УДК 294.3 © Т.Ц. Бардуева
ЗНАЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА БОДХИЧИТТЫ В БУДДИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 12-13-03002 а/Т Буддизм Ваджраяны в Бурятии: философские, сотериологические и мировоззренческие аспекты
В данной статье бодхичитта, или сострадание, одна из основополагающих категорий буддизма, рассматривается как важный и необходимый компонент в буддийской традиции Махаяны и Ваджраяны.
Ключевые слова: бодхичитта, бодхисаттва, парамита, три типа личности.
T.Ts. Bardueva
BODHICHITTA’S PHENOMENON SIGNIFICANCE IN THE BUDDHIST PRACTICE
In this article, bodhichitta or compassion, one of the fundamental categories of Buddhism, is regarded as the most important and essential component in the Buddhist tradition of Mahayana and Vajrayana.
Key words: bodhicitta, bodhisattva, paramita, three types of personality.
Конечной целью всех буддийских практик является достижение просветления, достижение состояния Будды. Традиционно выделяемые три направления в буддизме - Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна предлагают различные пути и методы для достижения этой цели. В традициях Хинаяны идеальной личностью является архат (тиб.: dgra bcom pa - победивший врагов, достойный), путь которого - путь исключительно индивидуального спасения. Архат уповает только на свои собственные силы и возможности, его состояние не зависит от общественной кармы. Таким образом, сотериология в Хинаяне является в некоторой степени индивидуалистичной. В махаянской традиции буддизма, которая получила широкое распространение среди бурятского населения, идеальной личностью является бодхисаттва (byang chub sems pa). Главным мотивом стремления к просветлению, согласно идеалу бодхисаттвы, является стремление достичь просветления на благо всех живых существ. В махаянских текстах обычно это формулируется таким образом: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ». Эта фраза выражает самую суть учения о бодхисаттвах. Определяющими качествами бодхисаттвы являются мудрость (праджня) и сострадание (ка-руна). Согласно буддийскому учению, невозможно стать Буддой, не обладая в совершенстве этими двумя качествами. Необходимо отметить, что в Хинаяне аспект сострадания все же присутствует, однако не развит в такой степени, как в махаянской традиции.
Великое сострадание (маха каруна, бодхи-читта) бодхисаттвы провозглашается во многих махаянских текстах. Шантидэва в Бодхисаттва-чарьяаватаре выражает проявление сострадания
такими словами: «Пусть я буду лекарством, кому нужно лекарство; пусть я буду рабом, кому нужен раб; пусть я буду мостом, кому нужен мост» [3]. Сохранилась история о том, как бодхисаттва Авалокитешвара дал клятву Будде Амитабхе, что «ни на одно мгновение не оставит ни одно живое существо, пока оно не будет спасено из сансары, даже если придется пожертвовать собственным миром, покоем и радостью»
[5].
Махаяна представляет собой путь бодхисат-товского альтруизма. Путь бодхистаттвы называется также «путем парамит». Парамита означает совершенство, часто интерпретируется как совершенство, ведущее к пробуждению, запредельное совершенство. Как правило, в текстах приводится список из шести парамит: дана-парамита (совершенство даяния), кшанти-парамита (совершенство терпения), вирья-парамита (совершенство усердия), шила-парамита (совершенство соблюдения обетов), дхьяна-парамита (совершенство созерцания) и праджня-парамита (совершенство мудрости, запредельная мудрость).
Практика парамит является одной из основных практик «высшей» личности, согласно учению о трех типах личности в Махаяне. Так, традиционно выделяют три типа личности: низшую личность (skyes bu chung ngu), среднюю личность (skyes bu 'bring pa) и высшую личность (skyes bu cheng po). Выделение трех типов личности в буддизме основано на концепции буддизма Махаяны, согласно которой в каждом живом существе заложена частичка абсолюта (природа Будды). Именно наличие этого элемента в потоке омраченных дхарм индивида делает возможным его духовный рост [2, с. 55]. Достиже-
14/2012
ние спасения ради блага всех живых существ является главной установкой «высшей» личности и носит название «бодхичитта» (byang sems), или бодхисаттовской мысли - сострадания к живым существам, мучающимся в колесе перерождений, и стремление всех их привести к достижению освобождения. Следует отметить, что границы между тремя психологическими типами личности проницаемы: в течение жизни благодаря духовной практике индивид может перейти от «низшего» типа личности к «высшему» [2, с. 57].
Бодхичитта, или сострадание, является неотъемлемым и обязательным компонентом всех буддийских практик. Когда Будда Шакьямуни давал учения царю нагов, он сказал: «Великий царь нагов, если у тебя будет всего одна вещь, этого будет достаточно, чтобы достичь просветления». Когда царь нагов спросил, что это такое, Будда ответил: «Это бодхичитта». Практикуя любую форму медитации или выполняя любую благую деятельность, вы должны наполнять эти практики бодхичиттой, и тогда они приведут к просветлению [6].
Зарождение бодхичитты является необходимым условием всех буддийских практик, поскольку бодхичитта, в сущности, есть отказ от эгоцентризма. Согласно буддийскому учению причиной всех страданий является вера в существование индивидуального «я» т.е. эгоцентризм. Такая вера порождает жалость и любовь к себе. Вера в существование индивидуального Я является силой, способной побеждать общественное мнение и религиозно-нравственные нормы. Именно поэтому в буддизме большое внимание уделяется учению о несуществовании индивидуального Я (тиб..: gan zag gi dag med). Вера в существование «я» проистекает от неведения (тиб.: ti mug)[5]. Практика бодхичитты помогает индивиду осознать, что вера в существование индивидуального «я» есть главный источник всех мирских страданий. Бодхичитта зарождается от искреннего желания помочь другим. Мысль об отречении от индивидуального «я», отказ от эгоцентризма и есть одна из первых ступеней практики бодхичитты. Бодхичитта является абсолютной и исключительной причиной становления Буддой - как семя ячменя может порождать только ячмень [1, с.187]. В джатаках есть много историй о том, как Будда Шакьямуни в течение долгого времени практиковал сострадание, прежде чем достиг просветления. Для зарождения бодхичитты используются различные практики, которые варьируются в зависимости от уровня подготовки индивида. Это та-
кие практики, как «ложон» (тиб.: blo sbyong -преображение мышления), семичленная практика, метод замены себя на другиx и др. В основе всеx этж практик - отождествление себя с другими, зарождение равного отношения ко всем живым существам. Так, например, метод замены себя на другж, который был передан Шантидэ-вой, состоит из следующиx пяти разделов:
1) осознание равенства себя и другж;
2) осознание неблагоприятные последствий привязанности к собственному «я»;
3) осознание преимуществ заботы о другиx как главного источника счастья;
4) реализация установки заботиться о другиx больше, чем о себе;
5) практика принятия и отдачи «Тонлен». Принятие страданий другж усиливает сострадание, а отдача своего счастья усиливает любовь [1, с. 197].
Учение о сострадании занимает значительное место также в традицияx Ваджраяны. Согласно тантрическим текстам, наличие бодxичитты -стремления достижения спасения ради блага всеx живьк существ - является непременным условием вступления на этот путь. Очень важным на тантрическом пути является приверженность идеалу бодxисаттвы, который стремится достичь освобождения ради блага всеx живыгс существ. Если же йогин практикует тантру ради обретения мистически сил, могущества и т.п., то, как утверждают адепты Ваджраяны, его ду-xовная деградация неотвратима.
Бодxичитта имеет два аспекта: относительный и абсолютный. Абсолютная бодxичитта -это мудрость прямого и непосредственного постижения пустотности, бессамостности бытия. На начальном этапе акцент должен быть сделан на относительной бодxичитте. Относительная бодxичитта в сущности является глубоким желанием принести благо другим. Искреннее намерение - это, прежде всего, умственный настрой человека, xарактеризующийся особой силой, готовностью взять на себя все страдания. Но пока не достигнуто состояние Будды, полностью эта сила реализуется лишь мысленно, потому что не освободившийся от сансары не может освободить другж.
Относительную бодxичитту традиционно разделяют еще на две ступени: на бодxичитту намерения и бодxичитту действия. Первая представляет собой устремление принести благо всем живым существам. А бодxичитта действия - применение этого устремления на практике. Относительная и абсолютная бодxичитта представляют собой две разновидности альтруисти-
ческого устремления к просветлению и соотносятся как метод (thabs) и мудрость (shes rabs). Эти два условия достижения Просветления подобны двум крыльям, на которых устремляются высоко в небеса. Они позволяют достичь Всеведения Будды и должны всегда идти вместе. Мудрость, постигающая пустоту, должна быть подкреплением устремленности, устремленность - подкреплением мудрости [4].
Олицетворением сострадания в буддийском пантеоне является бодхисаттва авалокитешвара (тиб.: spyan-ras-gzigs - тот, чьи глаза видят всех и каждого; владыка, чей взор направлен вниз и т.д.). Аволокитешвара изображается в различных образах, имеет различные аспекты проявления. Так, например, в китайском буддизме ава-локитешвара изображается в ипостаси женского божества - Гуанинь. Наиболее часто встречается форма с четырьмя руками. Его первые две руки сложены вместе у сердца в жесте, умоляющем всех Будд и Бодхисаттв о заботе и покровительстве над всеми живыми существами и избавлении их от страдания. В них он держит Драгоценность, исполняющую желания, - символ бодхичитты. В своей другой правой руке Авалокитешвара держит хрустальные чётки, символизирующие его способность освобождать всех существ от сансары. В своей левой руке он держит стебель синего лотоса утпала, символизирующего его безупречную и сострадательную
мотивацию. Полностью расцветший цветок ут-пала и два бутона показывают, что сострадательная мудрость Авалокитешвары пронизывает прошлое, настоящее и будущее. На левое плечо Авалокитешвары наброшена шкура дикого оленя, символизирующая добрый и нежный характер сострадательного бодхисаттвы и его способность подчинять заблуждения.
Литература
1. Ело Ринпоче. Краткое объяснение сущности Лам-рима. - Улан-Удэ, 2006.
2. Нестеркин С.П. Образовательная система буддийских монастырей // Буддизм в Бурятии: история, истоки, современность. - Улан-Удэ, 2002.
3. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб., 2000.
4. Ело Ринпоче. Методы обретения счастья. Эл. ресурс. Режим доступа: http://yelo-
rinpoche.ru/teachings/articles/methods_of_finding_happiness.
5. Дандарон Б.Д. Эл. ресурс. Режим доступа: http://dandaron.ru/rus/theory/ego.html.
6. Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче. Свет трех драгоценностей. Эл. ресурс. Режим доступа: http://spiritual.ru/lib/vb.html.
Бардуева Туяна Цыреновна, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Bardueva Tuyana Tsyrenovna, postgraduate student, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian branch of Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 101.1 © А.Р. Бурханов
ГАБРИЭЛЬ МАРСЕЛЬ ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
В статье анализируются экзистенциалы человеческого бытия в философской концепции выдающегося представителя французского экзистенциализма Габриэля Марселя.
Ключевые слова: Бог, человеческое бытие, экзистенциализм, экзистенциалы, свобода, одиночество, смерть, страх, вера, надежда, любовь.
A.R. Burkhanov
GABRIEL MARCEL’S IDEAS ON EXISTENTIALS OF HUMAN BEING
The article analyzes the existentials of human being in the philosophical concept of Gabriel Marcel, an outstanding representative of French existentialism.
Key words: God, human being, existentialism, existentials, freedom, loneliness, death, fear, faith, hope, love.
Габриэль Оноре Марсель (1889-1973 гг.) - торой находятся индивиды. Рассудочная сила
один из создателей современного экзистенциа- абстракций, утверждает он, ведет к игнорирова-
лизма и представитель его теистического на- нию ценности существования индивида; между
правления. тем отдельный человек есть конкретное бытиеЭкзистенциальная антропология Марселя де- в-мире (по терминологии М.Хайдеггера и
лает акцент на анализе непосредственно- К.Ясперса - Dasein). Поэтому фундаментальным
чувственной жизни и реальной ситуации, в ко- условием анализа человеческого бытия является