Научная статья на тему 'Женское среднее образование на Северном Кавказе во II половине XIX - начале XX в'

Женское среднее образование на Северном Кавказе во II половине XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
769
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / WOMEN'S EDUCATION / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / MINISTRY OF NATIONAL EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ / HISTORY / УЧИЛИЩЕ / ШКОЛА / SCHOOL / ДЕТИ / CHILDREN / УЧИТЕЛЯ / TEACHERS / УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / THE INSPECTOR OF NATIONAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шафранова Ольга Ивановна

Статья посвящена изучению проблемы истории женского образования. В систему среднего женского образования дореволюционной России входили средние учебные заведения гимназии и епархиальные женские училища. В статье дается характеристика процесса создания женских учебных заведений и эволюции системы женского образования на Северном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN’S SECONDARY EDUCATION IN THE NORTHERN CAUCASUS IN THE II HALF OF THE XIX - BEGINNING OF XX CENTURY

The article studies the problems of the history of women’s education. In the system of secondary female education of pre-revolutionary Russia was part of secondary schools gymnasiums and eparchial female school. The article gives characteristics of the process of creation of women’s education and the evolution of female education in the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «Женское среднее образование на Северном Кавказе во II половине XIX - начале XX в»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ». № 3, 2013

удк 396.4-055.2 Шафранова О. И. [Shafranova O.I.]

ЖЕНСКОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

ВО II ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

Women's secondary education in the Northern Caucasus in the II half of the XIX -beginning of XX century

Статья посвящена изучению проблемы истории женского образования. В систему среднего женского образования дореволюционной России входили средние учебные заведения - гимназии и епархиальные женские училища. В статье дается характеристика процесса создания женских учебных заведений и эволюции системы женского образования на Северном Кавказе.

Ключевые слова: женское образование; министерство народного просвещения; воспитание; церковь; государство; педагогика; история; училище; школа; дети; учителя; учащиеся.

The article studies the problems of the history of women's education. In the system of secondary female education of pre-revolutionary Russia was part of secondary schools - gymnasiums and eparchial female school. The article gives characteristics of the process of creation of women's education and the evolution of female education in the North Caucasus.

Keywords: women's education; the inspector of national schools, Ministry of national education; education; Church; state; education; history; school; school; children; teachers; students.

Система просвещения и образования является отражением направлений социально-экономического развития страны и общества. Россия середины XIX в. переживала реформирование всех сторон жизни общества. Отмена крепостного права (1861), законодательное уравнивание в правах сословий (судебная реформа 1864 г.), реформирование системы образования (1858, 1864, 1871, 1874 гг.).

50-60-е годы XIX в. названо временем прогрессивных идей и прогрессивных людей. «Шестидесятницами» называли авторы советской историографии девушек и женщин, стремящихся к кардинальному изменению своего социального положения. Одним из направлений борьбы женщин со старыми устоями явилась борьба за доступ к образованию. К изучению истории образования на Северном Кавказе обращались

многие авторы, краеведы, исследователи социокультурной жизни дореволюционной губернии последних лет. Всестороннее изучение истории женского образования на Северном Кавказе остается актуальным и востребованным как с позиции истории социокультурного развития региона, так и с позиции достижений женского движения.

До середины XIX в. на Северном Кавказе, отсутствовало женское системное образование, школы и курсы для девочек благотворительные общества, частные лица. Образование было сословным. Дворяне обучали своих дочерей либо в закрытых столичных учебных заведениях либо дома. Купечество и духовное сословие создавали школы для своих детей. Крестьяне вовсе не считали нужным обучать девочек.

Начало женскому среднему образованию в России было положено при императрице Екатерине II открытием учебного заведения под названием «Воспитательное общество благородных девиц», впоследствии переименованного в Смольный институт. Жена Павла I, императрица Мария, восприняла и продолжила дело Екатерины II [17, с. 34]. «Ведомство учреждений императрицы Марии» управляло в России частью учебно-воспитательных и лечебно-благотворительных учреждений. К 1917 г. в ведении Ведомства находились: 176 детских приютов, 21 училище для слепых, 70 женских гимназий и институтов, 21 богадельня, 40 больниц [14, с. 241].

В 1827-1855 гг. в России действовало 11 женских учебных заведений, не считая тех, которые функционировали при воспитательных домах. В 1828 г. после смерти Марии Федоровны, женские учебные заведения были отнесены к специальному Ведомству учреждений императрицы Марии. В период с 1828 по 1855 гг. в России функционировало 24 женских учебных заведений, открытых преимущественно в городах. В 1856 году в учебных заведениях всех ведомств народного образования обучалось 482 802 учащихся, из них 51 632 составляли учащиеся женского пола, т. е. примерно 1/9 часть от общего числа обучавшихся [16, с. 1, 216.].

Огромную роль в развитии женского образования сыграли выдающиеся русские педагоги-практики XIX в. Н. И. Пирогов, Н. А. Вышнеград-ский, К. Д. Ушинский, которые неоднократно ратовали за распространение просвещения и образования среди женщин, подчеркивая, что добродетельная и высокообразованная жена и мать оказывает огромное влияние на воспитание будущих полноценных граждан. Благодаря их усилиям постоянно совершенствовались учебные программы женских школ. При участии

Н. А. Вышнеградского были открыты средние женские училища Ведомства учреждений императрицы Марии, в частности первая Мариинская женская гимназия в Санкт-Петербурге (1858 г.). Женские светские учебные заведения, принадлежали к Ведомству учреждений императрицы Марии или к Министерству народного просвещения (МНП). Женские средние учебные заведения рассматриваемого периода были сословными учебно-воспитательными и бессословными (гимназии) [27, с. 176].

Процесс открытия женских средних школ на Северном Кавказе шел крайне неравномерно и непоследовательно. Несмотря на то что в 60-е годы XIX в. Ведомство императрицы Марии ратовало за открытие новых учебных заведений в городах империи, шаги в этой области в провинции предпринимались исключительно по частной инициативе и не всегда общество на них откликалось положительно.

Развитие женского образования на Северном Кавказе связано с именем наместника Кавказского и главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом М. С. Воронцова и его супруги княгини Елизаветы Ксаве-рьевны. По представлению М. Воронцова, дирекция училищ Кавказской области была переведена из ведомства Харьковского учебного округа и подчинена наместнику Кавказскому 18 декабря 1849 г. При непосредственном участии его супруги по всему Кавказу стали открываться женские учебные заведения.

По официальным данным, в 1851 г. в наместничестве было 45 учебных заведений, состоящих в ведении МНП, с 3 302 учащимися, в том числе 8 частных пансионов и школ. В 1851 г. в Ставропольской губернии было 8 учебных заведений, в том числе 1 частный пансион, в котором обучались девушки [1, с. 1].

В 1849 г. благотворительное общество св. Александры в Ставрополе открыло двухклассное учебное заведение с шестилетним курсом, для воспитания и образования бедных детей, рассчитанное на 40 человек. В первый учебный год учителя безвозмездно преподавали науки во вновь открытом училище. Это были преподаватели Ставропольской мужской гимназии - Ильяшенко, Радзевич, Набут. Размер платы с пансионерок и полупансионерок составлял соответственно 80 и 40 рублей в год [1, с. 2].

Это учебное заведение открыло новую страницу в истории образования на Северном Кавказе. Оно стало одним из первых учебных заведений для девушек. Благотворительное общество состояло из представителей дворянской элиты и учебное заведение было открыто для

дочерей дворянского сословия, из семей, оказавшихся трудных жизненных обстоятельствах и не имеющих возможности обучать своих дочерей в столичных пансионах. Женское учебное заведение общества св. Александры продолжило свою историю как женская гимназия св. Александры. В 1877 г. учебное заведение широко праздновало XVII летие, историку И. Бентковскому было поручено подготовить исторический обзор деятельности учебного заведения. Если первоначально это учебное заведение готовило «грамотных швей и камеристок», то в конце 60-х годов XIX в. оно уже выпускало учительниц, имеющих право преподавать не только в народных школах, но и в гимназиях, а также заниматься частной практикой. К 1914 г. гимназия сделала 34 выпуска. Её окончили 969 воспитанниц, 145 из них были награждены золотой медалью, 101 - серебряной. Открытые при гимназии в 1869 г. педагогические курсы к 1914 г. окончили 211 воспитанниц. Женская гимназия св. Александры просуществовала до 1920 г. [24, с. 197].

Однако начало системного женского образования в регионе на государственном уровне связано с правительственной политикой в области народного просвещения и с именем легендарного педагога Я. М. Неверова. К концу 50 - началу 60-х годов уже не нова была идея равноправия женщины и мужчины, что нашло отражение и в правительственной политике в области женского образования. В 1858 г. был дан красный свет для открытия всесословных и общественных женских школ - гимназий. Выпускницы гимназии получали общее среднее образование и право поступать в высшие и специальные учебные заведения для женщин (правда, таковых было очень мало) как в России, так и за границей.

В 1856 г. во все учебные округа были разосланы циркуляры министра просвещения Норова с просьбой собрать сведения о том, «где в губерниях есть возможность открыть женские школы». Я. М. Неверов в это время стоял во главе дирекции народных училищ Ставропольской губернии. Получив копию такого циркуляра от попечителя Кавказского учебного округа барона Николае, он провел работу с городскими властями и почетными жителями Георгиевска, Пятигорска, Моздока и Кизляра, выяснил, что в этих городах не нашлось возможности открыть женские учебные заведения. Однако идея открыть в Ставрополе женское учебное заведение охватило все общество. Гимназисты организовывали благотворительные спектакли, дворянское собрание выделило 13 150 рублей 89 'Л коп, Ставропольский приказ общественного призрения обязался выделять

ежегодно в пользу женской гимназии по 440 рублей, были и большие личные пожертвования, благодаря чему стало возможным ходатайствовать о разрешении открыть в Ставрополе женскую гимназию [22, с. 5].

Так, 31 декабря 1860 г. был подписан указ об открытии женского училища второго разряда. Обучение в новом училище началось с 15 сентября 1861 г., общее число учениц составило 75 человек. Педагогический состав училища состоял из преподавателей мужской гимназии. Учебный курс включал такие предметы, как Закон Божий, русский язык, арифметику, географию, чистописание, рукоделие, пение, естественные науки, историю, понятие об измерениях [7].

В 1872 г. училище было переименовано в женскую гимназию, которая стала первым женским средним всесословным учебным заведением на Ставрополье и одним из первых женских учебных заведений на Северном Кавказе.

С 1876 г. училище стало именоваться Ольгинской женской гимназией, в честь её императорского высочества Ольги Федоровны. В этом же году при Ольгинской гимназии был открыт седьмой класс, а с началом занятий в 1878 / 1879 уч. году был открыт 8-й специальный педагогический класс с двумя отделениями - русского языка и математики. С 1892 г. был открыт практический 9-й класс. В этом же году был открыт азбучный класс (подготовительный), в который принимались девочки с 7 лет без вступительных экзаменов. В азбучном классе ученицы педагогического 9-го класса могли практиковаться в преподавании предметов, по которым они специализировались, и в воспитании детей младшего возраста. За 25 лет существования гимназия выпустила 540 учениц, из них звание домашней учительницы получили 103 ученицы, домашней учительницы - 289, из них, по русскому языку - 179, по математике - 213 выпускниц [25, с. 148].

В Терской области первое женское училище было открыто в 1861 г., в 1874 г. оно преобразовано в среднее учебное заведение. Владикавказская Ольгинская гимназия получила свое начало от бесплатной женской школы, устроенной в 1861 г. кружком благотворителей по инициативе супруги батарейного командира Веревкиной. Небольшая сумма денег, вырученная от любительских спектаклей, дала возможность нанять помещение, приобрести необходимые пособия и пригласить надзирательницу школы, которая давала также уроки рукоделия. Преподавание наук было распределено бесплатно между устроительницами. Так было до 1865 г. В этот год школу посетила её императорское высочество Ольга Федо-

ровна (супруга наместника на Кавказе Михаила Николаевича) и пожертвовала 2 000 р. единовременно и ежегодно - 1 000 р. С этого времени учебному заведению было присвоено звание Ольгинская [33]. С 1865 г. развитие школы переходит на новый уровень. Возрастает количество учениц, за учение взимается плата 5 р. в год с ученицы, появляются новые благотворители, жертвовавшие на развитие школы. В 1869 г. у учебного заведения появляется собственный дом, построенный архитектором В. Г. Грозским.

В 1874 г. училище было преобразовано в семиклассную Ольгин-скую женскую гимназию. В 1870-80-е годы гимназия существовала в основном за счет ежегодного пособия Великой княгини Ольги Федоровны - 3 000 руб., наместника Кавказского - 600 руб., пособия от г. Владикавказа - 10 000 руб., остальные средства составляли различные благотворительные акции [34].

К 1912 г. в Терской области было 13 средних учебных заведений МНП. Вопрос о создании в Кубанской области женских учебных заведений был поднят в 1860 г., до этого здесь не было ни одного женского учебного заведения. Образование женщин ограничивалось домашним или его получали за пределами области. По инициативе супруги генерал-майора Н. С. Иваниной (Шпилевской) был образован кружок дам, поставивший себе цель «помочь образованию детей». Благодаря этому обществу, открылась первая женская гимназия в Екатеринодаре в 1863 г., под названием «Войсковая женская гимназия» [28, с. 145].

В начале ХХ в. попечитель Кавказского учебного округа Н. Рудольф большое внимание уделял развитию женского среднего образования на Кавказе. Согласно списку учебных заведений ведомства МНВ, в 1909 г. на Северном Кавказе было 30 средних учебных заведений (гимназий и прогимназий) для женщин [23].

За период 1900-1919 гг. повсеместно открывались женские гимназии, к 1917 г. почти во всех городах, крупных селах и станицах работали женские гимназии. Большая часть гимназий была открыта именно в начале ХХ в. В Кубанской области с 1900 по 1919 г. открыто 7 новых женских гимназий, в Терской области - 7, в Ставропольской губернии -3 [15, с. 60-64].

Программа гимназий с каждым годом модернизировалась. Во-первых, она становилась ближе к программе мужских гимназий. Во-вторых, женская средняя школа становилась профессионально направленной.

Почти все женские гимназии к 1919 г. имели дополнительные специальные педагогические классы, некоторые гимназии открывали коммерческие и бухгалтерские курсы. Статьи закона «Об изменении некоторых узаконений о женских гимназиях, прогимназиях и других средних учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения», принятого в 1916 г., прямо указывали на то, что объем изучаемых дисциплин в женских гимназиях должен стать таким же, как в мужских. В статье 7 говорилось: полное увеличение курса женских гимназий до курса мужских гимназий или реальных училищ может быть введено не иначе, как обязательно для всех учащихся [8].

Надо отметить, что, несмотря на определенные успехи развития женского среднего образования, оно встречало трудности в обеспечении денежными средствами. Учебные заведения по-прежнему существовали за счет средств благотворителей и местных органов управления, казачьих войск, сборов за право учения. Женские гимназии в отличие от мужских существовали на городские и другие дополнительные средства, тогда как мужские гимназии, финансировались из Государственного бюджета. Для сравнения: на одну женскую гимназию выделялось в среднем 1 387 руб. в год, на одну мужскую гимназию - 28 155 руб. в год. В 1910 г. наблюдалась следующая картина: на 18 женских гимназий Северного Кавказа из Государственного бюджета выделялось всего - 37 700, что в среднем на одну гимназию приходится - 2 094 руб. в год. Мужских гимназий на Северном Кавказе в 1910 г. было 11. Из государственного казначейства на их содержание выделялось - 195 872 руб. в год, в среднем приходилось на одну гимназию - 17 806 р. в год. Это очень усредненный показатель, например, больше всех из государственного казначейства получала Ставропольская мужская гимназия - 89 183 р. в год, тогда как Ставропольские женские гимназии из этого же источника финансирования могли рассчитывать только на 2 000 р. в год каждая [19, с. 220, 33].

К началу XX в. в регионах стала меняться ситуация в области женского образования и отношения общества к женскому вопросу. К этому времени сословный состав учениц в женских гимназиях стал пестрым. Они действительно стали всесословными. Так, в 1901 г. в Ставропольской гимназии св. Александры из 243 учениц, дворянок было 100, духовного звания - 1, дочерей почетных граждан и купцов - 6, других сословий - 95, крестьянок - 34, дочерей нижних чинов и казаков - 15, иностранок - 2 [20, с. 247].

В 1910 г. в этой же гимназии детей потомственных дворян обучалось - 50, личных дворян и чиновников - 73, духовного звания - 16, детей почетных граждан и купцов - 51, детей мещан и цеховых - 202, дочерей казаков - 59, крестьянок - 116, иностранок - 1, прочих - 3. В женских гимназиях Северного Кавказа в этом же году всего обучалось - 7 928 чел., из них детей потомственных дворян обучалось - 316, детей личных дворян и чиновников - 1 631, духовного звания - 165, детей почетных граждан и купцов - 837, детей мещан и цеховых - 2 871, дочерей казаков - 591, крестьянок - 1 271, иностранок - 89, прочих - 157 [21, с. 220, 33].

Кубанское казачье войско выделяло средства на содержание женских средних учебных заведений. На войсковые средства содержался Кубанский Мариинский женский институт, а также выделялись адресные стипендии ученицам гимназий войскового сословия, обучавшимся в других областях.

В 40-е годы XIX века в крупных городах России стали создаваться средние учебные заведения для дочерей священнослужителей. 22 октября 1843 г. при содействии и под покровительством Великой княжны Ольги Николаевны было открыто первое женское духовно-учебное заведение «Образцовое училище для девиц духовного звания» в Царском Селе. По образцу Царскосельского было устроено еще 12 училищ в империи.

В 1886 году в городе Ставрополе было открыто Ставропольское епархиальное женское училище (с 1875 г. - Кавказское епархиальное женское училище), которое долгое время оставалось единственным на Северном Кавказе. В нём обучались дочери православных священников всего Кавказа [10]. Епархиальные женские училища состояли в ведении Священного синода и предназначались для дочерей родителей духовного звания, хотя в них принимались и дочери других сословий за полную оплату обучения.

Курс в подобном учебном заведении был шестилетним, в начале ХХ в. - семилетним. Изучаемые дисциплины были следующие: Закон Божий, церковно-славянский язык, русский язык, арифметика, физика, чистописание, география, гражданская история, педагогика, церковное пение, рукоделие и ведение домашнего хозяйства. Согласно «Уставу училищ для девиц духовного звания», его выпускницы готовились исключительно для того, чтобы «быть достойными супругами служителям алтаря Господня» [11].

Училища, открываемые в городах, состояли в ведении Святейшего синода и управлялись епархиальными архиереями, составлявшими для

них уставы. Постепенно цели воспитания и учебной деятельности менялись, это связано и с быстрыми темпами роста популярности женского образования, и с новыми перспективами, открывающимися для женщин: возможность заниматься трудовой деятельностью стала неотъемлемой частью российского общества к концу XIX в. С 1877 г. в Ставропольском епархиальном женском училище стали преподавать, кроме основных, традиционных для подобного заведения предметов, французский и немецкий языки, музыку, танцы. Основной стала педагогическая направленность, и педагогика стала основной преподаваемой дисциплиной в старших классах училища [8].

В 1894 г. на средства Владикавказской Епархии открылось Владикавказское епархиальное женское училище. Оно было открыто по инициативе Владыки Владимира (Синьковского). Это среднее учебное заведение, где учились дети духовенства и представители других сословий православного вероисповедания. Девочки жили в пансионе и «пользовались полным содержанием» [13]. В 1894 г. в г. Екатеринодаре было открыто такое же учебное заведение. Отчеты о работе Екатеринодарского и Ставропольского епархиальных училищ публиковались в Ставропольских епархиальных ведомостях.

Вопросы по реорганизации, уставах, программах обсуждались на Епархиальных съездах, которые периодически проводились в Ставрополе. Особое внимание уделялось духовному воспитанию девушек - будущих учительниц, матерей, жен. Этому придавалось огромное нравственное значение. В проповедях священников звучали наставления девушкам, подчеркивалось значение женщины в семьях священнослужителей. Ведь жена священника на селе, в приходе - матушка, это второй человек после священника. К ней обращались за помощью, житейским советом, приводили больных детей. Матушка на селе имела не меньшее влияние на жителей, чем сам священник [29, с. 125].

Наряду с указанными средними учебными заведениями для распространения женского образования немаловажное значение в изучаемый период сыграли частные учебные заведения. В период с 1800 по 1850-е годы нерегулярно работали частные школы и курсы, такие как, например, в Ставрополе - частное женское учебное заведение Анны Гололобовой (1837-1841 гг.), учебное заведение для детей благородного сословия обоего пола Александры Щербо (1844-1849 гг.), пансион Елизаветы Крупье (1839-1849 гг.), пансион Октавии Федоровой (1848-1849 гг.) [26, с. 61].

В это время подобные частные учебные заведения были единственными школами для девочек в первой половине XIX в. В конце XIX - начале XX в. они были довольно распространены на Северном Кавказе. После принятия «Положения о женских училищах» от 30 мая 1858 г. и «Положения о женских училищах» от 10 мая 1860 г., в которых регулировалось открытие частных женских учебных заведений, снизилась замечавшаяся в первой половине XIX в. тенденция открывать частные учебные заведения на личные и общественные средства. Если в первой половине XIX в. повсеместно открывались частные курсы или школы для девушек и женщин, то после 60-х гг., когда стали появляться средние учебные заведения ведомства императрицы Марии и Министерства народного просвещения, наблюдается процесс сокращения частных школ и курсов.

Все частные школы были определены специальными правилами «О частных учебных заведениях, классах и курсах МНП, не пользующихся правами правительственных учебных заведений». Согласно правилам учреждать учебные заведения было разрешено земствам, городам, сословиям, приходам, частным обществам, учреждениям и частным учредителям, состоящим в русском подданстве. Частные учебные заведения, классы и курсы, могли быть общеобразовательными, специальными и профессиональными. Они делились на 3 разряда: низшие, средние и высшие. Частные учебные заведения могли быть мужскими, женскими и смешанными. Совместное обучение в средних учебных заведениях, классах и курсах допускалось с разрешения попечителя учебного округа, а в высших - МНП [15, с. 13].

В частных гимназиях организация обучения полнее соотносилась с требованиями передовой педагогики и жизни, более разумно распределялся учебный материал по классам, была установлена прочная связь с семьей ученика. На Северном Кавказе известно не более 10 таких учебных заведений. Однако они были небольшими - с 10-15 учениками разного возраста. Многие частные школы, работавшие в последней трети XIX в. больше напоминали репетиторские занятия. Их открывали выпускницы гимназий и столичных высших учебных заведений для дополнительных или подготовительных занятий с детьми, чаще - обоего пола.

С 1855 года в Ставрополе с разрешения попечителя Кавказского учебного округа работала частная школа, содержавшаяся отставным капитаном Демидовым. Школа помещалась в наемной квартире. Это было смешанное учебное заведение, по данным на 1872 г., там обучалось 23

мальчика и 10 девочек. Плата за обучение - 1 руб. в месяц с одного ученика [5]. Пансион для детей женского пола жены поручика Е. Н. Римской-Корсаковой был открыт в 1862 г. [2]. В 1872 г. известна частная женская школа вдовы статского советника госпожи Е. А. Смолевской. В этой школе обучалось 28 девочек.

25 сентября 1909 г. в с. Прасковея открылось частное учебное заведение 2 разряда (прогимназия) домашней учительницы госпожи Н. Ф. Шидловской. Это учебное заведение было рассчитано на детей обоего пола до 11 лет. Однако согласно отчетам в этой школе обучались только девочки [4]. Обучение велось по программам правительственных средних учебных заведений. Школа рассчитана на 100 детей. Плата за обучение - 100 руб. в год. В этом же учебном году школу посетил инспектор народных училищ Соколов и констатировал, что «учебное дело в учебном заведении госпожи Шидловской в общем поставлено вполне удовлетворительно. Видно, что весь учащий персонал занимается с усердием». Инспектор отметил следующие недочеты: недостаток в наглядных пособиях и в том, что у учащихся нет «однообразия в одежде». Преподавателями в прогимназии Шидловской работали: законоучитель священник Тиров, преподавательницы: Н. Ф. Шидловская, А. И. Давыдова, К. А. Глазуновская, Орфенова [3].

В Прасковее также известно подготовительное частное училище для детей обоего пола М. Г. Сандецкой. В Ставрополе были учебные заведения смешанного типа 3-го разряда Ивановой, открывшееся в 1889 г., Семеновой - в 1879 г., Карягиной. Директор народных училищ Ставропольской губернии Леденев, посетив эти учебные заведения в 1909 г., сообщал попечителю Кавказского учебного округа, что «учебные заведения Ивановой и Семеновой противоречат закону и не могут далее оставаться в таком виде. Учебное заведение Карягиной во всех отношениях поставлено «прекрасно», а именно, как сообщал инспектор, пять девочек жили у нее и помещались не в особом помещении, а в комнатах, занимаемых самой госпожой Карягиной и её 4 сестрами. Этот способ содержания воспитанниц представляется скорее семейным, чем пансионным, и я предлагал бы возможным его сохранить. Все учащиеся малолетние, содержание живущих образцовое» [6]. Указанные учебные заведения не соответствовали общепринятым нормам и закону о частных учебных заведениях. Это были, как правило, небольшие по количеству учащихся школы - от 4 до 11 человек [9].

В Кубанской области известны частные учебные заведения Поспо-литаки, Поповой (профессиональные) - в Екатеринодаре, в Майкопе общеобразовательное учебное заведение 3-го разряда господина Очаковского, в Майкопе такие же школы Домашевской и Собалева. С 1909 г., по предложению Министерства народного просвещения попечителю Кавказского учебного округа, выпускники частных учебных заведений лишились права подвергаться выпускным экзаменам. Это означало, что, проучившись в частной школе, ученики должны были сдавать выпускные экзамены в учебных заведениях МНП, только после этого они могли получить документ об окончании среднего учебного заведения. Такой закон вызвал массу недовольства среди родителей и содержателей учебных заведений. Он привел к сокращению количества учеников в частных школах.

С 1876 г. во Владикавказе работало частное учебное заведение, напоминавшее репетиторские курсы Е. И. Соколовой [32]. Судя по отчетам этой дамы, дети обоего пола, обучающиеся в разных учебных заведениях или готовящиеся поступать, куда-либо приходили к ней в назначенное время для репетирования отдельных предметов [30].

В 1888 г. в Грозном было известно частное учебное заведение 3-го разряда Чернолусской, где и содержательницей и учительницей была указанная дама, во Владикавказе это было училище Л. С. Серебряковой, в Моздоке - училище Н. Благовещенской [31].

Частное среднее образование во второй половине XIX - начале XX в. восполняло недостаток в учебных заведениях МНП, Епархиальных и Мариинских, однако качество преподавания в подобных учреждениях намного уступало средним учебным заведениям указанных ведомств.

В целом в изучаемый период на Северном Кавказе получили распространение следующие типы женских средних учебных заведений: гимназии - Мариинские, Министерства народного просвещения и частные учебные заведения. Мариинские финансировались ведомством Императрицы Марии. В них в основном обучались дети привилегированных сословий, хотя официально они, как и другие гимназии, были объявлены бессословными. На Северном Кавказе это Грозненское Мариинское женское училище, Темрюкское женское Мариинское училище, Анапское женское Мариинское училище и Кубанский Мариинский женский институт. Само название предполагало, что там обучались дочери дворян и войскового сословия.

Самой многочисленной группой являлись гимназии МНП. Они финансировались Министерством, городскими обществами, благотворительными организациями и частными лицами.

Частные учебные заведения были 1, 2 и 3-го разрядов [35].

Итак, на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX в. происходило становление и эволюция женского образования как ответ на потребности общества и формирующегося рынка, наблюдался неуклонный рост количества женских учебных заведений. С середины XIX по начало XX в. была построена система среднего женского всесословного образования, претерпели изменения цели и задачи женского обучения и воспитания. Под влиянием женского движения и повышения социальной активности всего провинциального общества к женщине стали относиться иначе, что отразилось и на образовательном процессе. Благодаря появлению при средних женских учебных заведениях профессиональных курсов и классов среднее образование обеспечивало девушек еще и профессиями учителя, бухгалтера, библиотекаря, стенографистки и т. д.

ЛИТЕРАТУРА 1. Бентковский И. В. Обозрение XVII-летней деятельности Ставропольского женского благотворительного общества св. Александры по учебному заведению. Вып. VIII. Ставрополь, 1877.

2. ГАСК Ф. 15. Оп. 2. Д. 2324. Л. 6.

3. ГАСК Ф. 15. Оп. 2. Д. 3243. Л. 15.

4. ГАСК Ф. 15. Оп. 2. Д. 3090. Л. 1.

5. ГАСК Ф. 15. Оп. 2. Д. 3090. Л. 1.

6. ГАСК Ф. 15. Оп. 2. Д. 3243. Л. 15.

7. ГАСК. Ф. 76. Д. 50. Оп. 1. Л. 84.

8. ГАСК. Ф. 77. Оп. 1. Д. 47. Л. 2.

9. ГАСК. Ф. 15. Оп. 2. Д. 3090. Л. 1.

10. ГАСК. Ф. 77. Оп. 1. Д. 12. л. 1.

11. ГАСК. Ф. 77. Оп. 1. Д. 582. Л. 1.

12. ГАСК. Ф. 15. Т. 2. Д. 2131.

13. Канукова З. Е. Старый Владикавказ. Владикавказ, 2002.

14. Латышина Д. И. История педагогики. М., 2002.

15. Лаурсон А. И. Частные учебные заведения ведомства Министерства Народного просвещения. Сборник распоряжений и узаконений. СПб., 1912.

16. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1828-1856 гг). СПб., 1895.

17. Овцын В. Развитие женского образования. Исторический очерк. СПб., 1887.

18. Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1908-1915 гг. Тифлис, 1915.

19. Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1910 г. Тифлис, 1911.

20. Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1901 г. Тифлис, 1902.

21. Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1910 г. Тифлис, 1911.

22. Сергиенко В. С. Исторический очерк состояния Ставропольской Ольгинской женской гимназии 1861-1897. Ставрополь, 1898.

23. Список Учебных заведений ведомства МНП. СПб., 1909.

24. Стрелов В. И. Первое женское среднее заведение Ставропольской губернии (К 150-летию со дня открытия учебного заведения Св. Александры) // Ставропольский хронограф на 1999. Ставрополь, 1999. С. 197.

25. Стрелов В. И. Ольгинская женская гимназия (к 140-летию со дня открытия) // Ставропольский хронограф на 2000 г.

26. Стрелов В. И. Частные учебные заведения Ставропольской губернии в первой половине XIX века // Из истории земли Ставропольской: сб. науч. ст. Вып. 4. Ставрополь, 1997.

27. Тишкин Г. А. Женский вопрос в России в 50-60-е гг. XIX в. Л., 1984.

28. Тончу Е. А. Женщины Кубани. СПб., 1998.

29. Трудись и молись! Слово, сказанное в храме Екатеринодарского епархиального женского училища // Ставропольские епархиальные ведомости. 1916. № 4. С. 125-127.

30. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 218. Л. 1 (отчет за 1898), Л. 99. (отчет за 1901).

31. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 65. Л. 57.

32. ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп.7. Д. 527. Л. 1.

33. ЦГА РСО-А. Ф. 127. Оп. 1. Д. 52. Л. 1.

34. ЦГА РСО-А. Ф. 127. Оп. 1. Д. 52. Л. 2.

35. Шафранова О. И. Образование и общественная деятельность женщин Северного Кавказа во второй половине XIX - начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБ АВТОРЕ Шафранова Ольга Ивановна, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский

федеральный университет», кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Гуманитарного института, тел.: (8652)35-50-75, e-mail: [email protected].

Shafranova Olga I., North-Caucasian Federal University, candidate of historical Sciences, associate Professor of Russian history Institute of the Humanities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.