УДК 373.1 ББК 74.204 Д 13
Г.Г. Давитлидзе, И.Я. Куценко
Совершенствование школьного дела в России и на Кубани в пореформенный период
Аннотация:
В статье исследуется система народного просвещения Российской империи (на примере Кубани), принципы организации и функционирования учебных заведений.
:
, , .
Развитие системы народного просвещения в империи во многом определялось принципами организации, , -.- , , . Важную роль играли те учебные заведения, которые находились под непосредственным патронажем членов царской фамилии и высшей аристократии.
Статья «Ведомство учреждений императрицы Марии» (автор не указан) в Большой советской энциклопедии завершается фразой: «Ведомство насаждало во всех подчиненных ему воспитательноюбршовательных учреждениях феодально-крепостническую идеологию, стремилось воспитать у детей преданность царю и православной церкви».1 Это заключение неминуемо должно было вызывать отрицательное отношение и к мариинскому ве-, . ко всему чем-либо связанным с царизмом была обязательной не только для широкого советского обществен, . -стоящего времени тема изучена недостаточно. А какую другую идеологию могли ожидать от царских учебных заведений составители энциклопедии? В преданности самодержавию и православию воспитывала вся система дореволюционной государственной школы. А разве при Советской власти было иначе? Разве советские школы, общественные организации не прилагали титанических усилий для оболванивания народа в духе преданности КПСС, коммунизму? Видимо, при изучении истории народного образования в России следует, учитывать его государственный идеологический стержень, не забывая о , -,
отдельных групп к нравственным ценностям, к основам научных и практических знаний. Первое знакомство с фондами Государственно архива Российской Федерации
,
Марии Федоровны присутствовали в мере, возможной в условиях царского самодержавия, искренняя доброта, гуманизм, подвижничество, забота о людях.
Совершенно несправедливо забыта отечественной историографией основательница ведомства, (бывшая
), -вии женой Павла I Марией Федоровной. Она стала матерью четырех сыновей и шести дочерей. Два ее сына были Российскими Императорами - Александр I и Николай I.
Императрица оказалась щедро наделенной жизненной мудростью и человеколюбием, ярким чувством юмора Она была добрым человеком. Обращаясь к руководителю своего ведомства князю СМ. Голицыну с замечанием в адрес двух педагогов, Мария Федоровна предупреждала, чтобы к ним не применялось суровых мер: «19 августа 1820 г. Милостивый Государь Князь Сергей Михайлович! Государыня Императрица, прочитав донесение Классных Дам Александровского училища и заметив множество ошибок против французского языка в донесениях Классных Дам Евреиновой и Щекотовой, особливо , -мание Вашего Сиятельства на оных, с таким при том все-милостивейшим отзывом, что они, без сомнения, могут быть очень хорошие Классные Дамы, хотя и нехорошо
- ,
них необходимости писать свои донесения на сем языке, в котором не довольно тверды, а могут писать природным . . ».2
Царствующим особам нередко, выражая вернопод-, , часто весьма пространные, но с точки зрения художест-, , -го. Получив одно из таких произведений, Мария Федоровна сочла возможным в послание придворному . . -
его применении: «Мтатетивый государь Юрий Александрович! Государыня Императрица по выслушании всеподданнейшего прошения Титулярного Советника Александра Соболева^при котором он всеподданнейше подносит Ее императорскому Величеству сочиненные им стихи на день рождения Ее Величества, высочайше повелеть соизволила стихотворение сие препроводить к Вашему Превосходительству с тем, что когда Вы вознамеритесь отдохнуть в креслах, то прочитали бы сие сочинение, дабы оное скорее Вас усыпило. Каковою Монаршую волю сим исполнил и проч. Н. Новосильцов. 9 октября 1825 года.»3 Оценил ли тайный советник шуточное волеизъявление? Умирая, императрица завещала Нелидинскому [Нелидову] - Мелецкому драгоценную табакерку собственным портретом и надписью «8оиуе шб d АтШе, стоимостью 5 тыс. рублей.4
Мария Федоровна была глубоко религиозна, свидетельством тому стало прощение ею, из христианского смирения, убийц её мужа - императора Павла I, а также
большое дело «Материалы по исполнению духовного завещания Марии Федоровны. 1828-1861». Уходя из жизни, она не забыла отметить памятными благодарственными подарками не только своих родных, важных сановников и придворных, но и многих слуг, и простых людей.5
Своим религиозным и человеческим долгом Мария Федоровна считала оказание помощи, нуждающимся в ней, и сделала в этой области много. Жизненным подвигом царицы стало ее служение благотворительности. Эта скромная сфера не позволяла снискать лавры, равные тем, которые громом своих многочисленных побед завоевала ее знаменитая свекровь. Да она на подобное никогда и не претендовала. Но то, что она сделала для империи, возможно, было не меньше, чем свершения Екатерины II. Во ,
Романовых особое место. Она не только показала последующей череде правителей России личный пример того, как следует делать добро, но и определила до самого конца существования монархии наиболее целесообразное, гуманное направление деятельности представителей цар,
.
В мае 1797 года, вскоре после смерти Екатерины II, когда Павел I получил полную самостоятельность дейст-, « » -ряется Воспитательный дом в столице. Затем она принимает на себя руководство развитием Воспитательного Общества Благородных девиц или Смольного монастыря, Училища ордена Святой Екатерины или Екатерининского института и Мариинского института О последнем говорилось: «Сие заведение есть совершенно дело Благотво-
- ».6
принадлежат и интересные педагогические наблюдения, к сожалению остающиеся неопубликованными.
Для того чтобы только перечислить воплощенные в жизнь инициативы царицы потребовалась книга - Хронологическое начертание деяний блаженныя памяти Государыни Императрицы Марии Федоровны в пользу состоявшихся под Высочайшим ее покровительством заведений» (Спб., 1836). В книге, в частности, говориться, что по настоянию вдовствовавшей царицы в 1816 г. «... пожаловано Императором на Общество благородных девиц, оба училища Ордена Святой Екатерины и Александровское училище всего 140 тыс. рублей в года; в том же году « 12-своих пансионеров в училище глухонемых, положив в Сохранную казну на вечное обращение капитал 256 тыс. , -ся» (С.50, 51).
После кончины императрицы был опубликован « -».
портретом царицы стоят слова: «Мать России. Что смерть?..». Бессмертная Книга полна восторженных впечатлений современников благих дел и выражений признательности. В «Песне благотворению, посвящаемой Государыне Марии Федоровне, Венценосной матери вдов и сирот» известный писатель С.Н.Глинка назвал ее Анге-
- , , ». -щийся поэт, учитель А.С.Пушкина, В.А.Жуковский посвятил ее памяти стихи. Они заканчивались строфами:
.
Среди блистанья Царской славы,
За мудрость дев, за жизнь детей,
,
Полвека сохранны нравы,
,
Спешила в душный мрак больницы,
В приют страдающей вдовицы И к колыбели сироты...
С Тобой часть жизни погребая,
И Матерь милую свою В минуту скорбную сию,
В единый плачь, смерясь сердцами,
Все пред Тобою говорим:
Благодарим! Благодарим!
И некогда потомки с нами Все повторят - Благодарим!
Потомками, однако, «Царица - Мать» давным-давно .
- . -
мяти хвалебные стихи при Советской власти печататься, конечно, не могли. В сборнике сочинений В.А.Жу-ковского помещено лишь стихотворение «Подробный отчет о Луне. Послание к государыне императрице Марии Федоровне».7
- . -
циатива Марии Федоровны не угасла: после нее российские императрицы становились непосредственными покровительницами и руководительницами ведомства ею , . -ны следует сказать, что она год, от года увеличивая число воспитанниц, способствовала тому, чтобы наряду с «благородными» воспитывались и девочки - мещанки. Хотя, , -го люда не было. Так, около 1805 г. в Смольном институте воспитывалась 181 ученица, 50 из них «благородного происхождения», 131 - мещанка8 Когда предполагалось уменьшить прием мещанок, царица сожалела, что это лишает мещанок «помощи для их детей и они совершен-
».9
Мария Федоровна подсчитывала сколько можно принять девочек в младшие «серые» или «кофейные» классы, сколько их будет в средних «голубых» и выпускных «бе-». -. ,
6 . ,
«должно ограничиваться знанием в совершенстве родно-, , , хорошо...исполнять свои уроки; они должны знать в совершенстве Закон Божий, арифметику, чтобы вести приходно-расходные книги в своем хозяйстве, необходимо их выучить всевозможным рукоделиям и дать им сведения по ведению хозяйства. Но если некоторые из них имеют выдающиеся способности.., могут сделаться впоследствии классными дамами.., я предложу дозволить этому небольшому числу мещанок присутствовать в классах благородных девиц, дабы они могли ... изменить свое назначение».10
Ведомство развивалось. Из «Обозрения его деятельности с 1855 по 1880 гг.» видно, что его структура услож-
. -, -
Императрицы Марии и другие чиновники. Число подведомственных заведений дошло до 190. В 1914 г. Статс^екрегарем ведомства являлся Булыгин. Кроме женских институтов, которых в 1880 г. было 30 с 7566 , 31 ,
педагогические курсы, прогимназия с 11786 ученицами,
, 41,
числе «в деревенских округах» - 24. В сельских районах были открыты 17 лазаретов, учреждены школы, училища нянь и фельдшериц Были введены звания «Почетных по-печительств и Попечителей для наблюдения за питомца».
- . , 1879 . -
21 . 42 . -
томцев, выросших в таких домах, обрели место в жизни -были приписаны к сословиям, усыновлены, возвращены родственникам. Ведомство строило больницы, в том числе для чернорабочих. Эти больницы с 1855 по 1879 гг.
1,4 . , -
ли возможность получить медицинскую помощь амбулаторно. Ведомство имело дома призрения, богадельни, детские приюты. Так, в 1880 г. последних было 113, при них сиротских отделений 36, ремесленных - 8, ночлежных -
53. В приютах числилось 3981 мальчик и 8482 девочки. В « ». В его «Повивальном институте» ежегодно готовили до 100 .11
Мариинских гимназиях были учреждены 300 стипендий « », .
1880 г. в этих гимназиях подучило образование 41400
12
.
Таким образом, в период российских реформ, последовавших после отмены крепостного право, был сделан шаг вперед в деле благотворительности. Разумеется, она только начиналась, изобиловала узкими» местами, но уже имела относительную массовость. По общей росписи доходов по Ведомству учреждений Императрицы Марии на 1896 г. было назначено 13.236.216 руб. 46 коп., на 1913 г. - 20.226.808 руб.35 коп.13 Эти суммы приближались к ассигнованиям Министерству народного просвещения.
Мариинские институты и гимназии по принципам , -гда оставались привилегированными.
Всего согласно «Списку учреждений и заведений ведомства императрицы Марии, состоящих под непосредственным ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ », 17 , 18-
числилось «Кубанское Мариинское женское училище с », . -дарственном архиве РФ хранятся «Списки кандидаток на поступление для обучения в институтах и гимназиях ве-
».
сведения об устройстве будущих учениц. Последним ше-фом-руководителем ведомства, тезкой его основательни-
( ),
жена Александра III, мать Николая II. В ее распоряжении были вакантные места в Смольном институте, Училище Ордена Святой Екатерины, Александровском и Елизаветинском училищах, Павловском институте, Николаев-
ском сиротском институте, Гатчинском Николаевском сиротском институте и др. Из записки, очевидно напи-
( 80., ): « . -значенных к приему в институты, значатся девицы, в которых Ее Величество изволили принимать милостивое участие. В С.-Петербургский Александровский институт - , , -ва, дочь инспектора Патриотической школы; В С.-Петербургский Николаевский сиротский институт - Петрова, о которой просили в Крыму, Новикова, по ходатай; - -; -- , . . ». Тут же ниже дописаны: В Киевский институт - «девица ,
великой княгини Александры Петровны; девица Ратын-ская - в С.-Петербургский Александровский институт по ходатайству Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича и Мальцова (дочь Берлинского священника) в С.-Петербургский Николаевский сиротский институт по ходатайству посла Шувалова».14 Из : « .. , -того в бою с японцами на Янзелинском перевале Подъесаула. предназначена к помещению в Киевский институт Николая I»; Остроградская Варвара Всеволодовна, «отец - генерал-инспектор кавалерии, генерал от кавалерии Всеволод Матвеевич Остроградский, мать - Александра Николаевна, рожденная баронесса Жомини; Толстая Мария Сергеевна - дочь генерал-лейтенанта Сергея Ивановича, члена совета министра внутренних дел; Че-лищева Наталья Алексеевна - дочь умершего генерал, - 4- -
кового батальона Императорской фамилии; Уварова Ан- , -ства в должности Гофмейстера; Урусова - княжна, дочь ;
- . -
тин Петрович Клейнмихель. Мать - графиня Екатерина , ;
. -, .
- Наталья Алексеевна, рожденная Хвостова; Нейгарт На. ,
Гофмейстера Алексей Борисович Нейгарт. Мать - Любовь Николаевна, рожденная княжна Трубецкая; Лейх-тенбергская герцогиня Александра Николаевна Отец ее -
- , - -женского полка Герцог Николай Николаевич Лейхтен-бергский. Мать - Герцогиня Мария Николаевна, рожденная графиня Грабе .»15 « »
« », , -« ». аристократии известно лишь одно имя рядового кубан-.
- , -
ва-^кметева от 12 марта 1904 г.: «Вашему ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ благородно было передать мне прошение отставного Хорунжего кубанского казачьего войска Козьмы Мачнева, находившегося ординарцем
при в Бозе почивающем ГОСУДАРЕ ИМПЕРАТОРЕ Александре II 1 марта 1881 года, о помещении двух его
, ,
Ольденбургского пансионерами Имени ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА. Вследствие сего преемлю долг всеподданнейше доложить ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, что по истребовании от просителя, надле-, -чальством упомянутого приюта о помещении Дмитрие-,
ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ».16
Были ли недостатки в деятельности Ведомства? Их было не меньше, чем у любого бюрократического учреж-. . -стре народного просвещения И.Д.Детанове: «Иногда он бывал в благодушном - учительском настроении и, как искушенный опытом мудрый старец, наставлял отца в служебных приемах, охлаждал его пыл: <^х, князь, Вы , , , часто бывает и пять, а в Ведомстве Императрицы Марии ».17
?
13 1910 . 4-
класса Смольного института Надежда Кандаурова и Оль, -вом (причина неизвестна) закрыв себе головы просты, , ,
3 , ». , « -
, , ». « ». -21 -« »: « Воскрес. Поздравляю со светлым праздником, желаю всего утешительного, радостного, знаю и разделяю всем сердцем Вашу скорбь о случившемся горе, но надеюсь, что сознание всегда исполненного долга в отношении к детям и уверенность в МОЕМ полном сердечном доверии
. .»18
В ночь с 8 на 9 августа 1911 г. крестьянка Марфа Ивановна обратилась в Императорское Родовспомога-. . -на была родить на улице. Печать подняла скандал. Газета «Новое время» поместила статью «Родовспомогатели и », « » - « улице» (все газеты в своих номерах за 10 августа 1911 г.). «Новое время» писала: «В Петербурге подобные случаи ».
В 1914 г. в школе Российского общества садоводст-, ( Студенец Московского уезда) «Обнаружено среди учащихся крайне вредное направление в политическом от,
вредными направлениями ближайших руководителей
,
средств для ее содержания. ...Брожение среди учеников ». -
19
.
И все же, несмотря на наличие большого числа раз-« », , по-своему характеризуя жизнь общества тех дней. Да, здания этого закрытого, подчеркнуто отгороженного осо-
, , числе в Екатеринодаре, как символы недосягаемости для простонародья аристократических привилегий и благополучия. Привилегии в получении образования были одними из наиболее наглядных свидетельств кричащих социальных антагонизмом времени. Но разве в любой другой стране повышенный или специальный тип образования начинался не с обслуживания высших, элитных слоев ?
Нельзя не отметить, что открытие и функционирование средних учебных заведений было в той или иной мере подконтрольно высшим государственным инстанциям. Иногда они даже получали адресные дотации. Так, в декабре 1898 г. Отделение государственной экономии государственной канцелярии обратилось к министру народного просвещения с отношением об оказании помощи Ека-теринодарской женской гимназии. В нем указывалось, что в центре Кубани расходуются на народное образование значительные средства, в подтверждение чего сравнивались данные о затратах из своих бюджетов на эту статью в разных крупных городах: Москва тратила в год 6,42, - 2,8, - 6,5, -
10,7, Екатеринослав -7,2, Самара - 12, Одесса - 9,3, а
- 18,3 . . « -
обходимо принять во внимание и то обстоятельство, что прием воспитанниц в Екатеринодарскую женскую гимназию не ограничивается детьми горожан; наравне с ними в гимназию могут поступать дети казаков и живущих в об. -, -», - .
II принял «ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление об исполнении последовавшего в Государственном Совете мнения о
2 000 ».
подписал Государственный секретарь Плеве.20 К сожале-, .
Во многом постановку работы в Мариинских институтах копировал еще один тип закрытых женских учеб-
- . 1898 . -
теринодаре для него было завершено строительство здания, одного из самых больших в городе (ныне в нем расположен Кубанский государственный медицинский уни-). -лигце было с шестилетним курсом обучения (имело шесть классов, по два каждого). Имелся также 7-й дополнительный педагогический класс. Последний был утвержден 23 - 5 1907 .
№ 5077 и Высочайше утвержден положением о 7-м клас. 1910 . 413 .
дочерей священнослужителей - 354, иносословных - 59, живущих в общежитии - 350. Училище имело стипендии:
- -,
Александровича и Государыни императрицы Александры , - -« », -7- , - « -
номических» (?). 21
В XIX в. в сфере народного просвещения зародилась .
стремление родителей из имущих слоев дать возможность своим детям получать обстоятельное образование. Следует с благодарностью помнить, что первый на Кавказе пример благотворительных начинаний показали самые знатные и богатые женщины. Это были пожертвования «
Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой», более 50 лет существовал ряд созданных при ее участии пансионов «на проценты с капиталов, ...собранных еще при их основа». 1- 2-были открыты «о инициативе и при значительной поддержке супруги бывшего Августейшего Наместника, в
60х и 70-х годах».22
Из письма попечителя Кавказского учебного округа «Наместнику ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА» от 10 декабря 1907 г.: «Просветительная деятельность Армавирского Общества попечения о детях началась со времени его учреждения, с 1891 г. В осуществлении своего права по § 2-му Устава Общество попечения о детях постепенно организовало: Публичную библиотеку с расходом ныне в 2823 р., книжный склад и склад письменных и канцелярских принадлежностей фасход в
1907 г. 2998 р.), Центральный музей, Патронат для бесприютных детей, 5 начальных училищ и женскую гимна. , 8
, , , 4- -
лельных и приготовительного обучается 452 ученицы. Из них около 60% русской национальности, 32% - армянской, 8% - прочих.
Женская гимназия получает пособия от казны всего одну тысячу рублей и содержится главным образом на плату за учение и частные пожертвования, доставаемые трудами членов Общества попечения о детях, Женская , ,
82983 .:
. 4
,
. ,
, , в расчете на заем, частью на доброхотные пожертвования: последних к 1 сентября сего года Общество имело до 4 . , руководствовалось единственно благом детей, - получить возможность разместить 4 класса в благоустроенных комнатах и установить весьма важное в школьной жизни
- ».23
«Комитет Армавирского Общества попечения о де.. , - , -
тился ко мне с просьбою исходатайствовать Обществу 40
для 5-го начального училища и уплату краткосрочных долгов женской гимназии, с рассрочкою платежа на 15 лет и без процентов.»24 Наместник оставил на докумен-: « ».
, -
свещения на Кубани здесь сложилась сеть учебных заве, -
, . развития были замедленность темпов создания новых , -
. « -
го учебного округа.» говорилось: «Шли припомнить, что при обсуждении вопроса об обязательности народного образования во Франции еще в конце прошлого столетия было принято за норму [следует сноска: Очерки народного образования во Франции. А. Италинского. .4.],
( , 10.000
- 10 школ), то окажется, что для достижения такого идеала число существующих в крае учебных заведений следо-6 7 ».25
от Франции на сотню лет.
В заключение отчета попечитель высказал смелые
: «1.
-
имеет важное значение, как для этого края, так и для всего государства Русская школа (но только правильная, чуждая сепаративного характера) имеет, и будет иметь благотворное влияние на смягчение нравов малоцивилизованных здешних племен, способствуя объединению их с рус. -, -ществу. Для смягчения нравов, проявляющихся на Кавказе нередко в разбоях, грабежах, захватах имуществ частных и казенных пр., обыкновенно здесь применялись и применяются разного рода меры, с помощью усиленной , . -лись бы совсем иные, когда бы большая часть расходов на земскую стражу была употребляема на устройство и содержание школ, но только школ правильных, с дополнительным обучением учащихся земледелию, скотовод, , -сиям распространение коих в населении способствовало бы улучшению его материального благосостояния,; тогда, ,
разноплеменных обитателей Кавказа; тогда даже и та , -, , -его отношения; тогда население без особого труда, достигало бы улучшения своего материального благосостоя-, , , -, , -му сближению с русским государством и русским наро-.
...С течением времени, по мере пребывания большинства здешнего населения в невежестве, или, еще ху, ,
, -ния от русского с каждым годом будет увеличиваться.
До последнего времени на народное образование не обращали должного внимания не только у нас, но даже и в некоторых . европейских государствах, потому, главным образом, что «сомни миллионов расходовались на приобретение страшных средств истребления Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекались и направлялись на ложные пути» (Высочайшее повеление 12 августа 1898 г.). Наш ГОСУДАРЬ ,
своему народу и ко всему человечеству, ныне предлагает созвать конференцию, чтобы «тлоэ/сить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства - предупре-
дить угрожающие всему миру’ несчастья». Таков, по словам нашего гуманнейшего ГОСУДАРЯ «высший долг для всех государств» (из Высочайшего повеления 12 августа 1898 г.). Теперь, благодаря нашему Царственному , , , лучшей жизни всех народов России, жизни, проникнутой стремлением к истинному просвещению».26
Известно, что намерения молодого Николая II, только что вступившего на трон, остались несбыточными благими пожеланиями. С тех пор прошло немало войн, рево, , вооружение тратится больше, чем на народное просвеще-.
Особенности российского имперского типа становления национальной школы были обусловлены комплек-, -
тивными. В этом своеобразии, прежде всего, сказался
общий характер замедленной поступательности российского общества того времени, его экономические и соци-. -
ны и в центре страны, и тем более - в новых районах на, , том числе Северо-Западного. Постоянным и абсолютно неизменным был раскол общества на богатых - дворянскую аристократию и казачье сословие, и темные забитые ,
, .
Различия между ними наиболее рельефно выступали в
крайне неравномерном распределении внутреннего валового продукта: львиная его доля присваивалась «верха», (
, ) .
XX в. развитие просвещения шло в направлениях и темпами, заведенными в минувшие десятилетия. Как всегда, концентрировано оно выражалось в финансировании на.
Приведем данные из книги «Среднее образование в . -1909 . (
. . )». , для своей эпохи. По империи одно среднее учебное заве-122 968 ( ).
- 133 785
154 060 .
сопоставления: женских учебных заведений было в Тверской области - одно на 73.971, в Дагестанской области -одно на 100.266, в Кубанской - одно на 114.280, в Донской - одно на 198 187 душ.
1909 .
,
Марии и Святейшего Синода, исчислялся в 28.568.114 . -1 750 379 -
4 848 174 рубля, всего - 6.598.533 рублей.
Синод на содержание епархиальных училищ в
1907 . ( ) 3.535.385 .
суммы 28.568.114 рублей «только 1/16 часть (1.688.690 ) , 15/16 (26.879.424 ) -
».
«При мужском населении в 74.518.700 душ расход казны составляет на душу 36,1 коп., а если исключить военные учебные заведения, то 21,2 коп.»
:
С военными Без военных
учебными учебных
заведениями заведений
. 1,57 . 47,9 .
49,7 . 30,3 .
Кавказский 31,9 коп. 21,2 коп.
« 74.565.300
1.688.690
содержание средних учебных заведений составляет на 2,3 .
0,6 .
0,7 .; , , -
1 2 ., -
3,5 .,
3.8 ., 4 ., .-
4,8 ., -
8.8 . 27,6 . .
,
средние учебные заведения исчисляются в 3.818.604 рублей, в том числе 2.090.593 на мужские и 1.728.011 - жен». -дарственным кредитам. «^носительно большое ассигнование из местных средств имеет место. в Прибалтий-(10,8 . 2,7
душу женского пола) и на Кавказе (4 и 3 коп.)».27 К 1909 . 268 , 469 -
зий, частных мужских гимназий 127, женских - 436; 160 реальных (^жских) училищ, частных реальных (^ж-) 78; -
62, - 2, 138,
- 8; 67,
- 13, 61; -
49. -
606, - 484.28 -
го населения России этого было чрезвычайно мало. До революции в общеобразовательных школах страны всех видов имелось 9.656 тыс. учащихся.
В 1914 г. на территории современного Краснодарского края было 1875 школ, в которых обучалось 172,8 . ,29 1,5 -
разовательных учебных заведений империи (124 тыс.). Количество учащихся на Кубани было значительно , , , , ,
30
.
В Кубанской области более высоким, чем в среднем по стране, был охват школой детей. В 1909 г. в 1595 кубанских учебных заведений числилось 148 381 учащихся, что составляло 5,8 процента населения (от 2531051).31
1913 .
177 911 учеников.32
Интересные сведения содержат материалы «Однодневной переписи начальных школ в империи 18 января
1911 » ( . . . ). 1917 .
основании было сопоставлено положение народной школы на Кубани по сравнению с другими губерниями и областями России. По количеству учащихся (4,48% населе-
) 36 ;
- 3- ; -
сти учебного года (186 дней) - 16^ место; «по проценту
» (18,9%) - 42 ;
проценту сумм, отпускаемых из местных средств (81,7%)
- 8^ место, по среднему расходу на школу одного жителя (92,1 коп.) - 13^ место, по образовательному цензу учителей (со средним и специальным образованием 32%) -65 . ,
области «стоит выше среднего уровня».33
Что же представлял собой этот уровень? Подавляющей массой учебных заведений были начальные школы, их преобладающим видом - начальное училище. В
1914 г. область имела 1020 одноклассных (с трехгодич-) 250 (
) .
136 229 учащихся. Кроме этого действовали 420 церков-
- 23 . . 47 « -
вышенного типа»(45 городских «по положению 1872 г.»
), , -рые ежегодно могли принять лишь четвертую часть получивших начальное образование. А остальные три чет-
- 10-12 . , -тора народных училищ были «обречены на забвение сво-
34
».
Подробное состояние народного просвещения дают отчеты начальника Кубанской области. Вот данные оп-, 1915 .
51 среднее учебное заведение (гимназии, прогимназии, , ). 30 -
(6 558 учащихся) и 21-женское (7460 учениц). Высших
54. -
, ( мальчиков 5 833 и 1 945 девочек). Начальных училищ на-1784. 1464, -
ских - 305. Их посещали 176068 ребят. Имелось 15 частных начальных учебных заведений, в которых училось 489 249 . ,
учебные заведения - войсковые военно-фельдшерская и сельскохозяйственные школы в отдельных станицах, торговые школы в Екатеринодаре и Майкопе, приготовительная мореходная школа в Анапе, механикотехническая школа в Майкопе, ремесленные и профессиональные (портгошные и др.) училища Всего отчет на-26 - 24 2 .
них обучалось 2208 подростков мальчиков и 324 девочки. Таким образом, всего Кубань располагала 1915 учебными заведениями, из которых мужских было 1587, женских -328. В них обучалось 201 134 учащихся.35 Средняя школа охватывала около 14 тыс. человек (менее 7% всех уча). 6,2% . ,
. .
внимание, что, В.И.Ленин например, отмечал, что детей и
20%.
«
Кассо и Коковцеву через своих департаментских чинов. , 22%,
4,7%, то есть почти впятеро меньше!!».36. Если принять этот процент верным и для Кубани, то это от населения 1915 . 3 122 905 , ,
687 . -
вала менее трети детей и подростков, которые могли учиться. Рост численности учащихся происходил, но замедленно: с 1909 по 1915 г. их количество по отношению
0,4%. -
: 1909 .
приходился на 18,3 жителя, в 1913 - на 15,6.37
Состояние школы на Кубани «выше среднего уров-
», , -,
. 1914 . -
ше половины учебных заведений Кубанской области
(760) ,
. -
классных начальных училищ.38 В 1914 г. в ведении областной дирекции народных училищ с учетом школ для казаков приготовительного разряда, курсов кройки и шитья, ремесленных отделений и т.п. имелось 16680 учащихся (мадьчиков - 110224). Детей казаков среди них насчитывалось 109646 (67,8%).39 По отчетности начальную школу 70%
40% . -
сандровское реальное училище епархиальное училище, Мариинское училище (институт) главным образом при. 1914 . -
,
500 - ,
Алексеевских «дая детей казаков убитых и раненых на войне с Японией и при усмирении беспорядков внутри », ,
. 1909 .
вступило в действие правительственное положение «О прекращении приема лиц не войскового сословия в Кубанское Александровское реальное училище.40 Толчок к усилению военного образования дала мировая война. В 1915 . -
75 562 ,
3 , - ,
41
, .
О повышенном внимании к Кубани свидетельствуют факты. В 1904 г. Кубанским казачьим войском (по ходатайствам Кавказского учебного и войскового начальства решению Военного Совета, при согласии военного мини), 40 . .
учительской семинарии в Екатеринодаре. Войску уста-« 40 ». « -
кансии Кубанского войска в женскую учительскую семинарию принимаются девицы, родители которых принадлежат к Кубанскому казачьему войску в такой постепенности: а) круглые сироты, б) сироты, лишившиеся отца или матери, в) дети при живых родителях, выдержавшие
42
установленный экзамен.»
В феврале 1911 г. попечитель Кавказского учебного « 200 000 . -
2-
».
,
теснота наносит «вред учебного дела и санитарного состояния гимназии. Так: 1) при отсутствии свободного, при , -ходится, не снимая верхнего платья, зимою и осенью час-
то мокрого или в снегу, с грязными галошами в руках проходить в верхние коридоры. Грязь от галош и вода, стекающая с мокрого платья, загрязняют коридоры.» Городская дума приняла обязательство ежегодно уплачивать по 6 000 р. в счет погашения ссуды, о чем свидетельствовала прилагаемая «Выписка из журнала Екатерино-дарской Г ородской Думы».43
С 1 июня 1911 г. в Кавказском учебном округе учреждались девять новых должностей инспекторов народ.
,
Советом. В докладе о законопроекте отмечалось: «. в последнее время число начальных школ на Кавказе растет
,
низших учебных заведений более, чем прежде в целое де», «
». « -
ждении в Кавказском учебном округе девяти должностей
», -
». « -
венною Его Императорского Величества рукою написано: «Быть по сему. На рейде в яхте Штандарт. 5 июля 1912 ».
: , -, , -морской губернии - по одной, в Кубанской дирекции -. 1912 . -
ло для новых чиновников 11.400 руб., а начиная с 1913 г.
- по 34200 руб. в год.44
Обращает на себя внимание то, что в «Докладе бюджетной комиссии по смете расходов Министерства Народного Просвещения на 1913 г.», в котором распределялись соответствующие расходы по всей России, в разделе «Содержание средних учебных заведений» «испрашива-, , 6000 . пособия мужской гимназии в ст. Лабинской Кубанской области. Гимназия эта существует с 1906 г.. Обслуживаемая этой гимназией станица Лабинская отстоит от железной дороги на 60 верст и насчитывает свыше 30 000 душ обоего пола с преобладающим составом русского населения».45 Предполагалось продолжение пособия на по.
.
В 1913 г. попечитель Кавказского учебного округа возбудил ходатайство об учреждении в округе 13 учи-« 300-
», . , -46 ( -
- ). проекту сметы Кавказского учебного округа на 1914 г., от видах устранения неудобств и тяжелых условий существования учебных заведений в наемных зданиях, весьма желательно и необходимо ассигнование... кредитов». В том числе для Ейской женской гимназии - 28725 руб.50 ., 2- -ской гимназии - 10.000 руб., 2-му Екатеринодарскому реальному училищу - 62.000 руб. Было предложено отпус-: 2- 1000, Ейской женской гимназии -27 244 руб.47
В средних учебных заведениях обучалось незначительное число детей из казачьих семей. Основная масса
казаков, оставшихся по роду занятий крестьянством, довольствовалась для своих ребят начальной школой. В 1915 г. в начальных училищах Кубани имелось 110 188 65 880 . -
чальных училищах эта разница почти не ощущалась - тут было казаков 3 970, иногородних - 3 808, а в средних учебных заведениях преобладала не войсковая молодежь: не казаков было 10 466, казаков - 3 552. В специальных ремесленных школах и семинариях училось 1 033 казака
1 499 . -
заков было только 29 из 738 учащихся. Всего в 1915 г. в кубанской школе числилось 118 772 детей казаков, и 82 362 - иногородних.48
На 1 января 1915 г. из 32 мужских гимназий Кавказского учебного округа и прогимназий на Кубанскую область приходилось 6 (Анапская; Армавирская; Екатери-1- 2- ; ; ) гимназистов 2 329 чел. Из 56 женских гимназий и прогимназий округа - 16 (Анапская; Армавирская; Баталпа-шинская; Ейская; Екатеринодарские 1-я, 2-я, 3-я, 4-я; Лабинская; Майкопская; Романовская; Славянская, Темрюкская, Тихорецкая, Уманская, Усть-Лабинская) с числом гимназисток 4 704 чел.49
Россия знала еще один вид учебных заведений -коммерческие. Они стали открываться в начале 90-х гг.
XIX в. Законом 1894 г. эти учреждения были подчинены . « положение о коммерческих учебных заведениях, которое. получило законодательное утверждение 15 апреля
1896 ». : -
, , , курсы коммерческих знаний. В Положении говорилось: «Коммерческие училища, семиклассные и трехклассные, : - -ческое образование, а вторые - только коммерческое об;
».50 -крыто и в Екатеринодаре. Произошло это в 1908 г. по ходатайству местного купеческого общества В 1912 г. была освящена закладка здания училища. В нем, помимо общеобразовательных предметов, преподавались: коммер-, , -понденция на русском и иностранных языках, политэкономия, история торговли, законоведение, товароведение, , , -, , , , , , . -ли аттестат и «достаивались звания личного почетного гражданина», а отличники - звания «кандидата коммер-».51
Финансовое обеспечение народного просвещения :
на средства казны, казачьего войска, сельских обществ. В 1915 . -
ло истрачено: от казны - 127 0621 руб., от войска -464 280 руб., из общественных денег (от сборов на право учения) - 4 057 820 руб., а всего 5 792 721 руб.52 То есть 70% .
местных возможностей оплачивалась не только началь-, , . -ской государственной библиотеке сохранился отпечатан-
ный небольшой брошюрой «^чет Попечительского Совета Тихорецкой женской прогимназии в расходовании сумм по содержанию прогимназии в 1911-1912 учебном году. Пятый год существования» (хутор Тихорецкий,
1912 .) 1912 .
в полноправную гимназию. В отчетный период в ней 179 . « »
60 . , 5- 6- -
80 . , -тельного, - 10 руб. в год. Попечительским Советом от платы за учебу были освобождены 5 учениц на год и одна
- на полугодие. За 4-х девочек плата не была внесена: «3 течение года выбыли из прогимназии 4 ученицы. За 7 учениц за второе полугодие плата была внесена Обществом Просвещения Служащих Владикавказской железной доро-. 11 365 .
прибавлялся «остаток прошлого года» - 3 697 руб. 9 коп. Весь бюджет хуторской прогимназии составлял 16 662 руб. 9 . «
наставницам преподавателям», выделялось 8 303 руб.
2 . « -»: ( 1 380 руб. в год) - 600 руб. та председательствование в Педагогическом Совете», 60 руб. - та исполнение обязанно-», -
175
руб.», <Жадованье врачу» - 166 руб. 66 коп. Были также траты на приобретение дров - 413 руб. 63 коп., ««а подвоз топлив») - 26 руб. 24 коп., «^и^ретение керосина, свечей, спичек, стекол и фитиля» - 55 руб. 68 коп. ^каз. соч. С. 3-5, 7, 9).
Администрацией выделялись средства на ремонт старых и строительство новых школ. Для этих целей ежегодно отпускалось 200 тыс. руб., но этого было крайне недостаточно. Даже в Екатеринодаре в 1915г. из 33 городских училищ в собственных помещениях размещались лишь 13, остальные находились в наемных домах в крайне неблагоприятных условиях.53 В местной печати приводился типичный пример: на Покровке (район Ека-) « » -ское двухклассное училище, его учебные помещения, переделанные из сарая, могли вместить 300 учеников, а училось 500. Неимоверная теснота и темнота, грязь - и в классах и в коридоре. Верхнюю одежду учащиеся сваливают в кучу. «Вонь от испаряющегося. рванья - одежда
- », - -
54
.
Причиной неудовлетворительного состояния многих , , средств, что выше уже отмечалось. В 1914 году на Кубани на начальное образование было отпущено
3 950 744 руб., около 1 руб.20 коп. на душу населения.55
, -нансировании образования обращал внимание . . . , 43 ,
1870 . «
, ». : « министерств народного затемнения (так В.И.Ленин называл Министерство народного просвещения) определена на 1913 год в 130,7 миллионов рублей. Это составляет на 80 . . , , -
мании сумма расходов на народное образование составляет 2 - 3 руб. и даже 3 руб. 50 коп. на одного жителя. В Америке в 1910 году тратилось на народное образование 426 , . . 852 , . .
9 руб. 24 коп. на 1 жителя».56
Перечень учебных заведений будет не полным, если не сказать о церковных школах. В 1908 - 1909 учебном году работало 199 школ грамоты Ставропольской епар-: - 17, - 22, -
ринодарском - 35 и т.д. «Из этих школ грамоты 68, ютившихся в неудобных помещениях церковных сторожек и наемных домов .Епархиальным Училищным Советом закрыты, остальные 131, имеющие удовлетворительные и хорошие здания и такую же обстановку, преоб-
57
».
(точнее школок по 30-50 учеников) была не стабильной и зависела от денежной поддержки приходов, которая, как , . -ковное учреждение: «Усть-Лабинская женская второ-классная_школа имеет собственное кирпичное двухэтаж-. , -ком которой состоит заведующий школой. Квартиры учительниц в отдельном флигеле; есть при школе и необходимые службы - сарай, баня, амбар, погреб. Построена школа в 1899 году и общая стоимость всех школьных зданий достигает 34 000 рублей. Земли школа имеет 5 десятин, отведенных обществом». Учениц было 77: в 1юм классе - 30, во 20-м - 35, в 3-м - 12. «Возраст учениц от
13 21 , , -
зачьего, или мещанского, только одна их духовных».58 Такая школа была в единственном числе. К церковному ведомству также относились: мужское духовное учили, -шееся женское епархиальное училище.
В 1908-1909 учебном году одноклассных школ стало 655. . -
сти церковных школ была низкой. Из отчетности: «Из 453 человек (287 мальчиков и 166 девочек), учившихся . в
, 28 (18 10 ), . . 6,18% . 28 864 -
(18 707 10 157 ),
, -новленные свидетельства 2 757 (1 913 мальчиков и 844 девочки) или 9,55% всех учившихся».59
В 1911 г. в Кубанской области было 417 начальных , 4. -
62, - 69, - 286.
общего числа их учащихся в 1-м отделении (етассе) было 11590. во 2-м - 7448, в 3-м - 3255, а в 4-м - всего 63 ученика.60
Ситуация объяснялась тем, что основной контингент церковных школ составляли дети бедноты, для которых . 1912 . . . -
ла положение детей рабочих в Москве. Они начинали помогать по дому с четырехлетнего возраста. По проведенной анкете работой было занято 85% девочек и 54% мальчиков. Половина опрошенных детей никогда не слыхала сказок, 76% не бывали на загородной прогулке, многие не знали имен отцов и матерей, названия улиц, на которых жили.61 С уверенностью можно сказать, что в захо-, -
ноты жилось не лучше. Они нянчили младших братьев и , , отсутствие одежды и обуви.
Не лучше было положение в обычной станичной . , , должен был получить разрешение станичного правления, внести требуемую плату. Известный кубанский публицист, ссылаясь на материалы «Кубанских областных ве-
», : «. -
, -
ход, иногородние права не имеют. Иногородних принимают в станичные школы лишь после того, как все дети , , приняты и затем останутся в школе свободные места. .
: 1) , 2) -ход и 3) . учителю. А все это составит около половины
». -
, -
20 .
«Большая часть иногородних, после упрашивания» и даже торгов, взяла, с сожалением своих детей из учили-».62 « » 17 1911 .
: «.
иногородним в просьбе выделить кусочек землицы под школу». Газета «Кубанец» за 5 января 1912 г., статья « 1911 »: :
« ». ,
школу был закрыт, признавала впоследствии даже белоэмигрантская пресса.63
Многие дети беднейших родителей, которым посчастливилось попасть в школы, главным образом из-за материального положения своих семей, вынуждены были бросать учебу, не доучившись. В 1914 г. в Кубанской об-
15 348 , -
было едо окончания курса» 17 110. В предыдущем 1913 г. это соотношение было еще более резким - на 10 тыс. окончивших приходилось 15 тыс. бросивших учебу.64
В ответ на ширившиеся протесты, с особой силой прозвучавшие в дни первой российской революции, правительство впервые увеличило казенные пособия на школы. 3 мая 1908 г. принимается закон «Об отпуске 6900000 руб. на нужды начального образования».65 В последующий период отмечается некоторый рост числа учебных . :
1908 . - 107 ( -
68), в 1912 г. - 468 (начадьных - 436), в 1913 г. - 840 (на-
- 802). , -
,
. 6 3
1908 .
нескрываемым разочарованием констатировала невозможность преодолеть имевшиеся трудности - отсутствие средств, недостаток учительских кадров и др., что делало нереальной саму постановку вопроса о введении всеобщего начального школьного образования.66
Нельзя не упомянуть о том, что на местах либераль-но-бур^азные круги высказывались за решение пробле-, , -ре деленные шаги. В 1910 г. Екатеринодарская городская управа пришла к выводу о возможности ввести в городе
обучение всех детей школьного возраста, был опубликован программный документ: «О введении в Екатеринодаре всеобщего начального уровня. Доклад городской управы» (Екатеринодар, 1910). Планировалось, при условии , 1918 .
1915 ., ,
9 342 (на 110 тыс. населения), решение вопроса пришлось отложить на неопределенное время.67
По всероссийской переписи 1897 г. среди населения Кубанской области (1 918 881 чел.) грамотных было 16,77%, -
29,16%, сельского - 15,15%. В Екатеринодаре грамотных 49,06%, - 24,76%.68 -
1907 .
: - 16,3% (
- 27,8%, женщин - 4,9%), в Екатеринодарском отделе -21,4%(мужчин - 35,8%, женщин - 7,3%), в Лабинском отдел - 14,3%(мужчин - 25,7%, женщин - 2,5%) и т.д. У иногородних уровень грамотности был ниже: в Майкопском отделе - 10,5%, в Екатеринодарском - 19,8%, в Лабинском - 0,8%.69 Уровень грамотности населения рос, но медленно. К 1916 г. лишь 43,1% казаков области умело читать и писать (^жчин - 68,8%, женщин - 30,2%).70
Оставляли желать лучшего результаты педагогической работы учебных заведений. Они, разумеется, вели
,
масштабах распространение просвещения и нравственных истин. Но были констатации: «Успешность учащихся в городских училищах выражалась следующими процентными отношениями числа переведенных в следующие высшие отделения или окончивших курс к общему числу учащихся: в 1879 году - 52,7%, в следующие затем 15 лет (1880 - 1894) - от 65 до 70%, и в последующие четыре года (1895-1898) - от 73 до 77%, а в среднем выводе за все время - 68,3%. Среднее число пропущенных в год
24,4,
болезни - 16,3».71 В документах начала XX в. нередко встречаются свидетельства того, что во многих учебных заведениях постановка учебного дела, с точки зрения чиновников, оставалась неудовлетворительной. В ревизионных записях инспекторов сельских районов, случалось, делались констатации: «3 1-м отделении (дв^етассного
). , -чением второгодников, не умеют. ни цифр, ни арифме-. »; -4- - « . ».72
Низкий уровень успеваемости был не только в на, . -, :
1911 .
классы по мужским гимназиям - Екатеринодаре кой 1-й 59,3%, 2- 56,5%, - 46,8%,
- 56%, -
зии - 49,1% учащихся.73 В том же году во время испытаний на аттестат зрелости по русскому языку были показаны результаты:____________________________________________
Г имназия Всего сдавало Получили отметки
5 4 3 2 1
Армавирская 32 - 1 26 3 2
Екатеринодарская 1-я 36 - 11 20 5
Новороссийская 15 1 12 8 4
Многие выпускники не поняли тем сочинений -«Взаимштношения господ и слуг по произведениям оте», « -40. . », -», . 1910 .
Ставропольских Ольгинской и Святой Александры женских гимназиях было соответственно оставлено на второй год в 6-м классе 26% и 27%, в 7-м - 22,5%, и 12,3% уче-
74
.
В 1914 г. фиксировалась лишь «несколько лучшая
». ,
был уровень успеваемости в частных школах и пансиона. -
,
имелось достаточного числа наглядных пособий.75
За первое столетие формирования системы народного просвещения на Кубани были достигнуты весомые ре.
составляющей в освоении нового для России края. Генезис сети народного просвещения на Кубани представляет , -ность проследить его организационные формы, направле-, « », -та создания первого учебного заведения и до становления развитой системы местной школы, в регионе, который , «
».
Работа в сфере народного просвещения складывалась и велась под непосредственным руководством и влиянием соответствующих институтов империи. И влияние это с годами становилось все более ощутимо. В создание и деятельность некоторых учебных заведений внесли свой вклад представители царствовавшей династии и высшей аристократии. Была создана разветвленная структура государственного управления школьным делом, которая издавала директивы, контролировала их ис, . Постепенно укреплялись кадровая, финансовая и общая материальная база просвещения. Со временем усложнялись и становились разнообразнее типы учебных учреж-.
заведений, которые находились в старых центрах, постепенно усваивали принципы их существования. Вместе с тем на развитие местной школы не могли не сказаться особенности района относительно недавно подвергнутого . , -воения стояло кубанское казачество. Его управленческие структуры положили начало школьной сети, иницииро-,
. -, .
Разрастание школьной сети на Кубани, особенно, при сохранении наиболее примитивных форм первоначального распространения просвещения, влияние местных традиций дали знать о себе позднее. К рубежу XIX -
XX вв. на Кубани сложилась и действовала система про, -, (
). -комендованные Министерством народного просвещения
и Кавказским учебным округом. В городах и станицах появились добротные школьные здания. И хотя охват детей школьными учреждениями был далеко не полным, итогом деятельности системы просвещения явилось все более прочное укоренение в общественном сознании понимания важности школьного дела, необходимости приобщения к нему детей и юношества
Вместе с тем кубанской школе были присущи все черты народного просвещения, характерные для царской . -, -, , -ских слоев и обслуживающей их интеллигенции. Массы же простонародья - рабочие молодой местной промыш-, , жить в бескультурье, их молодое поколение на учебу в школах зачастую рассчитывать не могло. Причина этого крылась не только в коварности эгоистичности, классово
« », , , не меньшей мере, в привычной рутинности жизни и рабо-( -). -ния царизм и буржуазно-помещичье общество были не в . -, -дернизация всей социально-политической и экономической жизни страны. В начале XX века «нищета и одичание, при всевластии помещиков - крепостников» ( . . )
обострения антагонистических противоречий.
Примечания:
1. БСЭ. Т.4. М., 1971. - С.356.
2. ГАРФ. Ф. 663. ОП.1. Д.19. Л.34.
3. ГАРФ. Ф. 663. ОП.1. Д.126. Л.2.
4. ГАРФ. Ф. 663. ОП.1. Д.119. Л.10 об.
5. ГАРФ. Ф. 663. ОП.1. Д.119.
6.
Федоровны. - М., 129. - С.15.
См. также - Императрица Мария Федоровна (1759-1828). Ее биография. Т.1. Составил ЕС. Шулигорский. Рецензия академика Н.Ф.^бровина. - Спб., 1892.
7. Жуковский В.А. Сочинения в трех томах. Т.1. - М., 1980. -
.233-242.
8. ГАРФ. Ф. 663. ОП.1. Д.132. Л.5 об.
9. Там же. Л.6.
10. Там же. Л.19 об.
11. ГАРФ. Ф. 678. Оп.1. Д.685. Л.2, 14, 15,16Д1Д2Д4Д7,30 об., 32,34,42 ., 77 .
12. Там же. Л.118.
13. ГАРФ. Ф. 642. Оп.1. Д.210. Л.12, 14, 16.
14. ГАРФ. Ф. 642. Оп.1. Д.207. Л.3.
15. Там же. Л.8,7,10,11.
16. ГАРФ. Ф. 642. Оп.1. Д.216. Л.13.
17. Волконский С. Мои воспоминания. Родина (1860-1922). «Медный всадник». Без указ. года изд. - С.56.
18. ГАРФ. Ф. 642. Оп.1. Д.224. Л.45-51.
19. Там же. Л.8,7,10,11
20. РГИА.Ф.1152. Оп.1898 г. Д.427. Л.3. 3 об., 4,10.
21. -
ского училища за 1908-1909 учебный год. По учебновоспитательной части. - Ставрополь, 1910. - С.13-14.
22. -
казского учебного округа за двадцатилетний период 1879-
1898 гг. Составил окружной инспектор .Шенгер. - Тифлис, 1899. - С.33.
23. РГИА.Ф.1276. Оп.19. Д.252. Л.2-2 об.
24. Там же. Л.2.
25.
учебных заведений за 1877 год. - Т ифлис, 1898. - С.17.
26. Там же. - С. 73-75.
27. . -
ва Народного Просвещения на 1909 год. (Составлена по указаниям А.Н.Коломзина). Без указ. Места и года издания. -
.3,4,9-11,13.
28. Там же. - С.52.
29. . сборник. - Краснодар, 1958. - С.177.
30. 50 -
лов. - М., 1967. - С.274, 315-317.
31. Обзор Кубанской области. - Екатеринодар, 1910. - С.1, 156.
32. ГАККФ. р-5. Оп.2. Д.26. Л.39. 33. Кубанская школа. 1917. №1. - С.17-20.
34. Кубанская школа. 1915. №13. - С.169.
35.
1915 . - ,
1916. - С.86.
36. Ленин В.И. К вопросу о политике министерства народного просвещения. Поли. собр. соч. Т.23. - С.127
37.
1914 . - ,
1915. - .94
38. Кубанский календарь на 1916 год. - С.221-223.
39. Кубанская школа. 1914. №1. - С.59.
40.
реальных училищ и гимназий. - Екатеринодар, 1915. - С.36.
41. Отчет начальника Кубанской области. за 1915 год. - Екате-
, 1916. - .94.
42. РГИА.Ф.1276.0п.19. Д.123.Л. 3,12 об.
43. РГИА.Ф.1276.0п.19. Д.595.Л..2, 2 об.9.
44. РГИА.Ф.1158.0п.1-1912. Д.442.Л.1-.3, 44.
45. РГИА.Ф.1276.0п.19. Д.843Л. 1,16 об.
46. РГИА.Ф.1276.0п.19. Д.928.Л.1-2.
47. РГИА.Ф.1276.0п.19. Д.843Л. 87,110.
48. Отчет начальника Кубанской области. за 1915 год. - Екате-
, 1916. - .94.
49.
1914 . 2- . . - , 1915. - .7,
258.
50. Министерство торговли и промышленности. Учебный отдел. Материал по коммерческому образованию. Вып.5. - Спб., 1906. - С.5,6.
51. Екатеринодар - Краснодар. Два века города .С.340.
52. Отчет начальника Кубанской области. за 1915 год. - Екате-
, 1916. - .94.
53. Долгополов С.И. Доклад в Екатеринодарскую городскую думу по вопросам о введении всеобщего обучения детей школьного возраста в Екатеринодаре. - Екатеринодар, 1915.
54. Кубанская школа. 1914. №2. - С.117-118.
55. Кубанская школа. 1915. №3. - С.170.
56. Ленин В.И. К вопросу о политике министерства народного просвещения. Поли. собр. соч. Т.23. - С.128-129.
57. -воспитательном отношении церковно-прмодских школ Ставропольской епархии за 1908-1909 учебный год. - Ставрополь,
1910. - С.3.
58. Там же. - С.53-54.
59. Там же. - С.19-20.
60. Ставропольские епархиальные ведомости. 1912. №39.
61. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.1. - М., 1957. -С.181-182.
62. Мельников Л.М. Иногородние в Кубанской области. - Екатеринодар, 1906. - С.56.
63. . (
украинском яз.). - Прага, 1926. - С.54-55.
64. Кубанская школа. 1915. № 3.С.170.
65. . 3-
е. Т.28.1908. - Спб., 1911. - С.228-229.
66. Кубанская школа. 1914. № 2.С.105, 116.
67. Долгополов С.И. Доклад в Екатеринодарскую городскую думу по вопросам о введении всеобщего обучения детей школьного возраста в Екатеринодаре. - Екатеринодар, 1915. - С.3-4.
68. Первая всеобщая перепись населения Российской империи.
1897 г. 15. Кубанская область. Б.м.1905. - С.8-9.
69. Македонов Л .В. В горах Кубанского края. Быт и хозяйство жителей нагорной полосы Кубанской области. - Воронеж. 1908. - С.64,65.
70. Отчет начальника Кубанской области. за 1915 год. - Екатеринодар, 1916. - С.96.
71. ГАККФ. 5. Оп.1. Д.4. Л.6, 11.
72. Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1911 год. - Тифлис, 1912. - С.48-49.
73. Обзор Ставропольской губернии за 1910 год. - Ставрополь,
1911. - С.67.
74. Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1914 год. - Тифлис, 1915. - С.16, 128-129.
75. Каталог Екатеринодарского городского музея наглядных школьных пособий им. Н.В.Гоголя. - Екатеринодар, 1915.