Научная статья на тему 'Самобытность египетской христианской (коптской) диаспоры'

Самобытность египетской христианской (коптской) диаспоры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
480
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПТЫ / ХРИСТИАНСТВО / РЕЛИГИЯ / ЦЕРКОВЬ / ЕГИПЕТ / COPTS / CHRISTIANITY / EGYPT / COPTIC CHURCH / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кривец Елена Алексеевна

Коптская эмиграция на рубеже II и III тысячелетий является наиболее значительным демографическим движением в истории Коптской церкви. Условием сохранения общинной самобытности является следование коптской религиозной доктрине. Современные коптские священники должны противостоять целому спектру западной теологии, социологии, пасторской психологии, церковному управлению и экуменизму. Копты соблюдают многие традиции, следуют ценностям, вкусам и привычкам мусульманского большинства Египта. Политические взгляды коптов-эмигрантов естественно отражают политическую и социальную атмосферу их национального окружения. Впервые Коптская церковь оказалась в религиозно-плюралистическом западном обществе, в котором требовалось уважение и понимание демократических ценностей. В таком окружении коптам трудно исполнять некоторые религиозные постановления или каноны. Проблемы эмигрантов в религиозной сфере становятся похожими на проблемы европейцев: обеспеченная, спокойная жизнь приводит к тому, что вопросы веры отступают на второй план. Какие же варианты безболезненной встречи разных культур и систем ценностей возможны в условиях свободной и рациональной самоидентификации?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identity of the Egyptian Christian (Coptic) Diaspora

Coptic emigration at the turn of the second and third millennia is the most significant population moving in the history of the Coptic Church. The condition of preservation of the community identity is adherence to the Coptic religious doctrine. Coptic priests nowadays have to confront Western theology, sociology, pastoral psychology, church administration and ecumenism. The Copts observe many traditions, tastes and customs of the majority Muslim population of Egypt. The political views of the Coptic emigrants are a reflection of the political and social atmosphere of their national environment. For the first time the Coptic Church found itself in a religious pluralistic Western society, in which respect for and understanding of democratic values was required. Living in such environment, the Copts find it difficult to follow certain religious decisions or canons. The problems of emigrants in the religious sphere become similar to those of Europeans: a quiet life leads to the fact that questions of faith become a secondary issue. What options of painless meeting of different cultures and values are possible in a free and rational self-identity?

Текст научной работы на тему «Самобытность египетской христианской (коптской) диаспоры»

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru/index.html

2018. Т. 23. С. 110-116

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 243

Б01 https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.23.110

Самобытность египетской христианской (коптской) диаспоры

Е. А. Кривец

Институт востоковедения РАН, г. Москва

Аннотация. Коптская эмиграция на рубеже II и III тысячелетий является наиболее значительным демографическим движением в истории Коптской церкви. Условием сохранения общинной самобытности является следование коптской религиозной доктрине. Современные коптские священники должны противостоять целому спектру западной теологии, социологии, пасторской психологии, церковному управлению и экуменизму. Копты соблюдают многие традиции, следуют ценностям, вкусам и привычкам мусульманского большинства Египта. Политические взгляды коптов-эмигрантов естественно отражают политическую и социальную атмосферу их национального окружения. Впервые Коптская церковь оказалась в религиозно-плюралистическом западном обществе, в котором требовалось уважение и понимание демократических ценностей. В таком окружении коптам трудно исполнять некоторые религиозные постановления или каноны. Проблемы эмигрантов в религиозной сфере становятся похожими на проблемы европейцев: обеспеченная, спокойная жизнь приводит к тому, что вопросы веры отступают на второй план. Какие же варианты безболезненной встречи разных культур и систем ценностей возможны в условиях свободной и рациональной самоидентификации?

Ключевые слова: копты, христианство, религия, церковь, Египет.

Для цитирования: Кривец Е. А. Самобытность египетской христианской (коптской) диаспоры // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2018. Т. 23. С. 110-116. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.23.110

Актуальность рассматриваемой темы связана с трудностью сохранения идентичности любой инокультурной диаспоры. На примере коптской (христианской) диаспоры показаны трудности, которые вынуждены преодолевать иммигранты, а также их усилия по сохранению своей самобытности.

Копты - самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. Крупные общины коптов существуют в США, Канаде, Европе и Австралии. В 1955 г. на съезде мусульманских наций было принято решение - очистить Ближний Восток от христианского населения. С тех пор в результате преследований Египет покинуло 15-20 % живших там коптов. В ХХ в. христианское население Турции сократилось с 2 млн до нескольких тысяч, Ливана - с 55 до 25 % от общего числа жителей страны, Сирии - с 35 до 8 %. Миграция сирийской христианской общины в зависимости от оценок и региона составила от 20 до 95 %. Хотя христиане Ирака к 2003 г. составляли всего 3 % населения, в течение двух недель после взрывов, произошедших в том же году в христианских школах, в церкви Багдада и монастыре, Ирак покинуло 40 тыс. христиан [7].

Создание коптских общин в различных странах мира начинается с приходом к власти в Египте в 1970 г. А. Садата. «Братья-мусульмане», заняв различные посты во властных структурах, начинают преследование коптов. Копты эмигрируют либо заключают унию с католиками, дабы спастись от давления исламистов. Среди всех эмигрирующих из Египта три четверти составляли копты. По оценке Коптской церкви, за последние 30 лет ХХ в. Египет покинуло более 1 млн коптов, по другим оценкам - всего во 2-й половине ХХ в. из Египта эмигрировало 1,5 млн коптов [2, р. 45-52.]. Количество коптов за границей в первое десятилетие XXI в. составляет уже около 12 млн [10].

Хотя эмигранты и объясняют свое желание выехать из страны большими экономическими возможностями или наличием демократических свобод в других странах, истинная причина лежит в напряженных межрелигиозных отношениях. Подобно египетской еврейской общине ранее, египетские христиане стремятся обезопасить себя от будущих репрессий, возможных в процессе ис-ламизации Египта, и от будущего страны, в которой им не отведено места.

Коптская эмиграция во 2-й половине ХХ в., без сомнения, является наиболее значительным демографическим движением в истории Коптской церкви. Однако копты в эмиграции до 1968 г. теряли свою самобытность: «Озападнен-ные копты становились незаметными в западных странах, но в странах Ближнего Востока они составляли мозаику арабо-христианских меньшинств. Если копты продолжали посещать церкви за границей, то они присоединялись или к православной Греческой церкви или восточно-католической церкви. Иногда копты выбирали протестантскую церковь» [11, p. 160].

Профессор Фаейк дает очень честную оценку эволюции отношения коптов к их церкви: «Прискорбно смотреть, как коптские семьи покидают свою церковь и присоединяются к другим неортодоксальным религиозным деноминациям. Без сомнения, мы ответственны за поколение, выросшее атеистами, которое ничего не знает о своем наследии предков, духовных ценностях, которые были достигнуты. Без сомнения, также, если процесс отчуждения от церкви будет развиваться, православное духовное братство исчезнет, и прискорбно будет наблюдать, как оно растает в современных западных обществах» [4].

Если учесть, что с годами, как правило, теряется этническая самобытность эмигрантов, то становятся понятны усилия Коптской церкви сохранить в эмиграции по крайней мере теологическую самобытность. Египтяне смогли сохранить церковную чистоту, имея суровый исторический опыт - путь преследований и отторжения в течение многих веков.

В странах эмиграции было основано Первое Коптское религиозное братство, и отец Бишой Камел был направлен в Лос-Анжелес (США) в 1969 г., и в 1970 г. отец Гавриил Амин появился в Джордж-Сити (США). Если в начале 70-х гг. за пределами Египта - в Канаде, США, Австралии, Англии - было всего семь коптских церквей и монастырей, то к концу ХХ в. их стало более 150 или, по другим источникам, - 180 [5, p. 45-52]. К 2005 г. в США было 125 церквей Коптской ортодоксальной церкви, которую обслуживали 163 священника.

В Европе коптские службы ведутся в 30 коптских церквях и двух монастырях. В 1991 г. была открыта первая коптская церковь в Южной Америке,

стала вестись проповедь в Вест-Индии, на Бермудских и Виргинских островах. Всего в различных странах Африки - 33 коптские церкви [3].

В 2014 г. диаспора подразделялась на 17 епархий, десятки монастырей, 12 семинарий. Коптские общины Канады и США представляют собой две епархии под началом одного епископа. В 2002 г. в Канаде в окрестностях г. Макхема (МагкЬаш) было начато строительство деревни, которая должна была стать культурным и национальным центром коптов. Для молодого поколения в этой деревне строился учебный центр. Работал маленький музей, артефакты которого рассказывали об истории коптов в Египте начиная со времен фараонов. В воскресной школе при церкви дети изучали церковную историю, обряды, догматы, Священное Писание, духовную традицию. «Эта многочисленная община коптов находится в центре обширной китайской общности», - рассказывает священник собора Св. Марка отец Маркос. Любопытно, что многие китайцы не только интересуются коптской традицией, но и становятся христианами моно-физитского толка. Комитет, образованный в 1928 г. и объединивший клириков и прихожан, управляет коптскими епархиями за границей, решает вопросы управления коптскими церковными вкладами в соответствии с законами Египта [8].

Без сомнения, академический курс обучения в теологических школах в Египте предлагает более чем адекватную информацию и руководство в духовных вопросах. Однако среди коптов-прихожан в эмиграции складывалась совсем другая ситуация. Так же как и египетская интеллигенция (инженеры, бизнесмены, ученые), которая выбирает соответствующее обучение для успешной жизни в эмиграции, коптские священники как духовные руководители прихожан не должны были отставать от технического прогресса и обязаны обучаться этому в теологических школах. Современные коптские священники должны противостоять целому спектру западной теологии, социологии, пасторской психологии, церковному управлению и экуменизму. Подготовка и обучение коптского священника необходима для выживания коптской веры в эмиграции. Коптская церковь в Египте или местные прихожане поддерживают обучение священников, которые смогут подольше пожить в эмиграции и получить хорошее образование. Священники заняты в местном экуменическом церковном совете, принимают участие в ток-шоу и различных местных общественных встречах. Коптский клирик как «экзотический» священник привлекает намного больше людей своими знаниями о христианской вере в обществе, в котором изучение своих корней становится модным [6, р. 64]. Коптская церковь проводит постоянные семинары для клириков и мирян, разъясняя ситуацию с обилием церквей разной церковной юрисдикции в странах коптской эмиграции. Все это находится в ведении Кабинета эмигрантских дел в эпископальной резиденции в Каире.

Условием сохранения общинной самобытности является следование коптской религиозной доктрине. В коптских церквях за границей литургии проводятся четыре раза в неделю.

Коптские школы были открыты как в США, так и в Австралии, чтобы «вырастить новое поколение детей в чистоте и академической атмосфере, не подвергая их нежелательным влияниям» [9, р. 12-13]. В коптских институтах и классах преподают историю, язык, религиозную доктрину. Так как коптский -

мертвый язык, то коптские эмигранты, так же как и копты в европейских странах, у которых нет таких классов, говорят на языке окружающего их общества. Западные имена, которые пришли в египетскую культуру с западными завоеваниями Египта, позволяют коптам в эмиграции выбирать нейтральные имена в соответствии с традициями того окружения, в котором они живут в настоящее время.

Копты соблюдают многие традиции, следуют ценностям, вкусам и привычкам мусульманского большинства Египта. Во время национального кризиса той страны, в которой они живут, копты остаются верны политическим стремлениям своего правительства. Что касается их политических взглядов, то копты-эмигранты естественно отражают политическую и социальную атмосферу их национального окружения, так же как если бы они жили у себя на родине.

Копты следуют всем канонам Всеобщего коптского совета и Синода, исключая те прописанные церковные случаи, которые в современных условиях невозможно исполнить. Некоторые каноны написаны в ответ на частную историческую ситуацию и поэтому сегодня устарели. Некоторые исключения из канонов сегодня рассматриваются как необязательные. Так, в соответствии с правилом 1 Святого поместного Неокесарийского собора рукополагать в священники должны не ранее исполнения кандидату 30 лет. Правила Лаодикий-ского собора (343 г.) запрещают православным жениться на неправославных или еретичках; духовенство не должно посещать таверн (ресторанов); в церквях нельзя устанавливать кровати; мужчинам и женщинам запрещено вместе купаться; священникам и мирянам запрещено ростовщичество. Те, кто находится в общении с отошедшими, становятся сами де-факто отверженными, и им запрещено повторное крещение.

Некоторые копты постятся от восхода до заката солнца, другие - только до трех часов пополудни, а некоторые считают, что пост - это отказ от животной пищи, исключают и рыбу во все посты. Многие копты соблюдают Великий пост (55 дней) и пост Успения Пресвятой Богородицы (15 дней), хотя в обоих случаях считают не обязательным поститься на продолжении всего поста. Копты в эмиграции не в состоянии выдержать Рождественский пост (43 дня), так как в западных странах Рождественский пост насыщен увеселениями и фестивалями.

Впервые Коптская церковь оказалась в религиозно-плюралистическом западном обществе, в котором требовалось уважение и понимание демократических ценностей. Чаще всего это касается случаев заключения брака ортодоксальных коптов с неортодоксальными коптами, протестантами или римскими католиками. В соответствии с коптским учением и практикой таинство брака может быть совершено, если оба супруга принадлежат ортодоксальной церкви. Это означает, что неортодоксальные коптские христиане должны креститься, перед тем как венчаться. В некоторых общинах в таких случаях идут на компромисс: заменяют крещение неортодоксальных коптов миропомазанием, объясняя этот факт отсутствием мест для крещения.

Современная коптская эстетика как в Египте, так и в эмиграции, зависит от нескольких факторов. Духовные потребности христианского меньшинства коптов на родине определялись социополитическим климатом Египта, что впоследствии отразилось на общей эстетической жизни коптов. Традиционная

приверженность коптов к иконам Византии и Запада объясняется именно этим обстоятельством. Новый коптский стиль в иконографии коптской эмиграции, отличный от византийского и современного европейского, созданный под руководством профессора Исаака Фануса в Париже, стал важным историческим мостом к наследию коптов, живущих на берегах Нила.

В конце ХХ - начале ХХ1 в. во всем мире распространяется тенденция к строительству при храмах (разных конфессий) социальных центров помощи. Это школы, больницы, детские сады, дома престарелых и т. п. Такие центры, без сомнения, необходимы. Например, монастыри всегда были средоточием такой деятельности. Проблема заключается в том, что возможность такого благоустройства привела к увлечению внешним в ущерб духовному содержанию. «Обманчивый социальный покров бытия подменил само бытие», - писал Бердяев в начале ХХ в. об увлечении общества внешним обустройством жизни [1, с. 47]. Несмотря на то что Бердяев писал это о русском обществе, данное определение применимо в настоящее время по отношению к любому материально благополучному обществу, в том числе и египетскому.

Жизнь коптов, живущих за границей, резко отличается от жизни их собратьев в Египте. Проблемы эмигрантов в религиозной сфере становятся похожими на проблемы европейцев: обеспеченная, спокойная жизнь приводит к тому, что вопросы веры отступают на второй план. Она замещается поклонением «золотому тельцу», в каком бы виде это ни проявлялось. Копты-эмигранты, проживающие в странах с западной ментальностью, начинают подходить и к египетской коптской проблематике с точки зрения западных прагматических и институциональных ценностей.

Каковы же могут быть наиболее приемлемые для демократического сознания (просто для сознательных людей) сценарии безболезненной встречи разных систем ценностей и культур в условиях свободной и рациональной самоидентификации? Если социально-экономическое неравенство может быть преодолено в процессе социальной адаптации и интеграции, то простое механическое смешивание разных культур и религий представляется невозможным явлением.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М. : ИМА Пресс, 1990. 288 с.

2. Copts in Egypt: a Christian Minority under Siege / ed. M. Thomas, A. A. Youssef. Zurich : Vandenhoeck und Ruprecht, 2006. 192 p.

3. Copt's Perspective-5-th International Congress of Coptic Studies [Electronic resource]. URL: www.stshenouda.com/society/ccngrsl.html (mode of access: 12.03.2018).

4. Fayek M. I. Immigrant Copts Striking Roots in the Lands of the Diaspora // Coptologia. 1989. X. P. 29-37.

5. Khalil M. The Ordeal of Arab Christians / ed. M. Thomas, A. A. Youssef // Copts in Egypt: a Christian Minority under Siege. Zurich : Vandenhoeck und Ruprecht, 2006. P. 39-69.

6. Meinardus Otto F. A. Christians in Egypt. Cairo : The American University in Cairo Press, 2006. 177 c.

7. Minorities in the Middle East // Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt [Electronic resource]. URL: www.copts.net/detail.asp?id=497 (mode of access: 12.03.2018).

8. St. Mary Coptic Orthodox Church-Kitchener, Ontario [Electronic resource]. URL : www.stmarycoptorthodox.org/ (mode of access: 12.03.2018).

9. Shenouda III. The Policy of the Coptic Church in the Countries of the Emigration / Shenouda III // El Keraza IV/6 (1712/1995). 1995. N 6. P. 12-13.

10. Summary of Finding, Center for Religious Freedom [Electronic resource]. URL : www.freedomhouse.org/religion/publications/endangered/ (mode of access: 12.03.2018).

11. Wakin E. A Lonely Minority. The Modern Story of Egypt's Copts. N. Y., 2000. 204 p.

Identity of the Egyptian Christian (Coptic) Diaspora

E. A. Krivets

Institute of Oriental Studies RAS, Moscow

Abstract. Coptic emigration at the turn of the second and third millennia is the most significant population moving in the history of the Coptic Church. The condition of preservation of the community identity is adherence to the Coptic religious doctrine. Coptic priests nowadays have to confront Western theology, sociology, pastoral psychology, church administration and ecumenism. The Copts observe many traditions, tastes and customs of the majority Muslim population of Egypt. The political views of the Coptic emigrants are a reflection of the political and social atmosphere of their national environment. For the first time the Coptic Church found itself in a religious pluralistic Western society, in which respect for and understanding of democratic values was required. Living in such environment, the Copts find it difficult to follow certain religious decisions or canons. The problems of emigrants in the religious sphere become similar to those of Europeans: a quiet life leads to the fact that questions of faith become a secondary issue. What options of painless meeting of different cultures and values are possible in a free and rational self-identity?

Keywords: Copts, Christianity, Egypt, Coptic Church, religion.

For citation: Krivets E.A. Identity of the Egyptian Christian (Coptic) Diaspora. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2018, vol. 23, pp. 110-116. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.23.110 (in Russian)

References

1. Berdyaev N.A. Filosofiya neravenstva [The philosophy of inequality]. Moscow, IMA Press Publ., 1990, 288 p. (in Russian)

2. Thomas M., Youssef A.A. (eds.) Zurich Copts in Egypt: a Christian Minority under Siege, Vandenhoeck und Ruprecht, 2006, 192 p.

3. Copt's Perspective-5-th International Congress of Coptic Studies. Available at: www.stshenouda.com/society/ccngrsl.html (date of access: 12.03.2018).

4. Fayek M. Immigrant Copts Striking Roots in the Lands of the Diaspora. Coptologia, 1989, X, pp. 29-37.

5. Khalil M. The Ordeal of Arab Christians. Copts in Egypt: a Christian Minority under Siege. Edited by M. Thomas, A.A. Youssef. Zurich, Vandenhoeck und Ruprecht, 2006, pp. 39-69.

6. Meinardus Otto F.A. Christians in Egypt. Cairo, The American University in Cairo Press, 2006, 177 p.

7. Minorities in the Middle East. Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt. Available at: www.copts.net/detail.asp?id=497 (date of access: 12.03.2018).

8. St. Mary Coptic Orthodox Church-Kitchener, Ontario. Available at: www.stmarycoptorthodox.org/ (date of access: 12.03.2018).

9. Shenouda III. The Policy of the Coptic Church in the Countries of the Emigration. El Keraza IV/6 (1712/1995):12-13.

10. Summary of Finding, Center for Religious Freedom. Available at: www.freedomhouse.org/religion/publications/endangered/ (date of access: 12.03.2018).

11. Wakin E. A LonelyMinority.TheModern Story of Egypt's Copts. N. Y., 2000, 204 p.

Кривец Елена Алексеевна

кандидат исторических наук, научный

сотрудник, отдел сравнительного

культуроведения

Институт востоковедения РАН

Российская Федерация, 107031, г. Москва,

ул. Рождественка, 12

тел.: 8(495)6283543

e-mail: [email protected]

Krivets Elena Alekseevna

Candidate of Sciences (History), Department

of Comparative Culturology

Institute of Oriental Studies RAS

12 Rozhdestvenka st., Moscow, Russian

Federation, 107031

tel.: 8(495)6283543

e-mail: [email protected]

Дата поступления: 27.02.2018 Received: February, 27, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.