Научная статья на тему 'Житие Тихона Карачевского: источники и специфика содержания'

Житие Тихона Карачевского: источники и специфика содержания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИТИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / СИНОДИК / ИКОНОГРАФИЯ / ТИХОН КАРАЧЕВСКИЙ / LIFE / HISTORY / SYNODIK / ICONOGRAPHY / TIKHON KARACHEVSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антонова М. В.

В статье рассмотрены основные источники современного жития Тихона Карачевского, проанализировано его содержание. Автор приходит к выводу, что текст жития в целом соответствует современным тенденциям агиографии, но его автор излишне вольно использует и трактует краеведческие сведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HAGIOGRAPHY OF ST. TIKHON KARACHEVSKY: SOURCES AND CONTENT SPECIFICITY

The article describes the main sources of contemporary life of Tikhon Karachevsky, its content is analyzed. The author comes to the conclusion that the text of life in general in line with modern trends hagiography, but the hagiographer too loosely uses and interprets local history information.

Текст научной работы на тему «Житие Тихона Карачевского: источники и специфика содержания»

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 281.39-574.3 М.В. АНТОНОВА

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории русской литературы XI-XIX вв., Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 281.39-574.3 M.V. ANTONOVA

Doctor of Philology, Professor, Head of Department of Russian literature XI-XIX centuries, Orel State University

E-mail: [email protected]

ЖИТИЕ ТИХОНА КАРАЧЕВСКОГО: ИСТОЧНИКИ И СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ* HAGIOGRAPHY OF ST. TIKHON KARACHEVSKY: SOURCES AND CONTENT SPECIFICITY

В статье рассмотрены основные источники современного жития Тихона Карачевского, проанализировано его содержание. Автор приходит к выводу, что текст жития в целом соответствует современным тенденциям агиографии, но его автор излишне вольно использует и трактует краеведческие сведения.

Ключевые слова: житие, краеведение, синодик, иконография, Тихон Карачевский.

The article describes the main sources of contemporary life of Tikhon Karachevsky, its content is analyzed. The author comes to the conclusion that the text of life in general in line with modern trends hagiography, but the hagiographer too loosely uses and interprets local history information.

Keywords: life, history, Synodik, iconography, Tikhon Karachevsky.

Преподобный Тихон Карачевский входит в Собор Брянских святых, память его празднуется 16/29 июня. Житие Тихона Карачевского сложилось только в начале XXI века, хотя местное почитание подвижника и легенды о нем существовали, вероятно, не позднее начала ХУШ века.

Задачей настоящей статьи является анализ источников и специфики содержания Жития Тихона Карачевского, созданного в Новейшее время.

Тихон Карачевский - реальное историческое лицо, основатель Карачевского Воскресенского монастыря, который также по документам и в обиходе именовался Тихоновой Пустынью. В позднее средневековье агио-биография Тихона Карачевского составлена не была. Более того, документы, в которых упоминался преподобный и имелось его иконографическое изображение, к настоящему времени оказались утрачены. В связи с этим характер достоверного источника приобретают труды орловского краеведа XIX века Г.М.Пясецкого. В частности, в книге «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей» (1899), обращаясь к монастырям и приходским церквям Карачевского уезда, исследователь привлекает к анализу материалы ныне утраченного Синодика Карачевского Воскресенского монастыря «написанномътщашемъ тоя обители 1еромонаха Антошя, трудами тояжъ обители 1еромонаха Гавршла лЪта от создан1я мира 7208, а отъ воплощен1я Господа нашего 1исуса Христа 1700 года», в начале которого вслед за царскими именами был вписан«родъ строителя монаха Тихона, начальника

обители сея» [Цит. по: 5, с. 68], соответственно можно полагать, что именно этот исторический персонаж был основателем и первым игуменом Воскресенского монастыря, который также назывался Тихоновой пустынью. Дата смерти преподобного устанавливается также на основании киноварной записи на полях: «Въ 1609 году Августа въ день престависярабъБожш монахъТихонъ, начальникъ строитель обители сея» [Цит. по: 5, с. 68].

Никакими точными документальными сведениями, касающимися биографии Тихона Карачевского и времени основания им монастыря, Г.М. Пясецкий не располагал. Вероятно, он пользовался изустными легендами и преданиями, бытовавшими в церковной и околоцерковной среде, что позволило краеведу поместить сообщение о столпничестве святого: «По преданию, преподобный Тихон подвизался на каменном столбе, возвышающемся над вторым этажом монастырской церкви, где устроена небольшая круглая келейка и где, как передают старожилы, висел вестовой колокол, извещавший мирных иноков о приближении Крымских татар, которые некогда производили частые набеги на Карачевский уезд...» [5, 69]. Указывает краевед и на наличие реликвии, связанной с именем Тихона Карачевского: «.здесь же сохраняются и ременные четки преподобного, от которых, впрочем, уцелела только незначительная часть[5, 69].

По свидетельству Г.М. Пясецкого, «на обороте же первого листа синодика была наклеена картинка, изображающая монастырскую церковь, по сторонам которой имеются изображения (во весь рост) преподобных Арсения и Тихона Карачевского, а в верху их лик Господа

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарногонаучного фонда (проект 15-04-00437).

© М.В. Антонова © M.V. Antonova

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ DISSERTATION RESEARCH

Иисуса Христа, простирающего к ним Свои божественные длани» [5, с. 69]. Исследователи иконографии И.В. Злотникова и М.А. Комова полагают, что наличие миниатюры на листе Синодика может свидетельствовать о подготовке канонизации Тихона Карачевского в конце XVII в. [3, с. 320-322]. Дополнительным доказательством наличия местного почитания святого обнаруживаем в описании Г.М. Пясецким места захоронения преподобного Тихона. Он «погребен в основанной им обители и над гробницею его в склепе устроен был придел во имя Св. Тихона, Амафусийского чудотворца; в гробнице, под деревянною доскою, сокрыт образ преподобного Тихона Карачевского, писанный на дереве во весь рост» [5, с. 69]. Эти сведения вполне корреспондируют с точкой зрения В.М. Сорокатого, определившего, что возникновению житийной иконы предшествует расположение над местом погребения подвижника иконы патронального святого (в нашем случае - Тихона Амафусийского), а затем появления ростового надгробного изображения [6, с. 36]. Все это говорит о наличии местного почитания Тихона Карачевского в конце XVII в.; сохранялась память о нем и в Х1Х-ХХ вв. Однако среди святых, чтимых повсеместно, этот святой был упомянут только после прославления Собора Брянских святых в 2003 г., в это же время было составлено и Житие Тихона Карачевского.

Отметим, что информация о Тихоне Карачевском Г.М. Пясецким вводилась в связи с описанием Воскресенского монастыря, поэтому имя преподобного начинает перечень игуменов обители, составленный на основании данных синодика, приводится также подробная информация о владениях людьми и угодьями, об изменениях в подчинении монастыря и, наконец, о его упразднении, после чего излагается уже история приходского Воскресенского храма.Повествование о монастыре, разнесенное в книге Г.М. Пясецкого по нескольким разделам, было собрано в одну небольшую главку и изложена кратко вплоть до 1902 г. в книге «Историческое описание церквей, монастырей и приходов Орловской епархии (1905 г.), с добавлением сведений о реликвиях, хранящихся в Вокресенской церкви, захоронениях при ней, составе причта, количестве земли и пр.[См.: 4].

Современное житие Тихона Карачевского основано на рассмотренных выше краеведческих источниках. В связи с тем, что достоверной информации о самом преподобном практически не сохранилось, значительная часть агиографического повествования (примерно половина текста) посвящена истории Воскресенского монастыря (Тихоновой пустыни) и Воскресенского приходского храма и связана с личностью преподобного весьма опосредованно. Соответственно композиционно Житие может быть разделено на две части. Первая повествует о самом святом, причем информация о нем дается предельно краткая. Во второй части также сжато излагаются сведения об основных этапах жизни монастыря, начиная со смутного времени по 2004 год.

В тексте жития, касающемся непосредственно Тихона Карачевского, следует отметить некоторые осо-

бенности в использовании и осмыслении исторического и краеведческого материала.

Во-первых, составитель жития, указывая на основании синодика Воскресенского монастыря, цитируемого Г.М. Пясецким, что преподобный жил во второй половине ХУ-начале XVII вв., затем сообщает, что «в 1585 году ею [Тихоновой пустынью. - М.А.] управлял уже игумен Захарий» [2] Нам не удалось обнаружить документальное подтверждение данного факта. Единственным достоверным источником, ввиду утраты подлинника Синодика Воскресенского монастыря, является информация об игуменах обители, приведенная Г.М. Пясецким, которая противоречит сведениям современного агиографа. «Род строителя монаха Тихона, начальника обители сей» упоминается в Синодике сразу же вслед за царскими именами, что говорит о том, что он действительно был не только основателем монастыря, но и его первым игуменом. Затем краеведом приводятся данные о настоятелях, руководивших обителью после Тихона Карачевского: «Ближайшими преемниками преподобного Тихона по управлению основанной им пустыни, как видно из синодика, были: игумен Макарий"карачевец", игумен Закхей"убиенный" и игумен Павел, о котором известно, что он, поразоре-нии обители литовцами в смутное время, скончался в Брянском Свенском монастыре, где и значится в синодике под 1626-м годом» [5, с. 69]. Более поздние исторические документы не знают игумена Воскресенского монастыря (Тихоновой пустыни) с именем Захарий. Остается непонятным, каким образом нектоЗахарий мог стать настоятелем монастыря, если имеются сведения о кончине преподобного в 1609 г., правда, об этих данных современный агиограф умалчивает. Умалчивает составитель и о «преемниках» Тихона, продолжая повествование о монастыре со смутного времени.

Во-вторых, современный агиограф, не сообщая года смерти святого, умалчивает и о месяце, но указывает, что его память «чтится местно 16/29 июня, вместе с памятью Святителя Тихона Амафунтского» [2] и именно с этой датой связана традиция Крестного хода и проведения ярмарки в ХИХв. В сочинении Г.М. Пясецкого в цитируемом тексте Воскресенского синодика, указан год, но не указан день кончины Тихона Карачевского. Возможно, дата в ее буквенном выражении была не понята или не расшифрована краеведом или издателем. Как бы то ни было, киноварная запись с указанием времени кончины преподобного во всех краеведческих источниках приводится именно так: «Въ 1609 году Августа въ день престависярабъБожш монахъТихонъ, начальникъ строитель обители сея»[Цит. по: 5. с. 68]. С одной стороны, составитель жития вроде бы устраняет противоречия в пользу своей версии об игуменстве некоего Захарии в 1585 г. Но, с другой стороны, агиограф, несомненно, немотивированно искажает исторические факты.

В-третьих, в тексте жития произведена некоторая переакцентировка сведений о подвижнической деятельности Тихона Карачевского. В сочинении Г.М. Пясецкого «вестовой колокол», в который ударяли

Ученые записки Орловского государственного университета. №6 (69), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 6 - no. 69. 2015

при приближении крымских татар к монастырю, не связан с подвижничеством преподобного. В современном житии, частично повторяющем текст краеведа, именно Тихон Карачевский, пребывая на столпе, наблюдал за безопасностью окрестностей: «Преподобный жил на столпе, в небольшой круглой келлии, возвышавшейся над вторым этажом деревянного монастырского храма. С этого столпа ему хорошо были видны окрестности, и он ударами в вестовой колокол предупреждал горожан о набегах крымских татар» [2]. Это оправданное художественное допущение, тем более, что, к сожалению, никаких иных сведений о подвижничестве, в том числе и о фактах прижизненного и посмертного чудотворения и о реликвиях (четках), в житии не содержится.

В-четвертых, с точки зрения агиографического канона явно недостаточными выглядят сведения об иконе святого. Отсутствуют сведения об изображении Тихона Карачевского в Воскресенском синодике.

Упомянутая икона «в полный рост», которая хранилась в Воскресенском храме г.Карачева в приделе святителя Тихона Амафунтского, построенном над местом захоронения святого, по всей видимости, являлась крышкой раки с изображением преподобного, которое в свое время видел Г.М. Пясецкий, и была утрачена в советский период [3, с. 322]. К сожалению, в житии нет сведений о чудотворении и об обретении мощей святого Тихона Карачевского в 2004 г.

Подводя итоги, следует сказать, что Житие преподобного Тихона Карачевского, в соответствии с современными тенденциями составления повествования подобного типа, ориентировано на данные краеведческой литературы [См. об этом: 1, с. 137-141]. В то же время, оно лишено характерной для новейшей агиографии точности ссылок на исторические источники, в ряде случаев искажает и переосмысливает имеющиеся данные.

Библиографический список

1. Антонова М.В., Комова М.А. Повествование о благоверных князьях Черниговских и Брянских Олеге и Романе в контексте агиографического канона // Актуальные вопросы текстологии : традиции и инновации (Кусковские чтения - 2015). Материалы международной научной конференции. М., 2015. С. 120-146.

2. Житие Тихона Карачевского // Православные Клинцы. Информационный сайт Клинцовского благочиния http://www.hram. klintsy.ru/jitiya/jitiya.php?id_seria=25

3. Злотникова И.В., Комова М.А. Синодик Карачевского Воскресенского монастыря как источник по иконографии местноч-тимых святых Тихона и Арсения, Карачевских чудотворцев // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №2 (65). С.320-322.

4. Историческое описание церквей, монастырей и приходов Орловской епархии. Орел, 1905.

5. Пясецкий Г.М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. Орел, 1899.

6. Сорокатый В. М. Надгробная икона Прокопия Устюжского 1602 года // Русские исторические деятели в иконе: Тезисы докладов научной конференции: декабрь 1989 года. М., 1995. С.33-37.

References

1. AntonovaM.V., KomovaM.A. Narrative of Princes of Chernigov and Bryansk Oleg and Roman in the context of a hagiographie Canon // Urgent problems of textual criticism: tradition and innovation (Kuskovsky reading - 2015). Proceedings of the international scientific conference. M., 2015. Pp.120-146.

2. Hagiography of St. Tikhon Karachevsky // Orthodox Klintsy. Information site klintsovskiy deanery http://www.hram.klintsy.ru/ jitiya/jitiya.php?id_seria=25

3. Zlotnikova I.V., Komova M.A. The Synodic Karachevsky Resurrection monastery as a source for the iconography of locally venerated saints Tikhon and Arseny, Karachevsky miracle // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and social Sciences. 2015. № 2 (65). Pp. 320-322.

4. Historical description of churches, monasteries and parishes of the diocese of Orel. 0rel,1905.

5. Pyasetsky G.M. The history of the Orel diocese, and description of churches, parishes and monasteries. Orel, 1899.

6. Sorokaty V.M. The tombstone icon of Procopius of Ustyug 1602 // Russian historical fi gures in the icon: Abstracts. Moscow, 1995. Pp. 33-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.