Научная статья на тему 'Развод в арабских странах'

Развод в арабских странах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
139
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
брак / развод / отношения / правовые нормы / угнетение / защита прав / правовая регламентация / marriage / divorce / relations / legal norms / oppression / protection of rights / legal regulation

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оксанич Юрий Евгеньевич, Песоцкий Николай Викторович

В этой статье рассмотрены проблемы бракоразводного процесса в арабских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problems of divorce in Arab countries.

Текст научной работы на тему «Развод в арабских странах»

60

VETERINARY SCIENCES / <<Ш^ШетиМ~^®УГМа1>#22146),2©]]9

Оксанич Юрий Евгеньевич

студент 1 курса, факультет «Агрохимии и Защиты растений» Кубанский государственный аграрный университет, Россия, г. Краснодар

Песоцкий Николай Викторович студент 1 курса, факультет «Агрохимии и Защиты растений» Кубанский государственный аграрный университет, Россия, г. Краснодар

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10725 РАЗВОД В АРАБСКИХ СТРАНАХ

Oksanich Yuri Evgenievich

1st year student, Faculty of "Agrochemistry and Plant Protection" Kuban State Agrarian University, Russia, Krasnodar Pesotsky Nikolay Viktorovich 1st year student, Faculty of "Agrochemistry and Plant Protection" Kuban State Agrarian University, Russia, Krasnodar

DIVORCE IN ARAB COUNTRIES

Аннотация

В этой статье рассмотрены проблемы бракоразводного процесса в арабских странах. Abstract

This article deals with the problems of divorce in Arab countries.

Ключевые слова: брак, развод, отношения, правовые нормы, угнетение, защита прав, правовая регламентация

Keywords: marriage, divorce, relations, legal norms, oppression, protection of rights, legal regulation

Что же такое развод? По данным Википедии — развод- это формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. Дело доходит до развода, когда отношения в семье не складываются. К сожалению развод в арабских странах стал явлением обычным и распространенным. Подавляющее большинство арабов христиан относятся к религиозным представлениям где развод запрещен. Что же касается мусульман то они относятся к этому действию более спокойно и не видят в этом ничего страшного. Этот акт строго регулируется религиозным правом.

О супружеских отношениях Тахтави писал: «Супруги должны стараться любить друг друга как можно сильнее. Никто не должен повышать голос на другого и каждый должен считаться с желанием другого: мужчины - в любви, а женщины - в послушании... Ни один из супругов не вправе обвинять другого за прошлые ошибки. Оба супруга не должны разлучаться без слов, напоминающих о любви и любимом даже на день. Супруги не должны встречать закат в гневе друг на друга»

Турк отмечает в своей статье, что В «Новой женщине» К. Амин изложил программу раскрепощения мусульманки, резко осудив порядки, освященные шариатом. Свои требования он сформулировал следующим образом: запрещение полигамии (многоженства); ограничение права мужчины на развод; образование женщины; уничтожение хи-джаба (чадры); гарантии права женщины на труд. Произведения Касима Амина впоследствии стали настольной книгой первых египетских феминисток. «Программа Касима Амина» еще многие годы вдохновляла арабских борцов за освобождение женщины, а «женская» тема надолго осталась одной из главных тем новоарабской литературы[1]

Абдо в своих работах высказался и по женскому вопросу. В сфере брачно-семейных отношений он категорически выступил против полигамии и легкого развода для мужчин. В своем тафсире (толковании Корана) Абдоутверждал, что мужчины и женщины по своей природе равны перед Аллахом, и что ислам выражает уважение к женщине и утверждает ее равенство с мужчиной. В качестве аргумента М. Абдо обращается к аяту 3 суры 4 «Женщины», содержащему прямое указание на возможность иметь четыре жены: «А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете... то на одной.» [5]. Абдо отмечал, что в приведенном отрывке фиксируются два условия полигамии. Во-первых, муж обязан материально обеспечить всех своих жен. Во-вторых, супруг должен проявлять к женам одинаковое отношение, что, по его мнению, неосуществимо. Таким образом, М. Абдо усматривал в кораническом предписании желательность и предпочтительность моногамии [2].

Вопрос о правах женщин стал разменной монетой: когда выгодно было демонстрировать свою «прогрессивность», Хосни Мубарак и его супруга Сюзанна вспоминали о борьбе против женского обрезания в Египте, что позволяло им предстать в позитивном свете перед репортерами из западных стран. В январе 2011 г. в Египте произошла революция с требованиями отставки бессменного президента Хосни Мубарака. Причинами массовых акций протеста стало низкое качество жизни, безработица, рост цен на продовольствие, отсутствие свободы слова. Женщины не только страдали от репрессий, как и мужчины, но и от дискриминационных законов. [3]

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#22i46),2©19 / VETERINARY SCIENCES

61

В годы правления президента Мубарака (1981—2011) роль женщины в обществе стала постепенно ухудшаться, новый закон 1987 года значительно ограничивал их политические права, новые законы также создавали дополнительные трудности для развода по желанию женщины. Вопрос о правах женщин стал разменной монетой: когда выгодно было демонстрировать свою «прогрессивность», Хосни Мубарак и его супруга Сюзанна вспоминали о борьбе против женского обрезания в Египте, что позволяло им предстать в позитивном свете перед репортерами из западных стран. [4]

Свою статью я бы хотел закончить словами Турк, что женщины Египта являются аутсайдерами в общественнополитической сфере, они традиционно слабо представлены в законодательных органах, занимают мало лидирующих позиций в правительстве. Политика здесь традиционно считается мужской вотчиной. Представительство женщин в органах политической власти характеризуется ген-дерной асимметрией. Гендерная структура власти свидетельствует о ее четком "мужском" профиле и, соответственно, о маргинальном положении женщин на политическом Олимпе. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что современные

египтянки активно борются за законное признание своих гендерных прав как необходимого условия модернизации страны, что представляется оптимистичным на фоне общей ситуации в арабском мире.

[5]

Библиографический список

1. Турк С.Н. «АРАБСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» И ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ЕГИПТЕ В КОНЦЕ XIX

- НАЧАЛЕ XX В., [23,211]

2. Турк С.Н. «АРАБСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» И ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ЕГИПТЕ В КОНЦЕ XIX

- НАЧАЛЕ XX В., [13,211]

3. Турк С.Н. Хоружая С.В. ИСТОРИЯ ФЕМИНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЕГИПТЕ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ [8, 184]

4. Турк С.Н. Хоружая С.В. ИСТОРИЯ ФЕМИНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЕГИПТЕ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ [14, 184]

5. Турк С.Н. Хоружая С.В. ИСТОРИЯ ФЕМИНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЕГИПТЕ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ [29, 184]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.