Научная статья на тему 'Женское движение в арабских странах'

Женское движение в арабских странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
права женщин / общественные движения / арабские страны / положение женщины в обществе / права и свободы. / women's rights / social movements / Arab countries / the status of women in society / rights and freedoms.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Блинкова Злата Юрьевна, Казанцева Надежда Алексеевна

В статье рассматривается вопрос о правах женщин в арабских странах, а также существующие здесь, в настоящее время, женские движения, приводится сравнительная характеристика правового положения арабских женщин в обществе. Также мы приходим к выводу о том, что если в настоящее время государство не предпримет меры по усовершенствованию законодательства, то положение араб-ских женщин останется неизменным, без возможности иметь свободное правовое будущее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S MOVEMENT IN ARABIC COUNTRIES

The article discusses the issue of women's rights in Arab countries, as well as women's movements existing here, and provides a comparative description of the legal status of Arab women in society. We also come to the conclusion that if at present the state does not take measures to improve the legislation, the situation of Arab women will remain unchanged, without the possibility of a free legal future

Текст научной работы на тему «Женское движение в арабских странах»

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#22î4â),2©19 / VETERINARY SCIENCES

47

Блинкова Злата Юрьевна

студентка 1 курса, факультет «Агрохимии и защиты растений» Кубанский государственный аграрный университет, Россия, г. Краснодар

Казанцева Надежда Алексеевна студентка 1 курса, факультет «Агрохимии и защиты растений» Кубанский государственный аграрный университет, Россия, г. Краснодар

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10719 ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ

Blinkova Zlata Yurievna

1st year student, Faculty of "Agrochemistry and Plant Protection" Kuban State Agrarian University, Russia, Krasnodar Kazantseva Nadezhda Alekseevna 1st year student, Faculty of "Agrochemistry and Plant Protection" Kuban State Agrarian University, Russia, Krasnodar

WOMEN'S MOVEMENT IN ARABIC COUNTRIES

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о правах женщин в арабских странах, а также существующие здесь, в настоящее время, женские движения, приводится сравнительная характеристика правового положения арабских женщин в обществе. Также мы приходим к выводу о том, что если в настоящее время государство не предпримет меры по усовершенствованию законодательства, то положение арабских женщин останется неизменным, без возможности иметь свободное правовое будущее.

Abstract

The article discusses the issue of women's rights in Arab countries, as well as women's movements existing here, and provides a comparative description of the legal status of Arab women in society. We also come to the conclusion that if at present the state does not take measures to improve the legislation, the situation of Arab women will remain unchanged, without the possibility of a free legal future.

Ключевые слова: права женщин, общественные движения, арабские страны, положение женщины в обществе, права и свободы.

Keywords: women's rights, social movements, Arab countries, the status of women in society, rights and freedoms.

Египет в начале ХХ века стал родиной феминистского движения на Арабском Востоке. Под феминизмом (от лат. femina «женщина») в широком смысле следует понимать — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами. Слово «ниса», что в переводе означает женщина, часто употребляется именно в этом смысле.

Турк отмечает в своей статье, что первая причина - это переворот в способе производства: процесс, который известен под названием "индустриальной революции", повлекший за собой масштабные социальные изменения. Египет был первой арабской страной, вступившей на путь капиталистического развития, обусловившее вовлечение дешевого женского труда в процесс производства. Большую часть женщин, как замужних, так и незамужних, считало свою работу по найму вынужденной и поэтому не стремилось к карьере. [1]

Суфражистки прекратили голодовку только после того, как получили письменное заявление президента Мухаммеда Нагиба, обещавшего соблюсти в конституции права женщин. Временная конституция 1952 г. предоставила всем женщинам, умеющим читать и писать, пассивное избирательное право. 23 июня 1956 г. путем референдума была

утверждена конституция Египетской Республики (при президенте Г.А. Насере), которая впервые в арабском мире предоставила женщинам активное избирательное право (избирать и быть избранными на парламентских выборах) и право занимать государственные должности [2, ст. 19]. Свыше 30 лет женщины Египта вели упорную борьбу за это право. Конституция бросила вызов существовавшему status quo, лишавшему женщин возможности участвовать в политической жизни. [2]

Женщине, которая хочет развестись, нужно было еще доказать факты плохого обращения со стороны мужа (процедура весьма сложная и запутанная, бывало, что женщины по 10 лет ожидали разрешения бракоразводного процесса). Предлагаемые поправки существенно упрощают процедуру развода для женщин. Также в 2000 г. женщины Египта впервые получили паспорта и Верховный суд поддержал право замужних женщин выезжать за границу без согласия и сопровождения супруга (или отца и брата). Активисты движения в защиту прав женщин назвали это решение великой победой. [3]

Также Турк обращает внимание читателей, что 1959 г. в состав парламента вошла адвокат Муфида Абдель Рахман. Она была единственной женщиной среди членов парламентской комиссии, призванной

48

VETERINARY SCIENCES / <<Ш^ШетиМ~^®УГМа1>#22146),2©]]9

разработать проект закона о брачно-семейных отношениях, 10 исходя из предписаний ислама и европейского правительства.

Турк также подчеркивает, благодаря новому закону брачный возраст для девушки наступал с 16 лет, а для молодого человека. Разница в возрасте между женихом и невестой не должна была превышать 15 лет. Для того чтобы взять вторую жену мусульманину надлежало получить разрешение на то от первой жены. В противном случае она имела право на развод. Вводилась обязательная государственная регистрация. [4]

В завершении свою статью хотелось бы словами Турк, которая в своей статье отметила, что в годы правления президента Мубарака(1981—2011) роль женщины в обществе стала постепенно ухудшаться, новый закон1987 года значительно ограничивал их политические права, новые законы также создавали дополнительные трудности для развода по желанию женщины. Вопрос о правах женщин стал разменной монетой: когда выгодно демонстрировать свою «прогрессивность», Хосни Мубарак и его супруга Сюзанна вспоминали о борьбе против женского обрезания в Египте, что позволяло им предстать в позитивном свете перед репортерами из западных стран. В январе 2011г. в Египте произошла революция с требованиями отставки бессменного президента Хосни Мубарака. Причинами массовых акций протеста стало низкое качество жизни, безработица, рост цен на продовольствие, отсутствие свободы слова. Женщины не только страдали от репрессий, как и мужчины, но и от дискриминационных законов. В результате 29 января 2011 года президент Хосни Мубарак, правивший страной 30 лет (с1981 г. пять раз переизбирался на этом посту), ушел в отставку.

С января по ноябрь2011 г. на площади Тахрир, ставшей символом "финиковой революции" женщины всех возрастов, разных социальных слоев и вероисповеданий требовали перемен и настаивали на своем участии в строительстве новой страны. Гендерная структура власти свидетельствует о ее четком "мужском" профиле и, соответственно, о маргинальном положении женщин на политическом Олимпе. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что современные египтянки активно борются за законное признание своих гендер-ных прав как необходимого условия модернизации страны, что представляется оптимистичным на фоне общей ситуации в арабском мире. [5]

Библиографический список:

1. Турк Светлана Нальбиевна, к.ист.наук.стар-ший преподаватель, Научный журнал КубГАУ, №128(04), 2017 года, стр.2;

2. Хоружая Светлана Владимировна, ИСТОРИЯ ФЕМИНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЕГИПТЕ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, Научный журнал КубГАУ, №128(04), 2017 года;

3. Турк Светлана Нальбиевна, ФЕМИНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕГИПТЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ -НАЧАЛЕ XXI В.: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ;

4. Турк Светлана Нальбиевна, ИСТОРИЯ ФЕМИНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЕГИПТЕ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, стр14 (2)

5. Турк Светлана Нальбиевна, ИСТОРИЯ ФЕМИНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЕГИПТЕ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, 23 (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.