Черкас Виктория Витальевна,
студентка 1 курса, факультет «Агрохимии и защиты растений», Кубанский государственный аграрный университет, Россия, г. Краснодар Беков Адам Юсупович,
студент 1 курса, факультет «Агрохимии и защиты растений», Кубанский государственный аграрный университет, Россия, г. Краснодар DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10695 ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН В АРАБСКИХ СТРАНАХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Cherkas Victoria Vitalievna, Bekov Adam Yusupovich,
DISCRIMINATION OF WOMEN IN ARABIC COUNTRIES: HISTORY AND MODERNITY
Аннотация:
В этой статье рассмотрены проблемы ограничений женщин, семейно-брачные отношения в исламе, а также дискриминация женщин арабской жизни. Здесь описана вся правда о реальных правах и возможностях представительниц женского пола в Арабских странах.
Abstract:
This article deals with the problems of women's restrictions, family and marriage relations in Islam, as well as discrimination against women in Arab life. It describes the whole truth about the real rights and opportunities of women in Arab countries.
Ключевые слова: дискриминация, защита прав женщин, политическое положение, правовая регламентация, женщины в исламе, секуляризация положения женщин.
Keywords: discrimination, protection of women's rights, political situation, legal regulation, women in Islam, secularization of the status of women.
Для получения понятия о существующей исламской идеологии, имеет смысл обратиться к основополагающим исламским текстам — Корану с авторитетными тафсирам (Куртуби, ат-Табари, Ибн Касира, ас-Саади — последние два доступны также и на русском языке), сборникам достоверных хади-сов, фетвам признанных исламских авторитетов. Чтобы подробнее разобраться в этой проблеме, рассмотрим следующее положение:
Положение мужа выше положения жены (Коран 2:228).
Сегодня усиливается влияния салафитов, которые, апеллируя к исламским ценностям, требуют возвращение общества к первоначальным принципам ислама, вынуждают носить чадру, запрещают им работать вне дома, проводят политику сегрегации полов и деэмансипации [1].
При очередном собрании коллегии ученых из Саудовской Аравии было принято немыслимое в рамках особенностей менталитета страны решение. В этой стране женщины приравнивались к предмету домашнего обихода, благодаря принятому решению женщины стали обладать правами на уровне животных [3]. Правозащитники, надсмехаясь над данным решением, отмечая, что «саудовским женщинам надо еще немного подождать, для того чтобы, наконец, их тоже посчитали за людей, и возможно следующее открытие саудовских ученых откроет им путь в этом направлении...» [2].
Турк упоминает в своей статье, что женщины ограничены в возможности самостоятельного передвижения без сопровождения мужа/родственника, водить машину, пользоваться общественным транспортом, общаться с мужчиной не мужем/родственником. Женщинам вменяется обязанность в ношении чёрного абайи, при этом в некоторых регионах разрешено оставлять открытыми исключительно глаза. Несмотря на то, что количество женщин, имеющих высшее образование значительно
больше, чем мужчин - качество предоставления образовательных услуг образования для них ниже. При этом высших женских учебных заведений меньше, что является объяснением решение женщин получать образование заграницей. Выплачиваемый размер стипендии, установленный правительством за учебу в 3 раза ниже, чем у мужчин, а также существуют ограничения в спорте. Женщинам запрещено учиться/работать/уезжать за границу, в случае отсутствия разрешения от мужа/родственника [5, с. 64].
Так, Турк в своей статье подчеркивает, гендер-ная структура власти свидетельствует о ее четком «мужском» профиле и, соответственно, о маргинальном положении женщин на политическом Олимпе. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что современные египтянки активно борются за законное признание своих гендерных прав как необходимого условия модернизации страны, что представляется оптимистичным на фоне общей ситуации в арабском мире [4].
Турк отмечает в своей статье, что женщины являются аутсайдерами в общественно политической сфере, они традиционно слабо представлены в законодательных органах, занимают мало лидирующих мест в правительстве. Политика здесь традиционно считается мужской вотчиной. Представительство женщин в органах политической власти характеризуется гендерной асимметрией [6, с. 23].
Турк подчеркивает, относительно наличия права женщины на участие в выборах в арабских странах необходимо сделать небольшой исторический экскурс и привести несколько примеров из становления этого элемента демократической системы в арабских странах. В Швейцарии, в стране, которая часто рассматривается как эталон европейской демократии, женщинам только в 1971 году было разрешено голосовать, а в 1981 году в Консти-
туции Швейцарии была принята новая статья гарантирующая равенство прав и свобод для мужчин и женщин. По меткому выражению Р. Даля, на Западе долгое время существовала «маскулинная демократия», то есть демократия только для мужчин, хотя по всей сути это являлось нарушением классических принципов либеральной демократии. В результате эволюции общества и его институтов произошла ползучая либерализация западного мира. В Иордании в феврале 2003 года была введена поправка, которая предусматривала наличие квоты для женщин в парламенте, что увеличило число депутатов на 6 человек. Кроме того, в Кувейте, во второй стране Персидского залива, министром стала женщина - Масума аль-Мубарак. Ранее в государстве Оман Равийя Аль-Бусайдия возглавила по распоряжению султана Министерство высшего образования и Просвещения. Федеральный Верховный суд Арабских Эмиратов постановил, что мужчина имеет право наказывать и дисциплинировать свою жену детей при условии не нанесения им физических повреждений и отсутствия следов побоев [8, с. 26].
В завершении хотелось бы процитировать мысль Турк, изложенной в статье, где говорится , что 19 апреля 1923г. была утверждена Конституция, которая провозгласила Египет конституционной монархией и узаконила равенство между мужчинами и женщинами. В одном из пунктов своей программы она провозгласила полную эмансипацию женщин. Однако принцип «всеобщего избирательного права» для женщины оказались в положении аутсайдеров, женское движение осталось за пределами институциональной политики. Это решение наметило окончательный раскол о коротком альянсе феминизма и национализма [7].
Библиографический список:
1. Суад. Сожженная заживо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://royallib.com/read/suad/soggonrnya_zagivo. html #0/.
2. Women's rights and democracy in the Arab world [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://camegieendowment.OTg/files/CamegiePa-per42.pdf.
3. Шамсутдинова-Лебедюк Т. Семейно-брачные отношения в исламе: религиоведческий аспект
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://disser.com.ua/contents/p-2/16707
4. Аль-Газали. Права человека в исламе. - М.: ИПЦ «Андалус», 2006. - 176 с.
5. Нуруллина Г. Женщина в исламе / Г. Ну-руллина. - Москва. 2003. - 368 с.
6. Старченков Г. Турция: исламский фактор в светском государстве / Г. Старченков Народа Азии и Африки. 1988. - №2. - С. 25-34.
7. Турк С.Н Феминистское движение в Египте во второй половине XX - начале XXI в.: проблемы и перспективы. Общество: философия, история, культура. 2017. № 2. С. 69-71.
8. Хоружая С.В., Турк С.Н , История феминистского движения в Египте: генезис и современные тенденции. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 128. С. 65-81.
9. Турк С.Н., Удодова В.И Права женщин в Египте: законы и реальность, В сборнике: Социально-гуманитарный вестник. Всероссийский сборник научных трудов. Краснодар, 2019. С. 127-129.