Исторические науки History
УДК 37.01(09)»1917»(470.343)
DOI: 10.30914/2411 -3522-2018-4-3-9-17
Школьное образование в светских училищах Козьмодемьянского уезда в 1916-1917 учебном году
И. В. Алметева
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В начале XX века многие земства России, в том числе и Козьмодемьянское, на территории своего уезда реализовывало программу введения всеобщего обучения. Была выработана школьная сеть, выделены деньги и ежегодно открывались новые школы и комплекты. Целью данной работы является исследование положения школьного образования в светских начальных учебных заведениях Козьмодемьянского уезда в 1916-1917 учебном году. Данный период интересен тем, что в 1917 году земству перешло заведование школьным делом не только по хозяйственным, но и учебным вопросам. Упразднялись городские, уездные и губернские училищные советы, их функции передавались земским управам и городским думам. Опираясь на архивные материалы и используя проблемно-хронологический, сравнительный и статистический методы, удалось определить общее состояние учебного процесса в светских школах. К 1 июля 1917 года в Козьмодемьянском уезде состояло 123 начальных училища, в составе 180 комплектов, данное количество было близко к тому числу, которое необходимо для населения по школьной сети. В земских училищах и училищах министерства народного просвещения учились мальчики и девочки, в основном православного вероисповедания и разной национальной принадлежности (русские, марийцы, чуваши). Преподавательский состав в начальных училищах Козьмодемьянского уезда был представлен законоучителями, учителями и учительницами. Многие из них получили специальное педагогическое образование и подготовку. Первая мировая война привела к сокращению количества учителей, многие были мобилизованы на фронт. Для поддержки материального положения учительского состава с 1 марта 1917 г. основной оклад содержания был увеличен, кроме того, были назначены прибавки от казны. Предметы обучения оставались стандартными: закон божий, русский язык, славянское чтение, арифметика, в некоторых училищах велось церковное пение, рукоделие, гимнастика, садоводство и огородничество. При некоторых начальных училищах проводились народные чтения религиозно-нравственного, исторического и беллетристического содержания. Таким образом, в 1916-1917 учебном году в Козьмодемьянском уезде активно развивалась и расширялась сеть начальных светских учебных заведений. Большое внимание уделялось материальному обеспечению школьных помещений, снабжению учебниками и учебными пособиями, правильной организации учебного процесса, привлечению в училища подготовленных учительских кадров и кандидатов на учительские должности.
Ключевые слова: Козьмодемьянский уезд, школьное образование, училища министерства народного просвещения, земские училища, учителя, учащиеся.
School education in secular schools of Kozmodemyansk district in 1916-1917 academic year
I. V. Almeteva
Mari State University, Yoshkar-Ola
In Russia in the early twentieth century, many Zemstvo implemented a program of universal training. A school system was developed, money was allocated and new schools were opened each year. The aim of this work is to study the situation of school education in secular primary schools of Kozmodemyansk district in 1916-1917 academic
© Алметева И. В., 2018
year. This period is interesting due to the fact that in 1917 the Zemstvo passed the management of the school business not only on economic but also educational issues. City, County and provincial school councils were abolished; their functions were transferred to Zemstvo councils and city councils. Based on archival materials and using problem-chronological, comparative and statistical methods, it was possible to determine the General state of the educational process in secular schools of that period. By July 1, 1917 in Kozmodemyansky district consisted of 123 primary schools, consisting of 180 sets, this number was close to the number that is necessary for the population on the school network. In the Zemstvo schools and colleges of the Ministry of national education, boys and girls of different nationality and religion studied. Mainly Russian, Mari, Chuvash children were educated there. The teaching staff in primary schools of the Kozmodemyansk district was represented by law teachers, male and female teachers. Many of them received special pedagogical education and training. The First World War led to a reduction in the number of teachers, many of them were mobilized. To support the financial situation of the teaching staff from March 1, 1917 basic salary content was increased, allowances from the Treasury was also assigned. Subjects included the law of God, the Russian language, Slavic reading, Arithmetic; in some schools Church singing, needlework, gymnastics, gardening and gardening were conducted. At some primary schools people's readings of religious and moral, historical and fiction content were held. Thus, in 1916-1917 academic year in Kozmodemyansk County the network of primary secular educational institutions were actively developed and expanded. Much attention was paid to the material provision of school premises, the supply of textbooks and handouts, the proper organization of the educational process, the involvement in schools of trained teachers and candidates for teaching positions.
Keywords: Kozmodemyansk district, school education, schools of the Ministry of Public Education, district schools, teachers, students.
В 1917 году Козмодемьянский уезд занимал территорию в 4610 кв. верст. Всего насчитывалось 486 населенных пунктов, из которых с чисто русским населением - 30 селений, марийских -222, чувашских - 227 и со смешанным (инородцы и русские) 7, с общим населением 123921 человек, из которых русских 16792 человека обоего пола, чуваш 61377 человек, марийцев 45686 человек, татар 42 человека, прочих (немцев, поляков и евреев) 24 человека. Кроме того, в рассматриваемый период в г. Козмодемьянске и его уезде проживали беженцы до 5000 человек, прибывшие в 1915 г. преимущественно из Гродненской, Волынской губерний и часть из Галиции1.
Основной просветительской задачей конца XIX — начала XX вв., которую всецело отстаивали земства, стало введение всеобщего обучения. К 1908 году в уездах были составлены планы введения всеобщего обучения и с этого времени в земских губерниях планомерно, с субсидиями от казны начиналось введение всеобщего образования. С 1908 года всеобщее обучение стали внедрять в 122 уездных земствах, куда входил и Козьмодемьянский уезд. С этого времени ежегодно земства стали открывать новые школы
1 Государственный архив Республики Марий Эл (ГАРМЭ). Ф. 49. Оп. 1. Д. 1667. Л. 10.
и дополнительные комплекты при училищах. С 1906 по 1917 гг. в Козьмодемьянском уезде было открыто 30 училищ [1, с. 126].
В рассматриваемый период Козьмодемьян-ское земство продолжало вводить план всеобщего обучения. К началу 1916 года всех начальных училищ ведомства министерства народного просвещения в Козьмодемьянском уезде состояло 123, из которых одно одноклассное училище работало по уставу 1828 г., 4 двухклассных по инструкции 1875 г., 12 одноклассных по положению 1874 г и 106 инородческих училищ по правилам 1 ноября 1907 г. и 14 июня 1913 г.
В 1916-1917 учебном году в составе школ произошли следующие изменения: с 1 сентября 1916 года временно было закрыто Серменангер-ское одноклассное училище из-за пожара, в котором погибло здание училища. Так как в деревне не удалось найти другого здания, то учащихся перевели в соседнее Эсановское училище, находящееся от первого в 1,5 верстах, а учитель был прикомандирован к Кожважскому училищу. С 1 -го же сентября было открыто в селе Арда временное начальное училище для детей беженцев, в количестве 31 человек. Преподавателем была назначена учительница-беженка Убродовического начального училища Холмской губернии Павла Ивановна Василевская. Кроме того, при Юркинском городском
начальном училище в октябре из-за увеличения количества населения города был открыт второй комплект, не предусмотренный школьной сетью. В этом училище к 1 января 1917 года учились 102 девочки. Содержание этого нового комплекта временно на себя принимает Козьмодемьян-ское земство. Таким образом, к 1 июля 1917 года в Козьмодемьянском уезде состояло 123 начальных училища в составе 180 комплектов1.
По национальному признаку училища распределялись следующим образом: меньшая часть этих училищ, а именно 13, предназначалась для русского населения: Козьмодемьянское приходское мужское, Козьмодемьянское женское, Юркинское женское, Ахмыловское, Больше-Юнгинское, За-сурское, Мало-Юнгинское, Копанское, Руткин-ское, Сосновское, Троицко-Посадское мужское, Троицко-Посадское женское и Ардинское, последнее для беженцев.
Остальные училища в количестве 110 были инородческими. Из них 102 училища чисто инородческие: 44 марийских, 58 чувашских и 8 училищ смешанных: 5 марийско-русских (Ардин-ское, Владимирское, Кумьинское, Тойдаковское и Мало-Сундырское), 2 чувашко-русских (Иль-инское и Сергеевское) и 1 марийско-чувашское (Кожважское).
Сопоставляя количество начальных училищ с количеством жителей обоего пола в уезде (около 123 тысяч душ), мы видим, что одно училище ведомства министерства просвещения приходилось на 1000 душ жителей. Впрочем, это соотношение несколько улучшалось, так как существовали школы других ведомств и учебные заведения других типов, например, Козьмодемь-янское высшее начальное и две гимназии в городе Козьмодемьянске.
Таким образом, в Козьмодемьянском уезде число училищ было близко к такому числу, которое необходимо для населения по школьной сети. Вместе с тем, инспектор народных училищ отмечал, что «... во всех начальных училищах, в том числе и в церковно-приходских, обучается 8529 детей того и другого пола, всех же детей школьного возраста в городе уезде до 12 тысяч, а между тем для заключения школьной сети остается открыть всего 7 училищ, и при том од-нокомплектных, то придется сделать вывод, что
1 Государственный архив Республики Марий Эл (ГАРМЭ).
Ф. 49. Оп. 1. Д. 1667. Л. 10 об.
общее обучение в Козмодемьянском уезде остается еще делом более или менее отдаленного будущего, приблизить которое способны такие факторы, как обязательность обучения, организация общежитий, ночлежных приютов при школах и профессиональные отделения при них, в особенности для девочек, так как в настоящее время последних обучается не более половины наличного числа их (школьного возраста) причем заметно, что школы, в которых имеют место даже простейшие рукодельные работы охотно посещаются девочками»2.
Из 123 начальных училищ Козьмодемьянско-го уезда в собственных зданиях помещались 43 училища (39,9 %), а в наемных 80 (или 65,1 %). На улучшение собственных школьных зданий в отчетном году земством было потрачено 1573 рубля 73 копейки. Из собственных школьных зданий наилучшими в гигиеническом отношении являлись земские училища, при постройке которых были приняты следующие нормы: 2 квадратных аршина пола и 10 кубических аршин воздуха на 1 ученика и отношение световой площади к площади пола, равное 1/6. К этой же группе училищ следует отнести и помещения училищ министерства народного просвещения: Пертнурского, Мало-Карачкинского и Ардин-ского, а также и здание Козьмодемьянского приходского училища. Остальные собственные здания в гигиеническом отношении были хуже вышеназванных училищ. Некоторые помещения были построены как однокомплектные училища, а потом были превращены в двухкомплектные путем приспособления учительских комнат или квартир учителей в классы, которые оказались и тесными, и недостаточно светлыми. Вовсе неудовлетворительные помещения имели следующие 3 училища: Виловатовражское, Чермышев-ское и Ювановское.
Из помещающихся в наемных зданиях довольно хорошие помещения имели 11 училищ, удовлетворительные - 38, мало удовлетворительные - 22 училища. Классифицируя наемные помещения на довольно хорошие, удовлетворительные и мало удовлетворительные, следует заметить, что большинство из них в значительной степени не соответствовали требованиям школьной гигиены: они были низки, тесны, недостаточно светлы, не имели раздевальных
2 Там же. Л. 11.
комнат и нередко были холодными. Последнее обстоятельство зависело во многом от того, что владельцы квартир, нанимаемых земством с отоплением, крайне экономили топливо.
При многих училищах, помещающихся в собственных зданиях, имелись достаточно удовлетворительные квартиры для учительского персонала. Большинство квартир для семейных учителей были малы. Они представляли собой одну-две комнаты и кухню, с общею площадью пола от 40 до 70 квадратных аршин. Кроме того, при некоторых училищах (Юнго-Ядринском) одной кухней приходилось довольствоваться двум-трем учителям. При многих наемных училищных помещениях квартир не имелось. В таком случае учителя получали квартирные деньги в размере 100 рублей в год.
Правильно устроенной мебелью (парты системы Кунце) было снабжено лишь Мало-Карач-кинское 2-классное училище министерства народного просвещения, в 116 училищах наблюдались неправильно устроенные парты и в 6 - парты того и другого рода. Обращалось внимание на то, чтобы училища заблаговременно снабжались достаточным количеством парт. При их расстановке смотрели, чтобы свет падал с левой стороны по отношению к сидящим за ними детям. Классные доски и счеты устанавливались так, чтобы написанное хорошо было видно всему классу, то же самое применялось и в отношении наглядных пособий.
Освещение во всех начальных училищах было керосиновым, отопление местное, вентиляция естественная (форточки). Теплых отхожих мест имело лишь одно Козьмодемьянское женское училище. В каждом училище имелся закрытый сосуд с питьевой водой и кружкой для питья, на содержание которых в чистоте обращалось особое внимание.
При 42 училищах имелись участки земли, однако небольшими садами обзавелись только 19 училищ, а небольшими огородами - 20 училищ. Особенно старательно содержались и разводились сады при 12 училищах: 1) Мало-Карач-кинском двухклассном министерства народного просвещения, 2) Пертнурсском двухклассном министерства народного просвещения, 3) Анат-Кинярском двухклассном земском, 4) Акра-мовском, 5) Адабай-Касинском, 6) Больше-Сун-дырском, 7) Нис-Касинском, 8) Пихтулинском, 9) Пошнарском, 10) Шатра-Касинском, 11) Юнго-Ядринском, 12) Ярабай-Касинском. В перечис-
ленных училищных садах разводили преимущественно яблони и ягодные кусты. Что касается остальных из перечисленных участков, то на них занятий по садоводству и огородничеству не велось из-за того, что участки не были огорожены, или же учитель не владел знаниями по этим предметам, кроме того, учителя уезжали на летние каникулы из селений, в которых находились училища. При 82 училищах участков земли вовсе не имелось.
В библиотеках начальных училищ Козьмоде-мьянского уезда к концу отчетного года состояло 28 775 разных названий книг, заключающихся в 126647 томах, на сумму 39364 рубля 91 копейка. В среднем каждая библиотека имела 235 названий в 1030 томах, на сумму 320 рублей 03 копейки. В том числе в отчетном году было приобретено 727 названий книг в 8201 томе, на сумму 2339 рублей 78 копеек1.
Библиотеки как городских, так и сельских начальных училищ Козьмодемьянского уезда не отличались большим разнообразием. Не хватало методических руководств и пособий, а ученические библиотеки состояли преимущественно из учебников. Несколько богаче были ученические библиотеки Ардинского, Анат-Кинярского, Пертнурского и Мало-Карачкинского двухклассных училищ. Наглядными пособиями даже городские и двухклассные сельские училища были снабжены плохо. Не хватало географических и исторических карт, естественно-исторических и технических коллекций и т. п. Из всех источников в отчетном году на учебные пособия, книги и классные принадлежности выделено 12000 рублей или около 1 рубля 80 копеек на одного ученика.
В министерских и земских училищах все учащиеся бесплатно получали учебники из библиотек, учебные пособия - во временное пользование, а также бесплатно снабжались тетрадями и другими письменными принадлежностями. В городских начальных училищах тем и другим снабжались только беднейшие ученики.
Кроме училищных, в уезде функционировали 17 народных библиотек, организованные уездным комитетом попечительства о народной трезвости, и 7 библиотек имени книгоиздателя Ф. Павленко-ва. Эти библиотеки находились при начальных училищах и при церковно-приходских школах.
1 Государственный архив Республики Марий Эл (ГАРМЭ). Ф. 49. Оп. 1. Д. 1667. Л. 14.
К 1 июля 1917 года всех учителей в начальных училищах Козьмодемьянского уезда насчитывалось 244 человека. Из них законоучителей -61 (25 %), учителей - 64 (26,2 %), учительниц -119 (48,8 %).
Некоторые законоучителя работали в нескольких училищах, например в 1916-1917 учебном году 27 законоучителей занимались преподаванием закона божия каждый в двух училищах, 10 законоучителей - каждый в 3 школах, 2 - в 4 школах и только 22 законоучителя занимались каждый в одной школе. В 7 школах в отчетном году не было законоучителей и закон божий преподавали учителя и учительницы. Из 61 законоучителя (50 священников, 1 иеромонах, 9 диаконов и 1 псаломщик) 38 священников духовного звания и имели соответствующее образование, хотя некоторые и не закончили полного среднебогословского образования. Остальные законоучителя (12 священников 1 иеромонах, 9 диаконов и 1 псаломщик) получили образование в учительских семинариях, миссионерских школах, второклассных школах, в уездных и начальных училищах.
Из учителей начальных училищ 31 имел специальную подготовку и образование, т. е. окончили курс учительских семинарий, учительских школ, постоянные педагогические курсы при высших начальных училищах, 32 учителя получили образование в уездных и городских училищах, во второклассных школах и 1 домашнее образование, которые после специальных экзаменов получили свидетельства на учительское звание.
Из учительниц 50 получили специальную педагогическую подготовку в учительских школах, на постоянных педагогических курсах при высших начальных училищах или же в дополнительных педагогических классах женских гимназий и епархиальных училищ, 69 учительниц получили среднее или низшее образование: в гимназиях -9, в епархиальных училищах - 37, в женских прогимназиях - 13, второклассных церковно-при-ходских школах - 3 и в начальных училищах - 7. Учительницы двух последних категорий получили учительские права по специальному экзамену, а 13 учительниц, получивших образование в прогимназиях, получили свидетельства на звание учительниц начальных училищ на основании шестимесячной практики в начальных училищах.
Преобладание учительниц (64,9 % общего числа учащих), как отмечал инспектор народных училищ К. Корнилов, объясняется «недостаточ-
ным числом учительских семинарий и учительских школ, благодаря чему в инспекцию обращается ничтожное число кандидатов на учительские должности с образовательным цензом за учительскую семинарию или учительскую шко-лу...»1. К тому же кандидаты имели невысокий образовательный ценз и на преподавательских местах показывали себя слабо подготовленными педагогами, поэтому при замещении вакантных учительских мест предпочтение отдавалось кандидаткам, окончившим дополнительные педагогические классы женских гимназий и епархиальных училищ.
Шедшая в данный период времени Первая мировая война привлекла в ряды армии 43 учителя начальных училищ Козьмодемьянского уезда. На их места временно были поставлены заместители, из них 29 учительниц и 2 учителя. Последние без специальной педагогической подготовки, но оба имели свидетельства на звание учителей начальных училищ. Из заместительниц 8 окончили дополнительные педагогические классы в гимназиях и епархиальных училищах, 1 -учительскую школу, 1 - педагогические курсы, 12 - гимназии и епархиальные училища, 3 получили свидетельства на основании шестимесячной практики в начальных училищах и 4 не имели учительских свидетельств, последние кончили 4-5 классов гимназии и были допущены к преподаванию в инородческих школах благодаря знанию им инородческих местных языков.
По размерам получаемого содержания учащие разделялись на следующие группы: законоучителя получали от 50 до 400 рублей в год, учителя и учительницы - от 840 рублей до 1140 рублей в год. При Козьмодемьянском и Юркинском женских училищах учительницы рукоделия получали в год 420 рублей. Законоучителя однокомплект-ных сельских училищ получали по 60 рублей, деревенских - по 75 рублей в год: законоучителя двух и трехкомплектных училищ - по 60 рублей за комплект; законоучителя 3 двухклассных училищ по 180 рублей, Мало-Карачкинского 2-клас-сного (двухкомплектного) 150 рублей и законоучитель Козьмодемьянского приходского училища 120 рублей в год. С 1 марта 1917 г. основной оклад содержания был увеличен с 360 до 600 рублей в год, также были назначены прибавки
1 Государственный архив Республики Марий Эл (ГАРМЭ). Ф. 49. Оп. 1. Д. 1667. Л. 14 об.
от казны по случаю вызванного войной подорожания жизни, по 20 рублей в месяц каждому лицу. Согласно закону 7 июля 1913 года 100 человек получали прибавку к содержанию за пятилетний стаж работы: из них 18 человек получали по 4 прибавки за выслугу 4-х пятилетий по 240 рублей, 15 - за выслугу 3-х пятилетий по 180 рублей, 11 - за выслугу 2-х пятилетий по 120 рублей и 55 лиц за выслугу 1-го пятилетия по 60 рублей. Прослужившие 20 лет в начальных училищах Козьмодемьянского уезда получали сверх содержания от казны еще и прибавку от Козьмодемь-янского земства, в размере 60 рублей в год. Таких учителей и учительниц в 1917 г. было 18. Кроме того, учащие 49 сельских училищ за уроки пения получали от уездного земства пособие в размере от 15 до 30 рублей в год каждый1.
Некоторым учителям и учительницам начальных училищ по представлению инспекции были выданы в 1916-1917 учебном году единовременные пособия на воспитание детей, на лечение, а некоторым в поощрение за усердную службу -и особые труды по преподаванию пения и рукоделия: учителю Ардинского училища К. Герасимову 40 рублей, учительнице Янгосовского училища Е. Исааковой 50 рублей, учителю Мало-Юнгинского училища С. Кузнецову 40 рублей, учителю Емалокского училища Е. Румянцеву 90 рублей, учительнице Руткинского училища Н. Мальгиной 90 рублей, учительнице Ардинского училища Е. Аханщиковой 40 рублей, учительнице Ишаковского училища Е. Барабкиной 50 рублей, жене призванного на военную службу учителя Больше-Сундырского училища Багровой 40 рублей, жене призванного на военную службу учителя Второ-Васькинского училища Шуловой 40 рублей, всего было выдано пособий на 530 рублей.
Во всех начальных училищах Козьмодемьян-ского уезда к концу отчетного года было учащихся 6579 человек, в том числе 4274 (64,9 %) мальчика и 2305 (35,1 %) девочек. Из общего количества обучалось: в городских училищах 109 мальчиков и 233 девочки, а в сельских 4165 мальчиков и 2972 девочки. На одно училище в среднем приходилось по 53 учащихся, при чем в городских по 144 человека, а в сельских по 51.
По вероисповеданию учащиеся начальных училищ принадлежали: к православным 6543 че-
1 Государственный архив Республики Марий Эл (ГАРМЭ).
Ф. 49. Оп. 1. Д. 1667. Л. 15 об.-16.
ловека (4259 мальчиков и 2284 девочки), к старообрядцам 33 человека, к католикам 2 человека и 1 к магометанам. По национальностям же они распределяются так: русских 1489 человек, марийцев 2213 человек, чуваш 2874 человека, поляков 2 человека и татар 1 человек. В отчетном году в начальных одноклассных училищах и в первых классах двухклассных училищ Козьмо-демьянского уезда окончило курс всего 592 учащихся, из них 420 мальчиков и 172 девочки, а в двухклассных училищах - 73 учащихся (65 мальчиков и 8 девочек). Выбыло до окончания курса 1455 человек (22,1 %)2.
При начальных училищах Козьмодемьянского уезда не имелось классов ручного труда и ремесленных отделений. Рукоделию обучались в двух городских начальных училищах 233 девочки и в 10 сельских училищах 213 девочек, что составляло 19,3 % общего числа учащихся девочек. Учились самым необходимым в домашнем быту рукодельным работам: шитью, вязанию и плетению кружев. Обучение рукоделию со стороны учительниц являлось делом добровольным и безвозмездным, за исключением двух городских училищ, в которых имелись особые учительницы рукоделия, получающие вознаграждение из земских средств. Местное земство на приобретение материалов по рукоделию для раздачи их учащимся расходовало незначительную сумму -до 60 рублей в год.
Пению обучали в 53 училищах, в некоторых из них имелись особые церковные хоры, которые исполняли довольно сложные песнопения по нотам (Акрамовское, Чермышевское). Обучались пению 2581 человек (39,2 %). Часть этих учеников и учениц (253 человека или 9,8 %) участвовали в церковных хорах во время богослужений, в большинстве же училищ обучение пению ограничивалось изучением общеупотребительных молитв.
Гимнастика преподавалась лишь при 3 училищах, где количество обучающихся составляло 134 человека. Занятия по сельскому хозяйству проходили при одном Адабай-Касинском земском училище. Черчение и рисование в начальных училищах Козьмодемьянского уезда не преподавали, за исключением двухклассных училищ.
Для содействия нормальному развитию детей и успеху школьного дела, учащим настоятельно
2 Там же. Л. 16 об.-16.
рекомендовалось считаться с силами детей, внимательно следить, чтобы учение шло постепенно, планомерно, без скачков, чтобы сообщаемое соответствовало умственному развитию детей, предлагалось в доступной форме, наглядно и при приемах, возбуждающих самостоятельность учащихся.
Ежедневные классные занятия в начальных училищах Козмодемьянского уезда не были особенно обременительны для детей. В младшем отделении училищ в первое полугодие они продолжались по 3 часа в день, во второе 4 часа, а в других отделениях не превышали в общем 5 часов в день. Каждый урок продолжался 50 минут. Уроки разделялись переменами: первая 5 минут, вторая 10 минут, третья от 40 минут до 1 часа. Во время этой большой перемены учащиеся завтракали, некоторые уходили домой обедать или играли на открытом воздухе. Эта же перемена давала возможность проветривать классные комнаты. Учителям рекомендовалось располагать занятия так, чтобы уроки, требующие большого умственного напряжения, ставились раньше других, а также как можно меньше давать домашние работы, не больше 0,5 часа для младшего отделения и 1-1,5 часов для других отделений.
В течение 1916 года инспектором народных училищ К. М. Корниловым были посещены 96 начальных училищ, и, кроме того, Козьмоде-мьянское высшее начальное училище с педагогическими курсами. Ревизия училищ начиналась с проверки знаний учащихся и занятий преподавателей. Наиболее ценные уроки подвергались разбору, причем обращалось внимание на цель урока, результаты, используемые способы и приемы преподавания для осуществления поставленной цели. Кроме того, просматривались с соответствующими замечаниями письменные работы учеников, каталоги и библиотеки, обращалось внимание как на внутреннее состояние школ, так и на внешний порядок.
Результаты осмотра училищ в 1916-1917 учебном году были следующими: большинство учителей и учительниц трудились с большим усердием, а некоторые и с большой любовью, хотя с разным успехом, состоявшим в зависимости от степени их подготовки и опытности. При этом со стороны учительского персонала в большинстве случаев встречалось искреннее желание показать при ревизиях действительное состояние школы, выяснить причины недостаточности
успеха и ознакомиться с наиболее целесообразными способами и приемами преподавания.
В 1916-1917 учебном году при 17 начальных училищах проводились народные чтения. Они были организованы Козьмодемьянским училищным советом осенью отчетного года в ответ на призыв к внешкольному просвещению народа, с которым обратилось министерство народного просвещения к земским и городским управлениям и председателям училищных советов 19 января 1916 года. Всего было проведено до 150 чтений, от 8 до 12 по каждому пункту. Лекторами состояли учителя, учительницы и законоучителя училищ. На чтениях присутствовало от 30 до 80 посетителей. Читались статьи религиозно-нравственного, исторического и беллетристического содержания. Успеху народных чтений в этом году препятствовало полное отсутствие денежных средств на это дело, отсутствие волшебных фонарей, световых картин и брошюр. Только в 3-4 училищах оказалось возможным иллюстрировать чтения световыми картинами волшебных фонарей, принадлежащих уездному Комитету попечительства о народной трезвости.
Училищный совет в 1916-1917 отчетном году собирался 4 раза. Из вопросов, осаждавшихся в заседаниях училищного совета следует отметить: 1) об открытии новых начальных училищ и расширении существующих за счет открытия при них новых комплектов, 2) о школьном строительстве, 3) об организации при училищах народных чтений, 4) о перемещениях и назначениях учащих и 5) о порядке производства выпускных испытаний. Состав училищного совета был следующий: председатель совета - уездный предводитель дворянства Л. В. Эннатский, члены: от министерства народного просвещения - инспектор народных училищ К. М. Корнилов и инспектор Козьмодемьянского высшего начального училища С. В. Бочкарев, от ведомства православного исповедания - уездный наблюдатель церковно-приходских школ А. В. Пандиков, от министерства внутренних дел - уездный исправник А. В. Богородицкий, земские начальники Г. В. Образцов и А. Н. Аристов, от земства -председатель земской управы В. В. Образцов и купец Г. П. Зубков и от города - городской голова П. П. Бычков1.
1 Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 160. Оп. 1. Д. 2053. Л. 1, 125-126 об.
Закончившийся учебный год был последним в существовании уездных (а также и губернских) училищных советов, учрежденных на основании положения о начальных народных училищах 1874 года. В связи с переустройством управления России на новых началах, Временным правительством утвержден следующий закон о начальном образовании: «1) в местностях, в коих введено положение о губернских и уездных земских учреждениях, упраздняются городские, уездные и губернские училищные советы; 2) взамен упраздненных советов заведывание начальным образованием возлагается на губернские и уездные земства по принадлежности, а в городах, в коих были учреждены городские училищные советы, на городские думы; 3) кредиты, ассигнуемые ныне на делопроизводство означенных в отделе 1 местных училищных советов, передается в распоряжение подлежащих земских и городских учреждений». По постановлению Временного правительства от 20 июня 1917 г. «Об объединении в целях введения всеобщего обучения учебных заведений разных ведомств в ведомстве Министерства народного просвещения» все церковно-приход-ские школы Марийского края были переведены в ведение уездных земств, в том числе и 52 церков-но-приходские школы в Козьмодемьянском уезде.
Таким образом, в 1916-1917 учебном году в Козьмодемьянском уезде активно развивалась и расширялась сеть начальных светских учебных заведений, состоявшая из одноклассных и двухклассных училищ министерства народного просвещения и земства. Общее количество начальных школ было близко к тому числу, которое необходимо для населения по школьной сети. Большое внимание уделялось материальному обеспечению школьных помещений, снабжению учебниками и учебными пособиями, правильной организации учебного процесса, привлечению в училища подготовленных учительских кадров и кандидатов на учительские должности. Существенные изменения в управлении учебными заведениями произошли в феврале 1917 года. К земству перешло заведование школьным делом не только по хозяйственным, но и учебным вопросам. Земства, города и общественные учреждения 8 мая 1917 г. получили право открывать учебные заведения всех типов для совместного обучения. Была проведена перестройка управления местных учреждений министерства просвещения -упразднялись городские, уездные и губернские училищные советы, их функции передавались земским управам и городским думам.
Литература
1. Алметева И. В. История начального школьного образования в Марийском крае во второй половине XIX - начале ХХ веков. Йошкар-Ола, 2006.
2. Алметева И. В. Источники по истории крестьянской грамотности и образования Козьмодемьянского уезда Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. // Хозяйствующие субъекты в аграрном секторе России: История, Экономика, Право: сборник материалов IV Всерос. (XII Межрегиональной) конф. историков-аграрников Среднего Поволжья (г. Казань, 10-12 октября 2012 г.). Казань: Ин-т Татар. Энциклопедии АНРТ, ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования» (редакционно-издательский отдел), 2012. С. 284-290.
3. Алметева И. В., Иванов А. Г. Введение всеобщего обучения в Марийском крае в начале XX в. // Преемственность просветительских традиций: материалы научно-практич. конф. в честь 235-летия Н. Я. Бичурина и 165-летия И. Я. Яковлева / сост. и науч. ред. В. С. Григорьев. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. С. 163-166.
4. Алметева И. В., Иванов А. Г., Алметва А. Ю. Женское образование в светской школе Марийского края во второй половине XIX - начале XX веков // Вестник Чувашского университета. Чебоксары, 2018. № 2. С. 5-11.
5. Алметева И. В., Иванов А. Г., Филонов А. А. Материалы отчетов уездных управ как источник по изучению марийской школы второй половины XIX - начала XX в. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2016. № 4. С. 142-150.
6. Алметева И. В., Иванов А. Г., Филонов А. А. Трудовое обучение в земской школе Марийского края во второй половине XIX - начале XX веков // Вестник Чувашского университета. 2017. №. 2. С. 5-11.
7. Кондратенко Е. В., Катькова С. А. Учитель и школа на рубеже XIX-XX вв.: опыт регионального исследования: монография. Йошкар-Ола, 2009. 188 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21779327
8. Москвина Л. П. Подготовка учительских кадров из девушек-мари в Казани во второй половине XIX века // Марийский археографический вестник. 2001. № 11. С. 26-32.
9. Москвина Л. П. Марийская национальная интеллигенция в конце XIX - начале XX веков: монография / ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования». Йошкар-Ола, 2007. 200 с.
References
1. Almeteva I. V. Istoriya nachal'nogo shkol'nogo obrazovaniya v Mariiskom krae vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vekov [The history of primary school education in the Mari region in the second half of XIX - early XX centuries]. Yoshkar-Ola, 2006. (In Russ.).
2. Almeteva I. V. Istochniki po istorii krest'yanskoi gramotnosti i obrazovaniya Koz'modem'yanskogo uezda Kazanskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vv. [Sources on the history of peasant literacy and education of Kozmodemyansk district of Kazan province in the second half of XIX - early XX centuries]. Khozyaistvuyushchie sub"ekty v agrarnom sektore Rossii: Istoriya, Ekonomika, Pravo: sbornik materialov IV Vseros. (XIIMezhregional'noi) konf. istorikov-agrarnikov Srednego Povolzh'ya (g. Kazan', 10-12 oktyabrya 2012 g.) = Economic entities in the agricultural sector of Russia: History, Economics, Law: a collection of materials of the IV All-Russian (XII Interregional) Conf. of agricultural historians of the Middle Volga (Kazan, October 10-12, 2012), Kazan: In-t of the Tatar Encyclopedia of RT Academy of Sciences, Republican center of education quality monitoring (editorial and publishing Department), 2012, pp. 284-290. (In Russ.).
3. Almeteva I. V., Ivanov A. G. Vvedenie vseobshchego obucheniya v Mariiskom krae v nachale XX v. [The introduction of universal education in the Mari region in the early XX century]. Preemstvennost' prosvetitel'skikh traditsii: materialy nauchno-praktich. konf. v chest' 235-letiya N. Ya. Bichurina i 165-letiya I. Ya. Yakovleva = Continuity of educational traditions: materials of scientific and practical. conf. in honor of the 235th anniversary of N. Ya. Bichurin and the 165th anniversary of I. Ya. Yakovlev, comp. and scientific ed. V.S. Grigoriev, Cheboksary: Chuvash St. Ped. Un-ty, 2013, pp. 163-166. (In Russ.).
4. Almeteva I. V., Ivanov A. G., Almetva A. Yu. Zhenskoe obrazovanie v svetskoi shkole Mariiskogo kraya vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vekov. [Women's education in a secular school of the Mari region in the second half of the XIX - early XX centuries]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, Cheboksary, 2018, no. 2, pp. 5-11. (In Russ.).
5. Almeteva I. V., Ivanov A. G., Filonov A. A. Materialy otchetov uezdnykh uprav kak istochnik po izucheniyu mariiskoi shkoly vtoroi poloviny XIX - nachala XX v. [Report materials of county governments as a source for the study of the Mari school of the second half of the XIX - beginning of the XX]. Vestnik NII gumanitarnykh naukpri Pravitel'stve Respubliki Mordoviya = Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia , 2016, no. 4, pp. 142-150. (In Russ.).
6. Almeteva I. V., Ivanov A. G., Filonov A. A. Trudovoe obuchenie v zemskoi shkole Mariiskogo kraya vo vtoroi polovine XIX -nachale XX vekov [Labor training in zemstvo school of the Mari region in the second half of XIX - early XX centuries]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, Cheboksary, 2017, no. 2, pp. 5-11. (In Russ.).
7. Kondratenko E. V., Kat'kova S. A. Uchitel' i shkola na rubezhe XIX-XX vv.: opyt regional'nogo issledovaniya: monografiya [Teacher and school at the turn of XIX-XX centuries: experience of regional research: monograph]. Yoshkar-Ola, 2009, 188 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21779327
8. Moskvina L. P. Podgotovka uchitel'skikh kadrov iz devushek-mari v Kazani vo vtoroi polovine XIX veka [Training of teachers from the Mari girls in Kazan in the second half of the XIX century]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archeographical Vestnik, 2001, no. 11, pp. 26-32.
9. Moskvina L. P. Mariiskaya natsional'naya intelligentsiya v kontse XIX - nachale XX vekov: monografiya [Mari national intellectuals in the late XIX - early XX centuries: monograph]. GOU DPO (PK) S «Mariiskii institut obrazovaniya» = Mari Institute of Education, Yoshkar-Ola, 2007, 200 p.
Статья поступила в редакцию 20.07.2018 г.; принята к публикации 20.08.2018 г.
Submitted 20.07.2018; revised 20.08.2018.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Autor have read and approved a final version of the manuscript.
Для цитирования:
Citation for an article:
Алметева И. В. Школьное образование в светских училищах Козьмодемьянского уезда в 1916-1917 учебном году // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 3. С. 9-17. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-3-9-17
Almeteva I. V. School education in secular schools of Kozmodemyansk district in 1916-1917 academic year. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 3, pp. 9-17. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-3-9-17 (In Russ.).
Об авторе
Алметева Ирина Витальевна
кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
almetevaiv@gmail. сот
About the author Irina V. Almeteva
Ph. D. (History), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, almetevaiv@gmail.com