Научная статья на тему 'Состав и подготовка учительских кадров для начального образования девочек в Вологодской губернии во второй половине ХIХ начале ХХ в'

Состав и подготовка учительских кадров для начального образования девочек в Вологодской губернии во второй половине ХIХ начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FACTORS OF TEACHERS' EFFECTIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХ / ХАРАКТЕРИСТИКА УЧИТЕЛЕЙ / CHARACTERISTICS OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колос Л. Н.

Исследовано развитие начального женского образования в Вологодской губернии в период с 1861 по 1917 г., охарактеризован состав кадрового корпуса педагогов как фактор эффективной постановки образования женщин губернии. Даны сравнительные гендерные, сословные, возрастные и квалификационные характеристики учащих начальных школ губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Membership and training of teachers for girls' primary education in Vologda region IN the second half of the 19TH EARLY 20TH centurIES

The development of women's primary education in Vologda region during the period 1861 1917 is analysed. The article deals with the characteristics of the teachers' membership as a factor of women's effective education in the region. Comparative gender, class, qualification and age-related characteristics of the primary school teachers are given in the article.

Текст научной работы на тему «Состав и подготовка учительских кадров для начального образования девочек в Вологодской губернии во второй половине ХIХ начале ХХ в»

УДК 37

Колос Лариса Николаевна

старший преподаватель кафедры экономической теории и менеджмента Вологодского государственного педагогического университета [email protected]

СОСТАВ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВОЧЕК В ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х!Х - НАЧАЛЕ ХХ в.

Исследовано развитие начального женского образования в Вологодской губернии в период с 1861 по 1917 г., охарактеризован состав кадрового корпуса педагогов как фактор эффективной постановки образования женщин губернии. Даны сравнительные гендерные, сословные, возрастные и квалификационные характеристики учащих начальных школ губернии.

Ключевые слова: факторы эффективной педагогической деятельности учащих, характеристика учителей.

В пореформенный период русской женщине отводилась немаловажная роль в качественном преобразовании российского общества, особенно в нравственно-моральной сфере, чем и было обусловлено пристальное внимание к ее образованию. В формировании женской личности учителю принадлежало первостепенное значение, так как от его профессионализма и гуманного отношения к девочкам зависели формирование доверия к школе, мотивация девочек к учебе, а также ее результативность. Профессиональные качества и личность учителя имели тем большее значение, чем ниже был уровень общей культуры в конкретном образовательном пространстве. Цель статьи - показать процесс формирования и качественное становление кадрового корпуса педагогов начальной школы при организации образования девочек Вологодской губернии.

Проанализированные нами архивные и краеведческие материалы показали, что на протяжении всего исследуемого периода отмечалось недостаточное обеспечение начальных школ учителями. По губернии этот показатель едва достигал 55 %, а в северных уездах и в глухих местностях учителей было не более 30 % [1, с. 63; 2; 3]. В Вологодской губернии в 1861 г. в каждом уезде на одну школу приходился только один учитель, преимущественно мужчина [3]. Недостаточное количество учительниц служило одной из причин малого количества учениц, так как «некоторые оттенки» их воспитания, «недоступные мужчине», являлись ограничивающим

Kolos Larisa Nikolaevna

Senior Lecturer of the Department of Economic Theory and Management of Vologda State Pedagogical University vera-kolos@mai l .ru

MEMBERSHIP AND TRAINING OF TEACHERS FOR GIRLS’ PRIMARY EDUCATION IN VOLOGDA REGION IN THE SECOND HALF OF THE 19th -EARLY 20th CENTURIES

The development of women’s primary education in Vologda region during the period 1861 - 1917 is analysed. The article deals with the characteristics of the teachers’ membership as a factor of women’s effective education in the region. Comparative gender, class, qualification and age-related characteristics of the primary school teachers are given in the article.

Key words: factors of teachers’ effective pedagogical activity, characteristics of teachers.

фактором родительской мотивации к просвещению девочек [4, с. 125]. Только к концу XIX в. обеспеченность начальных училищ учительницами улучшилась. Так, в 1898 г. общее число учащих в начальных школах губернии составляло 366, из них - 200 учительниц (54, %), а в 1913 г. общее число учащих составляло уже 1663, из них 1117 (67 %) учительниц. Неуклонный рост количества учительниц объяснялся их востребованностью и возросшей популярностью профессии учителя среди женщин. Значительное число учительниц отмечалось в земских и церковно-приходских школах, а в школах грамоты оно доходило до 56,4 %.

Особенность организации начального женского образования в Вологодской губернии заключалось в неэффективном использовании интеллектуального потенциала учительниц. Фактически в начальных школах Вологодской губернии наибольшая часть учительниц занимала должности вторых учителей или их помощниц, но по мере освоения женщинами учительской профессии их количество на должности первых учителей значительно возросло, что положительно сказалось на притоке учениц в начальные школы губернии [7; 8; 9; 10].

Одним из факторов эффективной постановки женского образования являлся возраст учителей. В исследуемый период в России для учителей работоспособным признавался возраст от 25 до 50 лет. Наличие учителей, находившихся в этом возрасте, повышало возможность более качественного обес-

печения учебно-воспитательного процесса, особенно в условиях тотальной безграмотности и низкой культуры основной массы населения Вологодской губернии, слабо мотивированного на образование, и прежде всего на образование девочек. Высокая доля учите-лей-мужчин в этой возрастной категории отмечалась в школах гражданского ведомства (около 78 %), одинаковое количество учительниц этого возраста работало в церковных и земских училищах (около 50 %). Самый молодой контингент учащих был выявлен в школах грамоты, он составлял около 80 % от общего числа учителей обоего пола. В некоторых школах грамоты работали 16-, 15- и 14летние учителя и даже 12-летний мальчик [6].

В ходе исследования нами проанализировано семейное положение учащих начальных школ Вологодской губернии, как важный фактор становления личности учителя и успешности его жизненного пути. Было выявлено, что число семейных учителей превышало число семейных учительниц. По статистическим данным за 1898 и 1911 гг., не состояли в браке около 90 % учительниц. Вероятно, в ряде случаев это объяснялось их юным возрастом, но главная причина для большинства из них заключалась в тяжелых бытовых условиях, вдали от цивилизации, особенно в северных глухих уездах, низкая оплата и напряженный учительский труд [6].

Важным показателем качества обучения учениц являлся уровень базового образования учителей, который соотносился с их принадлежностью к тому или иному сословию. По этому показателю кадровый корпус учащих начальных школ имел следующие особенности: в земских и министерских училищах процент учителей из духовного и дворянского сословий был несколько выше, чем из других, и доходил до 37 % среди учителей-мужчин и до 22 % среди учительниц [6, с. 180]. В школах духовного ведомства 2/3 учащих принадлежали к духовному сословию, из мещан и крестьян их было приблизительно около 13 %. В школах грамоты преобладали учащие из крестьянского сословия. Общей тенденцией было то, что число учительниц из крестьянской среды по всем типам школ было незначительно, что объясняется низким уровнем образованности крестьянок Вологодской губернии [6]. Таким образом, наиболее глубокие и основательные знания девочки могли приобрести в светских школах, поскольку там работали более образованные учителя.

Эффективная постановка начального женского образования в губернии зависела от уровня педагогической подготовки учащих. В исследуемый период для всех начальных

училищ Вологодской губернии имела место проблема недостаточного их обеспечения «правоспособными» учащими. По мнению директора начальных училищ С.А. Лосева, это снижало продуктивность школьного дела и умаляло «то культурное значение, какое должно иметь для населения... обучение, смысл которого заключался в качественном улучшении школьного преподавания» [1, с. 64]. Основной контингент кандидатов на учительские должности поставляли женские прогимназии, гимназии, епархиальные училища и постоянно действующие педагогические курсы, организованные в уездных городах: Ни-кольске, Вельске и Устьсысольске [5]. Учителями с педагогическим образованием были наиболее обеспечены министерские школы. Земские и церковно-приходские школы по этому показателю также находились в удовлетворительном положении. А вот состав педагогического персонала в школах грамоты являлся, по выражению дореволюционных исследователей, «совершенно неудовлетворительным»: в конце XIX в. из 220 учащих только 7 имели «достаточное» образование, а остальные получили образование в низших учебных заведениях [6].

Анализируя распределение учительниц по разным типам школ в соотнесении с их уровнем образования, мы обнаружили, что по числу учительниц с «достаточным» образованием в лучшем положении находились церковно-приходские школы (около 50 %) и земские (около 45 %). Самым незначительным процентом учительниц с педагогическим образованием располагали школы грамоты (8,7 %), но по сравнению с учителями-мужчинами их общий уровень грамотности был гораздо выше. Низкий образовательный уровень педагогов побуждал руководство народным образованием к организации педагогических курсов, учительских съездов и открытию педагогических классов при женских гимназиях. Существовала практика командировок отдельных учащих на всероссийские педагогические курсы, организуемые в университетских городах (преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге), для пополнения теоретических знаний, знакомства с новыми отечественными педагогическими технологиями и концепциями и их дальнейшего распространения в начальных школах Вологодской губернии. Однако на педагогических курсах повышали свой профессиональный уровень не более 38 % всех преподавателей. Администрация Вологодской губернии выход из создавшегося положения видела в открытии в губернии учительского института и учительских семинарий в Вологде и Усть-Сысольске. Необходимость открытия

семинарии в г. Усть-Сысольске диктовалось тем, что в Устьсысольском и Яренском уездах особо ощущалась потребность в учителях из местных крестьян, знающих нравы, быт, нужды местного населения и владеющих зырянским языком.

Курсы повышения квалификации имели большое практическое значение еще и потому, что для самообразования у большинства учащих не было условий как ввиду плохого состояния учительских библиотек и низкой степени развития библиотечного дела в губернии, так и низкой оплаты учительского труда. Позволить себе выписку газет и журналов за свой счет могли немногие преподаватели. Из статистических данных за 1898 г. следует, что только 13 учащих из министерских школ, 79 из приходских и 106 из земских училищ могли выделить определенную сумму денег из своего бюджета на выписку периодических изданий [11]. Кроме того, как отмечали дореволюционные исследователи начального образования в Вологодской губернии, «материал для чтения. был скуден до невозможности». Несмотря на то что «запросов умственной жизни у него не мало... но для удовлетворения их, вследствие незначительности материальных средств, ему иногда только удается прибегнуть к выписке дешевой газетки или дешевого иллюстрированного журнала - и это в самом лучшем случае» [6, с. 184].

В исследуемый период в Вологодской губернии заработная плата учащих была неравномерной и зависела от множества факторов: профессионального уровня, выслуги лет и типа учебного заведения. Заработная плата составляла от 60 до 250 р. В Российской им-

перии повсеместно труд учительниц оплачивался ниже, чем труд учителей-мужчин, но в Вологодской губернии, учитывая важность учителей-женщин в деле просвещения девочек, уездные земства находили возможность устанавливать одинаковые размеры вознаграждения для преподавателей обоих полов.

Особое место отводилось религиозному образованию девочек, которое осуществляли законоучителя. Полная укомплектованность особыми законоучителями наблюдалась во всех министерских училищах, в земских и церковно-приходских училищах, а школы грамоты были укомплектованы ими только на 27 %, где на должность законоучителя иногда принимались дьяконы и псаломщики [6]. Важно отметить, что губернское начальство заботилось о религиозном воспитании не только учащихся, но и их родителей, поскольку их духовная жизнь, по выражению Председателя Совета священников о. Михаила Соснина, находилась в «полном развале». Между тем качественному религиозно-нравственному воспитанию мешало неоднозначное отношение учителей к религии, политические и социальные потрясения в стране, обусловившие «утрату в народе вековых идеалов», а также психологические и идеологические конфликты между учащими общеобразовательных предметов и законоучителями [11].

Таким образом, исследование показало, что эффективность начального женского образования зависела от множества субъективных и объективных факторов, неоднозначно влиявших на учебно-воспитательный процесс начальной школы Вологодской губернии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Лосев С.А. О низших учебных заведениях Вологодской губернии за 1911 год. Вологда, 1912.

2. Отчет и доклады земской управы с постановлениями земского собрания Вологодского уезда 1886 года. Вологда, 1887.

3. Отчет и доклады земской управы с постановлениями земского собрания Вологодского уезда 1888 года. Вологда, 1889.

4. Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России 1856-1889. СПб., 1895.

5. Ежегодник Вологодской губернии И.П. Семенова на 1914 г. Вологда, 1914.

6. Журналы совещания представителей губернского и уездных земств Вологодской губернии, директора и инспекторов народных училищ губернии и представителей духовного ведомства при участии учителей начальных училищ, по вопросам об устройстве педагогических курсов для последних и вообще о лучшей постановке учебного дела в начальных училищах губернии. 30 июня - 6 июля 1910 г. Вологда, 1910.

7. Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898 - 1899 гг. Вологда, 1902. Т. 2.

8. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. Вологда, 1911. Вып. 9-й: 1910/11 учебный год.

9. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. Вологда, 1913 г. Вып. 11-й: 1912/13 учебный год.

10. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. Вологда, 1915 г. Вып. 13-й. 1914/15 учебный год.

11. Сборник постановлений по народному образованию уездных земских собраний Вологодской губернии за 1901 год. С Приложениями. Вологда, 1903.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.