УДК 94(47).03/084.5:911.372.4:271(470.319)»12/19» САВОСИЧЕВ А.Ю.
доктор исторических наук, доцент, кафедра религиоведения и теологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 94(47).03/084.5:911.372.4:271(470.319)»12/19»
SAVOSICHEV A.U.
Doctor of history, associate professor department of religious studies and theology, Orel State University E-mail: [email protected]
ЭВОЛЮЦИЯ МОНАСТЫРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРЛОВСКОГО КРАЯ В XIII - НАЧАЛЕ XX ВВ. EVOLUTION OF THE MONASTIC INFRASTRUCTURE OF THE OREL REGION IN THE XIII - EARLY XX CENTURIES.
В статье рассматриваются вопросы эволюции монастырской инфраструктуры Орловского края в XIII - начале ХХ вв. На основании данных краеведческой литературы выделены шесть этапов этого процесса, установлены особенности каждого из этапов. Выделены основные факторы, влиявшие на развитие монастырской инфраструктуры.
Ключевые слова: Орловский край, Орловско-Севская епархия, монастырская инфраструктура, историческая география.
The article deals with the evolution of the monastic infrastructure of the Oryol region in the 13th - early 20th centuries. Six stages of this process are singled out on the basis of the data of the local literature. The features of each stage are established. The main factors influencing the development of the monastic infrastructure are also singled out.
Keywords: Oryol region, Orlovsko-Sevsky Diocese, monastic infrastructure, historical geography.
На сегодняшний день в исторической литературе накопилось достаточно исследований, посвященных монастырям Орловского края. Существую как общие работы по церковной истории региона, так и монографические исследования, посвященные отдельным обителям. Полагаю, что настало время для обобщения накопленного эмпирического материла, чтобы выявить тенденции и факторы в развитии предмета исследования.
В исследовании орловских монастырей нельзя ограничиваться ни территориальными рамками современной Орловской области, ни хронологическими рамками бытия Орловско-Севской епархии. Орловская область с исторической точки зрения явление позднее, она учреждена в современных границах только с 1954 г. Орловская губерния была учреждена в 1778 г и ликвидирована в 1928 г. Т.е. эта общность людей, в отличие от современной просуществовала 150 лет. Опять же источники по истории Брянска, Севска, Трубчевска, Ельца в XVIII - XIX вв., во-первых, хранятся в Государственном архиве Орловской области, а, во-вторых, авторы этих источников понимали под Орловским краем именно губернию. Территории губернии и епархии совпадали.
Когда мы говорим об истории Орловско-Севской епархии, нельзя ограничиваться лишь временем с 1788 г., так как история епархии это часть непрерывной, органически развивавшейся истории Русской Церкви. По этой причине историю монастырской инфраструктуры на Орловщине следует начинать с древнейших времен.
В развитии орловских монастырей я выделяю шесть основных этапов.
1. С древнейших времён до XIII в. На древность происхождения претендуют семь монастырей Орловско-Севской епархии: Брянский Петропавловский (Петровско-
Богоявленский) [1, с. 51-52], Брянский Успенский Свенский (Свинский, Успенский, Новопечерский) [1, с. 52], Брянский Воскресенский девичий [1, с. 58], Елецкий Троицкий [2, с. 14-15], Трубчевский Спасо-Чолнский [1, с. 73-76], Мценский Петропавловский и Мценский Вознесенский девичий [1, с. 293]. Источников, которые позволяли бы с полной уверенностью подтвердить или опровергнуть эти претензии, нет. Полагаю, что из данного списка сразу следует исключить мценские обители и Брянский Воскресенский девичий монастырь. Высказывания Г.М. Пясецкого о «существовании во Мценске с глубокой древности двух монастырей» и о том, что «с древних, по всей вероятности, княжеских времен существовал в Брянске Вознесенский девичий монастырь» никакими источниками не подтверждаются.
Нет оснований, на мой взгляд, и для заключения о древности Спасо-Чолнского монастыря. Древнее сказание, записанное архимандритом обители Даниилом и цитированное Г.М. Пясецким, столь туманно повествует о молитве кн. Даниила Галицкого, что совершенно невозможно сказать, что имеется в виду по словом «пустынь» и где это место находилось.
Геронтий (Кургановский) не привёл убедительных аргументов в подтверждение своей точки зрения об основании Елецкого Троицкого монастыря в XIII или XIV вв.
Об основании в XIII столетии Брянского Успенского Свенского монастыря существует особая повесть, в одной из редакций которой упоминается и Брянский Петропавловский монастырь. Повесть эта оставлена в XVII столетии и поэтому надёжным источником её считать нельзя. Тем не менее, по поводу основания Успенского и Петропавловского монастыря в XIII в. служился определённый историографический консенсус [3, с. 291].
© Савосичев А.Ю. © Savosichev A.U.
Два или семь монастырей Орловского края основаны в XIII в. (или даже ранее) не суть важно. Важно, что за фактами прослеживаются определённые закономерности. Во-первых, древнейшие монастыри возникают близ древнейших городов. Древнейшие города Орловского края это Брянск (1146), Елец (1146), Карачев (1146), Кромы (1147), Мценск (1146 или 1147), Севск (1146), Трубчевск (975), а также ныне не существующие Кордно, Болдыж, Домагощь, Спащ [4, с. 260-261]. Во-вторых, все древнейшие (или претендующие на древность) орловские монастыри привязаны к княжеским центрам. Древнейший княжеский стол на Орловщине - Елецкий. Кн. Андрей Ростиславич владетель Ельца упоминается под 1147 г [5, с. 114]. Святослав Трубческий известен с 1232 г Брянское и Карачевское княжества были основаны в 1246 г кн. Романом и Мстиславом Михайловичами Черниговскими соответственно [5, с. 130]. Не было княжеского стола только во Мценске, соответственно данные о древности мценских монастырей наименее надёжны.
На сегодняшний день особенности монастырей домонгольской эпохи можно считать выясненными. Это небольшие обители, основывавшиеся князьями, либо непосредственно в княжеских городах, либо близ таких городов. Монастыри имели, как правило, преимущественно семейные функции. Здесь располагалась княжеская усыпальница, находили иноческое уединение члены княжеской семьи. В монастыре мог храниться княжеский архив, казна. Здесь могло быть обустроено узилище для особо охраняемых пленников. Начало формирования монастырской инфраструктуры на территории будущей Орловско-Севской епархии, таким образом, отражало общерусские тенденции в развитии монастырского строительства.
2. Вторая треть XIV - начало XVII вв. Св. Сергий, создав свою обитель в радонежских лесах, изменил весь строй иноческой жизни на Руси. Ученики Сергия разошлись по всей стране, вплоть до Белого моря. Монастыри основывались теперь не в городах, а в местах уединённых (что, впрочем, не исключало относительной близости городов). Основывали обители не князья, но подвижники благочестия. Таким образом, монашество освободилось от прямого влияния государства. Благодаря Св. Сергию широко распространился общежительный устав. Обители превратились в крепкие, сплочённые общей праведной жизнью и трудом, нередко многочисленные коллективы. Это ещё более укрепило русское монашество.
Хронология этой эпохи также очень ненадёжна. В XV в., возможно, был основан Брянский Спасо-Поликарпов [1, с. 57] монастырь. К 1499/1500 г. относит первое, документально подтверждённое, упоминание о Мценском Петропавловском монастыре Г.М. Пясецкий [1, с. 293]. По преданию, в XVI столетии было положено начало Карачевскому Одрину Николаевскому монастырю [1, с. 71-72] и был возобновлён Трубчевский Спасо-Чолнский монастырь. В документах XVII-XVIII вв. целый ряд монастырей Орловского края упоминается как, существовавший «до литовского разорения»: Трубчевский Спасо-Преображенский девичий [1, с. 73], Орловский Богоявленский (Успенский) [1, с. 263-264], Болховский Троицкий Оптин [1, с. 354], Болховский Рождественский женский [1, с. 366; 6, с. 219], Севская Площанская пустынь [1, с. 130]. Севский Николаевский («подле Плоского ко-
лодезя») монастырь существовал «до литовского разорения» «по позднейшим сведениям местных старожилов» [1, с. 76]. В XVI в. были основаны Брянский Супоневский Георгиевский девичий [1, с. 67; 7, с. 232-233], Елецкий Троицкий [8, с. 344] и Ливенский Сергиевский мужской [1, с. 406] монастыри.
Сведения монастырских синодиков о св. Поликарпе, основателе Спасского монастыря не поддаются сколько-нибудь надёжной датировке. К XV столетию биографию Преподобного относят наиболее авторитетные знатоки древнерусской агиографии.
Карачевский Одрин Николаевский монастырь, по указанию Г.М. Пясецкого впервые упоминается в более или менее надёжно датированных источниках в 1602 г Однако, дозорная книга Карачевского уезда 1614 г. упоминает только Воскресенский Тихонов монастырь [9, с. 230]. В итоге, первые бесспорные сведения об Одрине монастыре содержатся только в писцовых книгах 1625/26-1626/27 гг. [1, с. 72]
Предание об обретении в челне чудотворной иконы, строительстве храма для неё и образовании вокруг храма монастыря содержит единственный датируемый факт: упоминание князя, владетеля Трубчевска. Трубчевские князья-Рюриковичи известны, по меньшей мере, с XII в., а Трубецкие-Гедиминовичи с середины XIV в. Г.М. Пясецкий считает, что возобновил Спасо-Чолнский монастырь кн. Александр Трубецкой, умерший ок. 1567 г. Но это произвольное, по сути, предположение, ни на что, кроме легенд, не опирающееся.
Г. М. Пясецкий, говоря о первом упоминании в источниках Мценского Петропавловского монастыря, ссылается на Н. Конокотина, обнаружившего в архиве Орловской казённой палаты копию с писцовой выписи 7008 г Материалы кадастровых работ XV - начала XVI вв. представлены только новгородскими писцовыми книгами. По остальным уездам известны только упоминания в актах и делопроизводственных материалах. Так что, Н. Конокотину попался уникальный документ, аналогами которого современная наука не располагает. Невольно напрашивается вопрос: не напутал ли копиист в дате.
Таким образом, в XIV в. монастыри на Орловщине не основывались, а сведения об основании двух обителей в XV в. крайне не надёжны. Можно уверенно констатировать, что Орловщина осталась в стороне от того монастырского движения, которое было инициировано св. Сергием. Ученики Преподобного устремились к северу и северо-востоку от Радонежа. Пути на юг никто не выбрал. Интересно, что при всём воображении своём, сочинители благочестивых легенд не связывают основание ни одной из орловских обителей с деятельностью учеников Сергия Радонежского.
В XVI столетии на территории Орловского края было основано восемь монастырей. По отношению к Брянскому Супоневскому Георгиевскому, Елецкому Троицкому и Ливенскому Сергиевскому это можно заключить с полной уверенностью. Весьма вероятно основание в XVI в. Трубчевского Спасо-Преображенского девичьего, Орловского Богоявленского, Болховского Троицкого Оптина, Болховского Рождественского монастырей и Севской Площанской пустыни. Тогда же, по всей видимости, был построен Севский Николаевский («подле Плоского колодезя») монастырь, не переживший Смутного
времени. Карачевский Одрин Николаевский и Трубчевский Спасо-Чолнский монастыри, скорее всего, были основаны позднее.
Полагаю, что в XIV - начале XVII вв. развитие орловских монастырей определялось в первую очередь внешнеполитическим фактором. Территория края оказалась на границе с Великим княжеством Литовским и татарскими улусами. Пребывание Орловщины в полосе практически постоянных военных действий привело к тому, что наш край, во-первых, фактически не был затронут монастырской колонизацией XIV - XV вв. Во-вторых, из-за вражеских набегов орловские монастыри продолжали тяготеть к городам. В-третьих, по причине малой населённости края наши монастыри продолжали оставаться очень небольшими обителями. Развитие монастырской инфраструктуры практически остановилось на два столетия. Открытый характер местности предопределил то обстоятельство, что новые монастыри возникали преимущественно на границах будущей епархии, там, где степь и лесостепь сменялись лесами.
3. В начале XVII столетия Россия пережила серьезный внутриполитический кризис, названный современниками Смутным временем. В той или иной мере пострадала вся страна, но южная её часть была разорена сильнее всего, так как попала в полосу активных боевых действий. Самозванец, Болотников, Тушинский Вор все они прошли чрез территорию Орловщины. Здесь орудовал со своими людьми неуловимый Лисовский.
Сожжен был Орёл. Пострадали от войны и монастыри. Разорены были Оптин Троицкий и Рождественский женский Болховские, Спасо-Преображенский Трубчевский девичий монастыри, Севская Площанская, Тихонова Воскресенская Карачевская пустыни. В Карачеве литовцы сожгли в 1615 г женский монастырь в Пушкарской слободе, при церкви Св. великомученика Дмитрия Солунского.
В XVII столетии ситуация на южной границе кардинально меняется. Строительство Белгородской засечной черты превратило Орловщину из передовой в тыл борьбы с татарами. Вражеские нашествия постепенно забываются, в уездах Орловской земли наступает мир. Усиливается приток населения, а вместе с этим продолжается формирование монастырской инфраструктуры.
В XVII столетии, после Смуты монастырская жизнь на Орловщине переживает период своего расцвета. Основная масса орловских монастырей возникает именно в это время. В XVII в. были основаны Брянский Песоцкий Предтечев [1, с. 62-65], Карачевский Введенский девичий [1, с. 102], Севский Спасо-Преображенский [1, с. 121-122], Севский Столбовский Николаевский [1, с. 125-126] Трубчевский Ильинский девичий [1, с. 152], Трубчевская Предтечинская (Яминская) пустынь [1, с. 153], Орловский Введенский девичий [1, с. 269], Елецкий в честь иконы Божией Матери Знамение женский [6, с. 149] и Елецкий Рождественский девичий [1, с. 432] монастыри. К XVII столетию относятся первые упоминания о Карачевском Воскресенском (Тихонова пустынь) [1, с. 68], Карачевском Дмитриевском женском [1, с. 70], Севском Троицком девичьем [1, с. 119], Севской Радогожской Спасской [1, с. 128] и Севской Борщевской Николаевской пустынях [1, с. 135], Ливенском Николаевском женском [1, с. 420] монастырях. По отношению к этим обителям не найдено никаких даже легендар-
ных сведений об их существовании ранее XVII в. Всего 15 монастырей.
К XVII в относятся первые бесспорные известия о существовании обителей, претендующих на древность происхождения, но чья древность не подтверждается сколь-нибудь надёжными источниками. Это Мценский Вознесенский девичий [1, с. 219], Брянский Воскресенский девичий [1, с. 58], Трубчевский Спасо-Чолнский [1, с. 155] и Карачевский Одрин Николаевский. Итого 19.
Таким образом, можно констатировать, что в XVI -XVII вв. складывание монастырской инфраструктуры на Орловщине в основном завершается. Два фактора здесь были, на мой взгляд, определяющими. Во-первых, смещение русско-татарской границы к югу и присоединение левобережной Украины. Орловщина оказалась в глубоком тылу, здесь сформировались условия для спокойной монастырской жизни. Во-вторых, смещение фронта противоборства с соседями к югу и юго-западу способствовало интенсивному заселению южной окраины России. Ранее малолюдный край наполнился людьми, у которых были духовные потребности, что обусловило увеличение церквей и монастырей.
В то же время уезды будущей Орловской губернии были регионом господства поместного землевладения служилой мелкоты. В итоге орловские монастыри не имели ни крупных жертвователей, ни возможностей для самостоятельного освоения свободных земель. В итоге наши обители остались малочисленными и сравнительно бедными, что усугубило те трудности, с которыми столкнулось монашество в Синодальную эпоху.
4. Период обнимает первую половину XVIII столетия. В этот период были основаны Брянские Полпинская (Полбинская) Предтечева [1, с. 186-187] и Белобережская Предтечевская [1, с. 189] пустыни; Брянский Зарецкий Песоцкий Вознесенский девичий [1, с. 195] монастырь. В сущности, в эволюции монастырской инфраструктуры продолжали сохраняться те же тенденции, что и в предшествующее столетие, но говорить о расцвете уже нельзя. Основным фактором, влиявшим на развитие монастырской инфраструктуры становится государственная политика. Монастыри лишаются покровительства со стороны государства и, напротив, включаются в систему государственной эксплуатации. В.О. Ключевский не просто так говорил о закрепощении всех сословий при Петре Великом.
5. Вторая половина XVIII - первая половина XIX вв. Секуляризация монастырских имуществ 1764 г нанесла по монастырской инфраструктуре Русской церкви тяжелейший удар. Введение штатов, перевод монахов на казённое жалование, зависевшее от класса обители, привели к сокращению монастырей и монашества в Орловской губернии. На всю епархию не было ни одного даже второкласского монастыря. Уровень содержания орловских монастырей ограничивался третьим классом (Брянский Петропавловский [1, с. 513], Брянский Успенский Свенский [1, с. 513], Трубчевский Спасо-Чолнский [1, с. 513], Севский Троицкий девичий [1, с. 514], Орловский Успенский [1, с. 513, 514], Орловский Введенский девичий [1, с. 514] и Елецкий Троицкий монастыри). Остальные обители либо стали заштатными (Карачевский Одрин Николаевский [1, с. 515-516], Мценский Петропавловский [1, с. 317], Болховский Оптин Троицкий [1, с. 366] монастыри; Брянская Белобережская Предтечевская
[1, с. 515, 521], Севская Площанская [1, с. 515, 522] пустыни), либо совсем ликвидировались (Брянский Спасо-Поликарпов [1, с. 525-528], Брянский Воскресенский девичий [1, с. 531], Брянский Зарецкий Песоцкий Вознесенский [1, с. 531-537], Карачевский Воскресенский (Тихонова пустынь) [1, с. 525,
529], Карачевский Введенский девичий [1, с. 531, 538542], Севский Спасо-Преображенский [1, с. 525], Севский Столбовский Николаевский [1, с. 525, 528], Трубчевский Ильинский девичий [1, с. 531, 537-538], Мценский Вознесенский [1, с. 324], Болховский Рождественский женский [1, с. 371], Ливенский Николаевский женский [1, с. 421], Ливенский Сергиевский [1, с. 415], Елецкий Рождественский девичий [1, с. 440] монастыри; Полпинская (Полбинская) Предтечева [1, с. 525, 529], Севская Радогожская Спасская [1, с. 526, 530-531], Севская Борщевская Николаевская [1, с. 526,
530], Трубчевская Предтечинская (Яминская) [1, с. 526, 529, 530] пустыни). Перевод монастыря, где братия не превышала десятка престарелых иноков, на содержание от собственных трудов (имущество, до скота включительно, было конфисковано), по сути, представлял собой подготовку к его закрытию.
Некоторые обители, в частности, Елецкий в честь иконы Божией Матери Знамение женский [6, с. 149] монастырь, впоследствии были восстановлены.
6. Последнюю эпоху в истории монастырской инфраструктуры Орловско-Севской епархии я условно именую пореформенной. Со второй половины XIX в. государство занимает по отношению к монашеству, скорее, нейтральную позицию. В итоге те орловские обители, которые пережили санацию екатерининских времён и приспособились к жизни под строгим государственным контролем, укрепились. Вновь увеличилось количество иноков, монастыри обросли имуществом. Те комплексы монастырских строений, которые обошла вниманием советская власть и которые мы можем наблюдать сегодня, были возведены в XIX в. Стали возникать новые монашеские общины, о чём не было слыхано с XVIII столетия. В 1875 г. образовался Богородично-Всехсятский Болховский женский монастырь [6, с. 93]. В 1879 г в с. Посошкове Кромского уезда появилась Предтеченская женская монашеская община [6, с. 210]. В 1884 г. учреждён Марии-Магдалининский женский Ливенский монастырь [6, с. 179].
Но грозные события 1917 г. прервали поступательное движение Русской Церкви, Орловской епархии и орловских монастырей. Ныне возрождение монастырской жизни на Орловщине происходит по тем контурам, которые были нарисованы ещё в древности.
Библиографический список
1. Пясецкий Г.М. История Орловской епархии // Орловские епархиальные ведомости. 1899-1900. Приложение.
2. Геронтий (Кургановский), иером. Историко-статистическое описание Елецкого Свято-Троицкого мужского третьеклассного монастыря. СПб., 1894.3. Православная энциклопедия. М., 2003. Т.6.
3. Краснощекова С.Д., Красницкий Л.Н. Археология Орловской области // Краеведческие записки, вып. 5 (тематический). Орел: издательство «Вешние воды», 2006.
4. Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в. М.: МГУ, 1977.
5. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890.
6. Иерофей, архим. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. М., 1866.
7. Елецкий во имя Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т.18. М., 2008. С.344-351.
8. Антонов А.В. Дозорная книга Карачевского уезда 1614 года // Русский дипломатарий. Вып.10. М., 2004. С.223-271.
References
1. Piasetsky G. M. History of the Orel diocese / / Orel diocesan Gazette. 1899-1900. Application.
2. Gerontius (Kurganovskiy), jer. Historical and statistical description of the eletskiy Holy Trinity monastery and third class men. SPb., 1894. Orthodox encyclopedia. M., 2003. Vol.6.
3. Krasnoshchekova S.D., Krasnitsky L.N. Archeology of Orel region // local Lore notes, vypis. 5 (thematic). Eagle: publishing house "Veshnie vodi", 2006.
4. Rapov O. M. The Prince of possession in Russia in the X — first half of XIII century, Moscow: Moscow state University, 1977.
5. Zverinsky V. V. Material for historical and topographic study of Orthodox monasteries in the Russian Empire. SPb., 1890.
6. Hierotheus, Archimandrite. Bryansk Holy Dormition monastery of Orel diocese. M., 1866.
7. Yelets in the name of the Holy Trinity monastery / / Orthodox encyclopedia. Vol. 18. M., 2008. Pp. 344-351.
8. AntonovA.V. Patrol book Karachevsky district 1614 // Russian diplomat. Vol.10. M., 2004. Pp. 223-271.