УДК 94 /394(470.12)
Н. С. Воротникова
Ученический состав сельских начальных школ Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX в.
На основании анализа общей численности учащихся, их сословного и половозрастного состава в статье рассматривается роль начальной школы в жизни сельского населения Вологодской губернии. Исследование проблемы построено на анализе архивных источников и опубликованных делопроизводственных и статистических материалов. Эти данные в полной мере отразят не только заинтересованность населения в образовании, но и эффективность образования. В результате выработки системы мер органами местного самоуправления для привлечения детей в школу их количество повышается, особенно в земских школах.
Ключевые слова: Вологодская губерния, народное образование, учащиеся сельской школы, земская школа, министерская школа, церковно-приходская школа, школа грамоты.
N. S. Vorotnikova
Pupil's Structure of Elementary Schools in the Vologda Province in the second half of the XIX century - the beginning of the XX century
The article analyses pupils of the elementary schools in the Vologda province in the second half of the XIX century - the beginning of the XX century. The article studies the number of pupils, their social and sex-age structure and thus it considers the role of the primary education in the Vologda province. The study of the problem is based on the analysis of the archival materials and published record management and statistical documents. These data show people's interest in education, and its effectiveness. Local authorities worked out some measures to attract children to school and as a result, the number of pupils was increased, especially in Zemstvo (territorial) schools.
Keywords: the Vologda province, national education, village school pupils, Zemstvo (territorial) school, ministerial school, parochial school, reading and writing school.
Ученик является главным субъектом и объектом образовательного процесса, а значит, именно он, материальное положение его семьи и отношение к школе напрямую влияют на ход начального образования. Таким образом, рассматривая сельское начальное образование, нельзя оставить без внимания вопрос о составе и количестве учащихся начальных сельских школ в Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX в.
В 1863 г. в Вологодской губернии было 642 сельские школы, в которых обучались 13 718 человек, в 1865 г. - 416 школ и 8 657 учащимися. Таким образом, за период с 1863 по 1865 г. число школ и учащихся в сельской местности уменьшилось почти вдвое. Сокращение числа учащихся в сельских школах продолжалось и в последующие годы. В 1870 г. в них обучалось всего 7 588 человек, то есть на одну тысячу меньше, чем в 1865 г.
К началу деятельности земских учреждений в 1865 г. в 416 школах Вологодской губернии обучалось 8 657 человек, что составляло менее 1 % всех детей школьного возраста. В церковно -
приходских школах учились преимущественно лица духовного звания.
В Вологодской губернии земские учреждения открылись в 1870-е гг. К этому времени, по сведениям земских управ, числилось 550 сельских начальных училищ с 7 588 учащимися, где преобладали церковные школы (469 школ с 4 612 учащимися). Таким образом, на каждую школу приходилось в среднем только 14 учащихся (0,7 % всего населения).
Постепенно, по мере нарастания активности уездных и губернских земств, стимулирования деятельности сельских обществ, сбора с крестьян на содержание школ и училищ (по 6 копеек с человека), число школ начало увеличиваться, что отразилось на количестве посещавших школы детей. В 1871 г. число учащихся составляло менее 1 % от общего числа жителей губернии в Вологодском, Вельском и Грязовецком уездах, в остальных уездах цифры были еще Таким образом, на 100 неграмотных в уездах приходился один учащийся [3, л. 5-11].
Крестьянское население Вологодской губернии с 1858 до 1878 г. возросло вдвое, число крестьян-
© Воротникова Н. С., 2016
ских хозяйств также возросло: за 20 лет увеличилось в губернии на 40 %. Говоря о грамотности крестьянского населения, следует иметь в виду две стороны этого процесса: во-первых, уменьшение процента крестьянских хозяйств, имеющих в семье грамотных; во-вторых, значительный рост абсолютного числа грамотных крестьян в губернии. Однако этот абсолютный рост числа грамотных крестьян, по-видимому, еще не достиг того качественного уровня, при котором грамотность крестьянства становилась основой роста производительных сил в хозяйстве. Капиталистический способ производства во второй половине XIX в. не в состоянии был обеспечить такой качественный скачок. Само крестьянское хозяйство в этом отношении внутренне прогрессировало, но отсутствовали внешние стимулы и условия к усилению этого прогресса.
Если рассмотреть отношение количества всех учебных заведений к общему населению губернии, то в 1879 г. одно учебное заведение приходилось на 3 470 жителей, число учащихся, по сравнению с 1878 г., увеличилось на 736 и стало равным 14 896. Одно начальное училище приходилось на 4 112 жителей. Число учащихся в них равнялось 11 784 (10 034 мальчика и 1 750 девочек) [12, с. 87].
В 1879 г. в церковно-приходских школах и школах грамоты (их было всего 96) общее количество учащихся составляло 2 249, из них мужского пола - 2 068 и женского - 181 [12, с. 88]. В 1879 г. среди закончивших курс обучения в начальных городских и сельских училищах было 1 172 мальчика, из которых 847 получили свидетельства на льготу по отбыванию воинской повинности, и 151 девочка.
В 1893 г. в губернии было 29 министерских сельских школ, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, всего учащихся - 2 731 (2 299 мальчиков и 432 девочек). В сельских школах, подведомственных Училищным советам, то есть в 211 земских школах, обучалось 12 097 человек (9 898 мальчиков и 2 199 девочек). Всего в народных земских и министерских школах за 1892/1893 г. насчитывалось 14 828 учащихся (12 197 мальчиков и 2 631 девочек) [8, с. 139].
К 1 января 1894 г. по Вологодской губернии насчитывалось 817 учебных заведений, вместе с народными, церковно-приходскими школами и школами грамоты, где обучались 32 264 человека (26 705 лиц мужского пола и 5 559 - женского пола) [8, с. 137].
Итак, за период с 1870 по 1897 г. число учащихся в земских школах значительно увеличилось, по сравнению с количеством учащихся начальных школ других ведомств. В частности, количество учащихся девочек в Вологодской губернии возрастало быстрее: по Грязовецкому уезду оно увеличилось в 60 раз, но в сравнении с соседней Ярославской губернией процент учащихся девочек был меньше в 2 раза. Наблюдался и значительный рост числа оканчивающих курс обучения. Так, по Грязовецкому уезду количество окончивших курс обучения увеличилось в 25,5 раза, по Тотемскому - в 19,1, по Никольскому - в 16, по Кадниковскому - в 13 раз [7, с. 119].
В начале XX в. число учащихся постоянно возрастало. Если в 1903 г. в губернии насчитывалось 19 236 учащихся, в 1909 г. - 27 684, то к 1913 г. -уже 44 063 учащихся, причем мальчиков обучалось больше, чем девочек. Например, в 1903 г. в губернии обучалось мальчиков на 10 844 больше, чем девочек, в 1909 г. - на 14 194, в 1913 г. - на 18 729 больше, чем девочек. При этом число обучающихся девочек, по сравнению с предыдущими годами, росло и к 191 3 г. составляло 12 667 человек. Количественный рост среди учащихся мальчиков объяснялся тем, что крестьяне не осознавали значения грамотности для женщин, считая, что главное для них - домашнее хозяйство.
Несмотря на постоянный рост числа учащихся, в среднем по губернии на 191 0 г. они составляли лишь 46,8 % детей школьного возраста, а 53,2 % детей оставались вне школы. Объясняя такое положение дел, земская губернская управа называла следующие причины: «...несвоевременный отпуск казной денег на выполнение школьной сети, затруднения в поиске школьных помещений, экономическое состояние населения, не позволяющее всем детям школьного возраста посещать училища (отсутствие одежды, обуви, нужда в заработке)» [6, с. 148-149]. Часть из них желала бы ее посещать, однако этому препятствовал ряд факторов. Например, в 1904/1905 учебном году было отказано 330 (51 %) желающим из-за «тесноты помещения», 141 (22 %) - вследствие «запоздания», 89 (14 %) - по малолетству, 57 (9 %) - по «великовозрасту» и 27 (4 %) - по неизвестным причинам. Данные приведены только по земским школам [14, с. 16-17].
Необходимо отметить, что на земских собраниях обсуждались вопросы, связанные с состоянием народного образования в губернии (посещаемость учащимися занятий, причины их пропус-
Ученический состав сельских начальных школ Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX в.
ков), и здесь же намечались меры для их предотвращения [9, с. 73].
В 1911 г. среди учащихся преобладали мальчики, которые составляли почти три четверти всего контингента учащихся начальных школ. Подобная «дискриминация» в отношении девочек объясняется, конечно, не особыми предрассудками крестьянской среды. Это следствие невозможности дать образование всем детям. Предпочтение мальчикам отдавалось как будущим мужчинам-хозяевам, которым умение читать и писать потребуется в жизни больше, чем девочкам. То есть крестьянин, обучая детей грамоте, преимущественно имел в виду ее утилитарное значение. Мальчику, по мнению крестьян, грамота нужна была потому, что впоследствии он должен был отбывать воинскую повинность, занимать общественные должности, работать на отхожих промыслах и тому подобное [1, с. 146].
Рассмотрим, какова была ситуация с грамотностью крестьян. Общий уровень грамотности крестьян в Российской империи в 1910 г. составлял 19,1 %, а в 1912 г. - 24,8 %. Следовательно, уровень грамотности вырос в 1,3 раза. Грамотность среди мужчин составляла 30 %, а среди женщин -3,5 %. Грамотность среди матерей составляла 46 % от грамотности дочерей [4, с. 294]. В целом, среди крестьян существовало предубеждение относительно обучения грамоте девочек. Это было связано с сохранением традиционной линии подчинения, передающейся по материнской линии. Тем не менее, общественное мнение склонялось к тому, что грамотная крестьянка лучше сумеет справиться с обязанностями жены, матери.
Несмотря на то, что доля образованных женщин с конца XIX до начала XX в. росла, большинство из них по-прежнему оставались безграмотными. У многих из них бытовал такой взгляд на образование: «Нам это ни к чему» [10, с. 10]. Была еще одна причина низкой грамотности среди женщин: народная школа не подходила для образования и воспитания именно девочек. Отрицательную роль школы крестьяне видели в том, что после ее окончания девочки искали «легкой жизни»: не хотели вести домашнее хозяйство и быть труженицами, увлекались науками [5, с. 306]. Следовательно, бытовала идея, что девочек учить не стоит, так как их дело - заниматься рукоделием: прясть, ткать, помогать матерям. К образованию мальчиков был иной подход. Семья охотно посылала сыновей в школу и позволяла окончить трехлетний курс со свидетельством.
За пятнадцатилетний период, с 1895 по 1910 г., число учащихся почти удвоилось. Однако эти данные имеют значение лишь в сравнении с данными относительно общего количества детей школьного возраста. Так, в 1898 г. число учащихся в Вологодской губернии составляло 36 % [13, с. 71; 11, с. 2], в 1912 г. увеличилось до 53 % [6, с. 71].
Необходимо отметить, что рост числа учащихся в земских школах проходил быстрее, чем в цер-ковно-приходских. За пятнадцатилетний период (1895-1910 гг.) количество детей в школах гражданского ведомства увеличилось на 22 тыс., а в школах духовного ведомства - на 1 0 тыс. человек [6, с. 147]. Основными причинами увеличения охвата детей школьного возраста начальным образованием являлись инициатива земских деятелей, пропаганда среди крестьян пользы начального образования и грамотности [2, с. 43].
Еще одной характерной чертой периода 18701913 гг. было то, что число обучающихся в школах мальчиков превышало число девочек. Как видно из количественного распределения учащихся по половому признаку, число девочек в земских начальных школах составляло около 20 % учащихся. Причинами таких колебаний были, во-первых, удаленность школы от места проживания; во-вторых, наличие интернатов для проживания, так называемых «ночлежек», которые имелись не во всех школах и преимущественно создавались только для мальчиков, в то время как для девочек таких было очень мало.
По данным на начало XX в., состав учащихся земских школ по сословному признаку был крайне однообразен. Так, 97,3 % учащихся - это крестьянские дети, 1,2 % - дети духовенства, на долю других сословий выпадало не более 1,5 % [13, с. 28].
По возрасту учащиеся (как мальчики, так и девочки) распределялись не меньше чем на 11 и даже 12 групп - от 6 до 16-17 лет, но процент шестилетних и 16-17-летних был очень незначительным (первых - 0,2 %, вторых - 0,3 %) [13, с. 29]. Преобладающим для детей обоего пола являлся возраст от 8 до 1 2 лет, так называемый «школьный возраст», число учащихся более раннего и более позднего возраста составляло не более 3 %. В пределах возрастных групп, как среди мальчиков, так и среди девочек, наибольший процент составляли десятилетние. Нужно также отметить, что в возрасте до десяти лет обучалось 59,3 % мальчиков из всех обучающихся мальчиков разного возраста, а девочек - 68,3 % из общего
количества всех учениц. Все это обусловлено отсутствием определенного возрастного предела при поступлении в школу, кроме того, многие временно прерывали учебу, а некоторые оставались на второй год обучения, в 1906 г. насчитывалось 13-14 % таких учеников [14, с. 8].
Данные о росте числа учащихся в Вологодской губернии за пять десятилетий представлены в таблице 1.
Таблица 1
Рост числа учащихся в сельских начальных школах Вологодской губернии
Таблица составлена по следующим источникам: Памятная книжка Вологодской губернии на 1865-1866 гг. - Вологда, 1866. - С. 102; Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898-1899 гг. - Ярославль; Вологда, 1902. - Т. 2. - С. 7, 81, 90; Лосев, С. О низших учебных заведениях Вологодской губернии за 1910 г. / С. Лосев. - Архангельск, 1911. - С. 74; ГАВО. Ф. 34. Д. 1071. Л. 7; Журналы Вологодского губернского земского собрания. Доклады управы по народному образованию за 1870 год. - Вологда. -С. 173-174; Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. - Вологда. 1904. - Выпуск 1. - С. 4-24; 1905. - С. 7; 1906. - С. 4; 1908. - С. 6; 1910. - С. 6; 1911. -С. 6; 1912. - С. 5; 1913. - С. 6; 1914. - С. 6; Краткий статистический очерк учебно-образовательного дела за 1892 г. // Памятная книжка Вологодской губернии на 1893-1894 гг. -С. 137-140.
Как показывают данные таблицы, число учащихся детей не постоянно увеличивалось, однако в общем процессе развития сельского начального образования наблюдается положительная динамика: за период с 1865 по 1913 г. количество обучающихся мальчиков увеличилось на 23 850 человек, девочек - на 11 556. Небольшое число обучающихся девочек объяснялось тем, что девочки занимались в большей степени домашним хозяйством, воспитанием младших детей и из-за тягот быта не имели возможности посещать школы. Итак, соотношение обучающихся мальчиков и девочек в разные годы было различным. Так, в 1865 г. на селе 87 % всех обучающихся составляли мальчики и всего 13 % - девочки, однако уже к 1913 г. доля учениц увеличилась более чем вдвое и составила 29 % от всех обучающихся, мальчиков - 71 %, что объяснялось пониманием необходимости получения образования со стороны крестьян.
Таким образом, число учащихся детей постоянно увеличивалось: с 1860 по 1913 г. количество обучающихся возросло на 37 329, то есть в 6,5 раза. Основными причинами увеличения охвата детей школьного возраста начальным образованием на селе являлись инициатива земских деятелей, пропаганда среди крестьян пользы начального образования и грамотности [2, с. 43].
Увеличение числа учащихся в сельских земских школах шло быстрее, чем в церковноприходских. За пятнадцатилетний период (18951910 гг.) количество детей в школах гражданского ведомства увеличилось на 22 тыс. человек, а в школах духовного ведомства - на 1 0 тыс. человек [6, с. 147].
К началу XX в. земству удалось охватить начальным образованием в деревне довольно значительную долю детей школьного возраста. Если в 1870 г. в Вологодской губернии доля учащихся детей по отношению к неучащимся составляла 0,7 %, то в 1898 г. число учащихся в Вологодской губернии составляло 36 % [13, с. 71; 11, с. 2], в 1912 г. оно увеличилось до 53 % [6, с. 71]. Наибольшее влияние на сельское население оказывали церковно-приходская и земская школы, деятельность которых была направлена на распространение грамотности среди крестьян.
Библиографический список
1. Вологжанин. Литературно-научный сборник [Текст]. - Вологда, 1895. - С. 146.
2. Вологодский сборник [Текст]. - Т. 2. - Вологда, 1881.
за период с 1860 по 1913 г.
Год Количе- Численность учащихся
обучения ство школ к началу учебного года
мальчиков девочек всего
1860 154 6734 6734
1861 - 6664 6664
1863 642 13718 13718
1865 416 7546 1111 8657
1866 - 11988 11988
1869 534 7516 7516
1870 550 7588 7588
1874 - 8295 1161 9456
1875 - 8756 1143 9899
1876 - 8985 1341 10326
1877 - 9410 1443 10853
1878 302 9455 1646 11101
1879 323 10034 1750 11784
1880 - 10257 1906 12163
1881 - 10564 2077 12641
1882 - 10971 2095 13066
1883 - 11739 2139 13878
1893 799 26705 5559 32264
1903 1271 15040 4196 19236
1904 1337 13312 4070 17382
1905 1354 16349 5258 21607
1907 1422 17298 5496 22794
1909 1477 20939 6745 27684
1910 1549 23754 8423 32177
1911 1611 - - 35943
1912 1750 - - 40866
1913 1829 31396 12667 44063
Ученический состав сельских начальных школ Вологодской губернии 33
во второй половине XIX - начале XX в.
3. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 85.
4. Громыко, М. М. Частное обучение [Текст] / М. М. Громыко // Мир русской деревни. - М., 1994. -С. 294.
5. Гумп, Э. Образование и грамотность в глубине России [Текст] / Э. Гумп // Менталитет и аграрное развитие в России (XIX-XX). - М., 1996. - С. 306.
6. Ежегодник Вологодской губернии [Текст]. - Вологда, 1911.
7. Из истории и современного положения сельской школы в Вологодской губернии [Текст] // Вестник воспитания. - 1903. - № 3-5. - C. 118-128.
8. Краткий статистический очерк учебно-образовательного дела за 1892 г. [Текст] // Памятная книжка Вологодской губернии на 1893-1894 годы. -С. 137-140.
9. Лосев, С. О низших учебных заведениях Вологодской губернии за 1911 год [Текст] / С. Лосев. - Вологда, 1912. - 142 с.
10. Народное образование. - 1901. - № 7. - С. 10.
11. Начальное образование в Вологодской губернии // Северный край. - 1899. - № 119.
12. Обзор учебного дела по Вологодской губернии за 1879 г. // Вологодский календарь на 1881 год [Текст]. - Вологда, 1880. - С. 86-113.
13. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства [Текст]. - Вып. 1. - Вологда, 1904.
14. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства [Текст]. - Вып. 3. - Вологда, 1906.
Bibliograficheskij spisok
1. Vologzhanin. Literaturno-nauchnyj sbornik [Tekst]. - Vologda, 1895. - S. 146.
2. Vologodskij sbornik [Tekst]. - T. 2. - Vologda, 1881.
3. Gosudarstvennyj arhiv Vologodskoj oblasti (GAVO). - F. 34. - Op. 1. - D. 85.
4. Gromyko, M. M. Chastnoe obuchenie [Tekst] / M. M. Gromyko // Mir russkoj derevni. - M., 1994. - S. 294.
5. Gump, Je. Obrazovanie i gramotnost' v glubine Rossii [Tekst] / Je. Gump // Mentalitet i agrarnoe razvitie v Rossii (XIX-XX). - M., 1996. - S. 306.
6. Ezhegodnik Vologodskoj gubernii [Tekst]. - Vologda, 1911.
7. Iz istorii i sovremennogo polozhenija sel'skoj shko-ly v Vologodskoj gubernii [Tekst] // Vestnik vospitanija. -1903. - № 3-5. - C. 118-128.
8. Kratkij statisticheskij ocherk uchebno-obrazovatel'nogo dela za 1892 g. [Tekst] // Pamjatnaja knizhka Vologodskoj gubernii na 1893-1894 gody. - S. 137-140.
9. Losev, S. O nizshih uchebnyh zavedenijah Vologodskoj gubernii za 1911 god [Tekst] / S. Losev. - Vologda, 1912. - 142 s.
10. Narodnoe obrazovanie. - 1901. - № 7. - S. 10.
11. Nachal'noe obrazovanie v Vologodskoj gubernii // Severnyj kraj. - 1899. - № 119.
12. Obzor uchebnogo dela po Vologodskoj gubernii za 1879 g. // Vologodskij kalendar' na 1881 god [Tekst]. -Vologda, 1880. - S. 86-113.
13. Tekushhaja shkol'naja statistika Vologodskogo gubernskogo zemstva [Tekst]. - Vyp. 1. - Vologda, 1904.
14. Tekushhaja shkol'naja statistika Vologodskogo gubernskogo zemstva [Tekst]. - Vyp. 3. - Vologda, 1906.