Научная статья на тему 'Феминистское движение в Египте во второй половине ХХ - начале ХХI В. : проблемы и перспективы'

Феминистское движение в Египте во второй половине ХХ - начале ХХI В. : проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1027
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / ИСЛАМ / ФЕМИНИЗМ / ВОЛНЫ ФЕМИНИЗМА / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ / САЛАФИТЫ / ЖЕНСКИЙ ВОПРОС / ГЕНДЕРНЫЕ ПРАВА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / ХИДЖАБ / EGYPT / ISLAM / FEMINISM / WAVES OF FEMINISM / VOTING RIGHTS / GENDER ASYMMETRY / REVOLUTION / SALAFIS / FEMALE ISSUE / GENDER RIGHTS / POLITICAL RIGHTS / HIJAB

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турк Светлана Нальбиевна

Актуальность темы связана с активизацией ислама во всем мире, ростом феминизма и усилением «женского фактора» в мировой политике. В условиях глобализации ислам переживает серьезную модернизацию, в том числе по преодолению гендерной асимметрии. В статье на примере Египта рассматривается сложный и противоречивый процесс феминизма в исламском культурном пространстве, анализируется феминизм как идейно-политический феномен движения за равноправие женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The feminist movement in Egypt in the second half of the XX - early XXI centuries: problems and prospects

The relevance of the topic shows Islam strengthening throughout the world, the growth of feminism and "female factor" increasing in world politics. In the context of globalization Islam is undergoing serious modernization, including overcoming gender asymmetry. The article deals with the complex and contradictory process of feminism in the Islamic cultural space. It analyzes feminism as ideological and political phenomenon of the movement for women's equality.

Текст научной работы на тему «Феминистское движение в Египте во второй половине ХХ - начале ХХI В. : проблемы и перспективы»

УДК 94:316.423.6(620)"195/20"

Турк Светлана Нальбиевна

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина

ФЕМИНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕГИПТЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ -НАЧАЛЕ XXI В.: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Turk Svetlana Nalbievna

PhD in History, Senior Lecturer, History and Political Science Subdepartment, I.T. Trubilin Kuban State Agrarian University

THE FEMINIST MOVEMENT IN EGYPT IN THE SECOND HALF OF THE XX - EARLY XXI CENTURIES: PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация:

Актуальность темы связана с активизацией ислама во всем мире, ростом феминизма и усилением «женского фактора» в мировой политике. В условиях глобализации ислам переживает серьезную модернизацию, в том числе по преодолению гендерной асимметрии. В статье на примере Египта рассматривается сложный и противоречивый процесс феминизма в исламском культурном пространстве, анализируется феминизм как идейно-политический феномен движения за равноправие женщин.

Ключевые слова:

Египет, ислам, феминизм, волны феминизма, избирательные права, гендерная асимметрия, революция, салафиты, женский вопрос, гендерные права, политические права, хиджаб.

Summary:

The relevance of the topic shows Islam strengthening throughout the world, the growth of feminism and "female factor" increasing in world politics. In the context of globalization Islam is undergoing serious modernization, including overcoming gender asymmetry. The article deals with the complex and contradictory process of feminism in the Islamic cultural space. It analyzes feminism as ideological and political phenomenon of the movement for women's equality.

Keywords:

Egypt, Islam, feminism, waves of feminism, voting rights, gender asymmetry, revolution, Salafis, female issue, gender rights, political rights, hijab.

Изучение положения мусульманской женщины на примере Египта представляет особый интерес, так как Египет в начале ХХ в. стал родиной феминистского движения на Арабском Востоке. В самом арабском языке нет понятия «феминизм». Слово «ниса», что в переводе означает женщина, часто употребляется именно в этом смысле (относительно других стран). Синонимичный феминизму термин «эмансипация» в арабском языке обозначается двумя терминами: тахрир, который переводится как «освобождение» от чьей-либо зависимости, и суфур, что буквально означает «снятие чадры».

В июле 1952 г. в Египте произошла революция, в результате которой в стране начались демократические преобразования, существенно изменившие политический и социальный облик Египта. Первоочередной задачей египтянок стала борьба за избирательное право. В марте 1954 г. египетская феминистка, писательница, лидер организации «Дочери Нила» (Бинт-ан-Нил) Дория Шафик с 18 другими женщинами вступила в бессрочную голодовку [1, S. 37].

Суфражистки прекратили голодовку только после того, как получили письменное заявление президента Мухаммеда Нагиба, обещавшего соблюсти в конституции права женщин. Временная конституция 1952 г. предоставила всем женщинам, умеющим читать и писать, пассивное избирательное право. 23 июня 1956 г. путем референдума была утверждена конституция Египетской Республики (при президенте Г.А. Насере), которая впервые в арабском мире предоставила женщинам активное избирательное право (избирать и быть избранными на парламентских выборах) и право занимать государственные должности [2, ст. 19]. Свыше 30 лет женщины Египта вели упорную борьбу за это право. Конституция бросила вызов существовавшему status quo, лишавшему женщин возможности участвовать в политической жизни.

Начало 1960-х гг. во всем мире отмечено возникновением второй волны феминизма. Во время правления Насера (1954-1970) образ эмансипированной женщины использовался как эмблема прогресса и просвещения. Формировалась женская политическая элита: появились первые женщины-министры и женщины - депутаты парламента. Высшим законодательным органом Египта стал однопалатный парламент - Национальное собрание (после Садата называлось Народное собрание). В 1957 г. впервые в истории Египта две женщины - Равийя Аттия и Амина Шукри (из 360 парламентариев) стали депутатами Национального собрания (0,5 %). В 1959 г. в состав парламента вошла адвокат Муфида Абдель Рахман. Она была единственной женщиной

среди членов парламентской комиссии, призванной разработать проект закона о брачно-семей-ных отношениях исходя из предписаний ислама и норм современного европейского законодательства. В парламенте 1964 г. было уже 8 женщин среди 360 парламентариев (2,2 %) [3, S. 100— 101]. В 1962 г. впервые в истории Египта женщина Хикмат Абу Саид - профессор социологии Каирского университета стала министром по социальным вопросам в правительстве. Таким образом, женщины вошли во властные структуры [4, p. 210-211].

В период президентства Анвара Садата (1970-1981) отмечен подъем женского движения. В 1979 г. в Египте был принят закон, названный в народе «Закон Джихан» (по имени жены президента), в котором официальному многоженству ставилась некая преграда. Жениться второй раз муж мог только с письменного разрешения первой жены [5]. В Египте лидером второй волны феминизма была, несомненно, Наваль Саадави - социолог, врач и писатель, постоянно поднимавшая «женский вопрос» в своих работах. В 1972 г. Наваль опубликовала книгу под названием «Женщина и секс», в которой выступила против сексизма - дискриминации людей по признаку пола и практики генитального обрезания девочек (она сама подверглась этой процедуре в детстве).

В правление Хосни Мубарака (1981-2011) в 1980-е гг. в стране фараонов началась постепенная исламизация. На улицах стало более заметным влияние ислама: женщины носили одежду, закрывающую лицо, а мужчины не брили бороды [6, с. 101].

Включение арабских стран в процессы глобализации, проникновение в регион информационно-коммуникативных технологий открыли арабским женщинам путь к гендерному равенству. В 2000 г. египетский парламент (Народное собрание) в ходе ожесточенных дебатов принял закон, в соответствии с которым египетские женщины получили право инициировать бракоразводный процесс, мотивировав его несовместимостью характеров и невозможностью дальнейшего совместного проживания (иск должен быть рассмотрен в течение трех месяцев). Это новая юридическая акция получила наименование «hula» - хула, т. е. развод по инициативе жены [7, с. 163]. Правда, в этом случае сохраняется существенная оговорка: женщина должна вернуть махр, т. е. выкуп, который будущий муж в свое время уплатил родителям невесты. Так как появлению закона содействовала жена экс-президента Мубарака, в народе среди недоброжелателей прежнего режима он получил название «Закон Сюзанны Мубарак», по аналогии с законом первой леди Джихан Садат. По старому закону мужчинам предоставлялось одностороннее и безусловное право развода с женой, тогда как женщинам приходилось преодолевать большие трудности, чтобы получить развод через суд и добиться решения об алиментах [8, с. 124].

Женщине, подающей на развод, нужно было еще доказать факты плохого обращения со стороны мужа (процедура весьма сложная и запутанная, бывало, что женщины по 10 лет ожидали разрешения бракоразводной тяжбы). Предлагаемые поправки существенно упрощают процедуру развода для женщин [9]. Также в 2000 г. женщины Египта впервые получили паспорта и Верховный суд поддержал право замужних женщин выезжать за границу без согласия и сопровождения супруга (или отца и брата). Активисты движения в защиту прав женщин назвали это решение великой победой.

«Арабская весна» 2011 г. привела к нарастанию исламистских настроений и принятию новым государством ряда дискриминационных законов. С января по ноябрь 2011 г. на площади Тахрир, ставшей символом «финиковой революции», женщины всех возрастов, разных социальных слоев и вероисповеданий требовали перемен и настаивали на своем участии в строительстве новой страны.

В июне 2014 г. Абдель Фатта эль-Сиси (экс-министр обороны страны) был избран шестым президентом Египта. Интересен тот факт, что на выборах в Египте на избирательных участках были созданы отдельные пункты голосования для женщин. На сегодняшний день в Народном собрании Египта 6 женщин-депутатов (1,3 % от общей численности депутатов). Их голос негромок во время дебатов, они неактивны и едва ли имеют политический вес. В состав правительства Египта входит 1 женщина-министр (2,9 % от общей численности должностных лиц в ранге министра).

Сегодня усиливается влияние cалафитов, которые, апеллируя к исламским ценностям, требуют возвращения общества к первоначальным принципам ислама, вынуждают женщин носить чадру, запрещают им работать вне дома, проводят политику сегрегации полов и деэмансипации. Традиции и ценности Запада, по их мнению, разрушают египетское общество, оказывают на него тлетворное влияние. Многие сторонники исламского фундаментализма видят в попытках освобождения женщины часть «заговора западников» с целью подорвать основы ислама [10, с. 45].

В феврале 2014 г. впервые в истории Египта активистка либеральной партии «Ад-Дустур» («Конституция») Хала Шукралла избрана ее председателем. Она стала не только первой женщиной во главе партии, но и первым представителем коптского (христианского) меньшинства на подобной должности. Хала Шукралла (59 лет) сменила 71-летнего экс главу МАГАТЭ Мухаммада аль-Барадеи в должности председателя Конституционной партии. Аналитики назвали факт избрания

представительницы прекрасного пола на пост председателя партии значимым и даже уникальным событием в истории современного Египта. Решением партийного руководства бывший председатель партии «Ад-Дустур» Мухаммед аль-Барадеи стал ее почетным председателем.

Таким образом, современные египетские феминистки активно борются за законное признание своих гендерных прав как необходимое условие модернизации страны, что представляется оптимистичным на фоне общей ситуации в арабском мире.

Ссылки:

1. Härders C. Frauen und Politik in Ägypten: Untersuchungen zur Situation Ägyptischer Politikerinnen. Hamburg, 1998.

2. Конституция Республики Египет. М., 1956.

3. Härders C. Ор. cit.

4. Ahmed L. Women and Gender in Islam. London, 1992.

5. Неклюдова О. Через тернии к праву на развод [Электронный ресурс] // МК в Египте. 2011. № 15. URL: http://mkegypt.net/semya/956-15-045-2011 (дата обращения: 09.02.2017).

6. Хааг М. История Египта. М., 2009.

7. Шагаль В.Э. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. М., 2001.

8. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы : пер. с англ. М., 2002.

9. Неклюдова О. Указ. соч.

10. Карпачева О.В. Женщина и общество на Востоке: нерелигиозное феминистское движение и «исламский феминизм» в Египте: XX век // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2007. № 2. С. 37-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.