Научная статья на тему 'Исторические реалии и перспективы взаимоотношения церкви и государства в Египте'

Исторические реалии и перспективы взаимоотношения церкви и государства в Египте Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
540
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПТЫ / МУСУЛЬМАНЕ / МЕНЬШИНСТВО / ГОСУДАРСТВО / ОТНОШЕНИЯ / COPTS / MUSLIM / MINORITY / STATE / RELATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кривец Е. А.

В VII в. христианский Египет был завоеван арабами. С тех пор однородное по религиозному составу население начинает разделяться на христиан и мусульман. Только к XIV в. христиане-копты становятся меньшинством, и с этого времени благополучие коптской общины зависит от отношений с мусульманской властью. Несмотря на непрекращающееся давление на христиан, в XXI в. коптский патриарх занял позицию сохранения «худого мира» какому-либо противостоянию или враждебности с государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL REALITY AND PROSPECTS OF CHURCH AND STATE RELATIONS IN EGYPT

In VII century Egypt was conquered by Arabs. Since the similar religious population has been sharing on Christians and Muslims. Only by XIV century Copts had become the minority and from that time the prosperity of the Copts community has been depending on the Muslim authoritys relations. In spite of the persistent pressure in XXI century the Copts patriarch keeps peace instead of to be opposed to the state.

Текст научной работы на тему «Исторические реалии и перспективы взаимоотношения церкви и государства в Египте»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Е.А. КРИВЕЦ

кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН [email protected] Тел. (495) 679 99 80

ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В ЕГИПТЕ

В VII в. христианский Египет был завоеван арабами. С тех пор однородное по религиозному составу население начинает разделяться на христиан и мусульман. Только к XIV в. христиане-копты становятся меньшинством, и с этого времени благополучие коптской общины зависит от отношений с мусульманской властью. Несмотря на непрекращающееся давление на христиан, в XXI в. коптский патриарх занял позицию сохранения «худого мира» какому-либо противостоянию или враждебности с государством.

Ключевые слова: копты, мусульмане, меньшинство, государство, отношения.

Характерной особенностью церковно-государственных отношений в Египте, начиная с его арабо-мусульманского завоевания, было то, что личность патриарха и сама коптская церковь находились под постоянным контролем властей. Активно участвуя практически во всех сферах жизнедеятельности коптской церкви, власти тем самым обеспечивали себе немалый источник дохода.

Постепенно с годами на ведущую роль внутри коптской церкви и в церковно-государственных отношениях, выдвинулись так называемые «архонты» - состоятельные члены коптской общины, принадлежащие к высшим слоям общества. Начиная с арабского завоевания Египта, коптские «архонты» играли особую роль светского посредника между церковными властями и государственными. Они активно вмешивались в дела церкви, используя египетское правительство. К XVII веку роль «архонтов» сводилась к утверждению кандидата в патриархи. «Архонты» активно противостояли церковному руководству, используя вмешательство официальных властей в церковные дела. Коптское духовенство полностью зависело от их политической и экономической поддержки. Сотрудничество с «архонтами» сулило процветание епископам и их епархиям. И наоборот, противодействие и непримиримость по отношению к «архонтам» даже со стороны патриарха оборачивались большими неприятностями для церковного клира.[1, с. 17]

Коптские «архонты», играя значительную роль внутри своей общины, не могли претендовать на руководящие посты в административном аппарате страны. Этому препятствовало существовавшее в арабский и османский периоды завоевания Египта определенное юридическое неравенство христиан и других немусульман.

Политическое возвышение коптов начинается с эпохи расширения межгосударственных связей

правителей династии Фатимидов с царями Нубии и Абиссинии: торговые и политические отношения с этими государями во многом были завязаны благодаря посредничеству коптских «архонтов». Последующее усиление влияния «архонтов» последовало в результате изменения в расстановке сил внутри общины: по мере того, как ослабевали власть и авторитет патриарха, возрастала роль коптской верхушки.

Утверждение в церковном управлении «аристократического принципа», согласно которому право избрания патриарха перешло от народа к почетным гражданам, с одной стороны, усилило роль «архонтов», с другой - привело к обмирщению церкви.

Пользуясь значительным влиянием внутри коптской общины, «архонты» вплоть до второй половины XVIII в. не имели возможности играть столь же весомую роль за ее пределами. В результате внутреннего и внешнего ослабления Османской империи к середине XVIII столетия коптская община смогла усилить свое влияние. Местные военачальники всех уровней, игравшие ключевую роль в политической жизни египетского эалета, стремились к политике, независимой от Стамбула. Не имея тесных связей с имперскими структурами в Стамбуле, они попытались создать собственную бюрократию из местных христиан.

Так, стремление мамлюкского правителя Али-бея (1760-1773 гг.) ослабить позиции связанных со Стамбулом египетских турок и евреев, его ориентация на расширение коммерческих связей со странами Западной Европы открыли перед христианами возможность занять место в ближайшем окружении правителей провинции.[1, с.17]

Французская колонизация Египта ускорила разрушение традиционной исламской системы взаимоотношений между различными религиозными общинами, начало которой было положено еще в

© Е.А. Кривец

ИСТОРИЯ

конце XVIII в. Это положительно отразилось на социальной жизни коптов.

Социальное возрождение коптской общины началось с преобразовательной политики Мухаммада Али (1805-1849). Разрастание бюрократического аппарата позволило увеличить число служащих-коптов в госучреждениях. Если прежде фискальная и административная власть была сконцентрирована в руках нескольких представителей коптской общины, то при М. Али она стала доступна большему числу коптов во всех египетских провинциях. Постепенная централизация административного аппарата Египта и утверждение права государства на сбор налогов было направлено на ослабление влияния высокопоставленных коптских служащих.

В XIX в. вся структура церковно-государственных отношений в Египте претерпела значительные изменения. Благодаря активному вмешательству европейских держав во внутренние дела Османской империи власти приняли ряд мер в отношении всего иноверческого населения Османской империи, в результате этого вся иерархия религиозных общин в Египте и контактов между ними претерпела изменение. Теперь государство равно относилось ко всем своим разноверным подданным. Та система церковно-государственных связей, в которой коптская община не могла быть равной мусульманской, была разрушена.

В конкурентной борьбе с шариатскими суда-ми1 церковь смогла добиться действия собственной юрисдикции в вопросах, касающихся гражданского права в отношении коптского населения. Это стремление церкви к ограничению прав государства в сфере церковного законодательства было признано египетским государством: церковь стала иметь право оспаривать постановления законодательных и исполнительных ветвей власти. Это право не ограничивалось вопросами статуса церкви, сюда входили вопросы вакуфного имущества, образования, официальные праздники и т.п..

С середины XIX в. коптская церковь начинает играть активную роль в социальной жизни общества, участвуя в решении многих юридических и политических вопросов. Стремление коптской церкви в XIX веке к независимости в принятии решений об установлении международных контактов и межцерковных связей (с Россией) было остро воспринято правителями Египта и, по всей видимости,

1 Шариатский суд - орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. На протяжении веков шариатский суд были основным институтом, применявшим мусульманское право. До XIX в. они занимали центральное место в судебных системах исламских стран. В настоящее время в ряде из них (напр., в Египте, Тунисе, Ливии) ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих странах сохраняются или вновь создаются самостоятельные шариатские суды.

привело к гибели коптского патриарха Кирилла IV. Связанные с жизнью и деятельностью этого патриарха события подтверждают тот факт, что египетские власти были не готовы принять заявление церкви в своей социально-политической самостоятельности. Однако уже сам этот факт указывал на принципиальное изменение роли и места церкви в структуре египетской государственности в XIX в. [1, с. 21]

Укрепляются позиции патриарха и как религиозного, и как светского лидера коптской общины. Главная причина усиления роли патриарха - появление сильной личности в лице нового патриарха Папы Кирилла V(1874-1927гг.). Во время английской колонизации Египта, которая продлилась до 50-х годов XX века, копты, так же как и мусульмане, имели равные права перед колониальными властями. Однако традиционная британская колониальная доктрина «разделяй и властвуй» привела к росту межконфессиональной напряженности в Египте в начале XX века. Патриарх Кирилл V, с одной стороны, стремился сохранить нейтралитет в отношениях с английской администрацией, считая усиление иностранного влияния причиной возникших проблем с общиной, с другой - он с беспокойством наблюдал рост социально-политической активности «элиты». Однако, в 1919 г. в восстании против англичан коптские священники призывали свою паству бороться за свободу вместе с мусульманами. Так было положено начало формирования национального единства египтян. Шестидневная война Египта с Израилем в 1967 г. еще раз объединила мусульман и коптов. В тот напряженный период папа Кирилл VI и шейх аль-Азхара Хасан Мамун объединили свои усилия в борьбе с общим врагом.

Усиление позиции церкви в государстве позволило самой церкви решить вопрос о власти с «архонтами». В 1874 г. создается коптский Общинный Совет как связующее звено между церковью и правительством. Выборный коптский Совет как внецерковный орган в коптской церкви действует с 1883 г

К концу XIX века вмешательству коптской верхушки во внутренние дела церкви было оказано открытое противодействие. Патриарх Кирилл V активно противостоит не только деятельности Общинного Совета, но и самому факту его существования. Основная опасность учреждения Общинного Совета состояла, по мнению Кирилла V, в передаче ряда церковных полномочий в руки паствы.

В XX борьба за власть между коптскими патриархами и «архонтами» продолжилась. Следующий после Кирилла V патриарх папа Иоанн XIX (192832), пытаясь решить вопрос взаимоотношений между Советом и церковью, организовал комитет из

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

двух епископов и трех юристов, ответственных как перед Советом, так и перед духовенством. Однако со смертью папы комитет был распущен.

Камнем преткновения становится контроль за средствами церковного имущества. Все патриархи, рукоположенные в XX столетии, пытаются найти компромисс с Общинным Советом в этом вопросе, предлагая различные варианты совместного контроля и распределения средств. Так, папа Макарий III (1942-45) попытался создать комитет, избираемый Советом с одобрения патриарха, который бы распределял доходы на образование монахов. Предложение о частичном контроле над средствами не устроило Совет, и предложение патриарха не было принято. Папа Иосиф II (1946-56), вступая на престол, пообещал передать контроль над всеми средствами Совету, но не сдержал своего обещания. Высокий уровень коррупции среди духовенства во время его правления привел к недовольству в общине. В результате оказанного на него давления и вопреки канонам коптской церкви патриарх отказался от престола. Последовавшее затем покушение на него со стороны богатой верхушки коптской общины лишь раз продемонстрировало уровень коррумпированности внутри общины. Отношение общины к патриарху как к лицу светскому и к занимаемому им престолу как источнику власти и денег показало, таким образом, обмирщенность высших кругов общества коптов. Последующие события в коптской общине стали следствием такого отношения к вере и церкви.

В 60-е годы все права и функции Совета перешли в руки египетского правительства. Доходы коптов оказались в ведении госкомитета новой власти [2, с. 74]. Но именно в это время, когда в стране пала монархия, когда у коптов отобрали права, начинается эпоха возрождения коптской церкви, ознаменовавшаяся реформами патриарха Кирилла VI (1959-71).

В 1973 г. правящий патриарх Шенуда III нашел выход их затянувшегося конфликта между Советом (то есть светской властью) и церковной администрацией. Патриарх возглавил ежемесячно созываемый Совет, а всю деятельность Совета разделил по сферам деятельности на шесть подкомитетов, в сферу которых вошли вопросы общественных отношений, строительство, финансы, сельскохозяйственное развитие, законодательство, образование. Он привлек женщин к работе в Совет, с 1991 г. они помогают патриарху в работе Совета. Шенуда призвал мирян каждого прихода активнее участвовать в управлении и деятельности их округа. Жестко ограничив вмешательство мирян в управление церковью, патриарх оставил верующим право свободно высказывать свою точку зрения.

Состояние церковно-государственных отношений как любых внешних связей и отношений зависит от внутреннего духовного состояния церкви и общины коптов. Уровень духовности коптов, правда, не сразу, не непосредственно, часто проявлялся на том экономическом положении, которое занимали копты в государстве. Внутриполитическая и социально-экономическая ситуация Египта имела вторичное влияние на их положение. Основными внешними факторами, влиявшими на церковно-государственные отношения, были факторы, связанные с религиозно-демографическим статусом коптов.

Со свержением монархии в Египте в середине XX в. и с приходом к власти Г.Насера наступает кратковременный расцвет церковной жизни коптов. Выбранный правительством Египта курс на строительство социализма и нейтральное отношение к религии дали возможность коптам возродить необходимые формы церковной жизни: был открыт Институт коптских исследований, воскресные школы, семинарии.

Уникальность ситуации Египта заключается в том, что коренное население страны разделено по религиозному признаку на мусульман и христиан. В 1971 г. пять коптских епископов предложили внести уточнение в современное законодательство Египта, в котором ислам утверждался единственной государственной религией. «В стране, где часть коренного населения исповедует христианство, это положение служит разъединению граждан по религиозному признаку и негативно влияет на единство страны. Государство, которое декларировало равные права всем гражданам, автоматически превращает представителей другой религии в граждан второго класса. Священники предложили дополнить статью конституции «ислам - государственная религия» необходимым условием: «И государству известно, что коптская церковь в Египте - национальная церковь». [3] Правительство не отреагировало на обращение какими-либо законодательными актами.

Отношение к коптской церкви резко изменилось с приходом к власти президента Анвара Садата, поддержавшего радикальные исламские силы. Под их влиянием усиливается давление на христиан. В ответ на антикоптские выступления мусульманских фундаменталистов в конце 1970-х - начале 80-х годов патриарх Шенуда призвал христиан Египта сплотиться и отстаивать свои законные права; наложил запрет на празднование Пасхи в 1980 г.; заручился поддержкой лидеров некоторых государств (Эфиопия, Филиппины) и главами церквей. Деятельность патриарха заставила президента Садата в 1981 году заключить папу Шенуду III под домашний арест в одном из монастырей вплоть до 1985 года, когда под

ИСТОРИЯ

давлением мировой общественности папа Шенуда смог вернуться в Каир.[4, с.205-213] Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела коптской церкви обеспокоило многих христиан в Египте.

В 90-х годах рост мусульманского фундаментализма создал для коптской церкви новые проблемы. Церкви, дома и рабочие места коптов и сами копты подверглись нападениям со стороны исламских групп. После таких нападений и разрушений торговля и производство коптов заметно пришли в упадок. Особенно болезненно община коптов реагировала на насильственное похищение молодых коптских девушек.

Официально правительство демонстрирует терпимость к представителям различных конфессиональных групп, проживающих на территории Египта,2 в том числе и коптам. Власти стремятся показать, что христианское население страны пользуется такими же правами, что и мусульманское большинство. В целях подкрепления данной политики, православное Рождество, отмечаемое 7 января, начиная с 2003 г. объявлено властями Египта официальным праздником и выходным днем. Папа Александрийский, патриарх Престола Святого Марка Шенуда III назвал данное решение президента Египта Хосни Мубарака «смелым и мудрым». А местная пресса и вовсе назвала этот шаг «историческим». На Рождественском богослужении 2003 г. в кафедральном соборе Святого Марка в Каире присутствовал секретарь по политическим вопросам правящей Национал-демократической партии (НДП) Египта сын президента Гамаль Мубарак, а также некоторые члены египетского правительства. Этот шаг должен был продемонстрировать солидарность египетского общества, признающего коптский праздник как всеегипетский.

В 1996 г. министерство вакфов возобновило работу комитета по сохранению религиозного доверия, созданного в 1952 г., для обсуждения вопросов с коптской церковью. Вопрос о захвате правительством примерно 1 500 акров земли, принадлежащей церкви и переданной Министерству Вакфов, по рекомендациям комитета разрешился в пользу церкви. Возвращено уже 800 акров земли, и комитет продолжает требовать возврата остальной конфискованной собственности [3, с.12].

Вопросы современного статуса монастырей Египта, их реконструкции, статуса земель вокруг

2 Правительство признает только три основные религии: ислам, христианство, иудаизм, преследует представителей других вероисповеданий, а также политические партии, базирующиеся на религии.

монастырей - все эти проблемы обсуждались на симпозиуме, состоявшемся в 2002 г. в монастыре св. Бишой (пустыня Вади ан-Натрун). Так как в прошлом большая часть монастырей возводилась в пустынях, то земля вокруг монастырей ни за кем не закреплялась. С появлением новых технологий стала проводиться активная распашка и мелиорация пустыни. Участились земельные конфликты между монахами и государством.3 Через некогда безводную пустыню Вади ан-Натрун, где находятся несколько коптских монастырей, пролегла скоростная трасса Каир-Александрия, кроме того, здесь постоянно проводятся военные учения. Пренебрежительное отношение военных к монахам приводят к всё более частым конфликтам между ними. «Кольцо цивилизации сжимается вокруг монастырей, спасительных мест становится все меньше», - жалуются монахи. Эти проблемы заставили коптское священство задуматься о защите близлежащих от монастырей земель.

Взаимоотношения коптского Папы Шену-ды III и главного шейха Аль-Азхара Сейеда Мухаммеда Тантауи проникнуты взаимопониманием и взаимоуважением. Оба часто выступают с заявлениями по наиболее актуальным проблемам внутренней и внешней политики. В 1999 году оба религиозных лидера Египта - Шейх Тантауи и папа Шенуда III - приветствовали избрание Хосни Мубарака на пост президента Египта на очередной шестилетний срок. Тантауи и Шенуда III не раз выражали поддержку палестинскому народу и признавали право палестинцев на сопротивление израильской оккупации. Политические заявления представителей христианских общин лишний раз демонстрируют, что протест против американского влияния в регионе и израильской оккупации арабских земель не носит исключительно мусульманский характер, как это стремятся объяснять некоторые средства массовой информации.

Несмотря на все случаи дискриминации коптов, Папа Шенуда отрицает существующее преследование коптов со стороны правительства Египта. В этой ситуации Папа Шенуда мудро занял позицию сохранения «худого мира» какому-либо противостоянию или враждебности с государством.

3 В августе 2003 г. монахи монастыря св. Антония, находящегося в отдаленной восточной пустыне, вышли на защиту стен монастыря. 100 человек из службы безопасности и несколько бульдозеров были присланы губернатором провинции Красного моря, чтобы разрушить монастырскую стену, прилегавшую к государственной земле. В результате переговоров правительство согласилось продать землю, прилегающую к монастырю.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Фурсова Е.Н. Коптская церковь в системе государственно-религиозных отношений в Египте. Конец XVIII - начало XX вв., автореферат дисс. к.и.н., СПб, 2004.

2. Meinardus, Otto F.A. “Two Thousand Years of Coptic Christianity”, The American University in Cairo Press, 2000, 344 p.

3. «Country Reports on Human Rights Practices -2000. Egypt» US Department of State, February 23, 2001. www.state. gov/g/drl/rls/hrrpt/2000/nea/index.cfm?docid=784

4. Karas, F.Shawky. The Copts since the Arab Invasion: Strangers in their Land. Jersey City. NJ, 1985.

E.A. KRIVETS

HISTORICAL REALITY AND PROSPECTS OF CHURCH AND STATE RELATIONS IN EGYPT.

In VII century Egypt was conquered by Arabs. Since the similar religious population has been sharing on Christians and Muslims. Only by XIV century Copts had become the minority and from that time the prosperity of the Copt’s community has been depending on the Muslim authority’s relations. In spite of the persistent pressure in XXI century the Copts patriarch keeps peace instead of to be opposed to the state.

Key words: Copts, Muslim, minority, state, relation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.