УДК 1:294.3
doi 10.18101/1994-0866-2016-3-141-146 БУДДИЗМ МАХАЯНЫ
КАК ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС
© Аякова Жаргал Аюшиевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры связей с общественностью, социологии и политологии, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова
Россия, 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8 E-mail: [email protected]
Буддийское учение нацелено на тренировку ума и его трансформацию. Философия буддизма Махаяны — это философия, ориентированная на человека. Буддизм Махаяны склонен рассматривать все буддийские учения и практики как методы, способные помочь людям различных интеллектуальных и духовных уровней развиваться в направлении пробуждения, которого в данный момент они не могут осознать или представить. Сострадание в сочетании с высшей мудростью или бодхичитта является основополагающей доктриной буддизма Махаяны. Развитие сострадания в буддизме Махаяны обладает возможностью потенциально влиять на нейропластичность мозга и эффективно влиять на жизнь. Буддизм Махаяны как нравственное учение востребовано современным обществом, значит его безграничный духовно-интеллектуальный ресурс будет продолжать развиваться и открываться всему миру.
Ключевые слова: буддизм, Махаяна, дхарма, наука, природа ума, бодхичитта, сострадание, Далай-лама XIV.
Буддизм как религия, философия и наука (психология) оказывает возрастающее влияние на духовно-нравственные и интеллектуальные изыскания в современном мире. В условиях глобальной трансформации современного социокультурного пространства наблюдаются значительные ценностные изменения в общественном сознании, демонстрирующие всеобщий и взаимозависимый характер процессов, происходящих в обществе. Роль буддийского мировоззрения приобретает особое значение в понимании сложных проблем жизни и культуры в условиях острых противоречий, связанных с социальными, геополитическими, межконфессиональными конфликтами в разных регионах мира. Его Святейшество Далай-лама XIV отмечает, что отличительными чертами буддизма XXI в. должны стать образованность и просвещенность. Человечество должно использовать то, что Его Святейшество Далай-лама называет «удивительным человеческим разумом». В целом все учения в буддизме нацелены на развитие ума и его трансформацию. И на основе этой реальности, известной как в научных исследованиях, так и в буддийском учении об уме, возможно найти практические решения разнообразных проблем, с которыми сталкивается современный человек.
Философия буддизма Махаяны — это философия, ориентированная на человека. Ее рассуждения о пустоте, природе Будды, истине, таковости и т. д. представляют собой не что иное, как попытку объяснить природу человека в
понятиях, не тронутых внешним опытом, в концепции высшей истины, тождественной постижению изначальной истинной природы человека. В буддизме интуитивное прозрение Четырех благородных истин и теории взаимозависимого возникновения считается высшей мудростью или праджней. Следование по Восьмеричному пути значит следовать дхарме. Сострадание (ка-руна) в сочетании с высшей мудростью, или бодхичитта, является основополагающей доктриной буддизма Махаяны, провозглашающей безграничную любовь ко всем живым существам и обусловливающей служение бодхисаттв ради спасения всех живых существ из цепи перерождений. Концепция перерождений связана с учением о керамической ответственности. Человек отвечает не только за временное прошлое в пределах одной жизни, он готовит будущее для многих жизней. Если преобладают в человеке клеши, омрачения, если в нем не были подавлены злость, ненависть, жадность, то в следующем перерождении это обязательно скажется — человек будет страдать и мучиться, он будет окружен неблагоприятными условиями, подвергнется наказанию за дурные поступки своего прошлого. Эта теория возмездия воспитывала в буддистах чрезвычайно развитое чувство нравственной ответственности. Очевидно, поэтому учение Махаяны пользовалось успехом среди различных слоев населения и распространилось далеко за пределы своего традиционного бытования, в том числе и на Запад.
Основные философские и сотериологическое принципы буддизма Махаяны были изложены в текстах Праджняпарамиты. Согласно В. Г. Лысенко, праджня обозначает высшую трансцендентальную интуитивную просветленную мудрость [1]. В буддизме интуиции как способности, по выражению Н. О. Лосского, «непосредственного созерцания предметов в подлиннике» придается первостепенное значение нежели интеллекту как системе сложных познавательных способностей индивида. А знаменитое высказывание А. Эйнштейна «Я верю в интуицию и вдохновение» показывает важную роль интуиции в фундаментальных исследованиях. Парамита — дословно это «переправа», «выход за пределы». Это переправа к спасению, к нирване. В буддизме Махаяны парамиты рассматривались как обязательные условия для тех, кто встал на путь спасения. Парамита мудрости является шестой, но, как подчеркивают буддисты, самой важной парамитой после парамит даяния, воздержания, терпимости, решимости и сосредоточения. Праджняпарамита, являясь центральной концепцией Махаяны, описывает теорию дхарм и пустоты (шуньяты) как явление всеобщего характера.
Буддизм Махаяны склонен рассматривать все буддийские учения и практики как методы или «искусные средства», способные помочь людям различных интеллектуальных и духовных уровней развиваться в направлении пробуждения, которого в данный момент они не могут осознать или представить. Сам Будда сказал, что его видение будет непостижимо для других существ, и он решил учить только потому, что осознал, что им нужно помочь дорасти до уровня, когда они сами увидят истину. Проблема высшей или абсолютной объективной истины в буддизме существует как проблема «истинного» состояния сознания буддиста, когда ему открывается реальность «как она есть». Буддисты говорят, что не существует истины, которая имела бы самостоя-
тельную ценность вне ценности духовно-нравственной трансформации сознания человека. Таким образом, признается тот факт, что учение Будды носит инструментальный характер, т. е. является методом, а не является истиной сама по себе. Буддийская философия имеет конкретный адресат и определенную цель, связанную с духовно-интеллектуальным совершенствованием личности. Для постижения буддийской философской мысли были необходимы нравственные предпосылки и определенные качества ума последователя. Будда передавал свое учение прежде всего думающим собеседникам или интеллектуалам. Не случайно учение Будды описывалось как «Дхарма, долженствующая быть понятой умными людьми». [2] Если «простым людям» можно было рассчитывать на улучшение своей участи благодаря вере, то от «интеллектуалов» требовались самые глубокие и всесторонние знания буддийских учений. Поэтому последователи буддизма Махаяны развивали новые учения и практики, подходящие людям различных характеров, темпераментов, стилей жизни и культур. Это позволило им стать гораздо более гибкими и достигнуть большей эффективности в приспособлении к изменчивым историческим обстоятельствам и новым культурам, а также развить виды практики, подходящие намного более широкому кругу людей. Так, бодхичитта — практика развития сострадания и любви ко всем живым существам — стала основополагающей философско-мировоззренческой доктриной махаянского учения. Бодхичитта провозглашает сострадание и обусловливает служение бодхисаттв ради спасения всех живых существ из цепи перерождений. Сострадательный аспект пути пробужденных существ подчеркивается во множестве Махаянских памятников, прежде всего, в «Бодхичарья-аватаре».
«Бодхичарья-аватара» — фундаментальное произведение буддизма Ма-хаяны, написанное выдающимся философом VIII в. Шантидевой. Его Святейшество Далай-лама XIV включил имя Шантидевы в число семнадцати пандит (ученых) древнеиндийского университета Наланды, внесших наиболее значительный вклад в развитие буддийской мысли. В «Бодхичарья-аватаре» Шантидева раскрывает один из важнейших идеалов человечества — идеал бодхисаттвы, посвятившего себя достижению высшей цели духовных исканий — пробуждению во имя счастья и благоденствия всех живых существ. Шантидева объясняет, что высший уровень философского воззрения вдохновляет на обширный махаянский путь освобождения. Бодхичитта — состояние ума, которое заставляет духовного практика устремиться к пробуждению на благо всех живых существ. Великие учителя древности, составлявшие комментарии к «Бодхичарья-аватаре», выделяли в ней три основные части. Первые три главы «Хвала бодхичитте», «Осмысление сотворенного зла» и «Зарождение бодхичитты» представляют собой глубокие размышления, способствующие зарождению бодхичитты. В трех следующих главах «Самоконтроль», «Бдительность» и «Терпение» разъясняется, как сохранить состояние ума бодхичитты. В заключительных трех главах «усердие», «Медитация» и «Мудрость» описывается, как упрочить и развить ее. Десятая глава представляет собой посвящение, завершающее повествование. Его Святейшество Далай-лама XIV часто передает «Бодхичарья-аватару» и комментарий к нему в сочетании с «Лочжонг «Лучи Солнца» Намкха Пела, который
излагает устное учение Чже Цонкапы о тренировке ума, основанное на глубинном учении Будды. Это противоядие от многочисленных фобий, стресса и беспокойства, словом, той «исходной тревожности», о которой европейские философы XX в. писали, что она присутствует «в самом основании нашего существа», как «маленькое пустое окошко, через которое все другие формы тревоги и беспокойства черпают свою силу» [3].
Его Святейшество Далай-лама XIV считается воплощением бесконечного сострадания всех будд. Он говорит: «Настрой на сострадание, сопровождаемый искренней заботой о благополучии других живых существ, рождается вследствие логического размышления, вследствие систематически выстраиваемого мыслительного процесса. ... Если же поток нашего сознания насыщен сострадательными помыслами и добросердечием, то тогда мы перестаем бурно реагировать на неблагоприятное стечение обстоятельств, которое обычно приводит к всплеску эмоций. В нас появляется стабильность, ощущение опоры на глубокие корни» [4]. В махаянских сутрах говорится, что человек, который думает о себе, что он личность, бодхисаттва, будда, на самом деле не является ни тем, ни другим, ни третьим, а страдает от омрачений. Дело в том, что буддийская психология не рассматривает личность, как нечто постоянное и неизменное. Подобно любому другому мысленному образу собственный воображаемый образ всегда относителен, он меняется в зависимости от ситуации. Восприятие себя в качестве живого процесса повышает человеческую устойчивость и приспособляемость, позволяет преобразовывать отрицательные качества в положительные. В свете этого, когда Его Святейшество Далай-лама называет себя простым буддийским монахом, он дает понять, что прибегает к этому базовому понятию для описания своей роли в жизни.
Буддизм Махаяны приобрел широкую популярность на Западе благодаря активному взаимодействию азиатских буддистов и их западных последователей. Буддисты на Западе — выраженный сегмент общечеловеческой культуры, которая давно перешла национальные рамки. Этот сегмент отчетливо выступает, когда речь идет о разветвленной сети различных буддийских организаций, исследовательских центров и фондов, призванных поддержанию и распространению буддийского учения в разных частях света.
Американский профессор физики В. Мэнсфилд, изучая природу сострадания, проводит параллели между обменивающимися свойствами частиц в квантовой механике и перенесением «я» на место другого человека. Такая медитация ослабляет привязанность к собственному «я» и помогает произвести обмен этим «я» с другим. Он приходит к выводу, что медитация на сострадание наряду с совершенствованием личности ослабляет ложное чувство собственного независимого существования, в котором коренится страдание. Ссылаясь на буддийских учителей, он говорит, что эгоизм, равнодушие, непрерывное потакание своим желаниям на самом деле является труднейшим препятствием на пути к счастью, тогда как любовь и забота о других являются величайшими источниками радости и удовлетворения [5].
Выводы американского ученого полностью соответствуют тому, о чем говорил Шантидева:
«Всякое блаженство, какое только есть в этом мире,
Проистекает из стремления принести счастье другим. Всякое страдание, какое только есть в этом мире, Проистекает из стремления к собственному счастью» [6]. Американский ученый и психолог Ричард Дэвидсон, на протяжении долгого времени сотрудничающий с Далай-ламой XIV по вопросам развития сострадания и его влияния на нейропластичность мозга, пришел к выводу о том, что сосредоточение на благих и здоровых мыслях и соответствующим образом формирование наших намерений обладают возможностью потенциально влиять на пластичность нашего мозга и эффективно изменять его таким образом, что это приводит к реальным улучшениям в нашей жизни. Из этого неизбежно следует, что такие качества, как доброта и благополучие, нужно признать навыками, которые можно развивать [7]. Чтобы эффективно развивать в себе навыки сострадания нужно ощущать себя частью мира и чувствовать ответственным за свои мысли, намерения и деяния. В своих выступлениях профессор Дэвидсон ссылается на высказывание Эйнштейна о сострадании: «Человек является частью целого, которое мы называем Вселенной, частью, ограниченной во времени и пространстве. Человек воспринимает себя, свои мысли и свои чувства как нечто отдельное от всего остального, что является своего рода оптической иллюзией, свойственной его сознанию. Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача — освободиться из этой тюрьмы, расширив поле сострадания, охватывающее все живые существа и всю природу в ее красоте» [8]. Чем глубже мудрость, выходящая за пределы обычных, субстанционализирующих онтологий, тем больше ум становится сострадательным, проникнув в природу взаимозависимого возникновения и нравственности. Об этом говорит философское наследие великих буддийских мастеров Наланды, об этом говорит Его Святейшество Далай-лама XIV, выступая в разных странах. Очевидно, что буддизм Махаяны как нравственное учение востребовано современным обществом, а значит, его безграничный духовно-интеллектуальный потенциал будет продолжать развиваться и открываться всему миру.
Источники
1. Лысенко В. Г. Праджня // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010.
2. Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. В. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М.: Восточная литература, 1994. С. 10.
3. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие / пер. с англ. И. Беляева; под ред. С. В. Пахомова. СПб.: Наука, 2003. С. 36.
4. Далай-лама XIV. Выступления и тексты. Наука о сострадании [Электронный ресурс]. URL: http://savetibet.ru/2014/08/25/dalailama.html (дата обращения: 20.11.2015).
5. Мэнсфилд В. Квантовая механика и сострадание [Электронный ресурс] URL: http://savetibet.ru/2010/10/17/quantum_physics_and_ compassion.html (дата обращения: 20.11.2015).
6. Шантидева. Путь Бодхисаттвы. Бодхичарья-аватара. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2012. С. 139.
7. Дэвидсон Р. Благополучие — это навык, который можно тренировать [Электронный ресурс]. URL: http://vnimatelnost.com/2015/05/14/weU-being-as-a-skill (дата обращения: 25.11.2015).
8. Дэвидсон Р. Выступление на конференции «Tibetan Buddhism's Encounter with Modern Science» [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch. (дата обращения: 20.12.2015).
MAHAYANA BUDDHISM AS A SPIRITUAL AND INTELLECTUAL RESOURCE
Zhargal A. Ayakova
PhD in Philosophy, Senior Lecturer
Department of Public Relations, Sociology and Political Science, Philippov Buryat State Academy of Agriculture 8 Pushkina St., Ulan-Ude 670024, Russia E-mail: [email protected]
Buddhism is a teaching aimed at training the mind and its transformation. The philosophy of Mahayana Buddhism is focused on the person. Mahayana Buddhism is considered as a method to help people of different intellectual and spiritual levels to attain awakening, which they currently can not comprehend or imagine. Compassion coupled with higher wisdom or bodhichitta is a fundamental doctrine of Mahayana Buddhism. The development of compassion in Mahayana Buddhism is able to affect neuroplasticity of the brain and to effectively influence the life. Mahayana Buddhism as the moral doctrine is demanded by modern society, and therefore, its boundless spiritual and intellectual resources will continue to develop and open up to the world. Keywords: Buddhism, Mahayana, dharma, science, nature of the mind, bodhicitta, compassion, 14th Dalai Lama.
References
1. Lysenko V. G. Pradzhnya [Prajna]. Novaya filosofskaya entsiklopediya — New Encyclopedia of Philosophy. 2nd ed. Moscow: Mysl' Publ., 2010.
2. Lysenko V. G., Terent'ev A. A., Shokhin V. V. Rannyaya buddiiskaya filosofiya. Filosofiya dzhainizma [Early Buddhist Philosophy. Philosophy of Jainism]. Moscow: Vos-tochnaya literatura Publ., 1994. P. 10
3. Conze E. Buddhism: Its Essence and Development. Dover Publications, 2003. 240 p.
4. Dalai-lama XIV. Vystupleniya i teksty. Nauka o sostradanii [14th Dalai Lama. Speeches and Texts. The Science of Compassion]. Available at: http://savetibet.ru/2014/08/25/dalailama.html (accessed November 20, 2015)
5. Mansfield B. Quantum Mechanics and Compassion: Parallels and Problems. Available at: http://www.chinabuddhismencyclopedia.com/en/index.php/Quantum_ Mechan-ics_and_Compassion:_Parallels_and_Problems (accessed November 20, 2015)
6. Shantideva. A Guide to the Bodhisattva's Way of Life. Dharamsala, India: Library of Tibetan Works & Archives, 1979.
7. Davidson R. Well-being as a Skill: The Prospects and Consequences of Training Positive Cognitive and Social Qualities. Available at: http://www.bcs.rochester.edu/ games4good/ talks/02%20Davidson%20Well%20Being.pdf (accessed December 20, 2015).
8. R. Davidson's Presentation at «Tibetan Buddhism's Encounter with Modern Science». Available at: https://www.youtube.com/watch?v=_hhgDSSfg5Q (accessed December 20, 2015).