арене. Однако стереотипы, связанные с темой гендерного неравенства, и скептическое отношение к женщине как к лидеру продолжают существовать в различных обществах, что обязывает женщин-политиков противопоставлять себя мужчинам и бороться за место в политической элите, авторитет, доверие, уважение и признание. Кроме того, в условиях преобладания в имидже преимущественно визуальных характеристик важна постоянная демонстрация профессиональных и деловых качеств. В противном случае женщина-лидер может восприниматься лишь как формальное дополнение мужского мира политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Женщины в политике: 2012 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipu.org/pdf/publications/wmnmap12_ru.pdf. - 10.11.2015.
2. Степанова, Н.М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы [Электронный ресурс] / Н.М. Степанова // Женщины в обществе: мифы и реалии. - М., 2001. - С. 185-192. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/175/117/1218/018Stepanova.pdf. - 08.11.2015.
3. Кочкина, Е.В. Женщины во властных структурах за рубежом [Электронный ресурс] / Е.В. Кочкина // Народонаселение. - 2004. - № 1. - С. 57-63. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2004/0159/analit03.php. - 10.11.2015.
УДК 316.35
Т.В. Муслумова, г. Шадринск
Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления
В статье дается определение понятия «феминизм», рассматриваются исторические корни феминизма, его основные этапы и направления, требования феминизма как социально-политической теории, особенности развития феминизма в России.
Феминизм, эмансипация, суфражизм, женское движение, женский вопрос, гендер, права женщин.
T. V. Muslumova, Shadrinsk
Feminism: its Origins, Stages of Development and the Main Movements
The article discusses feminism as a concept and describes the origins of feminism, the main stages of its history, feminist movements, feminism as a socio-political theory, and the peculiarities of its development in Russia.
Keywords: feminism, emancipation, suffragism, feminist movement, women's question, gender, women's
rights
Актуальность исследования феминизма обусловлена тем, что совершенствование общества невозможно без разработки программ, предполагающих практическое равенство мужчин и женщин. Российские женщины составляют большую часть населения, трудового и интеллектуального потенциала страны. ООН причисляет феминологические проблемы к разряду глобальных, и потому настоятельно рекомендуется развивать исследования, посвященные женской проблематике.
Проблемы теории и практики феминизма носят междисциплинарный характер. К ним обращаются представители юриспруденции, психологии, философии, культурологии, политологии, истории, социологии, антропологии, лингвистики и т.д. В нашей стране проблемы феминизма с философских позиций рассматриваются в трудах таких авторов, как Г.А. Брандт, O.A. Воронина, И.А. Жеребкина, Т.А. Клименкова, A.A. Костикова, И.В. Крыкова, Т.А. Ладыкина, Н.ЛПушкарева, Т.А. Рубанцова, Н.С. Юлина и др. В их работах прослеживаются традиции социокультурного подхода к причинам дискриминации женщин в обществе.
В западных исследовательских центрах изучением проблем женщин заняты экономисты, юристы, социологи, психологи, философы, политологи, идеологи феминистского движения, что позволяет обеспечить комплексную научную разработку, дополняемую специальными государственными программами и правительственными ведомствами, следящими за реализацией принимаемых мер. В нашей стране отсутствует подобный комплексный подход, что свидетельствует больше о приверженности к декларациям, чем о желании реального решения женского вопроса и обеспечения социального равенства полов. Имеющиеся исследования по данной проблематике разрозненны, и чаще являются результатом личной инициативы ученого, чем государственным заказом.
Феминизм - это понятие образовано от латинского слова femina - женщина. Существует множество толкований этого термина. В общем смысле феминизм понимается как стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества [6]. Основными содержательными компонентами этого понятия являются: 1) философская теория, рассматривающая вопросы природы женщины, ее места и роли в обществе, характер глобального угнетения женщин; 2) социально-политическая теория, анализирующая неравенство женщин и мужчин, а также пути преодоления дискриминации женщин; 3) социальное движение, направленное на достижение равенства между полами, прежде всего за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни; 4) идеология, выражающая интересы женщин и противостоящая различным антифеминистским теориям и практикам; 5) методология исследований, артикулирующая женский взгляд на мир и систему их ценностей.
Феминистами называют тех, кто, исходя из различных теоретических оснований, осознает подчиненное положение женщин, их низкий социальный статус и поддерживает идею женской эмансипации (лат. emancipatio - освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков).
Дискриминация женщин зародилась в условиях формирования социального неравенства, разделения труда, в патриархатном обществе. Основные принципы патриархатной философской традиции были сформулированы представителями античной философии в 5-4 вв. до н. э. Женское тело рассматривалось как деструктивное природное начало, влияние которого на культуру несет в себе угрозу и должно быть нейтрализовано. На протяжении длительного исторического периода господствовала установка, получившая название мизогинии (женоненавистничества) - исключение женского из рационального философского мышления и из системы организации общественной жизни. Позиция принижения женщины получила дальнейшее развитие в средневековой философии, а в дальнейшем в работах И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Дюркгейма, З. Фрейда и др., выдвигавших идеи женской ограниченности, зависимости от
мужчины, второстепенной роли в обществе, обусловленными биологическими различиями между полами.
История феминизма начинается в эпоху Просвещения, создавшей новую картину мира, в которой важное место принадлежат принципам равенства и свободы человека, а также провозглашается вера в реализацию различных рациональных социальных проектов [2]. Развитие капитализма в Европе, промышленный переворот, повлекший за собой привлечение женщин к общественному производству, и утверждение либерально-демократической идеологии явились важнейшими предпосылками формирования феминизма. Идею о равноправии полов выдвигали французские просветители Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. На разработку идеологии феминизма оказали работы Ж.-А. Кондорсе «О допуске женщин к гражданским правам» (1789) и Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки» (1791г.), Мэри Уолстонкрафт «Защита прав женщин» (1792г.), Теодора фон Гиппеля «Об улучшении гражданского состояния женщин» (1792 г.). В них впервые была высказана мысль о социальных причинах неравенства женщин, о существовании экономических и социальных барьеров утверждения женщины в обществе, доказывалась необходимость предоставить женщинам политические, гражданские и избирательные права и возможность занимать государственные посты.
Феминистский дискурс тесно связан с утопическим социализмом (Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье), рассматривающим отношения между полами как первооснову социальных противоречий. Ш. Фурье считал, что в каждом обществе степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации. На развитие теории феминизма оказали влияние либеральная философия, теория прав человека (Дж. Локк, Д.С. Милль и др.), социалистическая и марксистская идеология, рассмотрение сексуальности в социально-политическом контексте (З. Фрейд, В. Райх, М. Мид, Г. Маркузе, Т. Адорно), идеология молодёжного протеста новых левых, борьба чернокожих за гражданские права, идеи контркультуры и сексуальной революции.
В истории феминистского движения выделяют три этапа, которые называют также три «волны», стремясь подчеркнуть сходство этапов с волнами океана, где «каждая последующая волна приходит за предшественницей и занимает её место, не умаляя значения предыдущей» [7].
Первая волна феминизма приходится на XIX - первую половину XX вв. Основное содержание этого этапа сводится к борьбе за достижение юридического равноправия полов. В этот период большую роль сыграл суфражизм (от английского suffrage - право голоса) - борьба женщин за гражданское право участия в голосовании. Возникнув в Англии, суфражизм позднее получил распространение в США, Германии, Франции и других странах. Первыми избирательное право получили имущие женщины в Новой Зеландии, Австралии, Финляндии, Норвегии, в Дании и Исландии, в России.
Вторая волна феминизма начинается в 60-х годах XX в. - борьба за фактическое равенство женщин и мужчин. Теоретики и практики второй волны подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей, обратили внимание на то, что повседневное насилие и подавление женщин происходит не только в политике, но и в сфере домашних отношений, на работе, в сфере культуры и досуга. Феминистки второй волны поставили проблему необходимости глубинных преобразований культуры, акцентировав вопрос о свободной, автономной
женской личности [1]. Общее требование феминисток борьба за право не только избирать, но самим войти во властные структуры [4]. Во второй половине 70-х гг. ХХ в. на Западе и особенно в США феминистское движение приобрело массовый характер, проводились многочисленные акции в защиту прав женщин, создавались организации и множество небольших групп неформального характера.
На втором этапе в феминистских исследованиях в качестве аналитического инструмента вводится понятие «гендер», который означает совокупность социальных и культурных норм, предписываемых обществом выполнять людям в зависимости от их биологического пола. «Пол не является только составляющей, изолированной частью, или незначительной вариацией общечеловеческого. Он не является случайной характеристикой для социального и политического статуса, как, например, цвет глаз: он -важнейшая составляющая часть социального и политического положения субъекта. Он имеет глубочайшее влияние и значение для субъекта,... потому что пол проявляется в каждом действии, биологическом, социальном, культурном, если не в конкретном действии, то определенно в своей значимости» [3].
Феминизм взялся доказать, что пол не сводится только к первичным и вторичным половым признакам, он пронизывает все сферы социальной и культурной жизни человека. Гендерный подход утверждает, что важны не столько биологические или физические различия между мужчиной и женщиной, а то социальное и культурное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения [8].
Появление «третьей волны» феминизма относят к началу 90-х гг. ХХ в. Феминистское движение стала более разнообразным. Во многих странах ведут работу женские правительственные и неправительственные организации, создаются женские транснациональные сети, происходит дифференциация и специализация женского движения. Политическая активность феминисток (и феминистов) сосредоточена на таких проблемах, как равная заработная плата за равный труд, отпуска по беременности и родам, права деторождения, домашнее насилие, сексуальное преследование, дискриминация и сексуальное насилие. Темы, исследуемые феминизмом, включают в себя дискриминацию, стереотипизацию, объектификацию (в особенности сексуальную объектификацию), угнетение и патриархат [9]. Основа феминистской идеологии - права, привилегии и положение в обществе не должны определяться половой принадлежностью. Возникают новые направления феминизма, такие как конструктивистский и постмодернистский феминизм, феминизм цветных, культурный феминизм [9].
Феминизм не представляет собой единую стройную теорию. Существует множество направлений, течений и групп внутри феминистского движения, это связано с различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, с их опытом борьбы за свои права, различными историческими прецедентами и с другими факторами. Современный феминизм представляет собой явление очень неоднородное по своему составу, существует множество классификаций различных его направлений [5].
Феминизмы различаются географически (американский, европейский, третьего мира, постсоветский и постсоциалистический), этнически (феминизм «белых», «черных» и «цветных»), конфессионально (христианский, исламский), по методам и направленности
действий (экофеминизм, пафицистский, сепаратистский), по идеологии (либеральный, социалистический и марксистский, радикальный), по принадлежности к направлениям в философии и психологии (модернистский; постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический), по сексуальной ориентации и индентичности приверженцев (лесбийский, садомазохистский, а также объединяющий всех непризнанных обществом индивидов нетрадиционной сексуальной ориентации (квир-феминизм).
В зависимости от идеологии выделяют следующие основные направления феминизма:
Либеральный феминизм (анг. Liberal feminism) - по времени возникновения является наиболее ранним, а сегодня - наиболее признанным направлением феминистского движения. Основывается на либерально-демократических принципах равенства, свободы, представительной демократии; его целью является достижение равенства и справедливости по отношению к женщинам в повседневной практике. Основным средством преодоления социального неравенства мужчин и женщин считаются реформы законодательства. Основными методами являются разработка законов и лоббирование интересов женщин, создание коалиций, групп поддержки, работа с конкретными проблемами (создание кризисных центров, центров поддержки, приютов и т.д.).
Марксистский феминизм (анг. Marxist feminism) - направление феминизма, считающее основой неравенства и угнетения женщины институты частной собственности и капитализма. Частная собственность рассматривается как корень женской дискриминации, и способом освобождения женщин является революционное уничтожение капитализма. Теоретические основы марксистского феминизма были заложены в трудах классиков марксизма: «Манифест коммунистической партии» (1848) К. Маркса и Ф. Энгельса, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) Ф. Энгельса и др. Устранение капитализма, по их мнению, уничтожит причины дискриминации не только по полу, но и расизм, гомофобию и другие формы притеснения и угнетения.
Социалистический феминизм рассматривает неравенство женщин на рабочем месте и быту. В качестве способов эксплуатации женщин рассматриваются проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин. Дискриминация женщины и противоречия между полами детерминированы антагонизмами общества, основанного на частной собственности, а патриархат и капитализм есть «дуальные системы», которые взаимно укрепляют друг друга. Сторонники социалистического феминизма, сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом, видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.
Радикальный феминизм. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантно, в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. С течением времени стали
возникать различные направления в радикальном феминизме, такие как культурный феминизм, сепаратистский феминизм, антипорнографический феминизм.
Женское движение в России начинается в середине XIX в., оно связано с попытками обеспечить женщин возможностями профессиональной занятости, экономической независимости и борьбой за их доступ к высшему образованию [9]. «Женский вопрос» в России рассматривался как важнейший составляющий социалистической революции. Юридическое равноправие женщин и мужчин закрепила Конституция 1918. В советское время термин «феминизм» ассоциировался с чем-то негативным, идеологическим, привнесенном с Запада. В конце 80-х гг. XX в. появились женские группы, открыто поставили под сомнение «опыт решения женского вопроса в СССР», показав, что он не решен, что женщины даже формально не полностью уравнены в правах с мужчинами, а о фактическом равенстве и вовсе говорить нельзя. Сегодня феминистское движение в России представлено множеством женских организаций, союзов, клубов, объединений по профессиям, женских советов, объединений солдатских матерей и т.д. Они осуществляют широкий спектр действий по защите и продвижению интересов женщин, изменению традиционной патриархатной культуры, создание новых ценностей (женская индивидуальность, личностная автономность, право женщин на творческую самореализацию и участие в экономическом и культурном процессе). Российские феминистские организации пропагандируют принципы социального партнерства, соучастия в решении острых социальных проблем (насилия, беспризорности, наркомании, торговли женщинами). В отечественном социогуманитарном знании наблюдается повышенный интерес к так называемым «гендерным» проблемам, есть попытки дисциплинарного оформления «феминологии» и «гендерологии». Наибольшее внимание женских организаций обращено к вопросам прав человека, проблемам социальной защиты женщин, законотворчества, юридической поддержки и общественной защиты в судах, организации общественных приемных. Некоторые специализируются на оказании конкретной правовой помощи, связанной с защитой прав призывников, солдат, родителей военнослужащих [10].
Сегодня защита прав женщин не считается исключительно внутригосударственным делом, в международном праве возрастает удельный вес и значение норм, посвященных положению женщин, созданы международно-правовые механизмы контроля за соблюдением этих стандартов. Женщинам представляются возможности защищать свои права путем непосредственного обращения в международные судебные органы. Главные установки современного женского движения - ненасилие и гуманистические ценности, эгалитаризм и партнерство в качестве основы отношений между мужчиной и женщиной, признание их различий и взаимодополняемости при равных социальных возможностях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бетти, Фридан. «Загадка женственности» [Текст] / Фридан Бетти. - М. : Изд. группа «Прогресс», «Литера», 1994.
2. Бок, Г. История, история женщин, история полов. [Текст] / Г. Бок // THESIS. Женщина, мужчина, семья. - М., 1994. -№ 6. - С. 170-200.
3. Гросс, Э. Изменяя очертания тела / Э. Гросс // Введение в гендерные исследования. - Харьков, 2001. -
4. II.
4. Де Бовуар, С. Второй пол.: Т. 1, 2 : пер. с франц. / С. Де Бовуар. - М. : Прогресс ; СПб. : Алетейя, 1997.
5. Ельникова, Г.А. Философия феминизма (альтернативные феминистские концепции социокультурного развития) / Г.А. Ельникова. - Белгород : Кооператив. образование, 2002. - 340 с.
6. Словарь гендерных терминов / ред. А. А. Денисова. - М. : Информация - XXI век, 2002. - 256 с.
7. Теория и история феминизма : курс лекций / под ред. И. Жеребкиной. - Харьков : Ф-Пресс, 1996.
8. Хрестоматия феминистских текстов : переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб. : Дм. Буланин, 2000. - 303 с.
9. Феминизм в общественной мысли и литературе. Антология / сост. Е. Трофимова. - М. : Грифон, 2006. - 400 с.
10. Феминизм: Восток. Запад. Россия : сб. ст. / РАН. Ин-т философии ; отв. ред. М.Т. Степанянц. - М. : Наука, 1993. - 243 с.
УДК 070
Е.А. Соколова, г. Шадринск
Женские медиаобразы-стереотипы в газете современного провинциального города
В статье рассматривается стереотипный образ женщины в городской газете российской провинции, опирающийся на представление о том, что самореализация современной женщины должна проходить в трех сферах: профессиональной, общественной и биосоциальной. Следовательно, женщина исполняет сразу несколько ролей, и эта «полифункциональность» выступает условием ее положительной оценки в провинциальной медийной прессе.
Полифункциональная женщина, гендерные стереотипы.
E.A. Sokolova, Shadrinsk
Feminine stereotypical images in the modern newspaper of a provincial
town
The article considers the stereotypical image of women in the local newspaper of the Russian provinces, based on the idea that the a modern self-made woman should pass through three areas: professional, biosocial and social. Therefore, the woman plays multiple roles, and this «multifunctional» is condition of its positive assessment in the provincial media press.
Keywords: polyfunctional woman, gender stereotypes.
Особенности провинциальной жизни российского общества накладывают определенный отпечаток на конструирование местной прессой медиаобраза женщины. Разработанный СМИ образ успешной женщины постепенно приобретает национальный характер. Так, Е.Л. Вартанова отмечает: «Умение выдающихся женщин гармонично соединять в своей жизни социальное и биологическое начала подаются СМИ обычно как национальная особенность, как свойство национальной культуры. Однако особенности