Научная статья на тему 'История феминистского движения в Египте: генезис и современные тенденции'

История феминистского движения в Египте: генезис и современные тенденции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2277
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗМ / ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН / ЖЕНСКИЙ ВОПРОС / ГЕНДЕРНЫЕ ПРАВА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / ХИДЖАБ / FEMINISM / EMANCIPATION OF WOMEN / WOMEN''S ISSUES / GENDER RIGHTS / POLITICAL RIGHTS / HIJAB

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хоружая Светлана Владимировна, Турк Светлана Нальбиевна

В статье анализируется сложный и противоречивый процесс феминизма на примере мусульманского Египта, рассматривается феминизм как идейно-политический феномен движения за равноправие женщин. Изучен генезис феминистского движения в Египте, выявлены его социально-экономические причины, исторические корни. Рассмотрены основные проблемы, связанные со статусом мусульманских женщин, в освещении крупнейших просветителей и мусульманских реформаторов ХIХ в. Доказывается, что движение за эмансипацию женщин на Арабском Востоке было движением верхних слоев общества, инициированным мужчинами. В процессе изучения темы выявлен и введен в научный оборот новый источниковый и историографический материал (в основном, переводного характера), благодаря которому подвергнут изучению ряд малоизученных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE FEMINIST MOVEMENT IN EGYPT: GENESIS AND MODERN TENDENCIES

The article analyzes the complex and contradictory process of feminism in the Islamic cultural space on the example of Egypt. The author analyzes feminism as ideological and political of the movement women's equality phenomenon. We study the Genesis of the feminist movement in Egypt; reveal its social-economic causes and historical roots. In the article we consider the main problems associated with the status of Muslim women in the coverage of the largest Muslim educators and reformers of the previous century. It is proved that the movement for women emancipation in the Arab world was the movement of the upper layers of society, initiated by men. In the course of study a new historiographical material (mainly of translated character) was revealed and introduced into the scientific circulation which contributed to the study of a number of insufficiently studied problems

Текст научной работы на тему «История феминистского движения в Египте: генезис и современные тенденции»

УДК 908

07.00.00 Исторические науки

ИСТОРИЯ ФЕМИНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЕГИПТЕ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Хоружая Светлана Владимировна д.ф.наук, профессор БРШ-код автора в РИНЦ: 8115-3413 Электронный адрес: [email protected]

Турк Светлана Нальбиевна к.ист. наук.,старший преподаватель БРШ-код автора в РИНЦ: 6065-9917 Электронный адрес: Шгк. [email protected] Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

В статье анализируется сложный и противоречивый процесс феминизма на примере мусульманского Египта, рассматривается феминизм как идейно-политический феномен движения за равноправие женщин. Изучен генезис феминистского движения в Египте, выявлены его социально-экономические причины, исторические корни. Рассмотрены основные проблемы, связанные со статусом мусульманских женщин, в освещении крупнейших просветителей и мусульманских реформаторов XIX в. Доказывается, что движение за эмансипацию женщин на Арабском Востоке было движением верхних слоев общества, инициированным мужчинами. В процессе изучения темы выявлен и введен в научный оборот новый источниковый и историографический материал (в основном, переводного характера), благодаря которому подвергнут изучению ряд малоизученных проблем

Ключевые слова: ФЕМИНИЗМ, ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН, ЖЕНСКИЙ ВОПРОС, ГЕНДЕРНЫЕ ПРАВА, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА, ХИДЖАБ

йо!: 10.21515/1990-4665-128-002

UDC 908 Historical sciences

THE HISTORY OF THE FEMINIST MOVEMENT IN EGYPT: GENESIS AND MODERN TENDENCIES

Khoruzhaya Svetlana Vladimirovna Doctor of Philosophy, professor RSCI SPIN-code: 8115-3413 [email protected]

Turk Svetlana Nalbievna Cand.Hist.Sci., senior lecturer RSCI SPIN-code: 6065-9917 turk. [email protected]

Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia

The article analyzes the complex and contradictory process of feminism in the Islamic cultural space on the example of Egypt. The author analyzes feminism as ideological and political of the movement women's equality phenomenon. We study the Genesis of the feminist movement in Egypt; reveal its social-economic causes and historical roots. In the article we consider the main problems associated with the status of Muslim women in the coverage of the largest Muslim educators and reformers of the previous century. It is proved that the movement for women emancipation in the Arab world was the movement of the upper layers of society, initiated by men. In the course of study a new historiographical material (mainly of translated character) was revealed and introduced into the scientific circulation which contributed to the study of a number of insufficiently studied problems

Keywords: FEMINISM, EMANCIPATION OF WOMEN, WOMEN'S ISSUES, GENDER RIGHTS, POLITICAL RIGHTS, HIJAB

Египет в начале XX века стал родиной феминистского движения на Арабском Востоке. Под феминизмом (от лат. Гет^ «женщина») в широком смысле следует понимать — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами [1]. В самом арабском языке нет понятия

«феминизм». Слово «ниса», что в переводе означает женщина, часто употребляется именно в этом смысле. Феминизм в Египте никогда не был организованным перманентным движением. К тому же следует признать, что феминистское движение в Египте никогда не достигало масштабов, сопоставимых, например, с суфражистским движением в англосаксонских странах.

К феминизму очень близко подходит определение женской эмансипации. Изначально, когда женский вопрос только поднимался, речь шла не о феминизме и уж тем более не о целостной его теории, а об эмансипации. Синонимичный феминизму термин «эмансипация» в арабском языке обозначается двумя терминами: тахрир, который переводится как "освобождение" от чьей-либо зависимости, и суфур, что буквально означает "снятие чадры". Исследователи указывают на две причины, которые способствовали возникновению феминистского течения.

Первая причина - это переворот в способе производства: процесс, который известен под названием "индустриальной революции", повлекший за собой масштабные социальные изменения. Египет был первой арабской страной, вступившей на путь капиталистического развития, обусловившее вовлечение дешевого женского труда в процесс производства. Среди работающих женщин были в основном одинокие, вдовы или разведенные. Большинство женщин, как замужних, так и незамужних, считало свою работу по найму вынужденной или временной, и поэтому не стремилось к карьере.

Так, у большинства людей появляется выбор: остаться дома или посвятить себя внедомашней профессии. Отсюда - возникновение самой проблемы "дом - работа", проблемы, возникавшей не только у мужчин, но и у женщин. Жизнь женщины уже могла не сосредоточиваться исключительно на домашних делах и сельском хозяйстве [2]. Быстрая урбанизация Египта во второй половине XIX - начале ХХ в. повысила спрос на работа-

ющих в сфере сервиса: горничных, швей, парикмахеров-женщин и др. Умение шить помогало женщинам экономить. Это стало еще легче с появлением швейной машины. Журналы рекламировали швейные машинки "Зингер" - они были доступны для всех, а для некоторых это был источник выживания [3].

Египетская исследовательница Эл Саадави отмечает, что первыми женщинами Ближнего Востока, работающими по найму, стали няньки, акушерки и прислуга, обслуживающие женщин высших и средних классов. Занимались этим преимущественно выходцы из самых бедных семей, поскольку работа женщин вне дома считалась постыдной [4].

Женский труд находил своё широкое применение в табачной промышленности и хлопкопрессовальных предприятиях. Работа египтянки на фабрике рассматривалась многими хранителями традиций как нарушение предписаний Корана, обычаев старины. Таким образом, индустриальное развитие страны способствовало активному вовлечению женщин в сферу наемного труда. Складывающаяся структура политических и экономических возможностей способствовала массовому вхождению женщин в публичную сферу. Все эти процессы в Египте происходили на фоне роста освободительного движения, которое само по себе явилось второй из названных причин. Женское движение в Египте зародилось на пике борьбы за национальное освобождение от британского владычества в начале ХХ в.

Контакты с европейскими странами побудили интеллектуалов мусульманского мира по-новому взглянуть на традиционное исламское общество и то место, которое в нем занимает женщина. Парадоксально, но феминистское движение в Египте появилось благодаря мужчине. "Отцом египетского феминизма" считается Касим Амин (1865-1908)- юрист, египетский писатель, публицист (курд по происхождению). По образному

выражению английского исследователя П.И. Ватикиотиса, "женский вопрос вплоть до независимости Египта был делом мужчин" [5].

В XIX столетии, когда арабский мир делал первые шаги на пути эмансипации женщин, Европа была охвачена феминистским движением. Особенно оно активизировалось после выхода в свет в 1869 г. эссе Д.С. Милла "Подчиненность женщины", которое впоследствии стало "Библией" феминисток. В том же году оно было издано в Англии, США и Новой Зеландии, чуть позже появляются её переводы во Франции, Германии, Швеции и Дании, Польше и Италии.

В 1899 г. К. Амин издает книгу "Освобождение женщины" (Тахрир ал-мар'). Его требования сводились к запрещению полигамии (многоженства), ограничению права мужчин на развод, предоставлению женщине образования, гарантии ее права на труд, уничтожению хиджаба. Книга, несомненно, вызвала бурю в арабском мире, его идеи были восприняты в штыки традиционалистами. Касима Амина объявили зиндиком (еретиком). Все это подтверждает мысль, что в начале ХХ в. большая часть арабской интеллигенции оставалась в определенной степени консервативной в женском вопросе. Радикальные призывы К. Амина уничтожить хиджаб и затворничество были расценены как прозападнические и вызывали нарекания и чувства протеста в египетском обществе.

Традиционалисты считали, что ориентация на западный образ жизни уничтожит самобытность египтянки. Многие обвиняли К. Амина в том, что он подрывает мусульманскую мораль и ослабляет систему общества. Хиджаб выдавался за неотъемлемую часть культурно-религиозного наследия, за своего рода этноконфессиональный маркер. Он нередко олицетворял традиционные исламские ценности в противовес вестернизации. Хи-джаб был олицетворением целомудренности и скромности египтянок. Скромность была не просто догмой, а краеугольным камнем религии. Если убрать этот камень, то здание рухнет, так считали традиционалисты [6].

Британский истеблишмент в лице английских колониальных властей яростно критиковал институт затворничества и хиджаб, используя при этом риторику феминизма, чтобы осуждать ислам и культуру мусульман. Хиджаб с точки зрения европейцев- символ угнетения и самый наглядный маркер деградации и общей отсталости исламского общества. В самой викторианской Англии в XIX в. господствовала пуританская идеология, противостоящая набирающему силу феминистскому движению и отводившая женщине роль домашней хозяйки и заботливой жены. В этой работе только британская администрация и европейская цивилизация получили щедрую похвалу. Когда книга была уже написана, ходила молва, что этому способствовал лорд Кромер [7].

Произведение Касима Амина впоследствии стало настольной книгой первых египетских феминисток. Возникнув как форма альтернативного сознания, как идеология освобождения, феминистская мысль способствовала пробуждению самосознания женщин, заставив общество задуматься об их неравноправном с мужчинами положении. Арабские просветители подготовили почву для литературной и общественной деятельности первых арабских писательниц, поэтесс, первых женских организаций. В 1919 г. женщины Египта впервые на Арабском Востоке выступили как политический субъект, приняв участие в антибританском восстании в Каире. Лидерами женской демонстрации были Xуда Шарави и Софья Заглул, которой египетский народ дал имя "умм ал-мисрийун" ("Мать египтян") [8].

София Заглул разъезжала по всей стране со страстным призывом к женщинам поддержать борьбу египетского народа против британских колонизаторов. 16 марта 1919 г. состоялась первая в египетской истории женская демонстрация; около 300 египтянок вышли в этот день с лозунгами "Да здравствует свобода и независимость!" и "Свободу Сааду Заглу-лу!"[9].

Корреспондент лондонской газеты "Таймс" писал: "Женщины из респектабельных классов все еще вуалировали лицо и укутывали себя в свободные черные плащи, в то время как куртизанки из нижней части города, попавшие под вредное влияние, забавляли себя тем, что выставляли себя в еще менее сдержанных одеждах [10].

В декабре 1919 г. в Египет прибыла комиссия во главе с Альфредом Милнером, которая должна была изучить обстановку в стране и представить конкретные предложения для урегулирования египетского вопроса. Ее встретил бойкот со стороны населения. Англичане попытались вбить клин между коптами и мусульманами, что вызвало возмущение среди народа. Корреспондент газеты "Таймс" писал, что "любимым приемом" женщин было завладеть трамваем и ездить по городу, размахивая бумажными флагами и выкрикивая "Долой Милнера!" [11].

Выступая против английских зверств, женщины написали письменный протест и вручили его представителям держав. Ноту протеста подписали 114 мусульманских и коптских женщин. Подписи содержат интересные сведения о степени женской эмансипации в Египте и социальном составе демонстранток: 87 женщин подписались, к примеру, именем своего мужа (жена такого-то), 23 незамужние женщины именем своего отца (дочь такого-то) и только 4 подписали собственные имена (Худа Шарави, Рафаила Багдади, Джульетта Салиб и Мари Мирхам).

Впервые в поименном списке появились имена женщин, которым суждено было в грядущем десятилетии представлять египетское женское движение. Все это свидетельствовало о пробуждении и росте самосознания женщин, которые демонстрировали свою независимость и лидерские качества [12]. Восстание 1919 г. (всего оно длилось 55 дней) завершило для Египта целую историческую эпоху, расшатав до основания классический колониальный порядок, созданный еще лордом Кромером. Оно способствовала тому, что многие женщины стали покидать гаремы и появляться в

публичной жизни с согласия своих мужей, которые в обычное время не потерпели бы такого. Эмансипация стала реальностью [13].

В восстании женщины получили "боевое крещение". Движение за национальное освобождение способствовало росту самосознания египтянок, повышению их политической активности. Таким образом, женщины впервые выступили как политический субъект, проявили солидарность и выразили свое чувство протеста против английской оккупации. Восстание способствовало зарождению первой фазы египетского феминизма.

16 марта 1923 г. (в день четвертой годовщины первого участия женщин в демонстрации) в доме X. Шарави в Каире встретились около 80 эмансипированных египтянок и создали первую политическую женскую организацию страны "Союз египетских женщин" (Иттихад ан-ниса ал-мисри), полное название которой звучало: "Союз египетских женщин за избирательное право".

Непосредственным поводом к собранию было приглашение египетских женщин для участия в Международном женском конгрессе в Риме. 12 членов исполнительного комитета организации под председательством X. Шарави избрали делегацию для участия в конгрессе. В ее состав вошли Xуда Шарави, Сиза Набарави, молодая двадцатилетняя женщина, и Фахми Виса (позже из-за болезни вместо нее была избрана Набавия Муса, руководитель женской школы в Александрии) [14]. На пути из Рима Шарави и Набарави демонстративно сняли с себя чадру, вероятно, символизируя этим эмансипацию; они сделали это сразу, как сошли с поезда на вокзале в Каире. Для Шарави этот жест стал исполнением давнего, еще детского желания [15].

19 апреля 1923 г. того же года была утверждена Конституция, которая провозгласила Египет конституционной монархией и узаконила равенство между мужчинами и женщинами. В одном из пунктов своей программы

она провозгласила полную эмансипацию женщин [16].

Однако принцип "всеобщего избирательного права" для женщин не был утвержден. Мужчины получили избирательные права и стали легитимными участниками электорального процесса, а женщины оказались в положении аутсайдеров, женское движение осталось за пределами институциональной политики. Это решение наметило окончательный раскол в коротком альянсе феминизма и национализма; активистки из организации Вафд сформировали свою собственную политическую организацию [17].

Женское движение стало существовать де-факто и де-юре. Количество членов Союза к концу 20-х годов возросло до 250. В 1944 г. Шарави организовала вторую Конференцию арабских женщин в Каире, на котором женщины сформировали Арабский Союз феминисток и выбрали Худу президентом.

Кардинальные изменения в жизни египетских женщин произошли после июльской революции 1952 г., в результате которой организация «Свободные офицеры» во главе с подполковником Гамаль Абдель Насером свергла монархию и Египет был провозглашен республикой в стране произошли демократические преобразования, существенно изменившие политический и социальный облик Египта. После завоевания Египтом независимости главной целью египетского женского движения было обеспечение политических, экономических и гражданских прав женщин. В марте 1954 г. египетская феминистка, писательница, лидер организации "Дочери Нила" Дория Шафик с 18 другими женщинами вступила в бессрочную голодовку [18].

Дория Шафик прекратила голодовку только после того как получила письменное заявление президента Мухаммед Нагиба, обещавшего соблюсти в Конституции права женщин. Временная конституция 1952 г. предоставила всем женщинам, умеющим читать и писать пассивное избирательное право. Во время правления Насера (1954 - 1970) образ эмансипирован-

ной женщины использовался как эмблема прогресса и просвещения. 23 июня 1956 г. путем референдума была утверждена конституция Египетской Республики. Конституция АРЕ гласила: Все египтяне равны перед законом. Они равны в осуществлении своих общих прав и обязанностей и в этом между ними нет никаких различий [19].

Конституция предоставила египтянкам активное избирательное право (избирать и быть избранными на парламентских выборах) и право занимать государственные должности [20]. Революция дала египетским женщинам право голоса, которого не имели даже женщины Швейцарии.

Впервые в арабском мире египтянки получили активное избирательное право. Свыше 30 лет женщины Египта вели упорную борьбу за это право. Конституция бросила вызов существовавшему status quo, лишавшему женщин возможности участвовать в политической жизни.

Однако надежды феминисток, что с обретением женщинами равных избирательных прав политика автоматически изменится к лучшему, оказались иллюзией. От декларации равноправия до реального ее осуществления - дистанция, для преодоления которой нужны годы. Египетские женщины также добились права возглавлять государственные и общественные учреждения и занимать видные политические посты. Формировалась женская политическая элита: появились первые женщины-министры и женщины-депутаты парламента.

Высшим законодательным органом Египта стал однопалатный парламент - Национальное собрание (после Садата называлось Народное собрание). В 1957 г. впервые в истории Египта две женщины - Равийя Аттия и Амина Шукри (из 360 парламентариев) стали членами Национального собрания (0,5 %).

В 1959 г. в состав парламента вошла адвокат Муфида Абдель Рахман. Она была единственной женщиной среди членов парламентской комиссии, призванной разработать проект закона о брачно-семейных отношениях,

исходя из предписаний ислама и норм современного европейского законодательства.

Благодаря новому закону брачный возраст для девушки наступал с 16 лет, а для молодого человека - с 18. Разница в возрасте между женихом и невестой не должна была превышать 15 лет. Для того чтобы взять вторую жену, мусульманину надлежало получить разрешение на то от первой жены. В противном случае она имела право на развод. Вводилась обязательная государственная регистрация [21].

В 1962 г. впервые в истории Египта женщина Xикмат Абу Саид -профессор социологии Каирского университета, стала министром по социальным вопросам в правительстве. Таким образом, женщины вошли во властные структуры [22]. В парламенте 1964 г. было уже 8 женщин среди 360 парламентариев (2,2 %) [23].

Политику либерализации продолжил президент Анвар Садат (1970— 1981). Он провозгласил политику открытых дверей "инфитах", означавшую начало перехода Египта к рыночной экономике (с 1974) и открытию страны для западных капиталов. Первая леди Египта Джихан Садат предприняла попытку внедрить в египетское общество западные концепции о равноправии женщин, однако многие отвергли ее призывы, одни - потому что считали, что копирование достижений западной цивилизация не принесет египетскому обществу ничего хорошего, другие - из-за недовольства политикой ее мужа.

В 1979 году был принят закон-декрет о внесении поправок в законодательство о разводах, названный в народе "Законы Джихан" (по имени жены президента), в которых официальному многоженству ставилась преграда. Жениться второй раз муж мог только с письменного разрешения первой жены.

Политика Садата привела к росту исламистских настроений в Египте, особенно после поражения Египта в войне с Израилем и заключении

Кэмп-Дэвидских соглашений в 1979 году, что вызвало резкое осуждение в арабском мире и исключени страны из Лиги арабских государств (ЛАГ). В 1981 Садат был убит в Каире группой исламских экстремистов.

В годы правления президента Мубарака (1981—2011) роль женщины в обществе стала постепенно ухудшаться, новый закон 1987 года значительно ограничивал их политические права, новые законы также создавали дополнительные трудности для развода по желанию женщины.

Вопрос о правах женщин стал разменной монетой: когда выгодно было демонстрировать свою «прогрессивность», Хосни Мубарак и его супруга Сюзанна вспоминали о борьбе против женского обрезания в Египте, что позволяло им предстать в позитивном свете перед репортерами из западных стран.

В январе 2011 г. в Египте произошла революция с требованиями отставки бессменного президента Хосни Мубарака. Причинами массовых акций протеста стало низкое качество жизни, безработица, рост цен на продовольствие, отсутствие свободы слова. Женщины не только страдали от репрессий, как и мужчины, но и от дискриминационных законов.

В результате 29 января 2011 года президент Хосни Мубарак, правивший страной 30 лет (с 1981 г. пять раз переизбирался на этом посту), ушел в отставку. С января по ноябрь 2011 г. на площади Тахрир, ставшей символом "финиковой революции" женщины всех возрастов, разных социальных слоев и вероисповеданий требовали перемен и настаивали на своем участии в строительстве новой страны.

В феврале 2014 г. впервые в истории Египта активистка либеральной партии "Ад-Дустур" ("Конституция") Хала Шукралла избрана ее председателем. Она стала не только первой женщиной во главе партии, но и первым представителем коптского (христианского) меньшинства на подобной должности. Хала Шукралла (59 лет) сменила 71-летнего экс-главу МА-

ГАТЭ Мухаммада аль-Барадеи в должности председателя Конституционной партии.

Аналитики назвали факт избрания представительницы прекрасного пола на пост председателя партии значимым и даже уникальным событием в истории современного Египта.

В своем интервью «Голосу России» женщина-политик сказала, что видит своей основной задачей «построение в Египте нового справедливого общества».Решением партийного руководства бывший председатель партии "Ад-Дустур" Мухаммед аль-Барадеи стал ее почетным председателем. В июне 2014 Абдель Фатта эль-Сиси (экс-министр обороны страны), был избран шестым президентом Египта. Причем, любопытно, что на выборах в Египте на избирательных участках были созданы отдельные пункты голосования для женщин. На сегодняшний день в Народном собрании Египта 6 женщин-депутатов (1,3% от общей численности депутатов).

Арабская весна привела к нарастанию исламистских настроений принятию новым государством ряда дискриминационных законов. Всё это привело к тому, что Египет стал самой неблагоприятной страной арабского мира для женщин. Согласно исследованию, проведенному экспертами по гендерным вопросам фонда Thomson Reuters Foundation, которое приводит британское издание The Independent, по уровню соблюдения прав женщин Египет занимает последнее место среди 22 арабских стран, расположившись ниже Ирака и Саудовской Аравии. Столь низкую позицию страны пирамид специалисты объясняют политической нестабильностью, резко сократившейся долей женщин в парламенте — с 12 до 2 процентов, а также возросшими показателями сексуального насилия [24].

Таким образом, "арабская весна" 2011 г. значительно повлияла на тендерную политику, выявив при этом негативные тенденции и перспективы.

Женщины Египта являются аутсайдерами в общественно-политической сфере, они традиционно слабо представлены в законодательных органах, занимают мало лидирующих позиций в правительстве. Политика здесь традиционно считается мужской вотчиной. Представительство женщин в органах политической власти характеризуется гендер-ной асимметрией.

Гендерная структура власти свидетельствует о ее четком "мужском" профиле и, соответственно, о маргинальном положении женщин на политическом Олимпе. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что современные египтянки активно борются за законное признание своих гендерных прав как необходимого условия модернизации страны, что представляется оптимистичным на фоне общей ситуации в арабском мире.

Список литературы.

1. Клименкова, Т. Определение понятия "феминизм"/Т Клименкова [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/feminizm/definition.htm

2. Брандт Г. А. Природа женщины. - Екатеринбург, 2000- С.73-74.

3. Baron B. The Women's Awakening in Egypt: Culture, Society, and the Press. - L., 1994. - С.158.

4. El-Saadawi N. The Hidden Face of Eve. Women in the Arab World. - L., 1980. -С.185.

5. Vatikiotis P.J. The Modern History of Egypt. - L., 1969. - С.306.

6. Abdel Kader S. Egyptian Women in a Changing Society, 1899 - 1987. L., 1987. -

С. 56.

7. Baron B. The Women's Awakening in Egypt: Culture, Society, and the Press. - L., 1994. - С.115.

8. Cromer E.B. Modern Egypt. Vol. 1-2. - L., 1908. - С.158.

9. Шафик Д. Египетская женщина от фараонов до наших дней. - Каир, 1955. -

С.45

10. Rathman L. Araber Stehen auf über den Betreiungskampf der Arabishen Völker bis zum Ausbruch des Zweiten Weltkrieges. - B., 1960. - С.97.

11. Chirol V. The Egyptian Problem. - L., 1921. - С.168.

12. Ahmed L. Women and Gender in Islam. - L., 1992. - С.168.

13. Timm K. Frau und Familie im neuen Ägypten. Die muslimische Frau zwischen Tradition und Fortschritt. Frauenfrage und Familienentwicklung in Ägypten und Iran. - B., 1976. - С.37.

14. Marsot A. L. The Revolutionary Centlewomen in Egypt // Women in the Muslim World. - Cambridge, 1978. - С.78.

15. Timm K. Frau und Familie im neuen Ägypten. Die muslimische Frau zwischen Tradition und Fortschritt. Frauenfrage und Familienentwicklung in Ägypten und Iran. - B., 1976. - С.38

16. Ahmed L. Women and Gender in Islam. - L., 1992. - С.175-176.

17. Rathman L. Araber Stehen auf über den Betreiungskampf der Arabishen Völker bis zum Ausbruch des Zweiten Weltkrieges. - B., 1960. - С.101.

18. Harders C. Frauen und Politik in Ägypten: Untersuchungen zur Situation Ägyptischer Politikerinnen. - Hamburg, 1998. - С.30.

19. Harders C. Frauen und Politik in Ägypten: Untersuchungen zur Situation Ägyptischer Politikerinnen. - Hamburg, 1998. - С.37.

20. Конституция Республики Египет. - М.: 1956. -Ст. 31.

21. Конституция Республики Египет. - М.: 1956. -Ст. 19.

22. Барковская Е. Женщины Египта: штрихи к портрету. М., Азия и Африка сегодня, № 3, 2004. - С.58-61.

23. Ahmed L. Women and Gender in Islam. - L., 1992. - С.210-211.

24. [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.km.ru/world/2013/11/12/reitingi/725021-egipet-priznali-khudshei-arabskoi-stranoi-dlya-zhenshchin Египет признали худшей арабской страной для женщин.

References

1. Klimenkova, T. Opredelenie ponjatija "feminizm"/T. Klimenkova [Jelektr. resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.owl.ru/win/books/feminizm/definition.htm

2. Brandt G.A. Priroda zhenshhiny. - Ekaterinburg, 2000- S.73-74.

3. Baron B. The Women's Awakening in Egypt: Culture, Society, and the Press. - L., 1994. - S.158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. El-Saadawi N. The Hidden Face of Eve. Women in the Arab World. - L., 1980. -S.185.

5. Vatikiotis P.J. The Modern History of Egypt. - L., 1969. - S.306.

6. Abdel Kader S. Egyptian Women in a Changing Society, 1899 - 1987. L., 1987. - S. 56.

7. Baron B. The Women's Awakening in Egypt: Culture, Society, and the Press. - L., 1994. - S.115.

8. Cromer E.B. Modern Egypt. Vol. 1-2. - L., 1908. - S.158.

9. Shafik D. Egipetskaja zhenshhina ot faraonov do nashih dnej. - Kair, 1955. - S.45

10. Rathman L. Araber Stehen auf über den Betreiungskampf der Arabishen Völker bis zum Ausbruch des Zweiten Weltkrieges. - B., 1960. - S.97.

11. Chirol V. The Egyptian Problem. - L., 1921. - S.168.

12. Ahmed L. Women and Gender in Islam. - L., 1992. - S.168.

13. Timm K. Frau und Familie im neuen Ägypten. Die muslimische Frau zwischen Tradition und Fortschritt. Frauenfrage und Familienentwicklung in Ägypten und Iran. - B., 1976.

- S.37.

14. Marsot A. L. The Revolutionary Centlewomen in Egypt // Women in the Muslim World. - Cambridge, 1978. - S.78.

15. Timm K. Frau und Familie im neuen Ägypten. Die muslimische Frau zwischen Tradition und Fortschritt. Frauenfrage und Familienentwicklung in Ägypten und Iran. - B., 1976.

- S.38

16. Ahmed L. Women and Gender in Islam. - L., 1992. - S.175-176.

17. Rathman L. Araber Stehen auf über den Befreiungskampf der Arabishen Völker bis zum Ausbruch des Zweiten Weltkrieges. - B., 1960. - S.101.

18. Harders C. Frauen und Politik in Ägypten: Untersuchungen zur Situation Ägypti-scher Politikerinnen. - Hamburg, 1998. - S.30.

19. Harders C. Frauen und Politik in Ägypten: Untersuchungen zur Situation Ägypti-scher Politikerinnen. - Hamburg, 1998. - S.37.

20. Konstitucija Respubliki Egipet. - M.:1956. -St. 31.

21. Konstitucija Respubliki Egipet. - M.: 1956. -St. 19.

22. Barkovskaja E. Zhenshhiny Egipta: shtrihi k portretu. M., Azija i Afrika se-godnja, № 3, 2004. - S.58-61.

23. Ahmed L. Women and Gender in Islam. - L., 1992. - S.210-211.

24. [Jelektr. resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.km.ru/world/2013/11/12/reitingi/725021-egipet-priznali-khudshei-arabskoi-stranoi-dlya-zhenshchin Egipet priznali hudshej arabskoj stranoj dlja zhenshhin.

Приложение

Женщины Египта в революции 2011 г. против режима Хосни Муба-рака.

Женщины Египта на избирательных участках в Каире.

Женщины Египта участвуют в заседании парламента страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.