Научная статья на тему 'Социальная роль восточных христианских диаспор на Западе'

Социальная роль восточных христианских диаспор на Западе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПТЫ / ЕГИПЕТ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ДИАСПОРА / ХРИСТИАНЕ / МУСУЛЬМАНЕ / МЕНЬШИНСТВА / COPTS / EGYPT / MINORITY / MUSLIM / CHRISTIAN / COMMUNITY / DIASPORA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кривец Елена Алексеевна

Присутствие христиан на мусульманском Востоке становится все более нежелательным. Чем вызвана политика дискриминации и как борются копты (египетские христиане) за сохранение своей независимости эта проблема всех христианских общин Ближнего Востока. С тех пор как Египет стал основным интеллектуальным и культурным центром в арабском исламском мире, судьба коптов является показателем будущего других религиозных меньшинств региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Social Role of Egypt Christian Diasporas in the West

Existence of Christian communities is more unacceptable in the Muslim East. The causes of discrimination and ways of Copts’ fight for their identity and independent there are the problems of the every Christian community in the Middle East. Since Egypt became the main intellectual and cultural centre in the Arab Islamic world, the fate of Copts has been the future of other religious minorities in this region.

Текст научной работы на тему «Социальная роль восточных христианских диаспор на Западе»

УДК 322

Е. А. Кривец

Социальная роль восточных христианских диаспор на Западе

Присутствие христиан на мусульманском Востоке становится все более нежелательным. Чем вызвана политика дискриминации и как борются копты (египетские христиане) за сохранение своей независимости - эта проблема всех христианских общин Ближнего Востока. С тех пор как Египет стал основным интеллектуальным и культурным центром в арабском исламском мире, судьба коптов является показателем будущего других религиозных меньшинств региона.

Ключевые слова: копты, Египет, дискриминация, диаспора, христиане, мусульмане, меньшинства.

E. A. Krivets

A Social Role of Egypt Christian Diasporas in the West

Existence of Christian communities is more unacceptable in the Muslim East. The causes of discrimination and ways of Copts' fight for their identity and independent - there are the problems of the every Christian community in the Middle East. Since Egypt became the main intellectual and cultural centre in the Arab Islamic world, the fate of Copts has been the future of other religious minorities in this region.

Keywords: Copts, Egypt, minority, Muslim, Christian, community, diaspora.

Копты - самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. Общая численность приверженцев коптской церкви в мире в конце XX в. составляла около 30 млн человек, находящихся преимущественно в Эфиопии и Египте. Крупные общины коптов проживают в США, Канаде, Европе и Австралии.

В 1955 г. на съезде мусульманских наций было принято решение очистить Ближний Восток от христианского населения. С тех пор в результате преследований Египет покинуло 15-20 % коптов. Таким образом, Христианское население Ливана сократилось с 55 до 25 %, Турции - с 2 млн до нескольких тысяч, Сирии - с 35 до 8 %. Миграция сирийской христианской общины составила от 20 до 95 %. Хотя христиане Ирака к 2003 г. составляли всего 3 % населения, в течение двух недель после взрывов в христианских школах, в церкви Багдада и монастыре в этом же году, Ирак покинули 40 тысяч христиан (Minorities in the Middle East, in "Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt", www.copts.net/detail.asp?id=497).

На этом же съезде будущий глава Египта Ан-вар Садат сообщил, что в течение 40 лет египетское правительство вытесняло образованных коптов из страны, переводило на низкооплачиваемые места, принуждало принимать ислам [1].

Революция 1952 г., свергнувшая монархию, и движение арабизации привело к маргинализации коптов, их удалению от активной жизни общества. После Суэцкого кризиса в 1956 г. в результате экономического давления (копты попали под национализацию частной собственности) и нарастающей дискриминации христианское население Египта начинает активно покидать страну. С приходом к власти в 1970 г. А. Садата «Братья-мусульмане», укрепившись во властных структурах, начали преследование коптов в соответствии с собственными представлениями об исламских принципах. К этому периоду относится создание коптских общин в странах США, Канады, Австралии и Европы. Копты эмигрируют и принимают унию с католиками, дабы спастись от давления ислама. Среди иммигрирующих из страны -три четвертых коптов. По оценке коптской церкви, за последние 30 лет ХХ в. Египет покинуло более миллиона коптов. В настоящее время коп -тов за границей насчитывается около 12 миллионов [2].

Хотя эмигранты и объясняют свое желание выехать из страны большими экономическими возможностями или демократическими свободами в других странах, истинная причина лежит в напряженных религиозных отношениях. Подобно египетской еврейской общине ранее, египетские христиане стремятся обезопасить себя от

© Кривец Е. А., 2011

будущих репрессий в процессе исламизации Египта и от будущего страны, в которой им отводят мало места.

Если в начале 70-х гг. за пределами Египта - в Канаде, США, Австралии, Англии - было всего 7 коптских церквей и монастырей, то к концу ХХ в. их уже более 150. В ведении коптской церкви только в США находятся 65 церквей, монастырь и 2 теологические семинарии; в Канаде - 15 храмов и коптский культурный центр; в Австралии - два монастыря, 25 церквей, теологический колледж, три средние школы, патронажная служба. В Европе коптские службы ведутся в 30 коптских церквях и двух монастырях. В Англии расположены 6 церквей и коптский центр в Бирмингеме. Действующие коптские церкви имеются в Ирландии, Шотландии, Уэльсе. В Германии коптами открыты 9 церквей, монастыри во Франкфурте и в Бренхаусе. Последний основан коптами еще в 1223 г. Во всех европейских странах есть по нескольку коптских храмов. В 1991 г. первая копт -ская церковь открыта в Южной Америке, ведется проповедь в Вест-Индии, на Бермудских и Виргинских островах. Всего в различных странах Африки - 33 коптских церкви [3].

Об оживлении коптской церковной жизни в мире и росте ее влияния свидетельствует факт принятия в 1994 г. небольшой Православной Церкви Британских островов под юрисдикцию Коптского патриархата в качестве отдельной епархии, включающей Великобританию и Ирландию [4, с. 20].

В 2002 г. в Канаде в окрестностях г. Маркхема (Markham) начато строительство деревни, которая должна стать культурным и национальным центром коптов. Строятся учебный центр и маленький музей, рассказывающий об истории коптов в Египте, начиная со времен фараонов. В воскресной школе при церкви дети изучают историю церкви, ритуал, церковные догмы, Священное Писание, духовную традицию. «Эта многочисленная община коптов находится в центре обширной китайской общности», - рассказывает священник собора св. Марка о. Маркос. Любопытно, что многие китайцы не только интересуются коптской традицией, но и становятся христианами монофизитского толка. [5] Одновременно светский и церковный комитет, возникший в 1928 г., управляет коптскими епархиями за границей, решает вопросы управления коптскими церковными вкладами в соответствии с законами Египта [6].

Борьба зарубежных коптов с дискриминацией в Египте. Некоторые средства массовой информации США, а также община коптов США время от времени поднимают вопрос о притеснениях христиан-коптов в Египте, выступая в их защиту и призывая правительства своих стран (США, Австралии, Европы) воздействовать на правительство Египта.

Коптская ассоциация в США, основанная в 1996 г., борется за демократию, религиозную свободу и человеческие права в Египте. В нее входит более 700 тысяч египетских христиан, проживающих в США [7].

Исключительно активно коптское лобби в конгрессе США: оно использует любой инцидент, чтобы побудить конгрессменов оказать давление на египетское государство. До революционных изменений в 2010 г. американский конгресс под предлогом борьбы с религиозной дискриминацией мог проголосовать за приостановку американской помощи Египту до тех пор, пока Египет не откажется от преследования христианского меньшинства. Во время своего правления президент Египта Хосни Мубарак каждый ежегодный свой визит в США неизбежно слышал критику в связи с коптским вопросом [8]. Египетское правительство пошло на некоторые уступки, чтобы устранить межконфессиональные трения и создать общество гражданского согласия. В 2003 г. Рождество Христово провозглашено официальным праздником Египта, с 2004 была разрешена трансляция рождественских и пасхальных богослужений по египетскому телевидению. Коптское лобби в конгрессе США посчитали эти изменения победой. Копты же в Египте полагали, что эти мелкие уступки не решили вопроса кардинально.

Канадская коптская община требует пересмотра конституции Египта, которая не изменялась со времен правления Анвара Садата (1971 г.) и которая, полагают они, проникнута исламским радикальным фанатизмом [9].

Коптская организация «За права человека и демократию» в США в начале III тысячелетия не раз выдвигала требования демократических реформ египетскому правительству. Вот некоторые из них: отделение религии от государства, снижение роли религии в правительственных институтах, установление равных прав всех египтян перед законом, пропорциональное представительство конфессиональных групп населения, реформирование школы, очищение теле- и радиоэфира от оскорблений коптов мусульманами [10].

Дореволюционная (2010-2011 гг.) ежегодная финансовая помощь США Египту в размере нескольких миллиардов долларов давала американцам возможность вмешиваться во внутреннюю политику правительства Египта. Запад делал ставку на Египет в своих ближневосточных делах, требуя проведения демократических преобразований в стране, соблюдения прав религиозных меньшинств. Западные партнеры Египта следили за судьбой христианских общин, так как часто Европа видела в христианах Ближнего Востока опору для продвижения своего влияния, что и подтвердили события 2010-2011 гг.

Желая иметь влияние на внутриполитическую жизнь Египта, США поддерживает коптов, живущих в Америке, в их борьбе против преследования своих собратьев в Египте. В связи с этим в 1998 г. они предложили Египту законопроект по борьбе с религиозными преследованиями. Египетские копты резко выступили против этого проекта, полагая, что под видом борьбы с религиозным преследованием осуществляется вмешательство в дела государства и во внутриполитическую обстановку религиозных общин [11]. Однако посол США в Египте Даниель Куртзер отверг мысль, что этот законопроект является попыткой вмешательства во внутренние дела Египта.

Стремясь поддержать и защитить своих египетских собратьев, копты в Сиднее в 2001 г. впервые организовали мирный митинг протеста против дискриминации коптов в Египте [12]. Около 15 тыс. коптов, живущих в Австралии, прошли маршем по главной улице, возглавляемые епископами Сиднея и Мельбурна и официальными лицами коптской церкви в Сиднее. Петиции, подписанные более 5 тыс. коптов, были переданы Министерству иностранных дел Австралии. В марше участвовали школьники из 600 коптских школ, диаконы и прихожане коптских церквей. Они пели гимны на английском и арабском языках, требуя равенства и справедливости.

С 2000 по 2002 г. австралийская община коп -тов, сочувствуя тяжелому положению своих собратьев в Египте, оказывала им финансовую помощь, рассказывая о страждущих в передачах и статьях. С 1989 г. коптская передача транслируется по общему австралийскому радиовещанию 2 часа в неделю, в ней рассказывается о христианском периоде в истории Египта, современных событиях - убийствах коптов в Египте.

Многочисленные копты, проживающие в государствах Запада, адаптировались к западной

политической и общественной жизни и стали основателями движения за религиозную свободу. Новые условия жизни обусловили новые формы деятельности коптов за пределами Египта, пришедшие на смену традиционным. Диаспора пробует новые методы политической активности (лоббирование вопросов в конгрессе, объединение в различные социальные общества и движения), которые не распространены на родине. Современные технологии делают протестную агитацию коптов более эффективной: статьи о религиозном преследовании в Египте на страницах западных газет; интернет-сайты с фотографиями и интервью со свидетелями событий. Ясно, что развитие новых технологий обеспечивает и новые возможности для роста политической активности коптов. Пересмотрев свое отношение к разным видам политической деятельности, которая ранее ассоциировалась только с западным мышлением и технологией, копты, находясь вне Египта, объединились, смогли освоить эти новые виды деятельности и использовать в своих целях. Появление коптского лобби стало вызовом традиционным формам египетских политических объединений. Будущее коптского лобби - в развитии обществ диаспоры, новых коммуникативных форумов и транснациональных политических организаций.

Американские и канадские коптские организации поддержали законопроект о религиозном пре следовании, под которым подписались Христианская Коалиция, Конференция католических священников и иудейская антиклеветническая Лига (АДЛ) [13]. Однако искренние намерения коптов за границей помочь своим собратьям в Египте оформляются в деятельность неформальных неправительственных организаций, борющихся за «свободу и демократию», прямой целью которых является вмешательство во внутренние дела независимых государств.

Лоббирование коптского вопроса за границей и навязывание египетскому правительству соответствующих законопроектов увеличивает напряженность в самом Египте между коптами и правительством, коптами и мусульманами. Копт -ский патриарх Шенуда III не раз выступал с осуждением тех коптов (прежде всего живущих в США), кто своими заявлениями по поводу притеснений христиан в Египте нарушает межконфессиональный мир в стране [14]. Однако зарубежные копты утверждают, что их борьба ведется не с мусульманами и исламом, а против дискриминации их собратьев [15].

Притеснения коптов со стороны правительства, религиозных организаций во всех сферах жизни означают, что в Египте осуществляется дискриминация и преследование по религиозному признаку. Однако копты считают оскорбительным для себя называть современные проблемы «преследованием»: современные дискриминационные проблемы - ничто, по сравнению с гонениями на христиан при римском императоре Диоклетиане в 284 г. Положение в соседнем Судане, где христиане либо изгнаны, либо вынуждены были принять ислам, или в Саудовской Аравии, где право на существование имеют только исламские объединения, убеждают коптов, коптское священство, что термин «преследование», понимаемое как систематическое гонение на христиан, не является отражением истинного положения дел в Египте. Более того, копты полагают, что преследование со стороны исламских террористов нужно воспринимать как общую беду Египта, не критиковать правительство, а объединиться с ним для борьбы с террористами.

Можно констатировать, что западные политики официально выступают против дискриминации коптов. Однако истинное отношение к ним раскрывается опосредованно, исходя из двух обстоятельств: во-первых, замалчивание коптского вопроса при встречах на высшем уровне, в ходе визитов высших представителей власти (напр., Кондолизы Райс в Египет в 2005 г.). До сих пор США не предъявили никаких конкретных требований правительству Египта: их призывы (1982 г. - резолюция Конгресса США) в отношении соблюдения прав человека имеют общий характер. Во-вторых, происходит негласное субсидирование террористических и правозащитных организаций, которые помогают поддерживать конфликт и преследуют двойные цели.

Действия так называемых «независимых» организаций по борьбе «за права человека, демократию и свободу» не приводят, как показывает международный опыт, к водворению мира и согласия. Расшатывание этими организациями внутриполитической ситуации в стране приводит сначала к расколу национального сознания, а затем к политическому и экономическому ослаблению страны. Следствием же этого является установление марионеточных правительств и безнаказанное выкачивание природных ресурсов страны. Внешние силы стремятся использовать религиозную карту в своих попытках дестабилизировать обстановку в Египте. Так, в событиях 20102011 гг. копты были поддержаны внешними ор-

ганизациями, но, несмотря на это, выступили вместе с мусульманами единым фронтом и предъявили египетскому правительству единые требования.

Особенности национального сознания каждой страны позволяют ей противостоять внешним влияниям, отстаивая свои интересы. Однако во всем мире проводится политика выработки единого общемирового сознания, единой культуры, интересов, потребностей. Таким единым сознанием легче овладеть и, как следствие - управлять. Вот суть политики США не только по отношению к коптам, но и по отношению к Египту вообще.

Сближение США с Египтом в последние десятилетия ХХ в. позволило США решить свои стратегические интересы на Ближнем Востоке. А Египет, как с горечью и сарказмом сказал в интервью "The Washington Post" бывший президент Мубарак, «получил так много, отдавая столь мало»: экономика страны поставлена под контроль МВФ, армия - в зависимость от американского оружия [16]. А коптские организации за границей борются за права коптов, вплоть до отделения религии от государства, и наивно обращаются за поддержкой к правительству США.

Мировая тенденция по нивелированию национальных, религиозных и культурных различий наталкивается на коптское население как имеющее иное сознание в мусульманской среде. Поэтому вытеснение коптов находится в русле этой политической тенденции, какие бы силы ее не поддерживали.

Сценарии преследования христиан в мусульманских странах походят один на другой. Христианское население Ближнего Востока становится все более бедным, изолированным и старым.

Библиографический список

1. Pipes, Daniel. The Challenge of Islamism in Europe & the Middle East. The First International Coptic Symposium, 2004, Zurich, in "Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt" www.copts.net/detail.asp?id=583

2. Summary of Finding, Center for Religious Freedom,

www.freedomhouse.org/religion/publications/endangered/

3. Copt's Perspective-5-th International Congress of Coptic Studies, www.stshenouda.com/society/ccngrsl.html

4. Newsletter of the British Coptic Association, May 1998, Vol. 1:2., р. 20.

5. Copts in Canada, Al-Ahram Weekly Оnline: 30 Jan- 5 Feb. , 2003, http://weekly.ahram.org.eg/print/2003/623/hel.html

6. St. Mary Coptic Orthodox Church-Kitchener,Ontario, www.stmarycoptorthodox.org/

7. Coptic Orthodox Congregations, www.coptic.net/Coptic Web/Links-Churches.html

8. Mubarak finances a staged support festival at White House, in "Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt", www. copts. net/detail. asp?id=166

9. The Coptic Canadian Association, www.amcoptic.com/n2004/vision_political_egypt_sn.htm

10. Coptic Orthodox Congregations, www.coptic.net/Coptic Web/Links-Churches.html

11. "Copts slam Wolfs 'crusade'" Al-Ahram Weekly On-line 30 July-5 August 1998 Issue No. 388.

12. Over 10000 Copts bring Sydney to a halt, www.copts.net/print.asp?id=50

13. "A long-distance thorn in the government's side" in "Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt", 1998, http//www.copts.net/details.asp?id=283

14. El-Keraza Magazine, ed. Pope Shenouda III, 1 August-2003,#23,24, 22 October 2004, # 31,32.

15. U. S. Group Welcomes Help for Copts in Egypt, in "Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt", www.copts.net/detail.asp?id=488

16. Lewis J. E. "The Coptic Path", in "The Wall Street Journal" online, 23 December 2003, WSJ. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.