Научная статья на тему 'Формирование сети учебных заведений дореволюционной Кубани: историко-аналитический аспект'

Формирование сети учебных заведений дореволюционной Кубани: историко-аналитический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
700
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЧЕРНОМОРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО НА КУБАНИ / ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКАЯ ГРАМОТА / НИЗШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / БЮДЖЕТ / ЧАСТНЫЕ / КАЗЕННЫЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давитлидзе Георгий Гавиевич

В статье проанализированы особенности формирования учебных заведений Кубани в дореволюционный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование сети учебных заведений дореволюционной Кубани: историко-аналитический аспект»

ББК 63.3 (2) 47

Д 13

Г.Г. Давитлидзе

Формирование сети учебных заведений дореволюционной Кубани: историко-аналитический аспект

Аннотация:

В статье проанализированы особенности формирования учебных заведений Кубани в дореволюционный период.

:

Народное просвещение, Черноморская губерния, школьное дело на Кубани, церковнославянская грамота, низшие учебные заведения, бюджет, частные, казенные, общественные учебные заведения.

Постановка дела народного образования и воспитания не может не отличаться многомерностью характери. -, -

,

своим гражданам, активности местной общественности. Характеристики народного просвещения в Кубанской области и Черноморской губернии и в целом, и отдельными фрагментами время от времени появляются в научной печати. Но изучение края продолжается, выявляются и привлекаются к его осмыслению новые материалы, которые позволяют расширить представление о важной стороне .

Становлению регионального народного просвещения посвящена статья П. Зажаева «Прошлое и настоящее Кубанской начальной школы», опубликованная в журна-« . , -тературный и общественно-политический журнал» (1907, № 7, 8) и отдельной брошюрой, вышедшей в 1907 году. ,

была открыта замечательным просветителем Кубани про-тоиреем КВ. Россинским в 1803 г. В ней дети казаков

- , и псалтырь, упражнялись в письме. В 1806 г. эта школа была преобразована в уездное училище, которое шесть лет оставалось единственным в обширном крае. В 1812 г. по инициативе Российского «открыты приходские училища в Тамани, Щербиновке, Брюховецкой и Гривен-ской». В 1819 г. Российскому 5 удалось открыть еще 6 училищ в Роговской, Темрюкской, Медведовской, Ку-, ».

1820 .

10 приходских школ, в которых обучалось 300 мальчиков. Таким образом, «начинателями» школьного образования были селения черноморских казаков. В линейных станицах школы стали открывать только в 30^ гг. Старейшие из них - Новомарьевская и Сенгелеевская были открыты в 1833 г.

Первым отчетным документом о состоянии школьного дела на Кубани является рапорт попечителя Кавказского учебного округа Великому Князю Александру (будущему Императору Александру II) во время приезда его на Кавказ: «Его Императорскому Высочеству, Государю , ,

Николаевичу Попечителя Кавказского учебного округа

. -

стье всенижайше донести, что по вверенному мне Кавказскому Учебному Округу положение состоит благополучно. Ведомость о числе Учебных заведений, Училищных чиновников и учащихся при сем имею счастье всени-.

, . 26 1850 . ».

земли Войска Черноморского числилось:

Число учебных заведений Число чиновников Число учащихся

Управление Дирекциею 1

Войсковое окружное училище 1 11 108

Приходские училища 6 14 241

По Кавказскому учебному округу всего было учебных заведений 45, чиновников в них 229, учащихся -3168. Сведения по Черноморскому войску представил ди-

1.

Динамику развития школьного дела приводит «Всеподданнейший отчет Наместника на Кавказе о деятельности Наместничества за время с 1855 по 1880 гг.» Его раздел «IX. Учебная часть» сообщал: к 1 января 1856 г. всех

,

Наместничестве было 95 (средних 9 и начальных 86). В них числилось 5,5 тыс. учеников (димерно 1 учащийся на 570 едуш населения»). К 1 января 1880 г. число заведений возросло до 2157 (средних казенных 29, средних частных 84 и начальных 2044), не считая 1152 мусуль-. 62 . (не считая 15 тыс. учеников мечетских мусульманских

). 1 80 «душ населения». «В число 62 тыс. учащихся (75% муж. и 25% жен.), 18 тыс. получающих образование в средних и 44 . ».

сказано: «В 17-ти пансионатах при казенных учебных за-1409 ,

803 на казенный счет, 203 своекоштных, остальные 383 -на суммы общественные и экономические учебных заве.

Педагогический персонал состоял к 1-му января 1856 375, 3 735

(3265 муж. и 470 жен.).

1865 193-

тыс. руб.; в настоящее время он составляет по казенному ассигнованию 600 тыс. руб.; вместе же с другими поступлениями: от сословий, обществ и частных лиц, платою за , .

1.200.000 рублей.

В 1855 году во всех женских учебных заведениях (Закавказский Институт, пять заведений благотворительного общества Св. Нины и одного Св. Александры в ) 409- ;

же число заведений возросло до 491, в них учениц всего

13 . ( 5 . 8 .).

В 1864 году Великою Княгинею Ольгой Федоровной открыто было в Тифлисе, в значительной части на личные свои средства, женское училище 1-го разряда, переименованное впоследствии в женскую гимназию имени Вели,

Княгинею же и женская прогимназия в Тифлисе; оба эти , , сделались образцом и для других...падений... В настоящее время число женских учебных заведений с курсом гимназий и прогимназий простирается до 16-ти.

По особой важности дела начального образования в крае учреждены в губерниях, для надзора за правильным ходом этого дела, особые дирекции начальных училищ. Для подготовления же учителей образованны уже три учительские семинарии, - одна из них с мусульманским .

Дело развития образования в Наместничестве имеет, , ; должно быть направляемо так, чтобы образование служило не только для поднятия уровня духовного развития на,

здешней окраины с государством. В этих видах Вашему Величеству благоугодно было одобрить в прошлом году, , -ли прилагаемы все старания и преимущественно обращаемы на него, равно как и на улучшение сообщений в крае и намеры к скорейшему поземельному устройству , »2.

Школа развивалась медленно. К 1871 г. В Кубанской 179 . -

дается должность инспектора станичных школ. Школы того времени учебными заведениями можно было назвать с большой натяжкой: «Школьные дома по внешнему виду и внутреннему расположению ничем не отличаются от обыкновенных обывательских хат; они были тесны, низки . . Школьная мебель состояла из простых длинных кухон-, -, , . училищах не было классных досок, шкафов, стола и стула . -надлежностями школы были снабжены до крайности .

; -

...

»3.

Эта констатация, возможно, учитывала первый опубликованный отчет инспектора станичных училищ 1873 . ,

84 , , 18 , -

рых школ не было, главным образом из-за отсутствия . -ния: к школе «... большинство (населения) относилось равнодушно, а родители детей школьного возраста - поч-; , -ны, денежным налогом более или менее значительным., с другой - лишением родителей детей рабочих услуг, столь необходимых в казачьем быту. Станичники пользовались всяким случаем уклониться от посылки детей в школу.» Училища содержались за счет населения: «3 станице Ильской 100 руб. на содержание училища соби-62 , -новья от 9 до 13 лет. Из этой суммы собрано было только 20 .; , (20 -) 9 62 .

80 . 42 . -

тагаевской 180 руб. обязаны (внести) родители 180 мальчиков от 7 до 12 лет. Учитель, которому определено жалованье из этого источника в размере 150 руб. (в год. -Г.Д.), не получал еще следующих ему 100 руб. по той причине, что родители, не посылая детей в школу, не пла-

4

Отчет так описывал постановку школьного дела: «. -ветствует своему назначению. Школы Владимирская, Ахметовская, Петропавловская, Бесленеевская, Троицкая и Анапская занимают тесные обывательские дома Обстановка Петропавловской и Троицкой школ менее всего напоминает учебное заведение: в первой одна и та же комната служит и классной комнатой, и кухней, и тут же при моем посещении производилась стирка белья; во второй, рядом с неуклюжими партами, стояла кровать с по, -ными вещами.<.> Такими неудобными помещениями пользуются школы Родниковская, Ильская, Ахтырская, , , . В Родниковской и Шапсугской обстановка вполне безобразна: в одном и том же здании помещается и арестант; -кивания, раздававшиеся из-за решеток: то помешанный , ; второй приходилось выслушивать громкую, ничем несдерживаемую речь пьяного. Наконец, Севастопольская школа занимает караулку при часовне: маленькую комнату, с изрытой поверхностью вместо пола, с 3 маленькими , , низкою дверью.<. . .> Роговская школа имеет крайне неудовлетворительное помещение: при отсутствии пола, негреющей печке и тонких стенах здания в классной комнате зимою царит леденящий холод. Учитель доносит, от

9 ,

, , , он неоднократно выносил детей на двор, чтобы привести их в чувство, да и сам постоянно страдает головною болью».5

1873 . 79 1795 -

щихся, в том числе девочек - 84. К сословию казаков 1595 ( 64 ). -

( ), -ховного звания - 33 (в том числе 4 девочки), городских

83 ( 10 ),

- 54 (из них 2 девочки), детей военных нижних чинов 28 (из них 3 девочки). По вероисповеданию 1750 учеников были православными, 33- раскольниками, 8 - армяногригорианской церкви, мусульман-4. Последние (черке-) 2- -

. 24 15 -

ся, в Староджерелиевской школе училось 5 мальчиков, в

37 школах было от 16 до 30, в 18 - по 30 и более учеников.6

: «. -зания: детей ставят на колени, оставляют без обеда, дерут за уши и за волосы, бьют по лицу и другим частям тела; употребление розог нашел только в одной школе, в Г иа-. . , -

ство которых случайно исполняют учительские обязанно-, , путем нравственного воздействия, а не наказаниями; многие согласились со мною, а остальным я воспретил упот-».7 , -

.

14 января 1871 г. открылась Кубанская учительская семинария. В июне 1873 г. состоялся первый выпуск народных учителей. В дальнейшем их готовилось по 15 - 20 . -. 70-

первые шаги по обучению грамоте взрослых казаков. К началу 80-х гг. в области было 250 станичных и сельских училищ, из них для мальчиков 235, для девочек - 15. В это время появляются двухклассные начальные училища с 5-летним курсом обучения. Открывались они на основе инструкции Министерства Народного Просвещения от 4 1875 . 3 -

лись 1-м классом, соответствовавшим начальной школе. 4- 5- 2- , -

вались русский язык, арифметика, элементарные сведения по естествознанию, физике, геометрии, истории, черчению и др. Лучшие выпускники таких училищ получали право поступать в учительские семинарии.

Создание двухклассных школ стало одним из следствий подъема в стране народного образования в поре, ,

. -тает в 1896-1906 гг. В области в это время открывается 151 . -

классные. В 1906 г. в числе учащихся девочки занимали 28,5%. 73% .

( ) 27% ,

хотя общая численность иногородних к этому времени значительно превышала половину населения Кубани. В ряде станиц были отстроены прекрасные школьные зда-, -. -, «. первой возможности оставляли учительские места и переходили в диаконы, в областное правление, на частную ».

.

10%,8 -: «. 25

школьной сети оказалось недостаточным для размещения

в школах прироста населения, и Кубанская область не приближалась к осуществлению всеобщего обучения, а удалялась от него. Через каждое пятилетие абсолютное количество неграмотных увеличивалось, и достижение

».9

1840 .

. . « -

». « , , высших сферах стал вырабатываться проект центрального управления всеми учебными заведениями Северного и Южного Кавказа». В 1848 г. утверждается положение о Кавказском учебном округе, в который входили 4 дирекции - Черноморского войска (существовала с 1819 г.), Тифлисская (с 1830 г.), Ставропольская (с 1837 г.), Кутаисская (с 1850 г.).

Интересно, что положением 1848 г., в частности,

«

языков. в гимназиях Ставропольской (татарский и чер-), ( ). , , . ». Новым положением (об учебном округе) 1853 г. был при, «

Кавказского округа с тем устройством, которое введено

.». -

ние местных языков в русских гимназиях отменялось.

В 1860 г., с уходом с должности попечителя учебного округа барона Н.П. Николаи, общее управление делом народного просвещения на Кавказе упраздняется. При наместничестве князя АЛ. Барятинского учебные заведения были подчинены губернаторам и начальникам областей. Но вскоре учебный округ был восстановлен, что было связано с деятельностью нового наместника - великого князя Михаила Николаевича В 1867г. последовало положение «по учебной части» Кавказа, в 1868 г. восстанавливается должность попечителя Кавказского учебного округа.10

Округом руководили энергичные, болевшие за дело чиновники. Так, на этом посту для развития сети народного просвещения в обширном регионе немало сделал , -

.

к важному вопросу жизни края.

Об основных направлениях и промежуточных итогах работы кавказского руководителя народного образо, -бани сообщает опубликованный большой книгой с подробным приложением статистических сведений «^чет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1897 г.» (Тифлис, 1898). Отметим, что первый такой отчет за 1878-1888 гг., с диаграммами, переведенный на английский язык был представлен на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1893 .

удостоился, вместе с другими изданиями округа, бронзовой медали и почетного диплома от уполномоченной конгрессом США Всемирной Колумбийской выставки.

Отчет приводит перечень всех учебных заведений по подчиненности разным ведомствам, категориям, численности учащихся в каждом из них. В обширном учебном округе, в который входили Северный Кавказ, Закавказье, Закаспийская область с общей численностью населения более 9 миллионов человек, было 1486 учебных заведе-

, (47

, 66 1373 ).

, 1328 , . -

домство православного исповедования содержало 1306 (4 , 9

духовных училищ, 4 епархиальных женских училища, 1289 ). -

лищ было 717 церковно-прлодских школ, двухклассных

- 9, «вто^ютассных» (?)-10, ремесленных училищ - 1, воскресных школ -10, школ грамоты - 539. Кроме того, имелись учебные заведения ведомства Императрицы Ма-

( -

),

(5 - , 2 -

, 2 ), внутренних дел (^льдшерская школа, повивальный ин-, ), -ва министерства земледелия и государственных иму-(5 - 3 , 1 , 1 -

),

( ),

( ).

Общее число учебных заведений на территории округа составляло 2814. «.Одна школа приходится сред-7700 (

- на 5^2 тыс., в Закавказском крае - 10^ тыс.)». При этом

« 4,4 -

сячи жителей, грузинское - на 5,9, армянское - 14,9, а все мусульманское население - приблизительно на 30 тыс.

».

Были еще школы при мусульманских мечетях и ев. « 20 »

колебалась от 1600 до 2200, к 1897 г. их было 2044 (му-2002, - 42). -

(862),

подсчете «в наилучших условиях окажется Дагестанская ., », -мечал отчет. «Шли, не обращая внимания на ничтожность этих школ в смысле учебно-воспитательных учреждений, причислить их к числу учебных заведений округа, то общее число училищ в крае достигнет цифры 4.858, а на каждые 10 000 населения придется по 5,07 учебных заведе». .

По источникам содержания начальные училища разделялись на 4 группы: казенные, общественные, церков-

- , -

. 86 (7% ),

содержали 25 училищ (2%), частные лица - 11 (0,9%). Церковно-^жодских училищ было 56 (4,5%); 39 протестантских, 19 католических, 5 армяно-фигорианских. Остальные 1056 училищ обеспечивались обществами (68 -, 66 - , 888 -сельских обществ). Из 888 - сельских училищ 347 (117 230 )

образцу сельских училищ министерства народного про, -

цией от 4 июня 1875 г.; остальные 541 (512 христианских

29 )

. -

зенное начальное мужское училище, открытое в 1812 г.

2 июня 1897 г. было Высочайше утверждено мнение Государственного Совета о передаче армяно-фиго-рианских училищ в ведение министерства народного просвещения (в связи с нарушениями при их организации).

240 28. « -

, - , -духовного ведомства парализовать действия нового закона посредством открытия взамен церковно-пржодских школ частных училищ на имя разных подставных лиц, но попытки эти не увенчались успехом.» В крае осталось

5 - -

, 1 .

Деятельность дирекции народных училищ «направлена была в последние годы, главным образом, на развитие сельскохозяйственных знаний при училищах и на распространение «обршования. среди взрослого населения.» «Во 2юм инспекторском районе Кубанской области в 1896 - 97 учебном году бесплатные воскресные школы существовали при 16 начальных училищах и име-1400 , 800 .

фамоте; . кроме того, при 112 училищах велись занятия с казаками присяги 1894, 1985 и 1986 годов, в которых , , ,

4197 молодых людей, из коих вновь обучено фамоте

2358».

Среди админисфативных единиц Кавказа по развитости сети учебных заведений на первом месте находилась Кубанская область. Отчет сообщал о приросте коли: «. -

(40),

Тифлисской (22), Кутаисской (19), Ставропольской (18), Черноморской (16), Бакинской (11)» и т.д.11 На Кубани в 1897 . 3 - ,

Армавирское, Таманское и 19 казенных «сельских нор» . 23 -

ских (в их числе 9 женских), 51 сельское двухклассное

, 46 -

классных, 212 начальных народных (в станицах, селениях, колониях) училищ. Благотворители содержали 10, частные лица - 2 школы, 7 были церковно-^жодскими , 1 - - . -ти имелись 364 училища, в которых обучалось 31244 че-(24019 , 7225 ). -

чение было истрачено 441948 руб. Ж этой сумме нужно 989 .

».

Отчет учитывал еще частные учебные заведения 3-го разряда. Их было 11, в том числе в имении барона . «. -ний крайне изменчиво и продолжительность их существования весьма невелика (некоторые даже открываются , , репетиционных классов и повторительных курсов.)».12

Имелась городская школа в Майкопе, открытая 18 ноября 1866 г. В 1897 г. она выпустила 10 учеников, а всего дала 31 выпуск в 211 человек. В Ейске 1 июля 1896 . , низшие ремесленные школы были основаны в Екатери-нодаре и Темрюке.

Учебные заведения имели слабую материальную базу. Так, в Кубанской области из 11 проверенных город-

ских училищ помещения, мебель имели <удовлетвори» 9,

- 7. -

. 1897 . -

чили 9 (всего за время существования 106), Баталпашин-

ское - 15 (всего - 152), Майкопское - 24 (всего - 111),

Темрюкское - 13, (всего - 111), Анапское - 6 (всего -51), Екатеринодарское - 30 (всего - 76).

Отчет сообщал штатный состав учителей и сотрудников начальной школы. В Ейском городском начальном училище числилось: почетный смотритель - 1, заведующий училищем - 1, законоучитель - 1, штатных учителей - 3, помощников учителя и сверхштатных - 2, врач - 1, прочих должностных лиц - 1; в Баталпашинском городском начальном училище - почетный смотритель - 1, заведующий училищем - 1, законоучитель - 1, штатных

- 5, - 1,

- 1, - 4;

училище - почетный смотритель - 1, заведующий училищем - 1, законоучитель - 1, штатных учителей - 3, по- 2, - 1, -

1; - -ный смотритель - 1, заведующий училищем - 1, законо-

- 1, - 4,

не было, прочих - 3; в Анапском городском начальном

- , училищем - 1, законоучитель - 1, штатных учителей - 2, помощников учителя не было, врач - 1, прочих - 2; в Ека-теринодарском городском начальном училище - почетный смотритель - 1, заведующий училищем - 1, законо-

- 1, - 6,

и сверхштатных - 5, врач- 1, прочих - 2.

Учителя получили подготовку для преподавания в начальной школе в Александровском учительском институте в Тифлисе и в других учебных заведениях.

Управление народным образованием (попечительст-) , курс развития школы вырабатывала высшая в регионе , .

Из раздела «На^дное образование» «Всеподааннейшей записки Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе. 1882-1890 гг.» князя А.М. Дондукова-Корсакова : « 1882 -мясь с положением учебного дела в крае, я сообщил в Министерство Просвещения подробные сведения и соображения свои о настоятельных в этом отношении нуждах. в целях нравственного развития туземного населе-, ,

, -

». 500

тыс. рублей. Чтобы получить дополнительные средства, «

я указывал на возможность обратиться к продаже или к отдаче в арендное содержание казенной нефтеносной земли близ Баку, которую еще в 1881 г. Высочайше решено было продать, с обращением вырученных денег на удовлетворение главных нужд гражданского развития ». , «

».

Князь предложил распространять профессиональное

,

видов: ремесленные, нижне - технические, среднетехни-

. -

ло быть связанным с сельским хозяйством. О том, что «

, -

шихся шести ремесленных училищ. Дондуков-Корсаков считал необходимым в каждой губернии иметь одну про,

.

существующих городских и сельских училищах едопол-» ,

13. .

В конце XIX в. особняком стояли средние учебные заведения. В 1897 г. В округе их было 47. Первое место среди них занимали мужские гимназии, которых имелось 11- 3 в Тифлисе, столице наместничества, и по одной ото

».

, 9, -

- . 13.

учебным заведениям относились также учительские ин-, , , «остаюгцаяся пока в станице Ладожской, но ожидающая

».14 (

была переведена в Екатеринодар в 1900 г.)

В Екатеринодаре работали мужская гимназия, реальное училище, женская гимназия (с 1 сентября 1881 г.). С 1877 г. женская гимназия имелась в Ейске. Вехи развития школьного дела в центре Черноморского и Кубанского казачества представлены в книге «Екатеринодар -Краснодар. Два века города в датах, событиях воспоминаниях. Материалы к Летописи» (Краснодар, 1993). В , 1 1803 . -

шем городе <алопотами войскового атамана ФЛ. Бурсака. была открыта школа (какие в прошлом существова-), -званы из Московского университета студент Иваненко и гимназист Поляков» (с.50). О роли К.В.Россинского, как инициатора школьного дела в осваиваемом крае, в книге . , создании Кубанской школы связан с Московским уни-.

30 октября 1804 г. Попечитель Харьковского университета граф Потоцкий отметил: «Войсковые обыватели черноморских казаков, чувствуя цену просвещения и, не имея способов к достижению оного, желают собственным иждивением своим устроить и содержать в Екатери-,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нужное образование». 28 ноября предложение об открытии в Екатеринодаре училища, в котором «можно было

»,

Розенберг (с.51). В училище уездного типа планировалось , -фии и истории, основ геометрии и естественных наук, а «

и практических знаний, полезных для местной промышленности». К концу ноября 1804 г. был оборудован училищный дом и в училище преобразована открытая годом раньше казачья школа (с.51-52).

Становление среднего образования на Кавказе и Кубани было следствием начатых в стране мер, направленных на систематизацию просвещения. Молодой император Александр I и его ближайшие друзья, так называемый

« » (« ») -. . , . . , . . -

,

В.П. Кочубей и граф АР. Воронцов, выдвинули идею создания министерства народного просвещения. Вопрос начал обсуждаться с декабря 1801 г. 8 сентября 1802 г. последовал императорский указ об учреждении министерства В нем говорилось: «Министр народного просвещения юношества и распространения наук имеет в непосредственном ведении своем Главное училищное Правление со всеми принадлежащими ему частями, Ака-, ,

, -нию Любезнейшей Родительницы нашей Императрицы , -лению Нашему в управлении других особ или мест, типографии частные и казенные, исключая из сих последних состоящие также под непосредственным чьим-либо ве-, , -, ,

(?), , -, -дены быть могут».15 Первым министром народного просвещения стал Петр Васильевич Заводовский. Тогда впервые государство взяло в свои руки управление всем . .

В 1804 г. была утверждена принципиальная система построения народного просвещения. Предусматривалось три школьных звена: приходские училища с одногодич-, , губернская школа (гимназия) с четырехгодичным курсом. , -

- -рянству. Вместе с тем уставом 1804 г. декларировалась преемственность между школьными ступенями, всесо-словность и светский характер обучения. Преподавание Закона Божьего в нем не значилось. Но это упущение было быстро исправлено: в 1819 г. министерство получает наименование министерства духовных дел и народного , -ческих дисциплин в учебные планы вводятся религиозное , . -ристов принимаются меры к сужению каналов доступа представителей низших слоев населения в университеты. Принудительные изменения вводятся в 1828 г.: гимназия реорганизуется в семилетнюю, ликвидируется преемственность между низшей и средней школой. Вводятся телесные наказания для учащихся. Идеологической основой воспитания стали принципы, сформулированные . . : « , , -

».

В 1852 г. проводится очередная перестройка средней . -, ;

, ; , без древних языков, с естествознанием и законоведением. Эти установления вошли в устав гимназий от 19 ноября 1864 .

быть учреждаемы в качестве самостоятельных учебных

- .

Право на поступление в университет давал только аттестат мужской гимназии первого типа Утверждению указанных принципов сопутствовала полемика в обществе. Любопытна аргументация в защиту изучения в гимназиях древних языков, с ней в газете «Московские ведомости» (1860 № 97) выступил Т.Н. Грановский, известный историк и общественный деятель, представитель левого крыла буржуазного либерализма16 Его статья «Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены» была также перепечатана отдельной брошюрой. Грановский напомнил, что спор « » « » -ропе начался давно, он считал, что в преподавании «прак-тически-пригодного или так называемого реального . есть, бесспорно, много справедливого, верного.». Но «иначе понимает свою задачу здравая педагогия, менее заботящаяся о накоплении знаний и более обращающая внимание на развитие и упражнение духовных сил. Ограничивая по мере возможности число предметов препода-, , как незаменимое никакими другими средство нравственного, эстетического и логического образования. Основательное изучение древних языков, которых правила получили математическую точность и определенность, не только сообщают эти же свойства уму, но в высшей степени облегчают занятие новыми языками, так что простое грамматическое знание греческого и латинского языка ведет за собою целый ряд других приобретений, с избытком вознаграждающих за употребленное время. Но не в этом заключается главная польза изучения литературы. , , совершенное сочетание изящной формы с благородным ? -тие о красоте и столь возвышенные чувства нравственного долга и человеческого достоинства? В понятиях и убеждениях Греции и Рима было, бесспорно, много ложного и неприменимого к быту новых гражданских обществ; но умному наставнику не трудно отделить чисто историче-, -элемента в творениях греческих поэтов и мыслителей. Влияние античных политических теорий могло быть опасно при незнакомстве с историей, но в настоящее вре-

17

. ».

Доводы Грановского в дальнейшем дополняются другими. Их поясняет дореволюционный автор, вполне , , выступавший с либеральных позиций против «етассиче-ского» преподавания. Речь идет об И. Алешинцеве, кото-

1912 .

. -

ется «Министерство Толстого - Делянова». В ней говорится: «С назначением Министром Народного Просве-. . , темный период в истории наших гимназий, как и в истории просвещения вообще. Короткое время просвета, когда на гимназии смотрели только как просветительные , . опять была возложена тенденциозно-политическая миссия. ДА. Толстому вместе с его сначала сподвижником, а потом и преемником ИД. Деляновым за их долгое управление Министерством пришлось сыграть плохую службу

русскому просвещению. Что касается ДА. Толстого..., то его положение в кресле Министра Народного Просвещения все время было страшной несообразностью: человек этот за время управления русскими школами гораздо более был Министром Внутренних Дел и, пожалуй, даже шефом жандармов, чем Министром Просвещения. Образование, как таковое, он . считал своим врагом и боролся с ним не жалея сил и не разбирая средств».18

По настоянию Толстого в июне 1871 г. Александр II утвердил новый устав гимназий, которые стали исключительно «етассическими». Об этом событии сообщалось: Состоявшееся 19 июня (3 июля) 1871 года Высочайшее повеление об изменениях и дополнениях в уставе гимназий и прогимназий. Государь Император, удостоив Собственноручного утверждения, проекты изменений и дополнений в уставе гимназий и прогимназий, Высочайше утвержденном 19 ноября 1864 года, а также штатов ,

сих проектов в общем собрании Государственного Совета разногласия, Высочайше соизволил повелеть: 1) Не до, , окончивших курс в реальных училищах ни в один из фа; 2) -». « -

писка из журнала общего собрания Государственного Совета 15 мая 1871 года по проектам: 1) об изменениях и дополнениях в уставе гимназий и прогимназий, Высо-

19 1864 , 2) -

зовании реальных гимназий в реальные училища» кон,

«доступ без экзамена в университет».19

Обязательные уроки в них распределялись между предметами: Закон Божий - 13, русский язык с церковно-

- 24, - 1, -

ский язык - 49, греческий язык - 36, математика (с физи-, -нием) - 37, география - 10, история - 12, французский или немецкий язык - 19, чистописание - 5.20 Такая гимна, , -словно-етассовый характер образования. По его подсчетам в конце XIX в. в 123 гимназиях европейской России при 45256 учащихся, дети дворян составляли 52,1% (в том числе потомственных - 19,3%, личных и чиновников

- 32,8%), духовенства, почетных граждан и купцов - 18%, разночинцев - 4,3%, мещан и цеховых мастеров - 18,7%, крестьян и нижних чинов - 6,9% 21

В 1871 г. «реадьные гимназии» были реформированы в реальные училища, готовившие к торгово.

учебными заведениями, но «дороги в университет не да». : « гимназия перестала для всех открывать свои двери, приспосабливалась к дворянству и вообще к высшим клас-

22

».

, ,

,

стороны общественности, тем не менее, лишь при незначительных изменениях в учебном плане, сохраняла свое положение вплоть до 1917 г.

, , крупных центров мест, на первых порах столичные тре-

волнения доходили медленно. Здесь были свои проблемы. В августе 1814 г. смотритель Екатеринодарского училища протоиерей КБ. Россинский пожаловался в войско, , и зачастую учат их частным образом, у малограмотных .23 1 1819 . -

дарского училища открылась гимназия, для которой решено было построить «пртичный каменный дом в вы». 15 .24

10 . 1829 . « -

танников» и средств войсковая гимназия, в которой преподавались Закон Божий, логика, российская словесность,

, ,

политическая история, артиллерия и фортификация, рисовальное искусство, языки: славянский, латинский, немецкий и французский была закрыта. В продолжавшем существовать Екатеринодарском уездном училище преподавались российская грамматика, арифметика, матема-, -тическая география и история, начальные правила геометрии и физики, чистописание, языки славянский, латинский, немецкий и французский.25 В 1843 г. в библиотеке окружного войскового училища, кроме учебников и наглядных пособий, имелось 1124 наименований книг в 2692 томах. Из них на русском языке 761, латинском - 78, французском - 25, немецком - 38, греческом - 1126

17 апреля 1851 г., в день рождения наследника, « » -

крылась войсковая гимназия, теперь - семиклассная, созданная по инициативе исполняющего должность наказного атамана ГА.Рашпиля на базе окружного училища. С мая 1853 г. в гимназии выделялось 25 «к^еннокоштных» мест для горских жителей, с марта 1857 г. эта квота была увеличена еще на 10 мест. В 1861 г. гимназию перевели в

- . -

дар это учебное заведение возвратилось в 1876 г. в специ-

ально построенное здание по улице Красной напротив со.

2 октября 1880 г. в Екатеринодаре было торжественно открыто Кубанское Александровское реальное училище, временно разместившееся в частном доме. В 1891 г. ему было передано здание войсковой гимназии в центре .

ходатайству начальника области КН. Кармалина открылось в Ейске. В Кубанское Александровское реальное 60 . , -езно государство относилось к функционированию учебных заведений для казачества, свидетельствует «Высо-, « форме обмундирования воспитанников Кубанского Александровского Реального Училища» от 5 июля 1888 г. (т.е. личное распоряжение Императора Александра III). Им устанавливались для учеников-реадистов черкеска черного сукна с напатронниками по 8 с каждой стороны груди и с деревянными втулками черного цвета, шаровары черные, фуражка черная с козырьком, с околышем и выпуш-

27

кои оранжевого цвета.

В 1890 г. была упразднена Кубанская войсковая гимназия и взамен ее открыта в Екатеринодаре новая «полная гимназия с отнесением расходов по ее содержанию на городские средства».28

По сравнению с мужским более замедленными темпами шло становление женского образования. Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа в 1846 г. отмечал: даже от городе столь многолюдном, как Петер, ,

».

Министр народного просвещения А.С. Норов 5 марта 1856 . -

сандру II отметил, что учреждение открытых школ для девиц в губернских и уездных городах и даже в больших селениях было бы величайшим благодеянием для отече-».

.

30 мая 1858 г. при министре народного просвещения . . -ления училищ и «Положение о женских училищах ведом».

Положению создавались женские училища двух разрядов: первого (высшего) и второго. В первом, со сроком обучения 6 лет, преподавались: 1) Закон Божий, 2) Русский язык, Грамматика и Словесность, 3) Арифметика и , 4) -

, 5) , 6) -

, 7) ,

8) ».

французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцевание. В училищах второго разряда (фи года ) : «1. , 2. грамматика, 3. Русская История и География в сокращен, 4.

, 5. ,

6. ».

разряда назначались начальниками губерний, через министра народного просвещения. Женские училища обеих « -, -, , которого должно требовать от каждой женщины, в осо-

».29

Далее это же издание сообщает: «Мысль об открытой всесословной женской школе стала осуществляться одновременно и в ведомстве учреждений Императрицы Марии. 22 марта 1858 г. явился указ Совету учебных заведений ведомства об учреждении Мариинского женского училища, а 17 июля 1859 г. состоялось Высочайшее повеление о разделении подведомственных женских училищ: все училища, учреждаемые на частные и общест-, -кровительством Государыни Императрицы, отданы были в ведение Министерства Народного Просвещения; все же , , под управлением принца Ольденбургского, оставлены под ведением Его Высочества. Благоприятные условия, в которые были поставлены женские училища ведомства учреждений Императрицы Марии, сразу обеспечившего им денежные средства, не существовали для училищ Министерства Народного Просвещения; последние всецело зависели от добровольных пожертвований разных сословий и лиц. Несмотря, однако, на многие неблагоприятные , -го Просвещения после издания Положения о них, при вы-

соком покровительстве Императрицы Марии Александ-, ».30 Положение о женских училищах от 30 мая 1858 года было дополнено «Положением о женских училищах ведомства Министерства Народного Просвещения, Высо-10 1860 ,

».

24 мая (5 июня) 1870 г. было высочайше утверждено «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Мини». « -венное управление гимназией или прогимназией вверяет, -

.

Министром народного просвещения, а начальница про-

- » ( 8 (2687) ). -

, , гимназий и прогимназий. Но между ними и гимназиями мужскими «была существенная разница: в женских гим-

».31

женские гимназии стали заниматься по программам мужских гимназий ^став 1871 г.). В источниках приводится пример такой частной гимназии С.Н. Фишер в Москве, опыт которой «наглядно доказал, что воспитанницы женской классической гимназии выдерживают эти экзамены с тем же, если не с лучшим успехом, как и питомцы мужских гимназий».32 Положение 1870 года о женских гимназиях действовало до падения самодержавия.

На Кубани первая женская гимназия открылась 8 сентября 1877 г. в городе Ейске. В 1897 г. в ней училось 294 , 11 , 6

выпускников российских университетов. Первого сентября 1881 г. начала работать Екатеринодарская женская гимназия, в которой в 1897 г. было 533 гимназистки, преподавали 11 учителей (выпускников российских универ-7).

:

женское образование начиналось не с гимназий Министерства Народного Просвещения.

8 сентября 1860 г. Управление иррегулярных войск военного министерства направило обращение в Кавказский комитет с предложением утвердить для офицеров Черноморского войска <женское учебное заведение с благородным при нем пансионом так, чтобы в самом заведении воспитывались дочери и сироты беднейших офицеров и прочих сословий означенного войска на войсковой », «

,

средства в учебные заведения вне войсковых пределов ». ,

« , -, , , лишенного всякого сообщества с более или менее образо, -

шенной простоте понятий, нравов и привычек и едва вы-

- ».33 -

ми согласился главнокомандующий Кавказской армией.

Уже в декабре 1860 г. было утверждено положение о ме-

стном женском училище.

Началась подготовка к открытию учебного заведения. 20 сентября 1861 года, от разгар военных действий

( - . .) -

вил своим присутствием город Екатеринодар» Александр II. Он «соизволил пожаловать» на будущее женское училище 300 рублей. А когда узнал, что при нем «будет открыт и дворянский девичий пансион, то соблаговолил пожаловать и на устройство его 500 рублей». Об этом факте сообщается в книге «Штидесятилетие Кубанского Мариинского женского института 1863 - 25 октября -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1913 .

Мариинского женского института С. Калайтан (Екатеринодар, 1913). Книга эта широко использована в работе С Л. Чич «Государственная система общеобразовательной подготовки женской молодежи Кубани в XIX -начале XX века». ( Майкоп, 1993).

Открытие Кубанского Мариинского женского училища было приурочено к приезду наместника Кавказа Великого Князя Михаила Николаевича Оно состоялось

25 октября 1863 г. в присутствии Великого Князя Михаила Николаевича и его жены, Великой Княгини Ольги Фе.

участвовал кубанский наказной атаман, граф Феликс Николаевич Сумароков - Эльстон. Его жена Елена Сергеевна «изъявила готовность принять на себя звание началь-

»

пользу училища. «Об ее желании доведено было до сведения ее величества государыни императрицы, с соизволения которой и последовало утверждение ее в должно». -2200 . расходовались на «экипировку беднейших выпускных ». ,

Мариинского женского училища оказались причастными самые высокие деятели империи.

В книге С.Н. Чич утверждается: «Обособленно дворянский характер Мариинских учебных заведений подчеркнуто ярко выступал во внимании к ним царей, цар, .

, ,

, , которое могло бы похвастать таким вниманием к себе ».34

действительности. Первым институтом «благородных девиц» на Кавказе был открытый 23 марта 1840 г. В Тифлисе Закавказский девичий институт со 150 пансионерками.

, -400 , , ,

« » 40- , -

».

1861 . 1-(72 ).

60 .

В год десятилетия со дня основания Кубанского Мариинского женского училища было принято «Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета, представленное Правительствующему Сенату Военным Ми-9- . -

Кубанского женского училища.

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО воспосле-дующее мнение в Общем Собрании Государственного Совета об изменении штата Мариинского Кубанского ,

. : -

дарственного Совета КОНСТАНТИН» (великий князь -Г.Д.).

« -

4

14 1873 »

« »: «

,

,

Министра об изменении штата Мариинского Кубанского женского училища, мнением положил: 1) Инспектора , -

го женского училища, сравнить в отношении служебных правил и преимуществ, с соответствующими чинами Ку-

, 2)

означенного училища поднести к Высочайшему ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА утверждению и, по воспоследовании оного, ввести этот штат в действие с 1- 1873 .

журналах Председателями и Членами. На подлинном Собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано: «Быть по сему». В Эмсе. 13/25 Июня 1873 ». : ( -

ванья -1.000); Надзирательницы пансионата - 6 (по 300); Помощницы их - 6 (по 180); Надзирательница больных (250); (900 600, -

ных 500), Законоучитель (1.020), ему прибавочного жалованья по должности настоятеля пансионской церкви -150; -(100); - 6 (

270);

(250 105 );

пения (150); Учительница приготовительного класса (может быть из надзирательниц и их помощниц, по усмотрению совета - 400); Учительница рукоделия (150); Закройщица (100); Ключница (150); Добавочное жалованье секретарю конференции и библиотекарю - 2 (по 120); Врач (550); Эконом (250); Письмоводитель, он же бухгалтер (350); На писарей и канцелярские расходы (560); На учебные пособия и классные принадлежности (570); На наем прислуги (1.600); На пишу, одежду, белье, постели, , , -

,

расходы (13.666). Итого 34.766.» В примечании сказано: «Исчисленные по сему штату 34.766 р. отпускаются из

».35

Привилегированные женские училища функционировали на основе «Устава женских учебных заведений ведомства учреждений Императрицы Марии, высочайше утвержденного 30 августа 1855 года». То есть этот документ составлялся при Николае I, а утвержден был Александром II. В уставе отмечено: «Глава 1. Главные основные устройства женских учебных заведений.

§1. Женские учебные заведения ведомства учреждений Императрицы Марии имеют счастье состоять под непосредственным Их Императорских Величеств покровительством. §2. Заведения сии учреждены в разное время, для распространения женского образования, основанном

- , -

,

общественного быта. §3 .Общая цель воспитания девиц в сих заведениях заключается в приготовлении их к добро-

совестному и строгому исполнению предстоящих им обя-

, , ,

. §4. -

нения воспитания девиц к состоянию их семейств и потребностям разных сословий, заведения разделены на 3 разряда: 1-й высший, 2-й средний и 3-й нижний. К выс-

20 «

». -

« », впоследствии Смольный институт, который был открыт в 1764 . 1- -

лись Закавказский и Донской Мариинский женский ин-

. 2- -

ряду были отнесены 14 учебных заведений, в том числе . « девиц» не было. К 3-му разряду относились 7 женских институтов. Кроме указанных были еще 7 специальных учебных заведений - сиротских, для глухонемых.

«После издания Устава женских учебных заведе», : 25

1860 г. (так в документе - Г.Д.) - Мариинское Кубанское

, .

, , -

нию 26 августа 1868 г., ко 2-му разряду женских учебных

».36

7 : «

женских учебных заведений подразделяется на два отделения, из коих к 1-му, по происхождению определяемых детей и объему учебного курса, относится одно только

, 2-

- принадлежат все прочие заведения первого разряда». Далее следовало разъяснение: «По Высочайше утвер-2/14 1874 .

программе преподавания объем учебного курса установ,

,

некоторых уроков лишь для институтов с тремя двухго-».

«§8. -крытые: девицы находятся там постоянно, во все время

,

на полном содержании. Но в некоторые заведения ученицы собираются лишь на время уроков.»

«.3) По Высочайшему повелению 14 ноября 1870 г. в Совете Закавказского института, кроме Начальницы и , - , - -, , -стника (ныне Главноначальствующего гражданской ча-), -руга, не включая его в число членов Совета, предоставлено наблюдение за учебной частью» Журнал Главного совета женских учебных заведений 28 сентября 1870 г.).

4) По Высочайше утвержденному 26 апреля 1883 г. Положению об управлении Кавказским краем (ст. 18), ближайший надзор за преуспеянием находящихся на Кавказе женских учебных заведений ведомства учреждений Императрицы Марии, в порядке, определенном 420 , -

, -став Совета Закавказского девичьего института одного из

подведомственных ему чинов на правах члена сего Сове-

37

».37

Любопытна регламентация материального обеспечения институток. «По Высочайше утвержденному 17 декабря 1866 г., нормальному расписанию о количестве , -, , за обедом - три блюда, и чай по два раза в день». «§87. Одежда, белье и обувь_заготавливаются для всех воспитанниц в достаточном количестве, по общим для каждого разряда заведениям табелям экипировочных вещей. §94. В институтских спальнях, при хорошей вентиля, 4

на каждую взрослую воспитанницу и от 3^ до 3-х куби-

»38. -

тутские объемы воздуха остались, пожалуй, единственным показателем в развитии народного просвещения, которые не удалось превзойти ни советской, ни российской школам. Были тщательно разработаны блюда, предла-: - 32 ; (

мяса) - 15 видов; «жаркие блюда» (говядина, телятина, , , , , « »,

дичь) - 39 видов; рыба - 6, мучные блюда - 54, сладкие 40 . 8

меню, предлагавшееся девицам.39 Так обильно и разнообразно не кормили, например, ни в одном из военных училищ и ни в одной академии Советской Армии. Для обслуживания институток нанималась прислуга, число которой «не должно превышать 30% общего числа воспи-

», « .10% -

40

».

Кубанское Мариинское женское училище имело

7- , 7 . -

вающие его «получают свидетельства на звание домаш-, . 20 июня 1901 г. Николай II утвердил положение о кубанском училище. В нем говорилось: «В интернат и приходящими принимать дочерей генералов, штаб - и обер-офицеров, ,

сословия и не служащих потомственных дворян и дочерей лиц привилегированных, не принадлежащих к ка, ».

В 1902 г. особым рескриптом Николай II «Высочай-» -риинский женский институт. Император выразил уверен, « -сии. воспитанных на незыблемых истинно христианских началах девиц, которые, возвращаясь под родитель, -визаясь на педагогическом поприще, будут применять в , -,

».

. ,

существования Мариинское учебное заведение в Екате-44 . 950 -

. 10%, -

«

области исключительно состоял из окончивших Кубанское Мариинское женское училище». В 1910-1911 годах ото Высочайшему утверждению» в институте открылись

8- « », « », « ». 1909 . -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щено мебелью новое кирпичное здание Кубанского Мариинского женского института - одного из самых больших и красивых в городе. При Советской власти в них размещались военные училища, ныне - Краснодарское военное училище имени генерала СМ. Штеменко.

Примечания:

1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.678.

Оп.1. Д.559. Л. 1-2 об.

2 ГАРФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 687. Л. 24 об. - 28.

3 Зажаев П. Прошлое и настоящее Кубанской начальной школы.

- Екатеринодар, 1907. - С.3-4.

4 -банской области за 1873 год. - Екатеринодар, 1874. - С. 3-5.

5Там же. - С. 6-7.

6 Там же. - С. 13-14.

7 Там же. - С. 15.

8 Это не соответствовало действительности. По возрастным де-

мографическим пирамидам в любом обществе дети и подро-

20% .

9 Зажаев П. Указ. Соч. - С. 28.

10 -теринодарской городской женской гимназии за десятилетний период ее существования с 14 сентября 1884 г. по 14 сентября

1894 г., в связи с общим обзором движения образования на Кавказе и в Кубанской области, составленный Поликарпом Николаевичем Крыжановским. - Екатеринодар, 1899. - С. 1519.

11

1897 . - , 1898. - . 12, 13, 14,

18, 19, 20, 21, 72, 73.

12 Там же. - С 12.

13 ГАРФ. Ф.677.0п.1Д.557.Л. 33об. - 35 об.

14

учебных заведений за 1897 год. - Тифлис, 1898. - С. 7, 19.

15 . . XVIII - XIX вв. - СПб., 1912. - С. 14.

16 Большая советская энциклопедия (БЭС). Т.7.М.Д972. - С. 253.

17 . .

. - .,

1860. - С. 1, 12.

18 Алешинцев И. Указ. Соч. - С. 281.

19 Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям ведомства Министерства Народного Просвещения.

- СПб., 1874. - С. 1, 3.

20 Алешинцев И. Указ. Соч. - С. 302.

21 . - . 330.

22 . - . 339.

23 - . , , воспоминаниях. Материалы к Летописи. - Краснодар, 1993.

- С. 63.

24 Там же. - С. 71.

25 Там же. - С.81.

26 Там же. - С. 109, 150, 158.

27 Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1888. -№ 5394.

28Екатеринодар - Краснодар. Два века города. - С. 174.

29

просвещения. 1858-1905. Издание Департамента народного просвещения. - СПб., 1905. - С. 1-7.

30 . - . 7.

31 .

Положению 24 мая 1870 года. Без указания места и года издания. Российская национальная библиотека. (Петербург).

32 . . . ,

возникновением и постепенным ростом женской классической гимназии. - М., 1897. - С. 64.

33 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.1268. Оп.1. Д. 236. Л.2, 2 об., 3.

34 . . -готовки женской молодежи на Кубани в XIX - начале XX века. - Майкоп, 1993. - С. 61.

35 , -ваемое при правительствующем сенате. - № 65. - 1873. Ст.801. РГИА. Ф., 1152. Оп.8-873. Д.230. Л.22 36 -, 30 1855

года. С последующими дополнениями, изменениями, циркулярными распоряжениями и предписаниями по 1 января 1884 г. - СПб., 1884. - С. 7-10.

37 Там же. - С. 11-15.

38 . - . 27-29.

39 Там же. - С. 110-117.

40 Там же. - С. 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.