Научная статья на тему '\ событие \ свобода, соединенная со страхом Божиим'

\ событие \ свобода, соединенная со страхом Божиим Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ событие \ свобода, соединенная со страхом Божиим»

Свобода, соединенная со страхом Божиим

На тему свободы художника, отношения его с властью мы беседуем с председателем Духовного экспертного совета фестиваля «Лучезарный Ангел», настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках протоиереем Владимиром Волгиным. Совсем недавно отец Владимир стал настоятелем еще одного уникального храма — в телецентре «Останкино».

Протоиерей Владимир

ВОЛГИН

PHOTOXPRESS

«Доколе человечество подвержено влиянию греха и страстей, дотоле необходима власть и подчиненность... Отношения власти и подчиненности разрушатся с разрушением мира; тогда прекратятся «всякое начальство и власть» (1 Кор. 15:24); тогда установятся братство, равенство, свобода; тогда причиною единения, власти и подчиненности будет не страх, а любовь».

Святитель Игнатий Брянчанинов

Дорога к храму в «Останкино»

— Отец Владимир, 1 октября 2010 года исполнилось 20 лет с момента принятия в СССР закона «О свободе совести и религиозных организациях». По случаю этой даты в рамках фестиваля прошел тематический показ документальных фильмов «Образ веры: пробуждение, возвращение, присутствие». Как вы думаете, смогли отечественные режиссеры и сценаристы за минувшие 20 лет воспользоваться предоставленной им свободой? И почему в годы коммунистиче-

Дмитрий СИМОНОВ, Ольга КАМЕНЕВА

ской цензуры добрых, христианских фильмов было несравнимо больше, чем сейчас, когда провозглашена свобода?

— Возвращаясь к закону «О свободе совести и религиозных организациях», нужно непрестанно благодарить Бога и власть за то, что этот документ был принят. Насколько я знаю, Америка была очень недовольна и до сих пор сетует на его издание. Никто не ожидал того, что произойдет с принятием этого закона. Нам внушали, что Церковь это удел безграмотных стариков, старушек, что религия — это отживший рудимент. Как известно, Никита Хрущев хотел показать последнего священника по телевидению, последний храм им разрушен в 1964 году — церковь Преображения Господня на Преображенской площади в Москве. И вдруг мы видим, что на этой выжженной земле после выхода закона о свободе совести общество наше духовно всколыхнулось. Многие пошли в церковь — представители интеллигенции, властных структур, пожилые люди.

На моем веку встретился один академик, его называли патриархом медицины, он в свое время был первым заместителем министра здравоохранения и главным санитарным врачом Советского Союза (Петр Николаевич Бургасов, академик РАМН, доктор медицинских наук, генерал-майор медицинской службы — ред.). Ему было 88 лет, когда на одном из приемов он заявил: «Я — коммунист, но я — православный, верующий человек. Разве может объяснить эволюционная теория Дарвина такое многообразие флоры и фауны в мире? Это возможно только при существовании Бога-Творца». Прощаясь в этот день со мной и с моей матушкой, он сказал: «Отец Владимир, только недавно я уверовал в Бога, а мне 88 лет, время уже закончилось, прошло». Я ответил ему: «Петр Николаевич, время не прошло, вы еще живы, и поэтому можно успеть принести покаяние». И он в 88 лет впервые исповедался — за всю свою жизнь. Причастился не первый раз, потому что во младенчестве его причащали. Но такого, как мне кажется, прилюдного обращения к Богу не могло произойти до выхода закона о свободе совести.

И вот, касаясь этого удивительного процесса во-церковления нашего общества, могу сказать, что со-

всем недавно, 28 сентября, был освящен домовый храм в телецентре «Останкино». Мы видим, что эфир, к сожалению, наполнен безнравственным содержанием, кровью, агрессией, тем, что не воспитывает нас в христианском духе, доброй морали и нравственности. Наоборот, есть такой термин — «расхристанное общество». Так вот, телевидение разлагает души человеческие. И надо отдать должное руководству телецентра «Останкино», которое решилось на открытие храма, где ныне ежедневно совершается Божественная литургия.

Храм освящен в честь мученика Порфирия. Это артист времен Юлиана Отступника, который по ходу пьесы должен был крестить себя самого, а потом глумиться над Христом. Но, видно, он правильно воспользовался формулой крещения: трижды погружался в воду со словами «Крещается раб Божий Порфирий во имя Отца... и Сына... и Святаго Духа». Он вышел из воды и исповедовал себя христианином перед императором Юлианом Отступником, после чего был умучен.

Меня спрашивали в Патриархии: «Почему вы освятили храм в честь святого Порфирия — неизвестного в России?» Я сказал, что профессия мученика Порфирия была смежна с деятельностью телецентра, через который проходит много фильмов, постановок. И мне кажется, что каждый комментатор или человек, который ведет передачу, немного артист. Этот храм имеет огромное будущее. Я верю, что обязательно — рано или поздно, может быть, через два года, три, четыре — идеология телевидения изменится.

— Скажите, отец Владимир, сколько человек в среднем причащается в церкви в воскресные дни?

— Вообще, воскресный день для многих сотрудников «Останкино» — нерабочий. В основном наши прихожане посещают храм в будние дни. Но мы решили сохранить воскресный день, потому что это — малая Пасха. Несмотря на то что люди практически не приходят, в церкви поет хор, служит священник с алтарником и дьяконом. А в обычные дни на моей практике в среднем два-три человека в день исповедуются в первый раз за свою жизнь и причащаются Святых Христовых Тайн.

В ближайшее время мы планируем установить дежурство после Божественной литургии. Священники будут отвечать на животрепещущие вопросы прихожан.

28 сентября состоялось освящение храма в честь актера-мученика Порфирия в телецентре «Останкино».

— Насколько мы знаем, в мире подобный «телевизионный» храм есть только на Кипре. У кого возникла столь необычная идея — создать церковь в телецентре?

— Генеральный директор «Останкино» Михаил Маркович Шубин предложил открыть в телецентре часовню. «Я, — сказал он, — цинично выражаю свою мысль, но надо обустроить место для релаксации сотрудников. Потому что работа напряженная, очень много негатива, надо, чтобы человек пришел и просто успокоился, очистился немного во время молитвы». Но я предложил ему создать храм, где совершалась бы Божественная литургия, которая изменяет, просвещает, освящает, привлекает благодать, мир Божий на молящихся. И он согласился, загорелся этой идеей.

Хочу также сказать, и это очень важно, что на открытие храма в телецентре было благословение Святейшего Патриарха Кирилла и высокой светской власти.

— Святейший Патриарх Кирилл не так давно отметил, что не следует путать культуру массовую, которую нам навязывают средства массовой информации, и народную. В чем, на ваш взгляд, состоит разница этих культур?

— Если мы посмотрим на историю разных лозунгов, то толпа, как правило, требует хлеба и зрелищ; это то, что сеет безнравственность. В термин же «народная культура» вкладывается, как мне кажется, совершенно иной смысл. Народная культура — созидающая народ и человека в обществе. А созидать — это значит формировать прежде всего нравственность, самобытное начало. Ну, а Россия всегда оставалась православной. Потому что, как говорил Федор Михайлович Достоевский, русский — это понятие не национальное, а идеологическое; русский — значит, православный.

— Варсануфий Великий писал: «Хороша свобода, соединенная со страхом Божиим». Как вы думаете, отец Владимир, сможет ли Духовный экспертный совет фестиваля «лучезарный Ангел» со временем заняться рецензиями фильмов, передач на телевидении?

— Несколько лет назад меня приглашали стать членом Общественного совета на телевидении. Предполагалось, что совет сможет что-то рекомендовать, хотя не будет

иметь властного права не допускать передачи и фильмы до показа. К сожалению, эта идея тогда не воплотилась в жизнь. Но думаю, что при существовании нашего храма и при изменении идеологии, умов человеческих и душ возможно реанимировать эту идею. Не исключено, что со временем будет создан такой совет, имеющий рекомендательный голос.

— Вторая сторона проблемы — это большое количество фильмов, которые продают в храмах на дисках. Их ведь тоже подчас никто не цензурирует...

— Сегодня мы должны очень внимательно относиться к любому продукту — творческому, интеллектуальному, потому что в России присутствует много ереси, сект, которые под маской православной церкви и идеологии часто пропагандируют вещи, которые идут вразрез с православием. Я бы советовал священникам, настоятелям, служителям храмов (хотя совет этот носит рекомендательный характер) просматривать фильмы, отслеживать те образцы литературы, искусства разного рода, которые наводняют нынешние свечные ящики, — все то, что появляется в их церкви для распространения среди верующего, православного народа.

Воспитание примером

— Если фильм стал участником фестиваля «Лучезарный Ангел», является ли это рекомендацией к его распространению в храмах?

— В каком-то смысле да. Хотя по своему содержанию кинофестиваль «Лучезарный Ангел» несколько шире православной идеологии. Это то, о чем вы говорили в самом начале: в советское время, в государстве с нехристианской идеологией было больше фильмов добрых и нравственных. Но я думаю, что, во-первых, это поддерживалось тотальной системой, а главное, была жива преемственность. Пуповину отрезали, но остатки христианских соков питали и народ, и нашу отечественную идеологию. Уровень нравственности отчасти сохранялся. Хотя мы же знаем, какие лозунги выбрасывали идеологи социализма и коммунизма: «Женщина — общая», «Долой стыд» и др.

Сегодня православный кинематограф, в сущности, еще не создан. Есть отдельные фильмы, которые мы называем православными. Это, допустим, «Остров» Павла Лунгина

ОЛЕГ ВЛАСОВ

«Главная задача фестиваля «Лучезарный Ангел» — сеять доброе, возвышенное, красоту в душах людей». На фото: протоиерей Владимир Волгин и вице-президент Фонда социально-культурных инициатив Татьяна Шумова.

или «Чудо» Александра Прошкина о Зоином стоянии в Куйбышеве. И говорят, что во время съемок этого фильма режиссер принял православное крещение. Мы видим, что и в сериалах появляются священники, несущие проповедь православия миру. Но все это только незначительные попытки со стороны даже не церкви, а верующих людей, если можно так сказать, оправославить свое искусство.

Поэтому в свое время мы дали и другое название кинофестивалю — «Доброе кино возвращается». Главная наша задача — сеять доброе, возвышенное, красоту в душах людей. А когда эта красота будет посеяна, она обязательно даст всходы, ибо, как сказал Достоевский, «красота спасет мир». Речь идет о Боге, Который является воплощением Бесконечной Красоты и Премудрости.

— Батюшка, а вы знаете случаи, когда кино изменяло жизнь человека? Можете назвать самые духовные, на ваш взгляд, фильмы всех времен и народов?

— Могу привести пример, основываясь на своем личном опыте. Я был неверующим до 20-летнего возраста, но кинематограф, как и литература, искусство, имели на меня огромное влияние, возвышали разум, душу, дух. Конечно, религиозного кино не было, но появлялись фильмы, основанные на христианских ценностях, такие как «Гамлет» Григория Козинцева, «Отец Сергий» и другие картины Сергея Бондарчука, которые воспитывали чувство доброго и прекрасного. В конечном счете, через искусство Господь привел меня к познанию Себя.

Возвращаясь к фильму «Остров», можно отметить, что картина вызвала огромный резонанс в лоне Русской Православной Церкви. Некоторые священники, даже монахи, просматривали этот фильм не один раз. А ведь духовная тематика, тема души — очень сложная. В свое время митрополит Антоний (Блюм) сказал замечательно: «Духовная жизнь монотонна». Она состоит из того, что в среду и пятницу мы постимся, утром и вечером молимся, в субботу вечером и в воскресенье утром бываем в церкви, стараемся принуждать себя к добрым делам. И ничего такого выдающегося нет. Выдающееся бывает только в людях, стяжавших Духа Святого. Вот о таком человеке, который якобы совершил когда-то убийство и всю жизнь каялся, был поставлен фильм Павла Лунгина «Остров».

Картина «Поп» Владимира Хотиненко, которая победила на VI кинофестивале в прошлом году, — очень достойная в духовном смысле, открывающая новые горизонты для будущего кинематографа.

— Вы упомянули замечательного режиссера Сергея Бондарчука. Но его сын, Федор Бондарчук, снимает совсем другое кино. Как вы думаете, почему талант художника «доброго кино» не передался по наследству?

— На этот вопрос очень трудно ответить. Сергей Бондарчук — христианин, в конце жизни он исповедался, причастился Святых Христовых Тайн. Не знаю его жизни, скорее всего, она не была церковной. Если этот элемент и присутствовал, то тайнообразующе. Бондарчук не мог афишировать себя как православный, верующий человек. В свое время старцу архимандриту Иоанну (Крестьянки-ну) задавали вопрос: как воспитывать детей? Он ответил: «Авторитетом, примером своей собственной жизни». То есть, если я хочу, чтобы мои дети стали верующими, я должен нести эту веру, церковными — должен являть церковность, нравственными — должен быть нравственным.

Для того чтобы ответить на этот очень тонкий, деликатный вопрос, нужно быть, как минимум, исследователем жизни Сергея Бондарчука.

Но, не касаясь этого великого режиссера, тот же отец Иоанн Крестьянкин, святые отцы говорили: живые дети отомстят родителям за убитых братьев и сестер. За что отомстят? За аборты. Мы видим очень много наркоманов, людей, которые пристрастны к алкоголю, ведут безнравственную жизнь. Глубоко убежден, что 99% родителей, которые имеют таких детей и страдают от этого, совершили аборты, убийства еще нерожденных детей.

Но Господь — намного шире, бесконечно глубже, неизъяснимо выше, и существуют какие-то исключения, когда этого не происходит; когда, наоборот, дети безнравственных родителей вырастают нравственными, а в семье у добрых родителей появляются революционеры. Здесь речь идет уже не только о человеческой жизни, ее святости — вмешиваются факторы воли Божьей и промысла Божьего в жизни людей, семей. Ведь Господь не ограничивает свободу человека. Наша православная вера — религия не только любви, но и свободы. Бог не принуждает, он призывает, но никогда не совершает над нами насилия.

Подготовиться к экзамену

— Сегодня в России как никогда остро стоит проблема детского и юношеского кинематографа, анимации. Она как-то решается?

— Это животрепещущая тема: денег на подобные проекты государство, Министерство культуры не выделяет. Анимационный кинематограф приходит к краху. На заседаниях Духовного экспертного совета люди, занимающиеся мультипликацией, рассказывали о том, что за два или три последних года был снят единственный фильм. Государство вынуждено заштопывать какие-то дыры, видимо, гораздо более существенные, и поэтому люди во власти (может быть, с болью в сердце) секвестируют те программы, которые предлагают на их суд...

— Наше государство пытается научить молодых людей быть лидерами. А что бы вы посоветовали донести до молодежи, в том числе языком кино?

— В идеале я бы не советовал молодежи искать своего — надо найти призвание, вложенное в нас Богом.

В советское Людям, не обретшим еще веры, я пожелал бы ответить

время появи- на очень важный вопрос: в чем заключается смысл чело-

лись фильмы, веческой жизни?

основанные на Часто говорят: хорошо иметь любимую семью, за-

христианских ниматься той профессией, к которой ты призван; быть ценностях. благополучным материально; чтобы тебя любили друзья,

На фото — кад- чтобы это было взаимным и многое другое. Но все это яв-ры из картин ляется украшением нашей жизни. А смысл — совершен-«Гамлет» Гри- но в ином. Смысл — в том, что способствует подготовке гория Козинцева к великому экзамену на будущую жизнь. И я желаю моло-(слева), «Отец дым людям, да и всем, ответить себе на главный вопрос Сергий» Сергея о существе смысла жизни человека, проходящего этот Бондарчука кратковременный земной путь.

(справа). — Отец Владимир, сегодня в обществе царит кри-

зис недоверия: населения,творческой интеллигенции — к власти, бедных — к богатым и т. д. Что можно сказать по поводу такого противостояния?

— Апостол Иуда говорит о том, что те, кто хулят власти свои, похожи на «безводные облака, носимые ветром» (Иуд. 1:12), на пар, который поднимается с земли и исчезает. Это люди, которые не понимают значения власти, того, что эта власть от Бога, что каждый народ достоин своих правителей. Сначала исправься сам, тогда и власти предержащие изменятся, на твоих же глазах, и будут по-другому смотреть на мир, на ценности, связанные с государством Российским.

В свое время покойный Святейший Патриарх Алексий II говорил о том, что экономическое возрождение России может совершиться только на основе возвращения общества, людей к нравственным ценностям. Мы недоумеваем, почему наши люди находятся в нищете, обвиняем в этом власть. Но ведь эти же люди, если не были участниками революции, то стали продолжателями ее традиций. Они не созидали религиозную основу в душах своих детей, они принесли огромнейший вред, который трудно переоценить, — обществу и государству. А ведь Господь Иисус Христос говорит, и это является пророческими словами: «Ищите же прежде Царства Бо-жия и правды Его» (Мф. 6:33).

Когда наши соотечественники начнут искать Царства Божьего, все остальное приложится, устроится; будет созидание, а не разрушение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.