Научная статья на тему 'История женского образования в России, как отражение культуры общества'

История женского образования в России, как отражение культуры общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2915
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЖЕНЩИНЫ / ВОСПИТАНИЕ / ДРЕВНЯЯ РУСЬ / ДОМОСТРОЙ / ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЕ В XIX В / HISTORY OF EDUCATION / WOMEN / EDUCATION / ANCIENT RUSSIA / DOMOSTROY / PETER EDUCATIONAL REFORM / REFORM OF CATHERINE II / REFORM EDUCATION IN THE XIX CENTURY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елонова Ю. С.

Раскрывается история женского образования в России начиная с Древней Руси до XIX в. Реформы и традиции женского образования соотносятся с развитием культуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FEMALE FORMATION IN RUSSIA, AS REFLECTION OF CULTURE OF A SOCIETY

This article reveals the history of women's education in Russia, from ancient Rus to the XIX century. Reform and tradition of female education are correlated with the development of culture in society as a whole.

Текст научной работы на тему «История женского образования в России, как отражение культуры общества»

рования психолого-педагогической компетентности будущего юриста в высшей школе: проблемное обучение, метод проектов, конструктивная педагогика, интенсивное информатизированное обучение, коммуникационные и информационные, дистанционные технологии и др.;

♦ педагогические условия: организационная целостность психолого-педагогической профессиональной подготовки; психолого-педагогическое сопровождение подготовки; содержательно-профилирующая и практико-ориентированная направленность подготовки;

♦ критерии и показатели сформированности психолого-педагогических компетенций будущих юристов: когнитивный, оценочный, эмоциональный и поведенческий;

♦ уровневые этапы формирования психолого-педагогических компетенций: начальный, удовлетворительный, успешный;

♦ результат: сформированная за заданном уровне психолого-педагогическая компетентность юриста.

Литература

1. Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Бо-лонский процесс: обобщение отечественной и зарубежной практики. М.: Дашков и Ко, 2007.

2. Тенденции модернизации высшего образования. Новосибирск: Сибирский гос. ун-т телекоммуникаций и информатики, 2006. 98 с.

3. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. М.: Высшая школа, 2004.

ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Ю.С. ЕЛОНОВА,

аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: alex_elonova@mail.ru Рецензент: доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней

Аннотация. Раскрывается история женского образования в России начиная с Древней Руси до XIX в. Реформы и традиции женского образования соотносятся с развитием культуры общества.

Ключевые слова: история образования, женщины, воспитание, Древняя Русь, Домострой, петровские реформы образования, реформы Екатерины II, реформы образование в XIX в.

HISTORY OF FEMALE FORMATION IN RUSSIA, AS REFLECTION OF CULTURE OF A SOCIETY

YU.S. ELONOVA,

the post-graduate student of chair of pedagogics and psychology of the Russian international academy of tourism

Annotation. This article reveals the history of women's education in Russia, from ancient Rus to the XIX century. Reform and tradition of female education are correlated with the development of culture in society as a whole.

Keywords: history of education, women, education, Ancient Russia, Domostroy, Peter educational reform, reform of Catherine II, reform education in the XIX century.

Судьба XXI в. — в руках образованных женщин. Именно женщины сегодня составляют половину выпускников высших профессиональных образовательных учреждений. Они играют все большую роль в разных областях экономики, политики и бизнеса. В российском высшем образовании более половины сотрудников (55%) составляют женщины, примерно такое же гендерное соотношение в культурной и социальной сферах, а также в здравоохранении. Уверенные позиции занимают женщины и в науке — 28% общего количества кандидатов наук и 13% докторов наук [6, с. 34]. В наше время всеобщее женское образование привычно, однако так было не всегда.

Традиционно, начиная с древнейших государств, система обучения считалась привилегией, доступной только мальчикам. На протяжении многих веков и практически во всех странах мужчина считался носителем культуры и образования. Уделом девочек было домашнее хозяйство, а в сфере воспитания им были доступны лишь освоение необходимых ремесел и социальных норм, в основном запретительного характера. Однако на Руси матери в воспитании детей была огромна, существовало даже выражение «матерой» — хорошо воспитанный матерью [1].

Первое упоминание об обучении девочек в Древней Руси относится к XI в. В 1086 г. Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят» [2, с. 18]. Согласно летописи, первая школа на Руси, предназначенная для мальчиков, была открыта в Новгороде 1030 г. [3]. В Суздале в XII в. также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но и женщин-мирянок. Это значительная веха в истории образования, так как и на

Руси, и в средневековой Европе система обучения была тесно связана с церковью, а церковь того периода, в X—XIII вв., ассоциировалась с центром культуры. Существовала даже поговорка: «Монастырь без библиотеки все равно, что крепость без оружия». Принято считать, что обучение на Руси традиционно было делом семейным. Дети не ходили в школу, а занимались с домашним учителем — мастером грамоты, нанятым за мзду. Однако невозможно отрицать просветительскую роль церкви в деле обучения, причем и мальчиков, и девочек.

К сожалению, об обучении наших предков в период тождественный европейскому Средневековью мало сведений, а имеющиеся противоречивы, из них можно сделать выводы как о высокой культуре и уровне грамотности, так и обратный. В первой половине XVI в. митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам — «отрокам и девицам». Однако по заключению стоглавого собора в середине XVI в. культура и образование на Руси находились в состоянии упадка. Свидетельством этому бедственному положению является «Домостой, или обрядник всего, что делать и как жить». Эта книга была «собрана от разных авторов», а редакция ее приписывается сподвижнику Ивана Грозного попу Сильвестру. Домострой содержал рекомендации на все случаи жизни, объединяя такие темы, как общение в семье, воспитание детей, ведение хозяйства, проведение досуга.

Из Домостроя мы узнаем, что русская культура того времени была замкнутой, сугубо мужской. Женщины к общественной и тем более политической жизни не допускались. Они жили на отдельной половине дома, откуда почти не выходили, так как считались «существами нечистыми и тринадцать раз опасными», а «чем женщина моложе и красивее, тем больше от нее исходит опасности и, стало быть, ее нужно держать взаперти» [5]. Культурологи полагают, что отношение к женщине является своеобразным маркером цивилизованности общества. И это действительно так, оказывается все, что делают мужчины, они делают для женщин. Установление замкнутой культуры в XVI в. привело к тому, что мужчины перестали изучать и соблюдать нормы приличия, не стреми-

лись учиться и продвигаться в науках — в обществе царили дикие патриархальные нравы, и это в то время, когда в Европе процветала культура рыцарства и куртуазных отношений. Бедственное положение русского общества того периода можно объяснить пренебрежением к красоте. Это и неприятие идеалов светского поведения, этикета, связанное с отсутствием светской культуры, просто невозможной в сугубо мужском коллективе, и признание красоты греховной, приведшее к исключению женщин из культурной сферы.

Переломить затворнические нравы удалось Петру I, чьи просветительские реформы были направлены в том числе на разрушение сугубо мужской, затворнической культуры и введение светских канонов обращения. Благодаря его деятельности внешняя красота была признана достоинством, а женщины заняли определенное место в культурной жизни общества. Эта веха культуры нашла свое отражение в книге «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению», которая была издана в 1717 г. В книге закреплялись нормы светского поведения, адресованные юношеству, однако последние главы были обращены к «девицам». Реформы Петра I значительно продвинули женское образование. В дворянские семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным языкам, танцам, музыке, гувернанток и бонн для обучения светским манерам, рукоделию. Встречались единичные школы, где обучали и девочек: в Прибалтийском крае, в Москве при лютеранской церкви (с 1694 г.) и Петербурге при церкви Св. Петра (с 1703 г.); это были смешанные школы для детей иностранцев. Появились и частные школы, где девочек обучали «для домашнего обихода» чтению, иногда и письму. Среди указов Петра I один, от 1724 г., касался вопросов обучения девочек. В указе монахиням предписывалось воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек сверх того прядению, шитью и другим мастерствам [1].

Во второй половине XVIII в. для девочек из привилегированных семей стали создавать частные пансионы, большинство которых содержали иностранцы, преимущественно французы и француженки, к сожалению, нередко это были малообразованные, невежественные люди, приехав-

шие в Россию за легкой наживой. Как правило, пансионы предназначались для детей одного пола и лишь в некоторых случаях мальчики и девочки обучались вместе. Большинство пансионов находились в Москве и Петербурге. Курс обучения определялся содержателем, нередко он включал весьма поверхностное владение иностранным языком. И все же несмотря на открытие отдельных частных пансионов, образование женщин оставалось преимущественно домашним, считалось делом и инициативой семьи, заботой родителей, вынужденных пользоваться услугами часто невежественных иностранцев. Указ 1755 г., запрещавший иностранцам, не выдержавшим специальный экзамен, обучать детей, остался на бумаге. Такое состояние образования вызвало к жизни еще одну проблему — подготовку собственных педагогических кадров, что могло решить еще одну задачу, обсуждавшуюся в то время европейскими педагогами — преподавание на родном языке хотя бы на начальном уровне образования.

Ответом на социальные вызовы стала образовательная реформа Екатерины II. Ее идея воспитания «новой породы людей» привела к учреждению особых учебных заведений для женщин. Идеологом и воплотителем екатерининских реформ был И.И. Бецкой. Стремление воспитать «новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям», привело к созданию закрытого учебного заведения для девочек — воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт) в 1764 г. в Петербурге. Девочки поступали в институт в возрасте 5—6 лет и оставались там в изоляции от среды, которая могла на них плохо, «развращающе» повлиять, на протяжении 12 лет. Смольный институт вошел в историю мировой педагогики как образчик женского и педагогического образования. По замыслу И.И. Бецкова, он был разделен на две половины: Николаевскую и Александровскую. На Николаевской половине обучались дочери богатых дворян и высших офицеров, а на Александровской учились дети обедневших дворян, младших офицеров и священнослужителей. При Смольном институте было соз-

дано мещанское отделение, которое ставило целью дать девушкам профессию учительницы или воспитательницы. Выпускницы Смольного распространяли просветительские идеи в массы. Благодаря Смольному в нашем сознании учительница ассоциируется с женщиной, а педагогическая профессия в России стала одной из первых, доступных дамам. Подспудно была решена еще одна задача, вытеснения с рынка образовательных услуг необразованных иностранцев. Школьная реформа 1804 г. несмотря на показанный либерализм обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования [7].

В середине XIX в. традиционное среднее женское образование пришло в противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские мыслители К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, ее косность, узко сословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность [4].

Под влиянием общественного движения в России в 1860-е гг. несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 1860-х гг. Россия стояла на первом месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей. В те годы все активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 г. был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девочек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось крайне мало. В 1863 г. во всех низших учебных заведениях обучалось 708 018 мальчиков и 157 833 девочек [1].

Под давлением требований демократической общественности Министерство народного просвещения вынуждено было признать необходимость открытия хотя бы в губернских городах таких женских учебных заведений, которые приближались бы по характеру и уровню образования к обычным гимназиям. В 1856 г., приступая к подготовке школьной реформы, царское правительство предложило попечителям учебных округов представить свои соображения по этому вопросу. Однако реформа женского образования встретила сопротивление со стороны представителей консервативных кругов, полагавших, что старая система закрытых сословных воспитательных учреждений обеспечивает родителям «уверенность, что их дочери будут встречаться в школе с равными им и что на их успехи, приемы, поведение и манеры будет обращено особое внимание» [3].

В 1858 г. в Петербурге было открыло первое женское училище для приходящих учениц, названное мариинским (по имени императрицы Марии Федоровны). В училище принимались девочки от 9 до 13 лет всех сословий, за исключением крепостных. Однако большинство поступивших принадлежало к господствующим классам. В том же году открылись еще три мариин-ских женских училища в Петербурге, одно — в Твери, а через год — в Вышнем Волочке и Саратове. Всего до конца века было открыто 31 училище, из них шесть — в Москве, 11 — в Петербурге, остальные — в западных губерниях [7]. В 1860 г. при Петербургском мариинском училище был открыт педагогический 1-годичный класс, через три года преобразованный в 2-годичные педагогические курсы для подготовки учительниц и воспитательниц. Курсы имели два отделения: естественно-математическое и гуманитарное. Чтобы придать единое направление учебной работе и оградить учащихся от «опасных влияний», Министерство подготовило и утвердило в 1874 г. учебные планы и программы. Это были первые общегосударственные программы для женских гимназий и прогимназий. По новому учебному плану в курс обучения включалась алгебра, а в число необязательных предметов — педагогика, не предусмотренная ранее Положением. В качестве необязательных предметов вво-

дились также древние языки, однако они преподавались лишь в девяти женских гимназиях.

В 1880—1890-х гг. в России появились первые высшие профессиональные учебные заведения для женщин, и это знаменовало новую эру в истории и культуры, и образования.

Литература

1. Зинченко Н.Е. Женское образование в России: Исторические очерки. СПб., 1901.

2. Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли: хрестоматия: в 2 ч. Самара: СамарГУ, 2005,2006,.

3. История образования и педагогической мысли / под ред. А.И. Пискунова. М.: Сфера, 2006.

4. Константинов В.М., Недосекина И.Б. У истоков женского образования в России // Высшее образование в России. 1992. № 4.

5. Пономарева А.А. Становление системы тендерного женского образования в России в период с конца XVII до начала XX века: автореф. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.

6. Попкова Л.Н., Тартаковская И.Н. Профессиональные стратегии менеджеров среднего звена (гендерный аспект) // СоЦис. 2011. № 7. С. 34.

7. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т.1, 2.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

О.В. НЕХВЯДОВИЧ,

учитель математики МОУ «Клишинская ООШ» Волоколамского р-на Московской обл.,

аспирант ГОУ «Педагогическая академия» Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: olganehvydovich@mail.ru Научный руководитель и рецензент: доктор педагогических наук, профессор Кальней В.А.

Аннотация. Отражен современный подход к анализу учебного процесса. Представлен опыт применения учителем шаблона, выполненного с помощью приложения MiCTosoft 0ffice-2007 — электронные таблицы Excel, который позволяет учителю составлять банк данных статистической отчетности для анализа учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: анализ учебно-воспитательного процесса, аналитическая деятельность учителя-предметника, MiCTosoft 0ffice-2007 — электронные таблицы Excel, графики, диаграммы.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN ANALYTICAL ACTIVITY OF THE TEACHER

O.V. NEKHVYADOVICH,

mathematics teacher MOU «Klishinsky OOSH» to Volokolamsk r thow Moscow region,

post-graduate student GOU «Pedagogical academy»

Annotation. Article reflects the modern approach to the analysis of educational process. In article experience of application by the teacher of the template executed by means of appendix Microsoft Office-2007 — spreadsheets Excel which allows the teacher to make a databank of the statistical reporting for the analysis of teaching and educational process is presented.

Keywords: the analysis of teaching and educational process, analytical activity of the teacher, Microsoft Of-fice-2007 — spreadsheets Excel, schedules, diagrams.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.