УДК 930
Е. А. Чистикова
Создание женских средних училищ при министре народного просвещения А. С. Норове
В статье анализируется начальный этап становления женского образования в России на примере создания женских средних училищ в губернских и уездных городах. Инициатором основания этих учебных заведений стал министр народного просвещения А. С. Норов. В 1856 г его предложение было одобрено императором Александром II, после чего начался процесс подготовки соответствующего закона, затянувшийся на три года. В статье выявлены причины долгого обсуждения нового законопроекта, а также проанализировано отношение правительства и общества к идее допуска к образованию девушек из несостоятельных семей. Одновременно с разработкой «Положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения» шла практическая работа по открытию училищ в провинциальных городах. Первые женские школы появились при А. С. Норове в Костроме и Тотьме. Также при министре начался процесс создания школ в других уездных и губернских городах. Незадолго до принятия правительством «Положения...» А. С. Норов покинул пост министра, однако можно утверждать, что меры, способствующие развитию женского образования в России, были приняты еще в период его министерства.
Ключевые слова: А. С. Норов, женское образование, Министерство народного просвещения, Кострома, Тотьма, губернские и уездные училища, доклад 1856 г.
Е. А. Chistikova
Establishment of Women' Secondary Schools by the Minister of Popular Education A. S. Norov
The initial stage of development of women's education in Russia as exemplified by establishment of women's secondary schools in provincial cities is analyzed in the article. The Initiator of the schools was minister of public education A. S. Norov. In 1856 his proposal was approved by the Emperor Alexander II and the process of preparation of the appropriate law has began which was lasting for three years. The causes of long discussion of the new bill are analyzed in the article as well as the attitude of the government and society to the idea to educate the girls of modest means. The first women's schools appeared in Kostroma and Totma. Shortly before the adoption by the government of the "Regulation about women's schools of the ministry of public education" Norov resigned. The author came to a conclusion that it was Norov who took the first measures to promote women's education in Russia.
Keywords: A. S. Norov, women's education, ministry of public education, Kostroma, Totma, provincial schools, the report of 1856.
В середине XIX в. Министерство народного просвещения (МНП) и Ведомство учреждений императрицы Марии начали работу по созданию проекта о женском образовании для девушек из небогатых семей. В историографии уделялось больше внимания училищам Ведомства императрицы Марии [1, 4], чем школам МНП [6, 16, 17]. Данная статья посвящена характеристике начального этапа становления женского образования в России на примере женских средних училищ.
Пятого марта 1856 г. министр народного просвещения А. С. Норов подал императору Александру II записку, в которой обосновывал значимость женского образования и необходимость открытия школ для среднего состояния наподобие мужских гимназий в провинциальных городах: «Лица среднего сословия в губернских и уездных городах лишены средств дать дочерям своим необходимое образование, соответствен-
© Чистикова Е. А., 2014
ное скромному их быту. Между тем от этого, без сомнения, зависят как развитие в массах народных истинных понятий об обязанностях каждого, так и всевозможные улучшения семейных нравов и вообще всей гражданственности, на которые женщина имеет столь могущественное и неотразимое влияние» [14, л. 1]. Кроме того, он предложил учредить подобные школы в «больших селениях» [14, л. 1]. Император, одобрив идею Норова, предложил ограничиться на первое время губернскими городами. 28 марта 1856 г. Норов отправляет письма попечителям учебных округов и министру внутренних дел С. С. Ланскому и просит их внести свои предложения по созданию учебных заведений для девушек из небогатых семей. Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа М. Н. Мусин-Пушкин согласился с идеей министра и напомнил, что проект о подобной гимназии для девиц в Санкт-
Петербурге он подавал на рассмотрение еще в 1846 г. В нем он предлагал, чтобы «в школу принимались не только дочери чиновников, священнослужителей православного исповедания, пасторов, почетных граждан и купцов 1-й и 2-й гильдий, но также дочери купцов 3-й гильдии» [14, л. 20]. Однако из-за отсутствия денежных средств проект Мусина-Пушкина не был реализован.
Ответы на предложение Норова поступали очень медленно, и это затягивало обсуждение. Причинами тому были не только обширность Российской империи, но и сложно организованная бюрократическая система. К примеру, отзыв С. С. Ланского Норов получил лишь 2 сентября 1856 г. - через пять с небольшим месяцев после отправки письма в МВД.
Вместе с тем определенная задержка была вызвана и вполне понятными обстоятельствами. В Московском учебном округе, например, решили запросить мнение директоров училищ, как лиц, лучше знавших положение на местах. Результат сначала получился не тот, на который рассчитывал министр. Об этом ему сообщал помощник попечителя Московского учебного округа П. В. Зиновьев 27 ноября 1856 г.: «Сведения, затребованные мною от гг. Директоров, были доставлены ими в таком неудовлетворительном виде, что я принужден был с некоторыми из них вести продолжительную переписку, так что статья, составленная мною по сему предмету, была только что набросана в общих очерках ко времени приезда Вашего сюда на коронацию. Затем Попечитель наш уехал из Москвы и мне пришлось управлять Округами. Тем не менее, я продолжал работать над своею статьей, которую и привел к окончанию ныне. Послать же ее к Вашему Высокопревосходительству, не показывая ее Евграфу Петровичу [Е. П. Ковалевскому, попечителю Московского учебного округа в 1856-1858 гг. - Е. Ч.], я не решился и потому задержал ее» [10, л. 1].
Несмотря на поддержку Норова императором, некоторые чиновники скептически отнеслись к идее министра. По мнению Ланского, необходимость учреждения подобных гимназий не всем понятна, и в особенности самому среднему сословию, поэтому для избегания различных дискуссий важно хорошо обосновать идею создания подобных школ [14, л. 64]. Позже Ланской в переписке с Норовым усомнится в том, что дворяне пожертвуют деньги на школы, поскольку они и так много денег выделяют на нужды институтов и благотворительность. К тому же, отмечал министр, только
что закончилась война, от которой многие семьи еще не успели оправиться [14, л. 68].
Попечитель Виленского учебного округа Е. П. Врангель считал, что такие училища не будут пользоваться популярностью у населения и денег на их учреждение не найдется. Попечитель Дерптского учебного округа Е. Ф. Брадке также не видел необходимости в этих школах. Некоторые из попечителей, поддержав Норова, вносили свои предложения и уточнения. Попечитель Одесского учебного округа П. Г. Демидов считал, что подобные заведения лучше сделать закрытого типа, иначе ученицы не будут посещать школы исправно.
Долгая переписка с попечителями, министром внутренних дел, отсутствие финансирования затягивали принятие нового закона. Общество было не готово к появлению учебных заведений нового типа. Следует согласиться с авторами книги «Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения», что «на первое время общественная инициатива проявлялась довольно слабо» [2, с. 4]. Однако Норов продолжал возлагать надежды на помощь дворянства и городского общества в устройстве женских губернских школ [3, с. 9].
Несмотря на различные трудности, работа над проектом «Положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения» продолжалась. Подготовленный попечителем Петербургского учебного округа князем Г. А. Щербатовым документ 11 апреля 1858 г. с небольшими дополнениями был одобрен Главным Правлением училищ, а 30 мая 1858 г. уже при новом министре народного просвещения Е. П. Ковалевском утвержден императором. Таким образом, проект о женских училищах МНП был полностью разработан еще при Норове.
Новые учебные заведения должны были «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства» [11, с. 689-690]. Интересно, что в положении не сказано о том, чьи дочери могли здесь учиться. Положение распространялось не только на губернские, как было задумано, но и на уездные города. Таким образом, предполагалось, что даже и в уездных городах найдется достаточно учениц и благотворителей. По новому положению женские училища делились на два разряда. В училищах первого разряда (обучение 6 лет) преподавались закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия,
физика, география, естественная история, история, чистописание, рисование и рукоделие. В училищах второго разряда (обучение 3 года) воспитанницы также изучали закон Божий, русский язык, чистописание, рукоделие и начала арифметики. Русская история и география преподавались в сокращенном варианте. Таким образом, разряды училищ отличались только в объеме предоставляемых ими знаний. Для сравнения укажем, что программа преподавания в училищах Ведомства императрицы Марии была обширнее: к обязательным предметам относились словесность, пение и краткий курс всеобщей истории. Женские училища МНП должны были содержаться на средства частных лиц и благотворительных организаций, лишь иногда правительство могло оказывать им финансовую поддержку. Училища Ведомства учреждений императрицы Марии финансировались прежде всего государством.
Парадоксальность ситуации, связанной с созданием женских средних училищ МНП, заключалась в том, что практическая работа по их открытию шла одновременно с разработкой «Положения...».
Первое училище для девушек среднего сословия открылось на основе частного женского пансиона в Костроме 26 августа 1857 г. [8, с. 447]. По сведению журнала «Русский педагогический вестник», в училище «дети будут получать такое же образование, какое получают в женских институтах», но «жить и воспитываться» они будут в своих семьях [9, с. 401]. Финансовую поддержку училищу оказал почетный попечитель Костромской мужской гимназии А. Н. Григоров, предоставивший школе каменное двухэтажное здание, купленное им за 30.000 руб.
Полный курс обучения в новом заведении составлял 6 лет, однако каждый год был выпускным. В училище принимали девочек в возрасте 9-10 лет. Обучение было платным: первые 3 года - по 20 руб. серебром, остальные - по 30 руб. Для дочерей беднейших чиновников выделялось 12 бесплатных мест. Таким образом, Костромское училище начало свою работу еще за год до принятия закона о средних женских школах в губернских городах.
Вторая женская губернская школа в России открылась при содействии Норова в г. Тотьме 9 марта 1858 г. [5, с. 110]. В двухклассное училище поступили 34 ученицы: 6 - из семей потом ствен-ных дворян, 5 - из обер-офицерских, 7 дочерей священнослужителей, 5 купеческих дочек и 11
мещанских. Курс обучения в каждом классе составлял 2 года. Несколько преподавателей местных уездного и приходского училищ решили обучать девушек бесплатно в течение 4 лет. Такому благородному поступку последовали купцы 1-й гильдии А. М. Кокорев и А. Н. Бойченко, пожелавшие выделять в течение 4 лет по 60 руб. в год на новое училище. Финансовую помощь пообещало оказывать тотемское городское общество. Вначале училище было открыто на 4 года, так как именно на этот срок оно было обеспечено денежным существованием и преподавателями. Следует отметить, что по истечении этого срока финансирование училища было продолжено.
Отсутствие законодательной базы в момент основания женских училищ в Костроме и Тотьме привело к расхождениям между условиями, на которых открывались эти заведения, и принципами, впоследствии заложенными в «Положении...». В этой ситуации организаторы, по-видимому, опирались на опыт уже существовавших различных учебных заведений в России.
В Министерстве Норову удалось достичь договоренности и с другими губернскими городами о создании в них школ. Не всегда переговоры были легкими и быстрыми. Более двух лет обсуждались вопросы, связанные с открытием женского училища в Вологде. Местные дворяне вначале настаивали на создании в городе института для девушек-дворянок, но впоследствии согласились оказывать помощь будущему училищу для девиц из небогатых семей. Средства на содержание женской школы также выделяли: вологодский приказ общественного призрения (по 1000 руб. серебром в год в течение 10 лет) и Вологодское городское общество. Помимо того, деньги поступали от процента с капитала, внесенного в банк для увеличения средств, от учащихся за обучение обязательным предметам и от частных пожертвователей. Как разъяснял читателям автор заметки в местной газете [12, с. 144], целью училища было воспитание в девушках будущих матерей и жен. Курс обучения был рассчитан на 6 лет, каждый класс преподавался по два года. Оплата за обучение составляла 12 руб. в год. Училище открылось 14 июня 1858 г., когда Норов уже не был министром.
К концу 1857 г. дело организации женских училищ в губернских городах России стало идти быстрее. Об этом Норов упомянул в письме чиновнику особых поручений, статскому советнику Ф. Смирнову: «.есть надежда, что в скором времени будут открыты также училища в Ниж-
нем Новгороде, Самаре и Новочеркасске. Желательно, чтоб примеру сих городов последовали и другие, более населенные и промышленные. Ярославль есть один из таких городов. Посему я повелеваю Вам отправиться в Ярославль...» [13, л. 1]. Однако первая гимназия в Ярославле была открыта лишь в 1861 г. и принадлежала Ведомству императрицы Марии. В Самаре первое женское училище открылось раньше - в 1859 г.
Женские училища основывались не только в губернских, но и в уездных городах. В Усть-Сысольске первое в уезде училище для девочек открылось 8 сентября 1858 г. По сведениям историка М. Б. Рогачева, «купец И. Н. Забоев выстроил на свои средства училищный дом, а крупный предприниматель В. Н. Латкин и П. А. Латкина (жена купца М. Н. Латкина) обязались ежегодно вносить на содержание училища соответственно 100 и 40 рублей (для сравнения - из городского бюджета на эти цели выделялось 100 рублей)» [15]. Поиск благотворителей для открытия училищ не всегда проходил быстро, однако именно при их поддержке появлялись первые женские училища. Усть-Сысольское училище было второразрядным. Первоначально в нем обучались 43 ученицы: 1 - из семьи потомственных дворян; 6 -из личных дворян; 9 - из семей духовных лиц; 7 -из купеческого сословия; 20 мещанок [7, с. 23].
Подводя предварительные итоги практической работы по устройству женских училищ, в отчете императору от 7 декабря 1857 г. Норов сообщает: «Несмотря на недостаток средств в самом Министерстве к приведению в исполнение предназначенных мер по изъясненному предмету; несмотря даже на затруднительное положение частных лиц в денежном отношении, настоящее дело нашло повсюду самое живое сочувствие, которое, так сказать, создает средства, хотя не обильные, но дающие возможность приступить к исполнению сказанных мер» [14, л. 372]. К тому времени число желающих девушек поступить в училище в Твери дошло до 80 человек, а в Вышнем Волочке - до 60.
Женские училища МНП заведомо находились в более трудных условиях, чем создававшиеся в то же время учебные заведения для девушек Ведомства учреждений императрицы Марии, так как первые полностью зависели от добровольных пожертвований. Тем не менее, именно в министерстве Норова началось создание женских училищ с гимназическим курсом для девушек из средних сословий. Еще до появления «Положения.» в двух губернских городах, Костроме и
Тотьме, уже были открыты школы для девушек из несостоятельных семей. В Вологде, Смоленске, Самаре, Твери, Новочеркасске, Нижнем Новгороде, Вышнем Волочке, Усть-Сысольске еще при Норове были достигнуты определенные договоренности в вопросах относительно финансирования подобных школ, преподавательского состава и предоставления зданий для будущих училищ. С конца 1850-х гг. среднее женское образование в губернских городах становится более доступным для общества и перестает быть привилегией отдельных сословий. В своей программе училища для девушек ориентировались теперь на мужские гимназии, что говорит о возросшей роли женского образования. Итак, вопреки многочисленным трудностям, при Норове началось реформирование женского образования.
Библиографический список
1. Благотворительность и милосердие [Текст] / ред. Н. Ю. Семенов. - СПб.: Лики России, 2000. - 248 с.
2. Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения 1858-1905 [Текст]. - СПб.: Деп. нар. просвещения, 1905. - 139 с.
3. Извлечение из отчета Министерства народного просвещения за 1857 г. [Текст] // Журнал Министерства народного просвещения. - 1858. - Ч. ХСУШ. - СПб.
4. Колосова, Е. М. Ведомство императрицы Марии Федоровны: вклад в педагогическое образование [Текст] / Е. М. Колосова. - СПб.: Астерион, 2006. -174 с.
5. Латышев. Об открытии в Тотьме женского училища: 9 марта 1858 г. [Текст] // Вологодские губернские ведомости. - 5 апреля 1858. - Неофициальная часть.
6. Лихачева, Е. О. Материалы для истории женского образования в России (1856-1880) [Текст] / Е. О. Лихачева. - СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1901. - 648 с.
7. Максимович, П. П. Женские училища ведомства Министерства народного просвещения в губерниях Санкт-Петербургского учебного округа [Текст] / П. П. Максимович. - СПб.: тип. и лит. А. Траншеля, 1865. - 135 с.
8. Об открытии губернского училища для девиц [Текст] // Костромские губернские ведомости. - 24 августа 1857.
9. Об открытии новых учебных заведений [Текст] // Русский педагогический вестник. - 1857. - № 7.
10. ОР РНБ. - Ф. 531. - Ед. хр. № 354.
11. Полное собрание законов Российской империи. - СПб.: Тип. 2 Отделения собств. Е. И. В. канцелярии, 1860. - Т. 33-802 с.
12. Предуведомление о женском училище, предполагаемом к открытию в Вологде [Текст] // Вологод-
ские губернские ведомости. - 26 апреля 1858. - Неофициальная часть.
13. РГИА. - Ф. 733. - Оп. 11. - Д. 268.
14. РГИА. - Ф. 733. - Оп. 11. - Д. 32.
15. Рогачев, М. Б. Общественная жизнь в Усть-Сысольске (XIX - начало XX в.) [Электронный ресурс] // Повседневная жизнь Коми края. - 2006. -Вып. 1 - С. 13-33 URL: http://www.fmnougr.ru/librarv/inde\.php?ELEMENT ID= 3384 (дата обращения: 17.03.2014 г.).
16. Рождественский, С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802-1902) [Текст] / С. В. Рождественский. - СПб.: М-во нар. просвещения, 1902. - 785 с.
17. Тишкин, Г. А. Женский вопрос в России в 5060 гг. XIX в. [Текст] / Г. А. Тишкин. - Л.: ЛГУ, 1984. -239 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Blagotvoritel'nost' i miloserdie [Tekst] / red. N. YU. Semenov. - SPb.: Liki Rossii, 2000. - 248 s.
2. ZHenskie gimnazii i progimnazii Ministerstva na-rodnogo prosveshheniya 1858-1905 [Tekst]. - SPb.: Dep. nar. Prosveshheniya, 1905. - 139 s.
3. Izvlechenie iz otcheta Ministerstva narodnogo prosveshheniya za 1857 g. [Tekst] // ZHurnal Ministerstva narodnogo prosveshheniya. - 1858. -CH. XCVIII. SPb.
4. Kolosova, E. M. Vedomstvo imperatritsy Marii Fe-dorovny: vklad v pedagogicheskoe obrazovanie [Tekst] / E. M. Kolosova. - SPb.: Asterion, 2006. - 174 s.
5. Latyshev. Ob otkrytii v Tot'me zhenskogo uchil-ishha: 9 marta 1858 g. [Tekst] // Vologodskie gubernskie vedomosti. - 5 aprelya 1858. - Neofitsial'naya chast'.
6. Likhacheva, E. O. Materialy dlya istorii zhenskogo obrazovaniya v Rossii (1856-1880) [Tekst] / E. O. Likhacheva. - SPb.: tip. M. M. Stasyulevicha, 1901. - 648 s.
7. Maksimovich, P. P. ZHenskie uchilishha vedomstva Ministerstva narodnogo prosveshheniya v guberniyakh Sankt-Peterburgskogo uchebnogo okruga [Tekst] / P. P. Maksimovich. - SPb.: tip. i lit. A. Transhelya, 1865. - 135 s.
8. Ob otkrytii gubernskogo uchilishha dlya devits [Tekst] // Kostromskie gubernskie vedomosti. - 24 av-gusta 1857.
9. Ob otkrytii novykh uchebnykh zavedenij [Tekst] // Russkij pedagogicheskij vestnik. - 1857. - № 7.
10. OR RNB. - F.531. - Ed. khr. № 354.
11. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. -SPb.: tip. 2 Otdeleniya Sobstv. E. I. V. kantselyarii, 1860. - T.33-802 s.
12. Preduvedomlenie o zhenskom uchilishhe, predpo-lagaemom k otkrytiyu v Vologde [Tekst] // Vologodskie gubernskie vedomosti. - 26 aprelya 1858. - Neofit-sial'naya chast'.
13. RGIA. - F.733. - Op.11. - D.268.
14. RGIA. - F.733. - Op.11. - D.32.
15. Rogachev, M. B. Obshhestvennaya zhizn' v Ust'Sysol'ske (XIX - nachalo XX v.) [EHlektronnyj resurs] // Povsednevnaya zhizn' Komi kraya. - 2006. -Vyp.1 - S.13-33 URL: http: //www.finnougr. ru/library/index.php?ELEMENT_ID =3384 (data obrashheniya: 17.03.2014 g.).
16. Rozhdestvenskij, S. V. Istoricheskij obzor deya-tel'nosti Ministerstva narodnogo prosveshheniya (18021902) [Tekst] / S. V. Rozhdestvenskij. - SPb.: M-vo nar. prosveshheniya, 1902. - 785 s.
17. Tishkin, G. A. ZHenskij vopros v Rossii v 50-60 gg. XIX v. [Tekst] / G. A. Tishkin. - L.: LGU, 1984. -239 s.