Научная статья на тему 'Новые тенденции в отношениях коптской общины и властей Египта'

Новые тенденции в отношениях коптской общины и властей Египта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
258
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / EGYPT / КОПТЫ / COPTS / ПОЛИТИКА / POLITICS / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ETHNO-RELIGIOUS MINORITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Царегородцева Ирина Алексеевна

Начавшийся в 1970-х годах процесс «возрождения ислама» в Египте, в течение которого государство оказывало самую широкую поддержку исламскому фактору, привел к резкому ухудшению взаимоотношений между мусульманами и христианами этой страны. В то время как интересы мусульман поддерживались на государственном уровне, другим этнорелигиозным меньшинствам очевидно недоставало представительства во власти. Это положило начало политизации самой многочисленной этнорелигиозной общины Египта коптов, которые по разным оценкам составляют от 5 до 20% всего населения. Главным центром силы для коптов и выразителем их интересов является Коптская православная церковь, в особенности ее нынешний глава Папа Шенуда III. Вместе с тем, церковь не может и не хочет исполнять роль настоящего политического игрока, поэтому в последнее время в Египте и за его пределами стали появляться светские коптские организации, которые, в отличие от папы Шенуды III, зачастую отстаивают интересы коптов в более жесткой форме. Возникновение и оформление «альтернативного» коптского фронта должно стать серьезным предупреждением для египетских властей. Это говорит о том, что, вопреки принципиальной отрешенности КПЦ от государственных дел, уровень политизации коптской общины за последние годы заметно вырос. Если эти процессы будут усиливаться, уже в скором времени Египет может оказаться в ситуации, когда этноконфессиональное меньшинство будет выдвигать политические требования. Это заметно осложнит положение властей, которые действуют в условиях, когда ислам признан государственной религией Египта, а шариат основным источником законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New tensins in relationships of coptic community and power in Egypt

Process of the "Islamic revival" in Egypt started in 1970s when the power gave a great support to the Islamic factor had worsened relations between Muslims and Christians of the country. While the government protected Muslim interests, the other ethno-religious minorities obviously had lack of their representation in power. This brought the beginning of politicization of the most numerous ethno-religious community in Egypt the Copts who, by different estimations, constitute from 5 to 20% of total population. The main representative power of the Copts and their interests' supporter is the Coptic Orthodox Church especially its present leader Pope Shenouda III. At the same time the Church is not able to be a real political player. By this reason recently a number of secular Coptic organizations have emerged in Egypt and abroad. They often defend Coptic interests more rigidly than the Pope. The appearance and formation of this "alternative" Coptic front should be an alarm sign for Egyptian government. It means that, contrary to the basic detachment of the Coptic Orthodox Church from the state affairs, level of the politicization of Coptic community has considerably grown during the last years. If these processes amplify, Egypt can shortly appear in a situation when the ethno-confessional minority will make political demands. It will considerably complicate the position of the authorities which operate in conditions when Islam is recognized as the state religion of Egypt, and shariah -as the basic source of the legislation.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в отношениях коптской общины и властей Египта»

И.А. Царегородцева

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ КОПТСКОЙ ОБЩИНЫ И ВЛАСТЕЙ ЕГИПТА

Начавшийся в 1970-х годах процесс «возрождения ислама» в Египте, в течение которого государство оказывало самую широкую поддержку исламскому фактору, привел к резкому ухудшению взаимоотношений между мусульманами и христианами этой страны. В то время как интересы мусульман поддерживались на государственном уровне, другим этнорелигиозным меньшинствам очевидно недоставало представительства во власти. Это положило начало политизации самой многочисленной этнорелигиозной общины Египта - коптов, которые по разным оценкам составляют от 5 до 20% всего населения. Главным центром силы для коптов и выразителем их интересов является Коптская православная церковь, в особенности ее нынешний глава - Папа Шенуда III. Вместе с тем, церковь не может и не хочет исполнять роль настоящего политического игрока, поэтому в последнее время в Египте и за его пределами стали появляться светские коптские организации, которые, в отличие от папы Шенуды III, зачастую отстаивают интересы коптов в более жесткой форме. Возникновение и оформление «альтернативного» коптского фронта должно стать серьезным предупреждением для египетских властей. Это говорит о том, что, вопреки принципиальной отрешенности КПЦ от государственных дел, уровень политизации коптской общины за последние годы заметно вырос. Если эти процессы будут усиливаться, уже в скором времени Египет может оказаться в ситуации, когда этноконфессиональ-ное меньшинство будет выдвигать политические требования. Это заметно осложнит положение властей, которые действуют в условиях, когда ислам признан государственной религией Египта, а шариат - основным источником законодательства.

Ключевые слова: Египет, копты, политика, религия, этнорелигиозные меньшинства.

© Царегородцева И.А., 2010

Копты, основное этноконфессиональное меньшинство в Египте, составляют по разным оценкам от 10 до 20% всего населения страны. В отличие от многих других религиозных меньшинств арабского Востока, копты долгое время редко проявляли свою политическую активность, однако в последние десятилетия ситуация стала меняться. Изменился и характер отношений коптской общины и власти Египта - они стали гораздо менее стабильными, чем в предыдущие годы. Период демократизации, который переживает сейчас эта страна, должен определить, какими должны быть эти отношения в ближайшие годы. От этого во многом зависит и будущее самого Египта.

Причины и этапы политической активности коптов. Отношения коптской общины и египетских властей на современном этапе невозможно осмыслить вне исторической перспективы. Особая роль в понимании этого явления отведена процессу политизации коптов, который положил начало их активному приобщению к государственным процессам.

Начало политизации коптов некоторые отечественные и зарубежные ученые относят к рубежу Х1Х-ХХ столетий, когда коптская община включилась в общеегипетское национально-освободительное движение и борьбу за независимость Египта от колониальной власти Великобритании1. До этого политическая и гражданская активность коптов почти никак не проявлялась. Их занятость преимущественно в сферах торговли, финансов и на административной работе предопределила отсутствие их интереса к «непрофильной» сфере - политике.

Отсутствие четких конфессиональных линий разделения между коптами и мусульманами в повседневной жизни предопределило то, что становление политической и гражданской активности коптов и мусульман Египта происходило примерно в одно и то же время. Поэтому в конце XIX в. копты наряду с мусульманами достаточно быстро включились в национально-освободительное движение в Египте, поднятое полковником Ораби-пашой. Однако по причине того, что у коптов того времени еще не сложились какие-то особые общинные интересы, сразу после обретения Египтом независимости в 1922 г. их политическая активность была заметно снижена.

Тридцатилетие развития Египта после обретения независимости (1922-1952 гг.) был относительно благоприятным периодом для коптской общины. Принятая в 1923 г. первая конституция независимой страны уделяла большое внимание статусу и правам меньшинств. Копты пытались участвовать в обсуждении ряда конституционных положений, касающихся их прав2, но выступали

исключительно от имени общеегипетских организаций, в которых были представлены как христиане, так и мусульмане3.

Благодаря активному развитию сети образовательных учреждений при коптских церквях в 1940-х годах было положено начало процессу, получившему название «Коптское обновление». Это было движение, которое включило в себя весь спектр религиозной, культурной и общественно-экономической деятельности, направленной на поддержку и укрепление общинного духа коптов. Этим процессам оказывали поддержку и египетские власти4.

Революция 1952 г. во главе с организацией «Свободные офицеры» и распространение в Египте панарабистских идей были восприняты коптами неоднозначно. Представители среднего класса и бедноты приветствовали объявленные главой революционеров Гамалем Абдель Нассером (1954-1970) национализацию и аграрную реформу, однако люди, принадлежавшие к элите, в том числе и копты, потеряли в результате этих процессов около 75% своей собственности, что вызвало с их стороны большое недовольство политикой новых властей5. Республиканские власти, кроме того, несмотря на объявленные принципы панарабизма и построения единой египетской нации, так и не наделили коптское меньшинство обещанными правами, а некоторые, напротив, даже урезали6.

Политика «открытых дверей» при президенте Анваре Садате (1971-1981) ускорила и усугубила социальное расслоение общества, привела к первым серьезным столкновениям мусульман и коптов. Копты, как и представители других религиозных меньшинств на мусульманском Востоке, составляли большую часть ростовщиков в Египте, были активно задействованы в финансовой сфере. В условиях кризиса гнев и недовольство нищавших слоев населения, большую часть которого представляли мусульмане, нередко были направлены против тех, кто имел доступ к финансам, в том числе и против коптов.

Поддержка Садатом исламистских сил и движений в борьбе против левых сил и нассеристов вывела на авансцену политической жизни Египта организации исламистского толка, многие из которых придерживались радикальных взглядов («Аль-Джихад», «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра»). Нередко копты наряду с представителями других религиозных меньшинств становились объектом критики активистов этих организаций, выступали в роли виноватых в том, что происходило обнищание населения.

Египетские власти поначалу не оказывали сильного противодействия этому поиску «козла отпущения» вне мусульманской уммы. Поиск внутреннего врага позволял «выпустить пар» части мусульманского населения и отвлекал его от критики государ-

ственной политики. Основной формой атаки мусульманских экстремистов на представителей конфессиональных меньшинств были поджоги имущества и мест отправления культа, избиения, драки, иногда убийства.

Появление новых организаций исламистского толка, частичная «реабилитация» властями старых движений (наиболее популярным и многочисленным среди которых была Ассоциация «Братья-мусульмане») и начавшаяся впервые при Садате поляризация египетского общества по конфессиональному признаку подталкивали коптов к более тесной кооперации внутри своей общины. Столкновения же с мусульманами и поддержка исламского фактора в политике на государственном уровне диктовали необходимость более активной защиты коптами своих гражданских и политических общинных прав.

Единственным центром, способным сплотить вокруг себя коптов, была Коптская православная церковь (КПЦ).

Церковь и государство. КПЦ отведена значительная роль в жизни коптской общины. Она представляет около 90% христианского населения страны7, является для него самым главным связующим институтом. Авторитет КПЦ также простирается и за пределами православной коптской общины. Так, функционирующие в среде коптов светские организации, несмотря на позиционируемое ими «инакомыслие», тем не менее стремятся получить благословение и одобрение своей деятельности со стороны главы церкви. Фигура нынешнего патриарха КПЦ Папы Шенуды III также пользуется большим уважением среди представителей мусульманского духовенства и властей Египта.

Начиная с 1970-х годов роль КПЦ в жизни коптской общины и государства усиливалась. Начало этому процессу было положено в период правления А. Садата. В условиях роста напряженности в отношениях между коптами и мусульманами КПЦ выступила не только как представитель интересов коптского меньшинства, но и как медиатор в межконфессиональных противоречиях. Позиция церкви, направленная на поддержку межобщинного духа в Египте, не могла встретить активного сопротивления со стороны властей, поэтому усиление роли КПЦ в этот период шло естественным образом.

Этому процессу способствовало также еще как минимум одно важное обстоятельство. На волне садатовской политики «открытых дверей» вместе с приходом в Египет западных компаний и предприятий в стране стали активно распространяться модернистские настроения, происходило активное приобщение египетской элиты к нормам жизни западного общества потребления.

Подобные перемены в образе жизни обернулись общей деморализацией и секуляризацией египетской интеллигенции, государственных управленцев, а также молодежи. Религиозные институты и организации Египта постепенно стали терять влияние над этой растущей массой «модернистов». Не поддающееся контролю идейное брожение в египетском обществе представляло опасность и для властей.

Усилия КПЦ по предотвращению деморализации и секуляризации общества были поддержаны властями. Это способствовало укреплению авторитета церкви и привело к ее более глубокой вовлеченности в гражданские и государственные процессы.

Несмотря на усиление своей роли в жизни коптской общины за последние годы, КПЦ по-прежнему остается центром преимущественно конфессионального и социального, а не политического, представительства интересов египетских христиан. Это связано прежде всего с принципиальным нежеланием папы Шенуды III и его окружения вмешиваться в политическую борьбу в стране, а также потерять ресурс доверия со стороны властей. Кроме того, вмешательство КПЦ в политическую жизнь страны может «поссорить» церковь с исламскими институтами и авторитетами. Допустить это в условиях необходимости активного поиска решения непрекращающихся коптско-мусульманских конфликтов было бы неправильным.

Инициированные Х. Мубараком (1981 - по настоящее время) в 2005-2007 гг. конституционные реформы стали важным этапом не только в политической жизни Египта, но и в отношениях КПЦ и властей8. Первые за последние тридцать с лишним лет серьезные изменения конституции породили в среде коптского православного духовенства разговоры о необходимости внесения поправок к статье 2 основного документа страны, согласно которой шариат является основным источником законодательства9. Однако глава КПЦ заявил, что не будет участвовать в спорах по поводу дальнейшего изменения конституции10. Он также официально поддержал кандидатуру Х. Мубарака накануне первых в истории республиканского Египта альтернативных президентских выборов11, тем самым вновь подтвердив, что церковь по-прежнему не намерена вмешиваться в политику.

Позицию главы КПЦ разделило не все коптское православное духовенство. Одним из наиболее ярких сторонников внесения поправок в статью 2 конституции Египта стал официальный пресс-секретарь церкви отец Маркос. В начале 2007 г. он потребовал от властей изменить роль шариата в египетском законодательстве, превратив его из «основного источника» в «один из источников»

регулирования правовых норм. Его инициатива была поддержана некоторыми представителями коптской интеллигенции и правозащитниками12.

Во избежание раскола церкви и общины прихожан по политическим мотивам, а также ради сохранения относительно ровных отношений церкви и власти папа Шенуда III отстранил отца Марко-са от занимаемой им должности.

Таким образом КПЦ удается сохранить относительный паритет в своих отношениях с властями, а позиция принципиального невмешательства в большую политику, которой придерживается глава церкви и которую, соответственно, разделяет большая часть православных коптов, пока нейтрализует возникшее напряжение. Вместе с тем стоит понимать, что огромную роль в этом играет фигура нынешнего главы КПЦ. С его уходом, если египетские власти не пойдут на определенные уступки требованиям коптской общины, отношения церкви и государства могут обостриться.

Зарождение секулярных коптских движений. В коптской общине существуют иные институты выражения их интересов, которые придерживаются сходных с отцом Маркосом позиций. Как правило, они имеют светский характер и притягивают к себе наиболее политизированных представителей христианского меньшинства, не согласных с политикой невмешательства КПЦ в государственные дела. Между тем секулярные коптские движения никогда не были в прямой оппозиции Шенуде III, а, критикуя тактику невмешательства церкви в межобщинный конфликт и государственные дела, они никогда не ставили под сомнение авторитет папы среди коптов.

Одним из самых активных светских движений коптов в Египте является Секулярный коптский фронт (СКФ) во главе с его генеральным секретарем Камалем Захером. Главное в политике СКФ -несогласие с тактикой невмешательства КПЦ в государственные дела, а также общественная и гражданская активность ее участников в отношении защиты основных прав и свобод человека. Вместе с тем, несмотря на слово «секулярный» в названии этого движения, его активисты не являются сторонниками отделения церкви от государства. Кроме того, среди «симпатизирующих» СКФ есть не только египтяне-копты, но и египтяне, исповедующие ислам.

Упоминания о СКФ стали появляться в египетской прессе относительно недавно - примерно тогда же, когда власти объявили о начале конституционной реформы (2005-2006 гг.). В отличие от папы Шенуды III позиция Камаля Захера в отношении коптско-мусульманских противоречий более жесткая. По словам лидера СКФ, мусульмане являются подстрекателями конфликтов, а мера

их наказания не соответствует уровню их вины13. Резкое же усиление радикальных настроений среди мусульман должно поставить вопрос о необходимости пересмотреть статью 2 конституции Египта, потому что мусульмане используют ее в качестве оправдания актов дискриминации коптского меньшинства, считает Захер. Кроме того, по его мнению, принятие поправок к этой статье основного документа страны ускорит модернизацию политической системы14.

Деятельность СКФ не ограничивается защитой прав коптского меньшинства. В 2008-2009 гг. стали происходить определенные изменения в тактике этого движения. Если раньше активисты СКФ призывали к реформам внутри Коптской православной церкви15, то в 2008 г. на ежегодной конференции, устроенной под эгидой СКФ, основной темой было развитие гражданских прав в египетском обществе, а также связь между гражданством и религией. Примечательно, что среди участников конференции были не только копты, но и мусульмане16. Таким образом, сфера деятельности СКФ за последнее время расширилась, и теперь, помимо инициатив, связанных с интересами коптской общины, его активисты выдвигают также и общегражданские требования.

Несмотря на то что СКФ пока не претендует на роль альтернативного КПЦ коптского института, сам факт и время его возникновения говорят о том, что в среде коптов назрела необходимость перехода к активному отстаиванию интересов, а следовательно, к новому этапу взаимоотношений коптской общины и властей. Этот новый этап должен отличаться от предыдущего более тесным взаимодействием по всем текущим вопросам, затрагивающим интересы религиозных меньшинств Египта.

Копты-эмигранты и их давление на власть в Египте. Помимо КПЦ и СКФ, координационные центры которых находятся в Египте, существуют также и зарубежные общественные движения коптских эмигрантов. Наиболее известные центры таких движений находятся в США (U.S. Copts Assosiation, The Free Copts) и в Великобритании (UK Copts, United Copts of Great Britain). Существует также Европейский союз коптских организаций по защите прав человека) European Union of Coptic Organizations for Human Rights - EUCOHR), в который входят коптские объединения из европейских государств17. Основные задачи этих зарубежных коптских организаций - привлечь внимание мирового сообщества к проблемам коптов и подтолкнуть реформы в Египте с помощью внешнего давления на местную власть.

По мнению коптов-эмигрантов, проводимые президентом Му-бараком конституционные реформы носят ограниченный характер

и не способствуют улучшению ситуации с защитой прав и свобод коптского меньшинства в Египте18. Вместе с тем зарубежные коптские активисты не только выступают за совершенствование условий жизни коптского меньшинства, но и пропагандируют общие либеральные ценности для всех граждан Египта вне зависимости от их национальности и вероисповедания19.

Опасаясь быть не услышанными в Египте по причине наличия там политической цензуры, они пытаются оказать давление на Каир через международные институты. Распространена также практика написания писем и петиций о нарушениях прав коптов в Египте в адрес западных руководителей. Так, в 2007 г. Американский коптский союз (American Coptic Union) призвал американское правительство наложить экономические санкции на египетские власти и осудил «симпатизирующего арабам-мусульманам» папу Шенуду III20. Однако никаких санкций за этим не последовало, а реакция Белого дома на проводимые в Египте реформы, в том числе на мартовский референдум о внесении 34 поправок к конституции, была достаточно мягкой21.

Призывы зарубежных коптов к третьим силам вмешаться во внутреннюю ситуацию в Египте и их резкая оппозиция главе КПЦ не находят широкого понимания среди египетских коптов. Копты Египта считают, что дополнительные реформы необходимы, но это должно быть внутренним делом их страны.

К началу XXI в. в коптской общине Египте сложилось два основных центра, по-разному оценивших начавшиеся в 2005 г. конституционные реформы. Коптская православная церковь во главе с папой Шенудой III официально поддержала этот процесс. Члены же секулярных объединений посчитали, что эти реформы никак не коснулись прав и интересов этноконфессиональных меньшинств Египта и потребовали новых поправок к конституции страны.

Возникновение и оформление «альтернативного» коптского фронта на волне внутренних преобразований должно стать серьезным предупреждением для египетских властей. Это говорит о том, что, вопреки принципиальной отрешенности КПЦ от государственных дел, уровень политизации коптской общины за последние годы заметно вырос. Если эти процессы будут усиливаться, уже в скором времени Египет может оказаться в ситуации, когда этноконфессиональное меньшинство будет выдвигать политические требования. Это заметно осложнит положение властей, которые действуют в условиях, когда ислам признан государственной религией Египта, а шариат - основным источником законодательства.

Примечания

См.: Кокарев В.Г. Биконфессионализм в Египте: политический аспект взаимоотношений коптской и мусульманской общин (1900-1990 годы). // Вестник Московского университета. Сер. 13: Востоковедение. 1991. № 4. С. 21-28.; Behrens-Abouseif D. The Political Situation of the Copts: 1798-1923 // Christians and Jews in the Ottoman Empire. The Functioning of a Plural Society. Ed. by Braude B. N.Y., London. 1982. P. 185-205.

Например, положения о том, каково должно быть представительство этно-конфессиональных меньшинств в парламенте.

Mohammad Solihin S. Copts and Muslims in Egypt: A Study on Harmony and Hostility. Islamic Foundation (UK). 1991. P. 63-64.

El Khawaga D. The Political Dynamics of the Copts: Giving the Community an Active Role // Christian Communities in the Arab Middle East: The Challenge of the Future. Oxford, 1998. P. 172-190.

Minority Rights Group International: Egypt: Copts [Электронный ресурс на англ.яз.] // Minority Rights Group International: Homepage. - http:// www.minorityrights.org. - режим доступа: http://www.minorityrights.org/ 3933/egypt/copts.html, свободный. - Данные соответствуют: Июнь 2008. В эпоху Нассера были изданы два самых известных декрета, направленных против коптских интересов: один предписывал обязательное изучение истории религии в школах, а другой - запрещал немусульманам становиться студентами университета Аль-Азхар.

Около 90% проживающих в Египте коптов - православные.

8 Целью реформы, по словам президента, должно было стать проведение широкомасштабного внутреннего реформирования, а также приведение законодательства страны «в соответствие с текущим этапом национальной истории» Египта. Одним из первых этапов конституционной реформы стали поправки к статье 76 основного документа, в соответствии с которыми следующие выборы президента Египта должны были пройти на альтернативной основе с участием нескольких кандидатов. Египетские власти также пообещали отменить действие закона о чрезвычайном положении, который, по мнению представителей оппозиции, ограничивал права и свободы граждан.

9 Требования некоторых коптских клерикалов сводились к замене выражения «основной документ» на выражение «один из», настаивая на признании за коптами равного с мусульманами права на совершение судопроизводства в соответствии со своими религиозно-правовыми нормами.

10 См.: Pope Shenouda: involvement in debate on constitutional amendments destabilizes homeland [Электронный ресурс на англ.яз.] // Modernizing the Constitution in Egypt. - http://constitution.sis.gov.eg. - режим доступа: http:// constitution.sis.gov.eg/en/new152.htm, свободный.

11 Pope Shenouda, 71 archbishops support Mubarak's nomination [Электронный ресурс на англ.яз.] // ArabicNews.com. - http://www.arabicnews.com. - режим до-

7

ступа: http://www.arabicnews.com/ansub/Daily/Day/050730/2005073022.html, свободный. - Данные соответствуют: 30 июля 2005.

12 См.: Shahine G. More than semantics [Электронный ресурс на англ.яз.] // Al-Ahram Weekly. http://weekly.ahram.org.eg. - режим доступа: http:// weekly.ahram.org.eg/2007/829/eg7.htm, свободный. - Данные соответствуют: 25-21 января 2007, №829.

13 См.: Shukry N. Never a culprit caught [Электронный ресурс на англ.яз.] // U.S. Copts Association. - http://www.copts.com. - режим доступа: http://www.copts. com/englishl/index.php/2008/12/28/never-a-culprit-caught, свободный. - Данные соответствуют: 28 декабря 2008.

14 См.: Civil Society and Democratization in the Arab World: The Khaldun Center for Development Studies. 2007 Feb. Vol. 3. № 146.

15 См: Samaan M. Copts call for Church reform, greater role for secularists [Электронный ресурс на англ.яз.] // Daily News Egypt. - http://w.thedailynews-egypt.com. - режим доступа: http://www.thedailynewsegypt.com/article.aspx? ArticleID=3961, свободный. - Данные соответствуют: 15 ноября 2006.

16 См.: Secular Copts Aim for Citizenship, not Church Reform [Электронный ресурс на англ.яз.] // Coptreal: News Observation Network. - http://coptreal.com. - режим доступа: http://coptreal.com/ShowSubject.aspx?SID=6316, свободный. -Данные соответствуют: 26 июня 2008.

17 См.: Paris Declaration on November 8, 2008 [Электронный ресурс на англ.яз.] // Copts United: A Site for All Egyptians - http://www.coptsunited.com. - режим доступа: http://www.coptsunited.com/confres/confres.php?subaction=show-full&id=1226914784&archive=&start_from=&ucat=2&, свободный. - Данные соответствуют: 17 ноября 2008.

18 См. например: International Coptic Community Petitions. President Bush to Promote Democratic Reform, Coptic Rights in Egypt [Электронный ресурс на англ.яз.] // U.S. Copts Association. - http://copts.com. - режим доступа: http://copts.com/english1/index.php/2005/03/18/international-coptic-commu-nity-petitions-president-bush-to-promote-democratic-reform-coptic-rights-in-egypt, свободный. - Данные соответствуют: 18 марта 2005.

19 Так, в резолюции, принятой по итогам Второй международной коптской конференции в Вашингтоне 16-19 ноября 2005 г., говорится о «едином демократическом Египте, в котором все граждане, как мусульмане, так и копты, равны между собой и в котором любой другой компромисс по этому поводу быть не может». См.: Second International Coptic Conference. Washington, DC. November 16-19, 2005 [Электронный ресурс на англ.яз.] // Copts United. -http://www.copts-united.com. - режим доступа: http://www.copts-united.com/ Copts_United_N/Resolutions/rw_en.htm, свободный.

См.: American Coptic Union Calls for U.S. Sanctions Against Egypt [Электронный ресурс на англ.яз.] // ChristianNewsWire. - http://www.christian-newswire.com. - режим доступа: http://www.christiannewswire.com/news/ 367392535.html, свободный.

20

21 См.: U.S. concerns over Egyptian reforms [Электронный ресурс на англ.яз.] // BBC News - Middle East. - http://news.bbc.co.uk. - режим доступа: http:// news.bbc.co.uk/1/hi/world/middle_east/6492657.stm, свободный. - Данные соответствуют: 25 м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.