось, что и тушить некому — пожарные ехали из других районов, авиация летела из соседних стран.

— Пример мегаполиса наводит на грустные размышления. Во-первых, количество сжигаемого там кислорода все время растет: все-таки одна пятая часть населения страны находится в Москве и Московской области, притом что территория у государства громадная. Помню, как одно время в СССР пытались строить города-спутники, тот же Зеленоград. По той же схеме устроена жизнь в Финляндии: у них маленькие города как большие деревни. Оказывается, известный принцип сближения города и деревни заключается не в приближении деревни к городу, а наоборот — города к деревне, когда предпочтение отдают сельскому укладу, усадьбе, огороду, а не многоэтажным зданиям. В Москве еще сохранились остатки поселка художников на Соколе — там были

домики с небольшими участками. Но постепенно такие поселения практически исчезли.

— Как вы думаете, есть ли еще какая-то возможность реконструировать Москву?

— Я думаю, это невозможно.

— И что делать москвичам?

— Москвичам нужно все-таки какие-то запасные аэродромы обустраивать, чтобы можно было куда-то выезжать, приходить в себя.

— Батюшка, эта зима началась с холодов. Как вы считаете — сегодня о трубах следует думать или уже о душе?

— О душе нужно думать всегда, но трубы-то не мешают. Потому что лежать на боку — это не совсем то. Интересно, как Господь умножил в пустыне пять хлебов, потом семь. Он спросил: «У вас хлеб есть?» А мог ведь из камней сделать хлеб, Богу все возможно. Но Он показал, что нужно трудиться, а уже этот труд Господь умножит.

— А как же Господь подавал евреям манну небесную?

— Манну небесную еще нужно было собрать.

ФОТОБАНК ЛОРИ

«Радости вашей никто не отнимет»

— Отец Валериан, вы часто говорите о том, что надо возвращаться на землю. Но многие не очень-то жаждут...

— По-моему, просто не хотят работать. У нас сейчас все ушли торговать, производить некому. Маркеты, супермаркеты, окей-икей-ашан. При этом у нас масса товаров. Кто их производит, откуда они? С неба, что ли, свалились? Как у Некрасова:

«Не спрошу я, откуда явилось, Что теперь в сундуках твоих есть; Знаю: с неба к тебе все свалилось За твою добродетель и честь».

— Как вы думаете, почему люди не хотят работать?

— Людей сейчас работать отучили. Раньше труд рассматривался как некое послушание, которое человек имел в этом мире, а теперь каждый сам решает: хочет — работает, хочет — нет. Люди верующие или насельники в монастырях не просто молились — они что-то делали, сажали... Отец Николай (Гурьянов), старец с острова Залит, например, весь остров обсадил деревьями. Я помню: если что-то на дороге лежит, он никогда не переступит, не пройдет, обязательно уберет. А сейчас не привыкли даже за собой убирать.

— Батюшка, похоже, труд перестал приносить удовлетворение. Почему стало меньше радости от труда?

— Стали меньше трудиться — вот и меньше радости. Раньше, помню, пахали с утра до вечера: детьми бегали поливать огород, на речку, метров 100 было, наверное, до реки. Туда и обратно — 50 раз (я даже не задумывался, а потом уже подсчитал — 10 км в день пробегал, из них 5 км с ведрами). А потом радость — еще побегать, без ведер. Помню, у нас были лыжи березовые, тяжелые, по полпуда. Так я, когда встал на эти «беговые» лыжи, думал, на ногах ничего нет.

— Отец Валериан, получается, что само содержание радости у нас изменилось. Раньше радостью было потрудиться и побегать, а теперь — отдохнуть и полежать.

— Да это не радость. Это именно — расслабление. Но расслабленных-то в Евангелии на одре приносили. У нас теперь

ведь

Пример праведного Иова говорит о том, что бедствия имеют духовную причину.

Господь пришел послужить, дал образ, умыв ноги ученикам на Тайной Вечери.

и не называется отдых радостью, само слово-то сменилось: «расслабиться». Потому что на самом деле радости нет.

Как в старину-то: косили, а потом еще с песней шли с косьбы. Или — огороды: все сажают, затем продадут, получат что-то, мужички примут, и начинаются по дворам песни. А сейчас не поют ведь: только мелодекламация в ритм этому «бум-бум-бум». Потому что пение — это же кантилена! Как певцы у Тургенева: он тянет, потом замолк, все сидят, плачут, как слушают певцов-то... Соревновались между собой, радость была.

— А как вернуться от состояния расслабленности к радости?

— Потрудиться как следует. А потом можно и повеселиться. У нас вот радость-то: служба одна, вторая, третья; накануне праздника, в сам праздник, потом собрались — все веселые!

— Батюшка, в 2010 году был юбилей праздника Покрова Пресвятой Богородицы: 1100 лет, как явилась Божия Матерь блаженному Андрею во Влахернском храме. Всегда считалось, что Россия находится под Покровом Пречистой. Означают ли последние катаклизмы, наша расслабленность, что Покров этот исчез?

— Нет, ничего подобного. Так это же в Писании сказано: «.кого любит Господь, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Притч. 3:12; Евр. 12:6). Именно сейчас, когда люди в таком состоянии, что уже человеческие усилия почти бесполезны, катаклизмы помогают задуматься. Беда в чем? Всего-то, в общем, достаточно, и люди заелись. Мы ходили в школу в одних штанишках, которые очкариками назывались, протирали их до дыр, ставили заплатки. Я привык к большой обуви, потому что, когда был маленький, носил ботинки старших: они приходили, снимали, а я надевал — не в чем было идти в школу.

А сейчас не ценят воздух, лес — поэтому и обрушиваются бедствия. Благополучие, к несчастью, для многих не является спасительным. Больше того: «.трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23).

Когда не постятся, часто говорят: «Есть нечего». Да они не знают, что такое, когда действительно нечего

EASI NEWS

есть! В детстве, помню, зерно мололи жерновом и эту муку пекли. Было понятно: что потопаешь, то и полопаешь, не сделаешь — будешь голодный.

Почему в этом отношении хороши посты? Потому что они сажают на скромную простую пищу и человек начинает что-то ценить. Как-то один из моих детей спрашивает: «Папа, почему Великим Постом первый и второй день ничего не едят, только воду пьют?» По Уставу ведь не положено... Так, извиняюсь, потом на третий день и картошка, и хлеб даже — это такое лакомство! Если сразу после Масленицы предложить постную пищу — ой, такая скудость. А когда не поешь день, два, три — караул! Все идет под метелку.

Бедствия. Во-первых, у нас бедствий особых, слава Богу, нет. Пожары были, ура ганы... Рассказывали, по воздуху летал столб и прямо на Дом культуры опустился. Потому что там разврат, музыка бесовская, дом бескультурья. Все это на самом деле, наоборот, милость Божия.

У нас Великая Отечественная война началась в День русских святых — это они умолили, потому что закрывались храмы, все уничтожалось. А в войну-то все спохватились: как тревога, так за Бога. А потом уже и началось возрождение.

Да и минувшим летом было: когда дети с крестным ходом пошли, огонь остановился. Так что без бедствий, увы, человек часто не задумывается о своей жизни, не ценит многие вещи. А тут начинают ценить.

— Что еще может изменить современного человека? Кризис посильнее?

— Кризиса пока еще не было, строго говоря. Это просто прикрываются кризисом, пытаются наварить на чем-то, использовать кризисные настроения. Мы тут были в одном селе у полярного круга. И вот дедушка с бабушкой там хозяйство тянут: три коровы, два быка, три теленка, свиньи, овец сейчас раздали, баран и овца остались, куры. Дети приезжают, помогают сено заготавливать. И они — ничего, веселые.

ОЛЕГ ВЛАСОВ

Престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово.

— Многие бизнесмены сегодня грустят от поборов чиновников, непомерных налогов...

— Я, как священник, в советское время платил 50% налога. У меня 400 руб. был оклад, а на руки давали

203; 197 руб. перечисляли государству. Конечно, люди помогали, но вообще налог был 50%. А дальше — больше, существовала прогрессивная шкала. При окладе 500 руб. государству пришлось бы отдавать 270.

— Как вы думаете, отец Валериан, можно ли победить коррупцию? К примеру, в Грузии ликвидировали ГАИ полностью — и все, взятки никто не дает и не берет.

— В Грузии легче: в небольшом коллективе, регионе навести порядок проще. Это,

кстати, положительная сторона так называемой раздробленности. Кажется, с одной стороны, вроде бы разделили, а с другой — появилась

возможность в регионах что-то сделать. Вот я слышал, Белгородский край довольно успешно развивается, в Белоруссии тоже неплохо поставлены некоторые вещи; в других областях, если руководители стараются, многое получается. Так что дело-то не совсем пропащее.

— Значит, централизация власти, информации, жесткая вертикаль — это не всегда хорошо?

— Централизация власти, жесткая вертикаль — это нормально. Но нельзя создать жесткую вертикаль высотой несколько километров. Понимаете? Потому что даже Эйфелева башня раскачивается, в конце концов. Есть какие-то пределы, выше которых жесткая вертикаль уже не работает. Это, как мы когда-то говорили: будущее за небольшими автономными системами.

— В век информационных технологий в разных структурах накапливается все больше информации о человеке — его сбережениях, кредитах, передвижениях, здоровье и т. д. Насколько опасен такой контроль?

— Все невозможно контролировать. За каждым следить? Вот бесы этим занимаются — у них учет. Полная информация по грехам существует только у бесов. А все

знает один Бог.

— Батюшка, а если грехи исповеданы — бесы по-прежнему владеют информацией?

— Они думают, что у них это есть; но вытаскивают пустые листы. Человек покаялся — а они этого не знают. Поэтому, в общем-то, и запрещено рассказывать то, что было на исповеди. На самом деле информация у них, естественно, не полная, внешняя, к тому же не всегда она отражает сущность. Потому что есть еще мотивировка поступков. Даже на Священное Писание существует толкование. Как говорят, нет фактов истории, а есть отношение к фактам истории.

Или, скажем, есть информация: отправились куда-то 20 человек. Но это могут быть мастера высшего

ОЛЕГ ВЛАСОВ

класса, а может быть сброд. Или, например, 20 бойцов, владеющих приемами рукопашного боя, — это сильная боевая единица, и 20 необученных новобранцев — тогда это пушечное мясо. Невозможно человеку владеть полной информацией. Даже бесы не знают, что человек думает, они могут лишь догадываться. Что делает — да, а что он думает — нет. Вот водитель показывает, что поворачивает — мигает, а ведь может и не повернуть. Это — не абсолютная информация.

— Отец Валериан, вы сказали, что кризиса еще не было. Что же случится во время настоящего кризиса?

— Как всегда в таких ситуациях, происходит некое разделение. Кто-то начинает заваливаться в сторону пессимизма, а кто-то, наоборот, в таких обстоятельствах чувствует себя бодрым. Есть некоторые люди, которым нужны именно такие экстремальные условия. Тогда и мелочи радуют. Я на целине был, работали по 20 часов в сутки. Так, пока машина идет разгружаться, ложишься прямо на площадке — голову на педаль металлическую — и засыпаешь тут же. Потом вскочил, дальше поехал работать.

— Какая же в этом радость, батюшка?

— Не знаю. Выжил — вот и радость. Весело, работаешь.

— От чего тогда зависит радость жизни?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Она — от устроения внутреннего. Человек с благодарным сердцем — всегда радостный, у него все хорошо. А человеку с неблагодарным сердцем и в обычных условиях житья нет, он ноет, гундит.

— Можно воспитать благодарное сердце?

— Оно воспитывается благодарностью к Богу. Вера воспитывает благодарность. Потому что без веры внешние факторы здесь вряд ли помогут. В жизни часто получаешь неблагодарность, и человек порой озлобляется. А когда с Богом, тогда Господь утешает: «.радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Истинная радость может быть только в истинной вере, в истинном устроении. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите.» (1 Фес. 5:16-18). Преподобный Серафим каждому говорил: «Радость моя». Сухарики у него, водичка ключевая, молитвы — вот тебе и радость. Да и около старцев такое испытываешь состояние благодатное, безмятежное совершенно, что ничего не нужно, вопросов никаких не возникает. Вот и радость.

А когда смотришь вокруг: кто-то что-то сделал не так. Что на это смотреть-то? Слава Богу. Радость моя.

В человецех благоволение

— Отец Валериан, что можно пожелать нашим читателям в светлый праздник Рождества Христова?

— Господь сошел на землю для того, чтобы дать нам возможность восстановить свой Первообраз. Изменение мира может быть только в этом направлении. Все остальное, все системы — бесполезны, если не изменить самого человека. Они будут как какие-то подпорки, не имея существенного значения. «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» То есть должно быть направление воли на благо, благо-воление. Если все начнут стараться, стремиться к добру — все наладится.

ФОТО ОЛЕГА ВЛАСОВА

«Человек с благодарным сердцем - всегда

Наша культура, литература возросли на православной основе. Николай Некрасов, например, писал:

«Будь гражданин! Служа искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви.»

«Для блага ближнего живи». Так это и есть: Господь пришел послужить, дал образ, умыв ноги ученикам на Тайной Вечери. «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:13-15). «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23:11).

Все эти примеры Господь дал не только в Слове — и до этого были заповеди, которые народ не выполнял. Но Господь настолько милостив, что Он пожелал Сам показать живой пример. Потому что одно дело учить, а другое — исполнять то, чему учишь. Потому и сказано: «.кто сотворит и научит, тот велий наречется в Цар-радостный, у него ствии Небесном» (Мф. 5:19).

все хорошо». Рождество Христово — это, конечно, величайшая

милость, самое драгоценное после того, как Господь сотворил мир, и Дух Божий сохраняет все живое. Господь принял образ человека, приблизился к человеку, которому Бога «невозможно видети, на Него же не смеют чини Ангельстии взирати». Господь воплотился и родился для того, чтобы человек мог видеть свой Первообраз, взирать земными очами на то, как нужно поступать. Две основных сущности христианства заключены в факте Рождества Сына Божия, Его пришествия в мир и в факте Его Воскресения. Это — альфа и омега христианства. Факт Воскресения — как образ будущей жизни, к этому все идет, праздников праздник. А Рождество Христово — это изъявление воли Божией для спасения человека, явление всему миру Сына Божия, Богочеловека. Это величайшее чудо, то, что превосходит наш разум, что непостижимо. Как это — «Сын Божий Сын Девы бывает»? Но это так. Это как раз свидетельство всемогущества Божия.

— Батюшка, как вы думаете, Всемогущий Господь когда-нибудь упразднит ад?

— Понятие «когда-нибудь» — очень сложное, потому что вы оперируете категорией времени. А времени там не будет. Господь шесть дней творил мир, в седьмой день почил от дел своих. Есть такой образ, символ всего бытия — 777. А 888 — это имя Спасителя — будущая жизнь, бытие. Небытие — 666. То есть возврат в небытие. Ад — это начало возврата. А когда, как оно будет происходить? Как коллапс — сожмется зло само в себе. Бог не будет его упразднять, оно без Бога погибнет просто.

— И люди-грешники?

— И демоны, и люди, естественно, те, которые соберутся там, — они же одного поля ягоды. Вот поэтому-то и не нужно туда попадать.

— Но, говорят, мало спасающихся...

— Нет. Старец Сергий (Орлов), наоборот сказал: «Мне кажется, что любовь Божия такова, что почти все спасутся.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.