Научная статья на тему 'Социальный портрет учителя начальной школы в Вологодской деревне (вторая половина XIX - начало XX В. )'

Социальный портрет учителя начальной школы в Вологодской деревне (вторая половина XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОГОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ / УЧИТЕЛЬ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ / ЗЕМСКАЯ ШКОЛА / МИНИСТЕРСКАЯ ШКОЛА / ЦЕРКОВНОПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ШКОЛА ГРАМОТЫ / УЧИТЕЛЬСКИЕ ДОЛЖНОСТИ / ОБРАЗОВАННОСТЬ / СОСЛОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ZEMSTVO (TERRITORIAL SCHOOL) / TEACHERS'' POSITIONS / TEACHERS’ TRAINING AND ACTIVITY / THE VOLOGDA PROVINCE / A NATIONAL SCHOOL TEACHER / A MINISTERIAL SCHOOL / A PAROCHIAL SCHOOL / A READING AND WRITING SCHOOL / ERUDITION / SOCIAL STRATIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротникова Наталья Сергеевна

В статье рассматривается социальный портрет учителя начальной школы на территории Вологодской губернии во второй половине XIX начале XX в. На основании историко-сравнительного метода исследования в статье анализируется общая численность педагогических кадров в системе начального образования, их образовательный уровень, семейное положение, социальный и половозрастной состав, продолжительность педагогической деятельности преподавателей. Исследование проблемы построено на анализе архивных источников и опубликованных делопроизводственных и статистических материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Social Portrait of the Elementary School Teacher in the Vologda Region in the second half of the XIX century-the beginning of the XX century

The article studies the social portrait of the elementary school teacher in the Vologda province in the second half of the XIX century the beginning of the XX century. Based on the historical-comparative approach, the article analyses the number of teachers in the system of primary education, their educational level, marriage status, social and sex-age structure, the duration of their teaching activity. The study of the problem is based on the analysis of the archival materials and published record management and statistical documents.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет учителя начальной школы в Вологодской деревне (вторая половина XIX - начало XX В. )»

УДК 94(470)

Н. С. Воротникова

Социальный портрет учителя начальной школы в вологодской деревне (вторая половина XIX - начало XX в.)

В статье рассматривается социальный портрет учителя начальной школы на территории Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX в. На основании историко-сравнительного метода исследования в статье анализируется общая численность педагогических кадров в системе начального образования, их образовательный уровень, семейное положение, социальный и половозрастной состав, продолжительность педагогической деятельности преподавателей. Исследование проблемы построено на анализе архивных источников и опубликованных делопроизводственных и статистических материалов.

Ключевые слова: Вологодская губерния, учитель народной школы, земская школа, министерская школа, церковноприходская школа, школа грамоты, учительские должности, образованность, сословность, педагогическая подготовка и деятельность.

N. S. Vorotnikova

A Social Portrait of the Elementary School Teacher in the Vologda Region in the second half of the XIX century-the beginning of the XX century

The article studies the social portrait of the elementary school teacher in the Vologda province in the second half of the XIX century - the beginning of the XX century. Based on the historical-comparative approach, the article analyses the number of teachers in the system of primary education, their educational level, marriage status, social and sex-age structure, the duration of their teaching activity. The study of the problem is based on the analysis of the archival materials and published record management and statistical documents.

Keywords: the Vologda province, a national school teacher, Zemstvo (territorial school), a ministerial school, a parochial school, a reading and writing school, teachers' positions, erudition, social stratification, teachers' training and activity.

В народном образовании особую роль играют учителя, от их уровня развития, социального положения, отношения к преподаванию зависит успех обучения. В конце XIX - начале XX в. происходило увеличение численности начальных школ в Вологодской губернии и расширение потребности в образовании, появилась необходимость в учителе-просветителе, умеющим сделать школу центром распространения грамотности и культуры среди населения.

Общая численность педагогических кадров в Вологодской губернии в системе начального образования с 1891 по 1915 г. увеличилась почти в 5 раз. Темпы увеличения численности учителей на протяжении этих лет были неравномерными: в период 1891-1899 гг. число педагогических работников увеличилось на 695 человек (в 2,2 раза), с 1899 по 1910 г. учителей стало больше на 531 человек (в 1,4 раза), с 1910 по 1916 г. число преподавателей увеличилось на 1012 человек (в 1,6 раза), что связано с установлением в 1910 г. всеобщего начального обучения и необходимостью в педагогических кадрах [4, с. 7; 6, с. 8; 8, с. 173; 9, с. 35; 10, с. 47; 11, с. 53]

По половому признаку в 1891 г. в начальных школах губернии большинство составляли препо-

© Воротникова Н. С., 2012

даватели-мужчины, к 1915 г. число учительниц превышало число учителей-мужчин (не считая законоучителей) в 2,5 раза. Во-первых, по данным источников, увеличение количества женщин на преподавательских должностях объясняется большим количеством женских гимназий, прогимназий и епархиальных училищ. Их в Вологодской губернии к 1913 г. было 15, тогда как мужских учительских семинарий только две [5, с. 7]. Во-вторых, немалое число учителей-мужчин оставляли учительские должности по экономическим причинам. Им приходилось содержать семьи, а учительская зарплата была низкой, и ее не хватало преподавателю-мужчине [6, с. 9]. В 19151916 гг. во время Первой мировой войны учителей-мужчин стало меньше из-за призыва их в армию. Именно поэтому они также вынуждены были оставить учительские должности.

В министерских училищах среди педагогов преобладали мужчины, а в земских школах доля женщин составляла приблизительно 51 %. Такая ситуация связана со сравнительно высокой заработной платой учителей в этих школах. В церков-но-приходских школах соотношение учителей и учительниц было другим, так как причт в 1890-е гг. отстранялся от преподавания и Епархиальный

училищный совет стал обращать особое внимание на подбор преподавателей из светских лиц. В силу сравнительной дешевизны женского труда состав учительского персонала стал пополняться за счет лиц женского пола [1, л. 3]. В конце XIX в. число учительниц в церковной школе было в 2 раза больше, чем учителей-мужчин (так, в 1897 г. учителей было 162, а учительниц - 341 человек). К 1911 г. доля учительниц в церковно-приходских школах составляла 80 % [2, л. 11]. Отбор преподавателей в школу грамоты всегда зависел от воли епархиального начальства, учителей в школы грамоты, как правило, набирало само население. По преимуществу это были мужчины, доля которых составляла в 1895 г. 56 %. К началу XX в. доля учителей-мужчин снижается. В большей степени это было связано с сокращением количества школ грамоты.

С 1897 по 1911 г. количество сельских учителей Вологодской губернии выросло на 1099 человек, причем более половины из них составляли женщины, доля которых в общем количестве преподавателей возросла за 10 лет с 55 до 77 %. [7, с. 25] Однако, несмотря на увеличение численности учителей в начале XX в., в России ощущался недостаток учительских кадров.

Социальный состав учителей начальных школ не был однородным. К сожалению, источники не всегда содержат сведения об этом, на вопрос о своем сословном положении учителя не всегда давали точный ответ. В сословном составе учителей начальных школ вологодской деревни в 1898/1899 учебном году ни одна социальная группа не занимала преимущественного положения в составе учительского корпуса. Правда, духовенство поставляло из своей среды значительную часть преподавателей - 40,9 % от общего числа учителей. Следующие по величине группы - это выходцы из крестьян - 31,4 %, мещан 13,3 % и дворян 11,5 % [8, с. 176; 12, с. 9]. По данным источников, отношение меняется, если отдельно проанализировать социальный состав учителей-мужчин и учителей-женщин. В этом случае число учителей-женщин из привилегированных сословий было в три раза больше числа учительниц из среды крестьянства [8, с. 180].

Среди учителей-мужчин наблюдалось обратное соотношение. В этом случае число учителей-мужчин из дворянства в два раза меньше числа учителей из крестьян. Среди женщин-учительниц можно было найти представительниц всех сословий, тогда как среди учителей-мужчин не встречались дети купцов [5, с. 9]. С течением времени соотношение менялось. Все больше учителей были выходцами из крестьянского сословия. Умень -

шалось количество учителей-выходцев из дворянского сословия. В 1898-1899 гг. дворяне составляли 11,5 % учительского персонала, а к 1902-1903 гг. их было всего лишь 4,8 %. Количество учителей духовного звания также сократилось в школах Вологодской губернии с 40,9 % до 29,9 %. Увеличилась численность учителей-мещан: если в 1898-1899 гг. их было 13,3 %, то к 1902-1903 гг. их уже стало 23,1 % от общего числа учителей. Итак, в конце XIX - начале XX в. выходцы ни из одного сословия не преобладали в составе учительского персонала. Но с течением времени все больше увеличивалось количество учителей-выходцев из среды крестьянства и мещан. А численность учителей дворянского и духовного звания сокращалась. Из этого можно сделать вывод, что с каждым годом образованность распространялась в среде простого населения. А дворянство, бывшее одним из «самых грамотных сословий», сокращалось на учительских должностях.

Средний возраст преподавателей начальных школ Вологодской губернии в 1898-1899 гг. равнялся 32 годам у мужчин и 26 годам у женщин. Изменения в различных уездах Вологодской губернии были незначительны. При сравнении среднего возраста учителей по губернии и типов школ оказалось, что возраст педагогов, более или менее одинаковый для школ министерских, земских и церковно-приходских, резко сокращался для школ грамоты. Средний возраст учителей министерской школы составлял 36 лет, для преподавателей земских и церковно-приходских школ примерно 32 года, а средний возраст учителей школ грамоты составлял всего лишь 22 года. [8, с. 181-183]. Минимальный возраст учителей во всех представленных 10 уездах Вологодской губернии: Вельском, Вологодском, Грязовецком, Никольском, Устюгском и Яренском, равнялся 15 годам, в Кадниковском и Сольвычегодском уездах - 14 годам и в Устьсысольском - 16 годам. В Тотемском уезде даже был случай, когда в школе грамоты преподавал подросток 12-ти лет [12, с. 8]. Следовательно, преподаватели в возрасте и с большей педагогической практикой работали в тех школах, где им был обеспечен более высокий заработок и где требовался определенный уровень образования.

Семейное положение учителей Вологодской губернии представлено за 1898-1899 гг.: в школах министерства народного просвещения общее число женатых мужчин было в 10 раз больше числа холостяков, в земских школах первая группа относится ко второй как 7 к 4, а в школах церковноприходских уже как 15 к 17, то есть неженатых мужчин в этих школах было больше. Незамужние

Социальный портрет учителя начальной школы в вологодской деревне (вторая половина XIX- начало XX в.)

учительницы значительно преобладали над замужними, так как в конце XIX - начале XX в. женщины, выйдя замуж, часто оставляли работу. Таким образом, число незамужних учительниц превышало число замужних в министерских школах в 5,5 раз, в земских - в 9,6 раз, в церковноприходских школах - в 32 раза [12, с. 10-11]. Анализ данных позволяет сделать вывод, что общее число женатых учителей превышало число замужних учительниц во всех типах школ. Наибольший процент семейных преподавателей был в школах министерских, за ними следуют земские, затем церковно-приходские, в которых женатых учителей было 46 %, а замужних учительниц всего лишь 3 %. Более высокий процент семейных педагогов в министерских и земских школах связан с лучшей материальной обеспеченностью.

Одним из важных показателей подготовки учителей является их образовательный уровень. По сведениям источников, достаточно часто до середины XIX в. учителями было всякое «отребье»: изгнанные со службы чиновники, недоучки из разных учебных заведений, отставные солдаты, писари, не знакомые с педагогикой. В 1890-е гг. о степени развития учителей можно судить по сведениям из отчетов педагогических курсов учителей церковно-приходских школ, проходивших в 1895 г. в городе Устьсысольске, где из общего числа явившихся на курсы педагогов было 25 учителей и 17 учительниц, из них только семеро имели педагогическое свидетельство и оказались лучшими по педагогической подготовке. Не имевшие свидетельств были мало знакомы с правильными приемами преподавания учебных предметов в школе. В 1898-1899 гг. высшее образование и специальную подготовку имели 431 преподаватель или 39 % от общего их числа. К 1916 г. численность учителей, имевших специальную подготовку, увеличилась практически вдвое и составляла 41 % от общего числа преподавателей. То есть, численность педагогов, имевших специальную педагогическую подготовку или высшее образование, увеличивалась с каждым годом, но незначительно. А именно такие кандидаты, которые окончили учительские семинарии, институты или получили знания на педагогических курсах, считались хорошими и плодотворными работниками. Ведь учителю в конце XIX - начале XX в., кроме знания «общепринятых предметов, необходимо было знать, чему и как учить в начальной школе и как вести воспитание» [3, л. 8].

Так как преподавателей со специальной педагогической подготовкой не хватало, на учительские должности допускали педагогов, имевших среднее образование. Их численность с 1898-1899

гг. по 1916 г. увеличилась в 3,2 раза. И если в 1899 г. учителей со средним образованием было 33 % от общего их числа, то к 1916 г. удельный вес таких педагогов составлял 58,7 % от общего числа учителей. У преподавателей со средним образованием совершенно отсутствовала практика школьного воспитания и обучения [3, л. 9]. Значительной была прослойка лиц, не имевших никакой подготовки. Низшее образование равнялось двухклассной начальной школе, окончивший ее претендент на звание учителя сдавал экзамены, и если их выдерживал, то получал место в одной из школ губернии [8, с. 182]. По сравнению с 18981899 гг. число преподавателей без образования значительно уменьшилось. И если в 1899 г. их удельный вес составлял 27,5 %, то к 1916 г. учителей без образования было всего 7 человек или 0,4 % от общего числа педагогов. То есть численность учителей без образования значительно уменьшалась. Таким образом, к 1916 г. значительный контингент преподавателей имели среднее образование и специальную подготовку. А это, по сравнению с концом XIX в., являлось большим прогрессом. Наиболее высокий уровень образования был у учителей министерских и земских школ, состав преподавательского персонала школ грамоты был совершенно неудовлетворительным [5, с. 18]. Итак, содержание и качество обучения в начальных школах Вологодской губернии постепенно улучшалось, в основном это относилось к земским и министерским школам.

В церковно-приходских школах учительский персонал продолжал формироваться из недоучившихся семинаристов и лиц духовного звания. Наиболее подготовленными считались учителя, окончившие учительские семинарии или педагогические курсы, а также имевшие высшее образование. Но преподавателей с высшим образованием было очень мало, в 1916 г. в Вологодской губернии их было всего 5 человек, из них один учитель и четыре учительницы [5, с. 19]

Для рациональной постановки учебного дела нельзя отрицать значения педагогических курсов, учительских съездов, чтения учителями педагогических и общеобразовательных книг и журналов. Большое значение для преподавателей также имело наличие в школе или в непосредственной близости от нее учительской библиотеки. Но, к сожалению, библиотека имелась не в каждой школе. Учительские институты сыграли положительную роль в подготовке учительских кадров, в распространении просвещения в России. Можно выделить несколько условий организации педагогического образования: педагогическое учебное заведение предназначалось для представителей раз-

личных сословий; основная масса воспитанников семинарий и институтов получала казенные и земские стипендии, поэтому даже беднейшие выпускники начальных школ имели возможность освоить педагогическую профессию; учебно-воспитательный процесс семинарии и института создавал условия для формирования учителя путем соединения преподавания теории и методики, общеобразовательных и профессиональных курсов, организации педагогической практики в начальной школе при учебном заведении.

Вторая половина XIX - начало XX в. характеризуется сравнительно быстрым развитием педагогического образования. За всю предшествующую историю России не было такого количества педагогических учебных заведений. Организация целого ряда учительских институтов, учительских семинарий, женских педагогических курсов и других учебных заведений является отличительной чертой данного периода.

Большой интерес представляет вопрос о продолжительности педагогической деятельности преподавателей. Среди школ отдельных типов первое место по педагогическому опыту в 18981899 гг. занимали министерские училища, за ними следовали школы земские, церковно-приходские и, наконец, школы грамоты. Таким образом, в школах министерских только 12,5 % не имели педагогического опыта, больший процент учителей имел педагогический опыт, так как стаж работы в школе составлял несколько лет. Среди педагогов остальных школ число малоопытных преподавателей было уже гораздо значительнее. Стаж педагогической деятельности 1-2 года в 1898-1899 гг. в земских школах был у 21,4 % учителей, в цер-ковно-приходских школах у 32 % преподавателей, а в школах грамоты - у 55,4 %. В школах грамоты более половины преподавателей не имели почти никакого стажа, и лишь 16 % учителей имели достаточную практику в деле преподавания. В 1911 г. средняя продолжительность педагогической деятельности учителей в Вологодской губернии в городах равнялась 14 годам, в селах - 8 годам, а учительниц, соответственно, 10 и 6 годам [8, с. 185]

Таким образом, социальный портрет учителя начальной школы в вологодской деревне можно составить с учетом уровня образования учителей в конце XIX - начале XX в. Вологодской губернии, который постепенно повышался. Значительно сократилось количество педагогов без образования. Увеличилась численность учителей, имевших специальную педагогическую подготовку или среднее образование. Большую роль в повышении образовательного уровня играли педагогические и общеобразовательные курсы, на которых

учителя повышали уровень своего образования. С каждым годом в Вологодской губернии увеличивалась численность специальных образовательных учреждений, готовивших учителей для начальных школ. Наиболее подготовленными считались учителя, закончившие учительские семинарии, институты или специальные педагогические курсы, но таких преподавателей не хватало в школах, поэтому на преподавательские должности допускали лиц, не имеющих специальной педагогической подготовки. Наиболее подготовленные учителя работали в министерских и земских школах, где они были лучше материально обеспечены. Стаж педагогической деятельности также во многом зависел от школы, в которой работал преподаватель. Таким образом, в министерских и земских школах учителя работали дольше, чем в церковноприходских и школах грамоты. Социальный состав учителей был достаточно разнообразным. Все больше увеличивалась численность учителей из среды крестьян и мещан. Семейное положение преподавателей во многом зависело от типа школы; женатых учителей было больше, чем замужних учительниц.

Примечания

1. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). - Ф. 465. Вологодский епархиальный училищный совет. - Оп. 1. - Д. 72.

2. ГАВО. - Ф. 465. - Оп. 1. - Д. 147.

3. ГАВО. - Ф. 438. - Дирекция народных училищ. - Оп. 1. - Д. 42.

4. Доклады Вологодского губернского земского собрания очередной сессии 1916 г. по народному образованию. - Вологда, 1916.

5. Доклады Вологодской губернской земской управы по народному образованию Вологодскому губернскому земскому собранию. - Вологда, 1911.

6. Журналы совещания представителей губернского и уездного земств Вологодской губернии за 1910 г. -Вологда, 1910.

7. Лосев, С. О низших учебных заведениях Вологодской губернии за 1911 год [Текст] / С. Лосев. - Вологда, 1912.

8. Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898-1899 гг. - Т. II. - Вологда, Ярославль, 1902.

9. Обзоры Вологодской губернии за 1891 г. - Вологда, 1892.

10.Обзоры Вологодской губернии за 1896 г. - Вологда, 1897.

11.Обзоры Вологодской губернии за 1905 г. - Вологда, 1906.

12.Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства 1902-1903 гг. - Вологда, 1904.

Социальный портрет учителя начальной школы в вологодской деревне (вторая половина XIX- начало XX в.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.