Научная статья на тему 'Особенности организации женского образования во Франции XVIII века'

Особенности организации женского образования во Франции XVIII века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ПРИНЦИПЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ / HISTORY OF PEDAGOGY / PRINCIPLES OF FOREIGN EDUCATION / WOMEN''S EDUCATION / HISTORY OF EDUCATION IN FRANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буранок Сергей Олегович, Соколова Анна Вячеславовна

Особенности развития женского образования Франции проанализированы в статье в историко-педагогическом контексте. Показано, что во французской системе образования XVIII в. сложилась как целостная структура начальная ступень обучения женщин. Основными для женского образования Франции были педагогические принципы религиозности, закрытости, раздельности обучения. Активное использование принципа обязательности в сочетании с принципом «свободного образования» (т.е. бесплатного) позволило женщине получить доступ к образовательному минимуму. Авторы приходят к выводу, что во Франции в XVIII в. под воздействием идейно-теоретических взглядов философов-просветителей произошло формирование женской системы образования как особенного педагогического явления. Главной задачей была подготовка женщины к реализации социальной функции жены-матери-воспитательницы. Популярность в мире французской системы женского образования XVIII в. доказывает, что созданная модель наиболее полно отвечала требованиям эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women''s education in France in 18th century

The article analyses the features of women's education development in France in the historical and pedagogical context. It proves that the XVIII century in the French education system brought the integrity of the primary stage of training women. The main characteristics of women’s education in France were pedagogical principles of teaching as a focused on religious commitment, close and separate process. Active use of the mandatory principle in combination with the principle of «free education» (ie free of charge) made educational minimum available for women. The article concludes that in France in the XVIII century under the influence of ideological and theoretical views of the philosophers of the Enlightenment women's education was a unique pedagogical phenomenon. The main task was to prepare a woman for performing the social function of the wife-mother-educator. This is also were sent and the basic principles of education, and its basic content. The world popularity of French women's education system in the 18th c. proves that the model met the requirements of the historic period.

Текст научной работы на тему «Особенности организации женского образования во Франции XVIII века»

УДК 796.06

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ XVIII ВЕКА WOMEN'S EDUCATION IN FRANCE IN 18TH CENTURY

© 2016

С.О. Буранок, А.В. Соколова Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

S O. Buranok, A.V. Sokolova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

Особенности развития женского образования Франции проанализированы в статье в историко -педагогическом контексте. Показано, что во французской системе образования XVIII в. сложилась как целостная структура начальная ступень обучения женщин. Основными для женского образования Франции были педагогические принципы религиозности, закрытости, раздельности обучения. Активное использование принципа обязательности в сочетании с принципом «свободного образования» (т.е. бесплатного) позволило женщине получить доступ к образовательному минимуму. Авторы приходят к выводу, что во Франции в XVIII в. под воздействием идейно-теоретических взглядов философов-просветителей произошло формирование женской системы образования как особенного педагогического явления. Главной задачей была подготовка женщины к реализации социальной функции жены -матери-воспитательницы. Популярность в мире французской системы женского образования XVIII в. доказывает, что созданная модель наиболее полно отвечала требованиям эпохи.

The article analyses the features of women's education development in France in the historical and pedagogical context. It proves that the XVIII century in the French education system brought the integrity of the primary stage of training women. The main characteristics of women's education in France were pedagogical principles of teaching as a focused on religious commitment, close and separate process. Active use of the mandatory principle in combination with the principle of «free education» (ie free of charge) made educational minimum available for women. The article concludes that in France in the XVIII century under the influence of ideological and theoretical views of the philosophers of the Enlightenment women's education was a unique pedagogical phenomenon. The main task was to prepare a woman for performing the social function of the wife-mother-educator. This is also were sent and the basic principles of education, and its basic content. The world popularity of French women's education system in the 18th c. proves that the model met the requirements of the historic period.

Ключевые слова: история педагогики; принципы зарубежного образования; женское образование; история образования во Франции.

Keywords: history of pedagogy; principles of foreign education; women's education; history of education in France.

Во французской системе образования XVIII в. начальная ступень обучения женщин была представлена монастырскими, церковно-приходскими, кафедральными школами. В рамках этой же структуры существовали и учебные заведения религиозно-благотворительных обществ [1, с. 11].

Изучение истории женского образования Франции XVIII в. началось в период Нового времени, практически одновременно с процессом формирования самой системы образования. Среди первых исследователей данной педагогической проблемы С.Ф. де Жанлис, А.-Т. де Лам-бер, М. Лепренс де Бомон, мадам де Мен-тенон, Ш. Роллен, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фене-лон, Л.Ф. д'Эпине.

В отечественной историографии и педагогике образовательные и воспитательные теории французских исследова-

телей изучались такими исследователями, как А.Е. Демидовская [2; 3], А.В. Духав-нева [2], Т.В. Королева [3; 4; 5], Д.А. Ли-тошенко [1], М.К. Любарт [8], В.Г. Торо-сян [9], С.В. Владимирова [10], Г.В. Ма-тушевская [11], А.А. Вахабова, Н.Г. Шаб-ло [12; 13].

Тем не менее, несмотря на значительный интерес ученых как к педагогике Франции, так и к анализу особенностей европейских систем женского образования, в российской историографии очень мало фундаментальных трудов, рассматривающих процесс формирования методов и приемов французского женского образования эпохи Просвещения.

Функционирование системы французского женского образования обеспечивали три уровня механизмов управления и контроля: 1) государственный, 2) социально-религиозный, 3) семейный. Своеоб-

С.О. Буранок, А.В. Соколова

разным дополнительным контролем выступала система финансирования женского образования через сельские и городские общины либо при помощи религиозно-благотворительных обществ и частных лиц [3, с. 114].

Основными для женского образования во Франции XVIII в. были педагогические принципы религиозности, закрытости, раздельности обучения. Активное использование принципа обязательности в сочетании с принципом «свободного образования» (т.е. бесплатного) способствовало формированию базовых интеллектуальных основ государства, позволяя женщине получить доступ к образовательному минимуму [10, с. 13].

Для Франции XVIII в. характерно сохранение компромисса между протестантами и католиками в сфере образования, что было возможно лишь при сильной центральной власти, которая участвовала и в управлении образованием. Базовым документом для этого был Королевский указ от 1698 г., предписывавший детям обязательное обучение в школе до исполнения четырнадцати лет [14, с. 19]. Педагогическая деятельность французских учебных заведений определялась инструкциями специальной королевской комиссии, а функции управления учебными заведениями, как правило, пропорционально распределялись между школьной администрацией, муниципалитетами и епископатом [3, с. 101].

Важными условиями развития как общего, так и женского образования стали реформа французского языка и активное использование его во всех сферах общественной и культурной жизни. Это содействовало реализации программы формирования системы светских учебных учреждений, таких как Колледж Франциска I. В этот период появились образовательные заведения, где одновременно велась учебная и исследовательская деятельность, организовывались первые светские курсы по подготовке учителей [6, с. 66-70].

В обществе Франции начала XVIII в. наметился кризис семейных и нравственных ценностей. Серьёзные нравственные проблемы французского общества: проституция, ранние браки, брошенные дети, слабость законодатель-

ной базы для женского образования, повсеместное распространение традиции воспитания и обучения детей раннего возраста кормилицами - негативно воздействовали и на семейные связи, и на качество образования. Это заставило философов обратиться к проблеме создания новых концепций морали, а педагогов - к практике формирования новых подходов к вопросу женского образования на базе главенствующих государственных и семейных ценностей.

В период всего XVIII столетия проблема выработки основополагающих принципов развития женского образования сохраняет свою актуальность и, по мнению исследователей, даже выходит на первый план для общества и государства [13, с. 17]. Это находит выражение, прежде всего, в написании большого числа педагогических и образовательных трактатов во Франции, предлагавших многочисленные проекты реформирования системы образования, в том числе и для женщин.

В 1791 г. сразу после выхода осново полагающего закона о всеобщем обязательном обучении мальчиков министр Та-лейран выступил с предложением начать образование девушек, где им впервые было озвучено предложение организации ремесленных школ для женщин. Однако до практической реализации проекта дело не дошло.

К концу XVIII в. большая часть учреждений системы женского образования продолжала относиться к церковной сфере. Качество образования, методы воспитания и руководства оставляли желать лучшего, а главное, не обеспечивали новые задачи французского государства. В связи с этим открытие благоустроенных государственных школ для женщин с тало насущной необходимостью.

Воспитательный и образовательный процессы во французской педагогической теории и практике относительно женского образования в течение XVII-XVШ вв. по своему содержанию были взаимосвязаны и основывались на нравственно-религиозных принципах. В ходе педагогического процесса формировалась, прежде всего, религиозная женщина, духовно-нравственный лидер семьи, послушная воле мужа, воспитательница новых поколений [15, с. 4; 16, с. 203].

Особенности организации женского образования во Франции XVIII в.

Образование девушек велось преимущественно посредством преподавания религиозной литературы, с опорой на ее духовно-нравственное содержание.

Под воздействием процесса секуляризации французского общества, широкого интереса к педагогическим теориям, философии Просвещения происходит смена ориентиров в сфере организации женского образования от церкви к государству и общественности, что напрямую влияет и на содержание данного образования.

Одним из первых новые веяния в содержании образования воспринял «Институт дам святого Людовика» маркизы де Ментенон. В письмах, программах и наставлениях госпожа де Ментенон опирается на мысли, идеи и научно-педагогические воззрения Франсуа Фенелона, французского священнослужителя, писателя, педагога и богослова, автора знаменитого романа «Приключения Телемака» - литературного бестселлера XVШ-XIX в. [17, с. 2025].

В школе маркизы де Ментенон была разработана программа обучения для каждого класса, в соответствии с возрастом. Программа предполагала следующее:

1) «красные» научились читать, писать и арифметике, получая свои первые уроки катехизиса и зачатки религиозной истории и латыни;

2) «зеленые» продолжали обучение по этим предметам, наряду с историей и географией;

3) «желтые» изучали рисование, пение, танец и музыку;

4) «голубым» давались начальные знания по геральдике, истории католической церкви, более подробно они знакомились с учением о нравственности [18, р. 77].

Одновременно с некоторой стандартизацией женского образования шел процесс регламентации внутреннего распорядка учебно-воспитательного процесса. Все дни учащиеся девушки жили по одному и тому же графику: они встали в 6 утра и шли в свои классы. Учеба, как правило, длилась до обеда в 12 часов. Обеденный перерыв продолжался до 14.00; в это время классы снова приступали к обучению. Второй период, или «дневное обучение», продолжалось до

18 часов, когда ученицы отправлялись на ужин. Ложились спать в 21 час. Каждый элемент данного распорядка дня прерывался молитвой [18, р. 100]. Этот график был короче и удобнее, чем у большинства монастырей, где студенты должны были вставать в 4 часа утра для молитвы.

В соответствии с новыми тенденциями эпохи образование в женских школах XVIII в. отличалось от традиционного монастырского обучения, где образование было минимальным, а усилия церковных педагогов, главным образом, были сосредоточены на религии. Студентки новых образовательных учреждений, созданных по образцу Сен-Сир, получали образование, как считалось, необходимое для будущих жен и дам дворян, получивших похожее по набору предметов образование [5, с. 170].

Популярной альтернативой религиозному женскому образованию была точка зрения на образование женщины, связанная с куртуазной традицией.

Дама должна была: владеть грамотой для чтения романов; уметь писать, чтобы отвечать на записки возлюбленных; поддерживать остроумную светскую беседу; рассказывать истории; декламировать стихи и романы; танцевать, петь и играть на различных музыкальных инструментах; владеть искусством верховой езды; уметь управлять охотничьими соколами и выпускать их вовремя на охоте; исполнять роль королевы на турнирах; играть в шахматы и триктрак (вид карточной игры).

Таким образом, во Франции в XVIII в. под воздействием идейно-теоретических взглядов философов-просветителей произошло формирование женской системы образования как особого педагогического явления. Главной задачей была подготовка женщины к реализации социальной функции жены-матери-воспитательницы. На это же были направлены и основные принципы образования, и его базовое содержание. Популярность в мире французской системы XVIII в. женского образования доказывает, что созданная модель наиболее полно отвечала требованиям эпохи.

С.О. Буранок, A.ß. Соколова

it it it

1. Литошенко ДА. Эволюция университетского образования в Европе XVI - конца XVIII вв. i автореф. дис. ... канд. ист. наук i Q7.QQ.Q3. Владивосток, 2QQ4. 2б с.

2. Демидовская A.E. Особенности развития женского образования и воспитания во Франции XVIII в. // Известия Российского гос. пед. ун-та им. A.H Герцена. 2QQ8. № 74-2. С. 112-116.

3. Демидовская A.E. Воспитание и образование во Франции XVII-XVIII вв. // Вестник Северного ^р^иче^ого) федерального ун-та. Сер. Гуманитарные и социальные науки. №1. 2QQ8. С.1QQ-106.

4. Духавнева A^. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов-н/Д. i Феникс, 2QQQ. 479 с.

5. Королева Т.В. Женское движение во Франции во время революции 1789 г. // Mетамор-фозы истории i альманах. Вып. 2. Вена; Псков i ПГПИ, 2QQ2. С. 17Q-186.

6. Королева Т.В. Женское движение и государственная политика в сфере среднего женского образования во Франции XIX в. // Aдам и Ева i альманах тендерной истории / под ред. Л.П. Репиной. №8. M. i ИВИ PAH, 2QQ4. С. бб-92.

7. Королева Т.В. Развитие женского образования во Франции и Германии в конце XIX -начале XX в. // Женщина в Российском обществе i ежеквартал. изд. в рамках межвуз. науч. конф. №1. Иваново i ИГУ, 1997. С. 3Q-35.

8. Любарт M.K Семья во французском обществе! XVIII - начало XX в. M. i Наука, 2QQ5.

29б с.

9. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. M. i Владос, 2QQ6. 352 с. 1Q. Владимирова С.В. Подготовка педагогических кадров во Франции. СПб. i РГПУ, 2QQ4.

92 с.

11. Mатушевская Г.В. Современные тенденции развития педагогических компетенций студентов будущих учителей в вузах Франции i автореф. дис. ... канд. пед. наук i 13.QQ.Q8. Казань i КГУ, 2QQQ. 24 с.

12. Шабло Н.Г. Состояние и основные направления развития начального образования в современной Франции i автореф. дис. ... канд. пед. наук i 13.QQ.Q1. Таганрог, 1999. 22 с.

13. Вахабова A.A. Женское образование во Франции и в России // Mеждунар. журнал экспериментального образования. №9. 2Q15. С. 1б-24.

14. Орехова Е.Я. Образование во Франции традиции и реформы i автореф. дис. ... докт. пед. наук i 13.QQ.Q1. Тула, 2QQ4. 38 с.

15. Багатова З.Б. Педагогические основы социальной работы во Франции i автореф. дис. ... канд. пед. наук. Mахачкала i Дагест. гос. ун-т, 2QQ2. 23 с.

16. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние ве^ очерки демографической истории Франции. M. i Наука, 1991. 235 с.

17. Долгопольский Mí. Mесто романа Ф. Фенелона «Приключения Телемака» в политической жизни России XVIII в. // Известия высш. уч. заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. Общественные науки. №4. 2Q13. С. 20-25.

18. Bryant M. Partner, Matriarch, and Minister: Mme de Maintenon of France, Clandestine Consort, 1680-1715 // Queenship in Europe 1660-1815: The Role of the Consort. Cambridge : University Press, 2004. Р. 77-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.