Научная статья на тему 'Исторические факторы и тенденции развития системы начального женского образования в Вологодской губернии во второй половине ХIХ начале ХХ вв'

Исторические факторы и тенденции развития системы начального женского образования в Вологодской губернии во второй половине ХIХ начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЗАЦИЯ / НАЧАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ / PERIODIZATION / PRIMARY FEMALE EDUCATION / TENDENCIES AND FACTORS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колос Лариса Николаевна

На развитие начального образования женщин оказали влияние ряд факторов: политика государства, уровень развития общественного производства, социокультурные, научные и педагогические факторы. Основными тенденциями развития начального женского образования в Вологодской губернии были заинтересованность педагогической общественности и местных органов управления в организации системы начального женского образования, выразившимися в создании необходимых условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY FEMALE EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT HISTORIC FACTORS AND TENDENCIES IN VOLOGDA PROVINCE IN SECOND HALF OF THE 19TH EARLY 20TH CENTURY

Range of factors influenced female primary education development: state policy; social production development level; sociocultural, scientific and pedagogic factors. Primary female education development main tendencies in Vologda Province were interest of the pedagogic public and local managerial bodies in organizing primary female education that was expressed in required conditions creation.

Текст научной работы на тему «Исторические факторы и тенденции развития системы начального женского образования в Вологодской губернии во второй половине ХIХ начале ХХ вв»

УДК 37.0

Колос Лариса Николаевна

Вологодский государственный педагогический университет

vera-kolos@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

На развитие начального образования женщин оказали влияние ряд факторов: политика государства, уровень развития общественного производства, социокультурные, научные и педагогические факторы. Основными тенденциями развития начального женского образования в Вологодской губернии были заинтересованность педагогической общественности и местных органов управления в организации системы начального женского образования, выразившимися в создании необходимых условий.

Ключевые слова: периодизация, начальное женское образование, факторы и тенденции, развитие.

Развитие начального женского образования в Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. проходило в общем историческом контексте модернизации России, которая послужила основным фактором ее формирования и развития. Становление и развитие системы начального женского образования прошло в три этапа, тесно связанных с общественно-политическими преобразованиями в стране: первый этап: период реформ Александра II - вторая половина 1850-х - 1881 гг. -подготовка и осуществление крестьянской реформы, проведение либеральных реформ; второй этап: связан с правлением Александра III - начало 1881-1905 гг. - экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами и третий этап - правление императора Николая II - вторая половина 1905-1917 гг., характеризовавшийся продолжением курса политики Александра III. Наибольшего развития система начального женского образования получила во второй и третий периоды [5].

На развитие системы начального женского образования оказывал влияние целый ряд факторов. Нами выявлены основные из них.

А) Уровень развития общественного производства и совершенствование его научнотехнических основ. Ряд исторических событий, произошедших в середине XIX века показал, что причиной общей отсталости России является неудовлетворительное состояние качественной и количественной характеристик отечественного образования. Переход к капиталистическому способу производства потребовал вовлечения в производство большого количества трудовых ресурсов, обладающих современными знаниями.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

В стране назрела ситуация создания новой системы образования на основе все возрастающих требований к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей, в том числе и женщин.

В свою очередь, втягивание женщин в общественное производство предопределило формирование новой социально значимой роли женщин. Таким образом, объективная потребность подготовки женщин к участию в общественном производстве обусловила необходимость создания, развития и постоянного совершенствования системы женского образования, особенно начального, рассчитанного на женщин из низших слоёв населения [5].

В Вологодской губернии крестьянская реформа определила пути дальнейшего развития капиталистических отношений: наиболее эффективно стало развиваться сельское хозяйство, ремёсла, легкая и пищевая промышленности. В женской среде активного развития получило круже-воплетение, имевшее широкий спрос не только на российском рынке, но и за рубежом [11].

Б) Политика государства и интересы различных его сословий. Развитие системы образования в России в исследуемый период происходило под влиянием государственной политики, направленной на изменения в политическом устройстве общества и местном самоуправлении на основе буржуазных реформ, общественного освободительного движения и женского движения за предоставление равного образования с мужчинами [9; 13].

Россия второй половины XIX - начала XX вв. представляла собой общество, в котором сосуществовали различные по своему имущественному и политическому положению сословия,

© Колос Л.Н., 2011

238

поэтому создаваемая система образования, в том числе и женского, носила двойственный характер: средние и высшие учебные заведения были предназначены для представителей привилегированной прослойки общества, начальная система образования создавалась преимущественно для обслуживания низшего сословия. Это обстоятельство послужило основой содержания начального женского образования. Российская государственная политика в области начального женского образования была направлена на религиознонравственное воспитание женщин.

Основанием развития объекта исследования явилась законодательная база, отраженная в следующих документах: «Положение о начальных народных училищах» 1864 г., Постановление 1868 г., «Положение о городских училищах» 1872 г., «Положение о начальных народных училищах» 1874 г., «Положении о церковно-приходских школах» 1884 г.

В содержании вышеперечисленных документов выявлен ряд прогрессивных моментов: женщины получали равные права с мужчинами на получение образования на основе единства содержания обучения; были утверждены воскресные школы, сыгравшие важную роль в распространении просвещения среди женщин из низшего сословия; допускалось обучение девочек в смешанных школах; поощрялось открытие частных женских школ; женщины наравне с мужчинами допускались к работе в начальных училищах [3; 4; 7].

Местная власть Вологодской губернии, учитывая важность учащих женщин в деле привлечения девочек в школы, поощряла и стимулировала желание женщин работать учительницами в начальных училищах. Местное самоуправление Вологодской губернии, в целом лояльное к образовательной государственной политике и проводившее ее в жизнь, играло значительную роль в развитии системы начального женского образования. Отмечено усиление религиозного компонента в воспитании женщин из низших сословий. Не смотря на то, что политическая жизнь губернии в 70-80-е гг. XIX столетия, характеризовалась значительным оживлением, обусловленная появлению в губернии политических ссыльных, проводивших активную антиправительственную пропаганду, на развитии начальной системы женского образования это обстоятельство практически не сказывалось [1].

В) Социокультурные факторы, исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система начального женского образования в России складывалась под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения женщин. Это нашло свое выражение в практике раздельного обучения мальчиков и девочек. Существенную роль играли традиционные особенности общественной психологии в отношении социального статуса женщины, в представлениях о том, что главнейшая социальная роль женщины не общественная, а семейная, материнская.

Особенностью социокультурной жизни Вологодской губернии можно считать высокую степень включённости в просвещение женского населения губернии общественных деятелей, частных лиц и общества в целом, выражавшие свое сочувствие делу просвещения женщин материальной поддержкой как начальных училищ, так и отдельных лиц. Весомый вклад в просвещение взрослых женщин губернии внесли народные библиотеки и воскресные школы.

Г) Научные и педагогические факторы. В исследуемый период были сформулированы основные положения гендерной педагогики на основе логико-научных исканий отечественных ученых и учителей-практиков, направленных на разрешение насущных проблем женщин, среди которых выделены: основной функцией женщины признавалась материнская. Признавалось, что подготовка женщины к ее выполнению лежит не только на семейных и национальных традициях, но должна содержать научные сведения из области возрастной физиологии и анатомии, психологии развития человека, основ гигиены и педагогических знаний. Признавалось, что готовить женщину к выполнению этой важной функции необходимо уже в начальной школе, в соответствии с ее возрастными особенностями. Еще одной немаловажной ролью женщины признавалась ее роль по формированию межличностных отношений в семье. В свете направления государственной политики на всестороннее развитие российского общества признавалось, что женщина, как равноправный член общества, имеет право на гармоничное развитие своих природных способностей и дарований. В рамках развития общественного производства признавалось, что женщине необходимо обеспечить доступ к профессиональному образованию, как для ее вклю-

чения в общественное производство, так и для обеспечения экономической самостоятельности. Важная роль в подготовке женщины к выполнению разнообразных социально значимых ролей отводилась школе.

Исходные принципы и установки гендерной педагогики не были едины, постоянно менялись, эволюционировали, подвергаясь весьма существенным коррективам. Широко обсуждались в педагогической и женской периодике, материалах педагогических съездов, в ходе активной переписки между российскими теоретиками и практиками, сопровождаясь открытой научной полемикой. Так, основным камнем преткновения служили противоречивые идеи на религиозное воспитание женщины, а так же проблема совместного обучения мальчиков и девочек [6; 8; 12].

Многообразным явилось влияние педагогических факторов на развитие системы начального женского образования. Педагогический фактор играл существенную роль при создании различных типов начальных школ, составлении содержания учебно-воспитательного процесса. Большое значение придавалось обеспечению качества начального образования, реализуемое через профессиональную подготовку педагогического кадрового состава. Поэтому в Вологодской губернии стала развертываться сеть профессиональных педагогических учебных заведений, развивающаяся на базе той или иной ступени общеобразовательной школы.

На основе выявленной совокупности общероссийских и региональных факторов постепенно складывались и некоторые общие тенденции, которые характеризуют развитие и совершенствование системы начального женского образования в губернии.

А) Заинтересованность педагогической общественности и местных органов управления в приобщении женщин к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Развитие человека и общества - единый процесс. Интенсивное совершенствование всех сфер жизнедеятельности создавали более благоприятные условия для жизни, благосостояния и духовного комфорта, но это зависит от образованности самого человека, развития его многосторонних способностей. В исследуемый период признавалось, что развитие женщины является одним из факторов развития общества, чем было оправдано ее вовлечение

в образовательный процесс. Вологодское губернское руководство народным образованием стремилось обеспечить возможными средствами женскому населению губернии качественное образование, чтобы через всестороннее развитие женщины «исправить нравы» и поднять на более высокий культурный уровень все низшие слои населения губернии. Для этого обеспечивалась общедоступность обучения, создавались различные типы начальных школ с учетом местных условий и пожеланий местного населения. Внедрялись гуманные принципы обучения и воспитания, направленные на развитие женской личности. В губернии активно осуществлялась программа всеобщего начального образования, особо контролировалось количество обучающихся девочек, выяснялись причины их малого количества в школах, подбирались методы обучения, создавались благоприятные санитарно-гигиенические условия обучения. По мере возможности школы обеспечивались женскими педагогическими и медицинскими кадрами.

Однако процесс становления и развития системы начального женского образования в губернии отличался своей противоречивостью. С одной стороны, выявлено стремление местных органов управления к привлечению девочек в школы, а, с другой стороны, недостаточное количество денежных средств и подготовленных педагогических кадров существенно снижали качество образования. Кроме того, имели место низкий уровень общей культуры местного населения, особенно сельского, в отношении образования женщин, обусловливающая низкую мотивацию. Это отразилось на том, что, не смотря на усилия земств в обеспечении начальным образованием женское население губернии, поднять его к 20-м гг. XX столетия удалось лишь до 20%. Этого оказалось недостаточно для повышения духовно-нравственной сферы женщин Вологодской губернии, о чем свидетельствовала криминальная статистика [10].

Б) Расширение сети государственных и земских начальных школ, получившие особое развитие к началу XX века и обеспечивающих бесплатность и общедоступность образования женского населения губернии, что открывало возможность получения необходимого образование всем желающим гражданам, независимо от их имущественного положения. Основные принципы организации инфраструктуры начальных об-

разовательных учреждений и содержание образовательных программ проходили сложный и противоречивый этап становления, что определяло его региональную специфику. Тем не менее, тенденция расширения разнотипных школ и их структурного разнообразие была основана на том, что учащиеся имели различный уровень грамотности и способности. Кроме того значение имели особенности региона, в котором находилась школа.

Значительное место занимал сектор церковно-приходских школ и школ грамоты с их традиционно высоким уровнем нравственного воспитания. Особенностью развития система женского начального образования в Вологодской губернии можно признать тот факт, что на протяжении длительного периода приоритет отдавался созданию церковно-приходских школ и школ грамоты. Этому способствовали объективные факторы: следованием направлению государственной политики и отсутствие серьезных ограничений в открытии школ грамоты, на определенном этапе сыгравших свою просветительскую роль в условиях нехватки педагогических кадров, денежных средств, необходимых для развертывания сети правильно организованных начальных школ, и особенностей географического положения губернии.

Обучение девочек проходило с 6 до 16 лет во всех типах начальных школ. Однако основной контингент составляли учащиеся девочки от 8 до

11 лет. Шесть лет считался ранним возрастом обучения и не приветствовался местными органами управления. Однако стремление матерей отдать девочек в шестилетнем возрасте в школы обусловливалось желанием освободить дочерей от домашней работы, тогда как после одиннадцатилетнего возраста девочки были необходимыми помощницами в домашнем хозяйстве, особенно в сельской местности, где придавалось большое значение труду каждого члена семьи.

В) Имела место тенденция развития частных начальных женских школ. Эти школы так же сыграли свою положительную роль в просвещении женского населения губернии. Особенно важно отметить их значимость в связи с нежеланием родителей обучать девочек в смешанных школах. Этот факт проходит красной нитью по всем губернским и уездным архивным отчетным документам о развитии народного образовании. Частные школы организовывались на средства

местных пожертвователей, среди которых выявлены представители всех сословий, что подтверждает факт всесословности народного образования и общей заинтересованности в образовании женского населения из низших сословий. Важно отметить, что частные школы обеспечивали высокое качество обучения с использованием передовых педагогических технологий обучения и внедрения инновационных идей в деле просвещения женщин.

Г) В содержании образования и воспитания девочек прослеживались следующие тенденции: патриотическое воспитание осуществлялось через изучение истории, культуры и традиций родного края, любовь и бережное отношение к окружающей природе, приоритет религиозных ценностей, содействие реализации духовного потенциала, формирование навыков бытовой культуры, стремление местных властей к организации начального образования на гуманистической основе, особенно в отношении девочек. Однако, следует признать, что, не смотря признание важности формирования материнской сферы, фактически этому воспитательному компоненту уделялось крайне мало внимания.

Д) Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. В низших начальных школах и в школах грамоты в качестве обязательных предметов являлись катехизис, четыре действия арифметики, письмо и чтение молитв, то есть образование ограничивалось знаниями элементарной грамотности. Важно отметить, как пример региональной особенности, что именно такой уровень образования воспринимался большинством сельского населения Вологодской губернии как достаточный для женщины. В начальных школах более высокого уровня обязательными предметами были закон божий, грамматика, арифметика, основы геометрии, родная история, география. К не обязательным предметам относилось для девочек рукоделие. В городских училищах шло углубленное изучение вышеперечисленных предметов. Руководство начальным образованием Вологодской губернии стремилось расширить сеть городских училищ, поскольку они готовили к поступлению в средние учебные заведения, а так же часто являлись единственной ступенью образования детей из низших слоев населения. Следует отметить, что имело место тенденция обеспечения родителями более высокого обра-

зования своим дочерям, так как это открывало возможность устроиться на работу учительницей и, тем самым, перейти на более высокую ступень социальной лестницы, уйти от тяжелого сельского труда.

Е) Возрастание финансирования системы начального образования за счет средств государственного бюджета в началу ХХ века. Однако этих средств было недостаточно, о чем свидетельствует острая нехватка начальных школ для удовлетворения возросших образовательных потребностей населения Вологодской губернии, что, безусловно, не могло не отражаться на развитии системы начального женского образования и сдерживало рост качества учебно-воспитательной работы.

Ж) Привлечение на нужды образования средств из различные источников. Важно отметить, что это являлось частью государственной политики. Значительные денежные средства в финансирование начальных школ вносили местные органы самоуправления, затем духовенство, благотворительные общества, учреждения культуры и частные лица. Особо необходимо отметить роль Общества вспомоществования, осуществлявшие свою финансовую и культурно-просветительскую роль по всем уездам губернии.

Губернской особенностью можно считать деятельность самих учащихся в финансировании собственного образования, выражавшейся в организации различных концертов, вечеров памяти знаменитых соотечественников, народных гуляний, что являлось дополнительным средством культурной организации досуга местного населения. Выращивание овощей и сельскохозяйственных животных не только обеспечивало детей полноценным питанием, но развивало трудолюбие, уважительное и бережное отношение к сельскохозяйственной работе, развивало сельскохозяйственную культуру.

З) Расширение полномочий местных органов самоуправления в руководстве начальной школой, в том числе и женской. Государственная политика изначально по Положению о городском и местном самоуправлении ограничивало деятельность земств хозяйственным вмешательством в организацию школьного дела. Однако уже в 80-х гг. XIX века местные органы власти почти полностью руководили учебно-воспитательным процессом в начальных школах. В целом вырабатывали стратегию учебно-воспитательной рабо-

ты начальной школы, в том числе и женской. Оказывали финансовую и техническую помощь, направляли и контролировали их деятельность по отдельным проблемам. В Вологодской губернии этот процесс шел параллельно с общероссийским. Не делают этого и правительства отдельных штатов. Эту функцию выполняли местные губернские и уездные училищные советы. В состав этих советов входили представители различных слоев населения губернии и педагоги, что свидетельствовало о развитии начального образования, в том числе и женского, на демократических всесословных принципах. Все это позволяло лучше учитывать местные условия и проводить в соответствии с ними обучение и воспитание учащихся.

В современной ситуации, когда в воспитании все больше стирается грань между традиционным мужским и женским воспитанием и совершенно не учитывается гендерная принадлежность при организации обучения, обращение к истории образования, основанного на гендерном подходе, представляется актуальным. Дальнейшее развитие отечественного образования, на наш взгляд, должно осуществляться на основе предложенной концепции женского образования отечественными педагогами, а так же основе использования опыта дореволюционного образования, осмысления традиций зарубежного образования, обобщения современных педагогических идей, концепций и образовательных технологий гуманистической направленности.

В современных условиях и в будущем развитии отечественного образования возможна и необходима всесторонняя и полная оценка опыта теории и практики педагогической работы в Вологодской губернии второй половины XIX - начале XX вв., как и использование его элементов для нужд педагогической науки и школьной практики.

Библиографический список

1. Лосев С.А. О низших учебных заведениях Вологодской губернии за 1911 год. - Вологда: Типография П.А. Цветова, 1912.

2. Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898-1899 гг. Том II // Вологодское Губернское Земство. Приложение к докладу Губернской Управы «О положении начального народного образования» очередному Губернскому Земскому Собранию 1902 г. - Ярославль:

Типо-лит. Э.Г. Фалька. - С. 1-317; Т. 5. - Вологда: Типо-лит. Шахова и Клыкова, 1902. - С. 1-161.

3. Очерки по истории начального образования в России: Начальное образование со времен XI в. до 1917 г. / Н.А. Константинов, В.Я. Стру-минский. - М., 1953. - 272 с.

4. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 528с.

6. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. - 702 с.

7. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просве-

щения: 1802-1902. - СПб., 1902. - 785 с.

8. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

9. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1954. - 311 с.

10. Статистический сборник по Вологодской губернии за 1925-1927 годы. - Вологда: Издание Вологодского ГУБСТАТОТДЕЛА, 1929.

11. Учебное пособие для студентов исторического факультета / науч. ред. М.А. Безнин. -Вологда: ВГПУ, 2008. - 399 с.

12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

13. Хасбулатова О.А., Гафизова Н.Б. Женское движение в России: (Вторая половина XIX -начало XX века). - Иваново: Изд-во «Иваново»; Иван. гос. ун-т, 2003. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.