Научная статья на тему 'Реформы в области управления образованием на территории Западной Сибири в деятельности сибирских комитетов'

Реформы в области управления образованием на территории Западной Сибири в деятельности сибирских комитетов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКИЙ КОМИТЕТ / РЕФОРМА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / SIBERIAN COMMITTEES / REFORM / EDUCATION / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блинов А. В.

Анализируется деятельность Первого (1821-1838) и Второго (1852-1864) сибирских комитетов по созданию оптимальной системы управления образованием на территории Западной Сибири. Рассмотрено взаимодействие центральных и региональных властей, выывлены дискуссионные вопросы и приведены основные итоги изменений системы управления образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMS OF EDUCATION MANAGEMENT IN WESTERN SIBERIA IN THE ACTIVITY OF SIBERIAN COMMITTEES

The paper analyzes the activities of the First (1821 1838) and the Second (1852 1864) Siberian Committees aimed at establishment of rational education management system in Western Siberia. Interaction between the central and the regional authorities is discussed, debatable points are revealed and the results of changes in education management system are summarized.

Текст научной работы на тему «Реформы в области управления образованием на территории Западной Сибири в деятельности сибирских комитетов»

УДК. 061.24(571.1/.5):37.014.3

А. В. Блинов

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКИХ КОМИТЕТОВ

Анализируется деятельность Первого (1821-1838) и Второго (1852-1864) сибирских комитетов по созданию оптимальной системы управления образованием на территории Западной Сибири. Рассмотрено взаимодействие центральных и региональных властей, выывлены дискуссионные вопросы и приведены основные итоги изменений системы управления образованием.

Ключевые слова: Сибирский комитет, реформа, образование, Западная Сибирь.

Введение в 1803 г. в рамках Российской империи окружной модели управления образованием положило начало серии реформ связанных с реорганизацией системы центрального и местного управления образовательным процессом. В Западной Сибири, не получившей самостоятельного учебного округа по указу от 24 января 1803 г., реорганизационные процессы продолжались до учреждения Западно-Сибирского учебного округа в 1885 г. Коренные изменения в системе управления сибирскими учебными заведениями приходятся на 1828 и 1859 гг. и связаны с деятельностью Первого (1821-1838) и Второго (1852— 1864) сибирских комитетов, сыгравших неоценимую роль в реформировании системы управления образованием в регионе.

К моменту учреждения Первого Сибирского комитета сложившаяся практика контроля над учебными заведениями Сибири через визитатора от Казанского учебного округа себя исчерпала и явно показывала свои недостатки, на которые неоднократно обращали внимание местные власти. В марте 1823 г. на имя Его Императорского Величества был направлен рапорт тобольского и томского генерал-губернатора П. М. Капцевича, в котором речь шла о недостатке в Сибири образованных чиновников, необходимости изменения сложившейся практики обучения и открытия университета, состоящего хотя бы из двух факультетов — юридического и медицинского и гимназии в г. Томске. Во всех заведениях воспитанники должны были содержаться за казенный счет, а сами учебные заведения, в учебном отношении, должны были быть подчинены Министерству народного просвещения, а в хозяйственном — местному главному управлению [1, л. 13—17]. Открытие сибирского университета могло послужить первым шагом к созданию самостоятельного учебного округа на территории Сибири.

Одновременно начинается разработка проекта и попечителем Казанского учебного округа, действительным статским советником М. Л. Магницким. Согласно представленному в Министерство народного просвещения плану, в Барнауле планировалось открыть высшее училище как отделение Казанского университета [2, с. 158].

Проект М. Л. Магницкого, получивший поддержку генерал-губернатора П. М. Капцевича, осенью 1823 г. быш представлен на рассмотрение Первого Сибирского комитета, который, соглашаясь с основными положениями проекта, предложил местом основания высшего училища выбрать г. Томск, а местный надзор возложить на гражданских губернаторов [3, л. 135 об.].

С февраля 1824 г., после внесения Первым Сибирским комитетом проекта на Высочайшее рассмотрение и получения одобрения, начинается его детальная доработка в рамках Министерства народного просвещения, сопровождающаяся перепиской с генерал-губернатором П. М. Капцевичем по вопросам устава и штата учебныгс заведений, средств на покрытие расходов и т. д. [4, с. 273].

Окончательное разрешение данного вопроса последовало в 1828 г., когда в соответствии с уставом 1828 г. была упразднена должность визитатора, а все учебные заведения Сибири подчинены гражданским губернаторам, наделенным правами попечителей округов [5, л. 31]. Сложившаяся практика просуществовала без малого 24 года.

Новый этап реформирования системы управления учебным процессом на территории Сибири приходится на середину XIX столетия и связан с активной деятельностью Второго Сибирского комитета.

Согласно утвержденному в ноябре 1852 г. плану работ Второго Сибирского комитета планировалось обсудить вопрос о необходимости учреждения в Сибири особого учебного округа с целью достижения единства в управлении учебными заведениями. На запрос генерал-губернатору Западной Сибири Г. X. Г асфорту о состоянии дел в области управления образованием в ноябре 1853 г. быш получен ответ, в котором предлагалось освободить гражданских губернаторов Тобольской и Томской губерний от обязанности попечителей училищ и подчинить все учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения главному попечительству генерал-губернатора Западной Сибири [5, л. 31].

Далее, согласно распоряжению Второго Сибирского комитета, все подготовительные работы были переданы генерал-губернатору и Министерству народ-

Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 12 (90)

ного просвещения, в результате чего началась межведомственная переписка.

В ноябре 1853 г. генерал-губернатором Западной Сибири Г. X. Г асфортом на имя министра народного просвещения были направлены предложения о реорганизации системы управления: введении должности попечителя, функции которого сосредоточивались в руках генерал-губернатора, и создании при нем специальной канцелярии [5, л. 32].

В результате согласования реорганизационных мероприятий стало известно, что генерал-губернатор Восточной Сибири не разделил точку зрения западно-сибирского генерал-губернатора и высказался против каких-либо изменений. На имя министра народного просвещения он писал: «По числу учебных заведений, существующих собственно в сем крае, не настоит пока надобности в учреждении особого Сибирского учебного округа» [5, л. 33об.]. Несмотря на несогласованность мнений сибирских властей, бышо решено продолжить реорганизационные мероприятия только в рамках Западной Сибири. В мае 1854 г. Сибирский комитет на запрос министерства народного просвещения о целесообразности изменений, сообщал, что со своей стороны находит все принятые министерством предложения западно-сибирского генерал-губернатора полезными и вполне соответствующими цели [5, л. 35].

В результате между генерал-губернатором и Министерством народного просвещения быша начата пятилетняя переписка по согласованию способов осуществления предложений, завершившаяся разработкой проекта «Положения об управлении учебной частью в Западной Сибири».

В марте 1859 г. проект был рассмотрен на заседании Сибирского комитета. По этому вопросу в журнале Комитета записано: «Слушана записка министра народного просвещения от 23 марта с представлением проекта положения об управлении гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири. Комитет, находя составленный проект... соответствующим местным обстоятельствам края, как и тем основаниям, кои быши указаны Комитетом в прошлом 1858 г., положил: проект сей. представить на высочайшее утверждение» [5, л. 152]. Положительно быш решен вопрос и о финансировании. Изначально запрашиваемая сумма в 4 287 руб. быша сокращена до 3 900 руб. и должна была выдаваться из средств Государственного казначейства: в 1859 г. за счет сумм, предназначенных на чрезвыгчайные расходы, а с 1860 г. внесена в смету Министерства народного просвещения.

Причинами столь длительного принятия решения стал ряд обстоятельств: желание ввести единые принципы управления учебной частью на территориях Восточной и Западной Сибири; затянувшаяся разработка проекта по управлению учебныши заведениями Западно-Сибирского учебного округа, вызванная служебной волокитой принятия решения; поиск источников финансирования данного проекта.

12 апреля 1859 г. бышо Высочайше утверждено «Положение об управлении гражданскими учебными заведениями Западной Сибири», согласно которому на западно-сибирского генерал-губернатора возлагалось главное управление всеми гражданскими учебными заведениями в крае: «...генерал-губернатор, как главный начальник края и председатель совета главного управления... есть высший блюститель точного и правильного исполнения всех постановлений по учебной части во вверенном ему крае, сохраняя в отношении к оной, власть надзора и разрешения, присвоенную ему общими и местными учреждениями» [6, л. 31].

На вышеуказанном основании генерал-губернатору предоставлялся ряд прав: 1) назначение, перемещение и увольнение чинов учебного управления; 2) представление к наградам, пенсиям, прибавочному жалованью согласно ходатайству главного инспектора; 3) организация расследований в отношении противозаконных действий или беспорядков в учебных заведениях; 4) увольнение и представление под суд чиновников учебного управления, кроме главного инспектора, подведомственного Министерству народного просвещения.

Для непосредственного надзора за учебными заведениями при генерал-губернаторе учреждалась должность главного инспектора училищ со следующими обязанностями: надзор за правильным и добросовестным исполнением обязанностей служащими учебного ведомства (директора и учителя учебных заведений), контроль за соблюдением в учебных заведениях установленных правил. Кроме того, в функции главного инспектора вменялась обязанность рассмотрения всех поступающих в Главное управление Западной Сибири дел по учебной части, для производства которых быша учреждена должность секретаря главного инспектора.

Впоследствии указом от 18 декабря 1867 г. данное Положение было распространено, с незначительными изменениями и дополнениями, и на Восточную Сибирь [6, л. 92 об.—93].

Установленная в 1859 г. система управления учебными заведениями Западной Сибири без изменений просуществовала недолго. Уже в течение первого года почувствовалась неудовлетворительность назначаемого этим положением штата, вследствие чего 19 ноября 1860 г. генерал-губернатор Западной Сибири представил министру народного просвещения ходатайство о необходимости увеличения канцелярии главного инспектора прибавлением должности помощника секретаря, увеличения оклада секретаря и т. д. [7, л. 141].

В апреле 1862 г. в Сибирском комитете рассматривался проект Положения об управлении гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири, имевший целью дать надлежащую власть, положение и средства главному инспектору для действительного достижения поставленной перед ним цели.

Предполагавшиеся изменения, против положения 12 апреля 1859 г., состояли в следующем: предоставление главному инспектору прав на определение и увольнение подведомственных училищных чинов от IX класса и ниже; разрешение выдачи из экономических сумм до 300 руб.; разрешение во время отсутствия генерал-губернатора вступать во все права, представленные попечителям округов и т. д. [7, л. 141-141 об.]

В целом данная модель управления образовательным процессом, несмотря на отдельные корректи-

ровки, просуществовала до 1882 г. (ликвидация должности генерал-губернатора Западной Сибири), а в 1885 г. на территории Западной Сибири быш учрежден самостоятельный учебный округ на общих основаниях.

Таким образом, с деятельностью Первого и Второго сибирских комитетов связаны важнейшие вехи в закладке основ системы управления сибирским образованием на протяжении 20-80-х гг. XIX столетия.

Список литературы

1. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 1264. Оп. 1. Д. 638.

2. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного образования 1802-1902 гг. СПб.,1902.

3. РГИА. Ф. 733. Оп. 84. Д. 95.

4. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032-1882 гг. Сургут, 1993.

5. РГИА. Ф. 733. Оп. 84. Д. 164.

6. РГИА. Ф. 733. Оп. 194. Д. 219.

7. РГИА. Ф. 733. Оп. 193. Д. 71.

Блинов А. В., кандидат исторических наук, доцент .

Кемеровский государственный университет.

Ул. Красная, 6, г. Кемерово, Кемеровская область, Россия, 650043.

E-mail: kafoi@history.kemsu.ru

Материал поступил в редакцию 20.11.2009

A. V Blinov

REFORMS OF EDUCATION MANAGEMENT IN WESTERN SIBERIA IN THE ACTIVITY OF SIBERIAN COMMITTEES

The paper analyzes the activities of the First (1821 - 1838) and the Second (1852 - 1864) Siberian Committees aimed at establishment of rational education management system in Western Siberia. Interaction between the central and the regional authorities is discussed, debatable points are revealed and the results of changes in education management system are summarized.

Key words: Siberian Committees, reform, education, Western Siberia.

Kemerovo State University.

Ul. Krasnaya, 6, Kemerovo, Kemerovskaya oblast, Russia, 650043.

E-mail: kafoi@history.kemsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.