Научная статья на тему 'Женское движение в арабских странах'

Женское движение в арабских странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
530
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМ / ЖЕНЩИНА / СЕМЬЯ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВА ЖЕНЩИН / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / БРАК / ЗАКОН / ЛИЧНОСТЬ / ОБЯЗАННОСТЬ / ISLAM / WOMAN / FAMILY / SOCIETY / STATE / WOMEN'S RIGHTS / ACTIVITY / EDUCATION / MARRIAGE / LAW / PERSONALITY / DUTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казина Татьяна, Магала Алина

В статье рассматривается проблема движения женщин в арабском современном и классическом мире. Раскроем её важность в таких понятиях, как семейная жизнь , образование, общество и государство. А так же мы узнаем, почему мусульманка является низшим звеном. Основное внимание в данной статье уделено женскому полу , так как в арабском мире иное отношение к девушкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S MOVEMENT IN ARAB COUNTRIES

The article deals with the problem of women's movement in the Arab modern and classical world. We will reveal its importance in such concepts as family life , education, society and the state. And also we learn, why the Muslim woman is the lowest link. The main attention in this article is paid to the female sex, as in the Arab world a different attitude to girls.

Текст научной работы на тему «Женское движение в арабских странах»



Казина Татьяна, Магала Алина

Кубанский государственный аграрный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10694

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ

Kazina Tatyana, Magala Alina

WOMEN'S MOVEMENT IN ARAB COUNTRIES

Аннотация:

В статье рассматривается проблема движения женщин в арабском современном и классическом мире. Раскроем её важность в таких понятиях, как семейная жизнь , образование, общество и государство. А так же мы узнаем, почему мусульманка является низшим звеном. Основное внимание в данной статье уделено женскому полу, так как в арабском мире иное отношение к девушкам.

Abstract:

The article deals with the problem of women's movement in the Arab modern and classical world. We will reveal its importance in such concepts as family life , education, society and the state. And also we learn, why the Muslim woman is the lowest link. The main attention in this article is paid to the female sex, as in the Arab world a different attitude to girls.

Ключевые слова: Ислам , женщина, семья , общество , государство, права женщин, деятельность, образование, брак, закон, личность , обязанность.

Keywords: Islam, woman, family, society, state, women's rights, activity, education, marriage, law, personality, duty.

Большая часть мусульман - женщины, которые продолжают строго соблюдать принятые традиционные мусульманские нормы поведения. Между тем, дискриминация женщины в мусульманском обществе является не только единицей его цивилизованности, но и свидетельством резерва его эволюционного прогресса, определяющим ракурс преобразований. В современной западной и зарубежной научной литературе имеется множество исследований, посвященных теме: « Женское движение в арабских странах». Целью нашего исследования является изучение наиважнейших статусов, высказывающих положение женщины в исламе, его формально-правовые нестандартны и характер в современных условиях. Объектом исследования представляется позиция женщины в семье, обществе и государстве в странах и регионах традиционного разнесения ислама.[1]

Наверно, самой важной социальной группой для арабской женщины является семья. Семейная жизнь — это нечто иное, чем социальная жизнь. В природе наблюдается замысел, согласно которому человек и некоторые виды животных чувствуют естественную тягу к семейной жизни, созданию домашнего очага и производству потомства. Представительница, в большинстве случаев, снята с возможностей социального самовыражения вне семейства, а в семье находится в подчиненном положении. Она хорошо знает, что мужчина хозяин в доме и несет добросовестность за семью, а также знает, что живет за счет супруга. Даже в городе лишь у меньшей части женщин есть самостоятельная зарплата. Многие мусульманки вырастают в потребности и живут в ней всю жизнь, предвкушая на

счастливый случай. И разражаясь укорами мужу, жена обычно преданно несет свою ношу. На взгляд европейцев, мусульманская женщина всегда казалась более угнетенным созданием, чем она была в действительности. Когда в доме собирались мужчины, ни одна из женщин к ним не выходила. Лишь мать семейства в исключительных случаях могла приветствовать их. Чем богаче и аристократичнее семья, тем больше ограничений было на передвижение супруги главы дома. [2]

В «Новой женщине» К. Амин изложил программу раскрепощения мусульманки, резко осудив порядки, освященные шариатом. Свои требования он сформулировал следующим образом: запрещение полигамии (многоженства); ограничение права мужчины на развод; образование женщины; уничтожение хиджаба (чадры); гарантии права женщины на труд. [3]

Говоря о разводе, закон, в соответствии с которым женщины получили право инициировать бракоразводный процесс, мотивировал его несовместимостью характеров и невозможностью дальнейшего совместного проживания. Правда, в этом случае сохраняется существенная оговорка: женщина должна вернуть махр, т. е. выкуп, который будущий муж в свое время уплатил родителям невесты. По старому закону мужчинам предоставлялось субъективное и абсолютное право развода с женой, тогда как женщинам приходилось преодолевать большие препятствия, чтобы получить развод через суд и добиться решения об алиментах Женщине, подающей на развод, нужно было еще доказать факты плохого обращения со стороны мужа. В 2000

г. Женщины арабских стран впервые получили паспорта, и Верховный суд поддержал право замужних женщин выезжать за границу без согласия и сопровождения супруга (или отца и брата). Активисты движения в защиту прав женщин назвали это решение великой победой[4]

Арабский женский пол представляют собой умных и грамотных людей, но никто не мог предположить, что девушки начнут бороться за свои права. Главная роль мусульманок — это материнство. В семье, с позволения мужа женщина все же может заниматься бизнесом, медициной, образованием и участвовать в политической сфере. Так первая жена пророка Мухамеда, занималась торговым делом. Такая деятельность воспринимается обществом негативно. На сегодня жительницы арабского мира желают проявить себя в следующих видах деятельности: журналистика, технологии и медицина. Получается, что мусульманкам разрешена как работа так и учёба. Но многие считают, что это не самое главное в жизни у представительниц арабского общества. Как отмечает Турк С.Н.: «Вопрос об эмансипации женщин во второй половине XIX в. стал острой социальной проблемой, глубоко волновавшей арабскую общественность»[5].

Так власть и женщина — это два разных понятия. Именно поэтому власть не может услышать желание мусульманок, а тем более помочь им. Причиной тому является нестабильный политический режим (желание мужчин властвует над желанием женщин). Есть одно знаменитое литературное произведение Бет Барона "Пробуждение женщин в Египте", где говорится о взаимосвязи между мужем и женой в социальном обществе и политике. Ислам в каждом случае заявляет для мужчины и женщины определенную форму прав, наказаний и обязанностей. Конкретную часть прав он считает более подходящей для мужчины, а другую для женщин. Ислам строго придерживается оскорбительного взгляда на женщину, считая её низшим существом. Женщины были активными участниками движения, приведшего к патриотическому подъему нации; они нередко подвергались преследованиям, избиению и даже расстрелу. [6]

Следовательно, подобные меры направлены только на защиту интересов мужчин. Все законы и установки, введённые ранее XX в., направлены на утверждение того, что мужчина является более возвышенным существом, чем женщина, которая создана только для услаждения мужчины, и что исламское право якобы также действует в ублажения мужчине. Они утверждают, что ислам — это религия мужчин, не считающая женщин полновесными людьми и не предоставляющая им надлежащие для человека права

Призыв к расширению экономических прав и потребностей представительниц арабского мира поставил вопрос о способности женщин улучшить экономику страны и вывести ее из своих кризисов.

Арабские женщины находятся в худшем положении по сравнению с остальными. Потому что уровень участия рабочей силы является самым низким, а уровень безработицы является самым высоким. Большинство женщин ограничены низкоуровневыми рабочими местами и часто занимаются традиционными профессиями или вспомогательными функциями[7]

Женское движение отразило тенденцию общих социальных изменений, а с другой само влияло на эти изменения через постепенное и постоянное воздействие на культуру, формируя новые ценности, потребности и нормы общества. Идеология движения отсутствовала, если под ней понимать концептуально организованную систему представлений, ценностей, идей. Представления как о существующих проблемах женщин, так и о перспективах их решения, были смутны и интуитивны. Цели движения выкристаллизовывались постепенно. С одной стороны, женское движение показывает приверженность социальных перемен, а с другой сама оказывала воздействия на эти перемены через постепенное и постоянное влияние на культуру, развивая новые ценности, влечения и нормы общества. Мировоззрение движения отсутствовало, если под ней понимать философскую систему представлений, задумок и ценностей. Представления как о существующих проблемах женщин, так и о будущем их решения, были неясны и бессознательны. Цели движения определялись постепенно. Женский вопрос был на уровне государственной проблемы, требующей ясных действий правительства. В первую очередь это вопросы труда и занятости женщин.[8] В заключении , хочется отметить , что движение женщин в арабских странах ограничено. В статье можно заметить , что мусульманки являются низшим существом, так как женщина предназначена для семьи. В обществе или в области знаний она не играет важной роли.

Литература:

[1] « Женщина в исламе: история и современность» Бекирова Л.С., Ильченко И.А.

[2] «Правовой статус женщины в исламе» Муртаза, Мутаххари

[3] «Арабское возрождение и женский вопрос в Египте в конце XIX начале XX в.» Турк С.Н.

[4] «Феминистское движение в Египте во второй половине XX в.- начале ХХ! В.: « проблемы и перспективы» Турк Светлана Нальбиевна

[5] «Женское образование в арабских странах» Турк С.В. Чупова А.А

[6] « Участие женщин Египта в революции 1919 года» Турк С.Н.

[7] « Роль женщин в сфере занятости и экономики Египта» Турк С.Н., Реул Ю.Л и Панчёхина М.А.

[8]«Движение за эмансипацию женщин в Египте: начальный этап(вторая половина XIX первая четверть XX в.)» Турк С.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.