Научная статья на тему 'А. С. Норов и развитие образования в Сибири'

А. С. Норов и развитие образования в Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. С. НОРОВ / СИБИРСКИЙ КОМИТЕТ / СИБИРЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ТОБОЛЬСКАЯ И ТОМСКАЯ ГУБЕРНИИ / A. S. NOROV / SIBERIAN COMMITTEE / SIBERIA / EDUCATION / UNIVERSITY / TOBOLSK AND TOMSK PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чистикова Е. А.

В 1854 г. министром народного просвещения стал А. С. Норов ученый, писатель, путешественник, герой Отечественной войны 1812 г. Через два года он подал доклад императору Александру II, где обосновал необходимость создания университета в Сибири. Вопрос об учреждении университета в Сибири неоднократно поднимался в правительстве в XIX в. Однако А. С. Норову также пришлось отказаться от этой идеи. Тем не менее он выступил с несколькими другими законодательными инициативами, направленными на развитие и улучшение образования в Сибири. В данной статье рассматриваются предложения, выдвинутые министром, а также анализируется их восприятие в обществе и в правительственных кругах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. S. NOROV AND THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN SIBERIA

A. S. Norov was born in 1795 in the village Keys of Saratov region in a family with a rich ancestry name. He was scientist, writer, traveler and the hero of the War 1812. He was a very educated man, he knew several languages and had a large library at home. In 1854, A. S. Norov became the Minister of Education. In the government in the 19 th century, the question of establishing of university in Siberia was repeatedly discussed. In the second half of the 1850s the minister of education A. S. Norov submitted a report to Emperor Alexander II devoted to the necessity of creation of a university in Siberia. The purpose of this article is to consider the development of education in Siberia in the 1850s years of the 19 th century. In this article, the initiatives of the minister are considered and the opinion of the society and of the governmental circles about them is analyzed. The idea to create the University in Siberia was not supported. Therefore, the Minister of Education A. S. Norov refused this idea. However, he had some proposals for the improvement and development of lower and middle education in Siberia. Many of his proposals were rejected. The reasons for this were the following: lack of funding, small population in Siberia, lack of interest of individuals. Nevertheless, A. S. Norov proved himself the active supporter of a development of education in Siberia. In this article, we have used the methods of external and internal criticism of the source.

Текст научной работы на тему «А. С. Норов и развитие образования в Сибири»

УДК 930

А. С. НОРОВ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ © Е. А. Чистикова

СПб ГБУ «Музей «Невская застава» Россия, 192174 г. Санкт-Петербург, ул. Ново-Александровская, 23.

Тел.:+ 7 (812) 362 82 37.

Email: [email protected]

В 1854 г. министром народного просвещения стал А. С. Норов — ученый, писатель, путешественник, герой Отечественной войны 1812 г. Через два года он подал доклад императору Александру II, где обосновал необходимость создания университета в Сибири. Вопрос об учреждении университета в Сибири неоднократно поднимался в правительстве в XIXв. Однако А. С. Норову также пришлось отказаться от этой идеи. Тем не менее он выступил с несколькими другими законодательными инициативами, направленными на развитие и улучшение образования в Сибири. В данной статье рассматриваются предложения, выдвинутые министром, а также анализируется их восприятие в обществе и в правительственных кругах.

Ключевые слова: А. С. Норов, Сибирский Тобольская и Томская губернии.

На протяжении всего XIX в. в правительстве неоднократно поднимался вопрос о создании университета в Сибири. В 1803 г. действительный статский советник Павел Григорьевич Демидов пожертвовал 50 тысяч рублей для основания университета в Тобольске [1], но этим дело и закончилось. В 1823 г. попечитель Казанского учебного округа Михаил Леонтьевич Магницкий и генерал-губернатор Западной Сибири Петр Михайлович Капцевич практически одновременно подали свои проекты в Сибирский комитет об учреждении в Сибири университета. Тогда же Комитет министров посчитал полезным появление в столь отдаленной части Российской империи высшего учебного заведения, однако никаких действий не последовало. В начале 1850-х гг. приверженцем создания университета был министр народного просвещения А. С. Норов. В исследовательской литературе существуют множество работ, посвященных истории основания университета в Сибири [1—3]. Не обошли стороной историки и деятельность А. С. Норова в этом вопросе.

По мнению исследователя В. С. Манассеина, открытие сибирского университета в середине 1850-х гг. не состоялось из-за нехватки финансовых средств [2]. Историк А. М. Решетов предполагает, что отсутствие настойчивости и твердости в характере А. С. Норова не довели дело учреждения университета в Сибири до конца: «К сожалению, при А. С. Норове вопрос об образовании университета в Сибири по ряду причин не был решен положительно. Может быть, сыграли роль и личные качества министра» [4]. Исследователь С. А. Некрылов писал о том, что созданию первого высшего учебного заведения в Сибири мешало отсутствие воспитанников: «Однако и это предложение осталось невыполненным главным образом из-за нехватки выпускников гимназий и недостаточного развития народного образования в Сибири в целом. В течение

комитет, Сибирь, образование, университет,

последующих двадцати лет Министерство народного просвещения было занято главным образом вопросами устройства училищ в Сибири и учреждением новых учебных заведений в Европейской России» [5, с. 142]. К такому же выводу пришла исследовательница А. А. Сеченова: «Правительство предполагало, что будет недостаток слушателей в университете вследствие незначительного числа средних школ в Сибири и редкости населения, а также опасалось трудностей с обеспечением университета достаточным числом профессоров, сказывались и финансовые трудности» [6, с. 163]. Возможно, более детальное исследование деятельности А. С. Норова по организации университета в Сибири позволит выявить весь комплекс причин, помешавших осуществлению его замыслов.

В начале 1850-х гг. в правительстве вновь обсуждался вопрос о создании университета в Сибири. Сторонником этой идеи был А. С. Норов, бывший в то время товарищем министра народного просвещения. Свои взгляды он изложил в письме к генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву-Амурскому от 12 января 1853 г. за №337. Текст письма нам обнаружить не удалось, однако его содержание раскрывается в ответе генерал-губернатора А. С. Норову от 2 апреля того же года. Н. Н. Муравьев-Амурский писал о ненадобности каких-либо изменений по учебной части Министерства народного просвещения в Сибири и считал, что чиновники из местных жителей не должны управлять Восточной Сибирью: «Гораздо полезнее присутственные места в Сибири наполнить благонамеренными людьми, рожденными и получившими надлежащее образование во внутренних губерниях России, а если даже и из сибирских уроженцев, то во всяком случае таких, которые с юных лет удалены были для воспитания с места их родины, и тем избавить от заразы, сильно распространившейся в сибирском

крае. ... В этих же самых убеждениях я нахожу пока излишним увеличивать число губернских гимназий и уездных училищ в Восточной Сибири» [7, с. 159]. Не встретил тогда поддержки А. С. Норов и от Сибирского Комитета, посчитавшего идею создания университета преждевременной и требующей больших финансовых затрат. О таком решении Сибирский Комитет уведомил А. С. Норова 23 апреля 1853 г. [8, л. 16], ставшего уже к тому времени (с 7 апреля) министром народного просвещения.

Отказавшись от идеи создания университета в Сибири, император Николай Павлович, также озабоченный умножением числа «образованных чиновников в Сибири», 19 мая 1854 г. приказал «увеличить число стипендиантов по Гимназиям и Университетам, предназначенных для Сибирской службы, предоставив по принадлежности Министерству народного просвещения внести в Сибирский Комитет свои по сему предмету соображения» [8, л. 4]. По-видимому, А. С. Норов посчитал осуществление этих мер недостаточным и снова вернулся к вопросу создания высшего учебного заведения в Сибири. 23 ноября 1855 г. он написал уже новому императору Александру II: «Существующие ныне в Сибири три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске) и предполагаемая к открытию в Красноярске не могут удовлетворить сказанной потребности, не только по числу их но и по самому объему преподавания там было необходимо высшее учебное заведение, примененное к прямым надобностям края» [8, л. 1]. В этом же письме А. С. Норов напоминает государю о существующем капитале, пожертвованном Демидовым на учреждение университета в Тобольске. Таким образом, А. С. Норов настаивает на идее появления университета в Сибири, несмотря на то, что совсем недавно эта мысль была отклонена. Император повелел рассмотреть предложение А. С. Норова в Сибирском Комитете, и 11 января 1856 г. министр народного просвещения представил там свой доклад. В нем он выделил предпосылки для учреждения университета в Сибири, в частности, А. С. Норов писал, что число студентов, которых готовят в университетах для службы в Сибири, настолько большое, что для них уже можно создать свой специальный университет [8, л. 5]. По словам А. С. Норова, Сибирь — это активно развивающийся регион, в который нужно привлекать население и создавать в нем все необходимые для жизни условия: «По благодетельным мерам Правительства об устройстве Сибири и о распространении в том крае народного образования, общая там деятельность принимает обширные размеры, могущие привлечь туда еще более значительное население» [8, л. 5]. Но главной причиной основания университета министр называет потребность сибирского края в собственных кадрах. По мнению А. С. Норова, отправление сибирских воспитанников на обучение в другие регионы страны сопряжено с большими финансовыми расходами и другими всевозможными трудностями. К

тому же от нехватки должных специалистов страдают сами жители Сибири. Например, из-за недостаточного количества врачей в своем крае сибирякам приходится обращаться за медицинской помощью в Казань. А. С. Норов обращает внимание на развитость скотоводства в Сибири, а, следовательно, и на необходимость наличия квалифицированных ветеринаров. На первое время А. С. Норов предлагает организовать в создаваемом университете только два факультета: медицинский и физико-математический. На взгляд министра, именно в выпускниках этих факультетов на тот момент больше всего нуждалась Сибирь. Понимая, что для создания университета будут необходимы финансовые средства, А. С. Норов считает целесообразным использовать пожертвования П. Г. Демидова, к тому времени, вместе с накопленными процентами, составлявшие 70 тысяч рублей серебром. Другими источниками финансирования будущего университета А. С. Норов называет местные пожертвования, «которые по сочувствию жителей и промышленников к столь важной мере, предпринимаемой для блага края, несомненно, будут от них представлены» [8, л. 17—18], а также пособие, выделенное правительством. 23 ноября 1855 г. император приказал рассмотреть вопрос о создании университета в Сибири [8, л. 6-7]. Началась долгая переписка министра народного просвещения с Комитетом, генерал-губернаторами Сибири и министром финансов.

Предложение министра народного просвещения о создании университета в Сибири поддержал Московский митрополит Иннокентий, который видел «еще и ту очень важную пользу, что наконец прекратится приток или привал так называемых образованных светских людей из столицы с свободными мыслями, желаниями и действиями, из которых весьма многие за тем только приезжают в Сибирь, чтобы получить чины и пенсии; а о пользе края и мысли нет...» [9, л. 3]. В этом же письме митрополит предлагал сделать затруднительной возможность для студентов будущего университета после его окончания перебираться на службу из Сибири в другие части России. Купец, писатель, исследователь русского Севера Михаил Константинович Сидоров также ратовал за идею создания университета в Сибири. Он призвал сибирских промышленников оказать финансовую помощь в создании университета, однако получил от них резкую критику. Выражая в конце октября 1857 г. свою благодарность академику, палеонтологу Эдуарду Ивановичу Эйхвальду за то, что тот переговорил с А. С. Норовым об открытии университета в Сибири, Сидоров признавался: «Хотя я и просил некоторых из известных здесь Николаю Николаевичу [Н. Н. Муравьев-Амурский. — Е. Ч.] золотопромышленников передать ему о моем намерении, но они как большей частью чуждые всякого доброго дела для общей пользы не только отказались от исполнения моей

просьбы, но еще советовали мне, чтобы я заботился более о себе, нежели о других» [8, л. 27].

Кроме сибирских золотопромышленников, идею министра народного просвещения не поддержал и Сибирский Комитет. Уже на следующий день после доклада А. С. Норова - 12 января 1856 г. - комитет во главе с его председателем графом Алексеем Федоровичем Орловым напомнил, что вопрос об учреждении университета в Сибири обсуждался тремя годами ранее и был отвергнут. Также Сибирский Комитет остался озабочен финансовыми вопросами: какая сумма может потребоваться на постройку высшего учебного заведения и его годовое содержание, и из каких средств будет производиться оплата. Еще одним аргументом Сибирского Комитета против идеи А. С. Норова стало указание на незначительное число студентов из Тобольской и Томской губерний, поступавших в Казанский университет, большей частью готовивший кадры для Сибири. Именно об этом пишет А. С. Норову генерал-губернатор Западной Сибири Г. Х. Гасфорд 7 апреля 1856 г., считая основание университета преждевременным: «Мнение мое основано на том, что при недостаточном еще развитии между коренными жителями края, потребности высшего умственного образования, число лиц, изъявляющих желание, по окончании гимназического курса посвятить еще несколько лет на слушание курса в университете — и то не для усовершенствования в науках, а собственно из видов служебных преимуществ — далеко не достигнет существующего ныне в Казанском университете комплекта сибирских степиндиантов» [8, л. 21]. По мнению генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорда, университет в Сибири пока не нужен, для начала необходимо улучшить состояние низших и средних учебных заведений в этом крае.

Итак, в мае 1856 г. Министерство народного просвещения, не поддержанное Сибирским Комитетом и генерал-губернаторами Сибири, вновь отказывается от идеи учреждения университета в Сибири. Однако А. С. Норов не останавливается на этом и выдвигает новое предложение, принятие которого могло бы способствовать возникновению в будущем в Сибири университета. В конце ноября 1856 г. он высказался за увеличение числа казенных воспитанников в гимназиях Сибири и Казанском университете. Вероятно, в данном случае он подхватил идею генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гас-форда, который в том же месяце просил А. С. Норова увеличить число казеннокоштных и своекоштных пансионеров в Тобольской гимназии, построить новый дом для Тобольской гимназии и учредить гимназию в Омске [10, л. 1]. Поддержал А. С. Норова и Сибирский комитет: «Мера сия полезна и потому еще, что посредством оной можно приготовить на месте, для службы в Сибири, чиновников

образованных, в которых так нуждается этот отдаленный край и перевод коих из внутри Империи всегда сопряжен со многими издержками и неудобствами» [11, л. 56]. Однако переписка с Министерством финансов подкорректировала первоначальные замыслы министра народного просвещения. На первое время увеличить число казеннокоштных воспитанников решили только в Тобольской и Томской гимназиях. Но даже эта задача из-за отсутствия финансирования оказалась непосильной. Тогда Сибирский Комитет предложил увеличить число воспитанников в гимназиях Сибири путем уменьшения количества таких же воспитанников в других внутренних губерниях, где они не столь необходимы. Это предложение А. С. Норов категорически отверг и снова попросил у Сибирского Комитета помощи в поиске средств: «Посему я считаю долгом вновь представить убеждения свои, что испрашиваемая мною из Государственного Казначейства сумма (1500 руб.) на увеличение числа казенных воспитанников и стипендиантов для службы в Сибири совершенно незначительна в сравнении с существенною Государственною пользою, которая может от сего произойти, и то без необходимых денежных средств не может увенчаться желаемым успехом заботливость Правительства о распространении народного образования в Сибири» [11, л. 59]. К сожалению, деньги так и не были найдены, поэтому в министерство А. С. Норова увеличения числа казенных воспитанников в Сибири не произошло.

Многие старания А. С. Норова по улучшению образования в Сибири не увенчались успехом. Идея основания университета не была поддержана ни Сибирским Комитетом, ни генерал-губернаторами Сибири, которые не видели особой необходимости в открытии высшего учебного заведения в этом крае. Для создания университета в Сибири необходимо было привести в порядок низшие и средние учебные заведения, однако Министерство финансов не нашло на эти цели необходимых средств. Отметим, что обсуждение вопросов, связанных с улучшением образования в Сибирском крае затягивалось долгой перепиской А. С. Норова с генерал-губернаторами Сибири и с Министерством финансов. Неудача с учреждением университета в Сибири определялась комплексом причин: отсутствием денежных средств, низкой заинтересованностью частных лиц оказывать финансовую помощь, малочисленностью сибирского населения, а, следовательно, и небольшим числом студентов из Сибири, необходимостью улучшить нижнюю и среднюю ступени образования. Однако нельзя согласиться с утверждением об отсутствии настойчивости и твердости в характере А. С. Норова. Наоборот, стоит отметить упорное стремление А. С. Норова к появлению университета в Сибири, а также к увеличению числа низших и

средних учебных заведений в столь отдаленном от центра крае Российской империи. А. С. Норов показал себя не просто убежденным, но и активным сторонником развития образования в Сибири.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып.1. Общий ход развития школьного дела в Сибири. 1703-1917. Ново-Николаевск: тип. Центросоюза в Омске, 1923. 246 с.

2. Манассеин В. С. Возникновение и развитие идеи учреждения Сибирского университета в связи с историей просвещения в Сибири в первой четверти XIX ст. Иркутск: Первая гостиполит., 1924. 30 с.

3. Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917-1980). Новосибирск: Кн. изд-во, 1986. 236 с.

4. Решетов А. М. О письме святителя Иннокентия в контексте истории создания первого университета в Сибири // Библиотека Якова Кротова. 1999. URL: http://krotov. info/acts/19/1850/18570122.html.

5. Некрылов С. А. Областники и первый сибирский университет // Вестник Томского государственного университета. 2007. №295. С. 141-148.

6. Сеченова А. А. Исторические условия возникновения ЗападноСибирского учебного округа // Вестник Томского государственного педагогического университета 2010. Вып. 9(99). С. 162-167.

7. Муравьев-Амурский Н. Н. - Норову А. С. 2 апреля 1853 // Герцен А. И. Собрание сочинений. В 30-ти томах. М.: изд-во Акад. наук СССР, 1958. Т. 15. 498 с.

8. РГИА. Ф. 733. Оп. 84. Д. 147. Переписка с генерал-губернаторами Западной Сибири об учреждении университета в Сибири.

9. ОР РНБ. Ф. 531. Д. 365. Иннокентий, митрополит Московский, архиепископ Камчатский. Письма (3) Норову А. С. Письмо от 30 октября 1856 г.

10. РГИА. Ф. 733. Оп. 84. Д. 164. Об управлении учебной части Западной Сибири.

11. РГИА. Ф. 733. Оп. 84. Д. 125. Дело об отклонении Сибирским комитетом ходатайства министра народного просвещения об увеличении числа казеннокоштных воспитанников.

Поступила в редакцию 18.02.2015 г.

A. S. NOROV AND THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN SIBERIA

© E. A. Chistikova

Museum "Nevskaya zastava " 23 Novoaleksandrovskaya St., 190000 Saint Petersburg, Russia.

Phone: +7 (812) 362 82 37.

Email: [email protected]

A. S. Norov was born in 1795 in the village Keys of Saratov region in a family with a rich ancestry name. He was scientist, writer, traveler and the hero of the War 1812. He was a very educated man, he knew several languages and had a large library at home. In 1854, A. S. Norov became the Minister of Education. In the government in the 19th century, the question of establishing of university in Siberia was repeatedly discussed. In the second half of the 1850s the minister of education A. S. Norov submitted a report to Emperor Alexander II devoted to the necessity of creation of a university in Siberia. The purpose of this article is to consider the development of education in Siberia in the 1850s years of the 19th century. In this article, the initiatives of the minister are considered and the opinion of the society and of the governmental circles about them is analyzed. The idea to create the University in Siberia was not supported. Therefore, the Minister of Education A. S. Norov refused this idea. However, he had some proposals for the improvement and development of lower and middle education in Siberia. Many of his proposals were rejected. The reasons for this were the following: lack of funding, small population in Siberia, lack of interest of individuals. Nevertheless, A. S. Norov proved himself the active supporter of a development of education in Siberia. In this article, we have used the methods of external and internal criticism of the source.

Keywords: A. S. Norov, Siberian Committee, Siberia, education, university, Tobolsk and Tomsk province.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Yurtsovskii N. S. Ocherki po istorii prosveshcheniya v Sibiri. No. 1. Obshchii khod razvitiya shkol'nogo dela v Sibiri. 1703-1917 [Essays on the history of education in Siberia. Vol.1. General development of schools in Siberia. 1703-1917]. Novo-Nikolaevsk: tip. Tsentro-soyuza v Omske, 1923.

2. Manassein V. S. Vozniknovenie i razvitie idei uchrezhdeniya Sibirskogo universiteta v svyazi s istoriei prosveshcheniya v Sibiri v pervoi chetverti XIX st. [The emergence and development of the idea of establishing the University of Siberia in connection with the history of education in Siberia in the first quarter of 19th century]. Irkut-sk: Pervaya gostipolit., 1924.

3. Ocherki istorii vysshego i srednego spetsial'nogo obrazovaniya v Sibiri (1917-1980) [Essays on the history of higher and secondary professional education in Siberia (1917-1980)]. Novosibirsk: Kn. izd-vo, 1986.

4. Reshetov A. M. O pis'me svyatitelya Innokentiya v kontekste istorii sozdaniya pervogo universiteta v Sibiri. Biblioteka Yakova Krotova. 1999. URL: http://krotov.info/acts/19/1850/18570122.html.

5. Nekrylov S. A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007. No. 295. Pp. 141-148.

6. Sechenova A. A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010. No. 9(99). Pp. 162-167.

7. Murav'ev-Amurskii N. N. - Norovu A. Pp. 2 aprelya 1853. Gertsen A. I. Sobranie sochinenii. V 30-ti tomakh. Moscow: izd-vo Akad. nauk SSSPp. 1958. Vol. 15.

8. RGIA. F. 733. Op. 84. D. 147. Perepiska s general-gubernatorami Zapadnoi Sibiri ob uchrezhdenii universiteta v Sibiri.

9. OR RNB. F. 531. D. 365. Innokentii, mitropolit Moskovskii, arkhiepiskop Kamchat-skii. Pis'ma (3) Norovu A. S. Pis'mo ot 30 oktyabrya 1856 g.

10. RGIA. F. 733. Op. 84. D. 164. Ob upravlenii uchebnoi chasti Zapadnoi Sibiri.

11. RGIA. F. 733. Op. 84. D. 125. Delo ob otklonenii Sibirskim komitetom khodataistva ministra narodnogo prosveshcheniya ob uvelichenii chisla kazennokoshtnykh vospitannikov.

Received 18.02.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.