«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#22î4â),2©19 / VETERINARY SCIENCES
49
Дудник Виолетта Юрьевна
студентка 1 курса, факультет «Агрохимии и защиты растений» Кубанский государственный аграрный университет, Россия, г. Краснодар
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10720 РОЛЬ ЖЕНЩИН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АРАБСКИХ СТРАН
Dudnik Violetta Yurievna
1st year student, Faculty of "Agrochemistry and Plant Protection" Kuban State Agrarian University, Russia, Krasnodar
ROLE OF WOMEN IN THE POLITICAL LIFE OF ARAB COUNTRIES
Аннотация
Статья посвящена роли женщин в политической жизни арабских стран. Рассматривается вопрос о правовом статусе женщин арабского мира. Также проводится сравнительно-исторический анализ жизни мусульманского общества, которое наделено консервативными взглядами и стереотипами о роли женщин в обществе.
Abstract
The article is devoted to the role of women in the political life of Arab countries. The issue of the legal status of women in the Arab world is being considered. A comparative historical analysis of the life of Muslim society is also carried out, which is endowed with conservative views and stereotypes about the role of women in society.
Ключевые слова: арабский мир, политика, права женщин, конституция, свобода.
Keywords: Arab world, politics, women's rights, constitution, freedom.
Если обернуться назад и углубиться в историческую эпоху арабского мира, то можно увидеть, что он был главным экономическим, политическим и религиозным центром. Ближний Восток опережал большинство западных стран в правовой сфере. Что же происходит сейчас? На данный момент, большинство стран арабского мира утратили свою лидирующую позицию из-за упадка уровня правовой культуры общества, а также подавления самостоятельности женщин в выражении их прав, что является острой проблемой в развитии арабских стран. Почему? Это подчеркивает Турк, говоря, что любое общество должно развиваться постепенно и гармонично, но это не будет происходить, если в нем будет занижена женская роль. Ведь мужчина и женщина - это взаимодополняющее друг друга начало любого общества [1]. Однако, именно занижение женской роли и происходит в странах арабского мира. Традиционной системы законодательства у мусульман нет. Однако у них есть комплекс религиозно-правовых норм, которые отражены в Шариате. Главным источником шариата является Каран.
Турк в своей статье говорит, что о политических правах женщин в этой стране начали активно говорить только в XX веке, когда в 1926 г. вступил в действие Гражданский Кодекс, аналогичный Гражданскому Кодексу Швейцарии. В соответствии с ним турецкая женщина стала активным членом социальной жизни общества. Позже, в 1930 г. женщины впервые за всю историю государства получили право выбирать и быть избранными благодаря Муниципальному Кодексу. В 1934 г. В Конституцию были внесены изменения, по которым женщинам было дано право участвовать в выборах парламента [2]. Арабские женщины - самый дискриминируемый класс арабского общества. Жен-
щины не имели права голоса, не участвовали в выборах. Главное женской задачей было воспитание детей, семейный уют и смиренное поведение.
Турк также в своей статье отмечает, что, если семья женщины хочет насильно выдать её замуж, она в праве обратиться в суд. При этом религиозные браки в Турции не имеют никакой законной силы, рассматриваются лишь браки, зарегистрированные в уполномоченных органах [3]. 16 марта более 300 египетских женщин вышли на митинг с лозунгами о свободе и независимости, что вызвало небывалый ажиотаж среди народа. Большинство демонстранток были женами и дочерьми политиков, адвокатов, чиновников.
Женщин встречали с восхищением, любовью и приветственными возгласами. Данное активное женское движение привело к патриотическому подъему нации. Конечно, революционерок в последствии преследовали, избивали, расстреливали, но начало было положено. Восстание 1919 г. (всего оно длилось 55 дней) расшатало до основания колониальный порядок, созданный еще лордом Кро-мером. В волнениях 1919 г. жертвами борьбы с английским империализмом пали Шафика Мухам-мад, Фахима Рийад, Аиша Омар, Халида Халиль и др. Многие женщины были заключены в тюрьмы за участие в антибританском восстании. Данная революция с играла огромную роль в формировании нового самосознания женщин, их эмансипации. Было создано первое женское движение.
Турк также отмечает, что несмотря на то, что турецкая женщина присутствует практически во всех сферах общественной жизни и всех профессиях (на улицах дежурят женщины полицейские, они активно освоили юриспруденцию, банковское дело, предпринимательство, торговлю, искусство и т.д.), случаи насилия и притеснения прав женщины,
VETERINARY SCIENCES / <<Ш^ШетиМ~^®УГМа1>#22146),2©]]9
50_
дискриминации по половому признаку на работе и дома, к сожалению, довольно часты. В Турции существуют организации по защите прав женщин. В контексте возможного вступления Турции в Евросоюз эта тема становится особенно актуальной [4].
Спустя время, в 1956 году впервые в арабском обществе Конституция Египта разрешила женщинам активно участвовать в избирательном праве, то есть избирать и быть избранным на парламентских выборах. Женщинам также разрешалось занимать руководящие должности. В 1964 году в состав парламента состоявший из 360 парламентариев входили 8 женщин.
Турк обращает внимание читателей на то, что в истории Египта впервые две женщины - Равийя Аттия и Амина Шукри стали членами Национального собрания, а также профессор социологии Каирского университета, стала министром по социальным вопросам в правительстве. Таким образом, женщины вошли во властные структуры [4].
Представительницы этого прекрасного пола доказали, что проблемы глобального характера подвластны не только грубым, жестким, критическим, мужским умам, но и хрупким, нежным женским сердцам. Говорят, что женщина и политика -две вещи несовместимые, однако мы в который раз убеждаемся в обратном. В последние годы все более и более проявляется тенденция независимости женщин. Качества мужчины - защищать и принимать решения - проявляются все слабее, слабее. А женщины все чаще становятся ответственными и за себя, и за свою жизнь.
Турк подмечает, чтофеминистское движение в Турции активно развивается из-за явных недостатков современной политической системы. Хоть Конституция и защищает их права, в реальности они не всегда приводятся в действие. Турция - теократическое государство, поэтому некоторые ограничения, накладываемые Исламом, не порицаются обществом, а напротив, стимулируются. На одежду и внешний вид никаких законодательных ограничений не существует. Никто не имеет права принуждать женщину против её воли носить хиджаб или купаться в специальном мусульманском купальнике. Но несмотря на это, общество всё ещё не одобряет некоторые виды одежды. Например, 29 июля 2017 г. в Стамбуле женщины вышли на акцию протеста против навязанного им дресс-кода. На демонстрацию они пришли в джинсовых шортах и майках, которые обычно им носить не позволяют
[5].
Хочется завершить свою статью словами Турк, которая в своей работе утверждает, что хоть женщина и занимает значимое место в политической
жизни турецкого общества, она всё ещё недостаточно защищена со стороны закона. Определённые особенности мышления, сформировавшиеся за многие столетия, не позволяют воспринять тендерное равенство как часть жизни. Да, безусловно, у людей в Турции есть понимание того, что женщина такой же участник политической жизни общества, как и мужчина, но стереотипы, связанные с полом, всё ещё играют немаловажную роль в повседневной жизни, в семье и на работе. Некоторые законы Шариата противоречат законам и не позволяют стать равноправным членом общества, но борьба за права женщин в Турции не прекращается, а только усиливается. Западноевропейские тенденции сильно повлияли на процесс становления женщины на один уровень с мужчинами[6].
Библиографический список
1. Анкушина Г. А. Права женщин в странах арабского мира: прошлое, настоящее, а есть ли будущее? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 561-565
2. С. Н. Турк А.М. Васильев, И.Г. Рыбалкина, Гендер и власть: семья, общество, государство; РАН; Институт Африки // Гендерные исследования, - Москва,2008. Том 10
3. Турк С.Н. Мусульманское семейное право/ С.Н. Турк, Э.К. Беджанова // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2017. С. 162-164
4. Турк С. Н. Феминистское движение в Египте во второй половине ХХ - начале XXI В.: проблемы и перспективы // Общество: философия, история, культура. 2017. №2. URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/feministskoedvizhenie -v-egipte-vo-vtoroy-polovine-hh-nachale-hhi-v-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 15.12.2018).
5. Хоружая Светлана Владимировна, Турк Светлана Нальбиевна История феминистского движения в Египте: генезис и современные тенденции //Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2017. №128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-feministskogo-dvizheniya-v-egipte-genezisi-sovremennye-tendentsii (дата обращения: 15.12.2018).
6. Турк С.Н. Политические права женщин в современном Египте // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 71 -й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год. - Краснодар, 2016. - С. 707-708