Научная статья на тему 'Текст Дже Цонкапы «Три основных аспекта Пути»: его смысл и значение в контексте постепенного Пути'

Текст Дже Цонкапы «Три основных аспекта Пути»: его смысл и значение в контексте постепенного Пути Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
418
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ / ДЖЕ ЦОНКАПА / «ТРИ ОСНОВНЫХ АСПЕКТА ПУТИ» / УЧЕНИЕ ЛАМРИМ / БОДХИЧИТТА / ПРАВИЛЬНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ О ПУСТОТЕ / TIBETAN BUDDHISM / JE TSONGKHAPA / "THE THREE MAIN ASPECTS OFTHE PATH" / THE LAMRIM TEACHING / BODHICHITTA / THE CORRECT VIEW OF EMPTINESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Урбанаева Ирина Сафроновна

Статья посвящена философско религиоведческому анализу смысла тибетского текста «Три основных аспекта Пути» (Lam-gyi-gtso-bo-rnam-gsum-gyi-rtsa-ba bzhugs-so), который был написан Дже Цонкапой и адресован Нгавангу Драгпе, одному из его четырех ближайших учеников. Автор раскрывает, что этот краткий текст на двух страницах заключает в себе сущностные наставления, предназначенные для практической реализации махаянского Пути. Раскрывается фундаментальное значение данного текста для обоснования целостной системы постепенного Пути, в сравнении с текстами «Ламрим» Дже Ринпоче; обнаруживается его принципиальная общность с учением Ламрим, а также определенная специфика, особенно в плане объяснения взаимосвязи отречения, бодхичитты и правильного воззрения о пустоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JE TSONGKHAPA'S TEXT "THREE PRINCIPAL ASPECTS OF THE PATH": ITS MEANING AND SIGNIFICANCE IN THE CONTEXT OF THE GRADUAL PATH

The article reports on the philosophical and religious analysis of the meaning of the Tibetan text "The Three Main Aspects of the Path" (Lam-gyi-gtso-bo-rnam-gsum-gyi-rtsa-babzhugs-so). The text was written by Je Tsongkhapa and addressed to NgawangDragpa one of the four closest Je Tsongkhapa 'sfollowers. The author attempts to show that this short text contains the essential instructions intended for the practical realization of the Mahayana Path. The researcher reveals the considerable significance of this text for substantiating a holistic system of the gradual Path and compares it with the texts "Lamrim" by Je Rinpoche. This paper explores its fundamental unity with the Lamrim teaching and its special meaning in terms of explaining the relationship with renunciation, bodhichitta and the correct view of Emptiness .

Текст научной работы на тему «Текст Дже Цонкапы «Три основных аспекта Пути»: его смысл и значение в контексте постепенного Пути»

УДК 24 ББК 86.39

И.С. Урбанаева

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

ТЕКСТ ДЖЕ ЦОНКАПЫ «ТРИ ОСНОВНЫХ АСПЕКТА ПУТИ»:

ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПОСТЕПЕННОГО ПУТИ

Статья посвящена философско-религиоведческому анализу смысла тибетского текста «Три основных аспекта Пути» (Lam-gyi-gtso-bo-rnam-gsum-gyi-rtsa-ba bzhugs-so), который был написан Дже Цонкапой и адресован Нгавангу Драгпе, одному из его четырех ближайших учеников. Автор раскрывает, что этот краткий текст на двух страницах заключает в себе сущностные наставления, предназначенные для практической реализации махаянского Пути. Раскрывается фундаментальное значение данного текста для обоснования целостной системы постепенного Пути, в сравнении с текстами «Ламрим» Дже Ринпоче; обнаруживается его принципиальная общность с учением Ламрим, а также определенная специфика, особенно в плане объяснения взаимосвязи отречения, бодхичитты и правильного воззрения о пустоте.

Ключевые слова: тибетский буддизм, Дже Цонкапа, «Три основных аспекта Пути», учение Ламрим, бодхичитта, правильное воззрение о пустоте.

I.S. Urbanaeva

The Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB of RAS

JE TSONGKHAPA'S TEXT "THREE PRINCIPAL ASPECTS OF THE PATH": ITS MEANING AND SIGNIFICANCE IN THE CONTEXT OF THE GRADUAL PATH

The article reports on the philosophical and religious analysis of the meaning of the Tibetan text "The Three Main Aspects of the Path" (Lam-gyi-gtso-bo-rnam-gsum-gyi-rtsa-babzhugs-so). The text was written by Je Tsongkhapa and addressed to NgawangDragpa one of the four closest Je Tsongkhapa 'sfollowers. The author attempts to show that this short text contains the essential instructions intended for the practical realization of the Mahayana Path. The researcher reveals the considerable significance of this text for substantiating a holistic system of the gradual Path and compares it with the texts "Lamrim" by Je Rinpoche. This paper explores its fundamental unity with the Lamrim teaching and its special meaning in terms of explaining the relationship with renunciation, bodhichitta and the correct view of Emptiness .

Key words: Tibetan Buddhism, Je Tsongkhapa, "The Three Main Aspects ofthe Path", the Lamrim teaching, bodhichitta, the correct view of Emptiness.

Великий тибетский философ и йогин, буддийский реформатор и основатель школы гелуг Дже Цонкапа (rJe Tsong-kha-pa) (1357-1419), или, как его называют в Тибете, Дже Ринпоче, почитается последователями тибетского буддизма как «царь Дхармы» и человеческое воплощение божества Манджушри, о рождении которого в Стране Снегов было сделано пророчество самим Буддой Шакьямуни. Это известно из текста «Манджушри-мула-тантры» (санскр. arya-manjusrl-mula-tantra, тиб. 'phags-pa 'jam-dpal-gyi rtsa-ba'i rgyud. Dg. K. rGyud 'bum, vol. Na, ff. 105-351; Toh. 543). Будда предсказал миссию совершения Цонкапой деяний Будды в то время, когда исчезнет чистое Учение. В краткой биографии Дже Цонкапы, которая приводится в собрании его трудов, также имеется предание о пророчестве Будды. В одном из прошлых воплощений,

во времена Будды Шакьямуни, жил один мальчик, который преподнес Будде прозрачные хрустальные четки и получил от него раковину. Затем Будда сделал пророчество, что в будущем мальчик родится в Тибете под именем Сумати Кирти, в переводе - Лосанг Драгпа, станет основателем великого монастыря между Дри и Ден, подарит корону статуе Будды в Лхасе и принесет большую пользу для процветания Учения в Тибете [14, р.6]. «Человек из местности Цонгка» - так переводится имя Цон-капа, под которым этот удивительный тибетский лама получил всемирную известность. Меньшей известностью пользуется другое его имя - Лосанг Драгпа (Blo-bzang grags-pa), полученное им при монашеском постриге. Наследие Дже Цонкапы, сохранившееся в восемнадцати томах собрания сочинений (gsung-'bum), в устной традиции практических инструкций (khrid) и сущностных наставлений (gdams-ngag), передаваемых по линии тибетских и монгольских (бурятских) мастеров Дхармы их ученикам, продолжает оставаться актуальным и очень важным для современных буддистов. Но это духовное богатство является все еще мало изученным со стороны академической науки. В своих сочинениях, по интеллектуальному и логическому содержанию выдвигающих Дже Цонкапу в один ряд с самыми выдающимися философами мира и характеризующих его как величайшего ученого Тибета, он обосновал на базе буддийской философии уникальную систему реализации Пути (lam). Она опирается на полностью изученный им свод канонических текстов Кангьюра и Тенгьюра, на индийские комментарии к ним и собственный йогический и визионерский опыт общения Дже Цонкапы с бодхисаттвой Манджушри. Для этой системы характерно, во-первых, что она основана на концепции постепенности Пути, и, во-вторых, что она включает в себя все практики сутр и тантр.

Текст «Три основных аспекта Пути» (Lam-gyi-gtso-bo-rnam-gsum-gyi-rtsa-ba bzhugs-so) [10], принадлежащий перу Дже Цонкапы, написан им всего на двух страницах, но он содержит квинтэссенцию постепенного Пути. В данной статье мы проведем на основе собственного перевода тибетского текста, при опоре на свои полевые материалы и устную тибетскую комментаторскую традицию (учения Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо, Геше Джампа Тинлея и др.) [3; 13] анализ его смысла в контексте системы Ламрим. Целью является установление особенностей и значения данного текста в обосновании Дже Цонкапой системы постепенного Пути махаяны.

Три текста Дже Цонкапы об этапах Пути - «Большой Ламрим», «Средний Ламрим» и «Краткий Ламрим» ("Lam-rim chen-mo", "Lam-rim 'bring-ba", "Lam-rim bsdus-don") [6; 7; 8; 9; 11; 12], представляют все практики сутраяны, градуированные в зависимости от трех уровней мотивации по трем ступеням общего Пути. Еще один его текст «Большое руководство к этапам тантры» ("sngag-rim-chen-mo") объясняет стадиальность реализации тантрической практики, которая является, согласно данной системе, ее органической частью. Тем самым Дже Цонкапа творчески разработал применительно к практике существ так называемого «времени упадка» индо-буддийскую идею поэтапности духовного созревания и постепенного прохождения общего Пути по «землям» и «путям», артикулированную в ряде сутр ("Дашабхумика", "Лалитавистара", "Аштаса-хасрика-праджняпарамита") и шастр ("Абхисамаяланкара", "Махаянасутраланкара" и "Абхисамаяланкара" Майтреи /Асанги, "Йогачарабхуми" Асанги, "Мадхьямакаватара" Чандракирти, "Бодхипатхапрадипа" Атиши).

Система практик, интегрированных в учении Ламрим, обычно воспринимается в связи с типологией трех типов личности, различающихся по уровням мотивации. Однако было бы некорректным полагать, что речь идет о трех разных типах личности, каждому из которых предназначаются практики определенного уровня.

Способ градуированного структурирования практик Ламрима следует понимать как систему постепенного развития каждой личности. Для «Большого Ламрима» Дже Цонкапы характерно, что он помогает понять все содержание Учения Будды как руководство, предназначенное для собственной практики. В этом состоит одно из его «величий» [5, с.68]. Поэтому и три этапа Пути, согласно системе Ламрим, относятся не к трем разным личностям, а являются этапами развития одной и той же личности и как таковые представляют стадиальность целостной системы Пути, которую должен практиковать любой, кто стремится к просветлению.

Относительно текста «Три основных аспекта Пути» Геше Джампа Тинлей, более двадцати пяти лет проповедующий Учение Будды в России на основе индийских первоисточников и устной традиции тибетских комментариев, говорит, что это «особенный текст - учение сердца Манджушри - которое Чже Цонкапа передал одному из своих учеников - Нгавангу Драгпа». Нгаванг Драгпа придал этому учению ту форму, в которой дошло до наших дней» [3, с.10]. Нгаванг Драгпа (Ngag-dbang-grags-pa, 1365-1431) - один из четырех ближайших учеников Дже Цонкапы, хотя менее известный в истории, чем Гьялцаб Дже, Кхедруб Дже и Первый Далай-лама Гендун Друб, но также его «сердечный» ученик. Его полное имя в биографии Дже Цонкапы значится как Тсакхо Вангпо Кхенчен Нгаванг Драгпа. «Тсакхо» - название родной местности Нгаванга Драгпы. Имя «Вангпо» было дано ему на родине за выдающуюся ученость в религии бон (см. биографию Дже Цонкапы: [14; 15]). Он родился в Восточном Тибете, в местности Гьялронг, в семье местного царя. В 1385 г. он, будучи уже прославленным на родине ученым традиции бон, встретился в Лхасе с Дже Ринпоче и стал его учеником. Дже Ринпоче даровал ему титул «кхенчен» (mkhan-chen) - великий ученый. В тексте «Трех основных аспектов Пути» Дже Ринпоче называет его «мой сын». Для него или по его просьбе был написан Дже Цонкапой ряд важнейших текстов. Так, когда тот встретил сопротивление местных бонцев при строительстве монастыря Дхе Цанг у себя на родине и обратился за помощью к своему гуру, Дже Цонкапа сочинил садхану «Одинокого героя Ваджрабхайравы» (rdo-rje-'jigs-byed-dpa'-bo-sgrub-thabs). По преданию, он вручил ее ворону, считающемуся эманацией Махакалы, и тот доставил текст Нгавангу Драгпе, который тут же приступил к практике на ее основе и подчинил себе всех в округе.

Итак, текст «Три основных аспекта Пути» был написан для этого великого ученика Дже Цонкапы. По сути, это то же учение Ламрим, что и в текстах «Ламрим», поскольку тоже содержит «сущностный смысл всех изречений Будды», как говорится в первой строфе данного текста [10, р. 345]. Но оно изложено в несколько ином ракурсе, чем в классических текстах Ламрим: здесь в сжатом виде объяснен механизм порождения трех основ Пути [3, с.20]. Три основных, или принципиальных, аспекта Пути - это отречение, бодхичитта и правильное воззрение о пустоте. Они составляют базис всей махаянской практики сутраяны и ваджраяны. В рассматриваемом тексте объясняется необходимость, механизм и последовательность порождения этих трех основ Пути для «счастливцев» (skal-ldan). «Счастливцы», в разъяснении Геше Тинлея, -это те, «кто открывает врата Махаяны благодаря Трем Основам Пути и становится на этот Путь» [там же, с. 47]. Иначе говоря, это существа, породившие спонтанную бод-хичитту. В хинаяне нет речи о трех основных аспектах Пути: отсутствует практика порождения бодхичитты. Дже Цонкапа в рассматриваемом тексте объясняет, почему нужно взрастить эти три основы и каким образом это сделать. Кроме того, указаны критерии их реализации. Лишь после того, как хорошо изучены эти вещи, он рекомендует ученику отправляться в уединенное место и там заниматься интенсивной медитативной практикой.

По словам Геше Тинлея, после освоения смысла этого краткого текста Дже Цонка-пы откроется по-новому смысл «Большого Ламрима» и отношение к практике Дхармы станет более глубоким. Обнаружится, что суть всей системы Пути сводится к развитию названных трех основных аспектов, которые являются противоядием от трех основных «ядов» ума - привязанности, гнева и неведения, которые порождают все многообразие страданий. Вообще говоря, существует отличная от «Большого Ламрима» Дже Цонка-пы система представления практик постепенного Пути. Она была разработана Гампо-пой (ЬБО^пашБ пп-Леп, 1079-1153) в его «Драгоценном украшении освобождения» ^аш-сИоБ у1^Ь7Ып пог-Ъи 1Ьаг-ра гт-ро-Ле'ьг£уап) [4]. В ней основанием систематизации Пути служит природа Будды и понятие о потенциале просветления, по которому различаются живые существа. В анализируемом нами тексте «Три основных аспекта Пути» содержится та же система практического осуществления постепенного Пути, что и в текстах «Ламрим» Дже Цонкапы. Это выражается, прежде всего, в том, что в этом тексте, как и в «Ламримах» традиции Цонкапы, объяснение постепенной практики начинается с практики преданности Гуру, являющейся корнем всех реализаций. Гуру рассматривается как воплощение всех Будд, даже превосходящее по своей доброте Будд, включая Будду Шакьямуни. В «Трех основных аспектах Пути» этот подход выражен во вступительной строфе словами «Поклоняюсь досточтимым Учителям!». В данном контексте эпитет «досточтимый» (це-Ышп) относится к существу, полностью отвернувшемуся от всех вещей сансары и устремленному к освобождению [13]. Понятие «Учитель» выражено тибетским термином «Ь1а-та», буквально означающим «высший»: это высшая личность, тот, кто имеет и бодхичитту и правильное воззрение пустоты, благодаря чему реализует высшее состояние просветления. В текстах «Ламрим» школы гелуг подробно объясняется, почему опора на такое существо, служащее Полем Заслуг (tshogs-zhing), чрезвычайно важна во «времена упадка», когда существа уже сильно деградировали и имеют мало духовных заслуг - капитала особого рода, чтобы достичь реализаций в практике Дхармы. Вверение себя квалифицированному Гуру открывает врата в практики Ламрима, и, начиная текст «Трех основных аспектов Пути» словами почтения «досточтимым Учителям», Дже Цонкапа подчеркивает, что здесь также объясняется его учение Ламрим, и что речь пойдет о сущностных практиках и механизме реализации Учения Будды.

Вместе с тем имеется некоторое различие между текстом «Три основных аспекта Пути» и текстами Ламрим, хотя и довольно тонкое. Так, обращает на себя внимание, что в первом отсутствует явное указание на практику принятия Прибежища, а сразу же объясняется необходимость чистого отречения. Уже в первой строфе Дже Цонкапа указал, что этот текст содержит учение об отречении (nges-'byung) и бодхичитте (Ъyang-sems). «Сущностный смысл всех изречений Будды» относится к отречению. Тибетское понятие «nges-'byung» имеет смысл не столько отказа от чего-то, сколько стремления - к освобождению и счастью. Отречение предполагает два направления взгляда: один взгляд направлен «вниз», на все страдания сансары и порочность циклов перерождений под контролем омрачений и вызывает отвращение к сансаре; другой направлен «вверх», к освобождению, и связан с желанием достичь его. С точки зрения эффективности духовной практики вообще и особенно для формирования махаянской мотивации устремленность «вверх» очень важна. Строка «тот путь, что восславлен святыми Сыновьями Победителя» [10, р. 345] относится к бодхичитте. Изложенные в этом тексте сущностные наставления предназначены для тех, кто уже стал «счастливцами» или движется в этом направлении. По сути бодхичитта - это развитая в высшей степени устремленность, характеризующая отречение. То, что учение «Трех основных аспектов Пути» предназначается для учеников, породивших такого

рода духовную устремленность, подтверждается содержанием второй строфы. Здесь как раз говорится, что это учение для тех, «кто не привязан к счастью в круговороте сансары и усердствует ради того, чтобы свободы и благие условия имели смысл», для «счастливцев, которые верят в Путь, радующий Будд» [Ibid].

В текстах Ламрим объясняется стадиальность развития мотивации: мотивация низшего уровня является основой для развития мотивации более высоких уровней. Здесь практика Прибежища излагается в контексте порождения отречения от привязанности к этой жизни и развития интереса к будущей жизни. В отличие от этого, текст «Три основных аспекта Пути» предназначен для практики тех, кто уже выработал стремление к подлинному счастью для себя самого, - это отречение, - и для всех живых существ, - это бодхичитта. Отречение и бодхичитта составляют метод (thabs), а правильное воззрение о пустоте - это мудрость (shes-rab). Система реализации Пути основана на принципе их единства (shes-thabs) на всем Пути - сутраяны и ваджраяны. В контексте сутраяны это единство трактуется по аналогии с двумя крылами, которые оба нужны для того, чтобы птица-бодхисаттва смогла пересечь океан сансары. Но при этом метод и мудрость не практикуются одновременно в один и тот же момент сознания, как неоднократно подчеркивает в своих устных наставлениях Геше Тинлей. А в практике тантр единство метода и мудрости приобретает характер их неразделимого одновременного присутствия в каждый момент сознания (zung-'jug).

Во второй строфе Дже Цонкапа, призывая «счастливцев» слушать эти наставления о «Пути, радующем Будд», тем самым, согласно устной комментаторской традиции, представляемой Его Святейшеством Далай-ламой, Геше Тинлеем и другими тибетскими ламами, указывает на то, что они относятся к безошибочному и полному Пути, в системе которого ничто не упущено. В первой части текста он объясняет практику отречения и критерий его порождения. Строфа 3 гласит: Без безупречно чистого Отречения невозможно унять Стремление к счастью и получению благих плодов В океане циклического бытия. Сама жажда бытия в сансаре полностью сковывает Воплощенных существ. Поэтому с твердым намерением найти

Радикальный выход из сансары вначале обрети Отречение! [10, р. 345]. Здесь Дже Цонкапа объясняет причины, по которым необходимо развить «безупречно чистое отречение», и раскрывает значение отречения на Пути. Главная причина заключается в том, что привязанность к сансаре служит механизмом воспроизводства циклического существования в природе страдания, и без отречения невозможно истощить эту порочную жажду сансары, сансарный «алкоголизм». Без отречения любая духовная практика не становится причиной освобождения от сансары. «Ибо все, что вы делаете - без отречения - служит только этой жизни», - говорится в тексте комментария Геше Тинлея к данной строфе [3, с.45]. Дже Цонкапа подчеркивает, что безупречно чистое отречение необходимо для того, чтобы ступить на путь освобождения. Именно отречение - это та ментальная установка, которая делает духовные занятия практикой Дхармы. Когда он говорит, что без отречения невозможно унять жажду к бытию в сансаре и привязанность к ее благам, то обращает наше внимание на то, что в отречении из двух его установок - в отношении сансары и освобождения - доминирующей в функциональном плане следует признать устремленность к освобождению. Иначе говоря, до тех пор, пока не появилась эта принципиально новая жажда - жажда подлинного счастья, которое наступит с достижением нирваны,

невозможно преодолеть вовлеченность в мирские дхармы ('_^-г!еп-раЧ chos-bгgyad), делающую практику Дхармы нечистой, и пресечь привязанность к сансарическим проектам. Это говорит о том, что сущность отречения заключается, главным образом, в решительной устремленности к Истине Пресечения ('gog-bden), а осознание порочности сансары и ее неприятие служит предпосылкой рождения такой устремленности. Тот факт, что природа сансары - это страдание, является другой причиной, по которой ученик должен породить отречение. Отречение и есть понимание природы сансары и рождающееся из этого понимания стремление к освобождению от нее. Развитие отречения свидетельствует о возрастании силы ума и об объявлении войны сансаре, собственным омрачениям - причинам и источнику страданий. Как говорит Геше Тинлей, отречение - «это постоянный спор с сансарой и ее неприятие» [там же, с. 54]. Дже Цонкапа призывает своих учеников быть мужественными в этом особом смысле, чтобы их практика стала настоящей Дхармой. Тем самым он развенчивает распространенные в прошлом в Тибете ошибочные представления о том, что махаянский практик, особенно практик тантры, не должен делать упор на развитии отречения, а что его методом является только практика порождения бодхичитты.

«Безупречно чистое отречение», которому учит Дже Цонкапа, - это нечто принципиально иное, нежели то «кратковременное импульсивное отречение ^па-Ши^ spusud-kyi nges-'byung)», для которого, по замечанию А. Берзина, «характерны восторженность и фанатичность» [1]. «Действительный смысл Отречения очень глубок и основан на глубинной философии», - говорит в своем комментарии Геше Тинлей [3, с.59]. Из понимания буддийской философии рождается аутентичное отречение.

В строфе 4 Дже Цонкапа выделяет стадии развития «безупречно чистого», то есть аутентичного отречения. И в этом учение «Трех основных аспектов Пути» совпадает с учением «Ламрим». Вначале посредством медитации о труднодостижимости обретенных 8 свобод и 10 благоприятных условий (da1-'byoг-bco-bгgyad) и быстротечности жизни ученик должен устранить привязанность к этой жизни и взрастить заинтересованность в будущей жизни. Это еще не подлинное отречение, а низшая стадия его развития. Для нее характерна мотивация так называемой «упрощенной Дхармы» [1]. На этой стадии буддисты не отличаются, строго говоря, от иноверцев, поскольку, как и последние, заинтересованы в достижении счастья в будущей жизни. Они не лишены привязанности к сансаре, ибо не понимают полностью природы страдания и непреложность связи причин и следствий. Обретаемая на этом уровне драгоценность Дхармы еще не подлинная, поскольку эта стадия отречения не позволяет ученику стать арья-сангхой или буддой. Поэтому Дже Цонкапа в строфе 4 указывает, что, приучив посредством аналитической медитации ум к осознанию драгоценной человеческой жизни, непостоянства и смерти, - это темы «Ламрима», вводящие ученика в практику Дхармы, - а также приняв закон кармы и осознав механизм зависимого возникновения, нужно достичь второй стадии развития отречения. Лишь тогда начинается практика «истинной Дхармы». В строфе 5 содержится критерий порожденного отречения:

Если в силу такой практики [у тебя] даже на мгновение

Не возникает желание благоденствовать в сансаре, а ум [твой]

Постоянно, днем и ночью, заботится об Освобождении,

То, значит, Отречение порождено. [10, р. 346]

В устной комментаторской традиции объясняется, что здесь речь не идет о том, что ум в буквальном смысле днем и ночью охвачен желанием достичь освобождения. Критерий порожденного отречения означает, что оно спонтанно присутствует в потоке сознания, и это может иметь место в неявной форме [3, с. 308].

Но даже чистое отречение не станет причиной состояния Будды, если не порождена бодхичитта, - говорится в следующей, шестой, строфе. Поэтому чистое отречение в системе Дже Цонкапы рассматривается как «тайный метод развития в себе любви и сострадания ко всем живым существам» [там же, с. 71]. Поэтому было бы некорректным считать отречение сугубо хинаянской практикой. Иначе говоря, Лама Цонкапа внес ясность в понимание значения отречения и доказал, что это очень важная махаянская практика и она основана на глубоком понимании учения о четырех благородных истинах, которое служит фундаментом всех учений махаяны, включая ваджраяну. Усвоение философского смысла Учения Будды посредством медитации на четыре благородные истины и двенадцатичленную цепь зависимого возникновения (см.: [2]) помогает понять, что отречение в буддизме - это отнюдь не аскеза как таковая, а правильное направление жизни, ориентация на полную свободу от всех видов страданий и их причин. И отречение - это фактор счастья. Геше Тинлей говорит: «Развитие хотя бы некоторого уровня отречения поможет вам почувствовать себя счастливее» [3, с.121]. Наряду с этим аспектом отречения, быть фактором подлинного счастья не менее важен другой аспект отречения бодхисаттв - великое сострадание. Оно рождается из осознания реальной ситуации всех живых существ, которые, согласно буддийской философии, с безначального времени успели бессчетно много раз побывать добрыми матерями каждого из нас в прошлых жизнях, но все это время живут в страданиях, запертые в «железную клетку цепляния за самость, полностью погруженные в великую темноту мрака неведения». Об этом говорится в строфах 7 и 8 [10, р. 346]. Словом, из этого аспекта отречения, непосредственно связанного с пониманием того, что причины страданий живых существ коренятся в отсутствии правильного воззрения пустоты и в привычном цеплянии за самосущее «я», рождается бодхичитта. Таким образом, как учит Дже Ринпоче, без отречения невозможна бодхичитта. Более того, бодхичитта -это дальнейшее развитие отречения, уже на уровне бодхисаттвы. Одного лишь отречения недостаточно для просветления. Как объясняется в устной традиции тибетского буддизма, без бодхичитты практика Дхармы не может стать причиной достижения состояния Будды, а послужит лишь причиной достижения нирваны шраваков и пра-тьекабудд. Бодхичитта необходима, чтобы очистить поток сознания от завес всеведения (shes-sgrib). Кроме того, она дает практику огромные преимущества. Поэтому традиционно, в учениях категории Ламрим и Лочжонг (Ыо^уо^ - махаянская тренировка ума), бодхичитту сравнивают с драгоценностью, исполняющей желания всех существ, а также с самым мощным огнем, в пламени которого сгорают семена негативной кармы. Она позволяет накопить очень мощную позитивную карму и собрание заслуг.

Именно бодхичитта, являющаяся по своей сущности чистым отречением бодхи-саттвы, помогает установить Дхарму на Путь махаяны: практик вступает на первый из пяти путей махаяны - Путь Накопления (tshog s-lam) и способен пройти все пять путей, устранить препятствия к всеведению и, раскрыв весь потенциал сознания, стать просветленным существом.

Далее Дже Ринпоче дает сущностные наставления о развитии правильного воззрения. Главным здесь является положение о том, что понимание пустоты возникает как смысл зависимого возникновения, а понимание зависимого возникновения -как смысл пустоты. «Поэтому прилагай усилия, [чтобы овладеть] методом постижения зависимого возникновения», - говорится в строфе 9. [10, р. 346]. Акцентировав в строфах 9 и 10 значение зависимого возникновения для понимания правильного воззрения вместо того чтобы учить о пустоте (stong-pa-nyid), Дже Цонкапа страхует учеников от впадения в крайность нигилизма. Он также указывает, что правильное

воззрение, позволяющее узреть «непреложность действия [закона] причинно-следственной связи для всех феноменов сансары и нирваны», полностью разрушает цепля-ние за феномены сансары и нирваны как имеющие самобытие [Ibid.]. Таким образом, это сущностное наставление помогает избежать крайности этернализма. В строфе 11 Дже Ринпоче подчеркивает, что, с одной стороны, пустота ничего не утверждает. Иначе говоря, ни один феномен сансары и нирваны невозможно обнаружить в абсолютном анализе. С другой стороны, все вещи суть видимость, имеющая зависимое происхождение. До тех пор, пока ученик полагает, что это два разных понятия - пустота и зависимое возникновение, он не понял замысел Будды.

Сказанное объясняет, почему в строфе 9 Дже Цонкапа, вместо того чтобы призывать учеников после порождения отречения и бодхичитты к постижению пустоты, наставляет: «Поэтому прилагай усилия, [чтобы овладеть] методом постижения взаимозависимого возникновения» [Ibid.]. Дело еще и в том, что, как объясняет этот момент Геше Тинлей, «хотя существует очень много видов абсолютного анализа, самый лучший из них - это метод абсолютного анализа, опирающийся на логику взаимозависимого возникновения» [8, с. 405]. Чем глубже понимание того, что все вещи возникают зависимым образом, и чем сильнее убежденность в том, что они зависят от причин и условий, тем прочнее понимание и убежденность в том, что вещи не имеют истинного существования (bden-par yod-pa), самобытия (rang-bzhin), некой собственной природы или признаков, не зависимых от мысленного обозначения. И наоборот. Тот, кто полагает, что, с одной стороны, пустота, невозможность обнаружить в абсолютном анализе любой феномен сансары и нирваны и, с другой стороны, зависимое возникновение воспринимаемой видимости - это два разных понятия, он еще не понял конечный смысл учения Будды о пустоте и двух истинах.

В строфе 12 Дже Цонкапа указывает критерий завершения правильного анализа пустоты:

Если же [два этих постижения - взаимозависимого возникновения и пустоты] возникают одновременно,

и если при одном лишь восприятии непреложной взаимозависимости полностью разрушается способ цепляния за определенность воспринимаемых объектов,

то в этот момент анализ воззрения является завершенным. [10, р. 347]. Абсолютный анализ является правильно выполненным, без угрозы впадения в крайности, «если посредством восприятия видимости ты устраняешь крайность существования, а [постижением] пустоты - крайность несуществования, и если ты познал способ проявления пустоты в качестве причины и следствия» [Ibid.]. Этим парадоксальным утверждением Дже Цонкапа обнаруживает радикальный, характерный для прасангики, подход к интерпретации воззрения Будды. Казалось бы, логично думать, что факт проявления видимости устраняет крайность тотального нигилизма - представления о том, что вещи вообще не существуют и что факт пустоты устраняет крайность этернализма - приписывания вещам определенной, внутренне присущей им природы. Но с точки зрения правильно завершенного анализа воззрения, все обстоит противоположным образом: факт проявления видимости устраняет крайность самосущего бытия, а факт пустоты - крайность полного несуществования.

Итак, из проведенного анализа текста «Три основных аспекта Пути» Дже Цонкапы можно сделать следующие выводы. Во-первых, в этом тексте даны сущностные положения о систематической и поэтапной махаянской практике Пути, по сути совпадающие с учением Ламрим, но, в отличие от него, упор сделан на механизме взаимосвязанного

порождения аутентичного отречения, бодхичитты и правильного воззрения с указанием критериев реализации этих базовых практик. Во-вторых, раскрыта необходимость развития чистого отречения как фундаментальной составляющей махаянской практики и объяснена взаимосвязь между отречением и бодхичиттой. В-третьих, Дже Цонкапа подчеркнул решающее значение медитации над смыслом зависимого возникновения для обретения правильного воззрения и раскрыл характер связи между пустотой и зависимым возникновением в том смысле, который характерен для прасангики.

Таким образом, на двух страницах текста изложена принципиальная сущность постепенного Пути махаяны, основанная на глубинной философии мадхьямики-прасангики.

Список литературы

1. Берзин А. Отречение - решимость быть свободным. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/lamrim/sansara-i-nirvana/ otrechenie-reshimost-byt-svobodnymi

2. Геше Джампа Тинлей. Четыре Благородные Истины. - Улан-Удэ: Дже Цонкапа, 2012. - 532 с.

3. Геше Джампа Тинлей. Три основы пути: Комментарий к коренному тексту Чже Цонкапы 'Lam-gyi gtso-bo-rnam gsum-gyi rtsa-ba bzhugs-so'. - Улан-Удэ: БО «Ногоон Дара Эхэ» («Зеленая Тара»), 2008. - 432 с.

4. Дже Гампопа. Драгоценное Украшение Освобождения/ пер. с тиб. Бориса Ерохина. - СПб.: Уддияна, 2018. - 388 с.

5. Пабонгка Ринпоче. Ламрим: Освобождение в наших руках (Lam rim rnam grol lag bcangs) / Пабонгка Ринпоче. Изд. тиб. текста: Триджанг Ринпоче; пер. с тиб., вступ. ст. и коммент. И.С.Урбанаевой. - Т. I. - Кн.1. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. - 192 с.

6. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Т. 1. / пер. с тиб. А. Кугявичюса., под общей ред. А. Терентьева. - СПб.: изд-е А. Терентьева, 2012. - 786 с.

7. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Т. 2. / пер. с тиб. А. Кугявичюса., под общей ред. А. Терентьева. - СПб.: изд-е А. Терентьева, 2012. -с. 790-1592.

8. Чже Цонкапа. Сокращенное руководство к этапам пути Пробуждения (Средний Ламрим) / пер. с тиб. А. Кгявичуса; науч. и общ. ред. А. Терентьев. - М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2015. - 656 с.

9. Чже Цонкапа. Краткое изложение поэтапного пути к Просветлению / Пер. с тиб. Л. Трегубенко. - М.: Открытый мир: 2006. - 96 с.

10. rJe tsong-kha-pa, blo-bzang gragspa. Lam-gyi gtso-bo rnam-pa gsum-gyi rtsa-ba bzhugs-so // Chos-spyod rab-gsal skal-bzang skye-bo'i mgul-rgyan zhes-bya-ba zhugs-so. -Mundgod: Drepung Loseling Library Soceity, 2001. Pp. 344-347. (на тиб. яз.).

11. rJe Tsong-kha-pa blo-bzang grags-pa. Mnyam-med tsong-kha-pa chen-pos mzad-pa'i byang-chub lam-rim che-ba bzhugs-so // Byang-chub lam-gyi rim-pa'i khrid-yig (Glegs-bam dang-po). - Yongzin Lingtsan Labrang, 2012. - P. 27-792. (на тиб. яз.)

12. rJe Tsong-kha-pa blo-bzang grags-pa. Byang-chub lam-rim 'bring-po // sKyes-bu gsum-gyi nyams-su blang-ba'i byang-chub lam-gyi rim-pa bzhugs-so. Byang-chub lam-gyi rim-pa'i khrid-yig (Glegs-bam gnis-pa). - Yongzin Lingtsan Labrang, 2012. - P. 71-387. (на тиб. яз.)

13. The Dalai Lama. Commentary on «The Three Principal Aspects of the Path». -Режим доступа: http://studybuddhism.com/en/tibetan-buddhism/path-to-enlightenment/ commentaries-on-lam-rim-texts/commentary-on-the-three-principal-aspects-of-the-path-the-dalai-lama (на тиб. яз.)

14. Thurman, Robert. Life and Teachings of Tsong Khapa. - Dharamshala: Library of Tibetan Works & Archives, 2006. - Pp. 289.

15. Willis Janice D. Enlightened Beings: Life Stories from Ganden Oral Tradition. -Boston: Wisdom Publications, 1995. - Pp. 318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.