УДК 329.12:37(44)
Особенности развития женского либерального движения во Франции в сфере образования в 60-х гг. XIX - начале XX в.
Королева Т.В. канд. ист. наук
Прослеживается развитие женского либерального движения за организацию равного образования полов во Франции второй половины XIX - начала XX в с учетом влияния внешних и внутренних факторов развития французского общества, напрямую влияющих на генезис движения. Рассматриваются цели движения, методы борьбы, способы мобилизации ресурсов, выявляются фазы его развития и характерные черты, оценивается результативность.
Ключевые слова: женское либеральное движение, феминизм, суфражизм, «социальный феминизм», женское образование.
Features of development of a liberal women’s movement in educational sphere in France in 60-s of XIX-th century - beginning of the XX-th century
Koroleva T.V.
Development of liberal women's movement for the organization of equal education in France in second half of XIX-th - the beginning of XX-th century is traced in article, taking into account influence of external and internal factors of development of the French society, directly influencing movement genesis. The movement purposes, struggle methods, ways of mobilization of resources are considered, phases of its development and characteristic features come to light, productivity is estimated, its character is defined.
Keywords: liberal women's movement, feminism, women's suffrage, «social feminism», women's education.
Феномен женского движения как общественной силы, добивающейся равноправия мужчин и женщин в различных сферах, возник во Франции во время Великой французской революции. Первый опыт борьбы и опыт презентации своих интересов французские женщины приобрели в это же время, намного раньше, чем в других странах. Были организованы различные женские клубы, союзы, которые добивались от правительства улучшения положения женщин. Вместе с тем эти идеи и теории в конечном счете принесли больше пользы в других странах Европы, где они активно воплощались в жизнь.
Значительная часть представительниц французского либерального женского движения выдвигала весьма умеренные требования. Например, очень долгое время они исключали из своих программ требование равных политических прав для обоих полов, предпочитая решать социальные вопросы и проблему изменения системы женского образования. Активно действуя в этом направлении, добивались принятия законов, осуществляли практические шаги по организации женских школ и курсов.
Во многом благодаря успехам женского движения XIX век стал поворотной эпохой в женском образовании. Во Франции у женщин, кроме закрытого монастырского или частного образования, появилась возможность получать общее светское образование.
Но даже в этой сфере достижения женского движения во Франции были менее значительными по сравнению с другими странами. Проведенное исследование позволит ответить
на вопрос: почему, имея такие традиции и готовые к воплощению в жизнь идеи, женское движение во Франции действовало менее эффективно, отталкивая наиболее передовые требования необходимости введения эквивалентного совместного обучения для обоих полов?
Хронологические рамки развития женского движения за образование можно определить периодом с конца 60-х гг. XIX в., когда возникло организованное феминистское движение, которое выдвинуло вопрос о необходимости изменения системы женского образования, и до 1924 г., когда, с одной стороны, женскому движению удалось реализовать ряд поставленных целей (был принят закон 1924 г., вводивший для части женщин идентичное с мужским образование), а с другой стороны, женское движение перестало быть массовым и большинство организаций прекратили свое существование.
Как уже было сказано выше, женское движение за образование во Франции как организованное общественно-политическое явление возникло только в конце 60-х гг. XIX века. До этого периода оно развивалось циклично и совпадало с общими циклами протеста населения. Каждая новая фаза развития движения начиналась под непосредственным влиянием революционных потрясений 1789, 1830 и 1848 гг. После революций наступал период реакции, прямого подавления женского движения и запрета женских обществ. Республиканский тип правления менялся на монархический, происходило ограничение гражданских свобод и усиление позиций антидемократических сил, поддерживающих реак-
цию, в частности позиций католической церкви, которая проводила целенаправленную политику распространения и усиления своего влияния на женщин через установление контроля за женским образованием.
Католическая церковь закрепляла в общественном сознании важность для общества «естественных функций», предназначенных для женщин: быть женой, матерью и истовой католичкой. Эта пропаганда и политика церкви имели большой успех во Франции. Подавляющая часть женского населения, отвергая пугавшие их попытки разрушения традиционного образа женщины, предпринимавшиеся женщи-нами-радикалами во время революций, выступала против идеи эмансипации и равноправия полов, поддерживала религиозные ценности и политику католической церкви, направленную на сохранение контроля над женским образованием. Эта политика поддерживалась государством, апеллирующим к религии как к фактору стабилизации общества, поэтому большая часть женщин в 1 пол. XIX в. получали образование в клерикальных учебных заведениях.
Практика прямого подавления женского движения, которую использовало правительство в первый период развития движения, способствовала формированию среди участников движения осторожного отношения к насильственным формам коллективных действий. Боязнь репрессий способствовала четкой установке на мирный, реформаторский способ решения выдвинутых задач и предопределила умеренный характер развития женского движения в следующий период.
Глобальные трансформации в жизни французского общества во 2 пол. XIX -нач. XX в.: бурное развитие массового производства, рост женского труда, постепенное изменение политического режима от консервативной республики (с преобладающим влиянием церкви) к демократической (с разрешением всех гражданских свобод), процесс либерализации политической системы, - в совокупности позволили женскому движению перейти на качественно новый уровень развития.
Женское движение 1868-1914 гг. стало политическим субъектом, ориентированным на стратегическую деятельность. Каждое направление движения имело четко сформулированные цели, для достижения которых создавались организации со структурой ролей, норм и правил поведения. Женское движение в этот период прошло несколько фаз развития, специфика которых определялась внешними факторами.
С 1860 г. по 1900 г. движение находилось в фазе организации (формализации).1 Были обозначены его основные цели. Стратегия и тактика разрабатывалась лидерами исходя из реальной расстановки сил на политической арене, благодаря чему движение приобрело рациональный характер.
Особенность либерально-демократического направления женского движения заключалась в том, что его представители признавали существующий строй и основные принципы общественного устройства с его ценностями и считали, что равноправия женщин и мужчин во всех областях (политической, экономической, социальной и культурной) можно достичь традиционным путем парламентских реформ. Они предполагали, что в результате изменения законов женщины смогут на равных соперничать с мужчинами в сфере образования и трудоустройства.
Представительницы этого направления опирались на классическую либеральную доктрину, согласно которой все люди равны перед законом и должны иметь равные права на защиту государством гражданских свобод. Поэтому либеральные феминистки выступали за предоставление женщинам права на образование и труд, за полное равноправие с мужчинами в гражданских правах и за возможность участвовать в политической жизни общества. Завоевание права на образование они считали главным условием женской эмансипации.
Основным содержанием политической
жизни этого времени был антиклерикализм, поэтому женское движение выступало вместе с республиканцами за выведение женского образование из-под контроля церкви и допуск женщин к начальному, среднему и высшему образованию.
Сильное влияние традиционных ценностных установок и опыта предыдущего периода способствовало исключению радикальных
требований из тактических целей большинства групп феминистского движения. Это привело к тому, что женское движение этого периода концентрировалось на достижении только двух основных целей. Во-первых, получения доступа к общему образованию, поддерживая при этом государственную модель женского образования, которая была направлена на «подготовку образованных жен и матерей», а не на развитие женской личности; во-вторых, получение возможности для одиноких женщин работать по полученной специальности. «Радикальные требования» создания идентичного смешанного образования для обоих полов и организации профессионального женского образования не получили поддержки среди большинства либеральных женских обществ.
Для воплощения в жизнь намеченных целей представители этого направления использовали только легальные формы коллективных действий: подачу петиций, привлечение на свою сторону депутатов, формирование из них групп давления на законодательные инициативы и политику, проведение пропагандистских кампаний для популяризации идей, влияние на общественное мнение через свои издания и акции.
В социальном составе большинства направлений движения преобладали женщины
средних классов. Обеспеченные представительницы среднего слоя выступали в роли организаторов, финансировали развитие обществ, издание газет, проведение кампаний и конференций. Образованные, но более бедные женщины составляли основную часть участников. Женщины-аристократки в движении практически не участвовали, так как были подвержены влиянию церкви, и поэтому направляли свои усилия на различные благотворительные проекты. В этот период сложилась традиция мужского феминизма. Мужчины-республиканцы, используя административные и информационные ресурсы, способствовали продвижению идей женского равноправия в сфере образования.
В результате успешной мобилизации ресурсов в этот период женскому либеральному движению удалось добиться решения выдвинутых задач.
Раньше других удалось решить проблему с формальным доступом к высшему образованию. Благодаря активным действиям и петициям Жюли-Виктуар Добье, Эммы Шеню и Мадлен Брэ, а также поддержке министра просвещения В. Дюрюи и императрицы Евгении в 1866 г. было опубликовано постановление, согласно которому женщины могли сдавать экзамены на степень бакалавра в высших учебных заведениях. Через год вышло специальное постановление, разрешавшее прием женщин на все факультеты всех вузов, кроме теологического, с правом получения той же ученой степени, что и для мужчин (бакалавра, кандидата наук, доктора наук и агреже (ученое звание, примерно соответствующее кандидату наук) на факультетах права, медицинском и фармацевтическом).2 Однако это постановление носило двоякий характер. С одной стороны, оно разрешало женщинам получать высшее образование, но, с другой стороны, не обязывало университеты допускать женщин до занятий и до экзаменов. По этой причине многие высшие учебные заведения не принимали женщин в качестве слушательниц.
Оставалась нерешенной проблема среднего образования. Высшее образование могло оказаться только иллюзией, так как отсутствовали необходимые подготовительные учреждения начального и среднего звена, а монастырского образования было явно недостаточно для поступления в университеты. Поэтому до конца 1880 г. высшее образование для большинства француженок существовало dе jure, но не de facto.
В рамках республиканских образовательных реформ 16 июня 1881 г. был принят закон, которым вводилось бесплатное начальное образование для детей обоих полов на всей территории Франции.
В этом же законе регулировался учительский труд в начальных школах. В публичных и
частных школах для мальчиков преподавать могли только учителя мужчины, в школах для девочек и в смешанных - учителя женщины. На учительские места могли претендовать только те, кто получил выданное государством «свидетельство о сдаче учительского экзамена». В публичных школах все конгрегационные преподаватели должны были быть заменены светскими. Этот закон значительно ограничил влияние церкви на начальное образование.
28 марта 1882 г. был принят второй закон, который вводил обязательное начальное образование для детей обоих полов в возрасте с 6 до 13 лет или с 11 лет при сдаче специального вступительного экзамена. По этому закону «каждая община должна была содержать при поддержке государства одну смешанную школу для детей обоих полов, если в общине насчитывалось больше 500 душ, то одну школу
3
для мальчиков и одну школу для девочек».
Однако требовалось привести начальное образование в систему, обозначить его ступени, определить программы обучения на каждой из них, экзаменационные дисциплины и свидетельства. Для решения этих вопросов 25 января 1887 г. была назначена комиссия под председательством Ж. Симона, куда вошли все сторонники женского образования: О. Греар, Ф. Бюиссон, Ф. Пеко и многие др. Результатом работы комиссии стал закон от 30 октября 1886 г., который систематизировал женское начальное образование. Этот закон устанавливал два типа начальных школ: публичные (общественные), которые должны были содержаться на средства департаментов или коммун, и частные, организованные частными лицами, ассоциациями или религиозными ор-ганизациями.4
Таким образом, в ходе реформ 1880-х гг. женщины во Франции получили доступ к бесплатному светскому начальному образованию.
Параллельно с реформой начального женского образования в этот период решался вопрос реформирования системы среднего женского образования.
16 декабря 1880 г. закон об основании открытых женских школ был принят, а 21 декабря обнародован. Разработка модели среднего женского образования была поручена Высшему Совету Народного Образования, который в дополнение к закону утвердил два декрета.
Декрет от 28 июля 1881 г. регулировал условия создания средних учебных заведений и в ст.1. определял, что «публичное среднее образование девушки могут получить в государственных лицеях или в колледжах, организованных коммунами». Ст. 15 определяла, что «учащиеся должны сдавать выпускной экзамен не публичный, а внутренний, комиссии, состоящей из директрисы и двух профессоров».5
Декрет от 14 января 1882 г. был посвящен организации работы и программам средних учебных заведений для девочек.
Программа обучения в средних заведениях для девушек отличалась от программы мужских лицеев, она была более «легкой» по содержанию и дополнена введением предметов, направленных на «сохранение женственности» (рисунок, музыка, вокал). Срок обучения составлял 5 лет и был разделен на два периода. Первый их них - законченный - продолжался 3 года. Заканчивался этот период вручением «свидетельства о среднем образовании» («certificat d’études secondaire»). Дополнительный двухгодичный период обучения вводился для желающих более углубленно изучить предметы и подготовиться для поступления в учительскую семинарию.
Итоговым документом об окончании второго периода являлся не диплом о присуждении степени бакалавра (как в мужских лицеях), а «диплом об окончании среднего обучения» («diplôme de fin d’études secondaire»).6
Получение «диплома» не давало выпускницам средних учебных заведений никаких преимуществ при устройстве на работу. Одной из причин того, что диплом о среднем образовании мало котировался на рынке труда, было то, что для его получения было достаточно сдать внутренний выпускной экзамен. Сдаваемый без публичного контроля, принимаемый только преподавателями лицея этот экзамен был хорошей гарантией отсутствия сюрпризов на экзамене, но совершенно не показывал реальных знаний выпускниц, в то время как экзамены, сдаваемые по окончании мужских лицеев, принимались департаментским жюри и давали представление о степени подготовки выпускников.
Реформируя среднее женское образование, государство проводило политику, направленную на сохранение традиционной гендерной системы французского общества. Допустив женщин к среднему образованию, оно продолжало контролировать учебный процесс и программы, которые в корне различались для мальчиков и девочек. Открывая подобные заведения, французы преследовали одну единственную цель: подготовить женщин к тому, чтобы они стали образованными матерями. «Всякая ученость, могущая напомнить «femmes savants» («ученую женщину»), была в них отброшена в сторону».7
Реформирование системы женского образования не привело к изменению традиционной роли женщины в обществе, а наоборот, способствовало закреплению традиционной гендерной системы.
Поэтому, несмотря на то, что движение реализовало выдвинутые цели и задачи, влиятельным фактором в политической жизни Франции оно не стало.
Одним из источников слабости французского женского движения в этот период были его внутренние разногласия. Движение состояло из различных групп и направлений, которые не смогли выработать общую тактику и методы борьбы из-за несогласованности целей и задач. Каждая группа добивалась реализации своих программных установок, либо совсем игнорируя инициативы других феминистских групп, либо принимая в них незначительное участие. В основном, все феминистские организации осуществляли свою деятельность в Париже или в столицах крупных промышленных департаментов. В остальных областях страны все еще придерживались патриархальных взглядов на женщину и ее роль в обществе и семье.
Достижением движения было то, что в течение 40 лет оно постоянно добивалось намеченных целей, меняя законодательство, социальную практику и формируя новое отношение к роли женщины в обществе. Появились «новые женщины», демонстрировавшие отличный от общепринятого тип поведения, который изменял традиционные гендерные стереотипы . Эти женщины получали не только начальное и среднее, но и высшее образование, осваивали «мужские» профессии, опровергая своим поведением атрибутированность для женщины только домашней сферы. Отношение к ним общества во многом способствовало рекрутированию новых членов для женского движения. Пытаясь реализовать возможность работать по полученной специальности, многие женщины были вынуждены сотрудничать с феминистскими организациями для достижения своих целей, так как их индивидуальные усилия не увенчались успехом. Так, первые контакты М. Пельтье (в последствии одной из лидеров суфражистского движения) с феминистским движением начались после того, как ей отказали в назначении в госпиталь на том основании, что она -женщина. Ж. Шовен (одна из первых женщин-адвокатов, боровшаяся за равные гражданские права) оказалась вовлечена в женское движение, желая завоевать право на адвокатскую практику. М. Бонневиаль, желая восстановить диплом учителя, аннулированный из-за ее участия в Коммуне, стала сотрудничать с буржуазными женскими обществами. Опыт сотрудничества с феминистскими организациями, опыт достижения поставленной цели путем коллективных действий, опыт общественной деятельности сделал их активными участниками женского движения. Участницы женского движения самостоятельно принимали решения, разрабатывали стратегию и тактику, писали теоретические труды. Эти социальные инновации служили примером для остальных и способствовали вхождению женщин в публичную сферу, свидетельствовали об окончании фазы формализации движения.
Государственная политика в сфере женского образования (начального, среднего, профессионального и высшего) в 1860-1900 гг. носила ярко выраженный антиклерикальный характер. При подготовке реформ 1880-1890 гг. мужчины, лидеры движения, убежденные республиканцы, руководствовались целью изменить систему женского образования не для организации гендерно согласованного воспитания обоих полов, а для ограничения влияния церкви, для торжества идей демократии и упрочения республики. Идеология и инициативы женского движения в этой сфере использовались государством как один из ресурсов для решения проблемы. Идеи женского движения были усвоены, изменены и адаптированы в соответствии с потребностями государства ввести во Франции светское женское образование.
Реформируя женское образование, государство проводило целенаправленную политику закрепления традиционной гендерной системы французского общества. Допустив женщин к начальному, среднему, профессиональному и высшему образованию, оно постоянно делало акцент на том, что это необходимо для укрепления семьи. Кроме того, исходя из посыла о разном предназначении мужчин и женщин, государство стремилось разделить женское и мужское образование.
Изменения в социокультурной жизни французского общества в кон. XIX - нач. XX вв. способствовали появлению новых правил и рефлексий, изменению традиционных взглядов и установок. Постепенно, благодаря действиям феминистских обществ, а главное, обсуждению в прессе и литературным дискуссиям, доктрина о равноправии полов вышла из узких рамок замкнутых, малочисленных обществ. Многие люди перестали считать, что женское движение - это выступления отдельных эксцентричных особ, недовольных жизнью. Образованная часть общества на этом этапе стала воспринимать проблему эмансипации как серьезный вопрос, достойный рассмотрения и решения.
Это способствовало переходу движения в фазу институционализации (по классификации У. Геттиса). Произошло изменение ценностей-целей женского движения. Во Франции объединительной силой женского движения стало умеренное, близкое к консервативному движение «социального феминизма», а не суфражизм, как это было в других странах. Представители этого течения приоритетным считали движение за реформу общественной морали. Завоевание прав рассматривалось ими как способ улучшения качества жизни женщин в рамках существующих гендерных конвенций. Переход к решению социальных проблем способствовал мобилизации ресурсов, за счет чего произошло пополнение состава участников движения. В него вошли
женщины среднего класса, придерживающиеся умеренных взглядов, отрицавшие радикальные теории эмансипации, но готовые бороться за изменение законов для улучшения морали и нравственности общества. Аристократки и убежденные католички тоже стали принимать участие в акциях, так как благотворительность, помощь проституткам, просвещение народа были частью обязанностей добропорядочной христианки. Соответствие целей движения ценностям, распространенным в обществе, привело к росту мобилизационного потенциала и переходу движения в разряд массовых. По количеству членов Совет был одним из крупнейших женских объединений во Франции того периода. Его численный состав с 1901 г. по 1914 г. вырос с 21000 до 100000 человек.8 Таким образом, социальное направление женского движения получило широкое распространение во Франции и стало одной из наиболее влиятельных сил в женском движении, определяя его отношение к тем или иным проблемам общественной жизни и умеренный характер развития французского женского движения в целом.
В начале XX в. женское движение в европейских странах обратилось к проблеме введения совместного обучения полов. Во Франции направление женского движения за совместное обучение полов практически не получило развития. Одна из самых влиятельных организаций Национальный Совет Французских Женщин не только решение, но даже рассмотрение этого вопроса считала преждевременным, так как материнство по-прежнему определялось как главное предназначение женщины, а совместное обучение могло увести женщину от выполнения обязанностей матери и супруги. Распространению этих взглядов способствовал демографический кризис.
Не сложилось в этот период широкого либерального женского движения за изменение системы профессионального женского образования. Отдельные выступления были инициативой либо частных лиц, либо профсоюзных учительских организаций, так как, во-первых, требование права на профессиональное образование вступало в конфликт с традиционной системой ценностей и с католической доктриной, которую поддерживало большинство женщин; во-вторых, это требование не соответствовало стратегическим целям либерального женского движения, которое считало приоритетной борьбу за высшее и общее среднее образование, полагая, что низшее и среднее профессиональное образование необходимо больше для работниц, чем для представительниц средних классов.
Поэтому в указанный период женское движение концентрировалось на борьбе за реформирование среднего образования таким образом, чтобы женщины могли по окончании лицеев и колледжей получать те же степени
бакалавров, что и выпускники мужских лицеев, и поступать в высшие учебные заведения. Решить этот вопрос не удалось, так как государство, основываясь на традиционной системе ценностей, проводило политику, направленную на сохранение существующей системы женского образования.
Главной особенностью развития женского движения с 1900 г. по 1914 г. было появление общенациональных организаций с единой программой и разработанной стратегией, которые стали проводить широкомасштабные пропагандистские кампании и распространять идеи женского равноправия в сфере образования в провинции, открывая региональные секции и представительства.
Начавшаяся в августе 1914 г. первая мировая война способствовала массовому вовлечению женщин в публичную сферу, так как началось массовое проникновение женщин в общественное производство и на административные должности вместо ушедших на фронт мужчин. Во время первой мировой войны французские феминистки и сторонники женской эмансипации верили, что правительство по заслугам оценит участие женщин в общественном производстве и по окончании войны обратит внимание на права женщин.
Действительно, казалось бы, что война должна была привести к социальноэкономическим и политическим изменениям в положении женщин во французском обществе, однако победа досталась Франции слишком тяжело и привела к демографической катастрофе. Поэтому первая мировая война не привела во Франции к принципиальному изменению положения женщин. После окончания войны государство стало проводить целенаправленную политику по восстановлению демобилизованных мужчин на рабочих местах и возвращению женщин «в семью».
В 1919 г. стало ясно, что надежды феминисток на решение женского вопроса не оправдались, большинство женских обществ прекратило свое существование, а оставшиеся поддержали политику государства, направленную на возвращение женщин «в семью», и проекты о введении идентичного среднего образования только для одиноких женщин.
Реформируя систему среднего женского образования в этот период, государство преследовало двойную цель: 1) сохранить для замужних женщин старую систему образованию, направленную на подготовку просвещенных жен и матерей, воспитывающих граждан; 2) организовать новую систему среднего образования преимущественно для одиноких женщин, чтобы они могли, получив степень бака-
лавра, поступить в вузы и стать квалифицированными специалистами, потребность общества в которых была очень высока. Декрет 1924 г. реализовал обе эти цели .9
Таким образом, борьба женского движения во Франции за создание системы идентичного (эквивалентного) образования для представителей обоих полов не увенчалась полным успехом, так как это требование не соответствовало традиционной ценностной системе. Представительницы женского движения -«новые» женщины - воспринимали ценности «новой» системы лишь частично, так как, включая «новые» требования о равноправии полов в свои программы, они продолжали ориентироваться на традиционную систему ценностей, постоянно поддерживая идеи укрепления материнства и семьи.
Таким образом, либеральное женское движение за образование во Франции в 19001924 гг. фазу институционализации прошло лишь частично, так как, с одной стороны, движение приобрело легальный статус, было признано его право на существование, с другой стороны, релевантность его целей не была признана государством в силу усиления гендерных стереотипов и атрибутированности для женщин материнства и замужества как главных ценностей.
Примечания
1 Классификация У. Геттиса, см. подробнее: Здравомыслова Е. Парадигмы западной социологии общественных движений. - СПб., 1993.
2 Charrier E. L’ evolution intellectuel feminine. -Paris, 1931. - P. 144-145.
3 La Loi du 28 mars 1882 // Buisson F. Dictionaire de pedagogie et d’ insruction primaire. - 1882. - Vol. 1. -P. 1. - Р. 1019.
4 Résolutions cocernant les écoles primaries. Résolution de la Comission chargée de la rivision des programmes de l’enseignement primaire oct. 1887 // Mémoires et documents scolaire. - 1888. - № 60. - P. 137-141.
5 Цит по: Coirault G. Les cinquante premieres années de l’enseignement secondaire féminin 18801930. - Paris, 1940. - Р. 39-41.
6 Le Decret du 14 janvier 1882 // Buisson F. Op. Cit. Р. 1025.
7 Французские женские школы // Образование. - 1893. - № 12. - С. 24.
8 Lecler A. Le vote des femmes en France: les causes de l’attitude particuliere a notre pays. - Paris, 1929. - Р. 84.
9 Le Decret du 25 mars 1924 // Journal officiel de la Republique francaise. Lois et Decrets. 29 mars 1924. P. 129.
Королева Татьяна Валерьевна,
ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и культуры,
E-mail: [email protected]