Н.К. ГУРКИНА N.K. GURKINA
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
ESTABLISHING THE SYSTEM OF TEACHER EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
Ключевые слова:
педагогическое образование, учительские институты, учительские семинарии, епархиальные женские училища, женские гимназии
В статье рассматривается проблема подготовки педагогических кадров для средней и начальной школы в дореволюционной России. Особое внимание уделено становлению системы среднего педагогического образования. Охарактеризованы основные типы учебных заведений, готовивших народных учителей, особенности образования и воспитания в них, отмечен вклад педагогических образовательных учреждений в развитие просвещения в дореволюционной России.
Первые попытки создания государственной системы образования в России были предприняты в первой половине XIX в. Учрежденное в 1802 г. Министерство просвещения разработало план организации начальных, средних и высших учебных заведений. Высшую ступень новой системы составляли университеты. На базе главных народных училищ (действующих со времен Екатерины II) организовывались губернские гимназии, в которых должны были преподавать выпускники университетов. В каждом губернском и уездном городе предполагалось от-
Key words:
teacher education, teachers’ institutes, teachers’ seminaries, diocesan schools for women, women’s gymnasiums
The problem of training of educational personnel for secondary and primary schools in pre-revolutionary Russia is considered in the article. Particular attention is paid to the establishing of the system of secondary teacher education. The main types of schools that prepared school-teachers, special features of education and training in them are described. The contribution of teacher training institutions in the development of education in prerevolutionary Russia is acknowledged.
крыть уездные училища (на базе малых народных училищ). Низшей ступенью системы были приходские училища, создаваемые в городах и селах при церковных приходах на местные средства.
Проект создания начальной школы, не предусматривающий ее материального и кадрового обеспечения государством, был фактически провален. К середине века было открыто от тысячи до нескольких тысяч (данные очень противоречивы) приходских училищ. Около 3 тыс. школ, возникших в 1840—50-е гг. по инициативе Министерства государственных
Н.К. Гуркина. Становление системы педагогического образования в дореволюционной России
История и культура
имуществ, готовили сельских и волостных писарей. Преподавали в начальных школах чаще всего представители местного духовенства или вообще люди случайные.
Новый этап в истории российского образования начался со второй половины XIX в. Реформы образовательной системы стали частью государственных преобразований Александра II. С принятием в 1863 г. Университетского устава, предоставлявшего высшим учебным заведениям широкую автономию, новый импульс к развитию получила средняя школа, состоящая из гимназий (в том числе созданных в этот период женских), прогимназий и реальных училищ. К 1913 г. общее число средних общеобразовательных учебных заведений достигло 1968, в том числе 843 мужских и 1125 женских [2, с. 38]. К концу XIX в. в России сложилась также широкая сеть низших и средних специальных учебных заведений различных профилей. В 1912 г. в стране насчитывалось около 300 средних профессиональных образовательных учреждений: медицинских, технических, сельскохозяйственных, лесных, музыкальных, судоходных и др. [2, с. 38].
Принятие в 1864 г. «Положения о начальных народных училищах» и «Положения о земских учреждениях» послужило началом истории массовой начальной школы в России. Наиболее быстрыми темпами развивались в дореволюционный период министерские и земские народные училища. В 1896 г. в России насчиты-
валось 87 тыс. начальных училищ всех типов, более 100 тыс. — в 1911 г., более 122 тыс. (по другим данным около 150 тыс.) — в 1915 г. Значительное место в системе начального образования занимала церковноприходская школа (в 1905 г. — 46,5% начальных школ) [2, с. 31, 35, 36]. Подавляющее большинство начальных школ были сельскими.
Организация образования в России на рубеже веков была делом многоведомственным. Свои образовательные учреждения имели министерства юстиции, военное, морское, путей сообщения и др. Основная масса школ находилась в ведении Министерства народного просвещения и Святейшего Синода. Общее руководство народным образованием в начале XX в. осуществляли Министерство народного просвещения и попечители 15 учебных округов. В компетенции министерств и ведомств было обеспечение квалифицированными преподавателями «своих» учебных заведений. Соответствующие отделы министерств вели активную деятельность по подбору педагогических кадров из выпускников высших учебных заведений, распределяли на работу молодых специалистов с обязательствами за казенное обучение, давали направление по ходатайству самих кандидатов на вакантные должности. Не всегда в ведении министерств и ведомств были необходимые кандидаты для заполнения преподавательских вакансий. Часто кандидатуры для утверждения попечителю учебного округа пред-
ставляли руководители учебных заведений или региональные руководители народного образования.
На местах в системе управления образованием действовали училищные советы, в которые входили представители Министерства просвещения, Святейшего Синода и других ведомств, имевших свои учебные заведения в регионе, а также земств, городов и губернской администрации. Тяжесть практической работы по организации системы образования несли на своих плечах директора и инспектора народных училищ, епархиальные наблюдатели церковных школ, а также руководители учебных заведений. В их функции также входила задача обеспечения кадрами учебных заведений региона. Во многих губернских городах дореволюционной России вообще не было высших учебных заведений. Преподавателей средних учебных заведений искали в столицах и крупных городах, обращаясь непосредственно в высшие учебные заведения, научные и профессиональные общества, публикуя объявления в местной и общероссийской прессе. От училищных советов, губернских администраций и земств часто исходила инициатива по созданию на местах педагогических учебных заведений [1, с. 36—39].
В соответствии с законом преподавать в средней школе могли лица с высшим образованием. Учителями гимназий становились главным образом выпускники историко-филологических и физико-математических факультетов университетов, имевшие
высокую общеобразовательную и научную подготовку, но не обладавшие специально-педагогическими знаниями. Преподавателей древних языков, истории, географии, русского языка и словесности для гимназий готовили мужские историко-филологические институты — Санкт-Петербургский (основан в 1867 г.) и Нежинский Черниговской губернии (создан в 1874 г. на основе Лицея князя Безбородко). Основной контингент студентов этих институтов составляли дети духовенства, мелких чиновников, учителей и крестьян — выпускники гимназий и духовных семинарий. Учащиеся получали специальную профессиональную педагогическую подготовку, жили на казенном обеспечении и обязаны были отработать в учебных заведениях Министерства народного просвещения не менее шести лет. Около тысячи выпускников Санкт-Петербургского института посвятили себя научной и преподавательской деятельности. Большинство окончивших работали директорами и преподавателями гимназий, реальных училищ, учительских семинарий, инспекторами и директорами народных училищ [9].
Несколько высших педагогических учебных заведений были открыты по общественной инициативе на средства общественности или благотворителей. Первым из таких заведений был Женский педагогический институт в Петербурге, возникший в 1903 г. на базе педагогических женских курсов. На двух его факультетах, словесно-историческом и физико-
Н.К. Гуркина. Становление системы педагогического образования в дореволюционной России
История и культура
математическом, в 1913 г. обучались 1030 учащихся [4, с. 56]. Директором института был известный историк С.Ф. Платонов.
Кроме московских и петербургских Высших (Бестужевских) женских курсов в начале XX в. открылись высшие женские курсы в Варшаве, Казани, Одессе, Томске, Xарькове, Тифлисе, Новочеркасске. Самыми популярными отделениями (факультетами) были историко-филологические и физико-математические, готовившие в основном учительниц средних учебных заведений. Наряду с общественными работали и частные курсы: естестественно-научные при гимназии М.А. Лохвицкой-Скалон, историко-литературные и юридические Н.П. Раева и др.
В 1901 г. женщины с высшим образованием получили право преподавания в старших классах женских гимназий со всеми служебными и пенсионными правами, с 1906 г. — в младших классах мужских, во всех классах они могли преподавать языки. В 1911 г. женщинам было предоставлено право держать экзамен на диплом в государственных высших учебных заведениях и получать звание «учительницы средних учебных заведений» [8, с. 61].
В 1908 г. открылась Петербургская педагогическая академия с двухлетним курсом обучения, созданная общественной организацией — Лигой образования. Слушателями ее были учителя, которые хотели приобрести специальное педагогическое образование. В 1911 г. в Москве на
средства П.Г. Шелапутина был создан Педагогический институт, впоследствии перешедший в ведение Министерства народного просвещения. Большое внимание педагогической подготовке уделяли в Московском народном университете им. А.Л. Шанявского. К 1917 г. в стране было 9 педагогических институтов и высших курсов [5, с. 5].
В средних учебных заведениях, особенно в реальных училищах и среднеспециальных школах, могли преподавать также выпускники других высших учебных заведений. Занятия по специальным дисциплинам в технических училищах вели выпускники соответствующих вузов; преподавателей специальных предметов готовили педагогические отделения коммерческих институтов: в духовных семинариях работали выпускники духовных академий и университетов; учителей для средних военно-учебных заведений готовили педагогические курсы военного ведомства. Для учителей «искусств» высшего образования не требовалось, хотя в числе преподавателей средних учебных заведений были выпускники Академии художеств.
Преподавателей средних учебных заведений с соответствующим образовательным цензом весь дореволюционный период хронически не хватало. В 1916 г. министр народного просвещения П.Н. Игнатьев в докладе императору отмечал: «Затормозить не только общий рост народного образования, но и послужить препятствием к широкому развитию про-
фессиональных знаний...» может «быстро растущий некомплект преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы». По данным министра, в некоторых регионах не хватало до 40% преподавателей «с соответствующим научным цензом», что вело к «понижению уровня преподавания» [10, с. 352]. К сожалению, разработанный П.Н. Игнатьевым план развития российской высшей школы, включающий открытие новых университетов и других высших учебных заведений, в том числе в отдаленных районах страны, не был воплощен в жизнь до 1917 г.
К середине XIX в. для подготовки учителей начальных школ имелось 3—4 учительские семинарии. В 60— 70-е гг. XIX в. начинается фактическая история среднего педагогического образования в России. Подготовка учителей для народной школы становится важнейшей задачей народного просвещения, в ее решение включаются государство, земство, общественно-педагогическое движение. Выдающимися педагогами разрабатываются теоретические основы педагогического образования. Для подготовки народных учителей в эти годы были созданы специальные учебные заведения.
С 1872 г. в стране были открыты учительские институты с трехгодичным курсом обучения. По «Положению об учительских институтах
1872 г.» предполагалось создать
в стране семь подобных учебных заведений (первыми начали свою деятельность Петербургский и Московский учительские институты) для подготовки педагогов городских училищ (в основном с шестилетним курсом обучения). В 1912 г. городские училища начали преобразовываться в высшие начальные училища (к 1915 г. таких учебных заведений было 1500). Учительские институты были заведениями закрытого типа с интернатом для проживания воспитанников, в основном выходцев из крестьян и средних городских слоев. Из 75 учащихся института (по плану) 60 содержались на средства министерства, остальные вакансии предоставлялись стипендиатам других ведомств. Правительственные стипендиаты должны были прослужить в должности городского учителя 6 лет. В 1916 г. в стране работали 47 институтов, в которых обучались более 2 тыс. будущих педагогов [2, с. 37; 7, с. 364].
Большее распространение в дореволюционной России получили учительские семинарии, признаваемые наиболее приемлемой формой подготовки педагогов для народной школы. «Положение об учительских семинариях» 1870 г. было создано на основе проекта К.Д. Ушинского. В 1898 г. в стране насчитывалось 62 учительские семинарии, в 1916 г. — 180 (из них 145 — мужских, 35 — женских) [2, с. 37]. Многие из учительских семинарий, как и фельдшерские школы, создавались земствами
Н.К. Гуркина. Становление системы педагогического образования в дореволюционной России
История и культура
[3, с. 215]. Обучение в учительских семинариях было бесплатным, имелись, кроме того, земские и казенные стипендии для учащихся. Так называемыми «своекоштными» была незначительная часть учащихся. Получающие стипендии семинаристы были обязаны отработать в земских или министерских училищах чаще всего четыре года, по одному — за год обучения.
Основной контингент воспитанников учительских семинарий на рубеже веков составляли крестьянские дети, выпускники народных училищ различного типа, успешно сдавшие выпускные экзамены. Программа четырехлетнего курса обучения включала широкий спектр общеобразовательных и специальных педагогических дисциплин. В семинариях изучали закон божий, алгебру, геометрию, физику, химию, ботанику, зоологию, физиологию, анатомию, минералогию, русскую и всеобщую историю, географию, теорию словесности и литературу, русский и славянский языки, логику. Среди специальных дисциплин были история педагогики, психология, дидактика, методика преподавания различных предметов, школьная и общая гигиена. При всех семинариях существовали начальные училища, в которых воспитанники проходили педагогическую практику. Для желающих в начале века начали вводить обучение новым языкам. В семинариях имелись библиотеки, учебные кабинеты, музеи.
Внеучебная жизнь в семинариях была очень насыщенной: занимались
музыкой (хоры и оркестры были в большинстве семинарий), рисованием, готовили литературные вечера, любительские спектакли, ездили на экскурсии [1, с. 21—22]. В начале XX в. был принят специальный циркуляр Министерства народного просвещения «О культурном воспитании студентов семинарий», в котором ставилась задача «развития художественного вкуса» у будущих народных учителей. Еще в одном циркуляре Министерство выразило готовность материально помогать учительским семинариям в организации экскурсий по стране с целью повышения культурного уровня учащихся. Усилия государства и преподавателей учительских семинарий попадали на благодатную почву. По отзывам педагогов, приходящие из крестьянской среды дети быстро достигали уровня выпускников городских училищ и заметно продвигались в своем интеллектуальном развитии, поскольку не страдали «самомнением», а отличались «вниманием и прилежанием». Развитие культурно-творческого и профессионального потенциала крестьянских детей посредством образования и самообразования приводило к качественным сдвигам в их сознании и поведении [6, с. 197]. В учительских семинариях дореволюционной России происходило не только профессиональное становление народных учителей, но и формировался сложный процесс включения их в состав русской интеллигенции.
В процессе обучения и воспитания в учительских семинариях стре-
мились сохранить также полезные практические навыки сельской молодежи. Во многих семинариях преподавались основы сельского хозяйства. При лучших семинариях, кроме того, организовывалось образцовое хозяйство, например, в Петрозаводской учительской семинарии существовали конюшня, пасека, сад, огород, парники и оранжерея [1, с. 21].
Подобная практическая направленность обучения существовала также в создаваемых церковным ведомством на рубеже XIX—XX вв. второклассных, или учительских школах, готовивших из крестьянских детей учителей для сельских церковно-приходских школ. При большинстве таких школ были огороды, сады, пасеки, столярные мастерские. На определенном этапе развития народного образования второклассные церковно-приходские школы сыграли свою роль в подготовке народных учителей для села. Важным также было социальное значение этих школ. В них обучались и жили на полном обеспечении дети из очень бедных семей. Так, в Мошинской школе Олонецкой губернии в 1899 г. из 92 учащихся 19 были круглыми сиротами [1, с. 36]. Конкуренции с учительскими семинариями в начале XX в. данные учебные заведения не выдерживали, поэтому появилась тенденция к их закрытию или преобразованию.
Распространенной формой подготовки педагогов для начальной школы были также педагогические курсы, которые в основном открыва-
лись при уже существующих учебных заведениях. Их уровень значительно различался. Широко известными в стране были Московские педагогические курсы общества воспитательниц и учительниц («Тихомиров-ские»). На рубеже веков в стране преобладали открываемые дирекциями народных училищ или земствами в условиях хронической нехватки учителей краткосрочные педагогические курсы, которые с появлением новых учительских семинарий или институтов часто закрывались.
Народными учителями становились также некоторые выпускники духовных семинарий или духовных училищ. После принятия в 1884 г. «Правил о церковно-приходских школах» значительно выросло число начальных школ церковного ведомства. Создавали их с помощью епархиальных наблюдателей приходские священники. В отдаленных сельских школах, где не сразу появились подготовленные учителя, священники преподавали не только закон божий, но и все другие предметы. В духовных семинариях в конце XIX в. будущие священнослужители получали не только общее и специальное, но и педагогическое образование. При духовных семинариях имелись образцовые школы, где воспитанники проходили педагогическую практику: учащиеся пятого класса давали по одному уроку в неделю, учащиеся шестого класса — по два урока. Приходские священники до 1917 г. оставались законоучителями во всех типах учебных заведений.
Н.К. Гуркина. Становление системы педагогического образования в дореволюционной России
История и культура
Основными центрами подготовки педагогических кадров для церковной начальной школы стали на рубеже веков епархиальные женские училища (в 1916 г. действовали 72 училища) [2, с. 37]. Создаваемые на средства епархий с первоначальной целью готовить девочек к роли «грамотных матерей и жен» местного духовенства, училища, следуя велению времени, расширяли свои программы до уровня женских гимназий, повышали качество преподавания, создавали педагогические классы. Училища содержались на средства епархий и предназначались для дочерей местного духовенства, которые обучались бесплатно. Возможности получить общее и профессиональное образование, «духовно-нравственное воспитание девиц» привлекали и представителей других сословий. В начале века епархиальные училища были переполнены и не вмещали всех желающих учиться в них. В начале XX в. только в четырех женских епархиальных училищах губерний Европейского Севера обучались около 1200 человек [1, с. 34].
Высокие духовно-нравственные установки, выработанные религиозным воспитанием, осознанный выбор профессии помогали епархиалкам выдерживать тяжелейшие условия жизни сельской учительницы начала XX в. Учительницы-епархиалки, живущие в родных местах, были, наряду с выпускниками учительских семинарий, наиболее стабильными кадрами сельских школ. Во многих селах России возникали священническо-учительские династии.
Значительный вклад в подготовку педагогов для народной школы вносили женские гимназии (в 1913 г. их насчитывалось 825) [2, с. 38]. В начале XX в. значительно изменился состав обучающихся даже в привилегированных Мариинских гимназиях губернских городов, во вновь открытых городских гимназиях в провинции дочери крестьян составляли от трети до половины воспитанниц. В уездных гимназиях и прогимназиях дочери крестьян часто были на первом месте по численности. В Сольвычегодской гимназии Вологодской губернии в 1913 г. из 192 учениц 69% были из крестьянских семей, в Никольской гимназии той же губернии — из 287 учениц 54% были дочери крестьян [12, с. 50]. Важную роль в открытии и содержании уездных гимназий, материальной поддержке учащихся (полное освобождение от платы, стипендии и пособия и т. д.) играли земства. Для большинства обучающихся в уездных гимназиях крестьянских дочерей это была форма подготовки к профессиональной деятельности (во многих гимназиях на средства земств были созданы педагогические классы).
По общероссийским данным за 1911 г. 63% учительниц закончили гимназии или епархиальные училища, 20% — учительскую семинарию или педагогические курсы, 17% были допущены к работе после сдачи специального экзамена. Выпускниками учительских институтов или семинарий были 48% учителей, 31% имели среднее образование, 21% — ниже среднего [11, с. 15]. Проблема обеспечения
педагогами начальной школы в дореволюционный период не была решена. Причинами были как «недостаточное материальное вознаграждение» учителей, так и нехватка педагогических учебных заведений (по подсчетам педагогической общественности, для заполнения учительских мест к 1914 г. требовалось наличие 307 учительских семинарий) [8, с. 63].
Тем не менее, создание сети средних профессиональных педагогических учебных заведений с соответствующей системой образования и воспитания по всей стране, привлечение для обучения и материальная поддержка (с последующей отработкой стипендии) выходцев из сельских сословий — крестьянства и духовенства как наиболее адаптированных к жизни на селе, позволяли динамично и достаточно эффективно решать проблему подготовки педагогов для народной школы.
После 1917 г. большинство педагогических учебных заведений, созданных в дореволюционный период, продолжали существовать, хотя и были преобразованы сначала в педагогические курсы, затем — в педагогические техникумы. На базе учительских семинарий и институтов создавались также педагогические институты. В 1974—75 гг. педагогические кадры для начальной школы готовили 400 педагогических училищ, для восьмилетней и средней — 199 педагогических институтов, 63 университета. Исторический опыт целенаправленной подготовки и материальной поддержки будущих учителей, обязанных отработать определенный период в школе, активно использовался в советский период и позволял обеспечивать квалифицированными педагогами не только городские, но и сельские школы.
1. Гуркина Н.К. История интеллигенции Европейского Севера дореволюционной России в конце XIX — начале ХХ веков. СПб.,1998.
2. Гуркина Н.К. История образовательных учреждений в России (Х-ХХ века). СПб., 2012.
3. Гуркина Н.К. Сельская медицина Европейского Севера дореволюционной России // Управленческое консультирование, 2010, № 3.
4. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. М., 1985.
5. Иванов А.Е. Студенчество России конца Х1Х — начала ХХ века: социально-историческая судьба. М., 1999.
6. Клюев А.В., Урсу И.С. Структура ценностных ориентаций современной учащейся молодежи // Управленческое консультирование. 2010. № 3.
7. ЛатышинаД.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х — начало ХХ века). М., 1998.
8. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. М., 1981.
9. Пятидесятилетие Петроградского историко-филологического института: Биографический словарь лиц, окончивших курс института. Пг., 1917. Ч. 1.
10. Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995.
11. Русская школа. 1912. № 11.
12. Успенский М.И. По учебным заведениям Вологодской губернии: Из записок окружного инспектора. Пг., 1915.
Н.К. Гуркина. Становление системы педагогического образования в дореволюционной России
История и культура
References
1. Gurkina N.K. Istoriya inteUigentsii Evropeyskogo Severa dorevolyutsionnoy Rossii v kontse XIX — nachale XX vekov. SPb., 1998.
2. Gurkina N.K. Istoriya obrazovatelnykh uchrezhdeniy v Rossii (X-XX veka). SPb., 2012.
3. Gurkina N.K. Selskaya meditsina Evropeyskogo Severa dorevolyutsionnoy Rossii // Upravlencheskoe konsultirovanie, 2010, № З.
4. DmitrievS.S. Ocherki istorii russkoy kultury nachala XX veka. M., 1985.
5. Ivanov A.E. Studenchestvo Rossii kontsa XIX — nachala XX veka: sotsialno-istoricheskaya sudba. M., 1999.
6. KlyuevA.V., Ursu I.S. Struktura tsennostnykh orientatsiy sovremennoy uchascheysya molodezhi // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2010. № З.
7. Latyshina D.I. Istoriya pedagogiki. Vospitanie i obrazovanie v Rossii (X — nachalo XX veka). M., 1998.
8. Leykina-Svirskaya V.R. Russkaya intelligentsiya v 1900-1917 godakh. M., 1981.
9. Pyatidesyatiletie Petrogradskogo istoriko-filologicheskogo instituta: Biograficheskiy slovar' lits, okonchivshikh kurs instituta. Pg., 1917. Ch. 1.
10. Rossiya. 191З god. Statistiko-dokumentalnyy spravochnik. SPb., 1995.
11. Russkaya shkola. 1912. № 11.
12. UspenskiyM.I. Po uchebnym zavedeniyam Vologodskoy gubernii: Iz zapisok okruzhnogo inspektora. Pg., 1915.