Научная статья на тему 'Список архимандритов Успенского Галичского Паисиева монастыря'

Список архимандритов Успенского Галичского Паисиева монастыря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Авдеев А.Г.

Мужской Успенский Паисиев монастырь, что «в Галиче за посадом», «у Галича на горе», примерно в центре современной Костромской области, по преданию, был основан благочестивым боярином Иоанном Овиным во времена Дмитрия Донского. По имени особо прославившегося архимандрита преподобного Паисия, почившего в 1460 г. и позднее причисленного к лику святых, монастырь был назван Паисиевым. В 1919 г. он был закрыт и возобновлен в 1995 г., уже как женский. Нам известны два списка настоятелей этого монастыря. Первый составлен П.М. Стpоевым и опубликован в 1877 году. Автором второго является аpхимандpит Паисиева монастыря Митpофан, относится список к 1878 г. и приложен к его неопубликованной рукописи, посвященной истории обители (по большей части в ней содержится пересказ Жития преподобного Паисия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Список архимандритов Успенского Галичского Паисиева монастыря»

Список архимандритов Успенского Галичского Паисиева монастыря

А.Г. Авдеев

Мужской Успенский Паисиев монастырь, что «в Галиче за посадом», «у Галича на горе», примерно в центре современной Костромской области, по преданию, был основан благочестивым боярином Иоанном Овиным во времена Дмитрия Донского. По имени особо прославившегося архимандрита — преподобного Паисия, почившего в 1460 г. и позднее причисленного к лику святых, монастырь был назван Паисиевым. В 1919 г. он был закрыт и возобновлен в 1995 г., уже как женский1.

Нам известны два списка настоятелей этого монастыря. Первый — составлен П.М. Стpоевым и опубликован в 1877 году. Автором второго является аpхимандpит Паисиева монастыря Митpофан, относится список к 1878 г. и приложен к его неопубликованной рукописи, посвященной истории

обители (по большей части в ней содержится пересказ Жи-

"2

тия преподобного Паисия) .

Подход к составлению списков различен. П.М. Строев как пpофессионал-аpхивист черпал данные из документов, не ссылаясь, к сожалению, при этом на источники информа-ции4. Это был плод огромной работы, начавшейся еще в 30-е гг. XIX в., но оставшейся незавершенной. Аpхиманд-pит Митpофан был скорее ^аеведом-любителем. В конце 70-х гг. XIX в. он готовил материалы к небольшой бpошюpе по истории Успенского Паисиева монастыря, составной частью которой должен был стать список его настоятелей. Как признавался автор, в качестве источников он использовал монастырские синодики.

Авдеев Александр Григорьевич — кандидат исторических наук, старший преподаватель ПСТБИ.

Об одном из этих синодиков, в частности, сообщает в январе 1852 г. костромской краевед Д. ^илуцкий в письме к М.П. Погодину, устанавливая, что древнейшая его часть восходит к середине XVII века3. По-видимому, он упоминается и в описи монастыря 1701 года6. Рукопись Синодика, переписанная и дополненная в XVIII в., пережила пожар середины XIX в., после ликвидации монастыря поступила в

"7

Государственный архив Костромской области (ГАКО) , где и сгорела в 1982 г. во время случившегося там пожара.

Синодик же открывало имя прп. Паисия, за которым без даты шло отсутствовавшее у П.М. Строева имя архимандри-

о

та Исаии. По актам, он предстоятельствовал в 1584/85 году . В какой-то мере эта дата может указывать на последнюю четверть XVI в. как на время составления монастырского Синодика. Подтверждает это отсутствующее и у П.М. Строева, и у о. Митрофана имя игумена Вассиана, упоминаемого в жалованной грамоте 1555/1556 года9.

Таким образом, Синодик Паисиева монастыря, в древнейшей части восходящий к последней четверти XVI в., видимо, начали составлять после 1555/1556 г., но до 1584/1585 г., — после того, как в 1548 г. по благословению митрополита Макария была установлена общая служба по усопшим , и пополнялся новыми сведениями вплоть до закрытия обители.

Поскольку оба списка настоятелей имеют разночтения, дадим их сводную таблицу:

Список архимандрита Митрофана Список П.М. Строева

Настоятель Дата Настоятель Дата

Св. Паисий11 Ум. в 1460 г.

Архимандриты: Архимандриты:

Андроник, строитель 1534 г.

Исайя Исайя 1588 г.

Список архимандрита Митрофана Список П.М. Строева

Настоятель Дата Настоятель Дата

Пафнутий

Леонтий

Иродион Иродион12 1593 г.

Давид13 1599 г.

Иосиф

Св.Паисий? ум. 1604 г.

Исайя 1606-1608 гг.

Боголеп Боголеп 1613-1625 гг.

Герасим

Давид 1618г.

Досифей14

Исайя

Феофан

Феодорит 1628-1631 гг.

Фирс определен 30 мая 1634 г., 16351638 гг.

Кирилл 1647 г. —октябрь 1658 г., в июле 1659 г., 1660 г., в 1662 г. уволен

Сергий февраль 1664 г., декабрь 1674 г.

Сильвестр 1684 г. Сильвестр 1677, 1679, 1684-1689 гг.

Феодосий октябрь 1692 г.

Филарет Нау- 1702 г. Филарет Нау- 1697 г., 11 марта

мов мов 1704 г. отставлен за беспорядки

Иоасаф 1704 г., уволен 23 марта 1708 г.

Список архимандрита Митрофана Список П.М. Строева

Настоятель Дата Настоятель Дата

Боголеп определен 23 марта 1708 г., 1710г.

Филарет (паки) 1712-1717 гг.

Павел 1720 г. Павел 1719-1729 гг.

Никодим определен 9 мая 1729 г., умер 5 августа 1738 г.

Андроник 1755 г. Андроник 1754 г., переведен в Костромской Богоявленский монастырь

Евфимий

Киприан1'

Феофан16 1760 г., переведен из Железно-боровского монастыря

Игумены:

Тимофей 1771 г. и 1772 г., переведен в Спа-со-Геннадиев монастырь

Иосиф переведен из Спасо-Геннадие-ва монастыря, в 1772-1780 гг.

Нил 1780 г. Нил 1790 г., переведен в Луховский Тихонов монастырь

Список архимандрита Митрофана Список П.М. Строева

Настоятель Дата Настоятель Дата

Евгений 1790 г.17 Евгений 1794-1796 гг., после архимандрит; в августе 1801 г. переведен в Устюжский Архангельский монастырь

Архимандриты:

Анатолий Ста- 1801 г. Анатолий Ста- из префектов Ки-

вицкий вицкий евской Духовной Академии, с 1801 г., а в 1802 г. переведен в Борисоглебский монастырь на Устье

Август18 1802 г. Август определен в 1802 г., а в 1809 г. переведен в Костромской Богоявленский монастырь

Парфений 1809 г.19 Парфений 1810-1814 гг.

Гедеон 1818г. Гедеон 1819-1826 гг.

Амфилохий20 1827 г. Амфилохий переведен из Лу-ховского Тихонова монастыря, в 1826 г. и 1827 г.

Макарий 1828 г. Макарий 1827 г., переведен из Александровского Свир-

Список архимандрита Митрофана Список П.М. Строева

Настоятель Дата Настоятель Дата

ского монастыря, умер в 1832 г.

Никанор 1832 г. Никанор 1832-1837 гг.

Дионисий 1838 г. Дионисий Муравьев переведен из Кривоезерской пустыни, в 18371839 гг., переведен в Макариев Унженский монастырь

Игумены:

Владимир 1840 г. Владимир 1840 г., переведен из Чухломского Авраамие-ва монастыря, ДО...

Серафим 1843 г. Серафим 1846-1855 гг.

Феоктист 1855-1859 гг. Феоктист 1856-1860 гг.

Митрофан со 2 октября 1859 г. Митрофан переведен из Же-лезноборовского монастыря, 1860-1869 гг.

Можно отметить, что, совпадая в главном — последовательности перечисления игуменов, — списки имеют существенные расхождения. Так, П.М. Строев первым в списке помещает строителя монастыря Андроника, чье имя отсутствует у о. Митрофана. За Исаией, предстоятельствовавшим

21

в монастыре в 1584/85 г. , чье имя совпадает в обоих списках, у о. Митрофана следуют Пафнутий и Леонтий, отсутствующие у П.М. Строева.

Наиболее существенные разночтения относятся к концу XVI — 70-м гг. XVII века. Вероятно, это объясняется тем,

что, с одной стороны, в распоряжении П.М. Строева не имелось документов с именами этих настоятелей; в монастырском же Синодике, использованном о. Митрофаном, были пропуски и неточности. К одной из таких неточностей, видимо, следует отнести помещение имен трех архимандритов — Давида, Досифея и Исаии — после Боголепа и Герасима. Последний в списке П.М. Строева отсутствует, а Давид и Досифей, разделенные именем преподобного Паисия, помещены после Иродиона. Здесь, впрочем, имеется неточность и у П.М. Строева, объясняющаяся тем, что исследователь пошел за сложившейся к его времени традицией считать датой смерти подвижника 1604 го^2. Таким образом, более вероятной представляется следующая последовательность игуменов: Иродион — Иосиф — Давид — Доси-фей — Исаия — Боголеп — Герасим — Феофан — Феодо-рит — и далее вплоть до Сильвестра, как показано в списке П.М. Строева.

Следующий блок разночтений падает на период с 1755 г. по 1780 год. Сведения П.М. Строева здесь полнее и основательнее, хотя и в его списке не оказалось двух игуменов — Евфимия и Киприана, которые, согласно списку о. Митро-фана, шли после Андроника, между 1754 и 1760 годами.

Для более позднего времени сведения П.М. Строева, напротив, становится менее точны, тогда как данные о. Мит-рофана позволяют их скорректировать. Начиная с 1780 г., архимандрит очень аккуратно отмечает начало каждого игуменства. Это особенно хорошо видно на примере двух последних настоятелей: о. Митрофан с точностью до дня датирует начало собственной архимандрии, тогда как П.М. Строев не только считает его игуменом, но и сдвигает срок настоятельства на 9 лет раньше.

И все же эти списки нельзя считать абсолютно точными. Так, строитель Андроник предстоятельствовал уже в 1532/1533 году. Под 1555/1556 г. в жалованной грамоте Ивана Грозного Паисиеву монастырю упоминается игумен Вассиан . Исаия

24

был архимандритом Паисиевой обители уже в 1584/85 году .

Документы, приведенные Холмогоровыми23, позволяют датировать архимандрию Феодорита, по крайней мере, до 7140 (1633) года. Архимандрит Кирилл был предстоятелем монастыря уже в 1646 году26. Уточняются и даты архиман-дрии Сергия. Под 7175 (1667) г. он упоминается в письмах галичского юродивого Стефана Нечаева27. В РГАДА хранится выпись из писцовых книг, выполненная для архимандри-

оо

та Паисиева монастыря Сергия . Она датирована 1669 годом. В архиве же галичских помещиков Волженских этот настоятель упоминается в актах, датированных 1664, 1669 и

90

1669 годами. Кроме того, в документах, собранных Холмогоровыми , имя архимандрита Сергия встречается вплоть до 7183 (1675) г., что позволяет говорить о 1664— 1675 гг. как о возможных сроках его архимандрии.

В РГАДА сохранилась и датированная 1618 г. правая грамота по судному делу архимандрита Паисиева монастыря Павла , который не упомянут ни в одном из списков. Очевидно, принимая во внимание то, что время игуменства Боголепа, согласно П.М. Строеву, приходится на 1613— 1625 гг., причем его архимандрия в 1615 г. подтверждается мировой памятью Дмитрию Березину , а в списке о. Мит-рофана начало его игуменства поставлено под 1618 год. Однако, архимандритом он не являлся, так как в практике русских монастырей могли одновременно быть архимандрит и строитель; последний занимался вопросами обустройства обители. В частности, такая практика существовала в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре.

Еще один архимандрит, не попавший в списки П.М. Строева и о. Митрофана, — Стефан — упоминается в 1701 г. в

описи Паисиева монастыря, проведенной в качестве

"2 "2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вкладчика иконы, не попавшей в опись 7204 (1696) года . Этот факт дает возможность поместить его настоятельство в промежутке между архимандритом Феодосием (1692 г.) и Филаретом Наумовым, причем, согласно Холмогоровым , начало архимандрии последнего падает на 7204 (1696) год. Это подтверждается и сделочным письмом

аpхимандpита Стефана об уплате монастырских долгов в 7200 (1692) г., которое, согласно описи 1701 г., хранилось в архиве обители .

В приходно-расходной книге Паисиева монастыря за 1704 г. упоминается еще один архимандрит, неизвестный из списков о. Митрофана и П.М. Строева — Тимофей6, который был назначен вскоре после отставки Филарета Наумова. Согласно П.М. Строеву, Филарет был отставлен 11 марта 1704 г. за беспорядки в обители, что подтверждают и записи в приходно-расходной книге, где первые расходные записи датированы 20 марта, а Тимофей впервые упоминается после дня памяти преподобного Паисия Галичского (23 мая), причем предстоятель оказывается втянутым в тяжбу с Филаретом Наумовым, ради чего задолго до монастырского праздника он отправился в Москву, откуда возвратился лишь в июне. Архимандрит же Иоасаф, согласно П.М. Строеву сменивший Филарета, впервые назван в том же источнике между Успеньевым днем (15 августа) и 4 октября . Интересно, что этот игумен, скорее всего, происходил из Паисиевой обители: накануне Паисиева дня он числился среди монахов, получавших зажилое, в списке же иноков, получивших зажилое накануне Успеньева дня, его имени уже нет — в это время архимандрит продолжал начатую тяжбу в Москве.

Что же до игуменства Феофана, отмеченного у П.М. Строева под 1760 г., то его настоятельство можно продлить вплоть до 1766 г. — при нем в тот год производилась опись обители для представления в Коллегию Экономии .

Еще одним источником для уточнения списка настоятелей Паисиева монастыря является том 1 «Русского провинциального некрополя», изданный В.Н. Саитовым на средства великого князя Николая Михайловича. Так, по надгробию архимандрита Анатолия (в миру Августина Ставицкого) устананавливаются даты его жизни: 1748 г. — 28 февраля 1828 г., и то, что после Паисиева монастыря он предстоя-тельствовал в Юрьевском монастыре в Новгороде, последние годы жизни провел в Ново-Иерусалимском монастыре,

где и был похоронен . Уточняется и дата архимандрии Митрофана, который скончался 14 ноября 1885 года40. Его преемником, вероятно, следует считать Иосифа, умершего 18 апреля 1900 года41.

С учетом вышеизложенного, имена архимандритов Успенского Паисиева монастыря могут располагаться в следующей последовательности (с коррекцией дат по обоим спискам):

преподобный Паисий

Андроник, строитель

Вассиан

Исаия I

Пафнутий

Леонтий

Иродион

Иосиф

Давыд

Досифей

Исаия II

Боголеп

Герасим

Феофан

Феодорит

Фирс

Кирилл

Сергий

Сильвестр

Феодосий

Стефан

Филарет Наумов

Тимофей

Иоасаф

Боголеп

Филарет

Павел

42

не позднее 1434-1460 г. 1532-1534 гг. 1555/56 г. 1585-1588 гг.

1593 г.

1599 г. 1604 г. (?) 1606-1608 гг.

1613-1616 гг., 1618-1625 гг.

1628-1633 гг. 1634-1638 гг. 1646-1662 гг. 1664-1675 гг. 1676-1689 гг. 1692 г.

1692-1695 гг. 1696-1704 гг. 1704 г.

1704-1708 гг. 1708-1710 гг. 1712-1717 гг. 1719-1729 гг.

Никодим 1729-1738 гг.

Симеон 1741-1747 гг.

Андроник 1754-1755 гг.

Евфимий

Киприан

Феофан 1760 г. — после 1766

Тимофей 1771-1772 гг.

Иосиф 1772-1780 гг.

Нил 1780-1790 гг.

Евгений 1790-1801 гг.

Анатолий Ставицкий 1801-1802 гг.

Август 1802-1809 гг.

Парфений 1809-1814 гг.

Гедеон 1818-1826 гг.

Амфилохий 1826-1827 гг.

Макарий 1827-1832 гг.

Никанор 1832-1837 гг.

Дионисий Муравьев 1837-1840 гг.

Владимир 1840-1843 гг.

Серафим 1843-1855 гг.

Феоктист 1855-1869 гг.

Митрофан 1869-1885 гг.

Иосиф после 1885 г.-1900 г.

Тамара 1995 г.

Наталья с 1996 г.

1 Об истории монастыря см.: Авдеев А.Г. Галичский Успенский Паисьев монастырь по документам XV-XV11 вв. // Русский дипломатарий (РД). Вып. 7. М., 2001. С. 314-347.

" Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877. Стб. 862-864.

3 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 188. Д. 182. J1. 5 об.-б.

4 В частности, ряд источников П.М. Строева легко устанавливается. Так, для датировки предстоятельства Феодорита исследова-

тель использовал писцовую книгу вотчинных земель Галичского уезда 1627-1631 гг., письма Н.И. Беклемишева (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 96. J1. 828 об.). Из этого же источника (J1. 903 об.) П.М. Строев почерпнул и данные о времени игуменства строителя Андроника. А 1613 г., как наиболее ранняя дата архимандрии Боголепа, несомненно, находится в грамоте Великой старицы Марфы Ивановны об отдаче Паисиеву монастырю починков Истомина и Притыкина (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук (ААЭ). Т. 3. СПб., 1841. С. 40. № 45).

' Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 231/V (Погод.). Карт. 4. Ед. хр. 45. Л. 1.

6 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 23. Л. 75 об.

7ГАКО. Ф. 558. Оп. 2. №22.

8 Антонов A.B. Перечни актов Переславских, Ярославских, Костромских и Галичских монастырей и церквей XIV — начала XVII вв. // РД. Вып. 1. М., 1997. С. 155. № 23.

9 Там же. С. 154.№ 17.

10 Русский синодик. Помянник Московского Сретенского монастыря. Исторический справочник. Составитель и автор вступительных статей, исторического справочника и комментариев Г.А. Романов. М., 1995. С. 17-18.

11 В рукописи — вне списка.

12 Это имя П.М. Строев сопровождает вопросом: «Уж не За-озерские ли?», видимо, подразумевая, что эти архимандриты были рукоположены из игуменов Новозаозерского Успенского Галичского монастыря.

13 Это имя П.М. Строев также сопровождает вопросом «Уж не Заозерские ли?», видимо, подразумевая, что эти архимандриты были рукоположены из игуменов Новозаозерского Успенского Галичского монастыря.

и_ В рукописи — Дасифей.

ь В рукописи — Киприян.

16 «Архимандрит Феофан, из малороссиян» (РГАДА. Ф. 280. Оп.З. Д. 440. Л.З).

17

В рукописи — 1730 год.

18 В рукописи исправлено из Августин.

'9 В рукописи — 1802 год (?)

20 В рукописи — Анфилохий.

21 Антонов A.B. Указ. соч. С. 153. № 7.

~ Об уточнении даты кончины преподобного Паисия см.: Православный собеседник. 1898. Июль-август. С. 4-8.

73 Антонов A.B. Указ. соч. С. 154. № 17.

Там же С. 155. №23.

~~ Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. Материалы для истории Костромской епархии. Отд. 1. Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Парфеньевым и Чухломою жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1895. С.370-371.

26 Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. Т. 11. СПб., 1897. С. 259. № 1034.

27 Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко H.B. Смех в Древней Руси. Л, 1984. С. 210.

28 РГАДА. Ф. 281 (ГКЭ). Галич. Д. 3550.

29 Архив усадьбы Волженских в Галичском уезде. Кострома. 1921. С. 113. № 19; С. 157. №71. С. 176. №95.

30 Холмогоровы В.И. и Г.И. Указ. соч. С. 34.

31 РГАДА. Ф. 281 (ГКЭ). Галич. Д. 3449. См: Шумаков С. Обзор «Грамот Коллегии Экономии». Вып. 4. Кострома «с товарищи» и Переславль Залесский. М., 1917. С. 101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 РГАДА. Ф. 281 (ГКЭ). Галич. Д. 3424. См: Шумаков С. Указ. соч. С. 174. №569.

33 Там же. Ф. 237. On. 1. Д. 23. Л. 66.

34 Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. Указ. соч. С. 282.

35 РГАДА. Ф. 237. On. 1. Д. 23. Л. 102 об.

36 Там же. Д. 1490. Л. 12 об.

37 Там же. Л. 13 об.-14.

38 Там же. Ф. 281 (ГКЭ). Галич. Д. 440.

39 Русский провинциальный некрополь. Т. 1. М., 1914. С. 28.

40 Там же. С. 564.

'' Гам же. С. 365.

42 Традиция относит начало его игуменства ко временам Дмитрия Донского, однако это противоречит Житию преподобного Паисия, где подвижник в качестве игумена впервые назван лишь во время княжения в Галиче Дмитрия Красного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.