И.А. Царегородцева
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ КОПТСКОЙ ОБЩИНЫ И ВЛАСТЕЙ ЕГИПТА
Начавшийся в 1970-х годах процесс «возрождения ислама» в Египте, в течение которого государство оказывало самую широкую поддержку исламскому фактору, привел к резкому ухудшению взаимоотношений между мусульманами и христианами этой страны. В то время как интересы мусульман поддерживались на государственном уровне, другим этнорелигиозным меньшинствам очевидно недоставало представительства во власти. Это положило начало политизации самой многочисленной этнорелигиозной общины Египта - коптов, которые по разным оценкам составляют от 5 до 20% всего населения. Главным центром силы для коптов и выразителем их интересов является Коптская православная церковь, в особенности ее нынешний глава - Папа Шенуда III. Вместе с тем, церковь не может и не хочет исполнять роль настоящего политического игрока, поэтому в последнее время в Египте и за его пределами стали появляться светские коптские организации, которые, в отличие от папы Шенуды III, зачастую отстаивают интересы коптов в более жесткой форме. Возникновение и оформление «альтернативного» коптского фронта должно стать серьезным предупреждением для египетских властей. Это говорит о том, что, вопреки принципиальной отрешенности КПЦ от государственных дел, уровень политизации коптской общины за последние годы заметно вырос. Если эти процессы будут усиливаться, уже в скором времени Египет может оказаться в ситуации, когда этноконфессиональ-ное меньшинство будет выдвигать политические требования. Это заметно осложнит положение властей, которые действуют в условиях, когда ислам признан государственной религией Египта, а шариат - основным источником законодательства.
Ключевые слова: Египет, копты, политика, религия, этнорелигиозные меньшинства.
© Царегородцева И.А., 2010
Копты, основное этноконфессиональное меньшинство в Египте, составляют по разным оценкам от 10 до 20% всего населения страны. В отличие от многих других религиозных меньшинств арабского Востока, копты долгое время редко проявляли свою политическую активность, однако в последние десятилетия ситуация стала меняться. Изменился и характер отношений коптской общины и власти Египта - они стали гораздо менее стабильными, чем в предыдущие годы. Период демократизации, который переживает сейчас эта страна, должен определить, какими должны быть эти отношения в ближайшие годы. От этого во многом зависит и будущее самого Египта.
Причины и этапы политической активности коптов. Отношения коптской общины и египетских властей на современном этапе невозможно осмыслить вне исторической перспективы. Особая роль в понимании этого явления отведена процессу политизации коптов, который положил начало их активному приобщению к государственным процессам.
Начало политизации коптов некоторые отечественные и зарубежные ученые относят к рубежу Х1Х-ХХ столетий, когда коптская община включилась в общеегипетское национально-освободительное движение и борьбу за независимость Египта от колониальной власти Великобритании1. До этого политическая и гражданская активность коптов почти никак не проявлялась. Их занятость преимущественно в сферах торговли, финансов и на административной работе предопределила отсутствие их интереса к «непрофильной» сфере - политике.
Отсутствие четких конфессиональных линий разделения между коптами и мусульманами в повседневной жизни предопределило то, что становление политической и гражданской активности коптов и мусульман Египта происходило примерно в одно и то же время. Поэтому в конце XIX в. копты наряду с мусульманами достаточно быстро включились в национально-освободительное движение в Египте, поднятое полковником Ораби-пашой. Однако по причине того, что у коптов того времени еще не сложились какие-то особые общинные интересы, сразу после обретения Египтом независимости в 1922 г. их политическая активность была заметно снижена.
Тридцатилетие развития Египта после обретения независимости (1922-1952 гг.) был относительно благоприятным периодом для коптской общины. Принятая в 1923 г. первая конституция независимой страны уделяла большое внимание статусу и правам меньшинств. Копты пытались участвовать в обсуждении ряда конституционных положений, касающихся их прав2, но выступали
исключительно от имени общеегипетских организаций, в которых были представлены как христиане, так и мусульмане3.
Благодаря активному развитию сети образовательных учреждений при коптских церквях в 1940-х годах было положено начало процессу, получившему название «Коптское обновление». Это было движение, которое включило в себя весь спектр религиозной, культурной и общественно-экономической деятельности, направленной на поддержку и укрепление общинного духа коптов. Этим процессам оказывали поддержку и египетские власти4.
Революция 1952 г. во главе с организацией «Свободные офицеры» и распространение в Египте панарабистских идей были восприняты коптами неоднозначно. Представители среднего класса и бедноты приветствовали объявленные главой революционеров Гамалем Абдель Нассером (1954-1970) национализацию и аграрную реформу, однако люди, принадлежавшие к элите, в том числе и копты, потеряли в результате этих процессов около 75% своей собственности, что вызвало с их стороны большое недовольство политикой новых властей5. Республиканские власти, кроме того, несмотря на объявленные принципы панарабизма и построения единой египетской нации, так и не наделили коптское меньшинство обещанными правами, а некоторые, напротив, даже урезали6.
Политика «открытых дверей» при президенте Анваре Садате (1971-1981) ускорила и усугубила социальное расслоение общества, привела к первым серьезным столкновениям мусульман и коптов. Копты, как и представители других религиозных меньшинств на мусульманском Востоке, составляли большую часть ростовщиков в Египте, были активно задействованы в финансовой сфере. В условиях кризиса гнев и недовольство нищавших слоев населения, большую часть которого представляли мусульмане, нередко были направлены против тех, кто имел доступ к финансам, в том числе и против коптов.
Поддержка Садатом исламистских сил и движений в борьбе против левых сил и нассеристов вывела на авансцену политической жизни Египта организации исламистского толка, многие из которых придерживались радикальных взглядов («Аль-Джихад», «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра»). Нередко копты наряду с представителями других религиозных меньшинств становились объектом критики активистов этих организаций, выступали в роли виноватых в том, что происходило обнищание населения.
Египетские власти поначалу не оказывали сильного противодействия этому поиску «козла отпущения» вне мусульманской уммы. Поиск внутреннего врага позволял «выпустить пар» части мусульманского населения и отвлекал его от критики государ-
ственной политики. Основной формой атаки мусульманских экстремистов на представителей конфессиональных меньшинств были поджоги имущества и мест отправления культа, избиения, драки, иногда убийства.
Появление новых организаций исламистского толка, частичная «реабилитация» властями старых движений (наиболее популярным и многочисленным среди которых была Ассоциация «Братья-мусульмане») и начавшаяся впервые при Садате поляризация египетского общества по конфессиональному признаку подталкивали коптов к более тесной кооперации внутри своей общины. Столкновения же с мусульманами и поддержка исламского фактора в политике на государственном уровне диктовали необходимость более активной защиты коптами своих гражданских и политических общинных прав.
Единственным центром, способным сплотить вокруг себя коптов, была Коптская православная церковь (КПЦ).
Церковь и государство. КПЦ отведена значительная роль в жизни коптской общины. Она представляет около 90% христианского населения страны7, является для него самым главным связующим институтом. Авторитет КПЦ также простирается и за пределами православной коптской общины. Так, функционирующие в среде коптов светские организации, несмотря на позиционируемое ими «инакомыслие», тем не менее стремятся получить благословение и одобрение своей деятельности со стороны главы церкви. Фигура нынешнего патриарха КПЦ Папы Шенуды III также пользуется большим уважением среди представителей мусульманского духовенства и властей Египта.
Начиная с 1970-х годов роль КПЦ в жизни коптской общины и государства усиливалась. Начало этому процессу было положено в период правления А. Садата. В условиях роста напряженности в отношениях между коптами и мусульманами КПЦ выступила не только как представитель интересов коптского меньшинства, но и как медиатор в межконфессиональных противоречиях. Позиция церкви, направленная на поддержку межобщинного духа в Египте, не могла встретить активного сопротивления со стороны властей, поэтому усиление роли КПЦ в этот период шло естественным образом.
Этому процессу способствовало также еще как минимум одно важное обстоятельство. На волне садатовской политики «открытых дверей» вместе с приходом в Египет западных компаний и предприятий в стране стали активно распространяться модернистские настроения, происходило активное приобщение египетской элиты к нормам жизни западного общества потребления.
Подобные перемены в образе жизни обернулись общей деморализацией и секуляризацией египетской интеллигенции, государственных управленцев, а также молодежи. Религиозные институты и организации Египта постепенно стали терять влияние над этой растущей массой «модернистов». Не поддающееся контролю идейное брожение в египетском обществе представляло опасность и для властей.
Усилия КПЦ по предотвращению деморализации и секуляризации общества были поддержаны властями. Это способствовало укреплению авторитета церкви и привело к ее более глубокой вовлеченности в гражданские и государственные процессы.
Несмотря на усиление своей роли в жизни коптской общины за последние годы, КПЦ по-прежнему остается центром преимущественно конфессионального и социального, а не политического, представительства интересов египетских христиан. Это связано прежде всего с принципиальным нежеланием папы Шенуды III и его окружения вмешиваться в политическую борьбу в стране, а также потерять ресурс доверия со стороны властей. Кроме того, вмешательство КПЦ в политическую жизнь страны может «поссорить» церковь с исламскими институтами и авторитетами. Допустить это в условиях необходимости активного поиска решения непрекращающихся коптско-мусульманских конфликтов было бы неправильным.
Инициированные Х. Мубараком (1981 - по настоящее время) в 2005-2007 гг. конституционные реформы стали важным этапом не только в политической жизни Египта, но и в отношениях КПЦ и властей8. Первые за последние тридцать с лишним лет серьезные изменения конституции породили в среде коптского православного духовенства разговоры о необходимости внесения поправок к статье 2 основного документа страны, согласно которой шариат является основным источником законодательства9. Однако глава КПЦ заявил, что не будет участвовать в спорах по поводу дальнейшего изменения конституции10. Он также официально поддержал кандидатуру Х. Мубарака накануне первых в истории республиканского Египта альтернативных президентских выборов11, тем самым вновь подтвердив, что церковь по-прежнему не намерена вмешиваться в политику.
Позицию главы КПЦ разделило не все коптское православное духовенство. Одним из наиболее ярких сторонников внесения поправок в статью 2 конституции Египта стал официальный пресс-секретарь церкви отец Маркос. В начале 2007 г. он потребовал от властей изменить роль шариата в египетском законодательстве, превратив его из «основного источника» в «один из источников»
регулирования правовых норм. Его инициатива была поддержана некоторыми представителями коптской интеллигенции и правозащитниками12.
Во избежание раскола церкви и общины прихожан по политическим мотивам, а также ради сохранения относительно ровных отношений церкви и власти папа Шенуда III отстранил отца Марко-са от занимаемой им должности.
Таким образом КПЦ удается сохранить относительный паритет в своих отношениях с властями, а позиция принципиального невмешательства в большую политику, которой придерживается глава церкви и которую, соответственно, разделяет большая часть православных коптов, пока нейтрализует возникшее напряжение. Вместе с тем стоит понимать, что огромную роль в этом играет фигура нынешнего главы КПЦ. С его уходом, если египетские власти не пойдут на определенные уступки требованиям коптской общины, отношения церкви и государства могут обостриться.
Зарождение секулярных коптских движений. В коптской общине существуют иные институты выражения их интересов, которые придерживаются сходных с отцом Маркосом позиций. Как правило, они имеют светский характер и притягивают к себе наиболее политизированных представителей христианского меньшинства, не согласных с политикой невмешательства КПЦ в государственные дела. Между тем секулярные коптские движения никогда не были в прямой оппозиции Шенуде III, а, критикуя тактику невмешательства церкви в межобщинный конфликт и государственные дела, они никогда не ставили под сомнение авторитет папы среди коптов.
Одним из самых активных светских движений коптов в Египте является Секулярный коптский фронт (СКФ) во главе с его генеральным секретарем Камалем Захером. Главное в политике СКФ -несогласие с тактикой невмешательства КПЦ в государственные дела, а также общественная и гражданская активность ее участников в отношении защиты основных прав и свобод человека. Вместе с тем, несмотря на слово «секулярный» в названии этого движения, его активисты не являются сторонниками отделения церкви от государства. Кроме того, среди «симпатизирующих» СКФ есть не только египтяне-копты, но и египтяне, исповедующие ислам.
Упоминания о СКФ стали появляться в египетской прессе относительно недавно - примерно тогда же, когда власти объявили о начале конституционной реформы (2005-2006 гг.). В отличие от папы Шенуды III позиция Камаля Захера в отношении коптско-мусульманских противоречий более жесткая. По словам лидера СКФ, мусульмане являются подстрекателями конфликтов, а мера
их наказания не соответствует уровню их вины13. Резкое же усиление радикальных настроений среди мусульман должно поставить вопрос о необходимости пересмотреть статью 2 конституции Египта, потому что мусульмане используют ее в качестве оправдания актов дискриминации коптского меньшинства, считает Захер. Кроме того, по его мнению, принятие поправок к этой статье основного документа страны ускорит модернизацию политической системы14.
Деятельность СКФ не ограничивается защитой прав коптского меньшинства. В 2008-2009 гг. стали происходить определенные изменения в тактике этого движения. Если раньше активисты СКФ призывали к реформам внутри Коптской православной церкви15, то в 2008 г. на ежегодной конференции, устроенной под эгидой СКФ, основной темой было развитие гражданских прав в египетском обществе, а также связь между гражданством и религией. Примечательно, что среди участников конференции были не только копты, но и мусульмане16. Таким образом, сфера деятельности СКФ за последнее время расширилась, и теперь, помимо инициатив, связанных с интересами коптской общины, его активисты выдвигают также и общегражданские требования.
Несмотря на то что СКФ пока не претендует на роль альтернативного КПЦ коптского института, сам факт и время его возникновения говорят о том, что в среде коптов назрела необходимость перехода к активному отстаиванию интересов, а следовательно, к новому этапу взаимоотношений коптской общины и властей. Этот новый этап должен отличаться от предыдущего более тесным взаимодействием по всем текущим вопросам, затрагивающим интересы религиозных меньшинств Египта.
Копты-эмигранты и их давление на власть в Египте. Помимо КПЦ и СКФ, координационные центры которых находятся в Египте, существуют также и зарубежные общественные движения коптских эмигрантов. Наиболее известные центры таких движений находятся в США (U.S. Copts Assosiation, The Free Copts) и в Великобритании (UK Copts, United Copts of Great Britain). Существует также Европейский союз коптских организаций по защите прав человека) European Union of Coptic Organizations for Human Rights - EUCOHR), в который входят коптские объединения из европейских государств17. Основные задачи этих зарубежных коптских организаций - привлечь внимание мирового сообщества к проблемам коптов и подтолкнуть реформы в Египте с помощью внешнего давления на местную власть.
По мнению коптов-эмигрантов, проводимые президентом Му-бараком конституционные реформы носят ограниченный характер
и не способствуют улучшению ситуации с защитой прав и свобод коптского меньшинства в Египте18. Вместе с тем зарубежные коптские активисты не только выступают за совершенствование условий жизни коптского меньшинства, но и пропагандируют общие либеральные ценности для всех граждан Египта вне зависимости от их национальности и вероисповедания19.
Опасаясь быть не услышанными в Египте по причине наличия там политической цензуры, они пытаются оказать давление на Каир через международные институты. Распространена также практика написания писем и петиций о нарушениях прав коптов в Египте в адрес западных руководителей. Так, в 2007 г. Американский коптский союз (American Coptic Union) призвал американское правительство наложить экономические санкции на египетские власти и осудил «симпатизирующего арабам-мусульманам» папу Шенуду III20. Однако никаких санкций за этим не последовало, а реакция Белого дома на проводимые в Египте реформы, в том числе на мартовский референдум о внесении 34 поправок к конституции, была достаточно мягкой21.
Призывы зарубежных коптов к третьим силам вмешаться во внутреннюю ситуацию в Египте и их резкая оппозиция главе КПЦ не находят широкого понимания среди египетских коптов. Копты Египта считают, что дополнительные реформы необходимы, но это должно быть внутренним делом их страны.
К началу XXI в. в коптской общине Египте сложилось два основных центра, по-разному оценивших начавшиеся в 2005 г. конституционные реформы. Коптская православная церковь во главе с папой Шенудой III официально поддержала этот процесс. Члены же секулярных объединений посчитали, что эти реформы никак не коснулись прав и интересов этноконфессиональных меньшинств Египта и потребовали новых поправок к конституции страны.
Возникновение и оформление «альтернативного» коптского фронта на волне внутренних преобразований должно стать серьезным предупреждением для египетских властей. Это говорит о том, что, вопреки принципиальной отрешенности КПЦ от государственных дел, уровень политизации коптской общины за последние годы заметно вырос. Если эти процессы будут усиливаться, уже в скором времени Египет может оказаться в ситуации, когда этноконфессиональное меньшинство будет выдвигать политические требования. Это заметно осложнит положение властей, которые действуют в условиях, когда ислам признан государственной религией Египта, а шариат - основным источником законодательства.
Примечания
См.: Кокарев В.Г. Биконфессионализм в Египте: политический аспект взаимоотношений коптской и мусульманской общин (1900-1990 годы). // Вестник Московского университета. Сер. 13: Востоковедение. 1991. № 4. С. 21-28.; Behrens-Abouseif D. The Political Situation of the Copts: 1798-1923 // Christians and Jews in the Ottoman Empire. The Functioning of a Plural Society. Ed. by Braude B. N.Y., London. 1982. P. 185-205.
Например, положения о том, каково должно быть представительство этно-конфессиональных меньшинств в парламенте.
Mohammad Solihin S. Copts and Muslims in Egypt: A Study on Harmony and Hostility. Islamic Foundation (UK). 1991. P. 63-64.
El Khawaga D. The Political Dynamics of the Copts: Giving the Community an Active Role // Christian Communities in the Arab Middle East: The Challenge of the Future. Oxford, 1998. P. 172-190.
Minority Rights Group International: Egypt: Copts [Электронный ресурс на англ.яз.] // Minority Rights Group International: Homepage. - http:// www.minorityrights.org. - режим доступа: http://www.minorityrights.org/ 3933/egypt/copts.html, свободный. - Данные соответствуют: Июнь 2008. В эпоху Нассера были изданы два самых известных декрета, направленных против коптских интересов: один предписывал обязательное изучение истории религии в школах, а другой - запрещал немусульманам становиться студентами университета Аль-Азхар.
Около 90% проживающих в Египте коптов - православные.
8 Целью реформы, по словам президента, должно было стать проведение широкомасштабного внутреннего реформирования, а также приведение законодательства страны «в соответствие с текущим этапом национальной истории» Египта. Одним из первых этапов конституционной реформы стали поправки к статье 76 основного документа, в соответствии с которыми следующие выборы президента Египта должны были пройти на альтернативной основе с участием нескольких кандидатов. Египетские власти также пообещали отменить действие закона о чрезвычайном положении, который, по мнению представителей оппозиции, ограничивал права и свободы граждан.
9 Требования некоторых коптских клерикалов сводились к замене выражения «основной документ» на выражение «один из», настаивая на признании за коптами равного с мусульманами права на совершение судопроизводства в соответствии со своими религиозно-правовыми нормами.
10 См.: Pope Shenouda: involvement in debate on constitutional amendments destabilizes homeland [Электронный ресурс на англ.яз.] // Modernizing the Constitution in Egypt. - http://constitution.sis.gov.eg. - режим доступа: http:// constitution.sis.gov.eg/en/new152.htm, свободный.
11 Pope Shenouda, 71 archbishops support Mubarak's nomination [Электронный ресурс на англ.яз.] // ArabicNews.com. - http://www.arabicnews.com. - режим до-
7
ступа: http://www.arabicnews.com/ansub/Daily/Day/050730/2005073022.html, свободный. - Данные соответствуют: 30 июля 2005.
12 См.: Shahine G. More than semantics [Электронный ресурс на англ.яз.] // Al-Ahram Weekly. http://weekly.ahram.org.eg. - режим доступа: http:// weekly.ahram.org.eg/2007/829/eg7.htm, свободный. - Данные соответствуют: 25-21 января 2007, №829.
13 См.: Shukry N. Never a culprit caught [Электронный ресурс на англ.яз.] // U.S. Copts Association. - http://www.copts.com. - режим доступа: http://www.copts. com/englishl/index.php/2008/12/28/never-a-culprit-caught, свободный. - Данные соответствуют: 28 декабря 2008.
14 См.: Civil Society and Democratization in the Arab World: The Khaldun Center for Development Studies. 2007 Feb. Vol. 3. № 146.
15 См: Samaan M. Copts call for Church reform, greater role for secularists [Электронный ресурс на англ.яз.] // Daily News Egypt. - http://w.thedailynews-egypt.com. - режим доступа: http://www.thedailynewsegypt.com/article.aspx? ArticleID=3961, свободный. - Данные соответствуют: 15 ноября 2006.
16 См.: Secular Copts Aim for Citizenship, not Church Reform [Электронный ресурс на англ.яз.] // Coptreal: News Observation Network. - http://coptreal.com. - режим доступа: http://coptreal.com/ShowSubject.aspx?SID=6316, свободный. -Данные соответствуют: 26 июня 2008.
17 См.: Paris Declaration on November 8, 2008 [Электронный ресурс на англ.яз.] // Copts United: A Site for All Egyptians - http://www.coptsunited.com. - режим доступа: http://www.coptsunited.com/confres/confres.php?subaction=show-full&id=1226914784&archive=&start_from=&ucat=2&, свободный. - Данные соответствуют: 17 ноября 2008.
18 См. например: International Coptic Community Petitions. President Bush to Promote Democratic Reform, Coptic Rights in Egypt [Электронный ресурс на англ.яз.] // U.S. Copts Association. - http://copts.com. - режим доступа: http://copts.com/english1/index.php/2005/03/18/international-coptic-commu-nity-petitions-president-bush-to-promote-democratic-reform-coptic-rights-in-egypt, свободный. - Данные соответствуют: 18 марта 2005.
19 Так, в резолюции, принятой по итогам Второй международной коптской конференции в Вашингтоне 16-19 ноября 2005 г., говорится о «едином демократическом Египте, в котором все граждане, как мусульмане, так и копты, равны между собой и в котором любой другой компромисс по этому поводу быть не может». См.: Second International Coptic Conference. Washington, DC. November 16-19, 2005 [Электронный ресурс на англ.яз.] // Copts United. -http://www.copts-united.com. - режим доступа: http://www.copts-united.com/ Copts_United_N/Resolutions/rw_en.htm, свободный.
См.: American Coptic Union Calls for U.S. Sanctions Against Egypt [Электронный ресурс на англ.яз.] // ChristianNewsWire. - http://www.christian-newswire.com. - режим доступа: http://www.christiannewswire.com/news/ 367392535.html, свободный.
20
21 См.: U.S. concerns over Egyptian reforms [Электронный ресурс на англ.яз.] // BBC News - Middle East. - http://news.bbc.co.uk. - режим доступа: http:// news.bbc.co.uk/1/hi/world/middle_east/6492657.stm, свободный. - Данные соответствуют: 25 м