Научная статья на тему 'Женское либеральное движение и государственная политика в области начального женского образования во Франции в 1860-1914 гг.'

Женское либеральное движение и государственная политика в области начального женского образования во Франции в 1860-1914 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
404
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королева Т. В.

Статья посвящена изучению специфики взаимодействия властных структур и французского женского либерального движения по вопросу организации женского начального образования, анализу конкретных мероприятий правительства по изменению системы начального образования, изучению ценностных ориентаций представительниц либерального женского движения, мужчин-политиков, лоббирующих реформы, а также гендерных стереотипов, которые оказывали влияние на определение роли и места женщины в обществе и на суть государственной политики в области начального женского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женское либеральное движение и государственная политика в области начального женского образования во Франции в 1860-1914 гг.»

Т. В. Королева

ЖЕНСКОЕ ЛИБЕРАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО

ФРАНЦИИ В 1860-1914 гг.

XIX век стал поворотной эпохой в деле женского образования. Во многих странах Западной Европы, в том числе и во Франции, женщины от закрытого монастырского или частного образования перешли к общему светскому. Произошло это под влиянием ряда факторов. Прежде всего, благодаря успехам женского движения, которое считало право на образование главным условием женской эмансипации и активно действовало в этом направлении, добиваясь принятия законов и осуществляя практические шаги по организации женских школ и курсов. Кроме того, вследствие либерализации политической системы Франции, в процессе которой стала проводиться активная государственная политика в области женского образования. Однако не только тип политического режима определял государственную политику в сфере образования женщин, она разрабатывалась и осуществлялась на основе господствовавшего в обществе и среди политической элиты понимания сущности женского вопроса, идеологии по отношению к женщине. Представляется интересным выяснить, насколько все эти процессы были взаимосвязаны и влияли друг на друга.

Впервые вопрос о необходимости реформирования женского начального образования во Франции был поставлен на повестку дня в период Великой французской революции, тогда же были разработаны проекты новой системы образования, однако они не были реализованы. На протяжении первой половины XIX в. государство неоднократно предпринимало попытки провести реформы. Законы 1836 и 1850 гг. были специально посвящены этой проблеме, но принципиально изменить систему начального образования не удалось, так как политика государства в этот период носила ярко выраженный патриархальный характер.

Властные структуры осуществляли реформирование женского образования медленными темпами, принимая законы и постановления, которые сводили на нет достижения предыдущего периода. Это происходило по ряду причин. Во-первых, постоянная смена режимов приводила к тому, что каждое новое правительство пыталось изменить систему женского образования, исходя из своих представлений о женском вопросе.

Во-вторых, тормозящим фактором на пути введения равного начального образования для обоих полов была политика католической церкви, направленная на сохранение контроля над женским образованием и на закрепление традиционных представлений об основном назначении женщины — быть послушной женой, хорошей матерью и ревностной прихожанкой, что поддерживалось государством.

В-третьих, ограничительная политика государства препятствовала созданию разветвленной системы публичных начальных женских школ. Нежелание государства решать вопрос с подготовкой светских педагогических кадров делало существование светских начальных женских школ практически нереальным и ставило имеющиеся школы под контроль духовенства.

© Королева Т. В., 2007

Работа выполнена при поддержке программы «Развитие социальных исследований образования в России» Европейского университета в Санкт-Петербурге и фонда Спенсера.

В-четвертых, влияние женского движения на политику государства было слабым, так как женщины не имели опыта осознания и презентации своих интересов. Степень пространственной концентрации женских групп с однородными интересами и потребностями была очень низкой: практически отсутствовала первоначальная

организованность женского населения (добровольные общества и объединения разных групп). Основная часть общества не замечала существования женского вопроса и была настроена враждебно к проявлениям женской активности.

Женское движение во Франции первого периода (1789—1860)1 не имело конкретных целей и выполняло латентные функции — привлечения внимания населения к женскому вопросу и изменения общественного мнения по некоторым параметрам. Его результативность выразилась в изменении отношения общества к проблеме женского образования. Под влиянием общественных дискуссий 50-х — начала 60-х гг. XIX в. и женского движения первого периода идеи об организации всеобщего светского начального образования нашли поддержку у большинства членов общества, а новые социально-экономические и политические условия способствовали окончательному решению проблемы.

В середине 1860-х гг. Вторая империя во Франции вступила в полосу внешне- и внутриполитического кризиса. В номинально конституционном государстве все управление и законодательство оказались сосредоточены в руках императора, чья политика была на редкость неудачной. Он «объединил против себя все наиболее мощные полемические таланты своего времени», которые развернули мощную антинаполеоновскую кампанию «еще до того, как его Империя после нескольких недель войны развалилась на части»2. В этой ситуации Наполеон III был вынужден пойти на некоторые уступки и разрешить принятие законов, смягчивших цензуру и режим.

В начале 1860-х гг. в Национальном собрании впервые со времени коронации Наполеона III образовалась республиканская фракция. Демократическую оппозицию представляли пять депутатов, в том числе Ж. Фавр, Э. Оливье, Э. Пикар. На почве общего недовольства империей буржуазные республиканцы, орлеанисты и легитимисты объединились в «Либеральный союз», что позволило пройти в Законодательное собрание республиканцам Ж. Фавру, Ж. Симону и их соратникам. Всего кандидаты оппозиции получили 28,6 % голосов избирателей и 35 мест, из которых 17 заняли республиканцы3.

Либерализация политической системы Второй империи способствовала развертыванию кампании за реформирование системы начального женского и мужского образования. Началось это движение с выступлений частных лиц4, которые в 1862—1863 гг. подавали петиции в Парламент и в Сенат, где обосновывали необходимость организации всеобщего начального образования.

Эту инициативу поддержал министр народного образования В. Дюрюи5, так как идеи, выдвинутые в петициях, соответствовали его желанию организовать во Франции светское образование. 6 августа 1863 г. в письме к Наполеону III он предложил ряд мероприятий по совершенствованию системы образования: улучшение обучения

1 Женское движение первого периода нами было отнесено к разряду «общих» движений (на основании классификации Г. Блумера), так как оно представляло собой форму некоординированных усилий многих людей, которые объединяла лишь общая направленность — желание улучшить положение женщин.

2Хобсбаум Э. Век капитала, 1848—1875. Ростов н/Д, 1999. С. 141—142.

3 Чикалов Р. А., Чикалова И. Р. Западная Европа и Соединенные Штаты Америки (1815— 1918): Учеб. пособие. Минск, 2000. С. 171.

4 В июне 1862 г. — петиция парижского адвоката Бугело, в июле 1862 г. — петиция Вормса, в июне 1863 г. — петиции Мульхозьена и брошюра-петиция Ж. Моссе.

5 Дюрюи Виктор (1801—1894) — историк, преподаватель античности, автор большого числа научных исследований, министр народного образования в 1863—1869 гг., пользовался большой поддержкой Наполеона III.

преподавателей, а особенно преподавательниц, организацию женского образования, создание единой системы среднего образования, выдвигая при этом республиканские аргументы, что образование девочек должно быть направлено на подготовку матерей, способных воспитывать граждан, умеющих ценить принципы «мужского избирательного права». «В тех странах мира, где существует всеобщее избирательное право, существует государственная организация начального образования. Необходимо, чтобы образование воспитывало наших детей не в духе консерватизма, а давало бы им реальные знания»6.

Император поддержал его предложения, понимая экономическую необходимость реформирования системы образования. После этого Дюрюи обратился к Национальному собранию с предложением внести изменения в «закон Фаллу» 1850 г. «Женщина не должна больше игнорироваться государством. Она должна владеть, по меньшей мере, основами начального образования, чтобы знать свои права и обязанности»7.

Дюрюи представил палате депутатов отчет о состоянии народного образования на 1 января 1864 г.: «Из 37 510 общин только 19 312 имеют специальные элементарные школы для девочек. Общее число публичных школ 52 445, из них 14 059 — для девочек, 17 683

— для детей обоего пола. И 20 703 — для мальчиков. Имеется также 13 208 частных школ для девочек, тогда как для мальчиков число частных школ составляет всего 3108. 14 704 школы для девочек содержится религиозными конгрегациями, число аналогичных школ для мальчиков — 2502.

Из 52 445 публичных школ 16 754 находятся в неудовлетворительном состоянии. 36 из 100 учеников выходят с неудовлетворительными познаниями...

Личный состав в наших школах состоит из 61 305 светских преподавателей и 46 825 конгрегационных.

Ни в одном другом государстве конгрегации не имеют такого влияния на элементарное образование.

В 1862 г. на 100 мужчин — 28 были неграмотными и 43 женщины из 100 не умели читать и писать»8.

Кроме того, состояние образования в публичных школах находилось на очень низком уровне по сравнению с конгрегационными. По данным, приведенным в исследовании О. Греара9, «2 из 106 конгрегационных школ имели меньше трех начальных классов, 80 светских школ из 114 департамента Сены имели всего по одному или, в лучшем случае, по два начальных класса. Нет ни общих правил организации публичных начальных школ, ни единых стандартов обучения. Знания, полученные в разных учебных заведениях, принципиально различаются»10.

Исходя из этого анализа, В. Дюрюи высказался за необходимость введения всеобщего и обязательного начального публичного образования и предложил уделить особое внимание сложной ситуации с преподавательницами, определить их права, обязанности, правила поведения в школах для девочек и в школах для мальчиков.

6 Duruy V. Notes et souvenirs (1811—1894). Paris, 1901. Vol. 1. Р. 197.

7 Ibid. Р. 224.

8 Цит. по: Лавель Э. Народное образование. Народные школы: их современное положение и относящееся к ним законодательство во всех государствах. СПб., 1873. С. 293—299.

9 Греар Валери-Клеман-Октав — писатель и педагог (1828 — ?). В 1865 г. Греару, назначенному инспектором Парижского учебного округа, было поручено управление элементарными городскими школами, а в 1872 г. он возглавил отдел начального образования в Министерстве народного просвещения. В 1874 г. Академия нравственных и политических наук присудила ему премию «как лицу, наиболее содействовавшему своими усилиями распространению начального образования». В 1879 г. Греар был поставлен во главе Парижского учебного округа. В 1886 г. он избран членом Французской академии.

10 Greard O. Education et instruction: embrassant renseignement primaire, secondaire et superieur. Paris, 1889. Vol. 1. P. 64.

Его требование о всеобщем и бесплатном начальном образовании в палате депутатов поддержал Ж. Симон11. В 1865 г. он опубликовал книгу «Школа», специально посвященную этому вопросу, в которой на основании изучения истории начального образования за рубежом и во Франции и анализа современного положения публичного образования делал вывод о неизбежности реформ в новых экономических и социальных условиях12.

Ж. Симон понимал, что проводить реформу без предварительной подготовки преподавательских кадров невозможно, поэтому он направил свои усилия на организацию обучения преподавательниц. По его личной просьбе мэр Парижа согласился открыть курсы по обучению преподавательскому мастерству в L’Hotel de Ville. Публичные курсы открылись 8 апреля 1866 г. Они были бесплатными и имели целью «подготовить девушек к сдаче экзамена на получение свидетельства на право обучения» («brevet de capacite»)13. В 1873 г. эти курсы трансформировались в первую учительскую семинарию для женщин.

C поддержкой проекта Дюрюи выступил Ж. Моссе14 — известный публицист и писатель. В 1866 г. он опубликовал в «Opinion national» («Национальное мнение») призыв создать во Франции общество, которое будет добиваться реформ в сфере женского образования по типу бельгийской Лиги образования. В 1867 г. состоялось первое собрание по учреждению Лиги. В качестве основной цели Лига выдвинула «освобождение женских учебных заведений от влияния клерикалов и организацию всеобщих публичных школ»15.

Таким образом, сложилось широкое общественное движение за реформирование системы начального образования, как мужского, так и женского. В движении участвовали видные политики и общественные деятели, пытаясь пролоббировать эту идею в Парламенте.

Однако большинство членов Парламента оказались не готовы ее принять. Мнение консервативного большинства выразил главный комиссар правительства Гентор в своей речи по поводу проекта закона Дюрюи: «Мы не можем ввести бесплатного начального образования, и даже по вопросу введения всеобщего образования мы отвечаем “нет”, это не в традициях нашего общества»16. Депутаты Парламента аплодировали ему стоя.

Кроме того, в 1867 г. во Франции значительно усилилась клерикальная оппозиция. Партия ультрамонтанов выступила резко против предложения Дюрюи об организации публичного образования для обоих полов на основании того, что обучение девушек традиционно находится под патронажем церкви, а не государства17.

Поэтому 10 апреля 1867 г. был принят закон, который не вводил всеобщего начального образования, однако увеличивал число коммун, обязанных иметь школы для девочек, и расширил перечень предметов для обязательного изучения: «Ст. 1. Все коммуны с населением в 500 душ должны иметь, по крайней мере, одну женскую публичную школу. Во всех смешанных школах женщины должны руководить обучением девочек.

11 Симон Жюль Франсуа (1814—1896) — государственный деятель, республиканец, философ, писатель. В 1848 г. — депутат Национального собрания. Сторонник женской эмансипации. В 1851 г. отказался присягнуть Наполеону III. В 1870 г. — министр народного образования.

12 Simon J. L’ecole. Paris, 1865.

13 Levasseur E. L’oeuvre pedagogique de O. Greard dans l’enseignement primaire // Revue pedagogique. 1905. Vol. 46. P. 47.

14 Моссе Жан (1815—1894) — журналист, писатель, общественный деятель, сторонник равноправия полов и универсального избирательного права.

15 Лига образования во Франции // Женское образование. 1884. № 1. С. 72—73.

16 Цит по: Levasseur E. La question de la gratuitee et l’obligation sous le ministere Duruy // Revue pedagogique. 1904. Vol. 44. P. 426.

17 История XIX века / Под ред. Э. Лависса, А. Рамбо: В 8 т. М., 1938. Т. 5. С. 184.

Ст. 2. Совет департамента, руководящий публичными школами для девочек, в тех заведениях, где это необходимо, должен содержать помощницу учительницы.

Ст. 16. Основы истории и основы географии являются обязательными предметами для всех, получающих начальное образование»18.

Большинство республиканцев были недовольны частичными преобразованиями, которые вводил закон 1867 г., и продолжили активную деятельность по распространению идеи введения обязательного начального образования.

Для того чтобы доказать возможность и эффективность существования всеобщих начальных школ, О. Греар, ставший в 1866 г. директором начального образования департамента Сены, попытался реализовать на практике проекты совместного обучения полов. 25 мая 1868 г. он добился утверждения Высшим советом народного образования «регламента организации начального образования в департаменте Сены». Согласно этому документу «образование в публичных школах департамента Сены в коммунальных, светских и конгрегационных школах является одинаковым для мальчиков и девочек. Оно состоит из трех уровней и включает элементарные, средние и высшие начальные школы. Программы обучения общие и единообразные для всех детей»19. Реализовав свою модель обучения, О. Греар доказал, что девочки в состоянии усваивать те же знания, что и мальчики, и нет никаких «интеллектуальных» препятствий на пути введения равного начального обучения для обоих полов.

Параллельно с этим в конце 1860-х гг. стало организационно оформляться либерально-демократическое направление женского движения, участники которого признавали существующий строй и основные принципы общественного устройства с его ценностями и считали, что равноправия женщин и мужчин во всех областях: политической, экономической, социальной и культурной — можно достичь традиционным путем парламентских реформ. Они предполагали, что в результате изменения законов женщины смогут на равных соперничать с мужчинами.

Представительницы этого направления опирались на классическую либеральную доктрину, согласно которой все люди равны перед законом и должны иметь равные права на защиту государством гражданских свобод. Поэтому либеральные феминистки выступали за предоставление женщинам права на образование и труд, за полное равноправие с мужчинами в гражданских правах и за возможность участвовать в политической жизни общества.

Завоевание права на образование они считали главным условием женской эмансипации, поэтому поддержали идею республиканцев о введении всеобщего начального образования.

Начало упорядоченному женскому движению положили М. Дерезм20 и Л. Рише21. Мария Дерезм в 1865 г. опубликовала брошюры «Тереза и ее эпоха», «Богатые женщины». В них были изложены проблемы, за решение которых Дерезм боролась: образование женщин, их участие в общественной жизни, гражданские и политические права.

Леон Рише 10 августа 1869 г. выпустил первый номер газеты «Женский голос», которая имела юридическую направленность. Основное внимание в газете уделялось вопросам легализации положения женщин и пересмотру статей законодательства. В первом же номере была напечатана статья известного теоретика женской эмансипации Э. Легуве, и редакторы объявили, что их девиз, на основании которого они будут добиваться

18 La loi du 10 avril 1867 // Buisson F. Dictionaire de pedagogie et d’instruction primaire. Paris, 1882. Р. 1017.

19 Levasseur E. L’oeuvre pedagogique de O. Greard dans l’enseignement primaire. P. 41—42.

20 Дерезм Мария (1828—1894) — писательница, автор пьес для театров, организатор первого во Франции феминистского общества.

21 Рише Леон (1824—1911) — нотариальный клерк, основатель феминистской газеты и общества, в течение 30 лет возглавлял женское либеральное движение.

своих целей, — «равенство в различии». Вся программа законодательных изменений, предложенная Рише, была построена на этом принципе и на основании реформ Легуве22.

Газета разработала специальную программу для популяризации своих задач: «1. Пропаганда через газету идей гражданского равноправия, для чего достаточно большое количество номеров будет рассылаться бесплатно по семьям обывателей, по отелям и другим общественным местам.

2. Распространение сочинений по женскому вопросу.

3. Учреждение демократических школ для девочек 6—12 лет.

4. Ходатайство перед законодательным корпусом об изменении статей закона»23.

Однако в этот период движение было еще слишком слабым, чтобы оказывать

значительное давление на властные структуры.

После принятия закона 1867 г. главной оставалась проблема организации бесплатного обучения. Именно из-за достаточно высокой стоимости начального образования24 большинство семей, которые имели более одного ребенка, предпочитали отдавать в школы только мальчиков, так как им образование нужно для будущей карьеры, а не девочек, которые могли справиться с домашними обязанностями и без умения читать и писать. Поэтому увеличение числа женских публичных школ не влияло принципиально на количество девочек, получающих начальное образование.

В связи с этим Лига образования, которая значительно расширилась и к 1870 г. имела 59 отделений по всей стране и 17 850 членов, выступила за введение во Франции всеобщего бесплатного образования25, но начавшаяся франко-прусская война помешала реализации ее требований.

После поражения во франко-прусской войне, которое обнаружило слабость всей системы образования, движение за реформы вновь активизировалось. Многие указывали на то, что не могущественные армии победили при Седане, а школьные учителя.

В начале 70-х гг. вышло большое количество сочинений видных общественных деятелей эпохи (Ш. Робера, Э. Рандю, Г. Морена, Ж. Лафарга), посвященных этой проблеме, в которых доказывалась необходимость организации всеобщего обязательного начального образования для мальчиков и для девочек26. В этих работах были предложены самые разные проекты реформ: от организации домашнего обучения и осуществления контроля над ним до государственных бесплатных школ. Независимо от предлагаемого проекта большинство авторов были единодушны в утверждении, что дольше тянуть с реформами начального образования нельзя.

Лига образования возобновила свою деятельность и развернула кампанию за «национальное движение против невежества». Она подала петицию в палату депутатов с требованием введения всеобщего и бесплатного обучения для детей обоих полов. К январю 1873 г. было собрано 197 267 подписей в поддержку этого требования. Однако консервативное клерикальное правительство, пришедшее к власти во Франции после разгрома Парижской коммуны, при котором все ключевые посты в министерствах заняли монархисты и представители католической церкви, отказалось от проведения реформы.

Сокрушительный разгром Франции во франко-прусской войне, крах Второй империи, восстание коммунаров в Париже привели к бурному росту религиозных

22 Offen K. E. Legouve and the doctrine of «Equality in difference» for women // Journal of modern history. Chicago, 1986. Vol. 58. № 2. P. 478.

23 Лихачева Е. Новости по женскому делу по Франции и Америке // Отечественные записки. 1869. № 10. С. 347.

24 В школах для девочек была установлена следующая плата: за первый год обучения 600 фр., за второй — 500 фр., за третий — 400 фр.

25 Лига образования во Франции. С. 72—73.

26 Robert С^ L’instruction obligatoire. Paris, 1871; Randu E. L’obligation legal de l’enseignement. Paris, 1871; Moraine G. De l’instruction primaire. Paris, 1872; Lafargue G. Education primaire obligatoire. Paris, 1872.

настроений. Верующие усматривали в этих событиях Божье наказание за грехи Франции и стремились искупить их. По всей стране устраивались религиозные паломничества, обновлялись старые и строились новые церкви. Возродилась средневековая вера в

27

чудеса27.

Противостояние левых и правых в этот период приобрело форму борьбы клерикалов и антиклерикалов. Правое правительство поддержало кампанию по возвращению образования в руки церкви, организованную епископом П. Альзоном и газетой «Христианское образование». Подчинение женского образования церкви многим казалась вполне естественным, так как этого требовали «особая» женская природа и представления общества о назначении женщины. А кто, как не церковь, мог воспитать послушную жену и добродетельную мать? Поэтому аргументы клерикалов находили поддержку среди всех слоев французского общества. В подобных условиях принципиальное решение вопроса о реформировании системы женского образования было невозможно.

В этот период во главе женского движения встал Л. Рише. 24 сентября 1871 г. он начал выпуск журнала «Будущее женщин» и основал общество «Ассоциация за права женщин». Л. Рише считал, что добиться для женщин каких-либо прав можно, лишь используя тактику привлечения депутатов-мужчин, которые будут лоббировать проекты реформ в палате депутатов; в сотрудничестве с известными писателями и общественными деятелями, которые будут способствовать изменению общественного мнения по женскому вопросу. Поэтому примерно половину членов Ассоциации составляли мужчины — профессиональные политики и писатели (В. Гюго, Ж. Симон, Ж. Ферри, Э. Легуве, Э. Лабуле, А. Мартэн), пропагандировавшие ее идеи в палате депутатов, на митингах, собраниях, конференциях и в прессе28.

Как и большинство республиканцев того времени, Рише был антиклерикалом и сотрудничал со многими общественными и политическими организациями, которые выступали за ограничение влияния церкви в обществе. Самой старой и влиятельной из них были масонские ложи, проповедовавшие свободное мышление и антиклерикализм. Политическое влияние франкмасонства в этот период очень возросло, так как его последователями были многие видные политики, депутаты и сенаторы. Стремясь наладить контакты и использовать поддержку лож в интересах движения, Рише сам вступил в члены общества и стал способствовать принятию женщин в эту организацию. Л. Рише и М. Дерезм предложили масонам идею организации во Франции равного и совместного обучения для детей обоих полов. Члены ложи не приняли столь радикальной теории, но идея необходимости женского образования получила поддержку среди влиятельных политиков и общественных деятелей.

В феврале 1876 г. премьер-министром стал Ж. Симон, представлявший в Национальном собрании республиканцев. Он включил в состав кабинета министров близких по духу людей: Бреаля, Журдена, Жанетта, Ферри, которые были сторонниками республики и организации во Франции всеобщего светского начального образования29.

Ж. Симон предложил палате депутатов проект закона о введении начального образования для обоих полов, в котором основное внимание было уделено организации контроля над качеством образования: «В каждой общине должна быть учреждена училищная комиссия для надзора за правильным посещением школ. Комиссия должна наблюдать за тем, чтобы отцы семейства аккуратно посылали детей в школу. Невыполняющие предписание закона должны подвергаться разного рода наказаниям: от

27 Cмирнов В. П. Франция в XX веке. М., 2001. С. 24.

28 Klejman L., Rochefort F. L’egalite en marche: Le feminisme sous le Troisieme republique. Paris, 1989. Р. 50.

29 Weil G. Histoire de l’Enseignement secondaire en France (1802—1920). Paris, 1921. Р. 158.

общественного порицания до денежного штрафа. Все учителя и учительницы, желающие занять места в школе, должны представить свидетельства на право обучения30.

Против этого проекта выступили представители церкви во главе с епископом Орлеанским Дюпанлу, так как введение для конгрегационных преподавателей свидетельства на право обучения означало потерю церковью контроля над женским образованием, поскольку уровень подготовки церковных учителей не соответствовал стандартам, необходимым для сдачи экзамена на получение свидетельства.

Понимая, что женское образование не может оставаться на прежнем уровне (социально-экономические условия требовали более серьезной образовательной подготовки), Дюпанлу предложил свою систему образования девушек, разработанную еще в конце 1860-х гг. По своему содержанию программа Дюпанлу была достаточно радикальной для того времени, так как впервые церковным служителем было признано право женщин на умственное развитие. Единственное отличие от других программ состояло в том, что модель образования Дюпанлу должна была осуществляться под контролем церкви. «Право женщины на умственное развитие есть не только право, но и обязанность, и потому оно неотъемлемо, так как ни один из даров божьих не может быть бесполезным... Должно поощрять умственное развитие женщин ввиду пользы семейной и надо сделать, чтобы оно было полным. Что же должны изучать женщины? Зачатки философии, чтобы дать опору их уму и научить правильному мышлению, то есть научить их ставить дом выше всего. Основы искусства, в том числе живописи, поэзии, пения, красноречия, литературы. Основы научных знаний и земледелия. Одним словом, я требую, чтобы женщины могли заниматься искусством или наукой, которые им нравятся»31. Это предложение усилило позиции церкви и мобилизовало часть населения на ее поддержку.

В ответ на это Ж. Ферри32 опубликовал статью «Равенство просвещения», выход которой означал начало газетной полемики между республиканцами и представителями католической церкви по вопросу женского образования. «Франция отстала от Англии и Г ермании в деле развития женского образования. В Америке есть три вида школ. Все они являются общественными, то есть получают поддержку со стороны государства. Пусть государство бедно, но община богата, и она гораздо более, чем государство, поддерживает школы. Закон там предписывает иметь каждому округу не только начальную, но и высшую женскую школу... Я требую равенства образования для обоих полов, и здесь трудность заключается в нравах и предрассудках общества. Расширение рамок образования в интересах мужчин, равенство образования есть не что иное, как восстановление единства в семье. Епископы знают, что тот, кто владеет женщиной, владеет всем, ибо оказывает через нее влияние на дите и мужа. Вот причина, по которой католическая церковь хочет удержать в своих руках женщину»33.

Республиканские журналы и газеты развернули кампанию, в которой духовную зависимость женщины от церкви определили как главный и постоянный источник семейных конфликтов и разногласий и выступили за проведение реформ для объединения нации.

30 Лавель Э. Указ. соч. С. 302—303.

31 Дюпанлу Ф. (епископ Орлеанский). Женщины ученые и учащиеся. М., 1869. С. 5, 47, 84.

32 Ферри Жюль (1852—1893) — юрист, депутат Парламента, с 1869 г. член правительства, министр, представитель франкмасонов. В 1869—1870 гг. один из лидеров республиканской оппозиции в Законодательном корпусе. После Сентябрьской революции 1870 г. член-секретарь «правительства национальной обороны», префект департамента Сены; с ноября 1870 г. мэр Парижа. В 1870 г. под влиянием Л. Рише опубликовал работу «Равенство в обучении», после чего последовательно отстаивал идею организации женского образования. В 1879—1883 гг. (с короткими перерывами) занимал пост министра просвещения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Ферри Ж. Равенство просвещения // Женское образование. 1877. № 1. С. 38—44.

Однако предложения Ж. Симона и других республиканцев не были приняты, так как в мае 1877 г. премьер-министром стал консерватор герцог де Брольи, который был склонен поддерживать предложения Дюпанлу и католической церкви. Отказ нового правительства решать проблему начального образования способствовал возникновению дальнейших общественных дискуссий и инициатив женского движения по этому вопросу.

В июле 1878 г. Л. Рише и М. Дерезм организовали Первый Международный конгресс за права женщин. В числе 18 парижских представителей было 2 сенатора, 5 депутатов Парламента и 3 представителя муниципальных советов. Работа велась в пяти секциях: исторической, педагогической, экономической, моральной и законотворческой34.

На педагогической секции в числе прочих обсуждались вопросы о введении совместного обучения полов, об организации учебных заведений для подготовки учителей и организации публичного образования для молодых девушек. Секция приняла резолюцию «добиваться введения общедоступного обучения»35.

В августе 1878 г. открылась Парижская выставка, на которой была представлена педагогическая секция. Экспонатами являлись программы и уставы учебных заведений разных стран мира, в том числе и женских. Многочисленные журналисты, посетившие выставку, констатировали в своих изданиях значительное отставание французских женских учебных заведений по сравнению со школами Германии, Швеции, США и России. 18 августа даже в правой газете «^Ьег!е» была опубликована статья, автор которой признавал, что француженки уступают по уровню образования женщинам других стран и требовал реформирования системы женского образования. «Родители до сих пор при образовании девочек опираются на работу Фенелона, они привыкли, что жизнь и образование девочки контролируется католическим священником, но этого недостаточно для сегодняшнего момента»36.

16 сентября 1878 г. при поддержке масонов в Париже состоялся конгресс, посвященный проблемам преподавания. На нем также обсуждалась проблема введения совместного обучения, в качестве примера приводился опыт организации смешанных школ в Америке. Была принята резолюция «добиваться организации женского образования по типу мужского и способствовать организации совместного обучения

37

полов»37.

События 1878 г. показали, что деятельность женского движения и республиканцев по мобилизации сторонников идеи равного образования имела успех, на проблему обратили внимание, и она перешла в другую плоскость. Идею стали поддерживать представители разных общественных движений, мужчины-политики и общественные деятели. Проблема изменения системы женского образования из разряда частных инициатив перешла в разряд государственных.

30 января 1879 г. президент Мак-Магон подал в отставку, его сменил республиканец Ж. Греви. На выборах в Сенат подавляющее большинство мест получили республиканцы, что означало прекращение реакции, возвращение демократических свобод и утверждение во Франции Третьей республики.

В сентябре 1880 г. премьер-министром стал Ж. Ферри, который начал проводить целенаправленную политику ограничения влияния церкви на систему образования. В 1880 г. по инициативе республиканцев38 из Высшего совета народного образования были

34 Брандт Б. Ф. Современная женщина, ее положение в Европе и Америке. СПб., 1896. С. 61.

35 Женский конгресс в Париже 25 июля 1878 г. // Женское образование. 1878. № 6/7. С. 442.

36 Лядова В. Отчет о педагогическом отделе Парижской выставки 1878 г. // Там же. № 9. С. 588.

37 Парижский конгресс о преподавании // Там же. С. 605, 610.

38 Употребляя термин «республиканцы», мы имеем в виду две организации. Прежде всего «республиканскую левую» организацию с ярко выраженной антиклерикальной направленностью. Она отражала интересы крупной буржуазии, ее лидером был Ж. Ферри. Вторая организация — «республиканский союз» — выражала интересы средней и мелкой буржуазии, выступала за

исключены все представители духовенства, в том же году была проведена реформа среднего женского образования и начата разработка проекта реформ начального женского образования.

Эти мероприятия правительства нашли поддержку среди женских организаций. В феврале 1880 г. в умеренной феминистской газете «Права женщин» была опубликована статья, в которой мероприятия, направленные на укрепление республики и ограничение влияния церкви, получили самую восторженную оценку. При этом феминистки высказывали аргументы в пользу женского образования, сходные с аргументами правительства, согласно которым образование девочек должно быть направлено на подготовку матерей, способных воспитывать граждан. «Пора покончить с этим разрывом: источники знания широко раскрываются перед женщиной. Мы не увидим больше женщину, обращенную к прошлому, в то время как мы сами движемся к будущему! Отныне колыбель не будет качаться стихийно, увлекаемая противоположными ветрами, неискушенный разум ребенка получит теперь из одной и той же сокровищницы двойной посев разума и добродетели. Только после этого республика сможет называть себя нерушимой»39.

До проведения реформы всеобщего начального образования необходимо было решить проблему с подготовкой светских педагогических кадров. Поэтому еще 9 августа 1879 г. был принят закон, согласно которому «каждый департамент должен содержать одну женскую и одну учительскую женскую семинарию»40. Курс обучения в семинарии составлял 3 года. Обучение было бесплатным и на полном пансионе государства, если слушатель принимал на себя обязательство отработать потом учителем в публичной начальной школе.

20 января 1880 г. проект реформирования начального образования впервые обсуждался в палате депутатов. Проект закона представил председатель комиссии по начальному образованию П. Берт41. В докладе подробно анализировались состояние публичных начальных школ, их программы, доказывалась необходимость введения бесплатного образования. Отдельно про образование девочек не упоминалось, но использовалась следующая формулировка: «.будет организовано начальное

образование, равное для детей обоего пола»42. Однако обсуждение проекта закона было отложено, так как 19—21 января параллельно обсуждался проект закона об организации среднего женского образования.

Оба закона, представленные в одно время, вызвали недовольство консервативных кругов общества и привели к обсуждению в Сенате в ноябре 1880 г. вопроса о праве государства вмешиваться в дело народного образования.

Противники организации женского образования (де Равиньян, Н. Порик, Д. де Ричмон и др.) отстаивали традиционно-патриархатную точку зрения разграничения

ограничение влияния церкви, но ее антиклерикализм носил умеренный характер. Ее глава Л. Гамбета считался вождем буржуазных республиканцев.

Правые республиканцы, представленные организацией «левый центр», выражали интересы клерикальной реакции и бывших орлеанистов, поэтому, несмотря на то, что сами они относили себя к республиканскому лагерю, мы не включаем эту организацию 80-х гг. XIX в. в число республиканских.

39 Цит по: OzoufM. L’ecole et l’eglise a la Republique 1871—1914. Paris, 1963. Р. 99.

40 Buisson F. Op. cit. Р. 1018.

41 Берт Поль (1833—1886) — юрист, с 1871 г. депутат Парламента. Занимался проблемой организации светского образования во Франции. Возглавлял комиссию по образованию. Разработал ряд проектов и законов о реформировании женского образования, представлял эти проекты Сенату.

42 Projets de lois de l’enseignement primaire, presente de la chambre des Deputes par P. Bert

20 janvier 1880: Projets de lois, propositions et rapports // France. Assemble national. Annales du Senat et de la chambre des Deputes: Projets de lois, propositions et rapports (1876—1942). Session ordinaire de 1880. Paris, 1881. P. 206—217.

мужских и женских сфер, согласно которой государство может быть заинтересовано в том, чтобы мужчины от высших до низших слоев имели определенное образование, так как они наделены избирательными правами и участвуют в общественной жизни, а женщины предназначены для семейной жизни, и, следовательно, организация женского образования — дело не государства, а семьи и частной инициативы.

Сторонники организации женского образования доказывали, что поражение Франции в 1870 г. определило неизбежность государственного вмешательства в дело образования, поскольку воспитанием граждан, патриотов, защитников отечества занимаются прежде всего женщины. Эту точку зрения в Сенате отстаивал историк А. Мартэн. «Вы бы желали, чтобы государство оставалось безучастным к делу организации образования во Франции. И в какую эпоху Вы вздумали утверждать этот отрицательный принцип? После величайших несчастий, которые вынесла Франция, когда она находилась на самом краю гибели. Неужели Вы думаете, что может существовать общество, нация, что Франция снова сделается великой страной, если французская женщина не будет разделять чувства и желания своего мужа? Необходимо, чтобы одно и то же воспитание получали оба пола. Мы не думаем призывать женщину на общественную службу, мы не требуем, чтобы она играла роль мужчины, но чтобы у домашнего очага она разделяла чувства мужа, чтобы она побуждала его служить отечеству и как мать отправляла бы

43

своих детей защищать отечество» .

После обсуждения в Сенате палата депутатов вновь вернулась к обсуждению проекта закона. Возражения его противников носили финансовый характер, и, поскольку значительные средства были выделены на организацию среднего женского образования, принятие закона вновь было отложено44. Только 16 июня 1881 г. был принят закон, которым вводилось бесплатное начальное образование на всей территории Франции.

В этом же законе регулировался учительский труд в начальных школах. В публичных и частных школах для мальчиков преподавать могли только учителя, в школах для девочек и в смешанных — учительницы. На учительские места могли претендовать только те, кто получил выданное государством свидетельство о сдаче учительского экзамена. В публичных школах все конгрегационные преподаватели должны были быть заменены светскими. Этот закон значительно ограничил влияние церкви на начальное образование, так как 80 % церковных учителей не смогли сдать экзамен45.

28 марта 1882 г. был принят второй закон, который вводил обязательное начальное образование для детей обоего пола в возрасте с 6 до 13 лет или с 11 лет при сдаче специального вступительного экзамена. Дети, обучавшиеся на дому, должны были каждые 2 года подвергаться публичному экзамену.

По предложению Ж. Симона вводился контроль над обучением. Для родителей детей, не посещающих школы, предусматривалось три степени наказания: 1) простое увещевание, 2) общественное объявление о проступке и порицание, 3) денежный штраф и арест.

По заявлению законодателей в программе этого закона был воплощен принцип, провозглашенный в 1792 г. Ж-А. Кондорсе: «Дети обоих полов равны интеллектуально, следовательно, они должны быть эквивалентны как граждане государства, для этого они должны получать равное образование. Должны быть разработаны программы обучения, одинаковые для мальчиков и для девочек»46.

43 Seance du 20 novambre 1880. Senat // Ibid. P. 383.

44 Propositions de lois de l’organisation de l’enseignement primaire (25—29 novembre 1880): Projets de lois, propositions et rapports // Ibid. Session extraordinaire de 1880. Paris, 1881. P. 206—217.

45 Иолли Л. Народное образование в разных странах Европы. СПб., 1900. С. 139—140.

46 Цит по: Charrier E. L’evolution intellectuel feminine. Paris, 1931. Р. 102.

Принятая программа вводила практически эквивалентное начальное образование, за исключением одного положения: «Мальчики должны обучаться военному делу, а девочки

47

швейному мастерству»47.

Закон Божий был заменен нравственным и гражданским воспитанием; кроме того, вводилось обучение чтению, письму, основам французского языка и литературы, французской географии и истории, права и экономики, физических и математических наук, гигиены, рисования, музыки и гимнастики48.

Каждая община должна была содержать при поддержке государства одну смешанную школу для детей обоего пола. Если в общине насчитывалось больше 500 душ, то одну школу для мальчиков и одну школу для девочек. Для реализации реформы начального образования была выделена сумма в 145 124 549 франков49.

Однако требовалось привести начальное образование в систему, обозначить его ступени, определить программы обучения на каждой из них, экзаменационные дисциплины и свидетельства. Для решения этих вопросов 25 января 1887 г. была назначена комиссия под председательством Ж. Симона, куда вошли все сторонники женского образования: О. Греар, Ф. Бюиссон, Ф. Пеко и многие другие. Результатом работы комиссии стал закон от 30 октября 1886 г., который систематизировал женское начальное образование. Согласно этому закону девочки могли получить начальное образование в следующих учреждениях:

«1. В материнских школах и детских классах (от 2 до 6 лет);

2. В начальных элементарных школах для девочек (от 6 до 11 лет);

3. В начальных высших школах для девочек (с 11 до 13лет) и в классах начального высшего образования, отделенных от элементарных школ и называемых “дополнительные курсы” (с 13 до 14 лет);

4. В публичных ремесленных школах»50.

Закон устанавливал два типа начальных школ: публичные (общественные), которые должны были содержаться на средства департаментов или коммун, и частные, организованные частными лицами, ассоциациями или религиозными организациями.

Таким образом, в ходе реформ 1880-х гг. женщины во Франции получили доступ к бесплатному светскому начальному образованию, которое контролировалось государством.

Однако если средние женские школы удалось быстро избавить от влияния церкви, то в начальном образовании ситуация после проведенной реформы практически не изменилась. К концу XIX в. членов женских конгрегаций было в 5 раз больше, чем мужских. В провинции, особенно в деревнях, церкви посещали в основном одни женщины. Отец, как правило, отдавал мальчика в общественную школу, а мать девочку — в монастырскую. К началу века влияние церкви во Франции по-прежнему было огромным. В 1903 г. светские начальные школы, публичные и частные, посещало

4 330 658 детей, из них — 2 385 159 мальчиков, 1 945 499 девочек, а конгрегационные начальные школы, публичные и частные, посещало 1 101 763 ребенка, из них 328 069 мальчиков и 773 694 девочки51.

Ограничение этого влияния связано с политикой блока левых сил, который возник накануне парламентских выборов 1902 г. и объединил социалистов, левых республиканцев и радикалов под лозунгом защиты Республики (от монархистов, правых и

47 La Loi du 28 mars 1882 // Buisson F. Op. cit. Р. 1019.

48 Ibid.

49 Страннолюбский А. Н. К вопросу о женском образовании: Очерк коммерческого образования женщин во Франции и других странах // Женское образование. 1891. № 4. С. 358.

50 Resolutions concernant les ecoles primaries. Resolution de la Comission chargee de la rivision des programmes de l’enseignement primaire, oct. 1887 // Memoires et documents scolaire. Paris, 1888. № 60. P. 137—141.

51 Annuaire statistique de la France. Paris, 1904. С. 40—42.

клерикалов). Выборы завершились победой блока левых сил. С этого времени и вплоть до начала Первой мировой войны основы всех французских правительств составляла коалиция левых. Ведущую роль в ней играли радикалы, которые последовательно проводили политику, направленную на отделение церкви от государства и от школы52.

27 июня 1902 г. радикальное правительство Э. Комба53 издало декрет о закрытии 125 школ, основанных конгрегациями. Это были главным образом женские начальные школы, которыми руководили монахини. Подобные меры вызвали антиправительственные демонстрации в ряде районов страны, но правительство заняло очень жесткую позицию, и демонстрации разогнали силами армии и полиции. 10 июля был издан закон о закрытии в 8-дневный срок 3000 школ религиозных орденов. 7 июля 1904 г. был издан указ об упразднении на территории метрополии конгрегационистского преподавания вообще54.

Затем правительство Комба разорвало дипломатические отношения с Ватиканом и внесло в Парламент закон об отделении церкви от государства. Этот закон, принятый в 1905 г., отменил конкордат с Ватиканом, заключенный более ста лет назад Наполеоном I.

Закон 1905 г. гарантировал свободу вероисповедания всем концессиям, но государство отказывалось финансировать какую-либо из них. Чтобы дать родителям возможность осуществлять религиозное воспитание детей, вводился, кроме воскресенья, еще один не учебный день (четверг), и дети могли в этот день изучать Закон Божий у священника. Кроме того, продолжали действовать многочисленные частные (в том числе и религиозные) школы.

Принятие этих законов завершило полный и окончательный переход государства к светской модели образования.

В начале XX в. женское движение в европейских странах обратилось к проблеме введения совместного (гендерно согласованного) обучения. На первый взгляд, для Франции такой проблемы не существовало, так как согласно закону 1882 г. каждая община с числом душ более 500 должна была содержать одну смешанную школу для детей обоего пола, и в начале XX в. таких школ существовало около 20 000. Однако, по свидетельству современника, смешанные начальные школы были заведениями для детей из бедных семей, «а это сильно дискредитирует идею смешанного обучения в глазах буржуа. Для них школа с совместным обучением — это нищенская школа, и их гордость возмущена, что и для их детей могут быть устроены такие же»55.

Кроме того, в смешанных школах при организации обучения продолжали руководствоваться циркуляром от 11 августа 1851 г., согласно которому при получении образования мальчики и девочки должны быть изолированы друг от друга. На конгрессе Лиги образования в Лилле в 1905 г., где обсуждалась проблема совместного обучения полов, докладчик, делавший обзор проблемы, заявил: «В наших смешанных школах четко разграничиваются два понятия: “режим совместного образования”, при котором дети разных полов, посещая одну и ту же школу, обучаются не вместе, и “совместное обучение” — идентичное совместное обучение детей разных полов. У нас во Франции отдают предпочтение первому и не принимают второго, считая, что совместное обучение может навредить нравственности детей»56.

Таким образом, на практике большинство детей средних и высших слоев общества учились в раздельных школах для мальчиков и девочек, а в смешанных школах совместное обучение полов было редкостью, поэтому проблема его организации была здесь так же актуальна, как и в других странах.

52 Cмuрнов В. П. Указ. соч. С. 48.

53 Комб Эмиль (1835—1921) — государственный деятель. С 1885 г. сенатор, примкнул к группе радикалов. В 1894—1895 гг. — вице-президент Сената, в ноябре 1895 г. — апреле 1896 г.

— министр просвещения, в июне 1902 г. — январе 1905 г. — глава правительства.

54 История Франции: В 3 т. М., 1973. Т. 2. С. 525.

55 Пуарсон С. Совместное обучение. Его начало, следствие и будущее. М., 1914. С. 132.

56 Le congres de Lille // Revue pedagogique. 1905. Vol. 47. P. 309.

Во Франции женское движение за совместное обучение полов практически не получило развития, а большинство феминистских обществ считало не только решение, но даже рассмотрение этого вопроса преждевременным, поскольку материнство по-прежнему считалось главным предназначением женщины, а совместное обучение могло отвлечь женщину от выполнения обязанностей матери и супруги.

На сохранение и распространение этих взглядов большое влияние оказал демографический кризис. Уменьшение численности населения было национальной проблемой, которая сильно влияла на формирование отношения общества к изменению традиционных гендерных ролей. Несмотря на все экономические и социальные трансформации, замужним женщинам по-прежнему предписывалась роль матери, а аргументы за сохранение такого статуса даже усиливались.

Усиление аргументов за сохранение традиционной роли женщины в обществе было связано и с социальными проблемами. Так называемая «Belle epoque» не была прекрасной эрой для большинства французов: алкоголизм, преступность, не только взрослая, но и детская, аборты, проституция, самоубийства, разводы имели постоянную тенденцию к росту. Правые считали это доказательством дегенерации нации, которая произошла вследствие отхода от традиций и ослабления семьи. Это имело двоякое влияние. Наряду с тем, что, несмотря на усиленный антиклерикализм республиканцев, в обществе продолжало сохраняться огромное влияние католической церкви, выступавшей за сохранение традиций, в женском движении наибольшее распространение получили не феминистские общества, а группы, решавшие социальные вопросы.

С другой стороны, в начале XX в. женское движение во Франции вступило в состояние определенного кризиса. Основные поставленные цели (завоевание права на образование, труд и реформа гражданского законодательства) были достигнуты, требовался пересмотр программ и тактики. Необходимо было расширить социальную и географическую базу, так как женское движение по-прежнему оставалось «парижским феноменом», в котором принимали участие наиболее образованные представительницы средних классов. Число женских обществ было ограничено, а количество участников в них редко превышало 200 человек. Кроме того, радикальные феминистские или социалистические доктрины не подходили для большинства женщин, воспитанных в консервативном католическом духе. Нужно было искать новые формы организации, которые позволили бы мобилизовать сторонниц умеренных действий и женщин-католичек и сделать движение массовым.

Во Франции такой объединительной силой стало умеренное, близкое к консервативному, движение «социального феминизма». Объединить разрозненные интересы попытались С. Моно, Ж. Зигфрид и А. де Сент-Круа, создав 18 апреля 1901 г. Национальный совет французских женщин (НСФЖ), который включил в себя различные филантропические и протестантские женские общества, профессиональные союзы и феминистские группы. Для того чтобы осуществить это объединение, лидерами движения была проведена стратегия группового рекрутирования членов и разработана программа, учитывающая ценности и интересы разнообразных женских групп.

Представители этого течения приоритетным считали движение за реформу общественной морали через филантропию, борьбу с проституцией, алкоголизмом, курением табака и порнографией. Оно базировалось на протестантской идее (впрочем, здесь явно прослеживаются мысли Легуве) морального превосходства женщин и специфических женских качеств, с помощью которых они должны влиять на улучшение морали общества. Завоевание прав рассматривалось как способ улучшить качество жизни женщин в рамках существующих гендерных конвенций. Поэтому движение социального феминизма поддерживало доминирующие в обществе нормы и ценности (семья и брак, повышение рождаемости) и не поддерживало радикальных идей (таких, как совместное обучение полов).

В целом идеи и проекты НСФЖ пользовались большой популярностью во французском обществе. По количеству членов Совет был одним из крупнейших женских объединений во Франции того периода. Его численный состав с 1901 по 1914 г. увеличился с 21 000 до 100 000 человек. Количество секций, а следовательно, и направлений деятельности Совета выросло с 4 до 1257.

Таким образом, социальное направление женского движения получило широкое распространение во Франции и стало одной из наиболее влиятельных сил, определяющих его отношение к тем или иным проблемам общественной жизни.

Проблема создания смешанных школ для мальчиков и девочек с одинаковыми учебными программами рассматривалась на двух парижских международных женских конгрессах 1900 г., проведенных лидерами движения социального феминизма для распространения своих идей и формальной организации движения. Первый конгресс работал с 18 по 23 июня, второй — с 5 по 8 сентября. В специальных секциях обсуждались вопросы о совместном воспитании обоих полов, о роли правительственных и общественных организаций в женском образовании, о роли женщин в воспитании мальчиков. 7 сентября с завершающим докладом выступила г-жа Лемур. Она сделала обзор проблематики совместного воспитания в разных европейских странах и проанализировала аргументы «за» и «против» решения этого вопроса. Конгресс выступил за желательность совместного воспитания полов58.

Однако решение конгресса мало повлияло на мнение самих француженок, о чем свидетельствовали их выступления на Первом Международном конгрессе по среднему образованию в Париже в 1900 г. Его участницы высказались лишь за «умственное сближение» мужчин и женщин. Для этого, по их мнению, девочкам до 14-летнего возраста следует пользоваться уроками мужчин, а мальчикам — женщин. Постановление конгресса по этому вопросу было однозначным: «Не только решение, но даже и рассмотрение вопроса о совместном обучении полов является преждевременным»59.

Информация о попытке вновь вернуться к решению этой проблемы отсутствует во французских источниках вплоть до начала 1914 г. В это время дети первых участниц женского движения, сами ставшие убежденными борцами за равноправие, пришли к осознанию того, что отсталость французского женского движения связана с глубокой традиционностью и консервативностью женщин. Они поняли, что простой пропагандой своих идей нельзя добиться кардинальных социокультурных изменений ценностных установок в обществе по отношению к женщине. Надо воспитать новое поколение, изначально ориентированное на идеи равноправия полов путем организации совместного обучения.

Маргарита Мартин, дочь известной феминистки Марии Мартин60, в своей работе «Феминизм и совместное обучение» напрямую связывала успех движения с изменением системы обучения: «Разве возможно осуществление феминистской революции, которая предполагает полное изменение человеческого сознания, без обращения к ребенку? Введение совместного обучения в наших учебных учреждениях на всех ступенях образования будет означать триумф феминистической идеи. Чтобы женщина стала завтра равной мужчине перед законом и обычаями, надо сначала чтобы сегодня маленькая девочка имела равное с мальчиками воспитание. Невозможно осуществить одну

57 Lecler A. Le vote des femmes en France: les causes de l’attitude particuliere a notre pays. Paris, 1929. Р. 84.

58 Международный женский конгресс женских обществ в Париже, 18—23 июня 1900 г. // Первый женский календарь / Сост. Л. Н. Ариян. СПб., 1901. С. 462; Международный конгресс прав и обязанностей женщин, Париж, 5—8 сентября 1900 г. // Там же. С. 465.

59 Из иностранных журналов // Образование. 1900. № 12. С. 7.

60 Мартин Мария (? — 1910) — соратница Г. Оклер, редактор «Гражданки», издатель феминистской «Газеты для женщин», одна из основательниц «Солидарности», вице-президент НСФЖ. Три ее дочери с начала XX в. играли активную роль в женском движении.

революцию без другой. Поэтому мы хотели бы добиться заинтересованности в решении этого вопроса во всем обществе, хотели бы видеть влюбленными в наш идеал не только всех педагогов, а также всех феминистов»61.

Начавшаяся Первая мировая война помешала развитию этого направления, а вопрос

об организации совместного обучения полов разрешился в 1924 г. в рамках реформы среднего образования.

Анализ государственной политики в сфере женского образования в 1860—1914 гг. позволяет сделать следующие выводы.

Государственная политика в сфере начального женского образования носила ярко выраженный антиклерикальный характер. Реформы были проведены в рамках кампании по ограничению влияния церкви на общество и в рамках общих реформ всей системы начального образования во Франции. При подготовке реформы мужчины, лидеры движения, убежденные республиканцы, руководствовались целью изменить систему женского образования не для организации гендерно согласованного воспитания обоих полов, а для торжества идей демократии, упрочения республики и приведения уровня образования масс в соответствие с новыми социально-экономическими условиями. Для подготовки и проведения реформы они мобилизовывали различные общественные силы, в том числе женское движение. Идеология и инициативы женского движения в этой сфере использовались как один из ресурсов для решения проблемы.

Реформируя женское образование, государство проводило целенаправленную политику закрепления традиционной гендерной системы французского общества. Формально допустив женщин к равному с мужчинами начальному образованию, оно постоянно делало акцент на том, что это необходимо для укрепления семьи.

Исходя из разных предназначений мужчин и женщин, государство стремилось разделить женское и мужское образование. Смешанные элементарные начальные школы существовали в коммунах с числом жителей менее 500, но в общественном сознании они воспринимались как школы для бедных, а следовательно, не подходили для девушек средних и высших слоев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из субъектов государственной политики было либеральное направление женского движения. Развитие женского движения в 1860—1914 гг. позволяет отнести его к разряду «специфических» (по классификации Г. Блумера), так как оно стало политическим субъектом, ориентированным на стратегическую деятельность. Каждое направление движения имело четко сформулированные цели, для достижения которых создавались организации со своей структурой ролей, норм и правил. Одно из направлений движения (за гражданские права) выступало с инициативой введения равного обучения для обоих полов.

Для достижения поставленной цели женские организации использовали следующие методы: 1) опираясь на личные контакты лидеров движения, они смогли мобилизовать административный ресурс; 2) пропагандируя традиционную идею образования женщины для формирования матери, осознающей свою миссию воспитания граждан, они привлекли к себе симпатии широких слоев общества; 3) используя конфликт интересов государства и церкви из-за контроля над образованием, они смогли перевести проблему женского образования в разряд государственных и реализовали установку на введение равного начального образования для обоих полов. Таким образом, женское движение в этот период выступило в качестве группы давления на властные структуры для решения проблемы организации женского начального образования.

Отставание французского женского движения по сравнению с другими странами выразилось в том, что в начале XX в. оно отказалось от решения проблемы совместного образования и поддержало патриархальную политику государства по этому вопросу.

61 Martin M. Feminism et coeducation. Paris, 1914. P. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.