сю
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
Ж^ЕНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
УДК 008:1-027.21 В. А. Тихонова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье анализируются истоки идеологии феминизма, основные этапы феминистского движения, его современное состояние. Подчёркивается зависимость различных направлений женского движения от исторических, культурно-национальных особенностей. Отмечаются причины появления антифеминистских настроений в ответ на усиление радикализации феминистских организаций в ряде стран. Выявляется своеобразие женского движения в России и значение его опыта для стран, где женские движения нацелены на активное включение женщин в общественную жизнь, решение насущных социально-политических проблем.
Ключевые слова: феминизм, феминистское движение, гражданские права женщин, избирательное право, женские организации, гендерные вопросы.
The author of the article analyses the sources of feminism ideology, its main stages and modern state. He emphasizes the dependence of different feminism movements of historical cultural and national features. The author mentions the reasons of antifeminism public mood appearance in reply to feminism organizations radicalization in a number of countries. He mentions the originality of a feminism movement in Russia and its significance in a number of countries where feminism movements are aimed at women activation in social life in order solve vital social and political problems.
Keywords: feminism, feminism movement, women civil rights, electoral franchise, women organizations, gender questions.
Вопрос о статусе женщины, её месте и роли в семье, в обществе издавна привлекал к себе внимание. Он занимал умы еще философов Древнего мира, а с зарождением либерально-демократических идей в эпоху Просвещения стал одним из важных при рассуждениях о необходимости признания за женщинами, наравне с мужчинами, естественной свободы и равенства. Идеи выдающихся мыслителей этого периода Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо свидетельствуют, что, несмотря на следование традиционным, соответствующим патриархальным отношениям взглядам на женщин, за ними уже признаются такие права, как участие в общественной жизни, обладание собственностью, заключение договоров, зарабатывание денег соб-
ственным трудом. Подобные взгляды и стали основополагающими в зарождении теории феминизма (XVII век), положившей начало феминистского общественно-политического движения за устранение дискриминации женщин и предоставление им всей полноты гражданских прав. Начало феминистского движения относится к реформаторскому движению, развернувшемуся в западном обществе в XIX веке. Важными первоначальными вехами этого движения признано, прежде всего, считать организованный в США в 1848 году съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными»; основание Эммелин Панкхёрст движения суфражисток (за права женщин голосовать на выборах) и решение
76 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 76-80
^ Теория и история культуры
английского парламента в 1894 году о предоставлении женщинам права голоса на местных выборах; создание в 1890 году в США «Национальной американской ассоциации за женское избирательное право», под мощным давлением которой в ряде штатов женщины были допущены к голосованию. В XX веке значительно расширилась география женского движения за избирательное право. В России его размах совпал с революционными событиями 1917 года, когда вследствие Февральской революции женщины добились избирательного права. В Турции закон об избирательном праве для женщин был принят в середине 30-х годов XX века, даже ранее, чем во Франции (1944 год).
По мере развития женских движений расширялся диапазон их интересов и требований по сравнению с теми, которые первоначально составляли основу феминистского движения. Принято различать три волны феминистского движения. Для второй его волны (с 60-х годов XX века) стало характерным сосредоточение не только на политиче-Ф ских проблемах, но и на признании женщи-
ны равноправным субъектом культуры, юридического и социального равенства с мужчинами. Усиление внимания к гендерным вопросам повлияло на развитие сексуальных революций с их требованиями свободы сексуальных отношений, признанием женщин равными партнерами в этих отношениях. Все это изменило первоначальную идейную основу феминистского движения.
Женские движения в бывших колониальных и полуколониальных странах, оставаясь, в основном, на позициях борьбы за гражданские и юридические права женщин, отличались от феминистских движений развитых европейских стран, особенно США, где активная борьба все более сосредотачивалась на гендерных проблемах.
В нынешний период третьей волны феминистского движения оно не представляет собой единого целого, в самой его идеологии множество течений, сами названия которых свидетельствуют о различии их целей и методов действий: либеральный феминизм,
сексуально-либеральный, социалистический, постколониальный, стран третьего мира, восточный и др.
В современном мире женщины все более становятся активными участницами общественно-политической жизни, что связано с изменениями в обществе: с переходом к рынку, демократизацией, информатизацией, возрастанием личностного потенциала. Глобализация позволяет женщинам расширить представление о мире, о своих возможностях, о предназначении не только как хранительницы домашнего очага. Различие же направлений этих движений, их целей и задач связано с историческими, культурно-национальными особенностями. Так, например, у народов Кавказа, в целом мусульман евразийского пространства (в том числе и турецкого народа), положение женщины и отношение к ней отличается от арабских стран и Персидского залива. В их культуре женщине отводится ответственная и почетная роль в семье, и это формирует к ней соответствующее отношение в обществе, осознание ею себя его уважаемым членом. Поэтому изначально здесь развитие женского движения связано не с протестами против бесправного положения, а с реакцией на изменения в общественной жизни и стремлением к активной включенности в нее, расширением пространства деятельности женщины за пределами семьи. В подобном аспекте эти движения не ассоциируются непосредственно с феминистскими движениями, функционирующими ныне в развитых странах, особенно в США, которые стремятся представить «женское» как некий фетиш, требующий предоставления особых преференций женщинам, нивелировки (это относится особенно к языковым понятиям) гендерных ролей, что влияет на распространение антифеминистских настроений.
Фактически к третьей волне феминистского движения (с 90-х годов XX века) оно представляло два основных вектора: один продолжал развиваться в стремлении активизации роли женщины в общественной жизни, другой — сосредоточился на борьбе с «муж-
$
77
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
ским шовинизмом», с «превосходством ма-скулизма», с дискриминацией женщин и т.п., что в значительной мере радикализировало это движение. Так, одна из его активисток — Мэри Дейли (США) придерживается мнения, что мир был бы гораздо лучше, если бы в нем было меньше мужчин [3]. Американский исследователь Роберт Шиффер, расценивающий претензии феминисток в США к мужчинам как преднамеренное искажение действительности с целью привлечения внимания к только интересующим их вопросам, в своей статье «Феминизм, Благородная Ложь» (опубликована в журнале Фри Инквайер) отмечает, что «никакой разумный человек... не может отрицать, что женщины и мужчины должны иметь те же самые юридические права в вопросах карьеры, владения собственностью и т.д. И на практике редко, когда такие права сегодня отрицаются. Аналогично никакой разумный человек не может ожидать, что "равенство возможностей" автоматически превратится в "равенство результатов" для двух групп, столь же различных как мужчина и женщина. Все же основное объяснение современных феминисток заключаются в том, что различия являются следствием дискриминации, исходящей от общества, которое несправедливо к женщинам, и главная причина этого — несправедливое обращение мужчин с женщинами, которые не желают поделиться с последними своими так называемыми привилегиями... Риторика феминистского движения изображает историю как мрачный сценарий бесконечного притеснения и покорения женщин для эгоистической выгоды мужчин» [4].
Критики феминизма утверждают, что в странах Запада из-за феминистского движения уже мужчины фактически подвергаются серьезной дискриминации. Американские исследователи Кристина Соммерс и Камила Палья, ранее бывшие рьяными феминистками, ныне пришли к выводу, что современный феминизм является «разновидностью тоталитаризма». В своем интервью «Как далеко ушел феминизм» они, в частности, отмечали, что, «когда феминизм возродился в ше-
стидесятых, это выглядело очень позитивным вначале. Женщины двинулись в атаку на мужчин, требуя равных прав. Но очень скоро он выродился в вид тоталитарной "группы мысли"» [1]. Характеризуя положение женщин в США, они заявили, что «нет женщин, имеющих большей свободы, больше возможностей и больше равенства, чем современные американские женщины. И именно в такой момент феминизм становится еще более злым и ненавистным». Причины ими видятся в том, что зачастую женщины, особенно молодые, пользуются в феминистских группах неверной, искаженной информацией, в которой преобладают «сплошные мифы, гротескные преувеличения» о мужском превосходстве и попытках насильственных действий по отношению к женщинам. В ходе интервью был приведен один из примеров подобной искаженной информации, когда одна из молодых женщин сообщила, что она пострадала от мини-изнасилования. «Парень, проходящий мимо меня, — заявила она, — сказал, что у меня красивые ноги». И нередко подобных заявлений бывает достаточно, чтобы суды строго наказывали мужчин. В силу всего этого объяснимы опасения, высказанные Кристиной Соммерс в её статье «Феминизм в цифрах», о том, что подобный настрой феминисток может «получить мужскую негативную реакцию, что может привести к так называемому эффекту бумеранга, и многие успехи этого движения будут обращены назад, и женское общество только потеряет от этого, как и все общество в целом» [2].
Очевидно, что женское движение не сводится к подобным разновидностям феминистского движения, особенно к тем его направлениям, которые обостряют проблемы взаимоотношений мужчин и женщин и тем самым перечеркивают достижения в целом этого движения.
Объективная оценка достижений этого движения позволяет констатировать, что его развитие расширило возможности женщин активно участвовать в общественной жизни, заниматься политикой, наукой, искусством, бизнесом и т.д. Не такой уж редкостью ста-
$
771
^ Теория и история культуры
ли женщины — руководители государств, члены парламентов большинства стран мира, муниципальных органов власти и др. На законодательном уровне был поставлен заслон дискриминации женщин, о чем свидетельствует принятие ООН «Декларации о ликвидации дискриминации женщин» (октябрь, 1967 год), «Конвенции о ликвидации в отношении женщин всех форм дискриминации» (декабрь, 1979 год). Определены основные обязанности государств — участников ООН по обеспечению в политической сфере равных с мужчинами прав:
• голосовать на всех выборах, избираться во все публично избираемые органы;
• участвовать в формировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять участие на всех уровнях государственного управления;
• принимать участие в деятельности неправительственных организаций, заниматься проблемами общественно-политической жизни страны.
Ф Многие женские организации стремятся
обходить крайности современных феминисток, рьяно настроенных на борьбу с «мужскими привилегиями», они более ориентируются на диалог, на достижение в обществе консенсуса по животрепещущим женским проблемам: охране детства и материнства, социальным программам помощи семье, соблюдению трудовых, договорных отношений и др.
В этом плане интерес представляет история и современное состояние женского движения в России, где под влиянием идей Просвещения, Великой Французской революции появился интерес к идеологии феминизма. Возникновение нового типа отношения к женщине связано с деятельностью целой плеяды женщин — активных участниц общественного процесса — Екатерины II, Е.Р. Дашковой, графини М.Г. Разумовской, А.К. Воронцовой, М.А. Нарышкиной. XIX век значительно расширил этот список именами женщин-литераторов, декабристок, инициаторов развития благотворительно-
сти, женской санитарной службы.
В отличие от феминисток на Западе первостепенными целями российского феминистского движения стала борьба за право получения образования и свободы выбора профессии. В нем отсутствовали требования избирательного права наравне с мужчинами, ибо они также не обладали этим правом. Женское движение в России стало составной частью революционно-демократического движения: они активно включались в народническое движение, в революционные события начала XX века. После победы Октябрьской революции деятельность всех феминисток была отнесена к разновидности буржуазных организаций и в ноябре 1917 года объявлена вне закона. Однако это не снизило активности женщин в решении «женского вопроса», их включенности в производственную, общественную жизнь, в овладение теми профессиями, которые раньше им были недоступны. Власти способствовали созданию женских организаций и опирались на них при реализации государственных планов. В СССР действительно массового размаха достигло женское движение, направленное на изменение социального статуса женщины, придания ему общественного признания.
В современной России так и не прижился образ феминистки — борца за уравнение прав с мужчинами, либо, как ныне, яростного антипода мужчины. Процессы перестройки и реформирования отразились и на российских женщинах, они усилили их дифференциацию в зависимости от уровня жизни, дохода, положения на рынке труда, что обусловило большую потребность в различных мерах поддержки и повлияло на усиление внимания женского движения к социальной сфере.
С развитием демократизации и гражданского общества в России участие женщин в этом процессе усиливается. Ныне насчитывается около 700 женских объединений, более 10-ти из них имеют федеральный статус: «Союз женщин России», «Комитет солдатских матерей», «Ассоциация женщин-
$
79
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
предпринимателей», «Конфедерация деловых женщин» и др.
Гендерные проблемы также занимают внимание женского движения в России, однако они рассматриваются в контексте прав человека, правозащитной деятельности женщин. В отличие от ряда современных феминистских организаций на Западе, российские женские организации нацелены в большей степени на утверждение принципов социального партнерства, соучастия в решении острых социальных проблем (насилия,
наркомании, детской беспризорности и др.), подготовки и реализации государственных программ по решению демографических задач, поддержки молодой семьи, борьбы с коррупцией и др.
Женское движение в России накопило значительный опыт, который может быть полезен там, где женские движения больше ориентированы на достижение статуса женщины как равноправного субъекта общественных отношений, их активного участия в решении насущных социально-политических проблем.
Примечания
1. Соммерс К, Палья К. Как далеко ушёл феминизм [Электронный ресурс] / К. Соммерс, К. Палья. — Режим доступа: <http://menalmanah.narod.ru/fvf/wentfem.html>
2. Соммерс, К.Феминизм в цифрах [Электронный ресурс] / К. Соммерс. — Режим доступа: <Ы^р:// menalmanah.narod.ru/figure.html>
3. Феминизм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/ wiki/%D4%E5%EC%E8%ED%E8%E7%EC>
4. Шиффер, Р. Феминизм, благородная ложь [Электронный ресурс] / Р. Шиффер. — Режим доступа: <Ы^р:// menalmanah.narod.ru/mw/ noblelie.html>
'ендерные ИНТЕРЕСЫ , СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
УДК 008:1-027.21
С. Л. Гертнер, Ю. В. Китов
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена изучению сущности, генезиса и особенностям функционирования гендерных интересов в современном мире. Делается вывод об определяющей, но мало осознаваемой роли гендерных интересов в традициях, законодательстве, армейской службе, бизнесе современной России. Даны примеры из зарубежной современной истории, помогающие оттенить российскую специфику гендерных интересов с позиции сравнения.
Ключевые слова: гендерные интересы, женщины в бизнесе, гендер и армия, гендерная специфика законодательства
The article devoted to the analysis of gender interests in various spheres of Russian reality. Determination by gender interests of Russian business, law and army are considered as the main realms where such interests could be traced. The examples of the function of gender interests in the West are used to emphasize the issue.
Keywords: gender interests, women in business, gender and army, gender substantiation of jurisprudence 80 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 80-85