Научная статья на тему 'Опыт финансирования народного образования во второй половине XIX начале XX века (по материалам Вологодской губернии)'

Опыт финансирования народного образования во второй половине XIX начале XX века (по материалам Вологодской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
567
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА / ЗЕМСКИЕ СБОРЫ / СБОРЫ С СЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ / ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ / ЦЕРКВЕЙ / МОНАСТЫРЕЙ / КРЕСТЬЯНСКИЙ СБОР / УЕЗДНЫЕ И ГУБЕРНСКИЕ ЗЕМСКИЕ СОБРАНИЯ И УПРАВЫ / ZEMSTVO (TERRITORIAL) LEVY / MONASTERIES / PEASANT LEVY / PROVINCIAL AND DISTRICT ZEMSTVO ASSEMBLIES (ZEMSKOYE SOBRANYE) AND COUNCILS (ZEMSKAYA UPRAVA) / THE TREASURY ASSETS / LEVY FROM RURAL COMMUNITIES / DONATIONS FROM PRIVATE INDIVIDUALS / CHURCHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воротникова Наталья Сергеевна

В статье рассматривается опыт финансирования народного образования во второй половине XIX начале XX в. на территории Вологодской губернии. На основании историкосравнительного метода исследования в статье сопоставляются объекты, формы, виды и источники финансирования начального образования. Исследование проблемы построено на анализе архивных источников и опубликованных делопроизводственных и статистических материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Воротникова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice of national education financing in the second half of the XIX century the beginning of the XX century (based on the materials of the Vologda province)

The article deals with the practice of the financing of public education in the Vologda province in the second half of the XIX century the beginning of the XX century. The article, basing on the historicalcomparative approach compares the objects, forms, types and sources of the financing of primary education. The study of the problem is based on the analysis of the archival materials and published record management and statistical documents.

Текст научной работы на тему «Опыт финансирования народного образования во второй половине XIX начале XX века (по материалам Вологодской губернии)»

УДК 37.014.543(470.12) © Воротникова Н.С.

Опыт финансирования народного образования во второй половине XIX — начале XX века (по материалам Вологодской губернии)

В статье рассматривается опыт финансирования народного образования во второй половине XIX — начале XXв. на территории Вологодской губернии. На основании историкосравнительного метода исследования в статье сопоставляются объекты, формы, виды и источники финансирования начального образования. Исследование проблемы построено на анализе архивных источников и опубликованных делопроизводственных и статистических материалов.

Средства Государственного казначейства; земские сборы; сборы с сельских обществ; пожертвования частных лиц, церквей, монастырей; крестьянский сбор; уездные и губернские земские собрания и управы.

Наталья Сергеевна ВОРОТНИКОВА

аспирант Вологодского государственного педагогического университета NS_history@mail.ru

Появление в 2011 году в России ряда проектов и программ в сфере модернизации системы образования, таких, как проект «Модернизация систем общего образования», направленный на повышение заработной платы учителей, «Модернизация региональных систем общего образования», Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы и приоритетный национальный проект «Образование» на 2011 — 2013 годы, говорит о том, что государство обеспокоено состоянием образования [1]. В российском обществе идёт интенсивный поиск наиболее приемлемых для современных условий форм и методов образования и воспитания. Осмысление ценного исторического опыта финансирования системы начального

образования России второй половины XIX — начала XX века (на основе материалов Вологодской губернии) даёт возможность сопоставить и проанализировать объекты, формы, виды и источники финансирования начального образования.

Исследование проблемы финансирования народного образования в Вологодской губернии построено на анализе таких источников, как законодательные акты центральных органов государственной власти, делопроизводственные материалы государственных и земских учреждений, ряд статистических источников и неопубликованных архивных материалов фондов Вологодской губернской земской управы и Вологодских Епархиальных ведомостей Государственного архива Вологодской области.

Во второй половине XIX — начале XX века государство принимало активное участие в обучении населения и считало целесообразным поощрение народного образования. В 1860-е годы на территории Вологодской губернии действовало четыре основных типа школ: «школы грамоты», церковно-приходские, земские школы, министерские двухклассные училища [19, с. 5]. Реформа 1864 года дала определённый толчок развитию начального образования. В значительной степени это было связано с деятельностью земств — органов местного самоуправления, на которое правительство переложило заботу о материальном положении школ, о распространении грамотности среди крестьянских детей (закон «О земских учреждениях» от 1 января 1864 года) [12, с. 12].

Свою деятельность земство начинало с развития и поддержания тех сельских школ (в основном церковно-приходских), в которых было заинтересовано население, и в зависимости от тех средств, которые взимались с крестьян на содержание школ и училищ, что составляло в середине XIX века 6 копеек с человека (равнялось 987 рублям). Земская школа, обязанная своим появлением органам местного самоуправления, существовала главным образом за их счёт, при непосредственной помощи государства и сельских обществ. Источниками финансирования земских школ являлись: средства из Государственного казначейства; земские сборы; сборы с сельских обществ; пожертвования частных лиц, церквей, монастырей; плата за учение (крестьянский сбор) и прочие источники [12, с. 12].

В связи с тем, что, согласно решению Государственного Совета от 11 февраля 1867 года, специальный училищный сбор с государственных крестьян прекращался и с 1871 года само земство было обязано принимать участие в обеспечении содержания училищ (Циркуляр МВД от 24 ноября 1867 года

и 21 декабря 1868 года № 21), прежде всего последнему пришлось позаботиться о поддержании уже существующих сельских училищ. Расходы земства на начальное образование были отнесены к числу необязательных, вследствие чего земства выдавали сначала пособия тем сельским обществам, которые содержали школы, и эти пособия не имели определённого назначения, использовались на выдачу «наград», то есть нерегулярных доплат к жалованью учителей [9, с. 256].

Постепенно, по мере нарастания активности уездных и губернских земств, стимулирования деятельности сельских обществ, сбора с крестьян на содержание школ и училищ (по 6 копеек с человека), число школ начало увеличиваться, что отразилось на количестве детей, посещающих школы. Количество грамотных в уездах составляло около одного человека на 100 неграмотных [3, д. 85, л. 5 - 11].

Данные о росте числа учащихся в Вологодской губернии за пять десятилетий представлены в табл. 1.

Как показывают данные таблицы, число учащихся постоянно увеличивалось. При этом за содержание начальных училищ в городах ответственность несли городские общества; сельские училища и школы содержались на средства уездного и губернского земств, частично на средства Министерства народного просвещения и сельских обществ. Небольшое число обучающихся девочек объясняется тем, что молодые крестьянки занимались в большей степени домашним хозяйством, воспитанием младших детей и из-за тягот быта не имели возможности посещать школы.

В 1871 году процесс открытия земских училищ наблюдался по всей Вологодской губернии. В среднем сумма на содержание одного начального училища равнялась 526 руб. в год, расходная часть этой суммы состояла из зарплаты законоучителю - 75 руб.; учителю наук — 350 руб.; учителю

Таблица 1. Рост числа учащихся в начальных школах Вологодской губернии за период с 1865 по 1913 год

Год обучения Численность учащихся к началу учебного года

Мальчиков Девочек Всего

1865 7546 1111 8657

1874 8295 1161 9456

1875 8756 1143 9899

1876 8985 1341 10326

1877 9410 1443 10853

1878 9455 1646 11101

1879 10034 1750 11784

1880 10257 1906 12163

1881 10564 2077 12641

1882 10971 2095 13066

1883 11739 2139 13878

1903 15040 4196 19236

1904 13312 4070 17382

1905 16349 5258 21607

1907 17298 5496 22794

1909 20939 6745 27684

1910 23754 8423 32177

1911 - - 35943

1912 - - 40866

1913 31396 12667 44063

Таблица составлена по: Памятная книжка Вологодской губернии на 1865 - 1866 гг. - Вологда, 1866. - С. 102; Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898 - 1899 гг. - Т. 2. - Ярославль, Вологда, 1902. - С. 7, 81, 90; Лосев С. О низших учебных заведениях Вологодской губернии за 1910 г. - Архангельск, 1911. - С. 74.; ГАВО. - Ф. 34. - Д. 1071. - Л. 7; Журналы Вологодского губернского земского собрания. Доклады управы по народному образованию за 1870 год. -Вологда. - С. 173-174; Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вологда, 1904. - Выпуск 1. - С. 4-24; 1905. - С. 7; 1906. - С. 4; 1908. - С. 6; 1910. - С. 6; 1911. - С. 6; 1912. - С. 5; 1913. - С. 6; 1914. - С. 6; Краткий статистический очерк учебно-образовательного дела за 1892 г. // Памятная книжка Вологодской губернии на 1893 - 1894 годы. - С. 137-140.

ремесла — 50 руб., расходов «на классные хозяйственные нужды» — 30 руб., расходов «на отопление и освещение» — 21 руб. Часть суммы, а именно 226 руб., ежегодно отпускало Министерство народного просвещения, остальные ресурсы (300 руб.) базировались на вложениях земства и сельских обществ [14, с. 180]. Данные суммы показывают, насколько высоким являлся социальный и материальный уровень педагога, ведь учителю в год хватало 345 руб. на питание, обувь, одежду, поездки и поддержку родственников [17, с. 16]; кроме того, земства принимали участие в жизни педагогов путём предоставления им квартир и квартирных денег (приблизительно 67 руб. в год), а сельские общества — путём несения хозяйственных расходов [4].

Данная система просуществовала до середины 1890-х годов, когда земские училища стали содержаться на совместные средства сельских обществ и земств, при непосредственной помощи государства. В течение 1890-х годов земства вынуждены были брать все расходы на себя при поддержке их государством [9, с. 370]. Вологодская губерния по степени участия казны в содержании начальных народных училищ занимала среди 34 губерний 22 место (19%) [12, с. 237].

Забота о нуждах земских школ распределялась между местными органами самоуправления — уездными и губернскими земскими собраниями и управами. Вообще, положение земских училищ было лучше по сравнению с другими типами школ, что

находит подтверждение в отчётах уездных земских управ. Из отчётов следует, что в училищах была выше заработная плата преподавателей, разнообразнее учебно-вспомогательные пособия, более приспособленные для учебного процесса помещения и т.д. Согласно положению 1874 г., фактически руководителями народной школы стали инспекторы народных училищ, которым было предоставлено право назначать и увольнять учителей [2, с. 183].

С 1871 года расходы Вологодского губернского земства на содержание начальных школ ежегодно закладывались в его бюджет, главным источником которого было обложение налогами недвижимого имущества: земель, домов, промышленных и торговых заведений. Источниками земских доходов были также пособия от казны на развитие начального образования, «зачёты» (свободная наличность земских сумм, не имеющих определённого назначения), сборы с документов на право торговли и промыслов [5].

За восемь лет (1873 — 1881) процент, ассигнуемый на начальное образование, по отношению к общим расходам губернского земства составлял 5,4. С 1881 по 1897 год земство выделяло только 1,7% средств на начальное образование, что объясняется фактом поддержки средних учебных заведений, имевших общегубернское значение, а забота о начальном народном образовании возлагалась на уездные земства (табл. 2).

Однако позиция губернского земства несколько изменилась, и 27 февраля 1897 года оно возбудило ходатайство о принятии на средства казны некоторых расходов для того, чтобы освобождавшиеся суммы были обращены на усиление средств народного образования. В 1899 году учреждается «особый капитал» на нужды народного образования в губернии путём отчисления процентов от губернского запасного капитала [13, с. 254].

Распределение обязанностей на содержание начальных школ между сельскими обществами и уездными земствами произошло с 70-х годов XIX века. С этого времени крестьяне начали строить школы, обустраивать или нанимать помещения для них, содержать сторожей; а за земствами закрепились такие обязанности, как снабжение школ учебными пособиями и руководствами, содержание педагогического персонала, устройство школьных библиотек.

Но с 1880 — 1890-х годов земские учреждения постепенно вынуждены были брать эти функции на себя. Процесс увеличения во второй половине XIX века расходов уездных земств на начальное образование представлен в табл. 3.

Из анализа данных расходов следует, что за период с 1871 по 1898 год расходы уездных земств на народное образование увеличились в 7,3 раза, тогда как общая смета расходов — лишь в 4,6 раза.

Таблица 2. Расходы Вологодского губернского земства на начальное образование (1873 - 1897 гг.)

Год Всего расходов, руб. В том числе расходов на начальное образование, руб. Удельный вес расходов на начальное образование к общим, %

1873 35300 3500 9,9

1875 73676 2900 3,9

1880 109323 4650 4,3

1885 112720 2980 2,6

1890 124976 1380 1,1

1895 165301 2680 1,6

1897 326702 3230 1,0

Таблица составлена по: Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898 - 1899 гг. - Т. 2. - Ярославль, Вологда, 1902. - С. 63.

Таблица 3. Расходы уездных земств на начальное образование (1873 - 1910 гг.)

Год Всего расходов, руб. В том числе расходов на начальное образование, руб. Удельный вес расходов на начальное образование к общим, %

1873 364309 42600 11,7

1875 480309 69756 14,5

1880 666654 90512 13,6

1885 802555 117645 14,7

1890 840497 135148 16,1

1895 1181135 127612 10,8

1905 - 259563 -

1910 - 592765 -

Таблица составлена по: Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898 - 1899 гг. - Т. 2. - Ярославль, Вологда, 1902. - С. 77, Приложение; Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вып. 3. - Вологда, 1906. - С. 19; Вып. 7. - 1909; Вып. 8. - 1910. - С. 100.

Таблица 4. Суммы, перечисляемые уездными земствами на содержание земских школ (1888 - 1898 гг.)

Уезд

Год Вологодский Вельский Грязовецкий Кадниковский Никольский й и к с д о ы в ь л о О й и к с е т о 1— й и к с ь л о О ы О ь- т с У Устюгский Яренский Общая сумма

1888 12801 6572 9106 - 12337 11356 9956 15855 77983

1890 10817 6458 8522 - 10925 11113 13494 11791 73120

1895 10192 8688 11399 16480 2500 13247 14484 4588 81578

1897 12997 15731 13891 16061 4980 13245 18243 5163 100311

1898 17206 11471 15780 19425 27095 5170 13275 17636 9230 136288

Таблица составлена по: Журналы Вологодского уездного Земского Собрания чрезвычайных заседаний. - Вологда, 1907. - С. 5; ГАВО. - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 453. - Л. 58.

В 80-х годах XIX века Вологодским земством была предпринята попытка удешевления содержания школ за счёт их передачи епархиальному училищному совету. Например, в 1885 году 6 училищ и 21 церковноприходская школа согласно постановлениям земских собраний Вельского, Вологодского, Грязовецкого, Кадников-ского, Никольского, Сольвычегодского, Тотемского, Устьсысольского, Устюгского и Яренского уездов были переданы епархиальному ведомству [3, д. 453, л. 58]. Подобный поступок был продиктован стремлением земских учреждений сократить расходы на содержание школ и училищ,

так как земства не были заинтересованы в развитии земской школы и не пытались конкурировать с епархиальными школами.

Но ситуация вскоре изменилась, что отразилось на суммах, которые земские учреждения выделяли на содержание земских школ [12, с. 77]. Данные о суммах, которые отпускались уездными земствами на содержание земских школ, представлены в табл. 4.

Увеличение земского бюджета на содержание школ в 1897 году в Вологодском, Грязовецком и Кадниковском уездах произошло вследствие открытия новых земских училищ.

Прирост средств бюджета в Устьсысоль-ском уезде объясняется их перечислением на строительство школьных зданий, уменьшение средств в 1890 году в Устюгском и Сольвычегодском уездах — передачей земских школ духовному ведомству. Резкое понижение расходов на начальное образование в Никольском уезде в 1895 году произошло из-за того, что земские сметы утверждались администрацией, так как земских собраний в этом уезде не проводилось.

Итак, уездные и губернские земства, содержавшие начальные школы, перечисляли средства на земские школы, финансировали церковно-приходские школы и школы грамоты, поддерживали министерские училища и частные школы. В результате за период с 1905 по 1915 год общее количество школ и училищ в Вологодской губернии возросло на 564.

Таким образом, развитие начального образования в губернии сопровождалось улучшением материального положения земских школ, основными источниками дохода которых на протяжении их существования оставались органы местного самоуправления и государство.

Реорганизации, проводимые в школьном деле, призваны объединить в целостном культурном пространстве центр и регионы. Специального внимания на этапе обновления современной системы образования заслуживает исторический опыт финансирования начального образования, к которому следует обратиться, ведь на развитие народного образования в деревне были направлены все силы органов местного самоуправления, безвозвратные пособия, ссуды государственного казначейства и общественная инициатива.

Литература

1. 120 млрд. рублей будет дополнительно направлено на модернизацию школьного образования в 2011

— 2013 годах [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

— Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/reliz/8398/

2. Белоконский, И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию за 1899 год / И.П. Белоконский // Русская школа. — 1900. — № 1. — С. 183.

3. ГАВО (Государственный архив Вологодской области). — Ф. 34. — Фонд Вологодской губернской земской управы. - Оп. 1. - Д. 453. - Л. 58; Д. 1624. - Л. 25; Д. 85. - Л. 5-11.

4. ГАВО. - Ф. 465. - Фонд Вологодского епархиального училищного совета. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 4.

5. Доходы и расходы земств 34-х губерний по сметам на 1911 год. - СПб., 1913.

6. Ежегодник Вологодской губернии на 1912 год. - Вологда, 1911.

7. Ежегодник Вологодской губернии на 1914 год. - Вологда, 1913.

8. Лосев, С. О низших учебных заведениях Вологодской губернии за 1910 год / С. Лосев. - Архангельск, 1911. - С. 74.

9. Медынский, Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции / Е.Н. Медынский. - М.: Госиздат, 1938. - 512 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Народное образование в Вологодской губернии: Ежегодник Вологодской губернии. - Вологда, 1911.

11. Народное образование в земствах. - М., 1914.

12. Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898 - 1899 года. - Т. 2. - Ярославль, Вологда, 1902. - 161 с.

13. Начальное образование в Вологодской губернии // Северный край. - 1899. - № 119.

14. Отчёт Вологодской уездной земской Управы за время с 5-го февраля по 1-е сентября 1870 года 2-му очередному Земскому Собранию. - Вологда, 1870.

15. Памятная книжка Вологодской губернии на 1865 - 66 гг. - Вологда, 1866.

16. Полное собрание законов Российской Империи, по велению Государя Императора Николая Павловича составленное. - Собрание Второе в 55 томах. - Том 49. - Отделение 1, 1874 г., № 52982 - 53684. - СПб.: Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1876.

- 949 с.

17. Русский учитель. - 1912. - № 1. - С. 16.

18. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вологда, 1904. - Вып. 1; Вологда, 1910. - Вып. 8; Вологда, 1909. - Вып. 7.

19. Успенский, М.И. Начальное народное образование в Санкт-Петербургском учебном округе: стат. очерк / М.И. Успенский // Вопр. нар. образования. - 1913. - № 14/15 (нояб. - дек.). - С. 3-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.