Научная статья на тему 'Органы местного самоуправления и их роль в развитии начального образования во второй половине XIX - начале XX В. (по материалам Вологодской губернии)'

Органы местного самоуправления и их роль в развитии начального образования во второй половине XIX - начале XX В. (по материалам Вологодской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
783
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОГОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ГУБЕРНСКИЕ И УЕЗДНЫЕ ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЕЗДНЫЕ И ГУБЕРНСКИЕ ЗЕМСКИЕ СОБРАНИЯ / ГУБЕРНСКИЕ И УЕЗДНЫЕ ЗЕМСКИЕ УПРАВЫ / НАЧАЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ / ИНСПЕКТОРЫ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ / PROVINCIAL AND DISTRICT ZEMSTVO (TERRITORIAL) INSTITUTIONS / PROVINCIAL AND DISTRICT ZEMSTVO ASSEMBLIES (ZEMSKOYE SOBRANYE) / PROVINCIAL AND DISTRICT ZEMSTVO COUNCILS (ZEMSKAYA UPRAVA) / ZEMSTVO (TERRITORIAL) SCHOOLS / VOLOGDA PROVINCE / PRIMARY SCHOOL EDUCATION / INSPECTORS OF PUBLIC SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воротникова Наталья Сергеевна

В статье анализируется деятельность органов местного самоуправления в становлении и развитии начального образования на примере земства Вологодской губернии во второй половине XIX начале XX в. Материал содержит исторический анализ законодательных актов и архивных источников. Рассмотрены вопросы участия земских учреждений в деле начального образования, типы начальных учебных заведений в деле развития народного просвещения, финансовые аспекты деятельности земских учреждений, статистика школьной сети и количество учащихся, организация земской школы на территории Вологодской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Воротникова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы местного самоуправления и их роль в развитии начального образования во второй половине XIX - начале XX В. (по материалам Вологодской губернии)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94:394(470.12)

Н.С. Воротникова

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор М.А. Безнин

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ)

В статье анализируется деятельность органов местного самоуправления в становлении и развитии начального образования на примере земства Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX в. Материал содержит исторический анализ законодательных актов и архивных источников. Рассмотрены вопросы участия земских учреждений в деле начального образования, типы начальных учебных заведений в деле развития народного просвещения, финансовые аспекты деятельности земских учреждений, статистика школьной сети и количество учащихся, организация земской школы на территории Вологодской губернии.

Вологодская губерния, губернские и уездные земские учреждения, уездные и губернские земские Собрания, губернские и уездные земские Управы, начальное школьное образование, земские школы, инспекторы народных училищ.

The article analyses the role of local self-government bodies in the primary education development in Vologda province in the second half of the XIX-th - the beginning of the XX-th centuries. The article contains historical analysis of legislative acts and archival sources. The article considers the issues of participation of zemstvo (territorial) institutions in primary education, the types of primary education institutions in the development of national education, the financial aspects of the territorial institutions, statistics of the school network and the number of pupils, the organization of the zemstvo school in Vologda province.

Vologda province, provincial and district zemstvo (territorial) institutions, provincial and district zemstvo Assemblies (zemskoye sobranye), provincial and district zemstvo Councils (zemskaya Uprava), primary school education, zemstvo (territorial) schools, inspectors of public schools.

Строительство гражданского общества ставит на первый план задачу создания системы местного самоуправления, что обуславливает актуальность изучения истории самоуправления в политическом отношении.

Социально-культурная деятельность земств в дореволюционной России представляет собой позитивный опыт общественной самодеятельности. Земские учреждения, появившиеся в России в 1860-е гг. и «дожившие» до 1917 г., не имели властных полномочий и возможности законодательных инициатив, однако сумели организовать систему мероприятий в области образования, медицины, благотворительности даже в условиях самодержавия. Таким образом, демократические традиции, заложенные в историческом прошлом России, особенно значимы с точки зрения привлечения общественности к решению местных социальных проблем и реализации культурной политики.

В данной статье анализируется деятельность Вологодского земства в становлении и развитии начального образования в Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX в., характеризуются типы начальных учебных заведений на территории Вологодской губернии, финансовые аспекты деятельности земских учреждений, статистика школьной сети и количества учащихся.

Исследование проблемы народного образования в

Вологодской губернии построено на анализе таких источников, как: законодательные акты центральных органов государственной власти, опубликованные в «Полном собрании законов Российской империи» и «Своде законов Российской империи», делопроизводственные материалы государственных и земских учреждений, представленные в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» 1864, 1890 и 1917 гг., которые очерчивают круг дел, подлежащих ведению земскими органами, опубликованные статистические источники: «Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898 - 1899 гг.», где содержатся сведения о земских и церковноприходских школах в Вологодской губернии, «Ежегодник Вологодской губернии» и «Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства» освещают количество школ по губернии и уездам. Разнообразная деятельность земства нашла отражение в центральных и местных периодических изданиях: «Русская школа», «Северный край», «Красный Север», «Вологодский сборник».

Земства в сфере народного образования руководствовались такими документами, как: «Положение о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 г., Циркуляр МВД от 24 ноября 1867 г. и 21 декабря 1868 г. [14, с. 12], «Положение о начальных училищах» 25 мая 1874 г., действовавшим до 1917 г. и рядом других нормативных актов [18].

В деятельности Вологодского земства в области начального школьного образования можно выделить следующие основные направления: содержание

школ и училищ, постройка и ремонт школьных зданий, приобретение учебных пособий и классных принадлежностей, оплата работы по надзору за школами, выплата пособий и наград учителям и учащимся. Основная нагрузка в этой работе лежала на уездных земствах, так как губернские земства ограничились перечислением ежегодных пособий, недостаточных для поддержания существующих в губернии начальных школ и училищ. Важно подчеркнуть, что по закону надзор за школами, с точки зрения организации учебного процесса, принадлежал не земству, а инспектору народных училищ (чиновнику, относящемуся к ведомству Министерства народного просвещения) [11, с. 119].

В 1860-е гг. на территории Вологодской губернии действовало четыре основных типа школ: «школы грамоты», церковно-приходские, земские школы, министерские двухклассные училища [30, с. 5]. Реформа 1864 г. дала определенный толчок развитию начального образования. В значительной степени это было связано с деятельностью земств, на которые правительство переложило заботу о материальном положении школ, о распространении грамотности среди крестьянских детей (закон «О земских учреждениях» от 1 января 1864 г.) [8, с. 42]. В связи с этим, в первые годы работы земств положение в сфере начального образования в Вологодской губернии оставалось достаточно сложным.

Свою деятельность земство начинает с развития и поддержания тех сельских школ (в основном церковно-приходских), в которых было заинтересовано население и в зависимости от тех средств, которые взимались с крестьян на содержание школ и училищ (по 6 копеек с человека).

По Положению 1864 г. главное место в земских училищах отводилось общеобразовательным предметам: чтению, письму, арифметике. Это проявлялось в понедельном распределении часов на эти предметы: на «русское чтение» отводилось до 10-ти часов, на письмо - до 14-ти часов в неделю, а Закон Божий и славянский язык либо не преподавались, в связи с отсутствием прихода в волости, либо на них отводилось 2 - 3 урока.

С 1871 г. в Вологодской губернии по инициативе органов местного самоуправления повсеместно стали открываться земские школы. В первых отчетах управ они часто фигурируют под названием «центральных школ», что объясняется их месторасположением, так как первые из них создавались в одной из центральных волостей уезда [2, с. 16].

В 1897 г. были созданы общие учебные программы для земских школ, которые внесли определенные изменения в учебный процесс. Программа и устройство училищ могли изменяться в зависимости от местных условий. С появлением новой учебной программы состав предметов оставался прежним, но распределение часов увеличилось в сторону таких дисциплин, как: славянская грамматика, Закон Божий, церковное пение. Продолжительность обучения в земских училищах составляла, как правило, три года, соответст-

венно в них обучались по 3-м отделениям: младшее, среднее и старшее. Занятия проходили по 5 часов в день, не считая перемен, число учебных часов в неделю колебалось от 20 до 26. Обучение, как правило, начиналось не ранее середины сентября или даже в ноябре и заканчивалось в начале мая, что было связано с началом весенних полевых работ и окончанием уборки урожая [11]. В состав учительского корпуса входили: 1 законоучитель (обязательно духовного звания), 1 учитель, с начала XX в. появлялись должности 2-го учителя и помощника учителя.

Забота о нуждах земских школ распределялась между местными органами самоуправления. В систему земских учреждений входили: уездные и губернские земские Собрания (решали все земские дела: распределение денежных сумм на постройку зданий для школ, открытие учительских семинарий и др.); губернские и уездные земские Управы (выполняли решения собраний, заведовали земским имуществом, наблюдали за работой на местах и подготавливали дела для доклада земскому Собранию). Вообще, земские училища находились в лучшем положении в отличие от других типов школ, что находит подтверждение в отчетах уездных земских управ: выше заработная плата преподавателей, разнообразнее учебновспомогательные пособия, более приспособленные помещения для учебного процесса и т. д. Положением 1874 г. были устранены от участия в Советах попечители земских училищ, допускавшиеся по Положению 1864 г. Фактически руководителями народной школы явились инспекторы народных училищ, которым было предоставлено право назначать и увольнять учителей [1, с. 183]. К тому же многие помещения, в которых размещались училища, были наемными и не были специально приспособлены для учебных целей.

Постепенно по мере нарастания активности уездных и губернских земств, стимулирования деятельности сельских обществ, сбора с крестьян на содержание школ и училищ (по 6 копеек с человека) число школ начало увеличиваться, что отразилось на количестве детей, посещающих школы. В 1871 г. процентное соотношение количества учащихся к общему числу населения губернии составляло меньше одного процента только в Вологодском, Вельском и Г рязовецком уездах, в остальных уездах цифры были еще ниже. Количество грамотных в уездах составляло около одного учащегося на 100 неграмотных человек [3, л. 5 - 11].

Как показывают данные, число учащихся детей постоянно увеличивалось: с 1865 по 1913 гг. количество обучающихся выросло на 35 406 человек, из них количество девочек выросло на 11 556 человек, а количество мальчиков - на 23850 человек [5, л. 7], [16, с. 102], [17], [19], [24, с. 6]. При этом за содержание начальных училищ в городах ответственность несли городские общества, сельские училища и школы содержались на средства уездного и губернского земств, частично на средства Министерства народного просвещения и сельских обществ. Небольшое число обучающихся девочек объясняется тем, что молодые крестьянки занимались в большей степени домашним хозяйством, воспитанием младших детей и из-за тягот быта не имели возможности посещать школы.

С 1871 г. расходы на содержание начальных школ ежегодно закладывались в бюджет Вологодского земства, главным источником которого было обложение налогами недвижимых имуществ: земель, домов, промышленных и торговых заведений. Расходы Вологодского губернского земства на начальное образование представлены в табл. 1.

Таблица 1

Расходы Вологодского губернского земства на начальное образование (1873 - 1897 гг.)

Годы Всего расходов (р) Доля расходов на начальное образование во всех расходах земства (р.) Соотношение расходов на начальное образование к общим (%)

1873 35300 3500 9,9

1874 42960 3400 7,9

1875 73676 2900 3,9

1876 76661 3300 4,3

1877 80053 3400 4,3

1878 85281 4650 5,5

1879 101888 4650 4,6

1880 109323 4650 4,3

1881 106678 4325 4,1

1882 94686 3350 3,5

1883 93948 3100 3,3

1884 110333 3050 2,8

1885 112720 2980 2,6

1886 104479 2730 2,6

1887 126479 1580 1,2

1888 116302 1380 1,2

1889 122816 1380 1,1

1890 124976 1380 1,1

1891 132456 1380 1,1

1892 159104 1380 0,9

1893 154738 1430 0,9

1894 149947 1680 1,1

1895 165301 2680 1,6

1896 294969 2730 0,9

1897 326702 3230 1,0

Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что до 1881 г. губернское земство еще принимало некоторое участие в материальной поддержке начального образования (в устройстве учительских съездов, наделении земских школ землей), но в 1881 г. оно решает прекратить расходы из губернских сумм на уездные школы, за исключением училищ Сольвыче-годского и Устьсысольского уездов. За девять лет (1873 - 1881 гг.) процент, ассигнуемый на начальное образование к общим расходам губернского земства, составлял 5,4, с 1881 по 1897 гг. земство выделяло только 1,7 % на начальное образование, что объясняется фактом поддержки средних учебных заведений, имеющих общегубернское значение, а заботу о начальном народном образовании возлагает на уездные земства. За 25 лет расход губернского земства на начальное образование уменьшился, тогда как общая

*

Данные получены на основе следующих источников: Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898 - 1899 гг. - Ярославль; Вологда, 1902. - Т. 2. -С. 63.

смета расходов за этот же период возросла в 9,3 раза, процентное же отношение его к общей смете падает до 0,9 % за последние годы.

Распределение обязанностей на содержание начальных школ между сельскими обществами и уездными земствами произошло с 70-х гг. Х1Х в., с этого времени крестьяне начали строить школы, обустраивать или нанимать помещения для них, содержать сторожей. За земствами закрепились такие обязанности, как: снабжение школ учебными пособиями и руководствами, содержание педагогического персонала, устройство школьных библиотек. Но сельские общества халатно относились ко многим из своих обязанностей, поэтому с 80 - 90-х гг. Х1Х в. земские учреждения постепенно вынуждены были брать их на себя. При этом уездные земства Вологодской губернии не всегда проявляли желание принимать на себя ответственность за начальные школы.

Процесс увеличения расходов уездных земств во второй половине XIX в. на начальное образование представлен в табл. 2.

Таблица 2

Расходы уездных земств на начальное образование (1871 - 1898 гг.)*

Годы Всего расходов (р.) Доля расходов на начальное образование во всех расходах земств (р.) Соотношение расходов на начальное образование к общим (%)

1871 326621 37306 11,4

1872 341480 39089 11,4

1873 364309 42600 11,7

1874 426841 53167 12,5

1875 480309 69756 14,5

1876 503300 69303 13,8

1877 536573 83631 15,6

1878 578278 89032 15,4

1879 509425 67142 13,2

1880 666654 90512 13,6

1881 693080 98702 14,2

1882 709561 106437 15,0

1883 772900 108128 14,0

1884 768911 113539 14,8

1885 802555 117645 14,7

1886 803286 120946 15,1

1887 837236 130826 15,6

1888 801994 127514 15,9

1889 947984 162102 17,1

1890 840497 135148 16,1

1891 874431 133612 15,3

1892 891665 124936 14,0

1893 1124143 184848 16,4

1894 1211037 191451 15,8

1895 1181135 127612 10,8

1896 1280188 215710 16,8

1897 1422502 237489 16,7

1898 1515104 271817 17,9

*

Данные получены на основе следующих источников: Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898 - 1899 гг. - Ярославль, Вологда, 1902. - Т. 2. -С. 77, Приложение.

Следовательно, за 27-летний период (1871 -1898 гг.) расходы уездных земств на народное образование увеличились в 7,3 раза, тогда как общая смета расходов возросла за данный период лишь в 4,6 раза.

В 90-х гг. XIX в. Вологодским земством была предпринята попытка удешевления школ за счет их передачи епархиальному училищному совету. Например, в 1885 году 6 училищ и 21 церковноприходская школа согласно постановлениям земских собраний Вельского, Вологодского, Грязовецкого, Кадниковского, Никольского, Сольвычегодского, Тотемского, Устьсысольского, Устюгского и Ярен-ского уездов были переданы епархиальному ведомству [4, л. 58]. Подобный поступок, по нашему мнению, был продиктован стремлением земских учреждений сократить расходы на содержание школ и училищ, так как земства не были заинтересованы в развитии земской школы и не пытались конкурировать с епархиальными школами. Но ситуация вскоре изменилась, что отразилось на суммах, которые земские учреждения выделяли на содержание земских школ [14, с. 77]. Данные о суммах, отпускаемых уездными земствами на содержание земских школ, представлены в табл. 3.

Увеличение земского бюджета на содержание школ в 1897 г. в Вологодском, Грязовецком и Кад-никовском уездах произошло вследствие открытия новых земских училищ. Прирост средств бюджета в Устьсысольском уезде объясняется их перечислением на строительство школьных зданий, уменьшение в 1891 г. в Устюгском и Сольвычегодском уездах -передачей земских школ духовному ведомству. Резкое понижение расходов на начальное образование в

Никольском уезде в 1895 г. произошло из-за того, что земские сметы утверждались администрацией, так как земских собраний в этом уезде не проводилось.

Итак, уездные земства, содержащие начальные школы перечисляли средства на земские школы, финансировали церковно-приходские школы и школы грамоты, поддерживали министерские училища и частные школы. В результате за период с 1865 по 1915 гг. общее количество школ и училищ в Вологодской губернии возросло на 1515 учебных заведений [6, л. 25], [8, с. 22 - 23], [14, с. 7, 109], [16, с. 102].

Таким образом, деятельность земских учреждений Вологодской губернии по развитию начального образования проводилась в достаточно сложных условиях. Недостаточное финансирование приводило к тому, что многие уездные земства вынуждены были передавать школы и училища епархиальному ведомству с целью удешевления их стоимости. Безответственное отношение сельских обществ к обеспечению школ приводило к отсутствию в них предметов первой необходимости (аспидных досок, букварей), помещения школ часто не отвечали необходимым санитарно-гигиеническим нормам. Но благодаря работе земских учреждений Вологодской губернии к началу XX в. ситуация начала стабилизироваться. Увеличение финансирования начальных школ и училищ привело к росту количества учебных заведений и учащихся, посещающих их. Но, несмотря на все меры, предпринимаемые земскими учреждениями в сфере школьного образования, к первой четверти XX в. проблема всеобщей грамотности в губернии все еще не была решена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Суммы, перечисляемые уездными земствами на содержание земских школ

(1888 - 1898 гг.) *

Уезды

Годы Вологодский Вельский « к м а <и м о к а Г Кадникодский Никольский Сольвычегодский Тотемский У стьсысольский й и к с І сУ Яренский Общая сумма

1888 12801 - 6572 9106 - 12337 11356 9956 15855 - 77983

1889 11727 - 6393 9102 18901 12593 10735 9040 12164 6035 96690

1890 10817 - 6458 8522 - 10925 11113 13494 11791 - 73120

1891 10927 - 6608 10111 - 4096 11827 12677 7610 2665 66521

1892 10327 6986 7523 9961 - - 11202 12065 4362 - 54903

1893 10327 - 7752 10259 25735 - 12781 12709 5504 - 85067

1894 10377 - 8544 10149 24551 - 14546 13363 5229 - 86759

1895 10192 - 8688 11399 16480 2500 13247 14484 4588 - 81578

1896 11267 9775 10897 11067 17155 3500 13804 15231 5511 - 98207

1897 12997 - 15731 13891 16061 4980 13245 18243 5163 - 100311

1898 17206 11471 15780 19425 27095 5170 13275 17636 9230 - 136288

* Данные получены на основе следующих источников: Журналы Вологодского уездного земского собрания чрезвычайных заседаний. Вологда, 1907. - С. 5; ГАВО. - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 453. - Л. 58; Колчеев С.Ю. Историческое путешествие по городу Никольску конца XVIII - начала XX века / С.Ю. Колчеев, С.А. Тихомиров // Никольская старина. - Вологда, 2000.

Источники и литература

1. Белоконский, И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию за 1899 год / И.П. Белоконский // Русская школа. - 1900. - № 1. - С. 181 - 187.

2. Вологодский сборник / под ред. Ф.А. Арсеньева. -Вологда, 1879. - Т. 1.

3. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 85.

4. ГАВО. - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 453.

5. ГАВО. - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 1071.

6. ГАВО. - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 1624.

7. Ежегодник Вологодской губернии на 1912 год. -Вологда, 1911.

8. Ежегодник Вологодской губернии на 1914 год. -Вологда, 1913.

9. Журналы Вологодского губернского земского собрания. Доклады управы по народному образованию за 1870 год. - Вологда, 1870.

10. Журналы Вологодского уездного земского собрания чрезвычайных заседаний. - Вологда, 1907.

11. Звягинцев, Е.Н. Полвека земской деятельности по народному образованию / Е.Н. Звягинцев. - М., 1915.

12. Колчеев, С.Ю. Историческое путешествие по городу Никольску конца XVIII - начала XX века / С.Ю. Колче-ев, С.А. Тихомиров // Никольская старина. - Вологда, 2000.

13. Лосев, С. О низших учебных заведениях Вологодской губернии за 1910 г. / С. Лосев. - Архангельск, 1911.

14. Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898 - 1899 гг. - Ярославль; Вологда, 1902. -Т. 2.

15. Начальное образование в Вологодской губернии // Северный край. - 1899. - № 119.

16. Памятная книжка Вологодской губернии на 1865 -66 гг. - Вологда, 1866.

17. Памятная книжка Вологодской губернии на 1893 -1894 гг. - Вологда, 1894. - С. 137 - 140.

18. Свод законов Российской Империи. Свод уставов Ученых Учреждений и Учебных заведений ведомства Министерства Народного Просвещения. - Т. XI. - Ч. 1. -СПб., 1893.

19. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вып. 1. - Вологда, 1904.

20. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вологда, 1905.

21. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вологда, 1906.

22. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вологда, 1908.

23. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вологда, 1909.

24. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вологда, 1910.

25. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вологда, 1911.

26. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вологда, 1912.

27. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вологда, 1913.

28. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вологда, 1914.

29. Турупанов, А. Земская школа / А. Турупанов // Красный Север. - 1966. - № 230.

30. Успенский, М.И. Начальное образование в Санкт-Петербургском учебном округе / М.И. Успенский. - СПб., 1914.

УДК 94 (47). 084. 5

А. С. Котов

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Н.В. Алексеева

К ИЗУЧЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В 1920-е гг.

(НА ПРИМЕРЕ ЧЕРЕПОВЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ)

Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009 - 2013 гг., ГК П 360

В статье на примере Череповецкой губернии показаны некоторые способы формирования интеллигенции Советской России в период 1920-х гг.: роль выдвиженчества, образовательный ценз выдвигаемых. Освещены основные требования, предъявляемые к курсантам в советской партийной школе при приеме и последующие годы обучения, форма и методы обучения, классовый состав курсантов, их дальнейшая сфера деятельности.

Интеллигенция, Череповецкая губерния, курсант, советская партийная школа, классовый состав.

The article presents the ways of formation of intelligentsia of the Soviet Russia on the example of Cherepovets province in 1920th the function of nomination and the educational standard of the nominees. The main requirements to the cadets at their entering the Soviet party school and the future years of their studying, the form and methods of teaching, the class composition of the cadets and their further speciality are considered in the article.

Intelligentsia, Cherepovets province, cadet, the Soviet party school, class composition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.