УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Е.А. КРИВЕЦ, кандидат исторических наук, научный сотрудник
Института востоковедения РАН Тел. (495) 679-99-80;[email protected]
С тех пор как Египет стал основным интеллектуальным и культурным центром в арабском исламском мире, судьба коптов, а если взять шире - всей христианской общины Ближнего Востока, является показателем будущего других религиозных меньших общин региона.
Выявление тех обстоятельств, которые помогли коптам выжить в окружении своих братьев-египетских мусульман, поможет другим общинам найти выход из многих напряженных ситуаций. Сегодня в условиях глобальной нестабильности важно изучать и иметь опыт урегулирования религиозных и национальных конфликтов в рамках одного государства.
Ключевые слова: копты, меньшинства, христианский, конфликт.
Копты - самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. Данные относительно численности коптов в Египте существенно разнятся. Согласно официальной информации Египта (2000 г.), коптское население в АРЕ составляет 5 млн. человек. Однако приводимая официальная численность коптов сильно занижена. Коптская община в Египте придерживается цифры в 10 млн. человек. По данным коптов, живущих за рубежом, коптов в Египте около 17 млн. Общая численность приверженцев коптской церкви в мире в конце XX века составляла около 30 млн. человек, находящихся преимущественно в Эфиопии и Египте. Крупные общины коптов проживают в США, Канаде, Европе и Австралии.
Большинство коптов живут в городах Верхнего и Среднего Египта. Несколько коптских районов есть в Каире и Александрии. Их можно отличить по обилию храмов, портретам папы Шенуды или предыдущего патриарха Кирилла в магазинах и аптеках. Проезжая по Каиру, нередко можно увидеть колокольни и кресты над куполами. Есть и несколько городов, в большинстве своем населенных коптами. Всего в Египте насчитывается около 1000 коптских храмов, 8 мужских монастырей, 5 женских, 150 коптских институтов. Это школы, детские сады, дома для престарелых, центры социальной помощи. Не забыты и сельские местности, маленькие города: в них также идет активная работа по созданию христианских центров.
Копты довольно успешно занимаются частным предпринимательством. Среди них много преуспевающих врачей, юристов и бизнесменов. Большая их часть формирует так называемый средний класс, что в условиях Египта с его социально-экономическими трудностями и существенным разрывом между богатыми и бедными можно считать солидным достижением.
Борьба коптов за установление равных прав с мусульманами, начавшаяся в первой половине XX в., продолжилась и обострилась во второй половине XX в.
Революция 1952 г. и движение арабизации привели к маргинализации коптов, их удалению от активной жизни общества. В 1955 г. по заявлению будущего главы Египта Анвара Садата на съезде мусульманских наций, египетское правительство в течение 40 лет вытесняло образованных коптов из страны, переводило на низкооплачиваемые места, принуждало принимать ислам. В середине XX в. давление в отношении все более глубокой исламизации страны начало исходить от воинствующих мусульман - организации «Братья-мусульмане»1.
В 1970 г. А.Садат, став президентом Египта, стал назначать членов организации «Братья-мусульмане» на руководящие должности в армии, службе безопасности, суде,
КОПТСКАЯ ОБЩИНА ЕГИПТА И ПОЛИТИКА ДИСКРИМИНАЦИИ
© Е.А. Кривец
полиции, государстве. Выступление «Братьев-му-сульман» и военный переворот в 1981 г. привели к дальнейшей изоляции коптов в Египте. Весь период нахождения у власти Насера и Садата был неблагоприятен для коптов, так как имел целью подавление влияния всех несогласных и тех, кто представлял угрозу режиму.
Отличительной чертой государственной политики Xосни Мубарака - следующего после А. Садата президента Египта - является тенденция на дальнейшее ослабление коптов как той силы, которая способна подорвать его авторитет как мусульманского лидера. Поэтому исламским организациям «Братья-мусульмане» и «Джамаат исла-мийя»2, действующим в стране несколько автономно от центральной власти3, президент предоставил свободу в отношении коптов.
В соответствии с конституцией Египта ислам -государственная религия, поэтому шариат - основной источник законодательства. Однако с тех пор как Египет подписал Конвенцию о гражданских и политических правах (1981 г.), правительство гарантирует религиозную свободу всем своим гражданам. Поэтому легальной дискриминации между мусульманами и не мусульманами не существует.
Однако стремление экстремистских организаций к установлению исламского государства4 привело к тому, что легальная система - конституция, принятая в соответствии с декларацией о демократии и свободе, все более сливается с исламским законом. Поэтому «закон о демократии» находится в «отступничестве». Результатом давления на государство радикальных террористических групп стало принятие правительством Египта драконовского дополнительного закона (1981 г., подтвержден в 1997 г.), ограничивающего многие основные права.
Положение коптов в структурах власти. Несмотря на то, что конституция гарантирует равные права и обязанности людям разных вероисповеданий, египетское правительство эффективно ограничивает права коптов в политической, военной, образовательной сферах, усиливает дискриминацию в частном секторе. Нет коптов, которые бы назначались на правительственные должности, губернаторами, мэрами, главами полиции, главами городских Советов или деканами университетов и институтов. Совсем немного коптов служат в армии и службе безопасности. Дискриминационная правительственная практика фальсифицирует статистические данные о размерах христианского населения.
В 1986 г. был принят очередной закон, расширяющий возможности исламского населения
Египта. Теперь на государственные посты избираются исключительно мусульмане. В 1996 г. не стало ни одного копта в Народной Ассамблее. К концу XX века у коптов не осталось ни одного рычага давления на власть - они стали полностью зависимы от власти и не могут противостоять правительству. Налицо притеснение коптов с политической точки зрения.
В области образования общественные и частные школы обеспечиваются религиозными инструкциями в соответствии с верой учащихся. Согласно этим инструкциям христиане и мусульмане учатся в отдельных классах; христиане не допускаются к преподаванию в общественных школах и государственных университетах. В государственных классах для христиан преподаватели-мусульмане излагают исламскую версию истории Египта: период коптской истории и христианства - семивековой период - вырезан из учебников по истории, период до арабского завоевания назван римским периодом. Роли коптов в истории и культуре страны отводится маргинальное положение. Коптские дети изучают не Евангелие, а Коран в соответствии с государственной программой. Частные же христианские школы допускают обучение в своих школах мусульман и удовлетворяют религиозные потребности обоих сообществ.
Похожие проблемы возникают и в изучении языка и литературы. Xристиане не допускаются к преподаванию арабского языка, так как программа включает в себя изучение Корана. Арабский язык изучается по Корану, поэтому христиане-студенты требуют ограничить им количество часов по изучению Корана на уроках арабского языка [1].
В 60-е годы, будучи экономически сильным классом, копты получали платное образование в Каирском университете, чего не могла себе позволить большая часть мусульман. На тот момент из 45% грамотного населения Египта копты составляли 20% [2, с. 142]. Позже по религиозному признаку в противовес Каирскому университету был создан аль-Азхар - чисто мусульманский университет. Однако Каирский университет -официальное государственное светское учреждение, и в настоящее время там учатся многие студенты-мусульмане. Даже на свои средства коптам не разрешается открыть собственный университет [3, с. 82-87].
В области средств массовой информации, несмотря на декларируемую свободу слова и печати, правительство ограничило коптов в этих правах. 12 официальных каналов, принадлежащих государству, транслируют только исламские передачи. Единственный канал - «Нил ТВ», которому
разрешено передавать христианские передачи (с 2003 г.), работает непостоянно.
Проповедь ислама поддерживается, проповедь христианства запрещена и преследуется законом. Все 12 станций по пятницам передают пятничные молитвы. Воскресные службы забыты. На пасхальной литургии, на которой присутствует Папа Шенуда III, вся служба ведется на коптском (древнеегипетском) языке без перевода и непонятна большинству египтян.
Субсидируемые и контролируемые государством средства массовой информации позволяют исламским проповедникам вызывать ненависть к коптам, обзывая их язычниками и сынами собак. Коптам же отказывают в открытой защите: выступивших в печати арестовывают. Были закрыты коптская газета «Аль-Ватани» («Родина»), появившаяся в 1958 г., на протяжении своего почти полувекового существования всегда являлась защитницей демократии для всех египтян; коптский религиозный журнал «Аль-Кираза» («Проповедь») тиражом более 400 тыс. экземпляров [4, с. 147].
Египетское правительство, установив госконтроль в СМИ и школах, университетах, сформировало образ копта как опасного и враждебного элемента внутри общества, стремящегося подорвать национальное единство. Без сомнения, такие действия официальных властей увеличивают напряжение в повседневной жизни и помогают создать обстановку, которая способствует насилию против коптов.
В области семейных отношений государство не признает смешанные браки между представителями ислама, христианства, иудаизма.
Глава семьи - мужчина, поэтому он влияет на жену и в вере. Мусульманке запрещено выходить замуж за христианина, который может повлиять на ее веру. Если не мусульманин собирается жениться на мусульманке, он должен принять ислам. Если женщина-не мусульманка выходит замуж за мусульманина, она может исповедовать свою религию, но большинство девушек под давлением мужа и окружения принимают ислам.
Согласно закону девушки перед обращением в ислам должны встретиться со своей семьей, священником и главой местной церкви; брак до 16 лет запрещен, а с 16 до 21 года возможен только при наличии и в присутствии опекуна. Нет законных оснований обращаться родителям в суд в случаях обращения девушек в ислам перед вступлением в брак5. Большинство христианских семей возражают против брака их дочери с мусульманином.
Однако молодые христианки находят ряд преимуществ, выходя замуж за мусульманина. Первое - это молодой брак. Большая часть коптов принадлежат к высшему и среднему классу, в которых брак готовится долго. Раньше 30 лет многие девушки и не мечтают выйти замуж. Второй причиной является меньшее количество разводов в мусульманских семьях по сравнению с христианскими. И конечно, проблема персонального статуса христианских семей: в мусульманском окружении она неустойчивая и опасная. Переход в ислам среди низших классов общества происходит в связи с надеждой на улучшение своего материального положения.
Действительно мирный национальный союз в Египте, к которому стремится египетское правительство, возможен только при урегулировании вопроса о женитьбе, уравнивании в правах мусульман и христиан. «Мы платим за такой союз очень большую цену, превращая своих дочерей в рабынь-мусульманок», - считают в коптской общине [5].
К обострению межрелигиозных отношений приводит продолжающаяся исламизация страны. Каждый год тысячи коптов под давлением принимают ислам или уезжают из страны. Только в 2000 г. в течение полугода были арестованы несколько десятков христиан, обвиненных в проповеди и обращении в христианство [6]. Ежемесячно 30-35 арестованных коптов принимают ислам.
В случаях смены религии новообращенные должны изменить свою опознавательную карту и другие официальные документы. Если этого не делают христиане, принявшие ислам, то обвиняются в фальсификации документов и подвергаются преследованиям со стороны правительства [7].
Принявших христианство египтян арестовывают по обвинению в «подрыве национального единства» и «оскорблении веры». Их убивают, заключают в тюрьмы (чаще всего - женщин), пока они снова не примут ислам. Жена-мусульманка имеет право требовать развода, если муж принял христианство, и в этом случае дети достаются ей. Дети новообращенных родителей вынуждены получать исламское образование, в противном случае их разлучат с родителями. Иногда служба безопасности прямо не преследует новообращенных, но дает свое негласное разрешение родственникам и соседям на их преследование и уничтожение.
Таким образом, мусульмане, принявшие христианство, попадают в ножницы конституционного и религиозного закона. Разрешение дилеммы они видят в принятии закона о свободе веры, гарантированного конституцией и исламским законом,
подтвержденного решением судьи. Новообращенные христиане требуют отменить все документы, в которых бы указывалась вероисповедание. Они не хотят тайного исповедания своей веры и тайного воспитания своих детей [8, с. 2].
Но даже в таких условиях ежегодно общее число обращенных предположительно доходит до нескольких тысяч.
Борьба с христианами и христианством ведется путем закрытия храмов, отказа в ремонте, требований получения разрешения даже на ремонт туалета или вставки разбитого стекла, что приводит к естественному разрушению зданий.
Многие копты уверены, что помочь им могут только зарубежные коптские ассоциации, которые своей борьбой могут изменить условия их повседневной жизни.
За последнее десятилетие XX века приблизительно 6 миллионов коптов стали объектом нападений со стороны исламских группировок. Докладов об этих нападениях в правительстве не существует, так как эти случаи считаются как «не имеющие отношения к терроризму»6. Никто из нападавших мусульман никогда не осуждался, а нападения совершались под защитой полиции.
Еще в 2000 г. коптский патриарх Шенуда публично заявил, что поддержка полицией и местными лидерами нападений на коптов со стороны мусульманского населения приведёт к еще большим жертвам и нагнетанию напряженности среди верующих.
С 1992 г. некоторые террористические исламские группировки воскресили концепцию и практику «джизья» - уплаты определенной контрибуции за собственную безопасность. Эта практика была введена еще в VII веке международным договором Xайбара за поражение иудеев в борьбе с мусульманами. «Джизья» не является частью египетского закона, но приверженцы радикального ислама пытаются возродить его, ссылаясь на Коран. Действия экстремистов все более носят отпечаток организованной религиозной мафии.
Ежегодно вымогательству подвергаются от тысячи до 2 тысяч коптов. Основная часть пострадавших проживает в Верхнем Египте, в основном в христианских районах Асьюта и Миньи и некоторых районах бедного Каира (Имбаба, Моунир). Учитывая невысокий уровень доходов населения, размеры выплачиваемых сумм очень велики - от
4 до 15 тысяч долларов. Копты боятся жаловаться, так как за обращение в полицию или невыполнение требований они подвергаются нападениям исламистов7.
В повседневных отношениях между христианс-
кой и мусульманской общинами поддерживается атмосфера нетерпимости. В Каире на окна автомобилей наклеиваются изображения акулы, пожирающей христианский символ - маленькую рыбку. В 2003 г. 500 водителей, имевших наклейки с христианскими символами или текстами, были задержаны, оштрафованы и лишены водительских прав. Наклейки с исламскими текстами не запрещаются.
Невозможно отрицать наличие некоторой враждебности к коптам, но проявляется она на разных уровнях с различной степенью интенсивности. На религиозном уровне это вражда между мусульманами и христианами, где каждая группа верующих считает свое учение единственно верным, на мировоззренческом враждебность возникает в результате совместного проживания двух групп населения, которые по-разному решают жизненные проблемы и соответственно имеют различные жизненные уклады. На государственном уровне утвердившееся исламское мировоззрение, отраженное в государственном устройстве, противоречит христианским представлениям. Мусульманское правительство создает систему исламского законодательства, в котором нет места другому мировоззрению. На международном финансовая помощь Египту правительством США открывает последнему возможность воздействия на решения египетского правительства. Требование к соблюдению прав меньших групп населения правительством США сделало коптов средством для создания напряженности в их собственном государстве. На пастырском уровне враждебность сохраняется между служителями, главами общин, владеющих умами и сердцами прихожан. Говорить о враждебности со стороны коптов не приходится, так как они не обладают свободой выражения чувств и мыслей. Враждебность между лидерами двух общин чаще всего сводится к отражению той напряженности, которая возникла между общинами в обычной жизни. На бытовом уровне враждебность возникает из-за разницы в уровнях культуры, развития, предоставленных привилегий.
Нельзя не отметить некоторые попытки египетского правительства с начала XXI в. по водворению согласия. Считается, да и какое правительство к этому не стремится, что власти Египта хотят создать общество гражданского согласия, то есть устранить межконфессиональные трения. И, казалось бы, делает для этого определенные шаги.
В 2000 году среди 32 министров в Кабинете правительства копты получили 2 места (от 15% населения). В 2004 г. правительство создало Со-
вет по национальным правам человека, возглавляемый коптскими христианами. 5 из 25 членов Совета - копты. Главной целью Совета является защита и улучшение прав человека, в том числе и его религиозных свобод, идя навстречу пожеланиям христианской общины страны и объявляя коптский праздник Рождества Иисуса Xриста все-египетским.
Ситуация улучшилась в том смысле, что вопрос о христианах стал рассматриваться в средствах информации. Правительственные телевидение и радио стали давать (с 2003 г.) эфирное время для трансляции христианских праздников Пасхи и Рождества. Государственный «Нильский канал культуры» имеет возможность через спутник передавать еженедельно службы коптской церкви и другие христианские программы. Сюда входят еженедельные обращения Папы коптской церкви Шенуды, документальные материалы по монастырям страны, о путешествии Святого Семейства и другие аспекты христианской истории, дискуссии между мусульманами и христианами по местным и международным темам, включая дискриминацию, - эти материалы регулярно публикуются в проправительственных газетах.
Министерство образования вкладывает средства не только в обучение преподавателей правительственных школ (все преподаватели - мусульмане), но и выработку у них терпимости. Во всех вопросах, где речь идет о терпимости на официальном уровне, имеется в виду выработка терпимости прежде всего у мусульман.
В 2004 г. состоялся первый коптский симпозиум, на котором его участники подтвердили существование преследования коптов со стороны мусульман, несмотря на осведомленность властей. Требования коптов выражены в решениях международного коптского Совета: свободу религии, принципы равных возможностей всех граждан, использование исламского закона не как единственного, а как одного из законов Египта, законы Шариата не должны применяться к гражданам -не мусульманам. «Мусульмане отказывают нам в праве на существование в Египте, и никто не смеет подать голос» - так говорят живущие в Египте христиане. Неспособные возвысить голос в свою защиту из-за боязни репрессий, они поручили диаспоре говорить о своих чаяниях.
Несмотря на то, что египетское правительство не признается в дискриминационной политике против коптов, христианское население вытесняется и преследуется. «Преследование коптов имеет финансовую поддержку», - утверждают участники коптского конгресса. Так, лицам верхнего
эшелона власти в 90-е годы выплачено около 200 млрд. долларов за прекращение дел о нарушениях со стороны властных структур [11]. Подобного рода политика и коррупция местных властей привели к созданию атмосферы, в которой поощряется дискриминация христиан.
Притеснение коптов со стороны правительства, религиозных организаций, населения во всех сферах жизни означает, что в Египте ведется дискриминация и преследование по религиозному признаку. Однако, имея печальный исторический опыт, в котором самый жестокий период гонений обозначен конкретной датой 284 г., копты считают для себя оскорбительным называть современные проблемы «преследованием». Тем более что направленное истребление коптов после 1989 г. прекращено. События в соседнем Судане, где все религиозные группы и христиане либо изгнаны, либо порабощены, в Саудовской Аравии, где полностью запрещены любые неисламские религии, убеждают коптов, представителей их церкви и египетское правительство, что термин «преследование», понимаемое как систематическое гонение на христиан, не является отражением истинного положения дел в Египте. Более того, копты полагают, что преследование со стороны исламских террористов нужно воспринимать как общую беду Египта, не критиковать правительство, а объединяться с ним для борьбы с террористами.
Проблема, как считают копты, не в исламе, традиционном или фундаменталистском, а в ваххабитах, по-своему интерпретирующих ислам. Воинствующий ислам делит всех на тех, кто принимает ислам, и тех, кто не принимает идеологию и программу действий экстремистского ислама. Экстремисты нетерпимы по отношению к тем, кто не принимает их программу, и первыми жертвами такого отношения становятся сами мусульмане.
Находится ли в исламе причина преследования и дискриминации христиан? В прошлом в мусульманских империях (не государствах) проблема сосуществования разных конфессий была разрешима путем построения религиозной системы миллетов, где каждая конфессиональная община руководствовалась своими собственными религиозно-правовыми нормами, которые регламентировали не только ее духовную, но и социальную жизнь. В таком случае современная межконфес-сиональная напряженность заключается не в исламе, а в современном типе государства, которое не может или не хочет решать проблемы религиозных групп своего населения.
Подводя итоги, можно констатировать, что преследование коптов в Египте является частью
общей тенденции преследования инакомыслия в Египте. Ведя активную борьбу с террористами, правительство Египта в то же время допускает преследование коптов со стороны этих же террористических исламских групп.
Столкновения между христианами и мусульманами внутри единой нации характеризуются прежде всего тем, что мусульмане выступают с позиции силы, опирающейся на правительство и закон, которые изначально считают христиан виновными.
Законодательно оформленная неконфликт-ность христианства с Шариатом носит декларативный характер, в связи с чем невозможно исполь-
зование этих определений в судебных делах при защите христиан.
Лоббирование коптского вопроса за границей, создание обществ, законопроектов в их защиту -все это увеличивает напряженность отношений в самом Египте между коптами и правительством, коптами и мусульманами. Искренняя устремленность коптов за границей в желании помочь своим собратьям в Египте не вызывает сомнений. Однако вся эта разнообразная поддержка работает в стиле неформальных неправительственных организаций, борющихся за «свободу и демократию» в различных странах, истинной целью которых является вмешательство в дела государства.
Примечания
1 «Братья-мусульмане» - религиозно-политическая организация, созданная в 1928 г. под руководством Хасана аль-Банны, содействовала исламизации и консолидации мусульман Египта. По своей идеологической направленности партия представляла собой угрозу христианскому населению Египта.
2 «Джамаат исламийя» в переводе с арабского - «исламская группа». Крупнейшая исламская боевая организация Египта, созданная на основе действующей в Пакистане исламской политической партии.
3 Они создают школы со своей системой образования; получают большее количество мест на местах; имеют 88 мест в парламенте; занимают жесткую позицию по отношению к коптам. Таким образом, в лице мусульманских организаций в Египте создается параллельная государственной система власти, субсидируемая и управляемая извне.
4 В исламском государстве возможно принятие конституции, но она должна основываться на Коране - ни одна часть конституции не должна противоречить принципам Корана.
5 По данным за 1994 г. (Лондон «Observer»), от 7 до 10 тысяч случаев обращения христианок в ислам, которые перед этим обращением были изнасилованы и взяты насильниками замуж.
6 Вот некоторая статистика этих нападений. В 1978 г. военными экстремистами группы «Джамаат исламийя» в Каире убито 2 копта; в 1979 г. в Верхнем Египте убит священник; в 1981 г. в районе Аз-Зауийа ал-Хамра по договоренности со службами безопасности и указке центральных властей убито 100 и ранено несколько сотен человек; в 1990 г. в Александрии убито 7 коптов; в 1993-1994 гг. в Дайроте - 23; в 1996 г. - похоронена вся деревня; в 1997 г. - 11 человек. Наиболее крупное столкновение между мусульманами и коптами произошло в южноегипетской деревне аль-Куш в декабре 1999 г. В результате стычек погибло 22 человека (один - мусульманин), 39 были ранены, около 200 торговых точек и домов было разрушено. Правительство выплатило компенсацию семьям убитых по 800$ и по 130$ - раненым, 65 киосков было восстановлено [9, с. 95-98].
7 За неуплату налога «джизья» в 1994 г. было убито 7 человек; в 95 г. - 19; в 96 г. - 11; в 97 г. - 3 человека [10, с. 20].
Библиографический список
1. Egypt. International Religious Freedom Report 2004. Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor; U.S. Department of State, 2004. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.state.goV/g/ drl/rls/irf/2004/35496.htm свободный;
2. Минц М.В. О положении коптов в современном Египте//Ближний Восток и современность. - М., 2008. -№ 36.
3. Karas, F.Shawky. The Copts since the Arab Invasion: Strangers in their Land. Jersey City. NJ, 1985.
4. Nisan, Mordechai. Minorities in the Middle East. A History of Struggle and Self-Expression. Jefferson ,N.Carolina,
L.,2002, с.147.
5. The mixed marriage between Muslims and Christians, 2000, [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: www.copts.net/detail.asp?id=3
6. «Country Reports on Human Rights Practices -2000. Egypt» US Department of State, February 23, 2001.
7. Egypt. International Religious Freedom Report 2004...
8. Declaration by the Christian Converts of Egypt, 2003, Cairo, Egypt, [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим
доступа:www.amcoptic.com/news_2003/press_converter_01.htm свободный
9. Karas, F.Shawky...
10. Newsletter of the British Coptic Association, May 1998, Vol. 1:2 (p.20).
УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
11. The First International Coptic Symposium, 2004, Zurich, in “Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt”, [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: www.copts.net/detail.asp?id=579,581,583
E.A. KRIVETS
DISCRIMINATION OF COPTS IN EGYPT
Since Egypt became the main intellectual and cultural centre in the Arab Islamic world, the fate of Copts and all Christian community of the Middle East in general, has been the future of other religious minorities in this region.
Analysis the causes of Copts survival in Muslim surrounding can help another minorities to solve their conflicts. Nowadays in global instability it’s very important to study and have experience a settlement of religious and national conflicts within the state.
Key words: Copts, Christian, minority, conflict, discrimination.