УДК 294.3 ББК 86.35
Ю.Ю. Эрендженова
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО В ДОКТРИНАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЯХ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект №18-011-00128 «Женщина в буддийской культуре: традиции и современность»
В статье предпринята попытка анализа таких базовых доктрин буддизма Махаяны, как праджняпарамита (запредельная мудрость) и бодхичитта (сознание, направленное на просветление). Толкование религиозного культа и его сущностных характеристик требует объективного, всестороннего рассмотрения, включающего возможные гендерные аспекты религиозного учения. Автором статьи осуществлен философско-религиоведческий анализ доктрин праджняпарамиты и бодхичитты на предмет их связи с женским началом. Выявлено, что праджняпарамита опирается на интуитивное познание, или инсайт, и в коренных текстах часто именуется «матерью Будд». В доктрине бодхичитты ключевым фактором является развитие альтруистической любви как основания для совершенствования личности. При этом бодхичитта напрямую связана с личностью женщины-матери: любовь и сострадание матери в буддизме признается наивысшей формой альтруистического поведения и приводится в качестве образца для подражания. Автор делает вывод о том, что в буддизме Махаяны, где главной целью является просветление для оказания помощи другим живым существам, женское начало понимается как ключевой ресурс на пути к духовной самореализации.
Ключевые слова: буддизм Махаяны, праджняпарамита, запредельная мудрость, бод-хичитта, совершенствование личности, феминистская философия религии, женское начало, женщина-мать.
Y.Y. Erendzhenova
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov
FEMININITY IN THE BASIC DOCTRINES OF MAHAYANA BUDDHISM
(The study was performed with financial support RFBR, research project No. 18-011-00128 "The Woman in Buddhist Culture: Traditions and Modern Times)
The article attempts to analyze basic doctrines of Mahayana Buddhism as prajnaparamita (transcendental wisdom) and bodhicitta(consciousness aimed at enlightenment). The interpretation of a religious cult and its essential characteristics requires an objective, comprehensive consideration, including possible gender aspects of religious teaching. The author analyses the philosophical and religious aspects of the doctrines of prajnaparamita and bodhicittain order to define their connection with the femininity. The author thinks thatprajnaparamita relies on intuitive cognition or insight, and the original texts call it the "mother of Buddhas". As for the bodhicitta doctrine, the key factor is the evolution of altruistic love as the basis for personal improvement. At the same time, bodhicitta is directly related to the personality of the mother- woman: in Buddhism, mother's love and compassion is recognized as the highest form of altruistic behavior and is given as a role model. The author concludes that in Mahayana Buddhism, where the main goal is enlightenment for the benefit of other sentient beings, the feminine principle is considered to be the key source on the path to spiritual self-realization.
Key words: Mahayana Buddhism, prajnaparamita, transcendental wisdom, bodhicitta, perfection ofpersonality, feminist philosophy of religion, femininity, woman-mother.
Необходимость преодоления духовного кризиса современного общества требует обращения к такой культурообразующей сфере, как религия. В связи с этим немаловажное значение приобретает философское осмысление буддийского учения, а именно его потенциала для решения острых социальных вопросов, включающих и гендерную проблематику. Современные философы все чаще и чаще обращаются к буддизму в поисках ответов на многие актуальные проблемы современности (проблема взаимодействия науки и религии, экологическая проблема, проблема толерантности и т.д.) [17]. Долгое время считалось, что буддизм поощряет патриархальные общество, однако развивающееся феминистское движение побудило посмотреть на буддийскую культуру под другим углом зрения. Выявление же особой роли женщин и женского начала в доктринальных основаниях буддизма Махаяны позволит раскрыть гуманистические идеалы и гендерные принципы этой религии.
Основополагающие доктрины буддизма Махаяны рассматривались в работах многих отечественных и зарубежных исследователей. Праджняпарамита как субстрат буддийской философии Махаяны изучалась такими буддологами, как Э. Конзе [7], С.П. Нестеркин [10], Дж. Тхуптен [27], И.С. Урбанаева [18], Л.Е. Янгутов [22] и др. Исследованию бодхичитты посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов, в том числе Д. Вангчука [30], УБ. Жамбаевой [6], Дж. Пауэрса [29], Е.А. Торчинова [15], Дж. Хопкинса, Б. Фрай [24] и др. Социокультурному анализу места женщин в буддизме Махаяны посвящены работы О.М. Бальжитовой [2], Р. Гросс [25], Ю. Кэмпбелл [23], Н.Ю. Приходько [11], М. Шо [21] и др. При этом можно отметить, что буддийские доктрины в контексте гендерного подхода специально не рассматривались.
Целью настоящего исследования является философско-религиоведческий анализ доктринальных оснований буддизма Махаяны - праджняпарамиты и бодхичитты -на предмет их связи с женским началом. В соответствии с поставленной целью необходимым видится определение сущности праджняпарамиты и бодхичитты, выявление места и роли женского начала в практической реализации данных доктрин, а также выделение возможного потенциала женщин в религиозном совершенствовании как одного из способов решения глобальных проблем человечества.
При изучении религии, в том числе ее гендерных особенностей, важным принципом является объективность, которая позволит беспристрастно и всесторонне рассмотреть поставленную проблему. О необходимости этого говорится в феминистском философ-ско-религиоведческом дискурсе, в котором также делается акцент на важности исследования женского опыта как источника религиозного знания [13, 14, 26]. Для более полного понимания места женского начала в буддизме Махаяны применен герменевтический анализ основополагающих текстов, раскрывающих сущность праджняпарамиты и бодхичитты, а также рассмотрена роль женщин в контексте развития личностного потенциала с точки зрения гуманистического психоанализа.
В буддизме основополагающим учением является совершенствование личности, которая стремится к освобождению от страданий сансарического мира и достижению особого состояния просветления. В махаянской традиции буддизма такое совершенствование заключается в постижении высшей запредельной мудрости (праджняпа-рамиты) и культивации особой формы сознания, которое устремлено к просветлению ради спасения всех живых существ (бодхичитта).
Текстуальная основа идей праджняпарамиты - это обширный фонд религиозно-философской литературы, включающий сутры и комментарии к ним авторитетных буддийских философов Индии, Тибета, Китая. Одним из самых авторитетных
комментариев на тексты праджняпарамиты считается трактат Майтрейи-Асанги «Абхисамаяланкара», в котором дается разъяснение путей святых личностей: шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв. Последние являются идеалом святости в традиции Махаяны, так как их сознание устремлено к просветлению не только для устранения собственных омрачений, но и ради избавления всех живых существ от страданий. Для осуществления столь сложной цели бодхисаттве следует выполнять практики парамит (с санскр. запредельное совершенство), в число которых входит и праджня-парамита. Более того, изучение, осмысление и практическая реализация Запредельной мудрости являются самыми важными этапами религиозного совершенствования бодхисаттвы. Что касается феминной природы буддийской мудрости, то Э. Конзе, изучая сущность праджняпарамиты, указывал на аналогию с гностической Софией, уподоблял Иштар и Деве Марии [7, с. 255-257]. О женском первоначале буддийской мудрости говорится в первой же строфе текста «Абхисамаяланкары», где авторы выказывают поклонение праджняпарамите: «Поклон той Матери Будд <...>, которая ведет ищущих покоя слушателей к успокоению» [16, с. 656].
Суть праджняпарамиты заключается в осознании пустотности феноменов, кото -рые не несут в себе некоей самосущей субстанции. Такой взгляд на мир подразумевает отсутствие всякой реальности, существующей объективно и независимо. Праджняпарамита - это мудрость, которая позволяет практикующему буддисту познать пустотную суть бытия, что, в свою очередь, приводит к достижению просветления. Индийский философ и комментатор сутр праджняпарамиты Нагарджуна объясняет, что абсолютно все феномены лишены самобытия, в том числе сансара и нирвана [1, с. 339-383]. Диалектическая связь не позволяет рассматривать их в независимости друг от друга, следовательно, и состояние просветления находится в той же зависимости от состояния омраченности. Таким образом, следует признать, что пустота есть и сущность самого Будды.
Учитывая известное буддийское положение о том, что в каждом существе присутствует природа Будды, логичным будет сделать вывод, что и природа каждого существа пустотна. Однако трудность составляет не столько концептуальное понимание этого факта, сколько непосредственное постижение своей пустотности. На этом и делается акцент в таких практиках тибетского буддизма, как Дзогчен и Махамудра. Опираясь на учения Майтреи-Асанги, последователи указанных духовных практик разработали специальные методы познания собственной природы пустотности [8]. Акцент при этом делается на отбрасывании дискурсивного мышления, то есть снятия блокирующих сознание концептуальных конструкций, чтобы непосредственно постичь априорную природу своего ума. В этом отношении интересно сравнение, которое приводится для описания того самого момента, когда сознание постигает собственную природу. В текстах приводится такое понятие, как «озарение», что в западном понимании соответствует «инсайту», который, в свою очередь, является формой интуитивного познания реальности. В связи с этим, следует привести понимание интуиции Н.О. Лосским как способность непосредственного видения или созерцания предмета познающим субъектом [9, с. 137].
Устойчивое мнение о том, что такого рода познание более присуще женщинам, дает повод предположить, что именно это понимание еще более подтвердило отождествление мудрости с женским началом. На возникающий при этом вопрос о том, что Дхарма Будды - это, прежде всего, дискурс, который необходимо рационально осознать, а не интуитивно прочувствовать, можно ответить гипотезой представительницы феминистской философии К. Макмиллан, которая не соглашается с привычным
противопоставлением рационально мыслящего мужчины и чувственно воспринимающей мир женщины. По ее мнению, женское познание монистично, оно мыслит в равной степени как рационально, так и интуитивно. Таким образом, женское понимание реальности основывается как на мыслительные конструкции, так и на их непосредственное постижение [28, p. 86]. Такая позиция еще более подтверждает гипотезу о том, что в буддийской картине мира отождествление мудрости с женским началом неслучайно. Именно женщина как познающий субъект отличается способностью рационального познания и непосредственного видения или созерцания предмета.
Наряду с пассивным постижением мудрости, в буддизме в махаянской традиции буддизма необходимым считается и активная самореализация личности, заключающаяся в развитии альтруистического настроя ума. Такое стремление к просветлению ввиду намерения спасти всех живых существ получило название бодхичитта (с санскр. «мысль о просветлении»). В буддийском учении таким сознанием обладает бодхисаттва, святая личность, обладающая безграничной и безусловной любовью и совершающая подвиги для спасения других существ от страданий сансары.
В трактате тибетского буддийского философа Чже Цонкапы «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» бодхичитта как метод духовной самореализации, на наш взгляд, отождествляется больше с активным мужским, рациональным началом [20, с. 477]. Это особое состояние сознания бодхисаттвы, который совершает религиозные практики (даяние, соблюдение нравственных предписаний, усилие, терпение, медитативное сосредоточение) во благо всех живых существ. Здесь бодхичитта связывается с рациональным мышлением, которое в большей степени присуще мужчинам. Однако более тщательный анализ бодхичитты, в особенности способов ее культивации, снова приводит к важности женского начала.
Ключевой фактор для культивирования бодхичитты - развитие любви и сострадания. В буддийских текстах даются методические указания для выработки этих качеств. Один из таких способов описывается Чже Цонкапой, который дает рекомендации по культивации любви ко всем живым существам посредством семичастной медитации [20, с. 492-535].
Метод порождения бодхичитты посредством семичастного размышления включает в себя осмысление личности матери и ее роли в жизни каждого индивида. В буддийской традиции считается, что любовь к другому человеку нередко приводит к страданиям, так как в большинстве случаев базируется на эгоизме, однако любовь матери к своим детям является той духовной любовью, которая опирается на сострадание, благородство и самоотверженность. Мать, воспитывая, предостерегает детей от совершения зла и побуждает их к благим поступкам [12, с. 117]. Конечно, такие отношения матери и детей несколько абсолютизированы. Немецкий философ Э. Фромм соглашался, что далеко не все матери испытывают безграничную любовь к своим детям. В таких случаях детям довольно сложно чувствовать благодарность и проявлять заботу о матери. Если же у них возникает стремление породить бодхичитту, то ассоциация всех живых существ с матерью не будет для них действенной. Комментируя это несоответствие, современный буддийский философ Далай-лама XIV советует заменить образ матери на образ любого другого человека, который был добр и проявлял искреннюю любовь к практикующему: это может быть какой-то родственник или друг [4, с. 54].
Приступая к практике развития бодхичитты, высшей личности полагается осмыслить семь положений. (1) На первом этапе бодхисаттве необходимо осознать, что ввиду реинкарнации между всеми людьми наличествуют вероятностные родственные связи. Более того, допускается предположение, что каждый из этих людей мог быть
матерью для остальных. (2) Далее следует размышлять о том, как матери заботятся о своих детях, то есть признать их доброту. (3) Следующим этапом является порождение искреннего желания отплатить матерям за их доброту. (4) Исходя из этого намерения необходимо взрастить в себе любовь, то есть желание того, чтобы все живые существа, которые когда-то были матерями, обрели подлинное счастье через просветление. (5) Помимо любви, важным является и культивирование сострадания - желания того, чтобы все матери избавились от страданий. (6) Затем практикующему следует размышлять не сколько об абстрактных помыслах, но попытаться зародить в сознании твердое намерение избавить всех матерей от страданий. (7) И, наконец, необходимо осознать, что только полностью просветленная личность (Будда) обладает достаточным потенциалом для освобождения существ от страданий. Именно поэтому для практикующего важно развить в себе намерение достичь состояния просветления, чтобы оказать максимальную пользу всем матерям.
Таким образом, ключевой аспект семичленного метода - личность матери, которая бескорыстно любит своего ребенка и готова пожертвовать даже своей жизнью ради него. В данной практике буддист, убежденный в достоверности теории реинкарнации, представляет всех живых существ в качестве своих матерей. При этом, очевидно, что и сам практикующий также может считать себя матерью для всех остальных. Это означает, что для буддиста все живые существа одновременно могут представляться его детьми. Так, практикующий отождествляет себя с матерью и испытывает материнские чувства по отношению к своим детям - всем живым существам. В его сознании возникает искреннее желание заботиться о них, оказывать помощь и в итоге привести их к подлинному счастью, которое в буддизме понимается как просветление.
Отождествление любви и сострадания с образом матери показывает важную роль женского начала в буддизме Махаяны. Необходимо отметить, что буддийское понимание личности женщины-матери не является уникальным. О роли женщин писал швейцарский религиовед И. Бахофен в своей работе «Материнское право», где он отводил матерям важное место и полагал, что ранний этап истории человечества связан с матриархатом и соответствующей ему гинекократией [3, с. 214-268]. Тот же Э. Фромм отмечал, что материнский принцип определяется безусловной любовью, мать любит своих собственных и других детей только потому, что они дети, а вовсе не из эгоистического желания получать радость от их существования [19, с. 222]. Однако только буддийская традиция Махаяны наделяет материнским потенциалом абсолютно всех живых существ и, таким образом, определяет долг каждого своего последователя стремиться оказать помощь всем своим матерям.
Таким образом, философское осмысление доктрин буддизма Махаяны вполне подтверждает слова авторитетного буддийского деятеля Далай-ламы XIV, который высказывается об особой роли женщин в условиях современного мира [5]. Обоснование значительной роли женского начала в буддийской традиции дает возможность рассматривать женщин как необходимый ресурс на пути личностного совершенствования. В свою очередь это послужит основой для культивирования этических ценностей и решения проблем, связанных с духовным кризисом человечества.
Список литературы
1. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 799 с.
2. Бальжитова О.М. Положение женщины в буддизме Индии, Монголии и Бурятии: автореферат диссертации ... кандидата философских наук. - Чита, 2007. - 23 с.
3. Бахофен И. Материанское право // Классики мирового религиоведения. Антология. - Т.1. - М.: Канон+, 1996. - С. 216-267.
4. Далай-лама XIV. Как дарить любовь, о расширении круга взаимоотношений, основанных на любви. - М.: Открытый Мир, 2007. - 208 с.
5. Далай-лама о женщинах и семье. В шутку и всерьез. [Электронный ресурс]. -URL: http://savetibet.ru/2016/03/08/dalai-lama.html (дата обращения - 03.09.2018).
6. Жамбаева УБ. Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме: автореферат диссертации ... кандидата философских наук. -Улан-Удэ, 2010. - 24 с.
7. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. - СПб.: Наука, 2003. - 288 с.
8. Лонгчен Рабджам. Драгоценная сокровищница Дхармадхату. Гимн пробужденного ума. - М.: Открытый мир, 2007. - 380 с.
9. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М.: Республика, 1995. - 400 с.
10. Нестеркин С.П. Праджняпарамита и Абхидхарма в китайском буддизме // Философия религии: альманах. - 2012-2013. - С. 545-562.
11. Приходько Н.Ю. Феминистский дискурс мировых религий: статус женщины в буддийской традиции // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2009. - №4. - С.95-104.
12. Семья. Феноменология повседневности. - Нижний Новгород: Изд-во НГСХА, 2016. - 444 с.
13. Соколова И.А. Женский статус в христианстве и исламе в преломлении феминистской философии религии: автореферат диссертации . кандидата философских наук. - Владивосток, 2006. - 27 с.
14. Талиаферро Ч. Доказательство и вера: философия и религия с XVII века до наших дней. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 584 с.
15. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. - СПб.: «Петербургское востоковедение», 2002. - 320 с.
16. Украшение из постижений (I-III главы): Изучение пути махаяны в Гоман-дацане тибетского монастыря Дрэпун. - СПб.: Наука, 2010. - 738 с.
17. Уланов М.С. О причинах распространения буддизма на Западе в эпоху глобализации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. №2(8). - С.68-72.
18. Урбанаева И. С. Становление тибетской и китайской махаяны: в контексте проблемы аутентичного буддизма. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014. - 364 с.
19. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм: пер. с нем. - М.: Изд-во АСТ: Астрель, 2012. - 314 с.
20. Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам пути пробуждения. В 2-х томах. -Т.1. - СПб.: Изд-е А. Терентьева, 2007. - 788 с.
21. Шо М. Страстное просветление. Женщины в тантрическом буддизме. - М.: Добрая книга, 2001. - 368 с.
22. Янгутов Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007. - 272 с.
23. Campbell J. Traveller in Space: Gender, Identity, and Tibetan Buddhism. - London; New York: Continuum, 2002. - 236 p.
24. Compassion in Tibetan Buddhism / Tson-kha-pa, J. Hopkins, B. Frye. - Ithaca, New York: Snow Lion Publ., 1980. - 263 p.
25. Gross R. Buddhism After Patriarchy: A Feminist History, Analysis, and Reconstruction of Buddhism. - Albany: State University of New York Press, 1992. - 376 p.
26. Jantzen G. Feminism in the Philosophy of Religion // Companion Encyclopedia of Theology. - London, 1995. - P. 480-498.
27. Jinpa Thupten. Self, Reality and Reason in Tibetan Philosophy. Tsongkhapa's Quest for the Middle Way. - London: Routledge Curzon, 2002. - 248 p.
28. McMillan C. Women. Reason and Nature. Some Philosophical Problems with Nature. -New Jersey, 1982. - 165 p.
29. Powers J. Introduction to Tibetan Buddhism. - Ithaca, New York: Snow Lion Publ., 2007. - 592 p.
30. Wangchuk D. The Resolve to Become a Buddha. A Study of the Bodhicitta Concept in Indo-Tibetan Buddhism. - Tokyo: The International Institute for Buddhist Studies of the International College for Postgraduate Buddhist Studies, 2007. - 450 p.